СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по МХК 10-11 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по МХК 10-11 класс на основе авторской программы «Мировая художественная культура» под редакцией Г.И. Давыдовой,  для 10-11 классов средней общеобразовательной школы 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по МХК 10-11 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Табатская средняя общеобразовательная школа»





«Рассмотрено»

На заседании МО учителей

____________________________________________

Протокол № ___ от

«____»___________201_ г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР

МБОУ «Табатская СОШ»

_____/__________

«____»____________201_ г.


«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Табатская СОШ»

______Ошарова Л.В.

Приказ № ___ от

«___»________201_ г.







Рабочая программа учебного курса

«Мировая художественная культура»

10 - 11 класс








Составитель: учитель I категории

Яковлева Ольга Александровна









Табат, 2018 г.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству, включающей в себя компонент государственного стандарта общего образования, так же на основе авторской программы «Мировая художественная культура» под редакцией Г.И. Давыдовой, для 10-11 классов средней общеобразовательной школы и учебного плана МБОУ «Табатская СОШ» на текущий год.


Цели и задачи обучения МХК в 10 и 11 классе:

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;

  • формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;

  • осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;

  • знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 67 часов на изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 классе -34, в 11 классе - 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Проверочные работы - 5 в 10 классе, 4 – в 11 классе





ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Художественная культура первобытного мира 6 часов . Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (24 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (9 часов) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.


Планируемые результаты освоения предмета


Личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, материалы на электронных носителях, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источниках, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.









































Календарно-тематический план 10 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Наименование раздела

Древние цивилизации 6 часов





1

Первые художники Земли.

1



2

«Пирамиды» - жилища вечности фараонов.

1



3

Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта.

1



4

Изобразительное искусство Египта.

1



5

Художественная культура Древней Передней Азии.

1



6

Искусство доколумбовской Америки.

Проверочная работа «Древние цивилизации»

1



Наименование раздела


Культура Античности 3 часа





7

Золотой век Афин.

1



8

Архитектура Древнего Рима.

1



9

Театральное искусство Античности.

Проверочная работа по разделу «Культура Античности»

1



Наименование раздела


Средние века 9 часов





10

Мир византийской культуры.

1



11

Архитектурный облик Древней Руси.

1



12

Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

1



13

Архитектура Московского княжества.

1



14

Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.

1



15

Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.

1



16

Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль.

1



17

Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль.

1



18

Изобразительное искусство Средних веков.

Проверочная работа по разделу «Средние века»

1



Наименование раздела


Культура Востока 6 часов





19

Индия – «страна чудес».

1



20

Музыкальное и театральное искусство Индии.

1



21

Художественная культура Китая. Архитектура.

1



22

Художественная культура Китая. Живопись.

1



23

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

1



24

Художественная культура ислама.

Проверочная работа по разделу «Культура Востока»

1



Наименование раздела


Возрождение 9 часов





25

Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

1



26

Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

1



27

Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

1



28

Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

1



29

Возрождение в Венеции.

1



30

Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

1



31

Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров.

1



32

Музыка эпохи Возрождения.

1



33

Театр эпохи Возрождения.

Проверочная работа по разделу «Возрождение»

1




34

Заключительный урок: «Мировая художественная культура от истоков до ХVII вв.»

1





























Календарно-тематический план 10-11 класс.



Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Наименование раздела

Художественная культура Нового времени.


1

Художественная культура ХVII - ХVIII вв.

1



2

Стилевое многообразие искусства ХVII - ХVIII вв.

1



3

Художественная культура барокко

1



4

Архитектура барокко.

1



5

Изобразительное искусство барокко.

1



6

Реалистические тенденции в живописи Голландии

1




7

Музыкальная культура барокко

1




8

Художественная культура классицизма и рококо. Проверочная работа № 1

1




9

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1




10

Изобразительное искусство классицизма

1




11

Композиторы Венской классической школы.

1




12

Шедевры классицизма в России. Санкт-Петербург

1




13

Шедевры классицизма в России. Москва

1




14

Русский портрет

1




15

Театральное искусство ХVII - ХVIII вв.

1




16

Неоклассицизм и академизм в живописи. Проверочная работа № 2

1




17

Художественная культура романтизма.

1




18

Романтический идеал и его отражение в музыке.

1




19

Зарождение русской классической школы. М.И.Глинка.

1




20

Русский драматический театр.

1




21

Реализм – художественный стиль эпохи

1




22

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

1




23

Русские художники-передвижники.

1




24

Развитие русской музыки во второй половине 19 века. Проверочная работа № 4

1



Наименование раздела

Художественная культура конца XIX-XX века. 9 часов


25

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи.

1



26

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1



27

Символ и миф в живописи и музыке.

1




28

Художественные течения модернизма в живописи.

1




29

Русское изобразительное искусство 20 века.

1




30

Театральная культура 20 века.

1




31

Шедевры мирового кинематографа.

1




32

Становление и расцвет отечественного кино. Проверочная работа № 4

1




33 -34


Музыкальная культура России 20 века.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

2