ГБОУ Бакалинская коррекционная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
«Согласовано» Председатель профсоюзной организации ____________________ Скарякина М.В. | «Согласовано» руководитель ШМО _________________ Насырова Л.Р. | «Согласовано» зам. директора по ВР ___________________ Дырнаева Т.В. | «Утверждаю» Директор школы _________________ Гималтдинова Л.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по воспитательной работе в 10 б классе
на 2015-2016 уч. год
Составитель: Абдуллина Р.Р.
Бакалы – 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по воспитательной работе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
Положения о рабочей программе по воспитательной работе в классе, принятого на педагогическом совете 31.08.2015 г. и утвержденного директором школы.
Рабочая программа составлена на основе календарно-тематического плана воспитательной работы ГБОУ Бакалинской коррекционной школы-интернат для обучающихся с ОВЗ на 2015-2016 учебный год.
Режим занятий: 32 часа в неделю.
Формы воспитательских занятий: беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, конкурсы.
Программа коррекционно-образовательной работы направлении на работу с детьми десятого класса, где обучаются дети, имеющие различные ОВЗ (сенсоневральная тугоухостьII, III-IVстепени, глухота).
В 10 б классе обучаются пятеро учащихся: 2 девушки и 3 юношей. Состав класса по возрасту 17-19 лет. Коля воспитывается в детском доме. Родители Коли лишены родительских прав. Надя и Данис воспитываются в патронатной семье. Владика воспитывает мама. Диана в полной семье.
Все воспитанники физически развиты, активны и подвижны. Лидером класса продолжает быть Гильманов Владик.
Диана, Данис, Владик, Надя и Коля учатся хорошо.
Все учащиеся владеют навыками самообслуживания, добросовестно относятся к своим обязанностям, следят за своим внешним видом, выполняют режим дня.
У Нади тяжелое недоразвитие речи, словарный запас ограничен, общаются в основном только жестами. У Владика, Даниса, Дианы и Коли большой речевой запас, развита устная самостоятельная речь.
Воспитанники приветливы, доброжелательны, принимают активное участие в общественной жизни школы и района.
Программа воспитания в десятом классе направлена на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она предусматривает физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание и развитие девятиклассников в соответствии с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями.
Цель: устойчивое развитие личности воспитанника путем приобретения им социального знания, переживания ценности этого знания, формирование положительного отношения к общепринятым общественным ценностям, приобретение ребенком опыта самостоятельного действия.
Задачи:
- помочь детям в доступной для их возраста форме понять и осознать нравственные, этические, духовные ценности, привить положительное отношение к окружающей действительности,
- формирование учебной мотивации и развитие учебных навыков.
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Вести пропаганду здорового образа жизни.
- уделять внимание экологическому воспитанию.
- способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности.
- организация интересного и плодотворного досуга.
- вести работу над изучением ПДД и правил противопожарной безопасности.
- вести работу с трудными детьми.
Основные критерии воспитанности учащихся (ожидаемые результаты)
В ходе реализации программы у воспитанников девятого класса должны быть сформированы следующие навыки и умения адаптивного поведения:
- общеучебные навыки и умения;
- навыки коммуникативного поведения: владение навыками речевого обращения в различных ситуациях; осознание своей полезности другу, взрослому;
- навыки гигиены, необходимые в повседневной жизни;
- простейшие приемы ухода за живыми растениями в классе и спальной комнате;
- умение организовать свое рабочее место;
- умение ценить труд взрослых;
- бережное отношение к своему здоровью;
- соблюдение и поддержание чистоты в классе и спальной комнате;
- двигательная активность;
- понимание опасности для здоровья вредных привычек;
- соблюдение правил культурного поведения за столом;
- доброжелательное отношение к окружающим (честное, справедливое, отзывчивое);
- использование в речи вежливых слов;
- соблюдение правил школьника;
-соблюдение правил дорожного движения.
- знание народных праздников, обрядов, народных инструментов и игрушек;
-уважительное отношение к своему народу, к малой родине, к историческому прошлому;
-проявление гуманизма, милосердия.
Рабочая программа рассчитана на 3 воспитательских часа в неделю.
