СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа составлена к учебнику биологии 10 класс под редакцией А.А. Каменского,  Е. К. Касперской, В.И. Сивоглазова (Москва, Издательский центр Просвещение, 2019)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»




МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И.Данилова»

393460, г. Уварово Тамбовской обл., 4-й мкрн., д.1,
тел. (47558), 4-14-15, 4-70-93 4-13-31,

E-mail: [email protected] www.luvr.68edu.ru

ИНН 6830003915, КПП 683001001, ОГРН 1056829384237




500 лучших школ России, 2014

100 лучших школ оборонно-спортивного профиля, 2017







Рассмотрена и рекомендована


  • утверждению МС Лицея Протокол №_____ от


«___» ___________ 2018г.


Утверждаю:


Директор Лицея ___________ Е. В. Уварова

Приказ №_______ от «____»_________20___г.


Приказ №_____ от «___» ___________ 2018 г.







Рабочая программа


по биологии


для 10 классов

(базовый уровень)


на 2020-2021 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Биология» для 10 классов составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

  • Примерной программы по биологии и авторской программы под редакцией А.А. Каменского,Е. К. Касперской, В.И. Сивоглазова (Москва, Издательский центр Просвещение, 2019);

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей г. Уварово им. А.И. Данилова»;


В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника - Биология 10 класс А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов, учебник для общеобразовательных организаций, Москва «Просвещение» 2019 год.


Цели и задачи учебного курса

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету “Биология ” является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и основной образовательной программы основного общего образования.

Задачами учебного предмета являются:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии);о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;

  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.


Диагностирование результатов предполагается через использование урочного и тематического тестирования, выполнение индивидуальных и творческих заданий, проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов.

Средствами реализации рабочей программы являются использование учебника Биология 10 класс А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов (Москва «Просвещение» 2019 год.), материально-техническое оборудование кабинета биологии, дидактический материал по биологии.

Достижению результатов обучения способствует применение деятельностного подхода, который реализуется через использование эффективных педагогических технологий (технологии личностно ориентированного обучения, развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, ИКТ, здоровьесберегающих). Предполагается использование методов обучения, где ведущей является самостоятельная познавательная деятельность обучающихся: проблемный, исследовательский, программированный, объяснительно-иллюстративный.

Рабочая программа реализуется на основе УМК В.И. Сивоглазова для 10-11 классов (базовый уровень) и учебника

1. Каменский А.А., Касперская Е.К., Сивоглазов В.И. Биология 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций. – Москва, «Просвещение» 2019.


Общая характеристика учебного предмета


В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций


Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом МБОУ «Лицей г.Уварово им. А.И. Данилова».и предусматривает в 10 классе обучение биологии в объеме 1 час в неделю (всего за год 34 часа)


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


    • качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.


Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

  • ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

  • ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

  • понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.


Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:

  • уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;

  • понимание необходимости здорового образа жизни;

  • осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;

  • сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.


Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:

  • правильному использованию биологической терминологии и символики;

  • развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

  • развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Изучение биологии в 10 классе даёт возможность достичь следующих

Личностных результатов:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия)

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, воспитание у учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества

  • сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности

  • понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии

Метапредметными результатами являются:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей основываясь на соображениях этики и морали

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого, спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств

Предметными результатами освоения биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере.

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез

  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот)

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях

  • устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития)

  • объяснять причины наследственных заболеваний

  • выявлять изменчивость у организмов

  • объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости

  • сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания)

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека

  • объяснять последствия влияния мутагенов

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости

  • характеризовать современные направления в развитии биологии

  • описывать их возможное использование в практической деятельности

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз)

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов)

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

2. В ценностно-ориентационной сфере.

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека

3. В сфере трудовой деятельности.

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности.

  • освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими организмами, простудных заболеваниях, травмах;

  • проведения наблюдений за состоянием животного организма.

5. В эстетической сфере.

  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы




Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе.

