муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«2-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа»
рассмотрено утверждаю
на заседании МО Директор МКОУ
протокол № 2-Сибирцевской СОШ
от « » _________2018 ____С.И.Самохвалова
« » __________2018
Рабочая программа
по технологии 10-11 класс (основное общее образование)
2018-2019 учебный год
Составитель: Абиленцева Татьяна Александровна
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе Авторской программы по технологии Н.В. Матяш и В.Д. Симоненко для 10-11 классов разработанной для базового (универсального) уровня обучения (Издательский центр «Вентана-Граф», 2011г).
Программа составлена с учётом Федерального компонента государственного стандарта среднего, (полного), общего образования по технологии и требований к уровню подготовки выпускников средней школы. Рассчитана 10 класс на 72 учебных часа, 11 класс на 68 учебных часа по 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа 10-11 класса включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.
Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе является:
продолжение формирования культуры труда школьника;
развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.
При организации профессиональной подготовки в качестве ориентира используются нормативные документы, действующие в системе подготовки рабочих кадров на производстве. Наименование профессий (специальностей), время (сроки) обучения должны соответствовать «Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов».
Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
структура современного производства;
современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы;
нормирование и оплата труда; научная организация труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческого проекта. Каждый раздел программы подготовки включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.
Основной принцип реализации программы общетехнологической подготовки – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников и их будущую профессию. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, экскурсии.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. При изучении раздела «Организация производства» возможна организация экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий активно используется технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.
Изучение технологии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач :
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личности или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личными особенностями и возможностями, а также потребностями рынка труда;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг; к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.
Обще учебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе среднего полного общего образования являются:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств коммуникации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Ожидаемые результаты: обучения по данной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как приобретение знаний, умений и навыков в выбранной сфере профессиональной деятельности, овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда; трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами. Умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы. Формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению; развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности
Место предмета в базисном учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа в 10 классе и 68 часов в 11 классе, из расчета 2 часа в неделю.
Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
владение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;
умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
Содержание программы 10-11 класса
Технологии в современном мире
Основные теоретические сведения.
Технологии как часть общечеловеческой культуры. Технологическая культура. Понятие «технология». Технологические уклады. Связь технологий с наукой, техникой и производством. Научно-техническая революция и её влияние на окружающую среду Глобальные проблемы человечества. Демографический взрыв. Обеспеченность человечества питьевой водой. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Глобальное загрязнение окружающей среды. Энергетика и экология. Загрязнение атмосферы. Загрязнение гидросферы. Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства. Природоохранные технологии. Экологическое сознание и экологическая мораль.
Перспективные направления развития современных технологий. От резца до лазера. Новые универсальные технологии. Лучевые и ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии. Новые принципы организации современного производства. Автоматизация технологических процессов.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность.
Основные теоретические сведения.
Понятие творчества и развитие творческих способностей. Метод мозговой атаки. Метод контрольных вопросов. Метод обратной мозговой атаки. Синектика. Морфологический анализ. Морфологические матрицы. Ассоциации и творческое мышление. Метод фокальных объектов. Метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Функционально-стоимостный анализ Алгоритм решения изобретательских задач. Изобретения.
Рационализаторские изобретения. Защита интеллектуальной собственности. Понятие интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав. Публикации. Депонирование рукописей. Рационализаторское предложение. Сущность патентной защиты разработок: открытие и изобретение, промышленный образец и полезная модель. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания. Создание творческого проекта.
Предполагается выполнение следующих практических работ:
Подготовка доклада об интересующем открытии в области наук и техники. Посадка деревьев и кустарников вокруг школы. Оценка запыленности воздуха. Оценка качества пресной воды. Уборка мусора вокруг школы. Посещение промышленного предприятия. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве. Решение нестандартных задач. Разработка товарного знака своего предприятия. Конкурс «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Решение тестов нак определение наличия качеств проектировщика. Проведение экспертизы ученического рабочего стола. Планирование деятельности по учебному проектированию. Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Составление бизнес-плана на производство проектируемого изделия.
Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы.
