М
униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия №4" г. Брянска.
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании приказом директора
педагогического совета Приказ № 115.1 от 30.08.2018
Протокол № 1 от 30.08.018
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Предметная область: физическая культура
Уровень образования: среднее общее образование
Класс: 10 класс
Учебный год: 2018-2019
Разработчик(и) программы: Ковалева О.В., Кривенков О.Е.
(Ф.И.О.)
2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре базового уровня предметной области физическая культура для 10 класса составлена на основе:
1. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования утвержденного приказом МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089 (с изменениями и дополнениями)
2. Основной образовательной программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования МБОУ "Гимназия №4" г. Брянска
3. Учебного плана МБОУ "Гимназия №4" г. Брянска на 2018-2019 учебный год.
4. Примерной (авторской) программы по физической культуре «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы» авторов В.И.Ляха А.Л.Зданевич
«Просвещение» 2011г
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекта) Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы: 9-11 классы: предметная линия: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011г.).
Представленный УМК выбран, потому что соответствует требованиям ФК ГОС и внесен в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ.
Основная цель учебного предмета (курса): формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового отдыха.
Задачи учебного предмета (курса):
содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
дальнейшее развитие кондиционных (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных (быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости и др.) способностей;
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
В примерную программу были внесены следующие изменения:
изменено количество часов, отведенных на изучение следующих тем:
В связи с учетом региональных и местных особенностей, с отсутствием лыжной спортивной базы и лыжного инвентаря в гимназии, неустойчивых климатических условий из базовой части, часы, выделенные на «Лыжную подготовку» и «Элементы единоборства», заменены на «Спортивные игры» (в объеме 1/3 части), часы вариативной части распределены для занятий «Спортивными играми» (волейбол). В случае отсутствия снежного покрова программный материал по разделу «Лыжная подготовка» заменяется изучением раздела «Спортивные игры».
«Лыжная подготовка» изучается на теоретическом уровне, с практической отработкой элементов в условиях спортивного зала. Практическая часть раздела осваивается учащимися самостоятельно при наличии спортивного инвентаря и в соответствии с погодными условиями.
В соответствии с учебным планом гимназии на изучение физической культуры в 10 классе отводится 102 часа из них 84 часа базовая часть, 18 часов вариативная часть.
Рабочая программа предусматривает изучение физической культуры в объёме 3 часов в неделю в течение одного учебного года на базовом уровне.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения содержания учебного предмета «физическая культура» обучающиеся должны:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ:
роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и спорта высших достижений;
роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни.
индивидуальные особенности физического и психического развития и их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и контроля их эффективности;
особенности организации и проведения индивидуальных занятий физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности;
особенности обучения и самообучения двигательным действиям, особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
особенности содержания и направленности различных систем физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
УМЕТЬ:
технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ / ПРИМЕНЯТЬ приобретенные знания и умения для:
организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
осуществления приемов страховки и самостраховки во время занятий физическими упражнениями, приемов оказания первой помощи при травмах и ушибах;
организации судейства соревнований по одному из видов спорта во время внеурочной спортивной деятельности;
составления индивидуальных комплексов физических упражнений различной направленности; планы-конспекты индивидуальных занятий, определять дозировку физической нагрузки и направленность воздействий;
организации двигательного режима (в течение дня, недели и месяца), характеристики упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья;
осуществления основ техники безопасности и профилактики травматизма, профилактических мероприятий (гигиенические процедуры, закаливание) и восстановительных мероприятий (гидропроцедуры, массаж) при организации и проведении спортивно-массовых и индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
личной гигиены и закаливания организма;
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм занятий физическими упражнениями и спортом;
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных занятий и соревнований;
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и ушибах;
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях физической культурой.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение физической культуры имеет большое значение в образовании обучающихся т.к. предметом обучения является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
№ | Название темы (раздела) | Основные вопросы темы (раздела) | Количество часов |
| Основы знаний о физической культуре | Знания о физической культуре, умения и навыки Современные Олимпийские игры Приемы закаливания Способы саморегуляции Способы самоконтроля Первая помощь при травмах Основы гигиены и режима дня Влияние физических упражнений на системы организма | В процессе каждого урока |
| Легкая атлетика | Овладение знаниями Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей Освоение навыков бега и развитие выносливости Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых способностей Освоение навыков метания, развитие скоростно-силовых способностей Развитие двигательных качеств | 24 |
| Спортивные игры Баскетбол | Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек Техника ловли и передачи мяча Техника ведения мяча Техника бросков мяча Техника защиты Развитие двигательных качеств Тактика игры в нападении и защите | 18 |
| Спортивные игры Волейбол | Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек Техника приема передачи мяча Развитие двигательных качеств Техника нижней и верхней прямой подачи Техника прямого нападающего удара Тактика игры в защите и нападении | 18 |
| Гимнастика с элементами акробатики | Строевые упражнения Освоение висов и упоров Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Освоение висов, упоров развитие силовых и координационных способностей Развитие двигательных качеств Освоение навыков лазанья и перелазанья Освоение навыков равновесия | 18 |
| Лыжная подготовка | Освоение техники лыжных ходов Первая помощь при травмах и обморожениях Правила проведения самостоятельных занятий Особенности физической подготовки лыжника Основные элементы тактики в лыжных гонках Правила соревнований Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами Требования к температурному режиму ПРИМЕЧАНИЕ: в связи с отсутствием лыжной спортивной базы и лыжного инвентаря в гимназии, неустойчивых климатических условий, раздел «Лыжная подготовка» изучается на теоретическом уровне, с практической отработкой элементов в условиях спортивного зала. Практическая часть раздела осваивается учащимися самостоятельно при наличии спортивного инвентаря и в соответствии с погодными условиями. | 18 |
| Элементы единоборства | Развитие силовых способностей Освоение элементов защиты | 6 |
ТЕМАТИЧЕСКРЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название учебного предмета (курса): физическая культура
Количество часов за год 102 часа
Количество часов за 1 полугодие – 48 часов, за 2 полугодие – 54 часа.
