СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Юный художник» разработана для реализации внеурочной деятельности, направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира художественного искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»


Рассмотрена и принята решением

НМС МБУДО «ДЮЦ»

«____» ___________ 2019 г.

Протокол №14

«Утверждаю»

Директор МБУДО «ДЮЦ»

_________ Ковригина Т.В.

«­­­­­____» ___________ 2019 г.













Дополнительная общеразвивающая программа

по изобразительному искусству

«Юный художник»

общекультурной направленности







Составитель:

Агеев Дмитрий Александрович,

педагог дополнительного образования

Возрастной состав учащихся:

7 – 10 лет.

Продолжительность образовательного процесса: 2 года

(2017-2018, 2018-2019 учебных года)









г. Краснокаменск

Содержание программы


I. Комплекс основных характеристик программы………………

Стр.3

1.1 Пояснительная записка………………………………………………

Стр.3

1.2 Цель и задачи программы…………………………………………..

Стр.7

1.3 Содержание программы………………………………………………

Стр.8

1.4 Планируемые результаты……………………………………………

Стр.17

II. Комплекс организационно-педагогических условий……………

Стр.19

2.1 Календарный учебный график………………………………………

Стр.19

2.2 Условия реализации программы………………………………………

Стр.24

2.3 Формы аттестации……………………………………………………

Стр.

2.4 Оценочные материалы………………………………………………

Стр.

2.5 Методические материалы……………………………………………

Стр.

2.6 Список литературы……………………………………………………

Стр.






























  1. Комплекс основных характеристик программы


    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеразвивающая программа общекультурной направленности «Юный художник» разработана для реализации внеурочной деятельности, направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира художественного искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,  Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Федерального государственного образовательного стандарта, Санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  от 04.07.2014 г., Письмом Минобрнауки  Российской Федерации  от 11.12.2006 г. № 06-1844  «О примерных требованиях к программам дополнительного образования» и Уставом Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центра» города Краснокаменска.

Актуальность предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественно-эстетического развития младших школьников.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятие времени в свободное от урочной деятельности время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Юный художник» общекультурной направленности адресована для обучающихся 1-4 классов. Количественный состав группы – 15 обучающихся. 1й год обучения – дети 1-2 классов начальной школы, 2й год обучения – 3-4 классов.

У младших школьников личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них актуальна игровая деятельность. Этот возраст самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Ведущее место занимает наглядно-образная память, словесно-логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация внимания может быть продолжительной, если учащемуся интересна деятельность, которую он выполняет.

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно добиваться нужного результата. В процессе усвоения программных требований дети получают до профессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных учебных заведениях.

Обучающиеся 1-2 класса отличаются впечатлительностью и информативной всеядностью, интересом к разным каналам информации. Начало освоения изобразительно искусства связано с формированием у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными и насекомыми (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.). Другой важной особенностью работы является развитие умения видеть, слышать и чувствовать; замечать и изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и себя в мире окружающих предметов (я – часть мира).

Для обучающихся 3, 4 класса характерно: у большинства детей уже складывается индивидуальный стиль учебной работы. Различия в общем подходе к выполнению заданий связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д. Владение продуктивными приемами работы означает, что школьник приобрел умение учиться: он способен качественно усваивать предлагаемые знания и, в случае необходимости, добывать их самостоятельно.

Срок реализации программы – 2 года обучения (288 учебных часа).

Форма обучения – очная, обучение состоит из следующих уровней:

– ознакомительный – 1-ый год обучения – 7-8 лет (1,2 класс начальной школы);

– базовый 2-ой год обучения – 8-10 лет (3,4 класс начальной школы);

Особенности организации образовательной деятельности:

В группу 1-ого года обучения принимаются все учащиеся 6-8 лет, желающие заниматься художественным творчеством – иметь специальные художественные способности не является условием.

В группах 2-ого года обучения могут заниматься и вновь прибывшие учащиеся 8-10 лет при наличии определенного уровня общего развития и интереса.

Переход с одной ступени обучения на другую осуществляется с учетом личностных качеств учащегося.

Занятия проходят в специально оборудованном для изо деятельности кабинете, в котором соблюдены санитарно-гигиенические нормы для осуществления образовательного процесса.

Расписание занятий составляется так, чтобы учащиеся имели возможность отдохнуть дома между учебой в общеобразовательной школе и занятиями изостудии.

Программа рассчитана на работу со всей группой, но может изменяться в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учащегося, т. е. учащийся может развиваться по индивидуальному образовательному маршруту.

Программой предусмотрены часы как на практические занятия (их большинство), так и на теоретические занятия.

Основной формой проведения занятий являются занятия в учебном кабинете это: практические занятия, занятия-беседы, занятие-игра, занятие-импровизация, занятие-викторина, занятие-сказка.

Некоторые занятия посвящены экскурсиям, посещению выставок.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации занятий. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения.

Занятия в группах проводятся 2 раза в неделю по 2 часа во внеурочное время.


Распределение времени 2-х часового занятия:

1-ое занятие – 45 минут, затем 10 минут перерыв, 2-ое занятие – 45 минут.

Часть времени занятия используется на проведение физминуток 3-5 минут. При проведении каждой физкультминутки учитываются возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.


1.2. Цели и задачи программы


Цель: приобщение обучающихся начальной школы через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи 1 года обучения:

Личностные задачи: помочь проявить интерес к изобразительному искусству у детей, развивать положительное отношение к занятиям изобразительного творчества; воспитывать способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески; воспитывать развитие воображения, наблюдательности, эстетического вкуса.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: планировать новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; определять последовательность действий с учетом конечного результата; применять в своей работе правила работы с красками и кистями, правила смешивания цветов; осуществлять итоговый контроль; намечать способы устранения ошибок; оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные: познакомить с понятием «архитектура», графика, живопись, цветовой круг, симметрия, сюжет и т.д. Научить создавать малые архитектурные формы, рисовать предметы (животных) и композицию (пейзаж) с соблюдением последовательности рисования и правил расположения на листе. Выявлять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; строить рисунок на основе геометрических форм. Научить последовательности рисования предмета, композиции, правилам расположения предметов на листе.

