МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 с. Чермен" Пригородного муниципального района Республики Северная Осетия - Алания
МБОУ "СОШ №3 с. Чермен"
РАССМОТРЕНО ШМО учителей начальных классов ________________________ Газдиева Х.З Протокол №__ от «___» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________________________ Мизиева З.А Протокол №__ от «___» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ №3с.Чермен» ________________________ Баркинхоева Л.И Приказ №___ от «___» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4537380 )
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для 1 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по изобразительному искусству на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель программы по изобразительному искусству состоит в формировании художественной культуры обучающихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала обучающихся.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие духовной культуры обучающихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание программы по изобразительному искусству охватывает все основные виды визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
Программа по изобразительному искусству знакомит обучающихся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Содержание программы по изобразительному искусству структурировано как система тематических модулей. Изучение содержания всех модулей в 1–4 классах обязательно.
Общее число часов, отведённых на изучение изобразительного искусства, составляет 135 часов: в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Модуль «Графика»
Расположение изображения на листе. Выбор вертикального или горизонтального формата листа в зависимости от содержания изображения.
Разные виды линий. Линейный рисунок. Графические материалы для линейного рисунка и их особенности. Приёмы рисования линией.
Рисование с натуры: разные листья и их форма.
Представление о пропорциях: короткое – длинное. Развитие навыка видения соотношения частей целого (на основе рисунков животных).
Графическое пятно (ахроматическое) и представление о силуэте. Формирование навыка видения целостности. Цельная форма и её части.
Модуль «Живопись»
Цвет как одно из главных средств выражения в изобразительном искусстве. Навыки работы гуашью в условиях урока. Краски «гуашь», кисти, бумага цветная и белая.
Три основных цвета. Ассоциативные представления, связанные с каждым цветом. Навыки смешения красок и получение нового цвета.
Эмоциональная выразительность цвета, способы выражения настроения в изображаемом сюжете.
Живописное изображение разных цветков по представлению и восприятию. Развитие навыков работы гуашью. Эмоциональная выразительность цвета.
Тематическая композиция «Времена года». Контрастные цветовые состояния времён года. Живопись (гуашь), аппликация или смешанная техника.
Техника монотипии. Представления о симметрии. Развитие воображения.
Модуль «Скульптура»
Изображение в объёме. Приёмы работы с пластилином; дощечка, стек, тряпочка.
Лепка зверушек из цельной формы (например, черепашки, ёжика, зайчика). Приёмы вытягивания, вдавливания, сгибания, скручивания.
Лепка игрушки, характерной для одного из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская или каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Бумажная пластика. Овладение первичными приёмами надрезания, закручивания, складывания.
Объёмная аппликация из бумаги и картона.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узоры в природе. Наблюдение узоров в живой природе (в условиях урока на основе фотографий). Эмоционально-эстетическое восприятие объектов действительности. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства.
Узоры и орнаменты, создаваемые людьми, и разнообразие их видов. Орнаменты геометрические и растительные. Декоративная композиция в круге или в полосе.
Представления о симметрии и наблюдение её в природе. Последовательное ведение работы над изображением бабочки по представлению, использование линии симметрии при составлении узора крыльев.
Орнамент, характерный для игрушек одного из наиболее известных народных художественных промыслов: дымковская или каргопольская игрушка (или по выбору учителя с учётом местных промыслов).
Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации.
Оригами – создание игрушки для новогодней ёлки. Приёмы складывания бумаги.
Модуль «Архитектура»
Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям), обсуждение особенностей и составных частей зданий.
Освоение приёмов конструирования из бумаги. Складывание объёмных простых геометрических тел. Овладение приёмами склеивания, надрезания и вырезания деталей; использование приёма симметрии.
Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги, картона или пластилина.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки).
Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой.
Знакомство с картиной, в которой ярко выражено эмоциональное состояние, или с картиной, написанной на сказочный сюжет (произведения В. М. Васнецова и другие по выбору учителя).
Художник и зритель. Освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач – установок наблюдения. Ассоциации из личного опыта обучающихся и оценка эмоционального содержания произведений.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений.
Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
уважение и ценностное отношение к своей Родине – России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности; интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание осуществляется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты их эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственный поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают обучающемуся обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание – важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу – обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными действиями
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
передавать обобщённый образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное – светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий; проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в Интернете.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в обсуждении, проявляя уважительное отношение к противоположным мнениям, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и проявляя бережное отношение к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 1 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству:
Модуль «Графика»
Осваивать навыки применения свойств простых графических материалов в самостоятельной творческой работе в условиях урока.
Приобретать первичный опыт в создании графического рисунка на основе знакомства со средствами изобразительного языка.
Приобретать опыт аналитического наблюдения формы предмета, опыт обобщения и геометризации наблюдаемой формы как основы обучения рисунку.
Приобретать опыт создания рисунка простого (плоского) предмета с натуры.
Учиться анализировать соотношения пропорций, визуально сравнивать пространственные величины.
Приобретать первичные знания и навыки композиционного расположения изображения на листе.
Уметь выбирать вертикальный или горизонтальный формат листа для выполнения соответствующих задач рисунка.
Воспринимать учебную задачу, поставленную учителем, и решать её в своей практической художественной деятельности.
Уметь обсуждать результаты своей практической работы и работы товарищей с позиций соответствия их поставленной учебной задаче, с позиций выраженного в рисунке содержания и графических средств его выражения (в рамках программного материала).
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы красками «гуашь» в условиях урока.
Знать три основных цвета; обсуждать и называть ассоциативные представления, которые рождает каждый цвет.
Осознавать эмоциональное звучание цвета и уметь формулировать своё мнение с опорой на опыт жизненных ассоциаций.
Приобретать опыт экспериментирования, исследования результатов смешения красок и получения нового цвета.
Вести творческую работу на заданную тему с опорой на зрительные впечатления, организованные педагогом.
Модуль «Скульптура»
Приобретать опыт аналитического наблюдения, поиска выразительных образных объёмных форм в природе (например, облака, камни, коряги, формы плодов).
Осваивать первичные приёмы лепки из пластилина, приобретать представления о целостной форме в объёмном изображении.
Овладевать первичными навыками бумагопластики – создания объёмных форм из бумаги путём её складывания, надрезания, закручивания.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Уметь рассматривать и эстетически характеризовать различные примеры узоров в природе (в условиях урока на основе фотографий); приводить примеры, сопоставлять и искать ассоциации с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Различать виды орнаментов по изобразительным мотивам: растительные, геометрические, анималистические.
Учиться использовать правила симметрии в своей художественной деятельности.
Приобретать опыт создания орнаментальной декоративной композиции (стилизованной: декоративный цветок или птица).
Приобретать знания о значении и назначении украшений в жизни людей.
Приобретать представления о глиняных игрушках отечественных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушки или по выбору учителя с учётом местных промыслов) и опыт практической художественной деятельности по мотивам игрушки выбранного промысла.
Иметь опыт и соответствующие возрасту навыки подготовки и оформления общего праздника.
Модуль «Архитектура».
Рассматривать различные произведения архитектуры в окружающем мире (по фотографиям в условиях урока); анализировать и характеризовать особенности и составные части рассматриваемых зданий.
Осваивать приёмы конструирования из бумаги, складывания объёмных простых геометрических тел.
Приобретать опыт пространственного макетирования (сказочный город) в форме коллективной игровой деятельности.
Приобретать представления о конструктивной основе любого предмета и первичные навыки анализа его строения.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Приобретать умения рассматривать, анализировать детские рисунки с позиций их содержания и сюжета, настроения, композиции (расположения на листе), цвета, а также соответствия учебной задаче, поставленной учителем.
Приобретать опыт эстетического наблюдения природы на основе эмоциональных впечатлений с учётом учебных задач и визуальной установки учителя.
Приобретать опыт художественного наблюдения предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи (установки).
Осваивать опыт эстетического восприятия и аналитического наблюдения архитектурных построек.
Осваивать опыт эстетического, эмоционального общения со станковой картиной, понимать значение зрительских умений и специальных знаний; приобретать опыт восприятия картин со сказочным сюжетом (В.М. Васнецова и других художников по выбору учителя), а также произведений с ярко выраженным эмоциональным настроением (например, натюрморты В. Ван Гога или А. Матисса).
Осваивать новый опыт восприятия художественных иллюстраций в детских книгах и отношения к ним в соответствии с учебной установкой.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Приобретать опыт создания фотографий с целью эстетического и целенаправленного наблюдения природы.
