СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10-11 класс информатика база

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 10-11 класс информатика база

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10-11 класс информатика база»


РАССМОТРЕНО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ

Протокол № 1 от 30.08.2018 Директор МБОУ «Гимназия № 6»г. Брянска

Руководитель МО _____________ __________________В.А. Корнеенков

Приказ № ________от 01.09.2018


ПРОВЕРЕНО

Зам директора по УВР

______________А.В. Магон


СОГЛАСОВАНО на заседании ЭМС

Протокол № 1 от 31.08.2018

Председатель ЭМС

_________________ В.А. Корнеенков




Рабочая программа

по информатике и ИКТ



10-11 класс



1 час в неделю



Составлена на основе:

- Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень). Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016 год

- Авторской программы И.Г. Семакина, Е.К. Хеннер (Программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2016 год)

- Требований к результатам среднего (полного) общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования




2018-2019 учебный год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по информатике составлена на основе

  • Федерального Закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. N69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 февраля 2012 г. N74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”»;

  • постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. N 19993).

  • авторской программы общеобразовательного курса (базового уровня) для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Цель
  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.


Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  • Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане

  • План ОУ предусматривает обязательное изучение информатики в 10-11 классе в объеме по 35 часов.

  • Количество часов в неделю – 1 час.




СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по первой части курса (10 класс)


Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Введение. Структура информатики.

1

1


2. Информация. Представление информации (§§1-2)

3

2

1 (задания из раздела 1)

3. Измерение информации (§§3-4)

3

2

1 (№2.1)

4. Введение в теорию систем (§§5-6)

2

1

1 (задания из раздела 1)

5. Процессы хранения и передачи информации (§§7-8)

3

2

1 (задания из раздела 1)

6. Обработка информации (§§9-10)

3

2

1 (№2.2)

7. Поиск данных (§§11)

1

1


8. Защита информации (§§12)

2

1

1 (№2.3)

9. Информационные модели и структуры данных (§§13-15)

4

2

2 (№2.4, №2.5)

10. Алгоритм – модель деятельности (§§16)

2

1

1 (№2.6)

11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение (§§17-18)

4

2

2 (№2.7, №2.8)

12. Дискретные модели данных в компьютере (§§19-20)

5

2

3 (№2.9, №2.10, №2.11)

13. Многопроцессорные системы и сети (§§21-23)

2

1

1 (№2.12)



Итоги изучения тем

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики


Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».


Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы


Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.


Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи


Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста


Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера


Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)


Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы


Тема 10. Алгоритм – модель деятельности

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы


Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне


Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета


Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

по второй части курса (11 класс)

Тема (раздел учебника)

Всего часов

Теория

Практика

(номер работы)

1. Информационные системы (§24)

1

1


2. Гипертекст (§25)

2

1

1 (№3.1)

3. Интернет как информационная система (§§26-28)

6

3

3 (№3.2, №3.3, №3.4, №3.5)

4. Web-сайт (§29)

3

1

2 (№3.6, №3.7*)

5. ГИС (§30)

2

1

1 (№3.8)

6. Базы данных и СУБД (§§31-33)

5

3

2 (№3.9, 3.10)

7. Запросы к базе данных (§§34-35)

5

2

3 (№№3.11, 3.12, 3.13, 3.14*, 3.15*)

8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование (§§36-37)

4

2

2 (№№ 3.16, 3.17)

9. Корреляционное моделирование (§38)

2

1

1 (№3.18)

10. Оптимальное планирование (§39)

2

1

1 (№3.19)

11. Социальная информатика (§§40-43)

3

2

1 (Реферат-презентация)


Итоги изучения тем


Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем


Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.


Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.


Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)


Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС


Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)


Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

- реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

- создавать отчеты (углубленный уровень)


Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели


Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)


Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)


Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности



Тематическое планирование по информатике и ИКТ на I полугодие

в 10-х классах

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

ЗУН

Параграф

Домашнее задание

Всего

Теор.

Практ

1.

Инструктаж по ТБ. Введение. Структура информатики.

1

1



Знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики


Повторение основных определений, задачи в тетради.

2.

