СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-4 классы по изобразительному искусству

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель  предмета «Изобразительное искусство» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, вооружение школьников простейшими основами реалистического изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 1-4 классы по изобразительному искусству»


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_____ /______________ /

ФИО

«___» _________ 20__г.



«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

МБОУ «СОШ № 1»

_____ /______________ /

ФИО

Протокол №____ от

«___» _________ 20__г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «СОШ № 1»

_____ /______________ /

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


1-4 классы

по изобразительному искусству

Учитель первой категории Киселева М. В.













город Алексин Тульской области

2016 - 2017 учебный год




Пояснительная записка.


  1. Рабочая программа (не) соответствует государственным стандартам.

  2. Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:

- примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству (Сборник нормативных документов;

- Федерального компонента государственного стандарта;

-Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов. – М.: Дрофа, 2010.) ;

- авторской программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» (Изобразительное искусство.

Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы./ В.С.Кузин - М.: Дрофа, 2010.).

-базисного учебного плана работы школы;

3. Уровень программы: базовый

4. УМК соответствует федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

(указывается название и автор используемого учителем УМК или учебника)

- В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина.Изобразительное искусство. Учебник. 1-4 классы.

М., «Дрофа», 2013.



5. Рабочая программа адаптирована к особенностям МБОУ «СОШ №1»:

6. Цели и задачи изучения предмета на конкретной ступени образования:

Основная идея программы - воспитание гуманиста, личности с духовно-эстетическими потребностями, способной к творческому труду в любом виде деятельности.

В современных условиях состояния нашего общества, его образования, культуры всё более глубоко осознаётся тот факт, что особое место в развитии личности школьников, в их духовном становлении занимают искусство, художественные дисциплины, способные взращивать чувства прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умения понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы.


Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» Обязательного минимума содержания начального общего образования.

Главная цель предмета «Изобразительное искусство» – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием, вооружение школьников простейшими основами реалистического изобразительного искусства.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;

  • овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти по представлению,

  • ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации.

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства.


7. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа:

количество часов в год - в 1 классе отводится 33 часа; во 2-4 классе по 34 часа в год.

количество часов в неделю – 1час

Итого 135 часов















В основу программы положены принципы:

  • тематический принцип планирования материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

  • единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела « Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

  • система межпредметных связей (литературное чтение, русский язык, музыка, ознакомление с окружающим миром, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

На уроках необходимо демонстрировать следующие приёмы и методы работы с материалом. Формат – выбор размера и формы листа в зависимости от замысла. Приёмы работы простым карандашом, ластиком; средства графического выражения (штрих, линия, пятно); приёмы работы с акварельными красками: смешивание, густота красок. Работа с палитрой. Поиск композиции рисунка с использованием ритма и симметрии. Ознакомление со строением фигуры человека, животного. Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком, проводятся экскурсии в местные художественные и краеведческие музеи, используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях. Данная программа предусматривает классно-урочную форму обучения. Продолжительность урока 45 минут (1 урока в неделю).

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Предполагаемые результаты.

К концу первого года обучения   

Должны знать /понимать:

  • названия семи цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

  • элементарные правила смешения основных цветов (красный и синий дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный и т.д)

  • о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей события;

  • с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.).

Уметь:

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;

  • свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • правильно работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой поверхности);

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);

  • применять приёмы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);

  • рассказать, устно описать изображённые на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, дом, животное, машина, время года, время дня, погода и т.д.), действия (идут, сидят, разговаривают и т. д.); выразить своё отношение;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

  • выполнять простейшие композиции – аппликации.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.









К концу второго года обучения



После изучения предмета «изобразительное искусство» у учащихся во 2 классе должны сформироваться умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, научаться выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети приобретут навык решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников сформируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих 2 класс начальной школы», и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Учащиеся должны знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведений выдающихся отечественных художников (В.М. Васнецов, И.И. Левитан и др.)

  • использовать художественные материалы (цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению.), в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям и музыки;

  • создавать творческие работы на основе собственного замысла;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.



