СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 10 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская средняя общеобразовательная школа»

671325, РБ, Заиграевский р-н, с. Новая Брянь, ул. Пирогова, 20, 83013653597, [email protected], http://novbrsosh.ucoz.ru/




Программа рассмотрена

и одобрена на заседании МО учителей естественно-математического цикла

МБОУ «Новобрянская сош»

Протокол № 1

от « » августа 2021г.

Руководитель МО

_________ И.А. Яблоновская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»


___________ С.Н. Грищёва


« » августа 2021г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Новобрянская сош»

_________ Н.С. Чернышова


Приказ №

от « » августа 2021г.



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИНФОРМАТИКЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА



Учителя информатики Комоловой Л.А.





2021-2022 учебный год






Пояснительная записка

ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413) с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г.№1645, 31 декабря 2015 г. №1578, 29 июня 2017 г. № 613; Приказов Минпросвещения России от 24.09.2020 № 519, от 11.12.2020 № 712);

«Основная образовательная программа среднего общего образования» МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа»


Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 учебный год


Авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакин, Е.К Хеннер.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

Курс информатики в 10 -11 классах рассчитан на продолжение изучения информатики после освоения основ предмета в 7–9 классах. Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10 - 11классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10 - 11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики)в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.








В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу

основной школы изучаются методы проектирования и разработки много табличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи

дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базинформационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.

Методическая система обучения базируется на важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, — деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера. При необходимости расширения объема практической работы (например, за счет расширенного учебного плана) дополнительные задания могут быть почерпнуты из двухтомного задачника-практикума, указанного в составе УМК. Еще одним источником для самостоятельной учебной деятельности школьников являются общедоступные электронные (цифровые) обучающие ресурсы по информатике. Эти ресурсы могут использоваться как при самостоятельном освоении теоретического материала, так и для компьютерного практикума.

В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  • бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностейреализации собственных жизненных планов.


Метапредметными результатами обучающихся являются:

  • умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


Предметными результатами обучающихся являются:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; владение знанием основных конструкций программирования; владение умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

  • владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

  • сформированность представлений о компьютерно - математических моделях и необходимости анализасоответствия модели и моделируемого объекта (процесса);сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.



















Содержание учебного предмета

1. Введение в предмет — 1 ч.

Предмет информатики. Правила ТБ в кабинете информатики. Содержание курса информатики основной школы.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

2. Информация – 11 ч.

Понятие информации. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Алфавитный подход.Содержательный подход. Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитнойт.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

3. Информационные процессы – 7 ч.

Хранение и передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере.

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума.

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

4. Программирование обработки информации – 13 ч.

Алгоритмы и величины. Структуры алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Организация ввода и вывода данных с использованием файлов. Символьный тип данных. Строки символов. Комбинированный тип данных.

Учащиеся должны знать:

- основные свойства алгоритма;

- типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

- понятие вспомогательного алгоритма;

Учащиеся должны уметь:

- разрабатывать алгоритмы и программы с использование различных алгоритмических конструкций для решения различных задач.





Тематическое планирование

Тема программы

Кол-во

часов по

программе

Теория

Практические работы

1

Введение в предмет

1

1


2

Информация

11

6

5

3

Информационные процессы

7

3

4

4

Программирование обработки информации

13

7

7

5

Повторение

1




Всего

34

17

16




Календарно-тематическое планирование 10 класс


№ урока

Дата проведения урока

Тема урока

Темы контрольных и практических работ

Требования к результату

Виды контроля

Дополнительная литература

1


Введение. Правила ТБ в кабинете информатики.


Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 классе;

- из каких частей состоит предметная область информатики.

беседа


2


Понятие информации.






Учащиеся должны знать:

-три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации.

Устный опрос

Задачник-практикум

3


Представление информации.


Учащиеся должны знать:

-что такое язык представления информации; какие бывают языки

-понятия «кодирование» и «декодирование» информации

-примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

-понятия «шифрование», «дешифрование».


Фронтальный опрос


4


Работа 1.1. Шифрование данных.

Работа 1.1. Шифрование данных.

Пр. р.


5


Измерение информации. Алфавитный подход.


Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной точки зрения;

-связь между размером алфавита и информационным весом символа;

-связь между единицами измерения информации;

-сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

беседа

Задачник-практикум

6


Измерение информации. Содержательный подход.


С. р.

Тематические тесты.

7


Работа 1.2. Измерение информации.

Работа 1.2. Измерение информации.

Пр. р.


8


Представление чисел в компьютере.


Учащиеся должны знать:

-принципы представления данных в памяти компьютера;

-представление целых чисел;

-диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

-принципы представления вещественных чисел.

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памятикомпьютера;

-определять по внутреннему коду значение числа.

Устный опрос

Задачник-практикум

9


Работа 1.3. Представление чисел.

Работа 1.3. Представление чисел.

Пр. р.


10


Представление текста, изображения и звука в компьютере.


Учащиеся должны знать:

-способы кодирования текста в компьютере;

-способы представления изображения; цветовые модели;

-в чем различие растровой и векторной графики;

-способы дискретного (цифрового) представления звука.

