РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (учебно-методическая система «Школа России»).
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и видеть выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать собственную точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
• более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка2;
• представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
• представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
• овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
• понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
• познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
• представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
• этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
• бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
• сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
• планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
• контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
• находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
• использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
• сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
• осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
• моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
• формулировать ответы на вопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
• договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
• высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
• поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
• понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
• готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
• составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
• находить на карте Российскую Федерацию, Москву ‒ столицу России;
• называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
• различать государственные символы России ‒ флаг, герб, гимн;
• приводить примеры народов России;
• сравнивать город и село, городской и сельский дома;
• различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
• оценивать отношение людей к окружающему миру;
• различать объекты и явления неживой и живой природы;
• находить связи в природе, между природой и человеком;
• проводить наблюдения и ставить опыты;
• измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
• определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
• сравнивать объекты природы, делить их на группы;
• ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
• находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
• соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
• различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
• прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
• узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
• различать виды транспорта;
• приводить примеры учреждений культуры и образования;
• определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
• различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
• правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
• различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
• соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
• правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
• оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
• приводить примеры семейных традиций;
• соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
• различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
• ориентироваться на местности разными способами;
• различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
• различать водоёмы, узнавать их по описанию;
• читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
• находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
• различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Раздел программы | Количество часов |
Где мы живём? Наш «адрес» в мире: планета - Земля, страна - Россия, название нашего посёлка, что мы называем родным краем (район, область). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух. Вода, растения. Животные- всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома - это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему. Где мы живём? | 4 |
Природа Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце- источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения. Какие бывают растения: деревья , кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и их Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные. Сезонные изменения в природе(осенние явления). Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Отрицательное влияние людей на растения и животных(сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников.) Охрана растений и животных своего края. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными . Меры их охраны. Правила поведения в природе. Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе. Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды; определение растений с помощью атласа-определителя; освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. | 20 |