Задачи 2 года обучения:

Личностные задачи: поддерживать интерес детей к изобразительному искусству, продолжать развивать положительное отношение к занятиям изобразительного творчества; воспитывать способность к восприятию искусства и окружающего мира и умение подходить к любой своей деятельности творчески, самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему; воспитывать развитие воображения, наблюдательности, эстетического вкуса.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: продолжать учить планировать новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; определять последовательность действий с учетом конечного результата; осуществлять итоговый контроль; намечать способы устранения ошибок; оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные: продолжать учить выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные: закреплять знания детей по архитектуре, графике, живописи, симметрии, сюжет и т.д. Продолжать учить создавать малые архитектурные формы, рисовать предметы (животных) и композицию (пейзаж) с соблюдением последовательности рисования и правил расположения на листе. Продолжать учить выявлять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; строить рисунок на основе геометрических форм. Продолжать учить последовательности рисования предмета, композиции, правилам расположения предметов на листе. Познакомить детей с жанрами изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; познакомить со способами и приемами декоративно-прикладного творчества, с видами декоративно-прикладного творчества: гжель, хохлома, жостовская роспиь.



























1.3 Содержание программы


Учебный план первого года обучения

Тема года: «Мир изобразительного искусства»


Название тем

Общее кол-во

часов

Из них:

Теория

Прак-

тика


Вводное занятие. Чем и как работают художники. Игра «Путешествие в Вообразилию», тестирование.

2

1

1


I

«Выразительные возможности живописных материалов»

  1. Цвет – как средство выражения.

  2. Волшебная кисточка.

  3. Природа и цвет.

  4. Необычные рисунки.

  5. Выразительные возможности художественного угля.

  6. Экскурсия

30


7

4

8

4

6


1

3


1

-

1

-

1


-

27


5

4

7

4

5


1


II

«Выразительные возможности графических материалов»

  1. Графика. Графические материалы.

  2. Линия, штрих, пятно – как средство выражения.

  3. Выразительность графических техник.

  4. Выразительные возможности пастели.

  5. Творческая работа

29


4

6

7

8

4

4


1

1

1

1

-

25


3

5

6

5

4


III

«Реальность и фантазия»

  1. Изображение и реальность.

  2. Изображение и фантазия.

  3. Декор и фантазия.

  4. Постройка и фантазия.

  5. Творческая работа.

  6. Экскурсия

44

19

8

6

6

4

1

5

2

1

1

1

-

-

39

17

7

5

5

4

1


IV

«Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»

  1. Образ природы.

  2. Образ животного.

  3. Образ человека и его характер.

  4. Творческая работа

  5. Экскурсия

37


15

8

8

4

2

4


2

1

1

-

-

33


13

7

7

4

2


Итоговое занятие года. Коллективно-творческая игра «Мир искусства»

2


2



ВСЕГО:

144

19

125










Содержание 1 года обучения


«Выразительные возможности живописных материалов»

Теоретическая часть: художественные материалы. Акварель, гуашь – свободное владение ими; рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной; цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Композиция. Основные правила композиции:

а) объединение по однородным признакам;

б) соблюдение закона ограничения;

в) основа живой и статичной композиции;

г) группировка элементов, обеспечение свободного пространства между группировками;

д) подчёркивание субординации между группировками и их взаимосвязь.

( Линией, пластикой, «Законом сцены».)

  • Беседы по истории мировой культуры с показом иллюстративного материала. Посещение выставок.

Практическая часть: создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

«Выразительные возможности графических материалов»

Теоретическая часть: художественные материалы. Тушь, уголь, пастель – свободное владение ими. Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Графика. Материалы – уголь, тушь, перо, типографская краска, картон, клише, матрицы из различных материалов. Эстамп, монотипия. Создание образных работ с использованием знаний по композиции, рисунку, цветоведению.

Практическая часть: создание образных работ с использованием знаний по композиции, графике.

«Реальность и фантазия»

Теоретическая часть: реальность и фантазия в творческой деятельности художника; выразительные средства и правила изображения; решение композиционных задач.

Практическая часть: создание творческих работ на свободную тему.

«Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»

Теоретическая часть: образы природы, животных и человека в творчестве художников. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Практическая часть: создание творческих работ с использованием полученных знаний.

Итоговое занятие года. Коллективно-творческая игра «Мир искусства»: создание коллективной работы по изученному курсу.

Учебный план второго года обучения

Тема года: «Изобразительное искусство и окружающий нас мир»


Название тем

Общее кол-во

часов

Из них:

Теория

Практ.


Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты искусство».

2

1

1




«Мир природы»

  1. Жанр «Пейзаж». Пейзаж в графике.

  2. Пейзаж в живописи.

  3. Образы природы и творения человека.

  4. Творческая работа

  5. Экскурсия

33

10

12

8

2

1

3

1

1

1

-

-

30

9

11

7

2

1


II

«Мир вещей»

  1. Жанр «Натюрморт». Разнообразный мир предметов. Перспектива, объем.

  2. Натюрморт в графике.

  3. Натюрморт в живописи.

  4. Характер, настроение в конструкции и декоре вещей.

  5. Творческая работа

  6. Экскурсия

27

10


4

6

4


2

1

3

2


-

1

-


-

-

24

8


4

5

4


2

1


III

«Мир человека и животных»

1. Анималистический жанр. Образы птиц в разных материалах.

2. Образы животных в разных материалах.

3. Жанр «Портрет». Вглядываясь в человека.

4. Творческая работа

43

10


10

13

10

5

2


1

2

-

38

8


9

11

10



IV

«Мир искусства».