В результате изучения технологии на базовом уровне ученик должен
Учащиеся должны знать:
о вредных воздействиях на окружающую среду промышленности, энергетики, сельского хозяйства и транспорта и методы уменьшения этих воздействий;
о видах загрязнения атмосферы: парниковый эффект, кислотные дожди, уменьшение озонового слоя. Методы борьбы с загрязнением атмосферы;
о загрязнении гидросферы и методах борьбы с этими загрязнениями;
o причинах опустынивания, вырубки мировых лесов и сокращения генофонда планеты, возможности охраны и рационального использования лесов и земель;
o принципах и видах мониторинга;
o особенности экологического мышления и экологической культуры, экологически здорового образа жизни;
о практическом использовании ЭВМ в различных сферах деятельности современного человека;
о технологии решения творческих задач;
об алгоритме решения изобретательских задач (АРИЗ);
о понятии профессиональной деятельности;
о культуре труда и профессиональной карьере.
o влияние технологий на общественное развитие; взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства.
o составляющей современного производства товаров или услуг;
o способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
o способах организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
o основных этапах проектной деятельности;
o источниках получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
o видах творческой деятельности, технологии решения творческих задач - сущность понятия маркетинга, рекламы, бизнес-план, рентабельность. - банк идей, методы, методы формирования банка
Учащиеся должны уметь:
учитывать экологические соображения при решении технологических задач;
учитывать требования экологически здорового образа жизни при решении бытовых задач;
оценивать качество питьевой воды;
использовать ЭВМ для обработки текстовой, числовой, графической и звуковой информации;
создавать творческие проекты; o составлять жизненные планы и профессиональную карьеру; решать задачи.
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услугу;
оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочие места;
выбирать средства и методы реализации проекта; o выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
1. Для получения сведений из разнообразных источников информации.
2.Организации индивидуальной и трудовой деятельности при коллективной форме труда.
3. Проектирования материальных объектов или услуг.
4.Осуществление профессионального самоопределения в условиях рынка труда и профессий.
5.Овладение навыками, позволяющими выполнять работу по документному обеспечению управленческой деятельности.
6. Рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг.
7. Построения планов профессионального образования и трудоустройства
8. Повышения эффективности своей практической деятельности.
9. Решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
10.Самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности.
11. Составления резюме и проведения самопрезентации.
Организация образовательного процесса
Формы: урок.
Типы уроков:
- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок;
- урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
- урок – беседа
- лабораторно-практическое занятие
- урок – экскурсия
- урок – игра
- выполнение учебного проекта
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические. Индуктивные, дедуктивные. Репродуктивные, проблемно-поисковые. Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно - практического (практического) контроля и самоконтроля.
Тематическое планирование, 10 класс
№ . | Тема урока. | Кол часов | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание |
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры. Технологическая культура | 1 | усвоения новых знаний | Знать: что такое технология, её взаимосвязь с общей культурой; основные виды культуры | Фронтальный опрос | §1.стр.6-8 |
2 | Понятие «технология» | 1 | усвоения новых знаний | понимать: что такое технология, её взаимосвязь с общей культурой; основные виды культуры | опрос | Стр.8-11 |
3 | Технологические уклады | 1 | усвоения новых знаний | Знать: технологические уклады и их основные технические достижения | опрос | Стр.12-15 |
4-5 | Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. | 2 | Комбинированный | Знать/понимать: взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства, роль науки в развитии технологического прогресса | Опрос контроль | Стр.16-19 пр .раб №1 стр18. |