Контрольная работа (стартовый контроль). Информация.

1

1



Знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

§1

Лекция. Задания в тетради.

3.

Представление информации


1

1



Знать:

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

Уметь производить кодирование и декодирование информации.

§2

Лекция. Задания в тетради.

4.

Практическая работа №1.1-1.3

«Представление информации»

1


1


Знать:

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование»

Уметь применять

Задания из раздела 1


5.

Измерение информации. Объемный подход

1

1



Знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з. уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

§3

Лекция. Задания в тетради.

6.

Измерение информации. Содержательный подход

1

1



Знать:

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Уметь:

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

§4

Лекция. Задания в тетради.

7.

Практическая работа №2.1

«Измерение информации»

1


1



Уметь:

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

№2.1


8.

Введение в теорию систем


1

1



Знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

§§5-6

Лекция. Задания в тетради.

9.

Практическая работа №1.4-1.6

«Структура систем»

1


1


Уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Задания из раздела 1


10.

Хранение информации

1

1



Знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики


§7

Лекция. Задания в тетради.

11.

Передачи информации

1

1



Знать:

- модель К.Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума


§8

Лекция. Задания в тетради.

12.

Практическая работа №1.7-1.9

«Хранение и передача информации»

1


1


Уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Задания из раздела 1


13.

Обработка информации и алгоритмы

1

1



Знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

§9

Лекция. Задания в тетради.

14.

Автоматическая обработка информации

1

1



Знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

§10

Лекция. Задания в тетради.

15.

Практическая работа №2.2.

«Обработка информации»

1


1


Уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

№2.2

Определения, задачи в тетради.

16.

Поиск данных. Контрольная работа (промежуточный контроль).

1

0,5

0,5


Знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

§11

Лекция. Задания в тетради.

Итого:

16

10,5

5,5

Тематическое планирование по информатике и ИКТ на II полугодие

в 10-х классах


№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

ЗУН

Параграф

Домашнее задание

Всего

Теор.

Практ.


17.

Защита информации


1

0,5

0,5


Знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК.

§12

№2.3

Лекция. Задания в тетради.

18.

Компьютерное информационное моделирование.

1

1



Знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

§13

Лекция. Задания в тетради.

19.

Структуры данных. Пример структуры данных

1

1



Знать:

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

§14-§15

Лекция. Задания в тетради.

20.

Практическая работа №2.4

« Граф- модели»

1


1


Уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

№2.4


21.

Практическая работа №2.5

« Табличные модели»

1


1


Уметь:

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

№2.5


22.

Алгоритм – модель деятельности

1

1



Знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

§§16

Лекция. Задания в тетради.

23.

Практическая работа №2.6

« Алгоритмическая модель»

1


1


Уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

№2.6


24.

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

1

1



Знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

§17

Лекция. Задания в тетради.

25

Программное обеспечение компьютера

1

1



Знать:

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

§18

Лекция. Задания в тетради.

26.

Практическая работа №2.7

«Прикладные программы»

1


1


Уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

№2.7


27.

Практическая работа №2.8

« Системное ПО»

1


1


Уметь:

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

№2.8


28.

Представление чисел в компьютере.

1

1



Знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

§19

Лекция. Задания в тетради.

29.

Представление текста, графики и звука в компьютере.

1

1



Знать:

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

§20

Лекция. Задания в тетради.

30.

Практическая работа №2.9

« Представление целых чисел»

1


1


Уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

№2.9


31.

Практическая работа №2.10

«Представление вещественных чисел»

1


1


Уметь:

-получать внутреннее представление вещественных чисел в памяти компьютера

№2.10


32.

Практическая работа №2.11

«Представление графики»

1


1


Уметь:

- вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

№2.11


33.

Многопроцессорные системы и сети.

1

1



Знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

§§21-23

Лекция. Задания в тетради.

34.

Практическая работа № 2.12.

« Передача информации по компьютерной сети»

1


1


Уметь осуществлять передачу информации по компьютерной сети.

№2.12

Определения, задачи в тетради.

35.

Итоговая контрольная работа

1


1


Проверка ЗУН.