Учащиеся должны уметь:

-вычислять размер цветовой палитры по значению битовой

глубины цвета;

-вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.

Фронтальный опрос

Задачник-практикум

11


Работа 1.4. Представление текстов.

Работа 1.4. Представление текстов.

Пр. р.


12


Работа 1.5. Представление изображения и звука.

Работа 1.5. Представление изображения и звука.

Пр. р.


13


Хранение и передача информации.


Учащиеся должны знать:

-историю развития носителей информации;

-современные (цифровые, компьютерные) типы носителей

информации и их основные характеристики;

-модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

-основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускную способность;

-понятие «шум» и способы защиты от шума.

Учащиеся должны уметь:

-сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

-рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.

С. р.

Тематические тесты.

14


Обработка информации и алгоритмы.

Работа 2.1. Управление алгоритмическим исполнителем.

Учащиеся должны знать:

-основные типы задач обработки информации;

-понятие исполнителя обработки информации;

-понятие алгоритма обработки информации.

Учащиеся должны уметь:

-по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.

Пр. р.


15


Автоматическая обработка информации.


Учащиеся должны знать:

-что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

-определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

-yстройство и систему команд алгоритмической машины

Поста.

Учащиеся должны уметь:

-составлять алгоритмы решения несложных задач для

управления машиной Поста.

Устный опрос


16


Работа 2.2. Автоматическая обработка данных.

Работа 2.2. Автоматическая обработка данных.

Пр. р.


17


Информационные процессы в компьютере.


Учащиеся должны знать:

-этапы истории развития ЭВМ;

-что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

-для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

-архитектуру персонального компьютера;

-принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Фронтальный опрос


18


Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера.

Работа 2.3. Выбор конфигурации компьютера.

Пр. р.


19


Работа 2.4. Настройка BIOS.

Работа 2.4. Настройка BIOS.

Пр. р.


20


Алгоритмы. Структуры алгоритмов, структурное программирование.


Учащиеся должны знать:

-этапы решения задачи на компьютере;

-что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

-какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

-систему команд компьютера;

-классификацию структур алгоритмов;

-принципы структурного программирования.

Учащиеся должны уметь:

-описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

-выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

Устный опрос


21


Программирование линейных алгоритмов.


Учащиеся должны знать:

-систему типов данных в Паскале;

-операторы ввода и вывода;

-правила записи арифметических выражений на Паскале;

-оператор присваивания;

-структуру программы на Паскале.

Учащиеся должны уметь:

-составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.

С. р.

Тематические тесты.

22


Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов.

Работа 3.1. Программирование линейных алгоритмов.

Пр. р.


23


Логические величины и выражения, программирование ветвлений.


Учащиеся должны знать:

-логический тип данных, логические величины, логические операции;

-правила записи и вычисления логических выражений;

-условный оператор If;

-оператор выбора Selectcase.

Учащиеся должны уметь:

-программировать ветвящиеся алгоритмы с использованием условного оператора и оператора ветвления.

Устный опрос

Задачник-практикум

24


Работа 3.2. Программирование логических выражений.

Работа 3.2. Программирование логических выражений.

Пр. р.


25


Работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

Работа 3.3. Программирование ветвящихся алгоритмов.

Пр. р.


26


Программирование циклов.


Учащиеся должны знать:

-различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

-различие между циклом с заданным числом повторений и

итерационным циклом;

-операторы цикла While и Repeat–Until;

-оператор цикла с параметром For;

-порядок выполнения вложенных циклов.

Учащиеся должны уметь:

-программировать на Паскале циклические алгоритмы с

предусловием, с постусловием, с параметром;

-программировать итерационные циклы;

-программировать вложенные циклы.

беседа


27


Работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов.

Работа 3.4. Программирование циклических алгоритмов.

Пр. р.


28


Подпрограммы.


Учащиеся должны знать:

-понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

-правила описания и использования подпрограмм-функций;

-правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Учащиеся должны уметь:

-выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

-описывать функции и процедуры на Паскале;

-записывать в программах обращения к функциям и процедурам.

Устный опрос


29


Работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм.

Работа 3.5. Программирование с использованием подпрограмм.

Пр. р.


30


Работа с массивами.



Учащиеся должны знать:

-правила описания массивов на Паскале;

-правила организации ввода и вывода значений массива;

-правила программной обработки массивов.

Учащиеся должны уметь:

-составлять типовые программы обработки массивов, такие как заполнение массива, поиск и подсчет элементов,

нахождение максимального и минимального значений,

сортировка массива и др.

Фронтальный опрос


31


Работа 3.6. программирование обработки одномерных массивов.

Работа 3.6. Программирование обработки одномерных массивов.

Пр. р.


32


Работа с символьной информацией.


Учащиеся должны знать:

-правила описания символьных величин и символьных

строк;

-основные функции и процедуры Паскаля для работы с

символьной информацией.

Учащиеся должны уметь:

-решать типовые задачи на обработку символьных величин

и строк символов.

беседа

Задачник-практикум

33


Работа 3.8. Программирование обработки строк символов

Работа 3.8. Программирование обработки строк символов


Пр. р.


34


Повторение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!