Приобретать опыт обсуждения фотографий с точки зрения того, с какой целью сделан снимок, насколько значимо его содержание и какова композиция в кадре.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Ты учишься изображать | 10 | | | https://lib.myschool.edu.ru |
2 | Ты украшаешь | 9 | | | https://lib.myschool.edu.ru |
3 | Ты строишь | 8 | | | https://lib.myschool.edu.ru |
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 6 | | | https://lib.myschool.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 | 0 | 0 | |
Поурочное планирование
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Все дети любят рисовать: рассматриваем детские рисунки и рисуем радостное солнце | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
2 | Изображения вокруг нас: рассматриваем изображения в детских книгах | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
3 | Мастер изображения учит видеть: создаем групповую работу «Сказочный лес» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
4 | Короткое и длинное: рисуем животных с различными пропорциями | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
5 | Изображать можно пятном: дорисовываем зверушек от пятна или тени | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
6 | Изображать можно в объеме: лепим зверушек | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
7 | Изображать можно линией: рисуем ветви деревьев, травы | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
8 | Разноцветные краски. Рисуем цветные коврики (коврик-осень / зима или коврик-ночь / утро) | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
9 | Изображать можно и то, что невидимо: создаем радостные и грустные рисунки | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
10 | Художники и зрители: рассматриваем картины художников и говорим о своих впечатлениях | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
11 | Мир полон украшений: рассматриваем украшения на иллюстрациях к сказкам | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
12 | Цветы: создаем коллективную работу «Ваза с цветами» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
13 | Узоры на крыльях: рисуем бабочек и создаем коллективную работу – панно «Бабочки» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
14 | Красивые рыбы: выполняем рисунок рыб в технике монотипия | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
15 | Украшения птиц создаем сказочную птицу из цветной бумаги | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
16 | Узоры, которые создали люди: рисуем цветок или птицу для орнамента | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
17 | Здравствуй, лето! Рисуем красками «Как я буду проводить лето» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | 0 | 0 | |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Учусь быть зрителем и художником: рассматриваем детское творчество и произведения декоративного искусства | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
2 | Природа и художник: наблюдаем природу и обсуждаем произведения художников | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
3 | Художник рисует красками: смешиваем краски, рисуем эмоции и настроение | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
4 | Художник рисует мелками и тушью: рисуем с натуры простые предметы | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
5 | С какими еще материалами работает художник: рассматриваем, обсуждаем, пробуем применять материалы для скульптуры | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
6 | Гуашь, три основных цвета: рисуем дворец холодного ветра и дворец золотой осени | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
7 | Волшебная белая: рисуем композицию «Сад в тумане, раннее утро» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
8 | Волшебная черная: рисуем композицию «Буря в лесу» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
9 | Волшебные серые: рисуем цветной туман | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
10 | Пастель и восковые мелки: рисуем осенний лес и листопад | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
11 | Аппликация: создаем коврики на тему «Осенний листопад» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
12 | Что может линия: рисуем зимний лес | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
13 | Линия на экране компьютера: рисуем луговые травы, деревья | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
14 | Что может пластилин: лепим фигурку любимого животного | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
15 | Бумага, ножницы, клей: создаем макет игровой площадки | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
16 | Неожиданные материалы: создаем изображение из фантиков, пуговиц, ниток | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
17 | Изображение, реальность, фантазия: рисуем домашних и фантастических животных | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
18 | Украшение, реальность, фантазия: рисуем кружево со снежинками, паутинками, звездочками | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
19 | Постройка, реальность, фантазия: обсуждаем домики, которые построила природа | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
20 | Конструируем природные формы: создаем композицию «Подводный мир» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
21 | Конструируем сказочный город: строим из бумаги домик, улицу или площадь | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
22 | Изображение природы в различных состояниях: рисуем природу разной по настроению | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
