Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для обучающихся 1 (подготовительного) и 1 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19 декабря 2014 года №1598), АООП НОО для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант 6.3), Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой., 2011 г., авторской программы по математике Алышевой Т.В. и учебного плана ГКОУ «С(К)ШИ №5» г.Оренбурга на 2020-2022 учебный год.
По ФГОСу для обучающихся с ОВЗ (вариант 6.3), который свидетельствует, что обучающиеся получают образование в пролонгированные сроки обучения, программа курса «Математика» за 1 класс изучается в течение двух лет (1 подготовительный и 1 класс).
Программа курса «Математика» реализует основные положения концепции о стандартах специального образования.
В системе предметов образовательной школы «Математика» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цель - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальным нарушением в современное общество.
Для достижения поставленной цели изучения математики необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- формирование доступных учащимся математических знаний и умений практически применять их в повседневной жизни, при изучении других учебных предметов, подготовка учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками;
- максимальное общее развитие учащихся средствами данного учебного предмета, коррекция недостатков развития познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитание у учащихся целенаправленности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности.
Общая характеристика курса
Содержание математики как курса в 1-4 классах включает пропедевтику обучения математике, т.е. развитие дочисловых представлений, нумерацию натуральных чисел в пределах 100, нуля, единицы измерения величин (стоимости, длины, массы, времени), их соотношений, измерения в указанных мерах, четыре арифметических действия с натуральными числами, элементы геометрии. Каждый раздел включает решение текстовых арифметических задач. В зависимости от подготовки учащихся к обучению в школе они могут быть зачислены в 1 п (пропедевтико-диагностический) или первый класс. В 1 классе пропедевтика математики продолжается первую учебную четверть. В каждом классе весь математический материал представлен в программе основными выше перечисленными разделами математики. В зависимости от возможностей учащихся этот материал распределяется целесообразно учителем по учебным четвертям с учетом актуального уровня и «зоны ближайшего развития» каждого ученика. Распределение математического материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся, поэтому в процессе обучения необходим постепенный переход от чисто практического обучения в младших классах к практико-теоретическому – в старших. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе математического материала учитывались индивидуальные возможности учащихся по усвоению математических представлений, знаний, умений практически их применять. Поэтому в каждом классе математический материал усваивается учащимися на различном уровне, т.е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении. После изложения программного материала в конце каждого класса четко обозначены базовые математические представления, которые должны усвоить все учащиеся и два уровня умений применять полученные знания на практике. Разграничиваются умения, которыми учащиеся могут овладеть и самостоятельно применять в учебной и практической деятельности (достаточный уровень) и те, которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы, но очень важны с точки зрения их практической значимости (минимальный уровень) и поэтому в программе предусмотрены возможности выполнения некоторых заданий "с помощью учителя",опираясь на использование счетного материала, таблиц (сложения, вычитания, умножения, деления, соотношения единиц измерения и др.). Понижать уровень обучения нужно в случае крайней необходимости, только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Описание места курса в учебном плане
Рабочая программа курса «Математика» на 2020-2021 год рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю(33 учебные недели)
Проверочных работ – 1;
На 2021-2022 год рассчитана на 132 часа, 4 часа в неделю(33 учебные недели)
Проверочных работ – 1.
Планируемые результаты
Личностные:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
- осознать себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать выходить из-за парты и т. д.);
- работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Предметные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы по признакам, а также такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков).
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- выполнять элементарные арифметические действия;
- наблюдать.
Достаточный уровень:
- сравнивать по цвету, величине, размерам, массе, форме 2-4 предмета;
- сравнивать предметы по одному и нескольким признакам;
- называть положение предметов на плоскости и в пространстве относительно себя, друг друга; показать на «себе» положение частей тела, рук и т.д.
