СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 11 класс Право

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 11 класс Право»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Савкинская средняя общеобразовательная школа имени Александра Лескова



ПРИНЯТО :

на заседании педагогического совета школы

Протокол № 1от 31.08.2021г.

Утверждаю:

Директор школы: /________/А.А.Байгужинов

Приказ № 102 от 31.08.2021г.




Рабочая программа учебного курса

«Право», 11 класс









Составитель программы:

учитель Ю.Н.Парфенова



2021г.


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Право» разработана на основе нормативных документов и методических рекомендаций:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 « Об утверждении Федерального государственного стандарта среднего(полного) общего образования».

  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578 « О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012г №413.

  4. Постановление от 28 сентября 2020г. № 28 Об утверждении СанПиН СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха, и оздоровления детей и молодежи»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 г. Москва "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

  6. Учебник. Право. Базовый и углубленный уровни. 10-11 классы.А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина, М., Дрофа 2014 г.,

  7. Методическое пособие к линии учебников «Право. Базовый и углубленный уровни. 10— 11 классы» авторовА. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной .Базовый уровень

  8. 2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООС «ТИД «Русское слово-РС», 2012.-240 с.

  9. Учебный план МКОУ Савкинской СОШ


Данная программа курса реализуется на ступени среднего, полного общего образования.

Курс рассчитан на 34 часа, с недельной нагрузкой – 1 час.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Курс «Право» имеет следующие цели:

• изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;

• развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону;

• привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;

• воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния.

Задачи:

1. Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя, полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

2. Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку.

3. Освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативноправовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

4. Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально – правовой сфере, продолжения обучения в системе профильного образования.

5. Формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельности принятию решения.

Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни - в школе, дома, в семье, на работе, в магазине, в транспорте - человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение. Право - мощный инструмент установления социальной справедливости. Ведь только право может по-настоящему помочь человеку, обществу, стране в нелегкой, запутанной ситуации. Бурное развитие товарно-денежных, или рыночных отношений в нашей стране, динамизм социальных и политических процессов в России и мире в XXI в., быстрорастущие информационные контакты, глобализация всех сфер жизни общества, взаимодействие представителей различных этнических, социальных и религиозных групп и др. предъявляют все новые требования к развитию и совершенствованию права, соответствию российского законодательства изменяющимся реалиям жизни, а также к знанию правовых основ населением.

Содержание программы


Тема 1. История государства и права

Связь и взаимозависимость государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Развитие права в России до XIX в. Влияние на правовую мысль Киевской Руси религиозносимволического мышления. Первые памятники философско-правовой мысли. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. Государственно-правовые реформы Петра I. «Наказ» Екатерины II. Российское право в XIX — начале XX в. Совершенствование правовой системы в царствование Александра I. Деятельность М. М.Сперанского. Совершенствование системы управления, издание Полного собрания законов и Свода законов Российской империи Николаем I. Отмена крепостного права. Реформы местного самоуправления и судебная. Развитие правовой системы в начале XX в. Манифест 17 октября 1905 г. Деятельность Государственной думы. Основные государственные законы — конституционные законы России.

Советское право 1917—1953 гг. Замена права «революционным правосознанием». Революционный террор. Репрессии 30-х гг. «Сталинская» Конституция СССР 1936 г.

Советское право 1954—1991 гг. Критика Культа личности. Консервация административнокомандной системы управления. Рост правонарушений. Начало правозащитного, диссидентского движения. Принятие Конституции СССР 1977 г. Кризис общества «развитого социализма».

Реформа российского права после 1991 г. Распад СССР. Попытки превратить Россию в модернизированное государство с рыночной экономикой. «Изъятие» у населения сберегательных вкладов, аферы финансовых пирамид. Проведение приватизации в стране. Принятие Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ и др.

Тема 2. Вопросы теории государства и права

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Понятие права. Система права. Законодательство. Отрасли и институты права. Признаки права. Объективное и субъективное право. Назначение права. Формы реализации (источники) права. Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Понятие и признаки правового государства. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Гарантированность прав человека.



Тема 3. Конституционное право

Понятие конституции, ее виды. Конституционное право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Конституционный кризис начала 90-х гг. Принятие Конституции Российской Федерации и ее общая характеристика. Достоинства и недостатки Основного закона России.