Учащиеся научатся

- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;

- устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и

- раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;

- устанавливать взаимосвязь природных явлений; понимать смысл, различать и

Учащиеся получат возможность научиться

- характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное

использование в практической деятельности;


Раздел 2. Клетка

Учащиеся научатся

- приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

- распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях;

- устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

Учащиеся получат возможность научиться

- сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

- решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;


Раздел 3. Организм

Учащиеся научатся

- обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

- объяснять причины наследственных заболеваний;

- выявлять изменчивость у организмов;

- объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

- классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

- оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

- объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

- объяснять последствия влияния мутагенов;

- объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Учащиеся получат возможность научиться

- давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную), законы наследственности, закономерности изменчивости;

- решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

- устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности



Содержание курса биологии в 10 классе (34 ч.)


Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе (2 часа)

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.



Раздел 2. Клетка (17 часов)

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Вирусы ― неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Практическая работа №1 «Решение элементарных задач в молекулярной биологии»

Контрольная работа №1

Раздел 3. Организм (15 часов)

Организм ― единое целое. Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, еѐ направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Практическая работа №2 «Решение генетических задач»

Контрольная работа №2


Итоговая работа



Тематическое планирование 10 класс


№ п/п

№ урока

Темы

Кол-во часов

Из них

Характеристика основных видов деятельности учащихся

ЛР, ПР

Экскурсий

КР

Раздел 1. Биология как комплекс наук о живой природе (2 часа)

1

1

Биология как наука. Методы научного познания.

1




Определять объекты изучения биологических наук. Выделять основные методы биологических исследований. Характеризовать новые научные направления в биологии. Называть основные биологические науки. Приводить примеры использования человеком знаний о живой природе. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о вкладе отечественных учёных в развитие биологической науки.

2

2

Основные критерии

живого. Уровни

организации живой

природы. Биологические

системы

1




Давать определение понятию «жизнь». Характеризовать основные свойства живого. Описывать уровни организации живого, определять их иерархию и характеризовать проявление жизни на каждом уровне

Раздел 2. Клетка (16 часов)

3

1

Химический состав

организмов.

Неорганические вещества клетки

1




Определять единство элементарного состава, как одно из свойств живого. Классифицировать химические элементы в зависимости от их содержания в живых организмах. Характеризовать значение воды и минеральных солей в клетке. Совершенствовать навыки работы с

лабораторным оборудованием. Проводить наблюдения, объяснять результаты эксперимента, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

4

2

Органические вещества. Углеводы. Липиды

1




Приводить классификацию органических веществ. Классифицировать углеводы и липиды. Определять биологическую роль углеводов, липидов

5

3

Органические вещества.

Белки. Протеомика

1




Описывать белки как сложные органические соединения - полимеры.

Классифицировать белки по выполняемым функциям. Характеризовать структуру белков. Объяснять суть явления денатурации. Описывать роль белков в организме

6

4

6. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. АТФ, витамины

1




Характеризовать и сравнивать строение молекул ДНК и РНК.

Устанавливать связь между строением нуклеиновых кислот и их функциями. Анализировать роль АТФ в клетке. Объяснять биологическую роль витаминов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации об открытии витаминов и структуры ДНК

7

5

Практическая работа №1. «Решение элементарных задач в молекулярной биологии»

1

1



Применять знания о составе, строении и свойствах органических веществ в клетке для решения задач по молекулярной биологии

8

6

Клетка - структурная и функциональная единица организма. Основные этапы развития цитологии. Клеточная теория. Методы изучения клетки

1




Описывать основные положения клеточной теории.

Аргументированно доказывать родство всех живых организмов.

Называть современные методы цитологии

9

7

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Геном. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы

1




Выделять существенные признаки эукариотической клетки.

Актуализировать знания о строении и функциях органоидов клетки. Давать определения понятиям «ядро», «геном», «хромосома»

10

8

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Вакуоли. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1




Описывать строение и функции органоидов. Выявлять связь между строением и функциями органоидов.

Сравнивать строение пластид и митохондрий


11

9

Сравнение строения и жизнедеятельности клеток прокариот и эукариот, растений и животных

1




Описывать строение прокариотической клетки. Сравнивать строение прокариотической и эукариотической клеток.

