СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 105 КУПИНСКОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» На заседании ШМО «___»__________2019 Протокол Руководитель Предметного МО _____________ О. С. Цыганкова
| Принято: На Педагогическом Совете МКОУ СОШ №105 Купинского район
| «Утверждаю» Директор МКОУ СОШ №105 Купинского района _________________ Т. Д. Екимова
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Экономическая и социальная география мира»
ДЛЯ 10-11 КЛАССА
Рабочую программу составил:
Учитель высшей
квалификационной категории
Кашедова Лариса Васильевна
г. Купино
2019/2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (базовый уровень)
Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:
сформировать систему географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма, толерантности, уважения к другим народам, бережного отношения к окружающей среде;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
добывать информацию географического характера по данному курсу, анализировать процессы и явления современного мира;
использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения.
Содержание курса географии 10-11 классов обеспечивает выполнение поставленных задач.
В программе представлен перечень практических работ и экскурсий и иных форм работы, которые нацеливают учащихся на активное, деятельностное изучение программного материала.
Общая характеристика курса географии
Программа и содержание курса географии 10-11 классов разработаны в полном соответствии со стандартом среднего общего образования базового уровня.
Содержание курса отвечает фундаментальному ядру содержания образования в части «География» и реализует идеи Концепции духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. Данный курс посвящен изучению географии современного мира с упором на выявление места и роли в нем России.
География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса.
В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития политических, экономических и социальных процессов, происходящих в современном мире, открывает возможность для осмысленного восприятия всего, что происходит вокруг. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации, растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности целесообразно использовать лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание целесообразно уделять практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание следует уделить организации работы с учебником. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
Формы, методы, технологии реализации программы
В рабочей программе предусмотрены формы организации учебной деятельности.
Применяемые технологии: проблемное обучение, коммуникативное обучение, проектно-исследовательская технология, технология учебной деловой игры, информационно-коммуникативное обучение, групповые технологии, здоровьесберегающие технологии.
В рамках реализации ФГОС используются в большей мере активные и интерактивные методы обучения (метод проектов, проблемный, эвристический, исследовательский, модульного обучения и др.) Наиболее распространенные разновидности активных методов обучения:
Дидактические игры;
Анализ конкретных ситуаций;
Решение проблемных задач;
Обучение по алгоритму;
Мозговая атака и пр.
Виды самостоятельной работы учащихся:
Использование статистической информации разной формы и содержания;
Обработка, анализ и представление статистической информации в графической, картографической и текстовой форме;
Работа с картографическими и статистическими данными карт атласа;
Составление экономико-географической характеристики отрасли мирового хозяйства, используя картографические источники информации;
Сравнение социально – экономических объектов, процессов и явлений;
Работа на контурных картах, подготовка сообщений, презентаций по заданной теме, используя различные источники географической информации.
Исследовательская, проектная деятельность
Примерная тематика творческих работ и проектов
1.Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
2.Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
3.Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
4.Загрязнение окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
5.Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
6.Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
7.Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
8.География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
9.География внешних миграций мира в XX веке.
10.Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
11.Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
12.География крупных мегаполисов мира.
13.Экономическая интеграция в Европе.
14.Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
15.География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
16.Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
17.Транспортная система мира. Еѐ значение в формировании мирового хозяйства.
18.нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
19.Международные программы по охране природных ресурсов.
20.Особенности урбанизации в различных странах мира.
21.География христианства в современном мире.
22.Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
23.Микрогосударства Европы.
24.Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
25.Динамика численности населения в XX веке, региональные отличия.
26. особенности современного международного разделения труда.
27.Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
28.Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
29.Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
30.Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
31.Современный экономический кризис и экономика
Формы диагностики
ФГОС предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное);
Место курса географии в базисном учебном плане
Курс «География. 10—11 классы. Базовый уровень» является завершающим курсом. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии основной школы. Содержание курса географии 5—9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез, теорий и основой для уровневой и профильной дифференциации в старшей школе.
На изучение курса географии в 10—11 классах отводится 67 ч (по 1 ч в неделю).
В 10 классе отводится 34 часа – 1 час в неделю.