Основы конституционного строя. Содержание вступительной части Конституции. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство. Светское государство. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Многонациональный народ России — носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

'Федеративное устройство России. Равенство субъектов федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Виды субъектов РФ. Федеральное законодательство! и законы субъектов РФ. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. I Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Парламенты I в европейской политической традиции. Парламентаризм. Две палаты Федерального Собрания — Совет Федерации и Государственная ] Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии 1 обеих палат.

Предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок принятия и вступления в силу законов Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, его состав и порядок формирования. Полномочия

Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Судебная власть в РФ. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ*.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий. Структура и формирование местного самоуправления.

Тема 4. Права человека

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.

Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.

Избирательные права граждан. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство*.

Избирательный процесс. Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Тема 6. Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды договоров.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предприниматель и предпринимательская деятельность. Виды предприятий. Нематериальные блага, пути их защиты. Причинение и возмещение вреда.

Тема 7. Налоговое право

Понятие налога, сбора, пошлины. Налоговое право. Система налогового законодательства.

Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Налоги с физических лиц. Налоговая; дееспособность. Подоходный налог. Налог на имущество. Декларация о доходах.

Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Административная и уголовная ответственность.

Тема 8. Семейное право

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи.

Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление. Опека, попечительство. Тема 9. Трудовое право

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Трудовой договор. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.

Коллективный договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора.

Оплата труда. Заработная плата в производственной сфере. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Охрана труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядки возмещения ущерба.

Тема 10. Административное право

Понятие и источники административного права. Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Административные правонарушения. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях.

Тема 11. Уголовное право

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений. Основные группы преступлений.

Уголовная ответственность. Уголовное наказание, его цели. Виды наказания. Наказания

основные и дополнительные. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Тема 12. Правовая культура

Понятие правовой культуры. Содержание правовой культуры. Пути совершенствования

правовой культуры.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса «Право», 11 класс.

Предметные результаты:

получит системные представления о правовой сфере жизни общества, адекватные современному уровню научных знаний;

 овладеет знаниями об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением процессов в области права;  получит опыт познавательной и практической деятельности по решению задач, отражающих типичные социальные ситуации.  научится работать с широким спектром источников информации об правовой сфере, давать им характеристику, критически анализировать информацию из различных источников;

 сформирует умение вести диалог, участвовать в дискуссии по социальной тематике, ориентироваться в дискуссионных вопросах общественного развития и существующих в науке их современных версиях и трактовках.


11 класс


Предметные

Б

       знание содержания различных теорий происхождения государства;

       сравнение различных форм государства;

       умение приводить примеры различных элементов государственного механизма и их места в общей структуре;

       соотношение основных черт гражданского общества и правового государства;

       применение знания о принципах, источниках, нормах, институтах и отраслях права, необходимых для ориентации в российском нормативно-правовом материале, для эффектив­ной реализации своих прав и законных интересов;

       оценка роли и значения права как важного социального регулятора и элемента культуры общества;

       сравнение и выделение особенностей и достоинств различных правовых систем (семей);

       умение проводить сравнительный анализ правовых норм с другими социальными нормами, выявлять их соотношение, взаимосвязь и взаимовлияние;

       характеристика особенностей системы российского права;

       различение форм реализации права;

       выявление зависимости уровня правосознания от уровня правовой культуры;

       оценка собственного возможного вклада в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;

       способность различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, при­меняемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

       выявление общественной опасности коррупции для гражданина, общества и государства;

       умение целостно анализировать принципы и нормы, регулирующие государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридиче­ских лиц в соответствии с положениями Конституции Рос­сийской Федерации;

       сравнение воинской обязанности и альтернативной гражданской службы;

       оценка роли Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в механизме защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации;

       характеристика системы органов государственной власти Российской Федерации в их единстве и системном взаимодействии;

       способность характеризовать правовой статус Президента Российской Федерации, выделять его основные функции и объяснять их внутри- и внешнеполитическое значение;

       умение дифференцировать функции Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации;

       умение характеризовать Правительство Российской Федерации как главный орган исполнительной власти в государстве; раскрывать порядок формирования и структуру Правитель­ства Российской Федерации;

       способность характеризовать судебную систему и систему правоохранительных органов Российской Федерации;

       характеристика этапов законодательного процесса и субъектов законодательной инициативы;

       выделение особенностей избирательного процесса в Российской Федерации;

       характеристика системы органов местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации;