  1. В гостях у народных мастеров. Глиняные игрушки.

  2. Красивая посуда.

  3. Роспись ткани.

  4. Творческая работа

  5. Экскурсия

37

6

6

17

6

2

3

1

1

1

-

-

34

5

5

16

6

2


Итоговое занятие года. Викторина «Знатоки искусств»

2

-

2


ВСЕГО:

144

14

130



Содержание 2 года обучения


«Мир природы»

Теоретическая часть: жанр искусства «Пейзаж», образы природы в творчестве художников. Упражнения набросочного характера, детальная прорисовка пейзажа. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной. Практическая часть: создание творческих работ с использованием полученных знаний.



«Мир вещей»

Теоретическая часть: жанр искусства «Натюрморт», знакомство с творчеством художников. Натюрморт в живописи и графике: отличия и сходство. Упражнения набросочного характера, детальная прорисовка натюрмортов. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе в натюрморте.

Практическая часть: создание творческих работ с использованием полученных знаний.

«Мир человека и животных»

1. Анималистический жанр. Образы птиц в разных материалах.

2. Образы животных в разных материалах.

3. Жанр «Портрет». Вглядываясь в человека.

4. Творческая работа

Теоретическая часть: «Анималистический жанр», знакомство с творчеством художников. Образы птиц и животных. Упражнения набросочного характера, детальная прорисовка.

Практическая часть: создание творческих работ с использованием полученных знаний. Использование разнообразный изобразительный материал: уголь, пастель, карандаши, краски, пластилин и т.д.

«Мир искусства».

Теоретическая часть: знакомство с жанром «Декоративно-прикладное творчество»: глиняные игрушки, посуда, роспись по ткани (батик). декоративно-прикладное творчество народов России: гжель, хохлома, жостовская роспись, дымковская игрушка. Техника создания изделий декоративно-прикладного искусства. Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живописью. Беседы по декоративно-прикладному искусству, обращение к иллюстративному и предметному материалу.

Практическая часть: создание творческих работ с использованием полученных знаний.

Итоговое занятие года. Викторина «Знатоки искусств» включает в себя вопросы по двум годам обучения.


1.4. Планируемые результаты


Результаты 1 года обучения

Личностные результаты: проявится интерес к изобразительному искусству у детей, обучающиеся будут подходить к любой своей деятельности творчески, научатся замечать красоту окружающего мира и искусства, будет развиваться наблюдательность, эстетический вкус.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: научатся планировать новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; определять последовательность действий с учетом конечного результата; применять в своей работе правила работы с красками и кистями, правила смешивания цветов; осуществлять итоговый контроль; намечать способы устранения ошибок; оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные: научатся выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные: знают названия основных и составных цветов; понимают значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись; знают изобразительные основы декоративных элементов; материалы и технические приёмы оформления; названия инструментов, приспособлений. узнают что такое понятие «архитектура», «графика», «живопись», «цветовой круг», «симметрия», «сюжет» и т.д. Научатся создавать малые архитектурные формы, рисовать предметы (животных) и композицию (пейзаж) с соблюдением последовательности рисования и правил расположения на листе. Выявлять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; строить рисунок на основе геометрических форм. Научатся рисовать предмет последовательно, научатся правилам композиции.


Результаты 2 года обучения


Личностные результаты: выражают интерес к изобразительному искусству. Умеют подходить к любой деятельности творчески, самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему; развито воображение, наблюдательность, эстетический вкус.

Метапредметные результаты:

Регулятивные: умеют планировать новые учебные задачи в сотрудничестве с педагогом; определять последовательность действий с учетом конечного результата; осуществлять итоговый контроль; намечать способы устранения ошибок; оценивать результаты учебной деятельности.

Коммуникативные: умеют выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Познавательные: знают основные понятия по архитектуре, графике, живописи, симметрии, сюжет и т.д. Умеют создавать малые архитектурные формы, рисовать предметы (животных) и композицию (пейзаж) с соблюдением последовательности рисования и правил расположения на листе. Умеют выявлять существенные признаки объектов, анализируя их размер, цвет и форму; строить рисунок на основе геометрических форм. Умеют последовательно рисовать предметы, композицию, знают правила расположения предметов на листе. Умеют различать жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; знают способы и приемы декоративно-прикладого творчества, с видами декоративно-прикладного творчества: гжель, хохлома, жостовская роспиь. Знают основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); знают имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про­изведения, названия наиболее крупных художественных музеев России, названия известных центров народных художественных ремесел России. Умеют применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче­ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; могут дать оценку произведениям искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;






































  1. Комплекс организационно-педагогических условий


    1. Календарный учебный график 1 года обучения


Раздел

Месяц

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля


Сентябрь

1

Беседа, лекция, практическая работа

2

Вводное занятие. Чем и как работают художники. Игра «Путешествие в Вообразилию», тестирование.

Познавательная игра

«Выразительные возможности живописных материалов»


Цвет – как средство выражения. 6 ч.

1

Беседа, наглядности, практическая работа, групповая

2

Цветоведение цветовая палитра

Тестирование

2

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Волшебные превращения. Смешивание цветов. Занятие-экспериментирование.

Познавательная игра

3

Беседа, практическая работа, наглядности, индивидуальная

2

Творческая работа по цветовому восприятию.

Опрос

Волшебная кисточка. 4 ч.

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Изображать можно и пятном. Волшебные краски осеннего дерева

Обсуждение работ

5

Беседа, презентация, практическая работа

2

Разноцветные краски осени «Волшебный ковёр красок»

Представление работ

Природа и цвет. 6 ч.

6

Беседа, практическая работа, наглядности

2

Тёплые и холодные цвета в живописи. «Краски осеннего листа»

Обсуждение работ

7

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Изображение природы в разных состояниях

Выставка

8

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы.

Деревня – деревянный мир

Опрос работ

Октябрь

Необычные рисунки. 4 ч.