К концу 3 года обучения

Знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

  • известные центры народных художественных ремесел России;

  • ведущие художественные музеи России;

Уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных худож­ников, называть их авторов;

  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декора­тивно-прикладного искусства);

  • использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусств;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства и народного творчества.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


К концу 4 года обучения

Знать

  • о композиции, цвете, приёмах декоративного изображения

  • о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре

  • о художественной росписи по дереву (Полхов – Майдан, Городец), по фарфору (Гжель), о глиняной народной игрушке (Дымково), о декоративной росписи из Сергиева Посада, Семёнова

  • об основных цветах солнечного спектра, о главных красках (красная, жёлтая, синяя)

  • об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками

  • правила смешения цветов(красный и синий цвета дают в смеси фиолетовый, синий и жёлтый – зелёный, жёлтый и красный – оранжевый и. д.)

Уметь

  • выражать отношение к произведению

  • чувствовать сочетание цветов в окраске предметов их форм

  • сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом

  • изображать форму, строение, цвет предметов

  • соблюдать последовательное выполнение рисунка

  • определять холодные и тёплые цвета

  • выполнять эскизы декоративных узоров

  • использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге

  • применять приёмы народной росписи

  • расписывать готовые изделия по эскизу

  • применять навыки оформления в аппликации, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек



Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства)

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.










Календарно-тематическое планирование

1 класс


№ урока

Дата проведения по плану

Проведено

фактически

Раздел / Тема урока

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Применение ЭОР

1.



ДР «Волшебные краски». Акварель, гуашь.

Декоративное рисование. Самостоятельная работа по образцу.


2.



Форма и цвет предметов. Рисование с натуры листьев простой формы. Акварель, восковые мелки.

Рисование с натуры. Самостоятельная работа по образцу.


3.



Рисование с натуры фруктов. Акварель.

Рисование с натуры.


4.



Рисование с натуры овощей. Акварель.

Рисование с натуры.


5.



Рисование с натуры овощей. Акварель.

Рисование с натуры.


6.



Рисование с натуры, по памяти и по представлению осеннего дерева «Волшебные краски осеннего дерева». Акварель, гуашь.

Рисование по памяти или по представлению.


7.



Тематическое рисование «Осенний пейзаж».

Тематическое рисование.


8.



Тематическое рисование «Осенний пейзаж». Тампон, тычок, примакивание. Гуашь, акварель.

Тематическое рисование.


9.



Аппликация «Осень». Цветная бумага, ножницы, клей.

Декоративное рисование.


10.



Рисование с натуры игрушечного медведя.

Рисование с натуры.


11.



Рисование с натуры игрушечного медведя. Гуашь

Рисование с натуры.


12.



Тематическое рисование Иллюстрация к сказке «Три медведя».

Тематическое рисование.

Просмотр мультфильма

13.



Тематическое рисование Иллюстрация к сказке «Три медведя». Гуашь.

Тематическое рисование.


14.



Рисование с натуры. Елочная игрушка. Акварель.

Рисование с натуры.


15.



Тематическое рисование «Новогодний праздник».

Тематическое рисование.


16.



Тематическое рисование «Новогодний праздник». Гуашь, акварель.

Тематическое рисование.


17.



Геометрический орнамент в полосе.

Декоративное рисование.


18.



Геометрический орнамент в полосе. Гуашь.

Декоративное рисование.


19.



ДР «Элементы цветочного узора Городца». Гуашь.

Декоративное рисование.


20.



ДР «Растительный орнамент в полосе или в круге».

Декоративное рисование.


21.



ДР «Растительный орнамент в полосе или в круге». Акварель без карандаша или гуашь на цветном фоне.

Декоративное рисование.


22.



Зимний пейзаж. Акварель.

Рисование по памяти и по представлению.


23.



Тематическое рисование «Моя любимая мама».

Рисование по памяти и по представлению.


24.



Тематическое рисование «Моя любимая мама». Акварель, гуашь.

Рисование по памяти и по представлению.


25.



ДР Знакомство с промыслами. Гжель.

Декоративное рисование.


26.



ДР Знакомство с промыслами. Гжель.

Декоративное рисование.


27.