Итого:

20

9

11

Итого за год:

35

19

16


Тематическое планирование по информатике и ИКТ на I полугодие

в 11-х классах

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

ЗУН

Параграф

Домашнее задание

Всего

Теор.

Практ

1.

Инструктаж по ТБ. Введение. Информационные системы

1

1



Знать:

-назначение информационных систем

-состав информационных систем

-разновидности ИС

§24

Повторение основных определений, вопросы в тетради.

2.

Контрольная работа (стартовый контроль). Гипертекст.

1

0,5

0,5


Проверка ЗУН

Знать:

-что такое гипертекст, гиперссылка

- средства существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гипертекстовой структурой (оглавление, указатели, закладки, гиперссылки)

§25

Лекция.

3.

Практическая работа «Гипертекстовые структуры»

1


1


Уметь:

-автоматически создавать оглавление документа

- организовать внутренние и внешние связи в текстовом документе

№3.1

Задания в тетради.

4.

Интернет как информационная система.

1

1



Знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб интернета

- что такое прикладные протоколы

§26

Лекция, задания в тетради.

5.

World Wide Web – Всемирная паутина

1

1



Знать:

-основные понятия WWW: Web-страница, Web-сервер, Web-сайт, Web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

§27

Лекция. Задания в тетради.

6.

Практическая работа «Интернет Web –страницы»

1


1


Уметь:

- находить нужные Web-страницы, Web-сайты по URL-адресу;

- просматривать Web-страницы, Web-сайты;

- сохранять загруженные Web-страницы


№ 3.3, № 3.4


Задания в тетради.

7.

Средства поиска данных в Интернете

1

1



Знать:

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

§28

Лекция. Задания в тетради.

8.

Практическая работа «Интернет: работа с поисковыми системами»

1


1


Уметь:

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.


№ 3.5

Задания в тетради.

9.

Web-сайт – гиперструктура данных

1

1



Знать:

- какие существуют средства для создания Web-страниц;

- в чем состоит проектирование Web-сайта

- что значит опубликовать Web- сайт

§29

Лекция. Задания в тетради.

10.

Практическая работа «Интернет: создание Web –сайта»

1


1


Уметь:

- создавать несложный Web-сайт с помощью инструментальных средств;


№ 3.6

Лекция. Задания в тетради.

11.

Практическая «Интернет: создание Web –сайта на языке HTML»

1


1


Уметь:

- создать несложный сайт на языке HTML

№ 3.7

Лекция. Задания в тетради.

12.

Геоинформационные системы


1

0.5

0.5


Знать:

- что такое ГИС

-области применения ГИС

- как устроена ГИС

Уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС.

§30, №3.8

Лекция. Задания в тетради.

13.

Контрольная работа №1 по теме «Информационные системы»

1


1


Проверка ЗУН



14.

База данных – основа информационной системы

1

1



Знать:

-что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- определение и назначение СУБД

§31

Лекция. Задания в тетради.

15.

Практическая работа «Знакомство с СУБД»

1


1


Уметь:

- создавать реляционные БД: записи, поля, указывать типы полей, главный ключ.

№3.9

Записи в тетради.

16.

Проектирование многотабличной базы данных

Контрольная работа (промежуточный контроль).

1

0,5

0,5


Знать:

- основы организации многотабличной БД.

Проверка ЗУН.

§32

Лекция. Задания в тетради.

Итого:

16

7,5

8,5

Тематическое планирование по информатике и ИКТ на II полугодие

в 11-х классах

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

ЗУН

Параграф

Домашнее задание

Всего

Теор.

Практ.


17.

Повторный инструктаж по Т.Б. Создание базы данных

1

1



Знать:

- что такое схема БД;

- этапы создания БД с помощью реляционной СУБД

§33

№3.10

Лекция. Задания в тетради.

18.

Практическая работа «Создание базы данных»



1


Уметь:

- создавать многотабличную БД средствами СУБД.


Задания в тетради.

19.

Запросы как приложения информационной системы

1

1



Знать:

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД.

§34

Лекция. Задания в тетради.

20.