6 | Промышленные технологии Глобальные проблемы человечества. | 1 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; причины, приводящие к загрязнению биосферы; что такое радиоактивное загрязнение. | опрос | Стр.19-20 |
7-9 | Энергетика и энергоресурсы Использование гидроресурсов | 3 | Комбинированный | Знать/понимать: виды электростанций, использование гидроресурсов. Захоронение отходов, метод кальцинации. Посадка деревьев и кустарников | Опрос контроль | Стр.21-24 пр .раб №2 стр.24-26 |
10-12 | Промышленные технологии и транспорт. Промышленные отходы и атмосфера. | 3 | Комбинированный | Знать: объем потребления воды различными производствами понимать: взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов. Дать оценку запыленности воздуха. | Опрос контроль | Стр. 26-32 пр .раб №3 стр.32-33 |
13-14 | . Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу. | 2 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; причины, приводящие к загрязнению биосферы; что такое радиоактивное загрязнение Уметь: выявлять источники и степень загрязнённости окружающей среды Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду. | опрос | Стр.33-38 |
15 | Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах | 1 | Практическая работа | Уметь: Определение содержания нитратов в овощах и фруктах | контроль | Пр.раб№4 стр.38. |
16 | Природоохранные технологии. Применение экологически чистых и безотходных производств | 1 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: что такое экологический мониторинг, сущность безотходных технологий, виды и возможности использования альтернативных источников энергии. | опрос | Стр.39-42 |
17 | Рациональное использование лесов, земель. Минеральных и водных ресурсов | 1 | усвоения новых знаний | Знать: о рациональном использовании ресурсов | опрос | Стр.42-44 |
18 | Водоснабжение .Очистка естественных водоемов. Сохранность гидросферы | 1 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: что такое оборотное водоснабжение, очистка естественных водоемов. Иметь ответственность за сохранение гидросферы | опрос | Стр.44-46 |
19 | Оценка качества пресной воды | 1 | Практическая работа | Уметь: определять примеси в воде | контроль | Пр.раб№5 стр.47-48 |
20 | Использование альтернативных источников энергии. | 1 | усвоения новых знаний | Понятие «альтернативные источники энергии». | опрос | Стр.48-51 |
21 | Оценка уровня радиации | 1 | Практическая работа | Определение уровня радиации с помощью прибора «дозиметра». Записать выводы. | Контроль выполнения | Пр.раб№6 стр.51-52 |
22-23 | Экологическое сознание и экологическая мораль в техногенном мире. Пр.раб. Уборка мусора около школы или в лесу. | 2 | Комбинированный | Знать/понимать: почему возникла необходимость в новом экологическом сознании; сущность, характерные черты нового экологического сознания. | Опрос контроль | Стр.53-56№7 стр.56 |
24-25 | Перспективные направления развития современных технологий. Основные виды промышленной обработки материалов. От резца до лазера. Современные электротехнологии | 2 | Комбинированный | Знать/понимать: виды современных электротехнологии, примеры их использования, | Опрос контроль | Стр.57-65 Пр.раб№8 стр.65 |
26-30 | Применение лучевых технологий. Ультразвуковые технологии. Плазменная обработка. Технологии послойного прототипирования. Нанотехнологии | 5 | усвоения новых знаний | Знать/понимать:, сущность и области применения лучевых ультразвуковых технологий; метод послойного прототипирования и области его применения; роль информационных технологий в технологическом развитии общества. Роль применение нанотехнологий Метод поатомной сборки | Фронтальный опрос | Стр.66-79 |
31 | Новые принципы организации современного производства. | 1 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: смысл понятий: «рационализация, стандартизация, конвейеризация | опрос | Стр.79-81 |
32-33 | Автоматизация технологических процессов. | 2 | Комбинированный | Знать/понимать: сущность понятий автомат, автоматизация производства; гибкая и жёсткая автоматизация | Опрос контроль | Стр.81-86 Пр.раб№9 стр.86 |
34-35 | Понятие творчества. . Понятия «творчество», «творческий процесс» . Пути повышения творческой активности при решении нестандартных задач. | 2 | усвоения новых знаний | Знать/понимать: сущность понятий творчество, творческий процесс, виды творческой деятельности, сущность и задачи ТРИЗ | опрос | Стр.87-90 |