       определение места международного права в отраслевой систе­ме права; характеристика субъектов международного права;

       умение различать способы мирного разрешения споров;

       способность оценивать социальную значимость соблюдения прав человека;

       сравнение механизмов универсального и регионального сотрудничества и контроля в области международной защиты прав человека;

       дифференцирование участников вооруженных конфликтов;

       различение защиты жертв войны и защиту гражданских объектов и культурных ценностей; умение называть виды запре­щенных средств и методов ведения военных действий;

       выделение структурных элементов системы российского законодательства;

       анализ различных гражданско-правовых явлений, юридических фактов и правоотношений в сфере гражданского права;

       умение проводить сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, вы­являть их преимущества и недостатки;

       способность целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

       умение различать формы наследования;

       различение видов и форм сделок в Российской Федерации;

       выявление способов защиты гражданских прав; характеристика особенностей защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности;

       анализ условий вступления в брак, характеристика порядка и условий регистрации и расторжения брака;

       умение различать формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;

       способность выделять права и обязанности членов семьи;

       характеристика трудового права как одной из ведущих отраслей российского права, определение правового статуса участ­ников трудовых правоотношений;

       проведение сравнительного анализа гражданско-правового и трудового договоров;

       способность различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

       дифференцирование уголовных и административных правонарушений и наказаний за них;

       умение проводить сравнительный анализ уголовного и административного видов ответственности; иллюстрировать при­мерами порядок и условия привлечения к уголовной и адми­нистративной ответственности несовершеннолетних;

       целостное описание структуры банковской системы Российской Федерации;

       в практических ситуациях определение применимости налогового права Российской Федерации; выделение объектов и субъектов налоговых правоотношений;

       соотнесение видов налоговых правонарушений с ответственностью за их совершение;

       применение норм жилищного законодательства в процессе осуществления своего права на жилище;

       дифференцирование прав и обязанностей участников образовательного процесса;

       проведение сравнительного анализа конституционного, гражданского, арбитражного, уголовного и административного видов судопроизводства, грамотное применение право­вых норм для разрешения конфликтов правовыми способами;

       способность давать на примерах квалификацию возникающих в сфере процессуального права правоотношений;

       умение применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с ис­пользованием нормативных актов;

       возможность выявлять особенности и специфику различных юридических профессий;

       сравнительный анализ различных теорий государства и права;

       дифференциация теорий сущности государства по источнику государственной власти;

       оценка тенденции развития государства и права на современном этапе;

       понимание необходимости правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

       классификация видов конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

       толкование государственно-правовых явлений и процессов;

       сравнительный анализ особенностей российской правовой системы и правовых систем других государств;

       умение различать принципы и виды правотворчества;

       способность описывать этапы становления парламентаризма в России;

       сравнение различных видов избирательных систем;

       анализ с точки зрения международного права проблем, возникающих в современных международных отношениях;

       выделение основных международно-правовых актов, регули­рующих отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

       оценка роли неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;

       способность формулировать особенности страхования в Российской Федерации, различать виды страхования; умение различать опеку и попечительство;

       умение характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности.

 


П

1) сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества;

2) владение знаниями об основных правовых принципах, действующих в демократическом обществе;

3) сформированность представлений о системе и структуре права, правоотношениях, правонарушениях и юридической ответственности;

4) владение знаниями о российской правовой системе, особенностях её развития;

5) сформированность представлений о конституционном, гражданском, арбитражном, уголовном видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав;

7) сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц;

8) понимание юридической деятельности как формы реализации права; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.


Личностные результаты:

ориентации на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

 способности к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовности и способности вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям общественной жизни;

 способности к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, , готовности к служению Отечеству, его защите;

 овладения основами гуманистических ценностей, осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.


11 класс


Личностные

Б

                  гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

                  гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституцион­ные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловече­ские гуманистические и демократические ценности;

                  готовность к служению Отечеству, его защите;

                  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультур­ном мире;

                  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

                  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

                  навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

                  нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

                  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

                  осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

                  основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

                  ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.




П

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


Метапредметные результаты:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии достижения целей;

 выбирать пути достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя затраты;

 организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

 находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые учебные и познавательные задачи;

 критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

 использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений оппонента; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

 выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

 осуществлять деловую коммуникацию, подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

 при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, эксперт и т.д.);

 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.