В связи с прохождением итоговой аттестации выпускниками 11 класса тематическое планирование для них составлено на 33 часа.
Описание ценностных ориентиров
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и эстетических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у учеников основной школы должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Планируемые результаты освоения курса географии
В процессе обучения географии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, готовности к служению Отечеству, его защите; гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
Осознание себя как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Воспитание нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Формирование осознанного подхода к выбору будущей профессии и возможностям реализации собственных жизненных планов; отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
Формирование экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Достижение предметных результатов – знаний, умений, компетентностей, характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета на базовом уровне, предусматривает:
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание курса географии
Введение Предмет социально-экономической (общественной) географии в системе географических наук. Формирование представления о географической картине мира.
Ключевые теории, концепции и современные методы географических знаний. Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический. Моделирование в географии. Источники географической информации.
Природа и человек в современном мире. Географическая (окружающая) среда. Взаимодействие природы и человека в различные исторические эпохи. Результаты взаимодействия, изучение с позиций географии, биологии, экологии и других наук. Природная среда, расселение человечества и размещение хозяйства.
Классификация природных ресурсов и уровень обеспеченности ими различных регионов и стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его экономической оценке.
Мировые ресурсы Земли. Карты мировых природных ресурсов. Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Переход от экстенсивного освоения к интенсивному: комплексное освоение полезных ископаемых.
Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд. Деградация почв. Повышение плодородия почв, рекультивация земель.
Лесные ресурсы. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных стран и регионов. Деградация лесного покрова планеты, ее масштабы и последствия.
Ресурсы Мирового океана. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Проблемы их использования.
Рекреационные ресурсы. Основные культурно-исторические центры мира.
Изменение роли отдельных видов ресурсов на протяжении истории развития человечества. «Экологическая емкость» территорий.
Современное состояние освоения планеты. От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Объекты и регионы экологических катастроф. Экологическое картирование. Проблемы мирного освоения космоса. Возможные пути решения экологических проблем.
Население мира. Численность и воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения как отражение уровня социально-экономического развития стран. «Демографический взрыв», его причины и последствия. Теория демографического перехода. Понятие о депопуляции.
Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах.
Состав населения. Социальный и этнический (национальный) состав населения. Формирование народностей. Крупные народы и языковые группы. Равноценность национальных культур. Историко-культурное районирование мира. Главные историко-культурные центры мира.
Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире.
Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Социальный состав населения.
Размещение и плотность населения. Городское и сельское население. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Формы сельского расселения.
Типы миграций, их значение для развития стран. География миграций населения, их причины и следствия. «Утечка умов».
Понятие об уровне жизни населения. Социально-экономические условия и продолжительность жизни населения в регионах мира и странах. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения. Теория Мальтуса.
Мировое хозяйство и география основных отраслей. Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. Международная хозяйственная специализация государств, международное географическое разделение труда.
Научно-техническая революция и размещение производительных сил. Факторы размещения производительных сил (технико-экономические и организационно-экономические). Модели территориальной структуры хозяйства в разных типах стран.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Карты промышленности и сельского хозяйства.
Промышленность мира (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая промышленность). География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры.
Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития, внутриотраслевая структура, межотраслевые связи. Земледелие. «Зеленая революция». Основные районы земледелия в мире. Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства по странам.
Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Международные магистрали и транспортные узлы.
Мировая торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: география мировых валютно-финансовых отношений, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Ведущие экспортеры основных видов продукции.
Международный туризм. Главные туристические районы мира.
Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Формы международных экономических связей. Экономическая интеграция и Россия.
Политическое устройство мира. Современная политическая карта как историческая категория. Завершение к началу XX века территориального раздела мира. Основные этапы изменения политической карты в XX и XXI вв. Современная политическая карта.
Классификация и типология стран мира. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства. Государственный строй стран мира. Монархии и республики как основные формы правления. Показатели уровня развития стран. Основные признаки различия развитых и развивающихся стран.
Международные организации и группировки стран в современном мире, функции и значение. Международные отношения в современном мире. Геополитика.
Регионы и страны мира. Регионолистика.