23 | Изображение характера животных: передаем характер и настроение животных в рисунке | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
24 | Изображение характера человека: рисуем доброго или злого человека, героев сказок | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
25 | Образ человека в скульптуре: создаем разных по характеру образов в объеме – легкий, стремительный и тяжелый, неповоротливый | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
26 | Человек и его украшения: создаем кокошник для доброй и злой героинь из сказок | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
27 | О чем говорят украшения: рисуем украшения для злой и доброй феи, злого колдуна, доброго воина | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
28 | Образ здания: рисуем дома для разных сказочных героев | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
29 | Теплые и холодные цвета: рисуем костер или перо жар-птицы на фоне ночного неба | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
30 | Тихие и звонкие цвета, ритм линий создаем композицию «Весенняя земля» | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
31 | Характер линий: рисуем весенние ветки – березы, дуба, сосны | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
32 | Характер линий: рисуем весенние ветки – березы, дуба, сосны | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
33 | Ритм и движение пятен: вырезаем из бумаги птичек и создаем из них композиции | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
34 | Пропорции выражают характер: создаем скульптуры птиц | 1 | | | | https://lib.myschool.edu.ru |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Изображение, постройка, украшения и материалы: знакомимся с иллюстрациями и дизайном предметов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1496ae |
2 | Твои игрушки: создаем игрушки из подручного нехудожественного материала и/или из пластилина/глины | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14a932 |
3 | Посуда у тебя дома: изображаем орнаменты и эскизы украшения посуды в традициях народных художественных промыслов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14af2c |
4 | Обои и шторы у тебя дома: создаем орнаменты для обоев и штор | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14b166 |
5 | Орнаменты для обоев и штор: создаем орнаменты в графическом редакторе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14cd18 |
6 | Мамин платок: создаем орнамент в квадрате | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14b2c4 |
7 | Твои книжки: создаем эскизы обложки, заглавной буквицы и иллюстраций к детской книге сказок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1494d8 https://m.edsoo.ru/8a14c0e8 |
8 | Открытки: создаем поздравительную открытку | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14929e |
9 | Труд художника для твоего дома: рассматриваем работы художников над предметами быта | 1 | | | | |
10 | Памятники архитектуры: виртуальное путешествие | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14c35e |
11 | Исторические и архитектурные памятники: рисуем достопримечательности города или села | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14b490 |
12 | Парки, скверы, бульвары: создаем эскиз макета паркового пространства | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14b6e8 |
13 | Ажурные ограды: проектируем декоративные украшения в городе | 1 | | | | |
14 | Волшебные фонари: создаем малые архитектурные формы для города (фонари) | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14b8e6 |
15 | Витрины: создаем витрины - малые архитектурные формы для города | 1 | | | | |
16 | Удивительный транспорт: рисуем или создаем в бумагопластике фантастический транспорт | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ba1c |
17 | Труд художника на улицах твоего города: создаем панно «Образ моего города» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14bd46 |
18 | Художник в цирке: рисуем на тему «В цирке» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14a19e |
19 | Художник в театре: создаем эскиз занавеса или декораций сцены | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14a45a |
20 | Театр кукол: создаем сказочного персонажа из пластилина или в бумагопластике | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14a7f2 |
21 | Маска: создаем маски сказочных персонажей с характерным выражением лица | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14996a |
22 | Афиша и плакат: создаем эскиз афиши к спектаклю или фильму | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14982a |
23 | Праздник в городе: создаем композицию «Праздник в городе» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14a626 |
24 | Школьный карнавал: украшаем школу, проводим выставку наших работ | 1 | | | | |
25 | Музей в жизни города: виртуальное путешествие | 1 | | | | |
26 | Картина – особый мир: восприятие картин различных жанров в музеях | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14c71e |
27 | Музеи искусства: участвуем в виртуальном интерактивном путешествии в художественные музеи | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d0d8 https://m.edsoo.ru/8a14ca48 |
28 | Картина-пейзаж: рисуем пейзаж, отображаем состояние природы | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a149c3a https://m.edsoo.ru/8a14c890 |
29 | Картина-портрет: рассматриваем произведения портретистов, сочиняем рассказы к портретам | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a149eb0 |
30 | Изображение портрета: рисуем портрет человека красками | 1 | | | | |