11 класс


Коммуникативные

Б

  осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (ге­нератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.);

  способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зре­ния с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая лич­ностных оценочных суждений.


П

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



11 класс


Регулятивные

Б

      самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

      оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и мо­рали;

      постановка и формулирование собственных задач в образова­тельной деятельности и жизненных ситуациях;

      оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

      выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

       организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

       сопоставление полученного результата деятельности с по­ставленной заранее целью.


П

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.




11 класс


Познавательные

Б

        обобщенные способы решения задач, в том числе умение осу­ществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

                      критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках;                          использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а так же противоречий, выявленных в информационных источни­ках;

                     критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;

                     целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

              индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.


П

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.







Учебно-тематический план по курсу «Право», 11 класс


Раздел, тема

Кол-во

часов

Тема 1. История государства и права


4

Тема 2. Вопросы теории государства и права


3

Тема 3. Конституционное право


7

Тема 4. Права человека


6

Тема 5. Избирательное право и избирательный процесс.


1

Тема 6. Гражданское право


3

Тема 7. Налоговое право


1

Тема 8. Семейное право


2

Тема 9. Трудовое право


1

Тема 10. Административное право


1

Тема 11. Уголовное право


3

Тема 12. Правовая культура


2

Итоговое повторение

1

ИТОГО

34


Тематический планирование


№ п/п

Раздел, глава, тема

Характеристика основных видов деятельности обучающихся


Тема 1. Из истории государства и права, 4 ч.


1

Происхождение государства и права. Право Древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права Нового времени

Объясняют связь государства и права. Рассказывают о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризуют важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывают о становлении права в эпоху Древнего мира. Характеризуют особенности средневекового права, объясняет особенности взаимоотношений средневекового права и церкви. Называют документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека

Объясняют влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Характеризуют Конституцию США. Анализируют достоинства и недостатки буржуазного права Выполняют тестовые задания

2

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в. Российское права в ХIХ – начале ХХ в

Называют факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризуют роль православия в становлении права в нашем государстве. Характеризуют важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси, России. Объясняют, почему в России право совести и правды ставилось выше закона

3

Советское право в 1917 – 1953 гг. Советское право в 1954 – 1991 гг.

Характеризуют революционное правосознание. Рассказывают о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг. Характеризуют изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объясняют понятия: «правозащитное, диссидентское движение».

4

Современное российское право.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Характеризуют роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называют важнейшие правовые акты, принятые за последние 15 лет.


Тема 2. Вопросы теории государства и права, 3ч.


5

Государство, его признаки и формы

Объясняют понятие «государство», характеризуют основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называют признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризуют политические режимы.Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе.

6

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права.Понятие и признаки правового государства

Характеризуют понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Характеризуют основные признаки правового государства. Выполняют тестовые задания.

7

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Право и другие сферы общества

Объясняют принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризуют понятие «разделение властей». Характеризуют взаимосвязь право и морали, называет их сходство и различие. Анализируют соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. Выполняют тестовые задания.


Тема 3. Конституционное право, 7ч.


8

Понятие конституции, ее виды.

Конституционализм. Конституция в России. Общая характеристика Конституции РФ

Характеризуют понятие «конституция». Называют виды и источники конституций. Характеризуют конституционное право и конституционализм. Рассказывают о становлении конституционализма в России. Характеризуют причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывают о порядке принятия Конституции РФ. Анализируют ее достоинства и недостатки. Выполняют тестовые задания.

9

Основы конституционного строя.

Конституционное судопроизводство

Рассказывают о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризуют основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняют понятие «прямое действие Конституции».

10

Гражданство в РФ

Характеризуют содержание понятий«гражданство», «гражданин», рассказывают об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняют тестовые задания. Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности.

11

Федеративное устройство. Президент Российской Федерации

Объясняют государственное устройство России. Характеризуют различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называют виды субъектов РФ и их количество. Характеризуют понятие «сепаратизм». Характеризуют статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. Выполняют тестовые задания.

12

Федеральное собрание. Совет

Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в Российской Федерации

Характеризуют понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия. Рассказывают о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности.

13

Исполнительная и судебная власть в РФ. Местное самоуправление

Рассказывают о высших органахисполнительной и законодательной власти вРФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Характеризуют роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением. Выполняют тестовые задания.