и страноведение. Понятие о географическом регионе. Региональное деление мира (физико-географическое, историко-культурное, экономико-географическое).
Зарубежная Европа. Общая характеристика зарубежной Европы: природные условия и ресурсы, население и хозяйство, отраслевой состав, охрана окружающей среды и проблемы региона. Географический рисунок расселения и хозяйства Европы. «Европейский союз» и модели европейской интеграции.
Природные, политические, этнические и экономические внутренние различия регионов Европы (Северная, Западная, Южная и Восточная Европа).
Изучение стран Европы (Франция, Германия, Великобритания, страны Балтии).
Зарубежная Азия. Азиатский регион. Культурное наследие и религиозно-этнические основы. Природно-ресурсный потенциал. «Азиатский» тип расселения и размещения населения. Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Новые индустриальные страны. Основные типы сельского хозяйства. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Страны Азии — бывшие республики СССР: направления развития.
Изучение стран Азии (Китай, Япония, Индия, Казахстан).
Северная Америка. Америка — два материка, одна часть света. Понятие «Новый Свет».
Соединенные Штаты Америки. Историко-географические особенности формирования государства и их экономико- и социально-географические последствия. Оценка географического положения. Население страны: этнический состав, значение миграций, структура занятости и размещение. Крупнейшие агломерации и мегалополисы. Природно-ресурсный потенциал. Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Экономические районы США: Север, Юг, Запад. Перспективы и проблемы развития. Канада, ее место в мировом хозяйстве. Интеграционная группировка НАФТА.
Латинская Америка. Принципы выделения региона, его состав. Историко-географические особенности формирования региона. Основные черты расселения населения и географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.
Субрегионы Латинской Америки: Мезоамерика, Южная Америка: Андские и Приатлантические страны. Общая характеристика и внутренние различия.
Изучение стран Латинской Америки (Бразилия, Мексика).
Австралия и Океания. Географическое положение. Географические следствия изолированности региона. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Динамика развития, характеристика отраслей хозяйства. Внутрирегиональные контрасты. Перспективы развития.
Африка. Африканские страны в современном мире. Однобокость развития как следствие колониального прошлого. Природные условия и ресурсы. Общая характеристика населения, хозяйства африканских стран.
Субрегионы: Северная, Западная, Восточная и Южная Африка.
Изучение стран Африки: Египет, Нигерия, ЮАР. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран.
Географические аспекты качества жизни. Проблема отсталости. Ее географические аспекты. Долговой кризис.
Россия современном мире. Россия на политической карте мире, в мировом хозяйстве, системе международно-финансовых и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России со странами мира. Участие России в политических и экономических объединениях и группировках. Определение основных направлений развития внешнеэкономических связей России.
Заключение. Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязи глобальных проблем: Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Новые модели цивилизации.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.
5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .
6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
Перечень географической номенклатуры
Страны монархии:
Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством:
Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны
Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран:
Развитые страны:
«Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны:
Ключевые, Новые индустриальные, Нефтеэкспортирующие, отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы: Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар: Куба
Кофе: Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница: Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира:
Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров:
Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны –лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
Календарно-тематическое планирование 10 класс (34 часа)
№ урока
|
| Тема урока | Кол. часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Тип урока Виды контроля |
| |
дата | Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | Д/З Стр. | |||||
Введение 1ч. |
| |||||||
1 |
| Введение. Что изучает социально - экономическая г география мира | 1 | Экономическая география как наука. Источники получения знаний о населении и хозяйстве мира. Методы получения, обработки, передачи и предоставления географической информации. | Знать традиционные и новые методы географических исследований | Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая | Вводный урок (Л с элементами беседы)
Фронтальный опрос, индивидуальные письменные задания.
|
с. 5, позн. со струк-турой учебн |
карты, статистические материалы, информационные системы и ресурсы интернета. |
|
| ||||||
Раздел 1. Политическая карта мира - 4 урока. |
| |||||||
2 |
| Многообразие стран современного мира.
