СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»











Рабочая программа

Биология 7 класс

2 часа в неделю, всего 68 часа

на 2019-2020 учебный год

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин



Л.В. Медведева

Учитель географии и биологии

МБОУ «Подболотная СОШ»

Первая квалификационная категория







д.Логдуз

2019



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2016//..

Курс биологии 7 класса рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в году.

Изучение биологии в 7 классе включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Цели изучения предмета:

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.


1.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Общее число учебных часов в 7 классе - 68 (2 ч в неделю).


1.2. Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы

Учебно-методическое обеспечение

-Учебник: Латюшин В.В. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М: Дрофа, 2016 – 302 с

-Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.- 192 с.

- В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 кл. – М 2007. – 144с.

- Интернет ресурсы


1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.

В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона

  • сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

  • особенности строения организмов животных разных систематических групп

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;

  • оказания первой помощи при укусах животных;

  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Современная зоология.

Тема 1. .Многообразие животных. Простейшие (2 ч)

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Тема 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (21 ч)

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрации. Микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Лабораторные работы Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Знакомство с многообразием ракообразных. Изучение представителей отрядов насекомых.

Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 ч)

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторные работы. Внешнее строение и передвижение рыб. Изучение внешнего строения птиц.

Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы. Изучение особенностей покровов тела.

Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Тема 6. Биоценозы (2 ч)

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 ч)

Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема (раздел) программы

Кол-во часов

1

Введение. Общие сведения о животном мире

2

2

Многообразие животных. Простейшие

2

3

Многоклеточные организмы. Беспозвоночные

21

4

Многоклеточные организмы. Хордовые.

20

5

Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие.

14

6

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

4

7

Биоценозы

2

8

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

3


Всего:

68






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Введение. 2 часа


1

История развития зоологии

1

2

Современная зоология.

1

Многообразие животных. 34 часа


Простейшие. 2 часа


3



Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники


1


4


Жгутиконосцы Инфузории. Значение простейших.

1

Многоклеточные.36 часов


5

Тип Губки.

1

6

Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы

1

7

Тип Плоские черви.

1

8

Тип Круглые черви Лаб. раб. «Знакомство с многообразием круглых червей»

1

9

Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Полихеты

1

10

Классы Полигохеты и Пиявки

Лаб. раб. «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

1

11

Тип Моллюски. Лаб. раб. «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков»

1

12

Классы моллюсков.

1

13

Тип Иглокожие.

1

14

Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, .Лаб. раб. «Знакомство с разнообразием ракообразных»

1

15

Класс паукообразных.

1

16

Класс Насекомые. Л.р. «Изучение представителей отрядов насекомых»

1

17

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые. Уховертки, Поденки. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

18

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

1

19

Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

1

20

Отряд насекомых Перепончатокрылые.

1

21

Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные

1

22

Классы рыб. Лаб. раб. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

1

23

Подкласс: Хрящевые рыбы.

1

24

Подкласс:Костные рыбы.

1

25

Класс Земноводные

1

26

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

1

27

Отряды черепахи и крокодилы.

1

28

Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения птиц»

1

29

Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные.

1

30

Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные.

1

31

Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые.

1

32

Класс МлекопитающиеПодклассы: Однопроходные Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые

1

33

Отряды: Грызуны, Зайцеобразные.

1

34

Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные.

1

35

Отряды Парнокопытные Непарнокопытные.Приматы

1

36

Обобщающий урок по теме « Многоклеточные животные»

1

Строение, индивидуальное развитие. Эволюция.

24 часа


Эволюция строения и функций органов и их систем.

13 часов


37

Покровы тела. Лаб. раб. «Изучение особенностей различных покровов тела»

1

38

Опорно-двигательная система.

1

39

Способы передвижения животных. Полости тела.


1

40

Органы дыхания и газообмен.


1

41

Органы пищеварения.

1

42

Обмен веществ.

1

43

Органы кровообращения.

1

44

Кровь

1

45

Органы выделения.

1

46

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.


1

47

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.


1

48

Продление рода. Органы размножения.

1

49

Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»

1

Индивидуальное развитие животных. 3 часа


50

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

51

Развитие животных с превращением и без превращения.

1

52

Периодизация и продолжительность жизни животных. Лаб. раб. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

1

Развитие животного мира на Земле. 8 часа


53

Доказательства эволюции животных.

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

1

54

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

1

55

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

1

56

Естественные и искусственные биоценозы.


1

57

Факторы среды и их влияние на биоценозы

1

58

Цепи питания. Поток энергии.

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

59

Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза»

1

60

Воздействие человека и его деятельности на животных

1

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

8 часов


61

Одомашнивание животных.

1

62

Законы об охране животного мира. Система мониторинга

1

63

Охраняемые территории. Красная книга.

1

64

Повторение темы «Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле»»

1

65

Повторение темы «Биоценозы» « Животный мир и хозяйственная деятельность»

1

66

Повторение темы «Многообразие животных»

1

67

Повторение материалов по курсу 7 класса. Подведение итогов.

1

68

Итоговый контроль

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!