Учебно-тематический план
1 года обучения
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Формирование группы. Инструктаж по ТБ. | 2 | - | 2 |
2 | Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире. | 2 | - | 2 |
3 | Знакомство с шахматной доской и фигурами. | 6 | - | 6 |
4 | Начальная расстановка фигур. Игры шахматными фигурами «объедаловка» и «поддавки» | - | 4 | 4 |
5 | Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат». | 2 | - | 2 |
6 | Три стадии шахматной партии и их особенности. | 2 | - | 2 |
7 | Начинаем играть в шахматы. | - | 2 | 2 |
8 | Первые трудности – разбор характерных ошибок начинающих шахматистов. | 2 | - | 2 |
9 | Мат одинокому королю (простейшие окончания) | 14 | 10 | 24 |
10 | Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе». | 4 | - | 4 |
11 | Реализация большого материального перевеса. | 2 | - | 2 |
12 | Двойной удар. Виды и особенности. | 10 | 2 | 12 |
13 | Шахматная композиция и её виды | 2 | - | 2 |
14 | «Именные» маты. | 4 | - | 4 |
15 | Классические комбинации с использованием двойного удара. | 2 | - | 2 |
16 | Тематическая скахография. | 8 | - | 8 |
17 | Чемпионы мира по шахматам. | 4 | - | 4 |
18 | Виды шахматных соревнований. | 2 | - | 2 |
19 | Турниры, тренировочные партии. | - | 54 | 54 |
20 | Итоговая аттестация учащихся. | - | 2 | 2 |
21 | Заключительное занятие, задание на лето. | 2 | - | 2 |
| Итого: | 70 | 74 | 144 |
Содержание программы
1 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Информация по организации работы в объединении. Формирование группы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Происхождение шахмат, их развитие и распространение в мире. История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Изобретённые в Индии в V-VI веке, шахматы распространились практически по всему миру, став неотъемлемой частью человеческой культуры. Арабские преобразования. Шахматы в Юго-Восточной Азии. Появление шахмат на Руси.
3. Знакомство с шахматной доской и фигурами. Игра проходит на доске, поделенной на равные квадратные клетки, или поля. Размер доски – 8х8 клеток. Вертикальные ряды полей (вертикали) обозначаются латинскими буквами от a до h слева направо, горизонтальные ряды (горизонтали) — цифрами от 1 до 8 снизу вверх; каждое поле обозначается сочетанием соответствующих буквы и цифры. У игроков в начале игры имеется по одинаковому набору фигур. Фигуры одного из игроков условно называются «белыми», другого – «чёрными».
4. Начальная расстановка фигур. Игры шахматными фигурами «объедаловка» и «поддавки». Белые фигуры окрашены в светлый цвет, чёрные в тёмный. В каждый комплект фигур входят: король (♔), ферзь (♕), две ладьи (♖), два слона (♗), два коня (♘) и восемь пешек (♙). Белые занимают первую и вторую горизонтали, чёрные – седьмую и восьмую. Пешки расположены на второй и седьмой горизонталях соответственно.
5. Понятие «шах». Три способа защиты от шаха. Понятие «мат», «пат». Король, находящийся на битом поле, называется стоящим под шахом. Сделать ход, после которого король противника оказывается под шахом, значит «объявить шах». Ходы, после которых король, сделавший ход, остаётся или оказывается под шахом, запрещены. Если король игрока находится под шахом и игрок не имеет ни одного хода, позволяющего устранить этот шах, этот игрок называется получившим мат, а его противник поставившим мат. Цель игры и состоит в том, чтобы поставить мат королю противника. Если игрок при своей очереди хода не имеет возможности сделать ни одного хода по правилам, но король игрока не находится под шахом, такая ситуация называется пат.
6. Три стадии шахматной партии и их особенности. Дебют – начальная стадия партии, продолжающаяся первые 10-15 ходов. В дебюте основной задачей игроков является мобилизация собственных сил, подготовка к непосредственному столкновению с противником и начало такого столкновения. Дебютная стадия игры наиболее хорошо изучена в теории, существует объёмная классификация дебютов, наработаны рекомендации по оптимальным действиям в тех или иных вариантах, отсеяно большое количество неудачных дебютных систем.
Миттельшпиль – середина игры. Стадия, начинающаяся после дебюта. Именно в ней обычно происходят основные события шахматной партии. Характеризуется большим количеством фигур на доске, активным маневрированием, атаками и контратаками, соперничеством за ключевые пункты, в первую очередь – за центр. Партия может завершиться уже в этой стадии, обычно такое происходит, когда одна из сторон проводит успешную комбинацию. В противном случае после взятия большего числа фигур партия переходит в эндшпиль.