| 1 | Типология стран мира. Развитые и развивающиеся страны. | Знать общее количество стран современного мира и их типология. Знать основные критерии выделения различных типов стран. Различия в географическом районировании мира. Понятие о географическом районировании мира. Понятие о географическом регионе. Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. | Знать и понимать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития. Показывать крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами. | Мини-зачёт на знание политической карты мира ПР.Р. №1. Типы стран современного мира-
| Стр.12-17
|
3. |
| Международные отношения и политическая карта мира.
| 1 | Карта мира после второй мировой войны. Движение неприсоединения. Современные международные отношения. | Знать основные этапы формирования политической карты мира. Знать основные части света и сущность понятий «Новый Свет», «Старый Свет». | Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами. | Устный опрос по теме. Мини – зачёт на знание политической карты мира (продолжение). | Стр.17-20 |
4
|
| Входная контрольная работа | 1 |
|
|
|
|
|
5 |
| Государственный строй стран мира. | 1 | Монархии и республики. Унитарные государства и федерации. | Знать государственный строй, основные формы правления и административно-территориального устройства стран мира.
| Уметь показывать и называть монархии и республики, унитарные и федеративные государства и их столицы. | Устный опрос по теме. Мини – зачёт на знание политической карты мира (продолжение). | Стр.20-22 |
6 |
| Политическая география | 1 | Общее представление о политической географии. | Знать основные критерии определения типологии стран мира. | Уметь определять типологию стран мира. | Пр.р. №2: Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся) – «Политическая карта мира» | Стр.22-23 |
Раздел 2. Природа и человек в современном мире. – 5 уроков | ||||||||
7 |
| Взаимодействие общества и природы. Оценка мировых природных ресурсов. | 1 | Антропогенное воздействие на природу. Исчерпаемость мировых природных ресурсов. | Знать понятие «ресурсообеспеченности». Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать понятие «географическая оболочка» и её границы, составные части и свойства географической оболочки. Знать об этапах формирования географической оболочки, об обмене вещества и энергии в географической оболочке. Знать закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. | Понимать: - основные географические понятия и термины; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: — определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных и геоэкологических объектов, процессов и явлений; — оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Показывать крупнейшие месторождения природных ресурсов. | Фронтальный опрос. Работа с картой «Полезные ископаемые мира». | Стр.30-32 |
8 |
| Минеральные, земельные, водные и биологические ресурсы. | 1 | Мировой земельный фонд. Мировой речной сток. Пути восстановления биоресурсов. | Знать основные направления использования территории. Иметь понятие об эффективной территории. | Понимать основные направления использования территории. Иметь представление об эффективной территории. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картами земельных и водных ресурсов. | Стр.32- 42 |
9 |
| Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы. | 1 | Использование ресурсов мирового океана. Неисчерпаемые ресурсы. | Знать природную специфику ресурсов Мирового океана. | Понимать природную специфику ресурсов Мирового океана. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Ресурсы Мирового океана» | Стр.42-45 |
10 |
| Загрязнение и охрана окружающей среды. | 1 | Виды загрязнения окружающей среды и основные пути решения природоохранных проблем. | Знать основные виды загрязнений окружающей среды и основные пути решения природоохранных проблем. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр. 45-50 |
11 |
| Географическое ресурсоведение и геоэкология | 1 | Геоэкология как новое направление в географической науке. | Иметь представление о геоэкологии, как о новом направлении в географической науке. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Проверочный тест по теме «Природные ресурсы мира» ПР.Р.№3: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира | Стир.-51 |
Раздел 3. Население мира – 6 уроков. | ||||||||
12 |
| Численность и воспроизводство населения. | 1 | Понятие рождаемости, смертности и воспроизводства населения. Первый и второй тип воспроизводства. | Знать и понимать: - основные географические понятия и термины; - численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран | Уметь: оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира. | Устный опрос. Индивидуальные задания Пр.р.№4: Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (устно) | Стр.62-71 |
13 |
| Состав (структура) населения мира. | 1 | Половой и возрастной состав населения. Качество населения. Национальный состав населения мира | Знать этнографическую специфику разных стран и регионов мира; видеть различия в уровне и качестве жизни населения мира. | Уметь сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Народы мира». ПР.Р.№5: Сравнение половозрастных пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения. (прилож. учебн.) | Стр.71-76 |
14 |
| Размещение и миграция населения. | 1 | Механическое движение населения. Плотность населения. | Знать основные направления и причины миграции населения а мире. Иметь представление о различиях в размещении населения мира.
| Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Плотность населения мира» | Стр.76-80 |
15 |
| Городское и сельское население. Урбанизация. | 1 | Уровни и темпы урбанизации. Городские агломерации. Мегалополисы. | Знать и понимать основные проблемы современной урбанизации. | Уметь: оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения мира.
| Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой «Городское и сельское население мира» | Стр.80-87 |
16 |
| Обобщение знаний по теме. Подготовка учащихся для тестирования по теме «Население мира».
| 1 | Расчет естественного прироста. Определение типа воспроизводства стран мира. Практическое осмысление естественного и механического движения населения. | Знать формулы воспроизводства населения и основную информацию карт, характеризующих население мира. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. | Фронтальный опрос. Работа с географическими картами населения мира. Пр.р.№6: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира | По теме |
17 |
| Проверочный тест по теме «Население мира». | 1 | Все понятия по теме «Население мира». | Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Население мира» | Самоконтроль и взаимоконтроль по теме «Население мира» | Практическая работа в форме проверочного теста «Население мира». |
|
Раздел 4. НТР и мировое хозяйство – 5 уроков. | ||||||||
18 |
| НТР. Характерные черты и составные части | 1 | Черты и составные части НТР. | Иметь представление о четырёх чертах и составных частях НТР. | Понимать, что такое НТР и какова её роль в развитии производительных сил человечества. | Фронтальный опрос. | Стр.100-106
|
19 |
| Мировое хозяйство. | 1 | Понятие и структура мирового хозяйства. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. | Знать: -основные географические понятия и термины; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей. | Уметь: - оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения и производства; - составлять картосхемы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. | Стр.106-111 |
20 |
| Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства. | 1 | Изменение отраслевой структуры мирового хозяйства под влиянием НТР. | Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. | Уметь находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы; понимать географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр. 111-115 |
21 |
| Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства. | 1 | Изменение территориальной структуры мирового хозяйства под влиянием НТР. | Знать международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. | Иметь представление о географической специфике крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр.115-118 |
22 |
| Факторы размещения | 1 | Понятие о факторах размещения отраслей мирового хозяйства. | Знать о Международных экономических отношениях, их основных формах и значении для развития национальных хозяйств. | Уметь разбираться в изменениях, происходящих в географии мирового хозяйства.. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр.119-123 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5. География мирового хозяйства – 10 уроков. | ||||||||
23 |
| География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная промышленность мира). | 1 | Основные направления развития промышленности мира. Размещение нефтяной, газовой и угольной промышленности. | Знать о размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности мира, и о направлении основных грузопотоков энергоресурсов. | Уметь работать с картами размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания | Стр.132-135 |
24 |
| Электроэнергетика, Горнодобывающая промышленность. Чёрная и цветная металлургия.
| 1 | Размещение электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Главные факторы размещения чёрной и цветной металлургии. | Знать состав и особенности размещения электроэнергетики и добывающей промышленности | Уметь работать с картами размещении электроэнергетики и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр.-135-146 |
25 |
| Машиностроение. Химическая промышленность. | 1 | Размещение машиностроения. Размещение химической промышленности. | Знать состав и особенности размещения машиностроения и химической промышленности. | Уметь работать с картами размещении машиностроения и химической промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр.146-148 |
26 |
| Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда | 1 | Размещение лесной промышленности. Северный и южный лесной пояс. Размещение лёгкой промышленности | Знать состав и особенности размещения лесной и лёгкой промышленности | Уметь работать с картами размещении лесной и лёгкой промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр.148-150 |
27 |
| Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний. | 1 | Все понятия по теме: «Промышленность мира»». | Знать все понятия по теме «Промышленность мира»». | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Проверочный тест по теме «Промышленность мира .ПР.Р. №7: Построение картосхемы размещения основных районов энергетической, машиностроительной, химической отраслей промышленности. | По теме |
28 |
| География сельского хозяйства, Растениеводство. | 1 | Понятие зелёной революции. Размещение различных отраслей растениеводства. | Знать структуру и географию мирового сельского хозяйства. Знать закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. | Уметь работать с картами размещении отраслей мирового сельского хозяйства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Фронтальный опрос. | Стр.150-158 |
29 |
| Животноводство и рыболовство мира Сельское хозяйство и окружающая среда. | 1 | Размещение различных отраслей животноводства. | Знать структуру и географию мирового животноводства. | Уметь работать с картами размещении отраслей животноводства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Проверочный тест по теме «Сельское хозяйство мира». ПР.Р.№8: Обозначение на к/к районов распространения важнейших с/х культур. | Стр. 158-161
|
30 |
| География транспорта.