36-38 | Защита интеллектуальной собственности Логические и эвристические методы решения задач. Методы решения творческих задач. Пр.р. | 3 | Комбинированный | Знать/понимать: сущность и особенности методов активизации поиска решений творческих задач; методы поиска оптимального варианта, способы применения творческих задач. Уметь: использовать методы решения творческих задач в практической деятельности. | Опрос контроль | Стр.90-94 Пр.раб№10 стр.95-96 |
39-42 | Особенности современного проектирования . Законы художественного конструирования. Экспертиза и оценка изделия. | 4 | Комбинированный | Знать/понимать: требования к современному проектированию, понятия инновация, проектное задание, технологическое задание, какими качествами должен обладать проектировщик. Законы художественного проектирования. Знать/понимать: составляющие понятия: потребительские качества товара, что входит в процедуру экспертной оценки. | Опрос контроль | Стр.122-128 Пр.раб.№11 стр.128 |
43 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | 1 | усвоения новых знаний | Уметь: поводить экспертизу товара. Знать/понимать: какие этапы включает в себя «алгоритм дизайна». | Опрос | Стр.129-131 |
44-46 | Создание банка идей продуктов труда. . Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг Пр.раб | 3 | Комбинированный | Знать/понимать: что представляет собой банк идей для проектирования, методы формирования банка идей. Уметь: формировать банк идей для своего проектируемого изделия, графически оформлять идеи проектируемого изделия, делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа. Знать/понимать: взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования, что такое рынок потребительских товаров и услуг, методы исследования рынка потребительских товаров. | Опрос контроль | Стр.131-133, 133-135 Пр.раб№12 стр.135-136 |
47-49 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг . Источники получения информации о товарах и услугах. | 3 | Комбинированный | Знать/понимать: взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования, что такое рынок потребительских товаров и услуг, методы исследования рынка потребительских товаров. Уметь: составлять анкету потребительского спроса, проводить анкетирование по поводу собственного проектного изделия. | Опрос контроль | Интернет Составить анкету |
50-53 | Мысленно построение нового изделия. Мечта и реальность. Научный подход в проектировании изделий. Материализация проекта. Практическая работа | 1 1 1 1 | Комбинированный | Знать/понимать: взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг, виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателями и производителем, назначение и виды страховых услуг, Уметь: читать торговые символы, этикетки, маркировку, штрихкод товаров . Знать/понимать: сущность понятия маркетинга, рекламы, что такое бизнес-план, цели и задачи бизнес-плана, понятие рентабельности. Уметь: составлять экономическое обоснование собственного проекта или условного изделия, рассчитывать рентабельность производства. | Опрос контроль | Стр.136-144 Пр.раб.№13 стр.144 |
54-58 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. 2. Бизнес-план. | 5 | Комбинированный | Знать/понимать: взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг, виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателями и производителем, назначение и виды страховых услуг, Уметь: читать торговые символы, этикетки, маркировку, штрихкод товаров . Знать/понимать: сущность понятия маркетинга, рекламы, что такое бизнес-план, цели и задачи бизнес-плана, понятие рентабельности. Уметь: составлять | Опрос контроль | Презентация что такое «бизнес-план» |
59-61 | Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Виды профессионального образования Практическая работа. | 3 | Комбинированный | Знать: Общую характеристику уровней профессиональной подготовки в РФ. Первоначальную профессиональную подготовку. Систему высшего и послевузовского образования | Опрос контроль | Ст.180-179 пр.раб№14 стр188 |
62-66 | Трудоустройство. С чего начать? Профессиональное резюме. Формы самопрезентации. Автобиография. Пр.раб. составить свое резюме | 5 | Комбинированный | Знать формы презентации. Уметь: составлять профессиональное резюме, автобиографию. | Опрос контроль | Стр189-194 пр.раб.№15 стр.194 |