Эндшпиль — заключительная стадия игры. Характеризуется небольшим количеством фигур на доске. В эндшпиле резко возрастает роль пешек и короля. Часто основной темой игры в эндшпиле становится проведение проходных пешек. Эндшпиль заканчивается либо победой одной из сторон, либо достижением положения, когда победа в принципе невозможна. В последнем случае заключается ничья.
7. Начинаем играть в шахматы. Пробные партии с начинающими.
8. Первые трудности – разбор характерных ошибок начинающих шахматистов. Надо знать, что на успех шахматист может рассчитывать лишь тогда, когда он владеет инициативой, атакует, проявляет изобретательность. А уже с первых ходов шахматной партии имеется столько возможностей для проявления атакующих тенденций!
9. Мат одинокому королю (простейшие окончания). Мат одинокому королю могут сделать (при обязательной поддержке собственного короля): ферзь, или ладья, или два слона. Конечно, если у сильнейшей стороны имеются, кроме этих, и другие фигуры или пешки, мат достигается гораздо проще. Метод победы повсюду один и тот же: нападающая фигура (или фигуры) при активной поддержке своего короля оттесняет одинокого короля к краю или в угол доски и там наносит ему решающий удар.
10. Необычные шахматные ходы: «рокировка» и «взятие на проходе». Рокировка – если король и одна из ладей того же цвета не двигались с начала игры, то король и эта ладья могут в один ход одновременно сменить положение (рокироваться). При рокировке король сдвигается на 2 клетки по направлению к ладье, а ладья ставится на поле между начальной и конечной позицией короля. Рокировка невозможна, если король или соответствующая ладья уже ходили. Рокировка временно невозможна, если поле, на котором стоит король, или поле, которое он должен пересечь, или поле, которое он должен занять, находится под ударом одной из фигур противника, или если между рокируемыми королём и ладьёй находится какая-либо фигура. Рокировка считается ходом короля, а не ладьи. Рокировку следует начинать с перестановки короля, и только потом ладьи.
Взятие на проходе – когда пешка совершает свой первый ход на две клетки, через поле, находящееся под ударом пешки противника, то ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. Бьющая пешка при этом взятии ходит на поле за ходившей пешкой (то есть так, как будто та сходила не на два, а только на одно поле, пример см. на диаграмме). Взятие на проходе допустимо только непосредственно в ответ на «длинный» ход берущейся пешки, на следующих ходах оно уже не разрешено.
11. Реализация большого материального перевеса. Любителям шахмат часто приходиться слышать от комментаторов, которые следят за шахматным матчем и ведут его комментарии, что одна из сторон овладела материальным преимущество, однако многие понятие не имеют что это такое и как его можно определить. Так вот владеете вы материальным преимуществом, или ваш соперник, определить достаточно просто. Достаточно посчитать все свои фигуры и пешки за доской и сравнить с количеством фигур у соперника. И если окажется что у вас есть лишняя пешка или фигура значит, вы владеете материальным преимуществом, если оказалось что у соперника лишняя фигура или пешка значит у соперника материальный перевес.
Как реализовать материальное преимущество и довести до победного конца? Начинающему шахматисту можно рекомендовать следующие правила:
выиграв фигуру или пешку, не расслабляйся и внимательно проверяй, чем угрожает каждый ход соперника, не спеши, думай над каждым своим ходом;
не позволяй сопернику организовать атаку на твоего короля. Занимай открытые линии своими фигурами, не выдвигай пешки на два поля после рокировки;
если не удается организовать атаку на короля соперника, постепенно разменивай фигуры, как правило, лишняя фигура в эндшпиле это победа;
старайся оставлять свои пешки на двух флангах, это обеспечит выигрыш, если партия перейдет в эндшпиль.
12. Двойной удар. Виды и особенности. Двойной удар – одновременное нападение на фигуру или пешку соперника двумя фигурами или одновременное нападение на несколько фигур. В этой ситуации атака осуществляется одновременно фигурой или пешкой, совершившей ход и фигурой, открывшейся в результате хода (это может быть слон, ладья или ферзь) Т.е. при этом фигура или пешка, делающая ход, освобождает линию между своей и атакуемой вражеской фигурой. Вилка – разновидность двойного удара, нападение, совершаемое одновременно на две и более фигуры соперника. Связка – расположение фигур таким образом, что ход фигурой соперника невозможен или влечет для него нежелательные, невыгодные результаты.