Тема 4. Права человека, 6ч.


14

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека

Характеризуют важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека. Анализируют соотношение прав и обязанностей. Обсуждают проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? Называют международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризуют содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняют классификацию международных договоров.

15

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Политические права

Характеризуют гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? Характеризуют политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.

16

Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Характеризуют экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.

17

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

Характеризуют российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называют основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей среды.

18

Права ребенка

Характеризуют содержание Конвенции о правах ребенка. Анализируют трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу

19

Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени

Характеризуют понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры. Объясняют содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывают об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека. Рассказывают о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризуют современное положение в области гуманитарного права


Тема 5. Избирательное право, 1ч.


20

Избирательное право. Избирательная система и избирательный процесс

Характеризуют особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Объясняют содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. Объясняют понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его появлении. Выполняют тестовые задания.


Тема 6. Гражданское право, 3ч.


21

Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

Характеризуют понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывают об особенностях

Гражданского кодекса РФ. Анализируют причины и цели обновления гражданского права в России. Объясняют содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризуют особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.

22

Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Право собственности. Наследование. Страхование.

Объясняют содержание понятия «предпринимательская деятельность», называют различные организационно - правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивают акционерное и унитарное предприятие.Объясняют социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризуют права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. Характеризуют содержание института наследования. Объясняют процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывают о порядке и видах страхования. Высказывают свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему. Выполняют тестовые задания.

23

Обязательственное право. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса

Характеризуют понятие «обязательственное право».

Сравнивают договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняют, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. Высказывают свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с чего начать? Выполняют тестовые задания


Тема 7. Налоговое право, 1ч.


24

Налоговое право. Налоговые органы.

Аудит. Виды налогов.

Дают определение понятия «налог». Характеризуют особенности российского налогового права. Называют источники налогового права,

обязанности и права

налогоплательщиков. Объясняют содержание понятия «аудит». Высказывают свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход? Называют виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризуют понятие «система налогов». Осуществляют самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывают свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым.

Выполняет тестовые задания.


Тема 8. Семейное право, 2ч.


25

Понятие и источники семейного права. Брак.

Характеризуют отношения, регулируемые семейным правом. Называют источники семейного права. Объясняют содержание семейных отношений.Характеризуют понятие «брак» и условия его заключения. Высказывают свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету.

26

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Рассказывают о личных и имущественных правахи обязанностях супругов. Называют причины разводов. Объясняют порядок расторжения брака. Высказывают свое мнение по проблеме: развод и дети.Характеризуют права и обязанности родителей. Объясняют причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризуют понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывают свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.


Тема 9. Трудовое право, 1ч.


27

Понятие и источники трудового права. Оплата труда. Охрана труда.

Характеризуют понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений. Характеризуют понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняют специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называют функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием.


Тема 10. Административное право, 1ч.


28

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания.


Характеризуют понятие и источники административного права. Называют и виды признаки административных правонарушений. Высказывают свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Объясняют содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризуют особенности административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания


Тема 11. Уголовное право, 3ч.


29

Понятие и источники уголовного права

Характеризуют понятие и источники уголовного права. Объясняют принципы российского уголовного законодательства. Осуществляют самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России.

30

Уголовная ответственность. Наказание

Характеризуют понятие «уголовная ответственность», называет этапы привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний. Высказывают свое мнение по проблеме: нужна ли смертная казнь в России.

31

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Называют возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называют виды преступлений и возможных наказаний. Объясняют содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия».

Выполняет тестовые задания


Тема 12. Правовая культура, 2ч.


32

Правовая культура и правосознание.

Характеризуют содержание понятия «правовая культура». Называют основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание».

33

Совершенствование правовой культуры

Рассказывают о формировании правовой культуры, характеризует понятие «правовой нигилизм».

34

Итоговое повторение

Выполняют тестовые задания, решают практические задачи



























Календарно-тематическое планирование учебного курса «Право», 11 класс


урока


Глава, тема

урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Учебно –методического и материально- технического обеспечения


Форма организации урока

Сроки

предметные

личностные

метапредметные

1

Первая неделя сентября

Тема 1. Из истории государства и права, 4 ч.