Жизнь города и села Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес. Что такое экономика. Промышленность. Сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля - составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах. Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке. Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры , их охрана. Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования. Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсия: наблюдение зимних явлений природе. | 10 |
Здоровье и безопасность Строение тела человека. Здоровье человека - его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила экологической безопасности: не купаться в загрязнённых водоёмах, не стоять возле автомобиля с работающем двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе. Практическая работа: Отработка правил перехода улицы. | 9 |
Общение Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек. Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте) | 7 |
Путешествия Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва - столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности. Знакомство с другими городами нашей страны. Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля - общий дом всех людей. Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практические работы: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приёмов чтения карты. | 18 |
Итого: | 68 |
Учебно -тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
| Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру во 2 классе
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
«Где мы живём?» 4 ч |
1. | Родная страна. Учебник с. 4-7. Тетрадь с. 3-8 | 1 | с. 4–7 | | |
2. | Город и село. Проект «Родной город» Учебник с. 9-13. Тетрадь с. 9-13 | 1 | С. 9-13 | | |
3. | Природа и рукотворный мир. Учебник с. 14-17. Тетрадь с. 14-15 | 1 | с. 14-17. | | |
4. | Административная контрольная работа на входе. Учебник с. 18-22. Тетрадь с. 16 | 1 | с. 18–22 | | |
«Природа» (20 ч) |
5. | Неживая и живая природа. Учебник с. 23-27. Тетрадь с. 17-19 | 1 | с. 23-27. | | |
6. | Явления природы. Практическая работа №1 Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды и тела человека. Учебник с. 28-31. Тетрадь с. 20-24 | 1 | с. 28-31. | | |
7. | Что такое погода? Учебник с. 32-35. Тетрадь с. 24-27 | 1 | с. 32-35 | | |
8. | В гости к осени (экскурсия). | 1 | с. 36-39. | | |
9. | В гости к осени. Учебник с. 36-39. Тетрадь с. 27-30 | 1 | с. 36-39. | | |
10. | Звёздное небо. с. 40-43. Тетрадь с. 31-32 | 1 | с. 40-43. | | |
11. | Заглянем в кладовые земли Практическая работа №2 Исследование с помощью лупы состава гранита, рассматривание образцов полевого шпата, кварца, слюды. Учебник с. 44-47. Тетрадь с. 32-34 | 1 | с. 44-47. | | |
12. | Про воздух и про воду. Учебник с. 48-51. Тетрадь с. 35-36 | 1 | с. 48-51. | | |
13. | Про воздух и про воду. Учебник с. 52-55. Тетрадь с. 37-38 | | с. 52-55. | | |
14. | Какие бывают растения. Практическая работа №3 Определение растений с помощью атласа-определителя Учебник с. 56-59. Тетрадь с. 39-41 | 1 | с. 56-59. | | |
15. | Какие бывают животные. Учебник с. 60-63. Тетрадь с. 42-45 | 1 | с. 60-63. | | |
16. | Невидимые нити. Учебник с. 64-67. Тетрадь с. 45-47 | 1 | с. 64-67. | | |
17. | Дикорастущие и культурные растения. Учебник с. 68-71. Тетрадь с. 48-50 | 1 | с. 68-71. | | |
18 | Дикие и домашние животные. Учебник с. 72-75.Тетрадь с. 50-53 | 1 | с. 72-75. | | |
19 | Комнатные растения. Практическая работа №4 Освоение приёмов ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией. Учебник с. 76-79. Тетрадь с. 53-55 | 1 | с. 76-79. | | |
20 | Животные живого уголка. Практическая работа №5 Освоение приёмов содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями Учебник с. 80-83. Тетрадь с. 55-57 | 1 | с. 80-83. | | |
21 | Про кошек и собак. Учебник с. 84-87. Тетрадь с. 58-59 | 1 | с. 84-87. | | |
22 | Красная книга. Учебник с. 88-91. Тетрадь с. 60-61 | 1 | с. 88-91 | | |
23 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». Учебник с. 92-97. Тетрадь с. 62-65 | 1 | с. 92-97. | | |
24 | Проверочная работа по разделу «Природа» Учебник с. 98-102. Тетрадь с. 66 | 1 | с. 98-102. | | |
«Жизнь города и села» ( 10 ч ) |
25 | Что такое экономика. Учебник с. 103-107. Тетрадь с. 67-69 | 1 | с. 103-107. | | |
26 | Из чего что сделано. Учебник с. 108-1117. Тетрадь с. 70-71 | 1 | с. 108-111. | | |
27 | Как построить дом. Учебник с. 112-115. Тетрадь с. 72-73 | 1 | с. 112-115. | | |
28 | Какой бывает транспорт. Учебник с. 116-119. Тетрадь с. 73-77 | 1 | с. 116-119. | | |