Остальные рабочие часы отводятся на выполнение режимных моментов, создание учебной мотивации, развитие учебных умений (самоподготовку), формирование самообслуживающих навыков (самообслуживающий труд), воспитание уважительного отношения к труду, формирование санитарно-гигиенических навыков (ЗОЖ), формирование норм и правил поведения, соблюдение техники безопасности,
Анализ воспитательской работы за 2014-2015 учебный год
Воспитательская работа велась согласно рабочей программы. Она велась по следующим направлениям: развитие личностных позиций, гражданского самосознания, профессиональное, трудовое и эстетическое воспитание.
По всем направлениям деятельности были проведены много различных мероприятий: классные часы, беседы, тесты, развивающие игры, экскурсии.
Все мероприятия проводились согласно рабочей программы и общешкольного календарного плана. Основное внимание уделялось сохранению и укреплению здоровья детей: проводились беседы, часы здоровья, изучались ПДД, проводились инструктажи и беседы по противопожарной безопасности.
Так же проводилась большая работа по трудовому воспитанию. Дети владеют навыками самообслуживания, содержат свои вещи в чистоте и порядке. В целях профориентации проводились беседы о профессиях, экскурсии на предприятия района.
Продолжалась работа по укреплению и сплочению детского коллектива. Проводились беседы о дружбе, любви и уважении друг к другу, организовывались совместные праздники в классе. Классный коллектив стал более сплоченным, дружелюбным.
В целях создания необходимых условий для развития гражданского самосознания велась работа по приобщению учащихся к культуре, традициям, а также изучались права и обязанности учащихся на учебу, отдых и труд.
Исходя из анализа воспитательного процесса в классе за прошедший год и на основе диагностических материалов, были определены цели, задачи и направления воспитательной работы на следующий учебный год. В новом учебном году планируется уделять больше внимания половому воспитанию, усилить работу по соблюдению дисциплины, режима дня. Продолжить работу по охране здоровья, трудовому воспитанию и творческому развитию, семейному воспитанию.
Тематическое планирование.
Для успешного воспитательного процесса работа ведется в нескольких направлениях:
Личностное развитие
- создание учебной мотивации,
- формирование норм и правил поведения,
- становление ребенка в группе,
- развитие партнерских отношений
Охрана здоровья.
-формирование санитарно-гигиенических навыков,
- пропаганда ЗОЖ,
- развитие убежденности в ответственности за свое здоровье.
Творческое воображение.
- развитие механизмов творческого восприятия,
- развитие механизмов продуктивного общения, умений принять других.
Трудовое воспитание.
- формирование навыков самообслуживания,
- развитие учебных умений,
- воспитание уважительного отношения к труду.
- профориентация.
Календарно-тематическое планирование воспитательских часов
№ | Направление | Тема занятий | Форма занятий | Кол-во час | Дата | Примечание, отметка о выполнении |
| | Сентябрь (13 часов) | | | | |
1 | Личностное развитие | Как я провел летние каникулы. Режим школы. | Беседа с элементами практики | 1 | 1.09 | |
2 | Охрана здоровья | Терроризм. Беслан. Часть 1. | Беседа по ТБ | 1 | 2.09 | |
3 | Охрана здоровья | Терроризм. Беслан. Часть 2. | Беседа, практ. изготовлению элементов для уголков спален. | 1 | 3.09 | |
4 | Личностное развитие | Если потеряны документы. | Беседа | 1 | 8.09 | |