Происхождение государства и права. Право Древнего мира. Право средневековой Европы. Становление права Нового времени

Объясняют связь государства и права. Рассказывают о теориях происхождения государства и права и характеризует их содержание. Характеризуют важнейшие элементы процесса появления государства и права. Рассказывают о становлении права в эпоху Древнего мира. Характеризуют особенности средневекового права, объясняет особенности взаимоотношений средневекового права и церкви. Называют документы, в которых были зафиксированы права и свободы человека

Объясняют влияние социально-экономических потребностей на развитие буржуазного права. Характеризуют Конституцию США. Анализируют достоинства и недостатки буржуазного права Выполняют тестовые задания

Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и

права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права



Учебник, ЦОР, тетрадь

Изучение нового материала

2

Вторая неделя сентября

Развитие права в России. IX-начало ХIХ в. Российское права в ХIХ – начале ХХ в

Называют факторы, повлиявшие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризуют роль православия в становлении права в нашем государстве. Характеризуют важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси, России. Объясняют, почему в России право совести и правды ставилось выше закона




Учебник, ЦОР, тетрадь


3

Третья неделя сентября

Советское право в 1917 – 1953 гг. Советское право в 1954 – 1991 гг.

Характеризуют революционное правосознание. Рассказывают о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг. Характеризуют изменения, происходившие в период «оттепели» в политико-правовой области. Объясняют понятия: «правозащитное, диссидентское движение».

Характеризуют революционное правосознание. Рассказывает о нарушениях законности в нашей стране в 1920-1950-х гг



Учебник, ЦОР, тетрадь


4

Четвертая неделя сентября

Современное российское право.

Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба.

Характеризуют роль Конституции РФ 1993 г. в переходе России к демократической модели развития. Называют важнейшие правовые акты, принятые за последние 15 лет.






5

Первая неделя октября

Тема 2. Вопросы теории государства и права, 3ч.Государство, его признаки и формы

Объясняют понятие «государство», характеризуют основные теоретические подходы в рассмотрении сущности государства. Называют признаки государства, формы правления, формы государственного устройства. Характеризуют политические режимы.Высказывают собственное мнение по вопросу необходимости государства в современном обществе.






6

Вторая неделя октября

Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право в системе социальных норм. Система российского права.Понятие и признаки правового государства

Характеризуют понятия: право, элементы права, источники права, правовая норма, система права. Характеризуют основные признаки правового государства. Выполняют тестовые задания.

Знать основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, систематизировать материал






7

Третья неделя октября

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Право и другие сферы общества

Объясняют принцип верховенство закона в правовом государстве и содержание понятий «законность» и «правопорядок. Характеризуют понятие «разделение властей». Характеризуют взаимосвязь право и морали, называет их сходство и различие. Анализируют соотношение права и политики и влияние права на экономику и культуру. Выполняют тестовые задания.






8

Четвертая неделя октября

Тема 3. Конституционное право, 7ч.

Понятие конституции, ее виды.

Конституционализм. Конституция в России. Общая характеристика Конституции РФ

Характеризуют понятие «конституция». Называют виды и источники конституций. Характеризуют конституционное право и конституционализм. Рассказывают о становлении конституционализма в России. Характеризуют причины конституционной реформы в России в начале 1990-х гг. Рассказывают о порядке принятия Конституции РФ. Анализируют ее достоинства и недостатки. Выполняют тестовые задания.






9

Вторая неделя ноября

Основы конституционного строя.

Конституционное судопроизводство

Рассказывают о содержании преамбулы Конституции РФ. Характеризуют основные положения Конституции РФ о ценностях, демократии, государственной власти и т.д. Объясняют понятие «прямое действие Конституции».






10

Третья неделя ноября

Гражданство в РФ

Характеризуют содержание понятий«гражданство», «гражданин», рассказывают об основаниях для приобретения гражданства (принцип крови, принцип почвы). Выполняют тестовые задания. Обсуждает проблему: двойное гражданство: выгоды и трудности.






11

Первая неделя декабря

Федеративное устройство. Президент Российской Федерации

Объясняют государственное устройство России. Характеризуют различные формы территориально-государственного устройства: федерация, конфедерация, унитарное государство. Называют виды субъектов РФ и их количество. Характеризуют понятие «сепаратизм». Характеризуют статус Президента РФ согласно Конституции РФ, его полномочия, вступления в должность и отрешения от должности. Выполняют тестовые задания.