31 | Картина-натюрморт: рисуем натюрморт | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a149abe |
32 | Картины исторические и бытовые: создаем композицию историческую или бытовую | 1 | | | | |
33 | Скульптура в музее и на улице: лепим эскиз парковой скульптуры | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14acca |
34 | Художественная выставка: организуем художественную выставку работ обучающихся | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Каждый народ строит, украшает, изображает: рассматриваем и обсуждаем произведения великих художников, скульпторов, архитекторов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fe78 |
2 | Пейзаж родной земли: рисуем пейзаж по правилам линейной и воздушной перспективы красками | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d4ca https://m.edsoo.ru/8a14dd4e https://m.edsoo.ru/8a150e90 |
3 | Деревянный мир: создаем макет избы из бумаги | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f630 |
4 | Изображение избы: рисуем и моделируем избу в графическом редакторе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151070 |
5 | Деревня: создаем коллективное панно «Деревня» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14eafa |
6 | Красота человека: создаем портрет русской красавицы (в национальном костюме с учетом этнокультурных особенностей региона) | 1 | | | | |
7 | Красота человека: изображаем фигуру человека в национальном костюме | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ec6c https://m.edsoo.ru/8a14ede8 |
8 | Народные праздники: создаем панно на тему народных праздников | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14e302 |
9 | Родной угол: изображаем и моделируем башни и крепостные стены | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14fcca |
10 | Родной край: создаем макет «Древний город» | 1 | | | | |
11 | Древние соборы: изображаем древнерусский храм | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f838 |
12 | Города Русской земли: рисуем древнерусский город или историческую часть современного города | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14db64 |
13 | Древнерусские воины-защитники: рисуем героев былин, древних легенд, сказок | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14d7b8 |
14 | Великий Новгород: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | | |
15 | Псков: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | | |
16 | Владимир и Суздаль: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | | |
17 | Москва: знакомимся с памятниками древнерусского зодчества | 1 | | | | |
18 | Узорочье теремов: выполняем зарисовки народных орнаментов | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14ec6c https://m.edsoo.ru/8a14e938 |
19 | Пир в теремных палатах: выполняем творческую работу «Пир в теремных палатах» | 1 | | | | |
20 | Страна восходящего солнца: изображаем японский сад | 1 | | | | |
21 | Страна восходящего солнца: изображаем японок в национальной одежде и создаем панно «Праздник в Японии» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f036 |
22 | Народы гор и степей: моделируем юрту в графическом редакторе | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14f270 |
23 | Народы гор и степей: рисуем степной или горный пейзаж с традиционными постройками | 1 | | | | |
24 | Города в пустыне: создаём образ города в пустыне с его архитектурными особенностями | 1 | | | | |
25 | Древняя Эллада: изображаем олимпийцев в графике | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151584 |
26 | Древняя Эллада: создаем панно «Олимпийские игры в Древней Греции» | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15074c |
27 | Европейские города: рисуем площадь средневекового города | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15088c https://m.edsoo.ru/8a14faa4 https://m.edsoo.ru/8a150a80 |
28 | Многообразие художественных культур в мире: создаем презентацию на тему архитектуры, искусства выбранной эпохи или этнокультурных традиций народов России | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a151a7a https://m.edsoo.ru/8a151318 |
29 | Материнство: изображаем двойной портрет матери и ребенка | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a15006c |
30 | Мудрость старости: создаем живописный портрет пожилого человека | 1 | | | | |
31 | Сопереживание: выполняем тематическую композицию «Сопереживание» | 1 | | | | |
32 | Герои-защитники: создаем презентацию памятника героям и защитникам Отечества, героям Великой Отечественной войны | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a150cb0 https://m.edsoo.ru/8a14e4c4 |
33 | Герои-защитники: лепим из пластилина эскиз памятника героям или мемориального комплекса ко Дню Победы в Великой Отечественной войне | 1 | | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a14e6b8 |
34 | Юность и надежды: создаем живописный детский портрет | 1 | | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Изобразительное искусство: 1-й класс: учебник, 1 класс/ Неменская Л. А.; под редакцией Неменского Б. М., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы. https://catalog.prosv.ru/attachment/1af29532-4d54-11db-9da7-00304874af64.pdf
2. Рабочая программа начального общего образования предмета "Изобразительное искусство" https://edsoo.ru/Predmet_Izobrazitelnoe.htm
3. Учебник по изобразительному искусству Л.А. Неменская. Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1-4 класс.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://lib.myschool.edu.ru
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru
Открытый урок
https://urok.1sept.ru/
Инфоурок
https://infourok.ru/
Открытая сеть работников образования
https://nsportal.ru/