№ № | Название раздела (темы) и их основное содержание (темы уроков), дополнительное содержание. Основные виды деятельности | Количество часов | Примерные сроки изучения | Место в пособии (учебнике) | Примечание |
№1 | Легкая атлетика | 12 | | стр.100-122 | |
1.1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике. Развитие выносливости. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.2 | Развитие выносливости. Бег в равномерном темпе 3000 м | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.3 | Бег по дистанции 100м. Финиширование | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.4 | Бег 30м, 60м на результат | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.5 | Прыжок в длину с 13-15 шагов разбега. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.6 | Прыжок в длину с 13-15 шагов разбега. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.7 | Бег на результат 100м. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.8 | Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.9 | Прыжок в длину на результат. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.10 | Бег 15 минут. Развитие выносливости. | 1 | Сентябь | стр.100-122 | |
1.11 | Бег 15 минут. Развитие выносливости. | 1 | Сентябрь | стр.100-122 | |
1.12 | Бег 1000 м (мин) на результат. Зачет № 1 легкая атлетика | 1 | Октябрь | стр.100-122 | |
№2 | Элементы единоборства | 6 | | стр.134-140 | |
2.1 | Развитие силовых способностей | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
2.2 | Развитие силовой выносливости | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
2.3 | Развитие координационных способностей | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
2.4 | Развитие силовых способностей | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
2.5 | Развитие силовой выносливости | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
2.6 | Развитие координационных способностей | 1 | Октябрь | стр.134-140 | |
№3 | Спортивные игры. Баскетбол. | 18 | | стр.44-55 | |
3.1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по баскетболу. | 1 | Октябрь | стр.44-55 | |
3.2 | Совершенствование передвижений и остановок игрока. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.3 | Передача мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.4 | Передача мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.5 | Передача мяча различными способами в движении. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.6 | Передача мяча различными способами в движении. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.7 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.8 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Зонная защита (2х3). | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.9 | Передача мяча различными способами в движении. Развитие скоростных качеств. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.10 | Игра по упрощенным правилам. Передача мяча различными способами в движении. | 1 | Ноябрь | стр.44-55 | |
3.11 | Зонная защита (2х1х2). Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.12 | Зонная защита (2х1х2). Игра по упрощенным правилам. | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.13 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Развитие скоростных качеств. | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.14 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.15 | Сочетание приёмов ведения и броска. Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.16 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.17 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Нападение через заслон. | 1 | Декабрь | стр.44-55 | |
3.18 | Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Зачет №2 баскетбол | 1 | декабрь | стр.44-55 | |
№ 4 | Гимнастика с элементами акробатики. | 18 | | стр.84-100 | |
4.1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по гимнастике. | 1 | Декабрь | стр.84-100 | |
4.2 | Развитие силы. Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по два. | 1 | Декабрь | стр.84-100 | |
4.3 | мальчики Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Девочки Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Вис прогнувшись, переход в упор. | 1 | Декабрь | стр.84-100 | |
4.4 | мальчики Кувырок назад, стойка «ноги врозь» Девочки Мост и поворот в упор на одном колене Подтягивание на перекладине. Подъём переворотом. | 1 | Декабрь | стр.84-100 | |
4.5 | мальчики Кувырок назад, стойка «ноги врозь» Девочки Мост и поворот в упор на одном колене. Подтягивание на низкой перекладине. Базовые шаги аэробики. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.6 | мальчики Длинный кувырок, стойка на голове Девочки Подтягивание на низкой перекладине. Базовые шаги аэробики. Развитие выносливости и координации. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.7 | Развитие выносливости и координации. Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.8 | мальчики Длинный кувырок, стойка на голове Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.9 | Девочки Мост и поворот на одном колене мальчики Длинный кувырок, стойка на голове Кувырок назад и вперед, стойка «ноги врозь». Стойка на руках с помощью. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.10 | мальчики Кувырок назад из стойки на руках. Девочки Кувырок назад в полушпагат. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.11 | мальчики Длинный кувырок через препятствие 90 см. Девочки Комбинация из изученных акробатических элементов. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.12 | Девочки Переворот боком. Развитие координационных способностей Мальчики Длинный кувырок через препятствие 90 см. Стойка на руках с помощью. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.13 | мальчики Комбинация из разученных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове, кувырок вперёд). Девочки Развитие координационных способностей. | 1 | Январь | стр.84-100 | |