Практическая работа «Простые запросы к БД»

1


1


Уметь:

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- сохранять результаты запросов.

№3.11

Задания в тетради.

21.

Логические условия выбора данных

1

1



Знать:

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов..

§35

Лекция. Задания в тетради.

22.

Практическая работа «Работа с формой, сложные запросы к базе данных»

1


1


Уметь:

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

№3.12 №3.13

Задания в тетради.

23.

Практическая работа «Запросы на удаление. Создание отчета»

1


1


Уметь:

- составлять запросы на удаление полей БД

- составлять вычисляемые поля

- составлять отчеты для печать.

№3.14 №3.15

Задания в тетради.

24.

Моделирование зависимостей между величинами

1

1



Знать:

- понятие величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

Формы представления зависимостей между величинами.

§36

Лекция. Задания в тетради.

25

Модели статистического прогнозирования

1

1



Знать:

- для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

§37

Лекция. Задания в тетради.

26.

Практическая работ «Получение регрессионных моделей в Электронных таблицах»

1


1


Уметь:

- использовать табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов.

№3.16

Задания в тетради.

27.

Практическая работа «Прогнозирование в ЭТ»

1


1


Уметь:

- осуществлять прогнозирование (восстановление значение и экстраполяцию) по регрессионной модели.

№3.17

Задания в тетради.

28.

Моделирование корреляционных зависимостей

1

1



Знать:

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

§38

Лекция. Задания в тетради.

29.

Практическая работа «Расчет корреляционных

зависимостей в ЭТ»

1


1


Уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора.

№3.18

Задания в тетради.

30.

Модели оптимального планирования

1

1



Знать:

- что такое оптимальное планирование;

- что такое стратегическая цель планирования;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

§39

Лекция. Задания в тетради.

31.

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования в ЭТ»

1


1


Уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.

№3.19

Задания в тетради.

32.

Информационные ресурсы. Информационное общество.


1

1



Знать:

- что такое информационные ресурсы общества;

- из чего складывается рынок информационных ресурсов;

- что относится к информационным услугам;

- в чем состоят основные черты информационного общества;

- основные законодательные акты в информационной сфере;

- суть Доктрины информационной безопасности РФ.

§§40-43


Лекция. Задания в тетради. Подготовка реферата-презентации.

33.

Реферат-презентация «Информационное общество»

1


1


Уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

§§40-43


34.

Повторение

1


1


Повторение, коррекция ЗУН.


Лекция. Задания в тетради.

35.

Итоговая контрольная работа

1


1


Проверка ЗУН.



Итого:

19

8

11

Итого за год:

35

15,5

19,5


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.


УМК Для учащегося
  • И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016.- 246 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования)

  • И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016.- 120 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования)

Для учителя
  • И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016.- 246 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования)

  • И.Г. Семакин, Е.Г.Хеннер Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов – Москва: Бином. Лаборатория знаний, 2016.- 120 с.(Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования)

  • Задачник практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – Москва: Лаборатория базовых знаний, 2016 г. – в 2-х томах.(Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования российской Федерации)

Информационные ресурсы:

  1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. (http://school-collection.edu.ru/).

  2. Материалы авторской мастерской Семакина И.Г.

( http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).

  1. Методическая копилка учителей информатики (http://www.metod-kopilka.ru/page-1-1-3.html/).

  2. Сайт взаимопомощи учителей Проект «ИнфоУрок» (http://infourok.ru/informatika.html).


Аппаратно-технические средства обучения:

  1. Персональный компьютер ( стационарный – учительское рабочее место; ноутбуки – рабочие места учащихся)

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран

  4. Принтер

  5. Сканер

  6. Акустические колонки (на рабочем месте учителя)

  7. Интернет-выход

  8. Белая маркерная доска


Программное обеспечение:

  1. Операционная система MS Windows 7

  2. Пакет офисного программного обеспечения: MS Office

  3. Блокнот

  4. Калькулятор

  5. Графический редактор

  6. Интернет-браузер


Наглядные материалы:

  1. Стенды

  2. Плакаты

  3. Презентации к урокам




2