13. Шахматная композиция и её виды. Различают два основных вида шахматной композиции: задачи и этюды. Шахматный этюд – это искусственная позиция, близко стоящая к окончанию практической партии. В этюде начинают белые (если в условии отдельно не оговорено, что начинают черные), а заданием является или выигрыш, то есть достижение позиции, в которой очевидна победа белых, или достижение ничьей, то есть позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы. Количество ходов заданием не обуславливается. Шахматная задача – это искусственная позиция, в которой некоторое условие (например, дать мат черным) должно быть выполнено в определенное число ходов. Это число ходов отдельно оговаривается в задании (например: «мат в 3 хода»). Поэтому в задачах не важны ни число фигур, ни сила сторон. Для решения задачи необходимо найти замаскированный способ выполнить задание.
14. «Именные» маты. Мат Бодена – мат в шахматах, поставленный при помощи двух слонов. Назван в честь Сэмюэля Бодена, который первым поставил такой мат в матче Schulder-Boden (Лондон, 1853). Мат Андерсена – один из матов королём (король может поставить вскрытый мат). Мат Легаля – мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль – Сен-Бри в Париже в 1750 году.
15. Классические комбинации с использованием двойного удара. Важнейший элемент тактики шахматной игры – комбинация, череда ходов с жертвой, в результате которых одна из сторон ставит мат или получает материальный перевес, что делает партию особенно привлекательной с эстетической точки зрения.
16. Тематическая скахография. Скахография – жанр шахматной композиции, при которой расположение шахматных фигур образует очертания букв, цифр или какие-то рисунки (например, очертания новогодней ёлки или какой-либо буквы, символа).
17. Чемпионы мира по шахматам. Официально звание «чемпион мира по шахматам» впервые получил Вильгельм Стейниц в 1886 году. Первый крупный международный шахматный турнир, собравший сильнейших игроков планеты, состоялся лишь в 1851 году в Лондоне, и только на нём появилась реальная возможность на практике сравнить игру сильнейших игроков многих стран. Именно поэтому, рассказывая о звании чемпиона мира, историю обычно начинают с Адольфа Андерсена, победившего на этом турнире.
18. Виды шахматных соревнований. В практике шахматных соревнований известно несколько вариантов их проведения. Выбор варианта зависит от конкретных особенностей проводимого мероприятия. Если говорить об их классификации, то можно руководствоваться следующими основными признаками: по системе проведения, по цели проведения, по характеру организации и по игровой разновидности. Рассмотрим: матч, матч-турнир, круговая, олимпийская, швейцарская системы.
19. Турниры, тренировочные партии. Турниры и тренировочные партии позволяют применить на практике полученный в течение года теоретический материал.
20. Итоговая аттестация учащихся. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме контрольных соревнований и тестирования учащихся на знание теории.
21. Заключительное занятие, задание на лето. Подведение итогов работы объединения.
Календарный учебный график
1-й год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Гр67 | Гр 68 | Гр 69 |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основные принадлежности и правила игры в шахматы. | Гимназия №75 каб.306 | Опрос |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Шахматная доска; Шахматные фигуры; Начальное положение | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Лекция | 1 1 | О ходах фигур и о поле под ударом | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | О цели игры в шахматы и о ситуации «шах», «мат», «пат» | Гимназия №75 каб.306 | Сеанс одновременной игры |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Шахматная партия; рокировка | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Шахматная партия; рокировка | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Техники матования короля | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Сентябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Матование одинокого короля | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Октябрь | | | | по расписанию | Учебно-тренировочное | 1 1 | Мат без жертвы материала | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Октябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Шахматная комбинация | Гимназия №75 каб.306 | Конкурс |
| Октябрь | | | | по расписанию | Лекция | 1 1 | Простейшие схемы достижения матовых ситуаций. | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Октябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основы дебюта | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Октябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основы дебюта | Гимназия №75 каб.306 | Блицтурнир |
| Октябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Основы миттельшпиля | Гимназия №75 каб.306 | Блицтурнир |
| Октябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основы миттельшпиля | Гимназия №75 каб.306 | Блицтурнир |
| Октябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основы эндшпиля | Гимназия №75 каб.306 | Блицтурнир |
| Октябрь/ ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Основы эндшпиля | Гимназия №75 каб.306 | Блицтурнир |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Второй уровень мастерства. Тактика. Нападение | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Создание удара, направленного на фигуру | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Устранение защищающего удара, направленного на фигуру | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Нападение одной фигурой на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Сквозное нападение на фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Сочетание простого и вскрытого нападений на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Конкурс |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Сочетание приёмов, на которых основано нападение на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Ноябрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Защита | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Декабрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Создание удара, направленного на фигуру | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Декабрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Избавление от нападающего удара, направленного на фигуру | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Декабрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Защита от нападения на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Конкурс |
| Декабрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Защита от нападения на несколько фигур | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Декабрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Создание угрозы мата | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Декабрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Создание угрозы мата в один ход: двумя фигурами, одна из которых ферзь | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Декабрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Создание угрозы мата двумя фигурами, среди которых нет ферзя | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Декабрь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Противодействие угрозы мата в один ход | Гимназия №75 каб.306 | Конкурс |
| Декабрь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Эндшпиль | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Декабрь/ Январь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Мат одинокому королю ладьёй и королём | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Январь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Правило квадрата | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Январь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Противодействие сторон при соотношении король и пешка против короля | Гимназия №75 каб.306 | Конкурс |
| Январь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Дебют | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Январь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | О преждевременных ходах ферзём | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Январь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | О препятствии фигуре своими же фигурами | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Январь | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | О вертикали и диагонали, по которым осуществляется атака на короля | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Январь | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | О пункте, с которого нередко в дебюте даётся мат | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Февраль | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Закрепление навыков игры в шахматы второго уровня мастерства | Гимназия №75 каб.306 | Текущий контроль |
| Февраль | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | Гимназия №75 каб.306 | Шахматный турнир |
| Февраль | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | Гимназия №75 каб.306 | Шахматный турнир |
| Февраль | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Практические занятия; Обобщающий контроль ЗУН | Гимназия №75 каб.306 | Шахматный турнир |
| Февраль | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Третий уровень мастерства. Тактика. | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Февраль | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на пре-восходстве количества ударов. | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Февраль | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на пре-восходстве количества ударов. | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Февраль/март | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Одновременное нападение на несколько объектов | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Одновременное нападение на несколько объектов | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по освобождению поля или линии | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по освобождению поля или линии | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Операции по завлечению фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по отвлечению защищающей фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по развязыванию нападающей фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Уничтожение или связывание защищающей фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Март | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по привлечению фигуры | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на промежуточном ходе | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на недостаточной защищённости крайней горизонтали | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на незащищённости некоторых полей предпоследней горизонтали | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции по разрушению пешечного прикрытия короля | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на возможности превращения пешки | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Операции, основанные на возможности возникновения пата | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Эндшпиль | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Апрель | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Типичные ситуации пешечного эндшпиля | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Май | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Король и ферзь против короля и пешки | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Май | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | О разнообразии средств и позиционной ничьей | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Май | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Легкофигурный эндшпиль | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Май | | | | по расписанию | Комбинированное | 1 1 | Дебюты гроссмейстеров | Гимназия №75 каб.306 | Анализ деятельности |
| Май | | | | по расписанию | Практическое | 1 1 | Закрепление навыков игры в шахматы третьего уровня мастерства | Гимназия №75 каб.306 | Шахматный турнир |
| 144 | |
Учебно-тематический план
2 года обучения
№ п/п | Тема | Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | 2 | - | 2 |
2 | Краткий обзор материала, пройденного на первом году обучения. | 8 | 2 | 10 |
3 | Пешки – душа шахматной партии. Особенности пешек. Слабое превращение. | 2 | - | 2 |
4 | Окончание Король + пешка против Короля. | 8 | 2 | 10 |
5 | Приём «связка». Виды связки. Освобождение от связки. | 2 | - | 2 |
6 | Позиция (основные понятия): центр, фланги, пешечная конфигурация, слабые и сильные поля и т.д. | 2 | - | 2 |
7 | Виды дебютов, их особенности. Понятие «гамбит». | 2 | - | 2 |
8 | Основные идеи «итальянской партии» и «защиты двух коней». | 4 | 4 | 8 |
9 | Комбинация: фантазия, жертва, расчёт. Подготовка и осуществление комбинации. | 2 | - | 2 |
10 | Тактические приёмы в шахматной игре. | 30 | 16 | 46 |
11 | Сильнейшие шахматисты мира (исторический обзор). | 2 | - | 2 |
12 | Жемчужины шахматного творчества. Разбор партий мастеров. | 4 | - | 4 |
13 | Классические шахматные задачи и этюды. | 4 | - | 4 |
14 | Самостоятельное решение композиций, комбинаций. | - | 10 | 10 |
15 | Окончание Ферзь против пешки. | 2 | - | 2 |
16 | «Эти разные, разные шахматы» | 2 | - | 2 |
17 | Турниры, тренировочные партии. | - | 30 | 30 |
18 | Итоговая аттестация учащихся. | - | 2 | 2 |
19 | Заключительное занятие, задание на лето. | 2 | - | 2 |
| Итого: | 78 | 66 | 144 |
Содержание программы
2 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж ТБ. Информация по организации работы в объединении на текущий учебный год. Проверка состава группы. Инструктаж по технике безопасности.