1

Беседа, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Полет на другую планету (рисование мыльными пузырями)

Опрос, выставка

2

Беседа, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

На морском берегу (рисование зубными щетками, вилками, зубочистками)

Просмотр

Выразительные возможности художественного угля. 8 ч.

3

Беседа, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Пейзаж

Выставка

4

Беседа, лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Портрет

Опрос, выставка

5

Беседа, лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Натюрморт

Выставка

6

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Сюжетная композиция

Выставка

7,8

Беседа, творческая работа, групповая

4

Каникулярные мероприятия

Кроссворд «Осень Золотая» , Викторина

« Краски Осени »


«Выразительные возможности графических материалов»



1

Беседа, групповая

2

Каникулярные мероприятия

Игра-викторина «Золотая осень», коллективная работа

«Сказочное дерево»


Ноябрь

Графика.

2

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Графика.Графические материалы.

Тестирование

Линия, штрих, пятно – как средство выражения. 6ч.

3

Беседа, наглядности, презентация, практическая работа

2

Изображение веточек с определенным характером и настроением (кисть, тушь).


Обсуждение работ

4

Беседа, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

«Живая клякса» - превращение кляксы в какое-либо изображение.

Опрос выставка

5

Лекция, презентация, практическая работа

2

Рисование животных с передачей шерсти животного, оперения птицы (простой карандаш).

выставка

Выразительность графических техник. 6 ч.

6

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Линия, контур

Опрос

7

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Штрих, тон

Опрос


8

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Пятно, силуэт

Опрос

Декабрь, январь

Выразительные возможности пастели. 8 ч.

1

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Линия

Опрос

2

Лекция, презентация, наглядности, практическая работа

2

Штрих

Обсуждение работ

3

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Тон

Тестирование

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Растушевка

Опрос, показ работ

5,6

Лекция, практическая работа, групповая

4

Коллективная творческая работа

Представление, обсуждение

«Реальность и фантазия»

7,8

1,2

Лекция, беседа

4

Каникулярные мероприятия: Викторина:

«Зимушка-Зима». Кроссворд: «Зима».


Изображение и реальность. 8 ч.

Январь, февраль

3

Лекция, презентация, наглядности, практическая работа

2

Изображение зайца

Обсуждение

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Изображение павлина

Представление

5

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Изображение медведя

Опрос

6

Беседа, презентация, практическая работа

2

Изображение гуся

Просмотр

Изображение и фантазия. 8 ч.

7

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Мой любимый цветок (монотипия)

Представление работ

8

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Каллиграфия

Показ работ

1

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Кляксография

Обсуждение работ

2

Беседа, презентация, практическая работа

2

Композиция «черно-белое»

Выставка

Февраль

Декор и фантазия. 6ч.

3

Беседа, презентация, практическая работа

2

Оформление витрины

Просмотр

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Интерьер в стиле барокко

Выставка

5

Лекция, презентация, наглядности, практическая работа

2

Русский модерн

Обсуждение работ

Постройка и фантазия. 6

6

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Постройки в нашей жизни

Просмотр работ


7

Беседа, презентация, практическая работа

2

Домики, которые построила сама природа

Обсуждение работ


8

Лекция, презентация, наглядности, практическая работа

2

Необычные здания

Представление работ

«Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»


Март

1,2

Лекция, наглядность, практическая работа, индивидуальная

4

Открытка для мамы

Представление работ

3,4,5

Беседа, практическая работа, групповая

6

Коллективная творческая работа.

Опрос

6

Беседа, групповая

2

Экскурсия ДК Строитель (музей)

Наследие предков: памятники архитектуры


7,8

Лекция, беседа, групповая

4

Каникулярные мероприятия

Викторина «Мир растений », коллективная работа ««Живая клякса» - превращение кляксы в какое-либо изображение.Сказочный цветок »

Обсуждение, выставка

Апрель

Образ природы. 10 ч.

1

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Осень в саду

Представление детей

2

Беседа, практическая работа

2

Солнечный день

Обсуждение работ

3

Беседа, практическая работа, индивидуальная

2

Весенняя сказка цветов

Просмотр

4

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Сирень

Показ работ

5

Беседа, презентация, практическая работа

2

Пейзаж с радугой

Выставка

Образ животного. 6 ч.

6

Лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Кошка

Показ работ

7

Лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Лошадь

Показ работ

8

Лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Собака

Показ работ

Май

Образ человека и его характер. 6ч.

1

Беседа, лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Портрет мамы

Показ работ

2

Беседа, лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Портрет ребенка

Выставка

3

Беседа, лекция, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Портрет папы

Выставка

4,5,6


Беседа, практическая работа, групповая

4

Коллективная творческая работа

Обсуждение

7

Беседа, групповая

2

Экскурсия



8

Беседа, групповая

2

Итоговое занятие года. Коллективно-творческая игра «Мир искусства»

Познавательная игра

Итого

72








Календарный учебный график 2 года обучения



Раздел

Месяц

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Форма контроля

«Мир природы»


Сентябрь

1

Беседа, лекция, практическая работа

2

Вводное занятие. Викторина «Знаешь ли ты искусство».

Тестирование

Жанр «Пейзаж». Пейзаж в графике. 10ч.

2

Беседа, презентация, практическая работа

2

Исторический пейзаж

Обсуждение

3

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Героический пейзаж

Выставка

4

Лекция, наглядности, презентация, практическая работа

2

Фантастический пейзаж

Опрос

5

Беседа, наглядности, практическая работа, индивидуальная

2

Сельский пейзаж

Тестирование

6

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Индустриальный пейзаж

Показ работ

Пейзаж в живописи. 12ч.

7


Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Парковый пейзаж

Показ работ

8


Беседа, наглядности, практическая работа

2

Марина – картина о море

Представление работ

октябрь

1

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Сельский пейзаж

Обсуждение работ

2

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Городской пейзаж

Просмотр

3

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Фантастический пейзаж

Выставка

4

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Пейзаж настроения

Выставка

Образы природы и творения человека. 6 ч.