4.14 | Комбинация из изученных акробатических элементов. | 1 | Февраль | стр.84-100 | |
4.15 | Комбинация из изученных акробатических элементов. | 1 | Февраль | стр.84-100 | |
4.16 | Девочки Комбинация из разученных элементов Кувырок вперед, назад. Стойка на лопатках. Переворот боком. | 1 | Февраль | стр.84-100 | |
4.17 | мальчики Комбинация из разученных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове, кувырок вперед). Девочки Мост и поворот на одном колене (девочки). Зачет №3 гимнастика | 1 | Февраль | стр.84-100 | |
4.18 | Комбинация из разученных элементов | 1 | Февраль | стр.84-100 | |
№5 | Лыжная подготовка | 18 | | стр.122-134 | |
5.1 | Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Спортивная игра | 1 | Февраль | стр.122-134 | |
5.2 | Первая помощь при травмах и обморожениях. Спортивная игра | 2 | Февраль | стр.122-134 | |
5.3 | Правила проведения самостоятельных занятий. Спортивная игра | 2 | Февраль | стр.122-134 | |
5.4 | Особенности физической подготовки лыжника. Спортивная игра | 2 | Февраль | стр.122-134 | |
5.5 | Основные элементы тактики в лыжных гонках. Спортивная игра | 2 | Февраль | стр.122-134 | |
5.6 | Правила соревнований. Спортивная игра | 2 | Февраль | стр.122-134 | |
5.7 | Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Спортивная игра | 1 | Февраль | стр.122-134 | |
5.8 | Виды лыжного спорта. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
5.9 | Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
5.10 | Виды лыжного спорта. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
5.11 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
5.12 | Требования к температурному режиму. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
5.13 | Значение занятий лыжами для укрепления здоровья и закаливания. Спортивная игра | 1 | Март | стр.122-134 | |
№6 | Спортивные игры. Волейбол. | 18 | | стр.75-84 | |
6.1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по волейболу. Верхняя передача мяча в прыжке. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.2 | Верхняя передача мяча в прыжке. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.3 | Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.4 | Прямой нападающий удар. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.5 | Прямой нападающий удар. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.6 | Верхняя передача мяча в парах с шагом. Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | Март | стр.75-84 | |
6.7 | Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.8 | Прямой нападающий удар через сетку. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.9 | Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3-ю зону. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.10 | Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места. Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.11 | Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3-ю зону. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.12 | Верхняя передача мяча в прыжке. Прием мяча двумя руками снизу. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.13 | Прямой нападающий удар через сетку. Зачет №4 волейбол. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.14 | Одиночное блокирование. Нижняя прямая подача, прием мяча от сетки. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.15 | Одиночное блокирование. Нижняя прямая подача, прием мяча от сетки. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.16 | Индивидуальные действия при нападении и защите. Игра в волейбол. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.17 | Индивидуальные действия при нападении и защите. Игра в волейбол. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
6.18 | Групповые действия в нападении и защите. Игра в волейбол. | 1 | Апрель | стр.75-84 | |
№7 | Легкая атлетика | 12 | | стр.100-122 | |
7.1 | Инструктаж по технике безопасности на занятиях по легкой атлетике. Развитие выносливости. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.2 | Развитие выносливости. Бег в равномерном темпе 3000 м | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.3 | Бег по дистанции 100м. Финиширование | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.4 | Бег 30м, 60м на результат | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.5 | Прыжок в длину с 13-15 шагов разбега. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.6 | Прыжок в длину с 13-15 шагов разбега. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.7 | Бег на результат 100м. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.8 | Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.9 | Бег 2000 м без учета времени. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.10 | Бег 15 минут. Развитие выносливости. | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.11 | Итоговая сдача спортивных нормативов | 1 | Май | стр.100-122 | |
7.12 | Бег 2000м (д), 3000 м (мин) на результат | 1 | Май | стр.100-122 | |