5 | Личностное развитие | Вспомним школьные правила. Ремонт мебели в спальне. | Беседа | 1 | 9.09 | |
6 | Личностное развитие | Я старшеклассник. Режим дня – это важно! Составление графиков дежурства, распределение обязанностей. | Практическая работа | 1 | 10.09 | |
7 | Охрана здоровья | Правила дорожного движения. "Добрая дорога детства" Часть1. | Беседа | 1 | 15.09 | |
8 | Личностное развитие | Правила дорожного движения. Часть2. | Диалог | 1 | 16.09 | |
9 | Личностное развитие Трудовое воспитание | Диалог-беседа "Будь вежливым к девочкам" | Диалог Беседа | 1 | 17.09 | |
Трудовой десант. Инструктаж по ТБ при использовании ножей. | Практическая работа | | | С 18.09-25.09 |
10 | Охрана здоровья | Трудовой десант. Инструктаж по ТБ при чистке картофеля. | Беседа | | 22.09 | |
Личностное развитие | Пожар- его возникновение. | Беседа | 1 | 22.09 | |
11 | Личностное развитие | Будь вежливым к девочкам (женщинам). Подготовка к празднику осени. Хеллоуин. | Беседа | 1 | 23.09 | |
12 | Личностное развитие | Закон и общество. Взаимоотношения с другими странами. Сирия. | Беседа | 1 | 29.09 | |
13 | Личностное развитие | Времена года. | Беседа | 1 | 30.09 | |
| | Октябрь (13 часов) | | | | |
1 | Творческое воображение | День добра и уважения. Просмотр газеты «Сельские зори» | Беседа о пожилых людях | 1 | 1.10 | |
2 | Трудовое воспитание | Золотая осень. День осенних именинников. | Беседа Практическая работа | 1 | 6.10 | |
3 | Личностное развитие | Хороший ли я друг. | Беседа | 1 | 7.10 | |
4 | Творческое воображение | Лукошко добрых дел. | Практическое занятие | 1 | 8.10 | |
5 | Личностное развитие | Моя республика. Мой край родной. | Беседа | 1 | 13.10 | |
6 | Личностное развитие | Нежность и теплота к людям. | Беседа. | 1 | 14.10 | |
7 | Трудовое воспитание. | Благоустройство территории. Утепление окон. | Практическая работа | 1 | 15.10 | |
8 | Личностное развитие | Пожар- это опасно. | Беседа | 1 | 20.10 | |
9 | Охрана здоровья | Сны и воображение. Сон наркомана. | Беседа | 1 | 21.10 | |
10 | Личностное развитие | "Алло, мы ищем таланты!" Подготовка. | Практическое занятие | 1 | 22.10 | |
11 | Охрана здоровья | Азбука интимных отношений. (юноши) | Беседа с медсестрой | 1 | 27.10 | |
12 | Охрана здоровья | Осторожно-автомобиль! ПДД | Беседа, экскурсия | 1 | 28.10 | |
13 | Охрана здоровья | Беременность: как её избежать? | Беседа | 1 | 29.10 | |
| | Ноябрь (10 часов) | | | | |
1 | Личностное развитие | Посещение районной библиотеки. Внеклассное чтение. Ремонт книг. | Экскурсия Чтение книг, обсуждение | 1 | 5.11 | |
2 | Охрана здоровья | Не дадим вредным привычкам шанса! Наркотическая зависимость -способы избавления. | Беседа с элементами практики.. | 1 | 10.11 | |
3 | Охрана здоровья | Отрицательные эмоции и настроение. | Беседа с психологом. | 1 | 11.11 | |
4 | Охрана здоровья | В здоровом теле - здоровый дух. | Беседа | 1 | 12.11 | |
5 | Личностное развитие | Компромиссы в жизни. Диспут «Если бы я был президентом» | Диспут- беседа | 1 | 17.11 | |
6 | Охрана здоровья | Учимся правильно вести себя на дорогах. ПДД | Беседа с практическим занятием | 1 | 18.11 | |
7 | Основы гражданского и патриотического воспитания. | Что такое уголовная ответственность? Встреча с сотрудниками полиции. | Беседа | 1 | 19.11 | |
8 | Трудовое воспитание | Трудовой десант. Инструктаж по правилам поведения в столовой. | Беседа | 1 | 24.11 | С 20.11 по 27.11 |
9 | Личностное развитие | Умею ли я отдыхать? Потребность трудиться, зачем она? | Беседа | 1 | 25.11 | |