5

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Композиция « Сказочная птица»

Выставка

6

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Красота родной природы

Обсуждение работ

7

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Удивительный мир животных и птиц

Опрос

Ноябрь

8,

1

Лекция, беседа, групповая

4

Каникулярные мероприятия Викторина – «Осенние краски»,

Экскурсия в библиотеку.


2

Беседа, групповая

2

Экскурсия в школьный парк (наблюдение за природой, сбор гербария).


«Мир вещей»


Жанр «Натюрморт». Разнообразный мир предметов. Перспектива, объем. 10 ч.

3

Лекция, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Натюрморт в теплой и холодной гамме

Просмотр

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Линейно - конструктивное построения формы предметов

Обсуждение работ

5

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Натюрморт углем

Выставка

6

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Натюрморт с яблоком и виноградом

Выставка

7

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Натюрморт. Гризайль

Представление работ

Жанр живописи «Натюрморт»

8


Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

4

Натюрморт в графике.

Представление работ

Декабрь

1

Лекция, наглядности, практическая работа


Декоративный натюрморт

Выставка

2

Беседа, наглядности, практическая работа

6

Натюрморт в живописи.

Выставка

3

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная


Ренессанс натюрморта

Обсуждение работ

4

Лекция, наглядности, практическая работа


Натюрморт в интерьере

Показ работ

5,6

Беседа, наглядности, практическая работа

4

Характер, настроение в конструкции и декоре вещей.

Обсуждение

7,8

Беседа, групповая


Каникулярные мероприятия

«Кабы не было зимы» (Катание на коньках стадион Аргунь),

«Снеговичок» (Лепка снеговика из снега).


«Мир человека и животных»


Январь, февраль

Анималистический жанр. Образы птиц в разных материалах. 10ч.

1

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Снегирь (карандаш)

Представление работ

2

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Голубь (акварель)

Обсуждение работ

3

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Сова (гуашь)

Показ работ

4

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Воробей (тушь)

Опрос

5

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Сорока (пастель)

Обсуждение работ

Образы животных в разных материалах. 10 ч.

6

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Волк (уголь)

Просмотр

7

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Заяц (акварель)

Обсуждение работ

8

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Зебра (тушь)

просмотр


Февраль, март

1

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Лиса (цветные карандаши)

Представление работ

2

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Белка (гуашь)

Показ работ

Жанр «Портрет». Вглядываясь в человека. 12ч.

3

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Сатирический

Выставка

4

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Индивидуальный в полный рост

Выставка

5

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Двойной, погрудный

Представление работ

6

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Групповой, поколенный

Просмотр

7

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Парадный в полный рост

Показ работ

8

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Парадный, погрудный

Обсуждение работ, представление работ

Апрель

1,2

Лекция, групповая

4

Каникулярные мероприятия

«Весенний праздник – Мамин день!»,

Мастер – класс «Подарок маме».


В гостях у народных мастеров. Глиняные игрушки. 6ч.

«Мир искусства».


3

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Дымковская игрушка

Просмотр

4

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Каргопольская игрушка

Обсуждение работ, просмотр

5

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Филимоновская игрушка

Представление работ

Красивая посуда. 6ч.

6

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Гжельская посуда

Представление работ, опрос

7

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Хохломская посуда

Тестирование

8

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Городецкая посуда

Просмотр

Май

Роспись ткани. 14ч.

1

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Горячий батик

Выставка

2

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Холодный батик

Выставка, обсуждение работ

3

Беседа, наглядности, практическая работа

2

Свободная роспись

опрос, показ работ

4

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Свободная акварельная роспись

Представление, работ

5

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Лессировка

Показ работ

6

Беседа, презентация, практическая работа, индивидуальная

2

Способ скрытого резерва

Тестирование, опрос

7

Лекция, наглядности, практическая работа

2

Роспись ткани аэрографом

Обсуждение работ

8

Беседа, групповая

2

Итоговое занятие года. Викторина «Знатоки искусств»

Познавательная игра



2.2 Условия реализации программы



Раздел программы

Материально-техническое обеспечение (оборудование, инструменты, материалы)

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

1 год обучения

«Выразительные возможности живописных материалов»


Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: акварельные краски, кисточки колонковые №1,10,5, палитра, бумага для живописи формата А-3

Презентации: «Материалы для рисования и творчества», «Выразительные возможности живописных материалов»

Педагог дополнительного образования

«Выразительные возможности графических материалов»


Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: ластик, карандаши (твердые и мягкие), уголь, тушь, бумага для графики формата А3

Презентации: «Материалы для рисования», «Выразительные возможности графических материалов»

Педагог дополнительного образования

«Реальность и фантазия»

Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом, акварельные краски, цветные карандаши, палитра, кисточки, баночка для воды

Презентация: «Реальность и фантазия»

Педагог дополнительного образования

«Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»


Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом, акварельные краски, кисточки, баночка для воды, палитра

Наглядности: «Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»

Педагог дополнительного образования

2 год обучения

«Мир природы»


Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом (А4), гуашь, кисточки, палитра

Презентация: «Мир природы»

Педагог дополнительного образования

«Мир вещей»


Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом, цветные карандаши, простой карандаш, ластик

Презентация: «Мир вещей»

Педагог дополнительного образования

«Мир человека и животных»

Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом, простой карандаш, ластик, гуашь, палитра, кисточки

Наглядности: «Мир человека и животных»

Педагог дополнительного образования

«Мир искусства».

Компьютер, проектор,

Для каждого ребенка: альбом, акварельные краски, кисточки, палитра, баночка для воды

Презентация: «Мир искусства»

Педагог дополнительного образования




2.3 Формы аттестации


Для определения результативности освоения программы, согласно плану мероприятий МБУДО «ДЮЦ, в течении года организовываются выставки детского творчества: «Вдохновение. Осень», , «Зимние фантазии», , творчества «Единственной маме на свете!», Итоговая выставка детских работ по ИЗО, ДПИ и техническому творчеству «Творчество юных».