«Дымковская игрушка». Гуашь.

Декоративное рисование.


28.



Рисование с натуры ветки вербы. Акварель.

Рисование с натуры.


29.



«Весенний пейзаж». Акварель.

Тематическое рисование.


30.



Рисование с натуры, по памяти и по представлению весенних цветов.

Рисование по памяти и по представлению.


31.



Рисование игрушечных животных: Зайца, медведя, волка, лисы.

Рисование по памяти и по представлению.


32.

33.



Тематическое рисован Тематическое рисование. Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок»ие. Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок».

Тематическое рисование. Иллюстрация к русской народной сказке «Колобок».

Тематическое рисование.


Тематическое рисование.



Итого за учебный год 33часа






2 класс

№ урока

Дата проведения по плану

Проведено

фактически

Раздел / Тема урока

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Применение ЭОР

1.



Рисование с натуры осенних листьев простой формы. Карандаш, акварель.

Рисование с натуры.


2.



Рисование с натуры овощей и фруктов «Дары осени». Карандаш.

Рисование с натуры.


3.



Рисование с натуры овощей и фруктов «Дары осени». Акварель.

Рисование с натуры.


4.



Тематическое рисование, Иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…» Карандаш.

Тематическое рисование


5.



Тематическое рисование, Иллюстрация к стихотворению А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье…» Акварель.

Тематическое рисование


6.



Знакомство с промыслами. Хохлома. Элементы росписи. Гуашь.

Декоративное рисование.


7.



Эскиз украшения посуды хохломской росписью.

Декоративное рисование.


8.



Эскиз украшения посуды хохломской росписью. Гуашь.

Декоративное рисование.


9.



Тематическое рисование «Праздничная улица». Акварель, гуашь.

Тематическое рисование


10.



Рисование птиц по памяти и по представлению. Карандаши.

Рисование по памяти и по представлению.


11.



Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Тематическое рисование.


12.



Тематическое рисование. Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». Акварель, гуашь.

Тематическое рисование.


13.



Рисование по представлению веселого клоуна.

Рисование по памяти и по представлению.


14.



Рисование по представлению веселого клоуна.

Рисование по памяти и по представлению.


15.



Тематическое рисование .Иллюстрация к стихотворению С.Я.Маршака «Ёлка».

Тематическое рисование.


16.



Тематическое рисование. Иллюстрация к стихотворению С.Я.Маршака «Ёлка».

Тематическое рисование.


17.



Рисование куклы, ребенка с передачей простого движения. Карандаш.

Рисование с натуры.


18.



Тематическое рисование «Зимние развлечения с друзьями».

Тематическое рисование.


19.



Тематическое рисование «Зимние развлечения с друзьями». Акварель.

Тематическое рисование.


20.



Тематическое рисование «Мои друзья на границе».

Тематическое рисование.


21.



Тематическое рисование «Мои друзья на границе». Гуашь.

Тематическое рисование.


22.



Роспись дымковской игрушки (барыня). Гуашь.

Декоративное рисование.


23.



Тематическое рисование «С чего начинается Родина? С мамы!»

Тематическое рисование.


24.



Тематическое рисование «С чего начинается Родина? С мамы!»

Тематическое рисование.


25.



Рисование узора для русской вышивки.

Декоративное рисование.


26.



Рисование узора для русской вышивки.

Декоративное рисование.


27.



Рисование птиц по памяти и по представлению. Карандаши.

Рисование по памяти и по представлению


28.



Тематическое рисование «Весна. Прилет птиц».

Тематическое рисование.


29.



Тематическое рисование «Весна. Прилет птиц».

Тематическое рисование.


30.



Рисование бабочек по памяти и представлению

Рисование по памяти и по представлению


31.



Рисование с натуры тюльпанов. Акварель.

Рисование с натуры.


32.



Панно «Лето».

Декоративное рисование. Аппликация Коллективная работа


33.



Панно «Лето».

Декоративное рисование. Аппликация Коллективная работа


34.



Панно «Лето».

Декоративное рисование. Аппликация Коллективная работа


Итого за учебный год 34часа



3 класс

№ урока

Дата проведения по плану

Проведено

фактически

Раздел / Тема урока

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Применение ЭОР

1.