- изменять количество предметов, устанавливать взаимно однозначное соответсвие;
- образовывать, читать и записывать числа 0, 1-10;
- считать в прямом и обратном порядке по единице, по 2, по 5, по 3 в пределах 10;
- знать счет количественный и порядковый
- заменять десять единиц одним десятком, (1 дес.= 10 ед.);
- сравнивать числа и предметные совокупности, добавлять недостающие, убирать лишние предметы;
- решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, требующие выполнение одного и двух действий;
- пользоваться переместительным свойством сложения;
- знать состав чисел первого десятка из двух слагаемых;
- знать таблицу сложения и вычитания в пределах 10 (наизусть);
- знать монеты 1р., 2р., 5р., 1к., 5к., 10к., бумажную купюру 10р.;
- заменять несколько монет по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажной купюрой 10р.; разменивать монеты достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажную купюру 10р. по одному рублю (копейке) и другими возможными способами (не более 3-х монет). - решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера;
- отображать точку на листе бумаги, на классной доске;
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию;
- проводить прямую линию через одну и две точки;
- обводить геометрические фигуры по контуру, шаблону и трафарету.
Минимальный уровень:
- различать два предмета по цвету, величине, размеру, массе;
- сравнивать предметы по одному признаку,
- знать о положении предметов на плоскости;
- знать о положении предметов в пространстве относительно себя;
- образовывать, читать и записывать числа первого десятка;
- считать в прямом и обратном порядке по единице в пределах 10 (счет по 2, по 5 , по 3 не обязателен); сравнивать группы предметов (называть и показывать лишние или недостающие не обязательно);
- решать примеры в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 с помощью счетного и дидактического материала;
- уметь пользоваться таблицей состава чисел (из двух чисел), таблицей сложения и вычитания в пределе 10;
- решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и разности (остатка), записывать решение в виде арифметического примера (с помощью учителя);
- заменять несколько монет по 1р. (1к.) одной монетой достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажной купюрой 10р.; разменивать монеты достоинством 2р., 5р. (5к., 10к.), бумажную купюру 10р. по одному рублю (копейке) (с помощью учителя);
- строить прямую линию с помощью линейки, проводить кривую линию (необязательно проводить прямую линию через одну и две точки);
- обводить геометрические фигуры по трафарету.
Содержание курса
1 (подготовительный) класс
Общие понятия (31ч)
Представления о величине: большой – маленький (больше – меньше, одинаковые (равные)по величине).
Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте), широкий – узкий (шире – уже, одинаковые (равные) по ширине), толстый – тонкий (толще – тоньше, одинаковые (равные) по толщине), глубокий – мелкий (глубже – мельче, одинаковые (равные) по глубине).
Сравнение по величине и размеру 2-4 предметов. Представления о массе: тяжелый – легкий (тяжелее – легче, одинаковые (равные) по тяжести, такой же тяжести).
Сравнение по тяжести 2-4 предметов. Количественные представления: мало, много, столько же, несколько, немного, одинаковое количество (поровну).
Изменение количества (на примере работы с предметами, сыпучими и жидкими веществами).
Сравнение количества предметов путем установления взаимно однозначного соответствия больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, лишние, недостающие предметы.
Временные представления: времена года: зима, весна, лето, осень.
Сутки: утро, день, вечер, ночь. Неделя (7 суток), дни недели. Вчера, сегодня, завтра, на следующий день, позавчера, послезавтра, давно, недавно, быстро, медленно рано, поздно.
Возраст: молодой – старый (моложе – старше).
Пространственные представления: вверху – внизу, впереди – сзади, слева – справа, далеко – близко, рядом, между, около, в середине, на, в, над ,под, перед, за, напротив, между. Расположение на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, в середине (центре), правый нижний, правый верхний, левый нижний, левый верхний углы.
Отношения порядка следования: первый, последний, крайний, перед, после, за, следующий за, следом, между.
Геометрические материал: шар, куб, брус, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Составление геометрических фигур, разрезанных на несколько частей (по упрощенной схеме). Составление геометрических фигур из счетных палочек.
Первый десяток (101 ч)
Название и обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в силовом ряду (0 – 9). Сравнение чисел. Сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы.
Число и цифра 10. Десять единиц – один десяток.
Состав числа первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении действия вычитания. Точка, линия: прямая и кривая, отрезок. Ознакомление с линейкой, как чертежным инструментом. Построение произвольной прямой с помощью линейки, изображение точки, кривой линии. Построение прямой через одну и две точки. Обводка геометрических фигур по контуру, шаблону и трафарету. Штриховка, закрашивание по заданию (в разных направлениях).