10 | Профориента ция. | Экскурсия в Башкорэнерго, Бакалинский РЭС | Экскурсия, беседа, встреча | 1 | 26.11 | |
| | Декабрь (13 часов) | | | | |
1 | Личностное развитие. | Вокруг света. Великобритания. | Беседа | 1 | 1.12 | |
2 | Охрана здоровья | Стресс и его последствия для организма. | Беседа | 1 | 2.12 | |
3 | Творческое воображение | Творческие фантазии. Модели костюмов. | Практическое занятие | 1 | 3.12 | |
4 | Охрана здоровья | Безопасность важнее всего. Пожарная безопасность. | Беседа | 1 | 8.12 | |
5 | Личностное развитие. | Правила хорошего тона. | Беседа | 1 | 9.12 | |
6 | Охрана здоровья | ПДД-зимой. | Беседа | 1 | 10.12 | |
7 | Охрана здоровья | Моё здоровье - моё богатство. Стрессы. | Беседа | 1 | 15.12 | |
8 | Трудовое воспитание | Диапазон профессий. | Беседа | 1 | 16.12 | |
9 | Трудовое воспитание | Модели костюмов. Выбор новогодних нарядов. | Практическое занятие | 1 | 17.12 | |
10 | Личностное развитие. | Мой характер, мне нравится. Игра-ситуация «Зеркало» | Беседа | 1 | 22.12 | |
11 | Личностное развитие. | Незваный гость Конкурс «Лакомка» | Практическое занятие | 1 | 23.12 | |
12 | Личностное развитие. | Праздник в доме. Сервировка стола. | Практическое занятие | 1 | 24.12 | |
13 | Личностное развитие. | Национальные традиции, обычаи, обряды. Как встречают Новый год? | Беседа | 1 | 29.12 | |
| | Январь (7 часов) | | | | |
1 | Личностное развитие | Время планеты (часовой пояс) | Практическое занятие | 1 | 14.01 | |
2 | Охрана здоровья | Профилактика простудных заболеваний. ВИЧ-инфицированные люди. | Встреча с медсестрой | 1 | 19.01 | |
3 | Охрана здоровья | Я выбираю профессию... | Беседа | 1 | 20.01 | |
4 | Личностное развитие | Оформление документов для устройства на работу. | Практическая работа | 1 | 21.01 | |
5 | Личностное развитие | Книга- самая, самая. | Беседа | 1 | 26.01 | |
6 | Охрана здоровья | Значение водных процедур для организма. | Беседа | 1 | 27.01 | |
7 | Охрана здоровья | Я пешеход. Я водитель. | Беседа | 1 | 29.01 | |
| | Февраль (11 часов) | | | | |
1 | Уважительное отношение к труду | Построение программы поведения по овладению профессий | Тесты | 1 | 2.02 | |
2 | Творческое воображение | Моё любимое занятие | Практическое занятие | 1 | 3.02 | |
3 | Трудовое воспитание | Трудовой десант. Инструктаж по правилам поведения в столовой. | Практическое занятие | 1 | 4.02 | С5.02 по 12.02 |
4 | Личностное развитие | Откуда ты родом? (шежере) | Беседа о семье, заполнение семейного древа | 1 | 9.02 | |
5 | Уважительное отношение к труду | Мои профессиональные перспективы | Беседа, тесты | | 10.02 | |
6 | Личностное развитие | Полетели валентинки… история праздника | Беседа | | 11.02 | |
7 | Уважительное отношение к труду | Трудовой десант | Практическое занятие | | 16.02 | |
8 | Личностное развитие | Моя домашняя библиотека | Беседа | | 17.02 | |
9 | Личностное развитие | Умеешь ли ты вести диалог? | Беседа | | 18.02 | |
10 | Охрана здоровья | Нет вредным привычкам | Беседа | | 24.02 | |
11 | Охрана здоровья | Мы мальчики! | Спортивные соревнования | | 25.02 | |
| | Март ( 11 часов) | | | | |
1 | Уважительное отношение к труду | Трудовой десант | Практическое занятие | 1 | 1.03 | |
2 | Творческое воображение | Подарок для женщине к 8 марта. | Практическое занятие | 1 | 2.03 | |
3 | Личностное развитие | А ну-ка девочки! Подготовка к конкурсу. | Беседа, игры, конкурсы | 1 | 3.03 | |
4 | Охрана здоровья | Особенности женского организма | Беседа | 1 | 9.03 | |