12

Вторая неделя декабря

Федеральное собрание. Совет

Федерации. Государственная Дума. Законотворческий процесс в Российской Федерации

Характеризуют понятие «парламентаризм» и законодательный орган РФ – Федеральное собрание, его структуру, полномочия палат, процедуру комплектования, полномочия. Рассказывают о процедуре создания законов в РФ и полномочиях субъектов законодательной деятельности.






13

Третья неделя декабря

Исполнительная и судебная власть в РФ. Местное самоуправление

Рассказывают о высших органахисполнительной и законодательной власти вРФ, процедуре их формирования, полномочиях и функциях. Характеризуют роль местного самоуправления в системе власти России. Объясняют способы участия граждан в местном самоуправлении, называют круг вопросов, решаемых местным самоуправлением. Выполняют тестовые задания.






14

Четвертая неделя декабря

Тема 4. Права человека, 6ч.

Права и свободы человека и гражданина. Международные договоры о правах человека

Характеризуют важнейшие нормативные документы (международные и российские), определяющие права человека. Анализируют соотношение прав и обязанностей. Обсуждают проблему: должен ли народ отвечать за деяния своих лидеров? Называют международные договоры, которые входят в Международный билль о правах. Характеризуют содержание Факультативного протокола к международному пакту о гражданских и политических правах. Объясняют классификацию международных договоров.






15

Пятая неделя декабря

Гражданские права. Имущественные права. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Политические права

Характеризуют гражданские права гражданина РФ, приводя конкретные примеры. Обсуждают проблему: может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений? Характеризуют политические права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.






16

Третья неделя января

Экономические, социальные и культурные права. Право на интеллектуальную собственность. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования.

Характеризуют экономические, социальные и культурные права гражданина РФ, приводя конкретные примеры.






17

Четвертая неделя января

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения

Характеризуют российское экологическое право и содержание экологической угрозы. Называют основные направления пути выхода из экологического кризиса. Обсуждает проблему: экономическое развитие и защита окружающей среды.






18

Пятая неделя января

Права ребенка

Характеризуют содержание Конвенции о правах ребенка. Анализируют трудности, с которыми сталкивается общество в процессе реализации права детей на свободу






19

Первая неделя февраля

Нарушения прав человека. Защита прав человека в мирное время. Международная защита прав человека в условиях военного времени

Характеризуют понятия «грубое нарушение прав человека», «геноцид», «апартеид», «расизм», приводя конкретные примеры. Объясняют содержание деятельности Комиссии по правам человека ООН, Совета по правам человека. Рассказывают об общественных организациях, наблюдающих за соблюдением прав человека. Рассказывают о содержании гуманитарного права, называет социальные группы, которое оно защищает. Характеризуют современное положение в области гуманитарного права






20

Вторая неделя февраля

Тема 5. Избирательное право, 1ч.

Избирательное право. Избирательная система и избирательный процесс

Характеризуют особенности избирательного права, содержание избирательных прав граждан, называет правовые документы, регулирующие избирательное право в нашей стране и принципы избирательной системы в России. Объясняют содержание понятия «избирательный процесс». Дает характеристику различным видам избирательных систем, сравнивает, анализирует достоинства и недостатки каждой из них. Объясняют понятие «джерримендеринг» и рассказывает о его появлении. Выполняют тестовые задания.






21

Третья неделя февраля

Тема 6. Гражданское право, 3ч.

Понятие и источники гражданского права. Субъекты гражданского права. Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

Характеризуют понятия «гражданское право», «источники гражданского права», «субъекты гражданского права». Рассказывают об особенностях

Гражданского кодекса РФ. Анализируют причины и цели обновления гражданского права в России. Объясняют содержание понятия «гражданская дееспособность» и приводит обстоятельства, при которых граждане могут быть признаны недееспособными. Характеризуют особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.






22

Четвертая неделя февраля

Предпринимательство. Юридические лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Право собственности. Наследование. Страхование.

Объясняют содержание понятия «предпринимательская деятельность», называют различные организационно - правовые формы предпринимательской деятельности и характеризует каждую из них. Сравнивают акционерное и унитарное предприятие.Объясняют социально-экономическое и юридическое содержание понятия «собственность», называет формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Характеризуют права и полномочия собственника и его возможности защитить свою собственность. Характеризуют содержание института наследования. Объясняют процедуру перехода наследства к наследникам. Рассказывают о порядке и видах страхования. Высказывают свое мнение по вопросу: какие договоры страхования полезно заключать в наше время и почему. Выполняют тестовые задания.