2. Краткий обзор материала, пройденного на первом году обучения. История происхождения шахматных игр. Правила игры. Повтор шахматной терминологии: «шах», «мат», «рокировка», «взятие на проходе», «двойной удар», «шахматная композиция», «скахография», «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль» и др.
3. Пешки – душа шахматной партии. Особенности пешек. Слабое превращение. Пешка – основная единица измерения шахматного материала (в шахматах её не принято называть фигурой). По Ф.Филидору пешка – «душа шахматной партии», структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии. В эндшпиле роль пешек значительно возрастает, особенно далеко продвинутых (близких к полю превращения). Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:
возможность поставить шах, мат или создать «вилку» (одновременно атаковать несколько фигур) (пешку превращают в коня, поскольку ферзь не может ходить как конь);
необходимость избежать немедленного пата или, реже, возможность создать патовую ситуацию (пешку превращают в ладью или слона). Применяется преимущественно в шахматной композиции.
4. Окончание Король + пешка против Короля. Король и пешка против короля – элементарное окончание, в котором результат партии определяется позицией взаимного цугцванга. Цугцва́нг (нем. Zugzwang «принуждение к ходу») – положение в шашках и шахматах, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции.
5. Приём «связка». Виды связки. Освобождение от связки. Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзя, ладьи, слона) на неприятельскую фигуру (или пешку), за которой на линии нападения (линии связки) расположена другая неприятельская фигура (равнозначная либо более ценная) или какой-либо важный пункт. Таким образом, в связке участвуют, как правило, три фигуры. Виды связок:
1. Полная – связка, в которой король является прикрываемой фигурой. Различают два вида полной связки:
абсолютная – связка, в которой связанная фигура полностью теряет способность двигаться.
относительная – связка, в которой заслоняющая фигура имеет возможность двигаться по линии связки.
2. Неполная – связка, в которой связанная фигура может двигаться куда-либо.
Развязывание может происходить двумя способами: связанная фигура сама уходит из под связки или перекрывается линия связки другой фигурой или пешкой.
6. Позиция (основные понятия): центр, фланги, пешечная конфигурация, слабые и сильные поля и т.д. Позиция – положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.
Центр – поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
Фланг – край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.
Королевский фланг – фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
Ферзевый фланг – фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
7. Виды дебютов, их особенности. Понятие «гамбит». Дебют – начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил. Виды дебютов: открытые, полуоткрытые, полузакрытые, закрытые и фланговые. Часто не различают полузакрытых и закрытых дебютов – объединяя все в закрытые дебюты. Сюда же могут относить и фланговые дебюты. Гамбит – разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
8. Основные идеи «итальянской партии» и «защиты двух коней». Итальянская партия – шахматный дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5; 2. Kg1-f3 Kb8-c6; 3. Cf1-c4 Cf8-c5. Относится к открытым началам. Один из старейших шахматных дебютов. На итальянском звучит как Giuoco Piano (примерно как «джоко пьяно»), то есть «тихое начало». В намерения белых обычно входит быстрое образование сильного пешечного центра с помощью c2-c3 и d2-d4 и создание угроз слабому пункту f7. Защита двух коней – дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6. Относится к открытым началам. В «защите двух коней» чёрные стремятся с первых же ходов перехватить инициативу, во многих вариантах не останавливаясь перед жертвами.
9. Комбинация: фантазия, жертва, расчёт. Подготовка и осуществление комбинации. Тактическое искусство шахматиста складывается из двух основных составляющих – комбинационного зрения и техники расчета вариантов. Они в свою очередь также распадаются на элементы – различные приемы поиска и обдумывания хода, типичные схемы и ситуации. Под комбинационным зрением понимается способность быстро обнаруживать замаскированные тактические идеи – не бросающиеся в глаза сильные ходы, обычно связанные с жертвами.