67-70 | Подготовить дизайн- проект | 4 | Интернет ресурсы | Знать/понимать: взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования, что такое рынок потребительских товаров и услуг, методы исследования рынка потребительских товаров. уметь: выбирать объект проектирования, определять сферы предмета, выполнять требования к выбору объекта | Контроль Защита проекта | Подготовить проект к Защите проекта |
71-72 | Резерв рабочего времени | 2 | резерв | | | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 11 класс
№ | Тема учебной программы | Кол-во уроков | Тип урока | Знания , умения, навыки | Форма контроля | Домашнее задание |
1 | Понятие творчества и развитие творческих способностей | 2 | Теоретические сведения | Знать: Что называют изобретательством, творчеством, техническим творчеством, проектировании, конструировании. | Опрос | §1 стр. 87-97 |
2 | Метод мозговой атаки (МА) | 2 | Комбинированный | Знать: суть метода прямой МА. Правила проведения МА. Для чего используют МА. | Опрос Контроль | §2 стр.97-100 Пр.раб.№1 СТР.98 |
3 | Метод контрольных вопросов | 2 | Комбинированный | Знать: Суть метода контрольных вопросов. В чем эффективность данного метода. Где можно применить метод контрольных вопросов. | Опрос Контроль | §2 стр 103-105 Пр.раб.№2 стр.104 |
4 | Метод обратной мозговой атаки | 2 | Комбинированный | Знать: Суть и цель метода обратной МА. Где используют метод обратной МА Что называют «диверсионный» методом. Недостатки МА | Опрос Контроль | . §2 стр100-103 Пр.раб.№3 стр.102 |
5 | Синектика | 2 | Комбинированный | Знать: Что такое аналогия и как ее применяют при решении задач методом синектики. Отличие синектики от МА. Знать определение синектики. | Опрос Контроль | §2 стр105-109 Пр.раб.№4 стр.108 |
6 | Морфологический анализ | 2 | Теоретические сведения | Знать: Суть метода морфологического анализа. Основные достоинства данного метода. Что такое морфологический ящик. Перечислить этапы решения задачи методом морфологического анализа. Недостатки метода | Опрос | . §3 стр109-111 |
7 | Морфологические матрицы | 2 | Теоретические сведения | Знать: В каких случаях целесообразно применять двумерную матрицу. В чем преимущества многомерных матриц по сравнению с двумерными. | Опрос | §3 стр111-113 |
8 | Ассоциации и творческое мышление | 2 | Теоретические сведения | Знать: Чем отличается метод ассоциации от морфологического анализа. Эффективность метода ассоциаций. Сущность ассоциативного мышления | Опрос | §4 стр116-117 |
9 10 | Метод фокальных объектов Метод гирлянд случайностей и ассоциаций 1 | 2 2 | Комбинированный Комбинированный | Знать: Сущность метода фокальных объектов. Преимущества и недостатки метода фокальных объектов по сравнению с методом ассоциации. Знать: Где применяют методы гирлянд. Как обнаруживают резервы для повышения экономической отдачи производства при проведении метода гирлянд, случайностей и ассоциации. | Опрос Контроль Опрос Контроль | §4 стр.117-119 Пр.раб.№5 стр.119 §4 стр.119-121 Пр.раб.№6 стр.121 |
11 | Функционально-стоимостный анализ (ФСА ) | 2 | Комбинированный | Знать: Почему в настоящее время все большее применение находит метод ФСА | Опрос Контроль | §3 стр 113-115 Пр.раб.№7 стр.114-115 |
12 | Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) | 2 | Комбинированный | Знать: Задачи, которые решают методом АРИЗ. Объяснить методом дизайна | Опрос Контроль | §2 стр.129-136 Пр.раб.№8 стр. 135 |
13 | Изобретения. Рационализаторские предложения | 2 | Теоретические сведения | . Знать: Отличия изобретения от рационализаторского предложения. Что называют рационализаторством. | Опрос | . §3 стр. 136-139 |
14 | Создание творческого проекта. Научный подход в проектировании изделий. Защита проекта | 2 | Выполнение проекта | Знать: Обосновать проект Бизнес- план. | контроль | Защита проекта |
15 | Контрольная работа. | 1 | вопросы | Знать: Отвечать в письменном виде на контрольные вопросы | опрос | вопросы |
16 | Экологические проблемы. Природоохранные технологии. | 2 | Комбинированный | Знать: Применение экологически чистых и безотходных производств . | Опрос Контроль | .§3. стр.39-48 Пр.раб. № 9 стр.47 |
17 | Научно-технологическая революция и ее влияние на окружающую среду. | 2 | Комбинированный | Знать: Положительные и отрицательные стороны использования энергии атома. Последствия чернобыльской катастрофы. Основные экологические проблемы промышленного производства. Влияние развитие сельско- хозяйственного производства на окружающую среду. | Опрос Контроль | .§3 стр.48-52 Пр.раб.№10 стр.51-52 |