5 | Личностное развитие | В гостях у сказки | Инсценирование | 1 | 10.03 | |
6 | Личностное развитие | Моё настоящее и будущее. Мир без войны. | Беседа | 1 | 15.03 | |
7 | Личностное развитие | Как влияет выбор профессии на будущее? | Беседа | 1 | 16.03 | |
8 | Охрана здоровья | Знай правила! ПДД, пожаробезопасность, электробезопасность | Беседа | 1 | 17.03 | |
9 | Личностное развитие | Широкая Масленица! История праздника | Игры, конкурсы | 1 | 22.03 | |
10 | Личностное развитие | Родная армия. | Беседа | 1 | 23.03 | |
11 | Уважительное отношение к труду | Профессии-плотник, сварщик. | Беседа | 1 | 24.09 | |
| | Апрель (12 часов) | | | | |
1 | Охрана здоровья | 1 апреля. День всех смешинок. | Беседа | 1 | 5.04 | |
2 | Личностное развитие | Уроки осторожности «осторожно - высота», «бытовые приборы» | Беседа | 1 | 6.04 | |
3 | Личностное развитие | Посещение школьной библиотеки. Внеклассное чтение | Практическое занятие. | 1 | 7.04 | |
4 | Уважительное отношение к труду | Трудовой десант. Инструктаж по правилам поведения в столовой. | Трудовой десант. Инструктаж по правилам поведения в столовой. | 1 | 12.04 | С 8.04 по15.04 | |
5 | Самообслужи вающий труд | Ремонт одежды, чистка. | Практическое занятие. | 1 | 13.04 | |
6 | Личностное развитие | Уроки осторожности «Бродячие животные» | Беседа | 1 | 14.04 | |
7 | Личностное развитие | Как влияет выбор профессии на будущее? | Беседа | 1 | 19.04 | |
8 | Личностное развитие | День космоса. Если планета больна? Беседы про экологию | Беседа | 1 | 20.04 | |
9 | Охрана здоровья | Профилактика травматизма | Беседа | 1 | 21.04 | |
10 | Охрана здоровья | Подозрительный человек | Беседа | 1 | 26.04 | |
11 | Личностное развитие | Беседа о дружбе | Беседа | 1 | 27.04 | |
12 | Уважительное отношение к труду | Трудовой десант. Тимуровская команда. | Практическое занятие. | 1 | 28.04 | |
| | Май (13 часов) | | | | |
1 | Охрана здоровья | Нет-вредным привычкам | Беседа | 1 | 3.05 | |
2 | Личностное развитие | Встреча с ветеранами ВОВ | Беседа | 1 | 4.05 | |
3 | Творческое воображение | 9мая-День победы. Помним, любим, ждём. | Беседа | 1 | 5.05 | |
4 | Охрана здоровья | Наркомания-знак беды | Беседа | 1 | 10.05 | |
5 | Творческое воображение | Экскурсия в лес | Экскурсия | 1 | 11.05 | |
6 | Уважительное отношение к труду | Сельхозработы, работа в цветнике. | Практическое занятие. | 1 | 12.05 | |
7 | Охрана здоровья | Соблюдай ПДД | Беседа | | 17.05 | |
8 | Творческое воображение | Кулинарные рецепты | Практическое занятие. | 1 | 18.05 | |
9 | Личностное развитие | Правила поведения во время летних каникул, безопасность на водоемах | Беседа | 1 | 19.05 | |
10 | Охрана здоровья | Общение с незнакомыми людьми, | Беседа | 1 | 24.05 | |
11 | Личностное развитие | Скоро лето | Беседа | 1 | 25.05 | |
12 | Личностное развитие | Подведение итогов учебного года | Беседа | 1 | 26.05 | |
13 | Личностное развитие | День защиты детей. | Конкурсы | 1 | 31.05 | |
В 2015-2016 учебном году предполагается участие детей в общешкольных, районных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах в силу их способностей.
Список литературы
Организация и планировании е воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе- интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей.- 2-е изд.М, 2006
Наш выбор- здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации.авт.-сост.Н И.Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009
Внеклассные мероприятия: 9 класс.авт.-сот.О.Г.Черных.-м.:ВАКО.2011
Ресурсы Интернета.