10. Тактические приёмы в шахматной игре. Шахматная тактика – совокупность приёмов и способов выполнения отдельных шахматных операций, входящих в стратегический план и его завершающих. Роль тактики в шахматной игре исключительно велика: грубая ошибка или тактический просчёт могут повлечь за собой немедленный проигрыш партии. При вступлении сил соперников в непосредственный контакт, когда фигуры сторон нападают или угрожают напасть друг на друга, на доске возникает тактическая ситуация. В тактических операциях фигуры взаимодействуют друг с другом, при этом большую роль играет согласованное действие фигур одной стороны против другой.
11. Сильнейшие шахматисты мира (исторический обзор). А.А.Алёхин, М.М.Ботвинник, А.Е.Карпов, Г.К.Каспаров, П.П.Керес, Т.В.Петросян, М.И.Чигорин.
12. Жемчужины шахматного творчества. Разбор партий мастеров. Записанных шахматных партий осталось превеликое множество, а вот наиболее красивых, которые бы стали хрестоматийными, достойными истории великой игры... Таких партий, к сожалению, не так уж много. Большой шахматист знает цену своему творчеству, знает, что лучшую партию он еще только собирается сыграть. Он с трудом выберет из своего багажа «самую лучшую», самую дорогую для него, ибо это работа чрезвычайно нелегкая. Неувядаемая партия (Вечнозелёная партия) — партия в шахматы между Адольфом Андерсеном и его давним соперником Жаном Дюфренем. Бессмертная партия – шахматная партия, сыгранная 21 июня 1851 года в Лондоне между Адольфом Андерсеном и Лионелем Кизерицким.
13. Классические шахматные задачи и этюды. Шахматная задача – это искусственная позиция на доске, в которой, как правило, белые ставят черным мат за определенное число ходов, заранее оговоренном в задании. Таким образом, в задачах не имеет значение ни число фигур, ни сила сторон. Решить задачу – значит найти единственно правильный замаскированный способ выполнить задание. Красота задачи выражается в неожиданном первом ходе и эффектной комбинации. Шахматный этюд (от фр. étude, буквально – изучение, исследование) – составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества ходов, необходимых для достижения этой цели.
14. Самостоятельное решение композиций, комбинаций. Пробное составление композиций и комбинаций. Разбор этюдов.
15. Окончание Ферзь против пешки. Ферзь против пешки – элементарное окончание, в котором ферзь борется с пешкой, защищенной королём соперника и близкой к полю превращения. При этом король сильнейшей стороны находится вдалеке от пешки. Результат во многом зависит от того, на какой вертикали находится пешка. Ферзь выигрывает против центральной или коневой пешек, достигших 7-й (2-й для чёрных) горизонтали, так как в этом случае ферзю удаётся загнать неприятельского короля под пешку и, используя многократно этот приём, приблизить своего короля. При слоновой или ладейной пешках выигрыш достигается только тогда, когда собственный король находится поблизости от пешки.
16. «Эти разные, разные шахматы». Помимо общеизвестных классических шахмат, существует большое количество других вариантов шахматной игры. Есть национальные варианты шахмат, например, распространённые в Южной Азии сянци, сёги, чанги, макрук. Некоторые варианты используют дополнительные фигуры и/или необычные доски, так, известны варианты на бо́льших по размеру досках, на круглых досках, с фигурами, объединяющими ходы коня и ладьи и/или коня и слона, с магараджей (фигура, объединяющая ходы ферзя и коня) вместо ферзя, гексагональные шахматы (играются на шестиугольной доске, состоящей из полей-шестиугольников). Существуют шахматы более чем на двух игроков: трёх- и четырёхсторонние шахматы, в которых за одной доской играют три или четыре игрока (пара на пару или каждый за себя). Так же есть игры в шахматы по переписке, телефону и конечно же, онлайн и установочные компьютерные шахматные игры.
17. Турниры, тренировочные партии. Важную роль играют тематические, тренировочные и итоговые соревнования, где каждый учащийся показывает свои успехи достигнутым в турнире результатом.
18. Итоговая аттестация учащихся. Итоговая аттестация учащихся проходит в форме контрольных соревнований и тестирования учащихся на знание теории.
19. Заключительное занятие, задание на лето. Подведение итогов работы объединения.