Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по курсу «Мировая художественная культура» для 11 класса составлена на основе авторской программы Л.А.Рапацкой.
Для работы по программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник, методическое пособие для учителя, мультимедийное пособие, методическая и вспомогательная литература.
В рабочей программе содержание предметных тем соответствует требованиям образовательного стандарта, дано распределение учебных часов по разделам курса и в последовательности изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Основная тема года «Художественная культура мира XIX – XX веков: взгляд из России» раскрывается в трёх разделах:
Основные течения в европейской художественной культуре XIX – начала XX века.
Художественная культура России XIX – начала XX века.
Художественная культура XX века.
На уроках происходит осмысление пути развития мировой художественной культуры двух последних веков второго тысячелетия. Обучающиеся рассматривают художественную культуру этого периода с точки зрения русского человека, пытаются понять, что находило отклик в его сердце, что питало творческую мысль русских художников, писателей, музыкантов.
В процессе изучения мировой художественной культуры происходит сопоставление европейской и русской художественных культур. И в то же время произведения русских мастеров представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.
Цели и задачи курса:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре; их характерных особенностях; о вершинах художественного - творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведение искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культуры» на этапе среднего (полного) общего образования являются умения:
самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в различных источниках;
использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
владеть основными формами публичных выступлений;
понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме итоговых контрольных работ, тестирования, анализа художественных произведений; итоговая аттестация – в форме защиты рефератов (проектов), обобщающих уроков, зачётов в форме семинара.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учебника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Программа рассчитана на 34 часа.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников.
В результате изучения курса мировой художественной культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
основные виды и жанры искусства;
изученные направления и стили мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры;
особенности языка различных видов искусств;
уметь:
узнавать изученные произведения и соотносить их с определённой эпохой, стилем, направлением;
устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выбора путей своего культурного развития;
- для организации личного и коллективного досуга;
- для выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- для самостоятельного художественного творчества.
Календарно-тематическое планирование.
№ | тема урока | знать | кол. час. | дата |
1 | Художественная культура начала 20 века. | направления в искусстве начала 20 века | 1 | |
2 | Темы и образы поэзии Эмиля Верхарна. | этапы биографии, темы поэзии | 1 | |
3 | Своевременная и жестокая правда в картинах Кэте Кольвиц. | темы картин, особенности творчества | 1 | |
4 | Символизм в зарубежном изобразительном искусстве. Творчество Пюви де Шаванна, Одилона Редона, Гюстава Моро. | представители символизма зарубежного ИЗО | 1 | |
5 | Авангард. Картины Анри Матисса. | понятие «авангард» | 1 | |
6 | Футуризм и кубизм в искусстве. Мир Пабло Пикассо. | понятие «футуризм» | 1 | |
7 | Творческие искания русских художников в изобразительном искусстве России конца 19 – начала 20 веков. «Мир искусства». | представители «Мира искусств» | 1 | |
8 | Портрет в творчестве В.А. Серова. | биография Серова, особенности его портретов | 1 | |
9 | Символизм и другие проявления модерна в русской живописи конца 19 – начала 20 веков. | понятие «символизм» | 1 | |
10 | Держава Николая Рериха. | этапы биографии, особенности творчества | 1 | |
11 | «И в час на огненном закате меж гор предвечных видел ты, как дух великий и проклятый упал в провалы с высоты…» | жизнь и творчество Врубеля | 1 | |
12 | Музыкальное искусство России на рубеже веков. Традиции и новаторство. Романтический пафос и мужественная сила в музыке Рахманинова. Третий концерт для фортепиано с оркестром. Кантата «Колокола». | кантата | 1 | |
13 | Александр Николаевич Скрябин. | жизнь и творчество Скрябина | 1 | |
14-15 | Художественная культура между двумя мировыми войнами (1917 – 1939). Общая характеристика периода. Война и фашизм в творчестве Эрнеста Хемингуэя. | жизнь и творчество Эрнеста Хемингуэя. | 2 | |
16 | «Истинная поэзия – это любовь, мужество и жертва» (Поэзия Федерико Гарсия Лорки) | жизнь и творчество Гарсия Лорки | 1 | |
17 | Поэзия Пабло Неруды. | жизнь и творчество Пабло Неруды | 1 | |
18 | Экспрессионизм в зарубежной литературе 20-30 годов 20 века; его проявления в творчестве Франца Кафки. | творчество Франца Кафки. | 1 | |
19 | Авангард 20-30- годов 20 века. Абстракционизм Василия Кандинского и супрематизм Казимира Малевича. | понятия «абстракционизм», «супрематизм» | 1 | |
20 | Примитивы и примитивисты (Анри Руссо, Нико Пиросманишвили, Марк Шагал) | понятие «примитивизм» | 1 | |
21 | Аналитическое искусство. Творчество Павла Филонова. | особенности творчества Павла Филонова | 1 | |
22 | Произведения А. Дейнеки и И.К.Петрова-Водкина. | творчество А. Дейнеки и И.К.Петрова-Водкина. | 1 | |
23 | Поэзия Сопротивления. Произведения Поля Элюара и Луи Арагона. | антифашистская поэзия | 1 | |
24 | Советское изобразительное искусство в борьбе с фашизмом. | Кукрыниксы, плакаты | 1 | |
25-26 | Музыкальное искусство в годы Великой Отечественной войны. | творчество Александрова, Шостаковича | 2 | |
27 | Традиции и новаторство в культуре 50-60 годов 20 века. Сюрреализм. Творчество Сальвадора Дали – уход в иррациональный мир, подсознательный мир сновидений. | понятие «сюрреализм» | 1 | |
28-29 | Ритмы 20 века. Рок-музыка. | понятие «рок-музыка» | 2 | |
30-31 | Творческие искания художников и композиторов в отечественном искусстве в 60-80 годы. | | 2 | |
32-33 | К вопросу об истории киноискусства в России (общий обзор) | | 2 | |
34 | «Гори, гори, моя звезда!» Итоговый урок. | | 1 | |