Описывать прокариотические организмы. Сравнивать строение клеток растений и животных.Объяснять причины сходства и различий между клетками разных эукариотических организмов

12

10

Вирусы - неклеточная форма жизни. Профилактика вирусных заболеваний

1




Характеризовать вирусы, как неклеточные формы жизни. Выделять основные признаки строения вирусов. Характеризовать жизненный цикл вирусов. Обосновывать меры профилактики вирусных заболеваний. Объяснять сущность понятия «жизненный цикл бактериофага». Сравнивать вирусы между собой, делать выводы на основе сравнения. Объяснять роль вирусов в природе и жизни человека

13

11

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ферменты

1




Давать определение понятию «обмен веществ». Устанавливать различия между понятиями «ассимиляция» и «диссимиляция». Характеризовать и сравнивать роль ассимиляции и диссимиляции.

Объяснять роль ферментов в процессах жизнедеятельности организмов

14

12

Энергетический обмен в клетке

1




Определять понятие «энергетический обмен» (диссимиляция).

Характеризовать и сравнивать этапы энергетического обмена. Объяснять роль АТФ как универсального источника и накопителя энергии. Характеризовать значение диссимиляции для клетки и организма

15

13

Пластический обмен веществ в клетке. Фотосинтез. Хемосинтез

1




Давать определения понятиям «фотосинтез», «хемосинтез». Сравнивать фазы фотосинтеза, делать выводы на основании сравнения. Объяснять космическую роль процесса фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза

16

14

Пластический обмен в

клетке. Биосинтез белка в клетке. Генетический код

1




Давать определение понятию «биосинтез белка».

Выделять и описывать этапы биосинтеза белка

17

15

Жизненный цикл

клетки: интерфаза и

деление. Митоз, или

непрямое деление клетки. Мейоз

1




Давать определение понятиям «жизненный цикл клетки», «интерфаза», «митоз», «мейоз». Называть стадии жизненного цикла клетки.

Характеризовать фазы митоза и мейоза. Сравнивать первое и второе деление мейоза, делать выводы. Сравнивать митоз и мейоз.

Анализировать и выявлять биологический смысл митоза и мейоза

18

16

Контрольная работа по теме «Клетка»

1



1

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Раздел 3 Организм (15 часов)

19

1

Организм как

биологическая система.

Гомеостаз. Регуляция

функций организма

1




Характеризовать основные свойства живых организмов. Приводить доказательства о роли гемостаза в жизни организма. Различать и описывать основные органы и системы органов в животном организме.

Обосновывать, почему организм - это единая и неделимая единица жизни. Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием. Проводить наблюдения, объяснять результаты эксперимента, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

20

2

Обмен веществ и

превращение энергии в

организме. Автотрофы и

гетеротрофы. Аэробы и анаэробы

1




Обобщать знания об обмене веществ и энергии. Классифицировать организмы по способу питания и дыхания. Характеризовать автотрофный способ питания. Приводить примеры и характеризовать способы гетеротрофного питания

21

3

Развитие организмов. Бесполое и половое размножение

1




Выделять и характеризовать основные способы размножения организмов.

Сравнивать половое и бесполое размножение, половые клетки организмов. Давать определение понятиям «спорообразование», «вегетативное размножение». Объяснять биологический смысл бесполого и полового способов размножения. Раскрывать биологические преимущества полового размножения

22

4

Развитие гамет. Оплодотворение.

1




Давать определение понятиям «гаметогенез», «оплодотворение».

Характеризовать фазы гаметогенеза. Различать особенности развития мужских и женских половых клеток. Оценивать биологический смысл двойного оплодотворения у цветковых растений

23

5

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период.

1




Давать определение понятию «онтогенез». Характеризовать стадии эмбрионального периода онтогенеза.

Сравнивать разные стадии эмбрионального периода, делать выводы на основе сравнения. Объяснять зависимость развития эмбриона от условий окружающей среды

24

6

Индивидуальное развитие организма. Постэмбриональный период.

1




Давать определение понятию «постэмбриональное развитие».

Различать и характеризовать типы постэмбрионального развития.

Описывать периоды постэмбрионального развитие человека

25

7

Генетика. Генетические понятия и символы. Методы генетики.

1




Объяснять смысл генетических понятий и символов. Характеризовать основные методы генетики. Объяснять вклад Г. Менделя в развитие биологической науки. Пользоваться генетической терминологией

26

8

Законы наследственности, установленные Г. Менделем. Гипотеза чистоты гамет. Неполное доминирование.