Прощаемся с теплым летом. Гуашь.

Тематическое рисование


2.



Осенние листья сложной формы.

Рисование с натуры.


3.



Осенние листья сложной формы. Акварель.

Рисование с натуры.


4.



Русская матрешка в осеннем уборе.

Декоративное рисование.


5.



Русская матрешка в осеннем уборе. Акварель, гуашь.

Декоративное рисование.


6.



Дары осеннего сада и огорода.

Рисование с натуры.


7.



Дары осеннего сада и огорода. Акварель, гуашь.

Рисование с натуры.


8.



Мы осенью готовимся к зиме. Цветные карандаши.

Тематическое рисование.


9.



Беседа: Сказка в произведениях русских художников.

Урок-беседа.


10.



Русский костюм. Цветные карандаши.

Декоративное рисование.


11.



Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане».

Тематическое рисование.


12.



Иллюстрирование "Сказки о царе Салтане». Гуашь.

Тематическое рисование.


13.



Игрушка «Золотая рыбка». Акварель.

Декоративное рисование.


14.



В сказочном подводном царстве.

Тематическое рисование.


15.



В сказочном подводном царстве. Акварель или гуашь на цветном фоне.

Тематическое рисование.


16.



Готовим сказочный наряд для елки. Гуашь.

Декоративное рисование.


17.



Рисование фигуры человека в зимней одежде. Карандаш.

Рисование по памяти или по представлению.


18.



Орудия труда людей. Цветные карандаши.

Рисование по памяти или по представлению.


19.



Тематическое рисование «Кем быть».

Тематическое рисование.


20.



Тематическое рисование «Кем быть». Гуашь.

Тематическое рисование.


21.



Красота в умелых руках. Знакомство с Хохломой. Элементы узора. Гуашь.

Декоративное рисование.


22.



Создаем хохломской узор для посуды.

Декоративное рисование.


23.



Создаем хохломской узор для посуды. Гуашь.

Декоративное рисование.


24.



Рисование зайца по памяти и представлению. Карандаш.

Рисование по памяти или по представлению.


25.



Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Тематическое рисование.


26.



Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Гуашь. Акварель.

Тематическое рисование.


27.



Рисование космонавта. Мелки, карандаши, фломастеры.

Рисование по памяти или по представлению.


28.



Тематическое рисование «Полет на другую планету».

Тематическое рисование.


29.



Тематическое рисование «Полет на другую планету». Гуашь.

Тематическое рисование.


30.



Рисование ветки вербы. Акварель.

Рисование с натуры.


31.



Беседа: Весна в произведениях художников.

Урок-беседа.


32.



Беседа: Весна в произведениях художников.

Урок-беседа.


33.



Тематическое рисование «Весна в моем городе».

Тематическое рисование.


34.



Тематическое рисование «Весна в моем городе». Гуашь,акварель.

Тематическое рисование.


Итого за учебный год

34 часа



4 класс

№ урока

Дата проведения по плану

Проведено

фактически

Раздел / Тема урока

Виды контроля,

самостоятельной деятельности

Применение ЭОР

1.



Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников».Тематическое рисование «Летний день».

Тематическое рисование.


2.



Беседа «Красота родной природы в творчестве русских художников».Тематическое рисование «Летний день».

Тематическое рисование.


3.



Рисование с натуры овощей и фруктов. Акварель.

Рисование с натуры.


4.



Искусство натюрморта. Рисование натюрморта ваза с яблоками.

Рисование с натуры.


5.



Искусство натюрморта. Рисование натюрморта ваза с яблоками. Гуашь, акварель.

Рисование с натуры.


6.



Образ человека в искусстве. Рисование фигуры человека. Взрослый и ребенок. Карандаш.

Рисование с натуры.


7.



Тематическое рисование «Моя семья».

Тематическое рисование.


8.



Тематическое рисование «Моя семья». Гуашь.

Тематическое рисование.


9.



Изучаем азбуку изобразительного искусства. Шар. Акварель или простой карандаш.

Рисование с натуры.


10.



