Рабочая программа
Биология 7 класс
2 часа в неделю, всего 68 часа
на 2019-2020 учебный год
В.В. Латюшин, В.А. Шапкин
Л.В. Медведева
Учитель географии и биологии
МБОУ «Подболотная СОШ»
Первая квалификационная категория
д.Логдуз
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений. Биология, 5-11 классы.-М.: Дрофа, 2016//..
Курс биологии 7 класса рассчитан на 2 часа в неделю, 68 часов в году.
Изучение биологии в 7 классе включает в себе сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цели изучения предмета:
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.
1.1. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Рабочая программа разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272, из них 34 (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе. Таким образом, содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Общее число учебных часов в 7 классе - 68 (2 ч в неделю).
1.2. Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы, а также дополнительно используемые информационные ресурсы
Учебно-методическое обеспечение
-Учебник: Латюшин В.В. Животные. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М: Дрофа, 2016 – 302 с
-Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. - М.: Дрофа, 2001.- 192 с.
- В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 кл. – М 2007. – 144с.
- Интернет ресурсы
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса установлены Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен:
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
особенности строения организмов животных разных систематических групп
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
изучать биологические объекты и процессы, ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация);
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животных;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология. Современная зоология.
Тема 1. .Многообразие животных. Простейшие (2 ч)
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Тема 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (21 ч)
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрации. Микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма. Морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Лабораторные работы Знакомство с многообразием кольчатых червей.
Знакомство с многообразием ракообразных. Изучение представителей отрядов насекомых.
Тема 3. Многоклеточные организмы. Хордовые (20 ч)
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы. Внешнее строение и передвижение рыб. Изучение внешнего строения птиц.
Тема 4. Эволюция строения и функций органов и их систем. (14 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы. Изучение особенностей покровов тела.
Тема 5. Развитие и закономерности размещения животных на Земле (4 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции. Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Тема 6. Биоценозы (2 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Тема 7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (3 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животный мир. Одомашнивание животных. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Тема (раздел) программы | Кол-во часов |
1 | Введение. Общие сведения о животном мире | 2 |
2 | Многообразие животных. Простейшие | 2 |
3 | Многоклеточные организмы. Беспозвоночные | 21 |
4 | Многоклеточные организмы. Хордовые. | 20 |
5 | Эволюция строения и функций органов и их систем. Индивидуальное развитие. | 14 |
6 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 4 |
7 | Биоценозы | 2 |
8 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 3 |
| Всего: | 68 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Введение. 2 часа | |
1 | История развития зоологии | 1 |
2 | Современная зоология. | 1 |
Многообразие животных. 34 часа | |
Простейшие. 2 часа | |
3 | Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики, солнечники | 1 |
4 | Жгутиконосцы Инфузории. Значение простейших. | 1 |
Многоклеточные.36 часов | |
5 | Тип Губки. | 1 |
6 | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы | 1 |
7 | Тип Плоские черви. | 1 |
8 | Тип Круглые черви Лаб. раб. «Знакомство с многообразием круглых червей» | 1 |
9 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Полихеты | 1 |
10 | Классы Полигохеты и Пиявки Лаб. раб. «Знакомство с многообразием кольчатых червей» | 1 |
11 | Тип Моллюски. Лаб. раб. «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков» | 1 |
12 | Классы моллюсков. | 1 |
13 | Тип Иглокожие. | 1 |
14 | Тип Членистоногие. Классы: Ракообразные, .Лаб. раб. «Знакомство с разнообразием ракообразных» | 1 |
15 | Класс паукообразных. | 1 |
16 | Класс Насекомые. Л.р. «Изучение представителей отрядов насекомых» | 1 |
17 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые. Уховертки, Поденки. Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 |
18 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы. | 1 |
19 | Отряды насекомых: Чешуекрылые или Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 1 |
20 | Отряд насекомых Перепончатокрылые. | 1 |
21 | Тип Хордовые. Подтипы: Бесчерепные и Черепные | 1 |
22 | Классы рыб. Лаб. раб. «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | 1 |
23 | Подкласс: Хрящевые рыбы. | 1 |
24 | Подкласс:Костные рыбы. | 1 |
25 | Класс Земноводные | 1 |
26 | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. | 1 |
27 | Отряды черепахи и крокодилы. | 1 |
28 | Класс Птицы. Отряд Пингвины. Лаб. раб. «Изучение внешнего строения птиц» | 1 |
29 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 1 |
30 | Отряды птиц: Дневные хищники, Совы, Куриные. | 1 |
31 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 1 |
32 | Класс МлекопитающиеПодклассы: Однопроходные Сумчатые, Плацентарные. Отряды Насекомоядные, Рукокрылые | 1 |
33 | Отряды: Грызуны, Зайцеобразные. | 1 |
34 | Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 1 |
35 | Отряды Парнокопытные Непарнокопытные.Приматы | 1 |
36 | Обобщающий урок по теме « Многоклеточные животные» | 1 |
Строение, индивидуальное развитие. Эволюция. 24 часа | |
Эволюция строения и функций органов и их систем. 13 часов | |
37 | Покровы тела. Лаб. раб. «Изучение особенностей различных покровов тела» | 1 |
38 | Опорно-двигательная система. | 1 |
39 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 |
40 | Органы дыхания и газообмен. | 1 |
41 | Органы пищеварения. | 1 |
42 | Обмен веществ. | 1 |
43 | Органы кровообращения. | 1 |
44 | Кровь | 1 |
45 | Органы выделения. | 1 |
46 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | 1 |
47 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | 1 |
48 | Продление рода. Органы размножения. | 1 |
49 | Обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем» | 1 |
Индивидуальное развитие животных. 3 часа | |
50 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 |
51 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 |
52 | Периодизация и продолжительность жизни животных. Лаб. раб. «Изучение стадий развития животных и определение их возраста». | 1 |
Развитие животного мира на Земле. 8 часа | |
53 | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 1 |
54 | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции. | 1 |
55 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных | 1 |
56 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 |
57 | Факторы среды и их влияние на биоценозы | 1 |
58 | Цепи питания. Поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 |
59 | Экскурсия « Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | 1 |
60 | Воздействие человека и его деятельности на животных | 1 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека. 8 часов | |
61 | Одомашнивание животных. | 1 |
62 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга | 1 |
63 | Охраняемые территории. Красная книга. | 1 |
64 | Повторение темы «Индивидуальное развитие животных. Развитие животного мира на Земле»» | 1 |
65 | Повторение темы «Биоценозы» « Животный мир и хозяйственная деятельность» | 1 |
66 | Повторение темы «Многообразие животных» | 1 |
67 | Повторение материалов по курсу 7 класса. Подведение итогов. | 1 |
68 | Итоговый контроль | 1 |