1




Решать генетические задачи на моногибридное скрещивание.


27

9

Дигибридное скрещивание. Анализирующее скрещивание. Генофонд. Практическая работа №2. «Решение элементарных генетических задач»

1

1



Решать генетические задачи на моно- и дигибридное скрещивание.

Давать определение понятию «генофонд»

28

10

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Взаимодействие генов.

1




Описывать положения хромосомной теории.

29

11

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Цитоплазматическая наследственность.

1



1

Объяснять механизм определения пола и наследования, сцепленного с полом. Объяснять, в чём суть явления цитоплазматической наследственности

30

121

Ненаследственная изменчивость. Норма реакции

1




Давать определения понятиям «изменчивость», «норма реакции».

Выявлять существенные признаки изменчивости. Сравнивать проявления наследственной и ненаследственной изменчивости

31

3

Наследственная изменчивость, наследственные болезни.

1




Называть и характеризовать виды изменчивости. Выявлять причины комбинативной изменчивости. Классифицировать мутационную изменчивость. Характеризовать мутационные факторы. Объяснять биологическое значение наследственной изменчивости.

32

14

Селекция. Этапы развития селекции. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Биотехнология

1




Дать определение понятию «селекция». Оценивать этапы развития селекции. Характеризовать вклад Н.И. Вавилова в развитие биологической науки. Описывать современные методы селекции. Анализировать задачи, стоящие перед селекцией в настоящее время. Определять особенности селекции организмов. Раскрывать задачи, стоящие перед селекцией организмов. Описывать методы, используемые в биотехнологии. Анализировать этические проблемы биотехнологических разработок.

33

15

Контрольная работа №2 «Организм»

1



1

Применять полученные знания и умения на уроках и в жизни. Самостоятельный контроль и коррекция учебной деятельности с использованием всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

34

1

Итоговый контроль.

1



1

Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 10 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов.

Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира.

Итого

34

4

1

4



Описание материально-технического обеспечения


-микроскопы

  • комплекты таблиц «Общая биология».


  1. Биология. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений ,базовый уровень/А.А. Каменский, Е.К. Касперская, В.И. Сивоглазов.- М., «Просвещение» 2020 год.

  2. М.В. Высоцкая «Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах», Волгоград, издательство «Учитель», 2005

  3. Н.Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии» М.: «5 за знания», 2006

  4. О.П. Дудкина «Биология. Проверочные тесты. Разроуровневые задания 6-11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2011

  5. Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова, В.П. Артеменко, Е.Н. Маслак «Биология. Секреты эффективности современного урока» Волгоград. издательство «Учитель», 2013

  6. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов «ЕГЭ: шаг за шагом. Растения. Грибы. Лишайники» М.: издательство «Дрофа», 2011

  7. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.

  8. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.

  9. Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, №27-28.

  10. Мирзоев С.С. Активизация познавательного интереса учащихся / С.С. Мирзоев // Биология в школе, 2007. - №6. – С. 35-38.

  11. Пугал Н.А. Технические средства обучения // Биология в школе, 2003, №6-7. – С. 44-46.

  12. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 174 с.

  13. Кристиан де Дюв. Путешествие в мир живой клетки. М.: «Мир» 1987. – 256 с.

  14. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+» 1996. – 704 с.

  15. Ионцева А.Ю. Биология в схемах и таблицах/А. Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.- М.:Эксмо,2013

  16. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11классы. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением /О.Л.Ващенко. –М.: Планета, 2012. – 576с (Качество обучения)

  17. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.



Мультимедийная поддержка курса

  1. Биология. Интерактивные дидактические материалы 6-11классы (электронное интерактивное приложение), Издательский центр «Планета», 2012.

Интернет-ресурсы

  1. http://school-collection.edu.ru/) «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов».

  2. http://www.fcior.edu.ru/

  3. www.bio.1september.ru – газета «Биология».

  4. www.bio.nature.ru – научные новости биологии.

  5. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования.

  6. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

  7. http://video.edu-lib.net – учебные фильмы.

  8. biology-online.ru

  9. youtube.com

  10. http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=43&Itemid=104 - виртуальная лаборатория

  11. https://learningapps.org/index.php?category=8&subcategory=3151&s= - приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.




1