18 | Глобальные проблемы человечества. | 2 | Теоретические сведения | Знать: Что изучает демография. Роль воды в жизни человека. Перспективы использования минерального сырья в ближайшем будущем. Критерии ПДК | опрос | §2 стр.19-20 |
19 | Энергетика и экология. | 2 | Комбинированный | Знать: Способы экономии энергии. Перспективы развитий нетрадиционных способов получения энергии. Суть радиоактивного воздействия на живые организмы. Бытовые способы устранения отрицательного воздействия радиации на человека | Опрос Контроль | §2 стр.21-26 Пр.раб.№11 стр.24-26 |
20 | Загрязнение атмосферы | 2 | Комбинированный | Знать: Вред приносящий окружающей среде от промышленности транспорта. Основные загрязняющие компоненты атмосферы. Как образуются кислотные дожди. Опасность парникового эффекта | Опрос Контроль | .§2 стр.29-33 Пр.раб.№12 стр.32-33 |
21 | Загрязнение гидросферы | 2 | Теоретические сведения | Знать: Роль гидросферы в жизнедеятельности человека. Факторы загрязнения водной сферы. Опасность загрязнения гидросферы. Основные технологии защиты гидросферы | опрос | . §2 стр.26-29. |
22 | Уничтожение лесов и химизация сельского хозяйства | 2 | Комбинированный | Знать: Значение леса для живых организмов. Роль химизации в сельском хозяйстве. Возможности и способы получения. Экономически чистых продуктов. | Опрос Контроль | §2 стр. 33-38 Пр.раб.№13 стр.38 |
23 | Природоохранные технологии | 2 | Теоретические сведения | Знать: Что такое экологический мониторинг. Смысл безотходной технологии. Способы утилизации отходов и мусора. Перспективы экономически устойчивого развития человечества. | опрос | §3 стр.39-43. |
24 | Экологическое сознание и экологическая мораль | 2 | Комбинированный | Знать: Суть экологического сознания. Для чего необходимо экономить ресурсы и энергию. Объяснить необходимость ограничения потребностей человека. Значение природы в жизни и деятельности человека. | Опрос Контроль | .§3 стр.43-48 Пр.раб. № 14 стр.47 |
25 | Контрольная работа | 1 | Ответить на вопросы | Уметь ответить на контрольные вопросы | опрос | Ответить на вопросы |
26 | Технология профессионального самоопределения и карьеры. Понятие профессиональной деятельности | 2 | Теоретические сведения | Знать: В чем сущность функции профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда профессиональной деятельности. К чему приводит разделение труда. Что называют профессиональной деятельностью,. | Опрос | §1 стр.146-150 |
27 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | 2 | Комбинированный | Знать: Основные компоненты процесса профессиональной деятельности. Сущность и структура технологического процесса | Опрос Контроль | Гл 4 §1 стр.150-157 Пр.раб.№15 стр.156-157 |
28 | Понятие культуры труда | 2 | Теоретические сведения | Знать: Основные компоненты содержания культуры труда. Что такое экологическая дисциплина. Как обеспечивается безопасность труда. Факторы, способствующие повышения эффективности труда. | Опрос | Гл 4 §2 стр.166-170 |
29 | Профессиональная этика | 2 | Комбинированный | Знать: Что называют моралью и этикой? Основные положения этики представителей различных профессий | Опрос Контроль | §2 стр.170-174 Пр.раб.№16 стр.173 |
30 | Профессиональное составление личности. | 2 | Теоретические сведения | Знать: Основные этапы профессионального становления личности. Определение профессиональной компетентности. Содержание профессионального творчества | Опрос | §3 стр.174-177 |
31 | Профессиональная карьера | 2 | Комбинированный | Знать: Чем отличается карьера от карьеризма. Структурные компоненты планы профессиональной карьеры | Опрос Контроль | . §3стр.177-180 Пр.раб.№17 стр.179 |
32 | Подготовка к профессиональной деятельности | 2 | Комбинированный | Знать: Общую характеристику уровней профессиональной подготовки в РФ. Первоначальную профессиональную подготовку. Систему высшего и послевузовского образования. | Опрос Контроль | §4 стр.180-189 Пр.раб.№18 стр.188 |
33 | Творческий проект: «Мои жизненные планы и профессиональная карьера» Выполнение проекта. Зашита проекта | 6 | Выполнение проекта | Уметь обосновать и защищать творческий проект. | Опрос Контроль Защита проекта | Стр.196-200 Стр200--204 Стр 205-206 Стр206-211 Стр.211-213 Стр.213-216 |
| итого | 68 | | | | |
8