23

Первая неделя марта

Обязательственное право. Гражданское процессуальное право. Основные правила и принципы гражданского процесса

Характеризуют понятие «обязательственное право».

Сравнивают договор и сделку, называя их сходство и различие. Объясняют, какие виды договоров предусмотрены обязательственным правом. Характеризует гражданское процессуальное право. Высказывают свое мнение по проблеме: договорная дисциплина: с чего начать? Выполняют тестовые задания






24

Вторая неделя марта

Тема 7. Налоговое право, 1ч.

Налоговое право. Налоговые органы.

Аудит. Виды налогов.

Дают определение понятия «налог». Характеризуют особенности российского налогового права. Называют источники налогового права,

обязанности и права

налогоплательщиков. Объясняют содержание понятия «аудит». Высказывают свое мнение по проблеме: государство не может собрать всех запланированных налогов – где выход? Называют виды налогов. Сравнивает прямые и косвенные налоги. Характеризуют понятие «система налогов». Осуществляют самостоятельный поиск информации о местных налогах. Высказывают свое мнение по проблеме: почему в странах с неблагополучной экономикой предпочтение отдают косвенным налогам, а в богатых – прямым.

Выполняет тестовые задания.






25

Третья неделя марта

Тема 8. Семейное право, 2ч.

Понятие и источники семейного права. Брак.

Характеризуют отношения, регулируемые семейным правом. Называют источники семейного права. Объясняют содержание семейных отношений.Характеризуют понятие «брак» и условия его заключения. Высказывают свое отношение к проблеме: брак по любви и брак по расчету.






26

Четвертая неделя марта

Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Рассказывают о личных и имущественных правахи обязанностях супругов. Называют причины разводов. Объясняют порядок расторжения брака. Высказывают свое мнение по проблеме: развод и дети.Характеризуют права и обязанности родителей. Объясняют причины лишения родительских прав, порядок взыскания алиментов на содержание детей. Характеризуют понятия «усыновление», «опека», «попечительство». Высказывают свое мнение по проблеме: как защитить интересы ребенка.






27

Вторая неделя апреля

Тема 9. Трудовое право, 1ч.

Понятие и источники трудового права. Оплата труда. Охрана труда.

Характеризуют понятие «трудовое право», источники трудового права и содержание трудовых правоотношений. Характеризуют понятия «оплата труда» и «охрана труда». Объясняют специфику охраны труда женщин и несовершеннолетних. Называют функции профсоюзов на предприятии и виды социальной помощи, предусмотренные социальным страхованием.






28

Третья неделя апреля

Тема 10. Административное право, 1ч.

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения. Административные наказания.


Характеризуют понятие и источники административного права. Называют и виды признаки административных правонарушений. Высказывают свое мнение по проблеме: чем опасны нарушения правил дорожного движения. Объясняют содержание понятия «административная ответственность» и административного наказания. Называет виды административных наказаний. Характеризуют особенности административной юрисдикции. Выполняет тестовые задания






29

Четвертая неделя апреля

Тема 11. Уголовное право, 3ч.

Понятие и источники уголовного права

Характеризуют понятие и источники уголовного права. Объясняют принципы российского уголовного законодательства. Осуществляют самостоятельный поиск информации по проблеме: преступность в современной России.






30

Пятая неделя апреля

Уголовная ответственность. Наказание

Характеризуют понятие «уголовная ответственность», называет этапы привлечения к уголовному наказанию; виды уголовных наказаний. Высказывают свое мнение по проблеме: нужна ли смертная казнь в России.






31

Первая неделя мая

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Называют возраст, с которого наступает уголовная ответственность, называют виды преступлений и возможных наказаний. Объясняют содержание понятия «принудительные меры воспитательного воздействия».

Выполняет тестовые задания






32

Вторая неделя мая

Тема 12. Правовая культура, 2ч.

Правовая культура и правосознание.

Характеризуют содержание понятия «правовая культура». Называют основные элементы правовой культуры. Объясняет понятие «правосознание».






33

Третья неделя мая

Совершенствование правовой культуры

Рассказывают о формировании правовой культуры, характеризует понятие «правовой нигилизм».






34

Четвертая неделя мая

Итоговое повторение

Выполняют тестовые задания, решают практические задачи









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!