Так же, согласно учебному плану в детском объединении «Юный художник» проводятся выставки: «Мир вокруг нас»; «Мир наших фантазий»; «Разноцветный мир»; «Я и мой мир»; «Я люблю этот мир!»

Обучающиеся участвуют в традиционных конкурсах детского творчества:

  • На базе МБУДО «ДЮЦ»: выставка-конкурс детского творчества, посвященная Дню матери «Самый главный человек», выставка-конкурс рисунков «Служу России!».

  • Городские конкурсы: конкурс рисунков, посвященный празднованию православных праздников Благовещение Пресвятой Богородице и Вербное Воскресенье «Весна. Благая весть».

  • Краевые конкурсы: "Мой флаг! Мой герб!"; «Семейные истории»;

  • Всероссийские конкурсы: "Живая классика"; «Лёд и камень»; «Я рисую природу России»; «Лес чудес»; «Вальс цветов»;

  • Международные конкурсы: Природа родного края; Космическая одиссея; Весеннее пробуждение; Предметный мир натюрморта.

Для детей, показавших отличные результаты участия в конкурсах, организуются индивидуальные выставки.

По результатам участия обучающихся в выставках и конкурсах фиксируются в аналитической справке, пополняется портфолио ребенка и педагога, формируется фотобанк готовых работ, занявших места в конкурсах, пополняется банк отзывов детей и родителей о деятельности педагога.

Образовательные результаты представляются и демонстрируются в форме аналитического материала по итогам проведения психологической диагностики, аналитической справки по итогам конкурсно-выставочной деятельности, а так же в форме рисунков и готовых изделий декоративно-прикладного творчества.


2.4 Оценочные материалы


Диагностические методы, применяемые педагогом для определения уровня творческого развития личности: наблюдение, создание экспериментальных ситуаций, тесты.

В методе наблюдения используется диагностика творческого поведения по К. Тэкэксу (Приложение 1). Этот тест необходимо делать три раза: в начале, середине и конце года. Создаются бланки на каждого ребенка (Приложение 2). Обработка данных заключается в том, что степень выраженности каждого качества переводится в баллы в числовом выражении и определяется средняя величина. Сопоставление этих величин в начале, конце года дают представление о динамике развития качества. Бланк наблюдений состоит из трех частей: параметры творческого развития; признаки, которые можно наблюдать и фиксировать; шкала оценки.

Метод «Создание экспериментальных ситуаций». Эксперимент – метод познания, который отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя. При изучении уровня творческого развития личности экспериментатор намеренно создает ситуацию, выход из которой возможен лишь с помощью проявления творческих способностей (Приложение 3).

Для диагностики творческих способностей также используются тест П.Торренса на творческое мышление (Приложение 4).

Данные диагностики заносятся в таблицу (Приложение 5).

Для оценки уровня развития обучающихся детских объединений учреждения в начале и в конце учебного года проводится диагностика составленная на основе методических разработок 3. А. Каргиной, кандидата педагогических наук (Приложение 6).

Для родителей используется опросник «Как развита фантазия у вашего ребенка» (Приложение 7).

2.5 Методические материалы



Раздел программы

Методы обучения

наглядные (плакаты, схемы, таблицы), словесные, практические, объяснительные, иллюстративные, игровой) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, мотивация)


Формы организации образовательного процесса

индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и т.д.


Педагогические технологии

технология группового обучения, технология игровой деятельности и т.д.


Дидактические материалы

раздаточные материалы, задания, упражнения и т.д.

1 год обучения

«Выразительные возможности живописных материалов»


- беседа «Выразительные возможности живописных материалов»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (акварельные краски, масляные краски, гуашь, цветные карандаши) для выполнения работы;

- практическое выполнение заданий;

- загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников;

- репродукции художников Л.С. Конева «Пейзаж. Натюрморт»; О.А. Куревина, Е.Д.Ковалевская «Разноцветный мир»; Т.В. Калинина «Большой лес»

- воспитательные методы: мотивация поощрение

Занятие-экспериментирование,

групповая и индивидуальная работа.

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО. Технология игровой деятельности

- Упражнение «Цветовой анализ композиции», - Плакат «Цветовой спектр», - Игра «Найди цвет».

«Выразительные возможности графических материалов»


беседа «Выразительные возможности графических материалов»;

объяснение новой темы: каким образом использовать материал (тушь, пастель, карандаш, уголь) для выполнения работы;

практическое выполнение заданий;

–загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, трав;

репродукции художников И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Половодье», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Л. Киселёва «Первый снег», В. М. Кондашевич «Дуб», В. А. Фаворский иллюстрация к «Слово о полку Игореве», Ю. И. Пименов «Разлив», Н. С. Гаев «Очарование».

воспитательные методы: мотивация поощрение.

Диалогическое взаимодействие, Индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО.

Проектный метод обучения: проект «Графика. Осенняя фантазия»; Исследовательские методы в обучении


- Презентации: «Этапы рисования», - Кроссворд «Графические материалы»

- Музыкально-дидактические игры,

- Игровые упражнения

учебная таблица «Ближе-дальше»;

учебная таблица «Линии и способы штриховки»;


«Реальность и фантазия»

- беседа «Реальность и фантазия»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (лист А3, карандаш, восковые мелки);

- практическое выполнение заданий;

- загадки, рисунки, фотографии различных картин;

- репродукции художников В.М. Васнецова "Иван-царевич и серый волк"; К.П. Брюллова «Последний день Помпеи»;

- воспитательные методы: мотивация приучение

Проблемно-ориентированный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации), Индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО., Проектные методы обучения

- Презентация: «Реальность и фантазия», - Игра «Филворд. Реальность и фантазия»

«Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»


- беседа «Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (альбом, акварельные краски, кисточки, уголь);

- практическое выполнение заданий;

- загадки, наглядное пособие, фотографии образы природы, животных и людей;

- репродукции художников В. Поленов «Белая лошадка»; Джордж Стаббс «Пейзаж с лошадьми»; А.К. Саврасов «Грачи прилетели»; Н.П. Рымов "После весеннего дождя; Т. Шевченко «Автопортрет»; А. Дейнека«Раздолье»; М. Сарьян «Горы»;

- воспитательные методы: мотивация поощрение

Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации); Групповая и индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО. Проблемное обучение.