| 1 | Мировая и региональная транспортная система. Размещение разных видов транспорта на планете. | Знать структуру и географию мирового транспорта.
| Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты | Стр. 161-170 |
31 |
| Контроль знаний по теме «Транспорт мира» | 1 | Все понятия по теме: «Транспорт мира»». | Знать все понятия по теме: «Транспорт мира»». | Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы. | Проверочный тест по теме «Транспорт мира». | По теме |
32 |
| Промежуточная аттестация. Контрольная работа за курс «Экономическая и социальная география мира» 10 класс |
|
|
|
|
|
|
33 |
| Всемирные экономические отношения | 1 | Современные международные экономические отношения. Экономическая интеграция стран. | Знать о современных мирохозяйственных связях, о внешней торговле между странами, о . международных финансовых отношениях. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты Пр.р. №9: Анализ статистических и картографических материалов, характеризующих | Стр.170-177 |
34 |
| Урок обобщения и закрепления знаний по теме: «География отраслей мирового хозяйства ».
| 1 | Создание целостной картины мирового хозяйства из географии его отраслей. | Иметь представление о целостной картине мирового хозяйства, сложенную из географии его отраслей. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы; понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха | Диагностический срез знаний по теме «Мировое хозяйство» |
|
Календарно-тематическое планирование 11 класс (33ч.)
№ урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Тип урока Виды контроля | Д / з Стр. | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | |||||||
Тема 1. Зарубежная Европа( 7часов ). | ||||||||
1-2 |
| Общая характеристика Зарубежной Европы | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы, Страны и народы зарубежной Европы в современном мире.
| Знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда. | Уметь: показывать и называть все страны Зарубежной Европы со столицами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций | Фронтальный опрос. Работа с картой Зарубежной Европы. | Стр.192-205 Стр.205-210 задание 7,8,9. |
3-4. |
| Географический рисунок расселения и хозяйства | 2 | Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы. Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства.
| Уметь: оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и технологических изменений отдельных стран; - составлять политическую географическую характеристику регионов Европы | Понимать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов. Уметь сопоставлять карты различной тематики.
| Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. ПР.Р№1 Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями разных территорий. | Стр.210-212 Стр 212-214 |
5. |
| Входная контрольная работа. | 1 |
|
|
|
|
|
6 |
| Субрегионы и страны зарубежной Европы | 1 | Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы. Географические особенности стран и народов Европы. | Уметь анализировать экономические карты субрегионов Европы с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран. | Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Европы. | Работа с картами регионов Зарубежной Европы. | Стр.215-223 |
7. |
| Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Европы в международном географическом разделении труда. Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства зарубежной Европы. | Уметь анализировать экономические карты стран зарубежной Европы и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики.
| Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа» |
|
Тема 2. Зарубежная Азия (10 часов ). | ||||||||
8-9 |
| Общая характеристика Зарубежной Азии | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов.
| Уметь анализировать экономические карты с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран зарубежной Азии. | Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии. Уметь показывать и называть все страны Зарубежной Азии со столицами. Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии. | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой зарубежной Азии. ПР.Р№2 Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Азии | Стр.236-242
Стр.242-246 |
10-11 |
| Китай | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Китая | Знать географические особенности стран и народов Восточной Азии. Знать страны – члены АТЭС и АСЕАН.
| Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Китая отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Китая. | Стр.246-250 Стр.250-254 |
12-13 |
| Япония | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Японии
| Знать географические особенности стран и народов Восточной Азии. Уметь правильно оценивать важнейшие социально-экономических события международной жизни | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Японии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Японии.
| Стр. 254-258 Стр.259-263 |
14-15 |
| Индия | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Индии | Знать географические особенности стран и народов Южной Азии. Уметь правильно оценивать важнейшие социально-экономических события международной жизни. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Индии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Индии. ПР.Р. №3 «Прокладывание туристического маршрута» | Стр.263-266
Стр.267-271 |
16 |
| Австралия | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии | Знать общую характеристику Австралии и Океании. Знать страны и народы Австралии и Океании. Уметь показывать и называть все страны Австралии и Океании со столицами. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Австралии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Австралии и Океании. | Стр.271-273 |
17 |
| Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Азии и Австралии в международном географическом разделении труда. Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства зарубежной Азии и Австралии. | Уметь анализировать экономические карты стран зарубежной Азии и Австралии и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия» |
|
Тема 3. Африка (5 часов ) | ||||||||
18-19 |
| Общая характеристика Африки | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. | Знать географические особенности стран и народов Африки. Уметь правильно оценивать важнейшие социально-экономических события международной жизни.
| Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Африки отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки. | Стр.286-287
Стр.288-291 |
20-21 |
| Субрегионы Северной и Тропической Африки | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства субрегионов Африки. | Уметь показывать и называть все страны Африки со столицами. Знать страны Африканского союза. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для субрегионов Африки отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки.
ПР.Р.№4 | Стр.291-294
Стр.294-297
|
22 |
| Проверочный тест по теме «Африка» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран Африки в международном географическом разделении труда. Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства Африки.
| Уметь анализировать экономические карты стран Африки и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики | Проверочный тест по теме «Африка» |
|
Тема 4. Северная Америка ( 6 часов ) | ||||||||
23-24 |
| Общая характеристика США | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона Северная Америка. НАФТА | Уметь показывать и называть все страны Северной Америки со столицами. Знать страны НАФТА. Знать географические особенности США, крупнейшие штаты и города страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для США отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Северной Америки. | Стр. 306-313 Стр.316-321 |
25-26 |
| Макрорегионы США | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства макрорегионов США. | Уметь показывать и называть макрорегионы США со столицами и крупнейшими агломерациями.. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для макрорегионов США отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой США. | Стр.321-323
Стр.323-326 |
27 |
| Канада | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Канады | Знать географические особенности Канады, крупнейшие штаты и города страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Канады отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Канады.
ПР.Р № 5 | Стр.326-329 |
28 |
| Проверочный тест по теме «США. Канада» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран Северной Америки в международном географическом разделении труда. Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства США и Канады.
| Уметь анализировать экономические карты стран Северной Америки и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «США. Канада» |
|
Тема 5. Латинская Америка (4 часа) | ||||||||
29-30 |
| Латинская Америка | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки. Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности. ЛАИ.
| Уметь показывать и называть все страны Латинской Америки со столицами. Знать страны ЛАИ. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Латинской Америки отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Латинской Америки..
ПР.Р №6
| Стр.340-344
Стр.345-349 |
31 |
| Бразилия | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Бразилии. Природные и хозяйственные особенности Амазонии. | Знать географические особенности Бразилии, крупнейшие агломерации страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Бразилии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Латинской Америки. | Стр.349-352 |
32 |
| Итоговая контрольная работа за курс «Экономическая и социальная география мира» 11 класс |
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Глобальные проблемы человечества ( 1 часа) | ||||||||
33 |
| Глобальные проблемы человечества. Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты | 1 | Характеристика проблем загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, бедности стран третьего мира. техногенных катастроф, мира и разоружения, терроризма, демографической проблемы и пр. Общее представление о современных гипотезах развития человечества. | Знать географические аспекты глобальных проблем человечества. Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем, географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Иметь общее представление о современных гипотезах развития человечества | Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации. Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем. Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. | Стр. 362-372
|