29 | Культура и образование. Учебник с. 120-123. Тетрадь с. 78-80 | 1 | с. 120-123. | | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» Учебник с. 124-129. Тетрадь с. 80-83 | 1 | с. 124-129. | | |
31 | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села». Учебник с. 134-139. Тетрадь с. 88 | 1 | с. 134-139. | | |
32 | В гости к зиме (экскурсия). | 1 | с. 130-133 | | |
33 | В гости к зиме (урок). Учебник с. 130-133. Тетрадь с. 84-87 | 1 | с. 130-133. | | |
34 | Презентации проектов «Родной город », «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии». | 1 | . | | |
«Здоровье и безопасность» ( 9 ч ) |
35 | Строение тела человека. Учебник с. 3-7 Тетрадь с. 3-5 | 1 | с. 3-7 | | |
36 | Если хочешь быть здоров. Учебник с. 8-11 Тетрадь с.5-8 | 1 | с. 8-11 | | |
37 | Берегись автомобиля! Учебник с. 12-13 Тетрадь с.8-11 | 1 | с. 12-13 | | |
38 | Школа пешехода. Практическая работа №6 Отработка правил перехода улицы. Учебник с. 14-17 Тетрадь с.8-11 | 1 | с. 14-17 | | |
39 | Домашние опасности. Учебник с. 18-21 Тетрадь с.12-14 | 1 | с. 18-21 | | |
40 | Пожар. Учебник с. 22-25 Тетрадь с. 15-17 | 1 | с. 22-25 | | |
41 | На воде и в лесу. Учебник с. 26-29 Тетрадь с. 17-20 | 1 | с. 26-29 | | |
42 | Опасные незнакомцы. Учебник с. 30-35 Тетрадь с. 21 | 1 | с. 30-35 | | |
43 | Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность». Учебник с. 36-40 Тетрадь с. 22 | 1 | с. 36-40 Повторить памятки | | |
«Общение» ( 7 ч ) |
44 | Наша дружная семья. Учебник с. 41-45 Тетрадь с. 23-25 | 1 | с. 41-45 | | |
45. | Проект «Родословная». Учебник с. 46-47 Тетрадь с. 26-27 | 1 | с. 46-47 | | |
46 | В школе. Учебник с. 48-51 Тетрадь с. 28-33 | 1 | с. 48-51 | | |
47 | Правила вежливости. Учебник с. 52-55 Тетрадь с. 34-35 | 1 | с. 52-55 | | |
48 | Ты и твои друзья. Учебник с. 56-59 Тетрадь с. 36-40 | 1 | с. 56-59 | | |
49 | Мы – зрители и пассажиры. Учебник с. 60-63 Тетрадь с. 41 | 1 | с. 60-63 | | |
50 | Проверочная работа по разделу «Общение». Учебник с. 64-68 Тетрадь с. 42 | 1 | с. 64-68 | | |
«Путешествия» ( 18 ч ) |
51 | Посмотри вокруг. Учебник с. 69-73 Тетрадь с. 43-45 | 1 | с. 69-73 | | |
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа №7 Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним. Учебник с. 74-75 Тетрадь с. 45-46 | 1 | с. 74-75 | | |
53 | Ориентирование по солнцу. Учебник с. 76-77 Тетрадь с. 47-48 | 1 | с. 76-77 | | |
54. | Формы земной поверхности. Учебник с. 78-81 Тетрадь с. 49-50 | 1 | с. 78-81 | | |
55. | Водные богатства. Учебник с. 82-85 Тетрадь с. 51-53 | 1 | с. 82-85 | | |
56. | В гости к весне (экскурсия).. | 1 | по своим наблюдениям сделать рисунок «Красота весны» | | |
57. | В гости к весне (урок) Учебник с. 86-89 Тетрадь с. 54-58 | 1 | с. 86-89 | | |
58. | Россия на карте. Практическая работа № 8 Приёмы чтения карты. Учебник с. 90-95 Тетрадь с. 59-61 | 1 | с. 90-95 | | |
59. | Проект «Города России». Учебник с. 96-97 Тетрадь с. 62-63 | 1 | с. 96-97 | | |
60. | Путешествие по Москве. Учебник с. 98-101 Тетрадь с. 64-66 | 1 | с. 98-101 | | |
61. | Московский Кремль. Учебник с. 102-107 Тетрадь с. 67-70 | 1 | с. 102-107 | | |
62. | Город на Неве. Учебник с. 108-113 Тетрадь с. 70-72 | 1 | с. 108-113 | | |
63. | Путешествие по планете. Учебник с. 114-117 Тетрадь с. 73-75 | 1 | с. 114-117 ) | | |
64. | Путешествие по материкам. Учебник с. 118-123 Тетрадь с. 76-78 | 1 | с. 118-123 | | |
65. | Страны мира. Проект «Страны мира» Учебник с. 124-129 Тетрадь с. 79-83 | 1 | с. 124-129 | | |
66. | Впереди лето. Учебник с. 130-133 Тетрадь с. 84-85 | 1 | с. 130-133 | | |
67 | Административная контрольная работа на выходн. Учебник с. 134-139 Тетрадь с. 86 | 1 | с. 134-139 | | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 1 | | | |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | Тема |
4 | Проверочная работа по разделу «Где мы живём?» |
6 | Практическая работа № 1 | Знакомство с устройством термометра, измерение температуры |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени |
11 | Практическая работа № 2 | Знакомство с горными породами и минералами |
14 | Практическая работа № 3 | Какие бывают растения |
19 | Практическая работа № 4 | Комнатные растения |
20 | Практическая работа № 5 | Животные живого уголка |
24 | Проверочная работа по разделу «Природа» |
31 | Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» |
32 | Экскурсия № 2 | В гости к зиме |
38 | Практическая работа № 6 | Отработка правил перехода улиц |
43 | Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность» |
50 | Проверочная работа по разделу «Общение» |
52 | Практическая работа № 7 | Знакомство с устройством компаса и правилами работы с ним |
56 | Экскурсия № 3 | В гости к весне |
58 | Практическая работа № 8 | Приёмы чтения карты |
67 | Проверочная работа по разделу «Путешествия» |
.