- Презентация «Образы природы, животных, человека в изобразительном искусстве», - Игра «Образы природы, животных, человека в искусстве» - Подвижные игры (с музыкальным сопровождением), - Составление и отгадывание загадок,

- учебная таблица «Этапы зарисовки животных и выполнение этюдов пейзаже»;

- учебная таблица «Зарисовки людей»;


2 год обучения

«Мир природы»


- беседа «Мир природы»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (акварельные краски, кисточки, альбом);

- практическое выполнение заданий;

- учебная таблица «Виды пейзажей»;

- наглядное пособие, игры «Путешествие в мир природы», загадки, фотографии объектов природы;

- репродукции художников Е.Е. Волков «Пейзаж», И.И. Левитан «Яблони цветут» и «Золотая осень», В.П. Батурин «Цветущий луг», К. Юон «Русская зима», А.М. Васнецов «Зимний сон», В.А. Александров «Березовая роща», А. Грицай «Апрель в лесу»;

- воспитательные методы: мотивация приучение

Использование игровых форм, беседа, Индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО. Ситуативный разговор


- Презентация: «Мир природы», - Кроссворд «Тайны и загадки и природы», - Упражнения «Путешествие в мир природы» - Игровые упражнения - Игры с правилами

- учебная таблица «Этапы рисования деревьев»;


«Мир вещей»


- беседа «Мир вещей»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (цветные карандаши, акварельные краски, кисточки, палитра);

- практическое выполнение заданий;

- наглядное пособие, загадки, рисунки;

- репродукции художников Якоб Богдани «Натюрморт с цветами», В.Г. Перов «Охотники на привале», Иван Хруцкий «Цветы и плоды», Ф. Решетникова «Опять двойка», Лауэр Йозеф «Подснежники»

- воспитательные методы: мотивация упражнение

Использование нетрадиционных форм учебных занятий, Групповая и индивидуальная работа,

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО. Проектные методы обучения.


- Презентация: «Мир вещей», - Ребусы «Живой мир вещей»;

- Сюжетные игры; - Подвижные игры с правилами

«Мир человека и животных»

- беседа «Мир человека и животных»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (уголь, тушь, карандаш, ластик);

- практическое выполнение заданий;

- учебная таблица «Выполнение зарисовок животных и людей»;

- загадки, ребусы, наглядное пособие «Мир человека и животных»;

- репродукции художников Абрахам бегейн «Коза в лесу», Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу», Константин Маковский «Боярышня» и «Дети, бегущие от грозы», Алексей Венецианов «Девушка в платке», Александр Маковский «Портрет императрицы»;

- воспитательные методы: мотивация поощрение

Методы обучения (репродуктивный, частично- поисковый, творческий); Индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО.

Ситуативный разговор

- Плакат «Мир человека и животных» - Упражнение «Внутренний мир человека и животных»; - Составление и отгадывание загадок,

«Мир искусства».

- беседа «Мир искусства»;

- объяснение новой темы: каким образом использовать материал (цветные карандаши, акриловые краски, кисточки, палитра);

- практическое выполнение заданий;

- игра «Таинственный мир искусства», загадки, наглядное пособие «Мир искусства»;

- репродукции художников Жорж Сёра «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Р.Г. Судковский «На берегу моря», С.Ю. Судейкин «Ночной праздник» и «Балет», А.С. Степанов «После охоты»;

- воспитательные методы: мотивация,

Применение нетрадиционных форм проведения уроков, Индивидуальная работа

Здоровье сберегающие технологии: физкультминутка, нормативное применение ТСО. Проблемное обучение

- Презентация: «Мир искусства», - Игра «Таинственный мир искусства» - Подвижные дидактические игры; - Сюжетные игры,


2.6 Список литературы


  1. Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.

  2. Б. М. Неменский. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс. М- Просвещение. 2014 г.

  3. Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. Изобразительное искусство и художественный труд. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М- Просвещение. 2011 г.

  4. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству: 1—4 кл. / Подред. Б. М. Неменского. М- Просвещение. 2011 г.

  5. Герчук Ю.Я. «Что такое орнамент?» - М.,1998г.

  6. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» -М.,1985г.

  7. Орлова Л .В. «Хохломская роспись.» (рабочая тетрадь) .М.,1998г.

  8. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве» М.,1983г.

  9. «Программно – методические материалы. Изобразительное искусство». Сост. В.С.Кузин.

  10. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». – М., 1999 г.

  11. Сокольникова Н. М. «Основы композиции». Обнинск, 1996г.

  12. Сокольникова Н. М. «Основы рисунка». Обнинск, 1996 г.

  13. Хворостов А.С. «Декоративно – прикладное искусство в школе». – М..1988г.

  14. Журналы «Юный художник».

  15. Клиентов А.Е Народные промыслы. - М.: Белый город, 2007.

  16. Артынская Е.Г. Игрушки из бисера. - М.: Вече, 2006.

  17. Агапова И.А., Давыдова М.А. 100 лучших оригами для детей. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.

  18. Беда Г. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977.

  19. Гаптилл А.Г. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  20. Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  21. Фомичёва А.П. «Методика обучения рисования в школе»,2007г.

  22. Михейшина М. «Уроки рисования для младших школьников», 2005г.

  23. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 1996 г.

  24. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение» 1991 г.