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Общие понятия | 31 |
2 | Первый десяток. | 101 |
ИТОГО: 132ч |
1 класс
Меры 15 ч
Единицы (мера) стоимости копейка. Обозначение: 1 к. Размен и замена.
Второй десяток (108 ч)
Название компонентов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
Название, обозначение, десятичный состав чисел 11 – 20. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел1 – 10 с рядом чисел 11 – 20. Числовой ряд 1 – 20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишнее, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
Закрепление (9 ч)
Закрепление пройденного материала. Решение примеров и задач на сложение и вычитание.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Меры | 15 |
2 | Второй десяток | 108 |
5 | Закрепление | 9 |
ИТОГО 132ч |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
1( подготовительный) класс |
Общие понятия (31 ч.) |
1. | Диагностика знаний обучающихся. Цвет, назначение предметов. | Строят объясняют простейшие логические выражения. Находят общие свойства группы предметов. | | |
2. | Круг. | Выбирают, узнают фигуру круг. Исследуют круг с помощью зрения, тактильных ощущений, речи. | | |
3. | Большой– маленький. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
4. | Одинаковые, равные по величине. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
5. | Слева – справа. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Сравнивают разные способы вычислений, выбирать удобный. | | |
6. | В середине, между. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. | | |
7. | Квадрат | Выбирают, узнают фигуру квадрат. Исследуют квадрат с помощью зрения, тактильных ощущений, речи. | | |
8. | Вверху – внизу, выше – ниже, верхний – нижний, на, над, под. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. | | |
9. | Длинный – короткий. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. | | |
10. | Внутри – снаружи, в, рядом, около. | Строят объясняют простейшие логические выражения. Находят общие свойства группы предметов; проверяют его выполнение для каждого объекта группы. | | |
11. | Треугольник. | Выбирают, узнают фигуру треугольник. Исследуют треугольник с помощью зрения, тактильных ощущений, речи. | | |
12. | Широкий – узкий. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
13. | Далеко – близко, дальше – ближе, к, от. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
14. | Прямоугольник. | Выбирают, узнают фигуру прямоугольник. Исследуют прямоугольник с помощью зрения, тактильных ощущений, речи. | | |
15. | Высокий – низкий. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
16. | Глубокий – мелкий. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
17. | Впереди – сзади, перед, за. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
18. | Первый – последний, крайний, после, сле-дом, следующий за. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
19. | Толстый – тонкий. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
20. | Сутки: утро, день, вечер, ночь. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
21. | Рано – поздно. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
22. | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
23. | Быстро – медленно. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
24. | Тяжелый – лёгкий. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
25. | Много – мало, несколько. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
26. | Один – много, ни одного. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
27. | Давно, недавно. | Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения. Характеризуют явления и события с использованием величин. | | |
28. | Молодой – старый. | Сравнивают членов своей семьи по заданному признаку. Выбирают и группируют по заданному признаку предметы, картинки. | | |
29. | Больше – меньше, столько же, одинаковое (равное) количество. | Преобразовывают множества по заданному признаку. Сравнивают множества и уравнивают их. | | |
30. | Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ. | Сравнивают объём сыпучих веществ, жидкостей с помощью мерок. Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. | | |
31. | Повторение по теме: «Общие понятия». | Называют основные свойства предметов, геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. сравнивать, классифицировать предметы, объединять в группы по общему признаку, ориентироваться во времени. | | |
Первый десяток101 ч.) |
| Число и цифра 1. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуютситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Число и цифра 2. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Состав числа 2. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Понятие: пара. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Понятие: знак = (равно), (больше). | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Понятие: знак – (минус), + (плюс). | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Сравнение чисел 1 и 2. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости | | |
| Понятие: «было-стало». Составление и решение задач (1+1=2, 2–1=1). | Составляют примеры из известных чисел. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | | |
| Шар. | Выбирают, узнают фигуру шар. Сопоставляют объёмную фигуру с плоскостной. | | |
| Число и цифра 3. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Числа и цифры 1, 2, 3. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Сравнение чисел 1, 2, 3. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Состав числа 3. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Понятие о примерах на сложение. | Составляют примеры на сложение из известных чисел. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | | |
| Понятие о примерах на вычитание. | Составляют примеры на вычитание из известных чисел. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия Группируютчисла по заданному правилу. | | |
| Решение задач в пределах 3. | Применяюттермины, связанные с понятием «задача». решать простые задачи на сложение и вычитание. | | |
| Понятие: условие задачи, вопрос, ответ задачи. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Применяюттермины, связанные с понятием «задача». решать простые задачи на сложение и вычитание. | | |
| Обобщение по теме: «Число и цифра 3» | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Куб. | Выбирают, узнают фигуру куб. Сопоставляют объёмную фигуру с плоскостной. | | |
| Проверочная работа за 1 полугодие | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Работа над ошибками. Закрепление по теме: «Числа 1, 2, 3». | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Число и цифра 4. Состав числа 4. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 4. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости Составляют и выполняют действия в пределах 4. | | |
| Составление и решение задач по теме: «Число 4» | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Брус. | Выбирают, узнают фигуру брус. Сопоставляют объёмную фигуру с плоскостной. Моделируют изученные арифметические зависимости | | |
| Число и цифра 5. Состав числа 5. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 5. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление и решение задач по теме: «Число 5» | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Прибавление и вычитание по 1, 2, 3, 4. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Составляют примеры на вычитание из известных чисел. Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия | | |
| Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания (подбором). | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Закрепление по теме: «Числа от 1 до 5». | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Точка. Линия. Замкнутая и незамкнутая линия. | Определяют геометрические фигуры по заданному признаку. Учатся чертить простейшие геометрические фигуры с помощью инструментов. | | |
| Овал. | Выбирают, узнают фигуру овал. Обводят, рисуют с помощью чертёжных инструментов овал. Используют математическую терминологию. | | |
| Число и цифра 0. Сравнение чисел 1-5 с числом 0. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Число и цифра 6. Состав числа 6. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 6. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости Составляют и выполняют действия в пределах 6. | | |
| Сравнение чисел. Равенство и неравенство чисел. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуютситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Компоненты сложения. Переместительное свойство сложения. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Построение прямой линии через одну точку, две точки. Отрезок. | Определяют геометрические фигуры по заданному признаку. Учатся чертить простейшие геометрические фигуры с помощью инструментов. Используют математическую терминалогию. | | |
| Число и цифра 7. Состав числа 7. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 7. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Решение примеров и задач на увеличение и уменьшение чисел на несколько единиц. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Неделя. Сутки. | Сравнивают временные понятия, различают по их длительности. Используют математическую терминалогию для их определения. Рассматривают элементы включенные в понятия. | | |
| Закрепление по теме: «Сложение и вычитание в пределах 7» | Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Число и цифра 8. Состав числа 8. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 8. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Решение примеров на сложение удобным способом (переставлять слагаемые). | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу | | |
| Решение задач на нахождение суммы, остатка. | Используют математическую терминологию при записи и выполнении задач на сложение, вычитание. Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Геометрические тела. | Определяют геометрические тела по заданному признаку. Учатся чертить простейшие геометрические фигуры с помощью инструментов. Используют математическую терминологию. | | |
| Число и цифра 9. Состав числа 9. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 9. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 9. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Решение задач в пределах 9. | Применяют термины, связанные с понятием «задача». решать простые задачи на сложение и вычитание. | | |
| Десяток. Число 10. Состав числа 10. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения. | | |
| Сложение и вычитание в пределах 10. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Итоговая проверочная работа | Применяют термины, связанные с понятием «задача». Составляют и решают простые задачи на сложение и вычитание. | | |
| Работа над ошибками. Решение примеров и задач | | |
| Повторение по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | | |
| Закрепление по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10». | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | | |
1 класс (второй год обучения) |
№ п/п | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
Меры 15 ч |
| Мера длины – сантиметр. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Применяют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Длина отрезка в сантиметрах | | |
| Меры стоимости. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Применяют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Рубли и копейки. Решение задач | | |