Азбука изобразительного искусства. Прямоугольный параллелепипед. Карандаш.

Рисование с натуры.


11.



Русская изба.

Декоративное рисование.


12.



Русская изба. Простой карандаш, акварель.

Декоративное рисование.


13.



Рисование животных по памяти и представлению.

Рисование по памяти или по представлению.


14.



Рисование животных по памяти и представлению. Гуашь.

Рисование по памяти или по представлению.


15.



Готовимся к Новому году. Вырезание снежинок.

Декоративное рисование.


16.



Готовимся к Новому году. Вырезание снежинок. Белая бумага, ножницы.

Декоративное рисование.


17.



Беседа «Сказка в изобразительном искусстве».

Урок-беседа.


18.



Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Тематическое рисование.

видеофильм

19.



Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Тематическое рисование.


20.



Иллюстрирование «сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.

Тематическое рисование.


21.



Азбука изобразительного искусства. Рисование цилиндра. Акварель или простой карандаш.

Рисование с натуры.


22.



Натюрморт в искусстве. Рисование натюрморта из предметов быта.

Рисование с натуры.


23.



Натюрморт в искусстве. Рисование натюрморта из предметов быта. Гуашь.

Рисование с натуры.


24.



Рисование по памяти и представлению вороны и лисицы.

Рисование по памяти или по представлению.


25.



Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Тематическое рисование.


26.



Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Тематическое рисование.


27.



Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и лисица».

Тематическое рисование.


28.



Беседа «жанры изобразительного искусства».

Урок-беседа.


29.



Гжель Выполнение узора для посуды.

Декоративное рисование.


30.



Гжель Выполнение узора для посуды. Гуашь.

Декоративное рисование.


31.



Пейзаж в изобразительном искусстве. Тематическое рисование «Закат солнца».

Тематическое рисование.


32.



Пейзаж в изобразительном искусстве. Тематическое рисование «Закат солнца». Акварель.

Тематическое рисование.


33.



Рисование полевых цветов.

Рисование с натуры.


34.



Рисование полевых цветов. Акварель.

Рисование с натуры.


Итого за учебный год

34 часа



Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

В.С.Кузин Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа, 2008

Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. - М.: Дрофа, 2008.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 2010.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 2010


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Для учащихся:

Бумага формат А4, А3

Краски акварельные

Гуашь 9-24 цвета

Кисти белка №3, 6, 8

Цветная бумага

Цветной картон

Клей ПВА

Для педагога:

Бумага формат А4, А3

Краски акварельные

Гуашь 24 цвета

Кисти белка №3, 6, 9

Кисти колонок № 1, 3

Цветная бумага

Цветной картон

Клей ПВА

Бумага для пастели

Пастель 24 – 48 цветов

Тушь

Техническое оснащение занятий:

Мультимедийный проектор

Компьютер

Экран для демонстрации

Иллюстративный и раздаточный материал по темам программы

Магнитофон или CD проигрыватель и музыкальный ряд по темам программы.

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

Модели и натурный фонд

Гербарии

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Муляжи фруктов и овощей

Геометрические тела















Литература

Нормативно-правовые документы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 №2080 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год"

Программно-методические материалы

  1. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9кл./Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1998.

  2. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 1999.

  3. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4кл./Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 1991.

  4. Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8кл./Сост. Н.Н. Фомина и др.; Под ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 1995.

  5. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (1-й год обучения)/Науч, рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

  6. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Методические рекомендации. (2-й год обучения)/Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

  7. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Альбом (2-й год обучения)/Под ред. Т.Я. Шпикаловой. В 2 ч. - М.: Мозаика-Синтез, 1997.

  8. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.

  9. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 1-2кл. (1-4

  10. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 1. - М.: Дрофа, 1998.

  11. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3-4кл. (1-4): В 2 ч. Ч. 2. - М.: Дрофа, 1998

Материалы в помощь учителю

  1. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Гудилина С.И, Введение в цветоведение: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

  3. Гудилина С.И. Декоративно-прикладное искусство: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997.

  4. Гудилина С.И. Цветоведение: Таблицы для основной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997

  5. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Таблицы для начальной школы и методические рекомендации к ним. - М.: Интерсигнал, 1997