  25. Краткий словарь худ. терминов. Сокольникова И.М. «Титул» Обнинск. 1996 г.

  26. Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» 3 класс М, «Просвещение», 2011.

  27. Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 1 классе» М, «Просвещение», 2011.

  28. Шликалова Т. «Изобразительное искусство во 2 классе» М, «Просвещение», 2010.

  29. Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 3 классе» М, «Просвещение», 2011.

  30. Косминская В. Б. «Основы изобразительного искусства» М, Просвещение», 1987.

  31. Детское творчество». Москва «Владос» 2000

  32. Синеглазова М.О. «Батик», Москва, издательский дом,2006











































Приложение 1


Признаки высокого творческого потенциала у детей

К. Тэкэксу



  1. Способность следить одновременно за двумя или больше происходящими вокруг событиями.

  2. Любопытство.

  3. Способность прослеживать причинно-следственные связи и делать выводы.

  4. Отличная память.

  5. Большой словарный запас и сложные синтаксические конструкции.

  6. Высокий порог отключения (трудные вопросы и ситуации не вынуждают их отключаться, они нетерпимы, когда за них решают и им подсказывают).

  7. Высокая избирательная концентрация внимания.

  8. Упорство в достижении цели в сфере, которая интересна.

  9. Высокий уровень притязаний в этой сфере.





































Приложение 2



Стандартизированный бланк наблюдений может выглядеть следующим образом



Фамилия, имя ребенка Класс (творческое объединение)

………………………. ……………………….

Признак

Степень выраженности

часто

иногда

никогда






















Дата наблюдения ……… Время ……….. Педагог……….






















Приложение 3

Творческие задания



Предлагаемые ниже творческие задания можно предлагать детям в самых разнообразных учебных ситуациях. Это может быть обычное занятие по изобразительному творчеству или развитию речи в детском саду либо с школе раннего развития, их можно включать в конкурсные задания на праздниках, КВН, викторинах, соревнованиях, можно сделать частью ролевой игры (проверка космонавтов перед полетом).

Чем младше дети, тем меньше нужно ориентироваться на вербальные (словесные) задания и больше – на графические (рисование). Таких заданий великое множество, их можно придумывать и самим, мы даем примерные образцы.

Задание 1. Нарисуй свой портрет так, чтобы из рисунка можно было понять, что ты любишь, что тебе нравится, а что – нет.

Задание 2. Перед тобой 6 прямоугольников. Подумай, на что они похожи. Дорисуй так, чтобы было видно, что это такое. Назови каждый рисунок.

Задание 3. Дорисуй 6 кружков, 6 треугольников.

Задание 4. Покажи и расскажи нам про свою любимую игрушку. Что нужно в ней переделать, чтобы она стала смешной? Страшной? Непонятной? Новой? Старой?

Задание 5. Посмотри на эту картинку, на ней нарисована красивая бабочка. Представь, что это ты, ты тоже бабочка. Где бы ты тогда жил? Что ел? Кто были бы твои родители? Расскажи про свою жизнь.

Задание 6. Придумай и изобрази на листе красивую и необычную улицу, которую ты хотел бы видеть в своем городе.

Задание 7. Посмотри на эти кляксы. На кого они похожи.

Задание 8. Как ты думаешь, что может поведать о своей жизни старый чайник? Придумай и расскажи. Если хочешь, нарисуй рисунки об этом.

Задание 9. Перед тобой две сказки, у которых нет окончания. Придумай для одной сказки веселый конец, а к другой такой, которому все удивятся.






Приложение 4

Тест П.Торренса на творческое мышление


Фигурные тесты состоят из двух эквивалентных форм, включающих по три задания. На выполнение каждого отводится по 10 минут.

Задание «Нарисуй картинку» предполагает использование тестовой фигуры (форма А – фигура напоминает каплю; форма В – фигура напоминает боб) как отправного пункта для создания картинки. Допускается дорисовывание фигуры, дополнение рисунка новыми деталями и т.д. ребёнок должен придумать название для выполненного рисунка.

Задание «Незавершённые фигуры» требует представить, на что могут быть похожи исходные незаконченные фигуры, и дорисовать их. Десять разных незавершённых фигур навязывают устойчивые образы, но при выполнении задания ребёнка нужно ориентировать на создание необычных, оригинальных изображений. Каждой законченной картинке ребёнок даёт название.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но исходные фигуры все одинаковы. Основная трудность при выполнении состоит в преодолении тенденции к построению похожих изображений и выдвижении разнообразных идей.

Основными показателями креативности выступают:

- продуктивность (беглость, скорость) – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных словесно или в виде рисунков, и измеряется числом ответов, соответствующих требованиям задания;

- гибкость – характеризует способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому;

- оригинальность – предполагает способность к выдвижению новых необычных, неочевидных идей;

- разработанность (степень детализации ответов) - характеризует способность наилучшим способом воплотить идею, замысел.




Приложение 5


№ п.п

ФИО

Творческие задания

Сформированность

Изобразительных навыков (умение штриховать, умение пользоваться кистью и т.д.)

Тест П.Торренса





































































































Итого

Низкий -

Средний -

Высокий -

Низкий -

Средний -

Высокий -

Низкий -

Средний -

Высокий -















Приложение 6


№ п.п

ФИО

Познавательная активность

Сформированность

самостоятельности

Сформированность

специальных ЗУНов

Коммуникативные умения

























































































































Итого

Низкий -

Средний -

Высокий -

Низкий -

Средний -

Высокий -

Низкий -

Средний -

Высокий -

Низкий -

Средний -

Высокий -


















Приложение 7



Как развита фантазия у вашего ребенка


Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)

  1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)

  2. Часто ли он грустит? (1, 2)

  3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)

  4. Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)

  5. Размашистый ли у него почерк? (1, 0)

  6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)

  7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)

  8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)

  9. Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)

  10. Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)

  11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)

  12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)



Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.

















28