| Мера массы – килограмм. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Применяют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Решение задач на нахождение массы | | |
| Мера ёмкости – литр. | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Применяют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Решение задач на нахождение литров | | |
| Закрепление пройденного материала по теме «Меры» | | |
Второй десяток (108 ч) |
| Число 11 | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 11 | | |
| Составление примеров по картинке | | |
| Решение задач в пределах 11 | | |
| Число 12. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 12 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 12 | | |
| Решение задач в пределах 12 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 12 | | |
| Число 13. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 13 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 13 | | |
| Решение задач в пределах 13 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 13 | | |
| Число 14. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 14 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 14 | | |
| Решение задач в пределах 14 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 14 | | |
| Число 15. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 15 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 15 | | |
| Решение задач в пределах 15 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 15 | | |
| Составление примеров с числом 15 и их решение | | |
| Число 16. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 16 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 16 | | |
| Решение задач в пределах 16 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 16 | | |
| Число 17. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 17 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 17 | | |
| Решение задач в пределах 17 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 17 | | |
| Составление задач по картинке. | | |
| Число 18. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 18 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 18 | | |
| Решение задач в пределах 18 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 18. Решение задач по картинке | | |
| Число 19. | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 19 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 19 | | |
| Решение задач в пределах 19 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 19 | | |
| Составление примеров и задач с числом 19 | | |
| Число 20. | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. | | |
| Составление примеров с числом 20 | | |
| Составление примеров по картинке в пределах 20 | | |
| Решение задач в пределах 20 | | |
| Решение примеров и задач от 1 до 20 | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность | | |
| Составление и решение примеров от 10 до 20 | | |
| Составление и решение задач по карточкам | | |
| Решение примеров и задач по теме: «Второй десяток» | | |
| Закрепление по теме: «Второй десяток» | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | | |
Закрепление 9ч |
| Закрепление по теме: «Общие понятия | Составляют модель числа. Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел и величин, их упорядочения | | |
| Закрепление по теме: «Первый десяток» | Наблюдают: устанавливать закономерности в числовой последовательности, составлять числовую последовательность по заданному ил самостоятельно выбранному правилу. | | |
| Итоговая проверочная работа | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10,20». | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Закрепление по теме: «Сложение и вычитание в пределах 10, 20». | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Закрепление по теме: «Меры». | Используют различные инструменты и технические средства для проведения измерений. Применяют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
| Обобщение по пройденному материалу 1 класса | Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания). Моделируют изученные арифметические зависимости. | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
УМК:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2011 г.
2.1.3.1.1.1 Алышева Т.В. Математика в 2-х ч. 1кл. - М.: « Просвещение», 2017.
Алышева Т.В., Эк В.В. Рабочая тетрадь по математике 1 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, часть. 1, 2 М. Просвещение. 2017г.
Наглядный и раздаточный материал:
схемы, опорные таблицы;
карточки.
Технические средства:
персональный компьютер;
проектор;
экран.
ЭОР:
презентации;
официальный сайт ООО «Инфоурок» - курсы, тесты, видеолекции, материалы для учителей https://infourok.ru/
Приложение к программе
Проверочная работа по математике. 1 (подготовительный) класс
Цель работы: проверить знания
О геометрических фигурах;
Об основных цветах;
Сравнивать предметы (широкий-узкий, высокий низкий);
Числового ряда до 3;
Приёмов сложения и вычитания в пределах 3.
Закрась круг красным цветом
Широкую полоску раскрась синим цветом, узкую – зелёным
Нарисуй в тетради треугольников столько же, сколько квадратов
Реши примеры
1+1=
3-1=
1+1=
1-1=
Итоговая проверочная работа. 1 класс
Цель работы: проверить знания
Реши примеры
1 +4
4 +3
7 -2
5 -3
Реши задачу:
У бабушки 6 клубков шерсти. Из 2 клубков она связала носки. Сколько клубков осталось у бабушки?
Запиши примеры и реши их:
К 5 прибавить 2_________________________________
7 минус 5 _________________________________
7 уменьшить на 4_______________________________
Из 5 вычесть 1 _______________________________
Возьми 4 палочки, добавь ещё 2. Сколько стало палочек. Запиши это число.