РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
Рабочая программа для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.: Просвещение, ISBN: 978-5-09-020184-1, 2011.-528с.) без внесения изменений.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;
формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;
осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;
этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;
способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;
мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по различным признакам;
осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;
моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).
Обучающийся научится:
включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;
проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;
признавать свои ошибки, озвучивать их;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;
составлять рассказ на заданную тему;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России, Республики Крым;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России, Республики Крым; что такое Конституция; основные права ребенка;
правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Учащиеся должны уметь:
соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России, Республики Крым и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России, Республики Крым;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Содержание учебного предмета
4 класс (68 ч )
|
Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта, пояса Земли. Знакомство с историческими картами. Природа России (11ч) Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России., виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря. Родной край – часть большой страны (13 ч) Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края ( Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсия: Формы земной поверхность нашего края. Водоёмы нашей местности. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. Растения и животные луга. Растения и животные пресного водоёма. Практические работы: Знакомство с картой родного края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. Страницы всемирной истории (6 ч) Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Страницы истории России (19 ч) Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Современная Россия (8 ч) Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Повторение (2 ч.) Учебно – тематический план № | Наименование разделов и тем | Всего часов | 1 | Земля и человечество | 9 | 2 | Природа России | 11 | 3 | Родной край – часть большой страны | 13 | 4 | Страницы Всемирной истории | 6 | 5 | Страницы истории России | 19 | 6 | Современная Россия | 8 | | Повторение | 2 | | | | | Итого: | 68 часов | | | | |
|
|
|
|
|
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе
№ п\п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание |
план | факт |
Земля и человечество (9 ч) |
1 | | | Мир глазами астронома. | 1 | С.4-8, пересказ |
2 | | | Планеты Солнечной системы. | 1 | С. 9-15, пересказ, модель солнечной системы |
3 | | | Звездное небо – великая книга природы. | 1 | С.16-21,читать. Сообщение о любом созвездии |
4 | | | Мир глазами географа. | 1 | С.22-29,пересказ |
5 | | | Мир глазами историка. | 1 | С.35-41, пересказ, записать иторические термины |
6 | | | Когда где? | 1 | С. 42-46, пересказ, выучить ленту времен, работа с терминами |
7 | | | Административная контрольная работа на входе. | 1 | Повторить изученные термины по разделу |
8 | | | Мир глазами эколога. | 1 | С.47-53, читать. Сообщение об экологических организациях |
9 | | | Сокровища Земли под охраной человека. | 1 | С.54-62, читать, подготовить проект о мировых сокровищах земли |
Природа России (11 ч) |
10 | | | Равнины и горы России. | 1 | С.64-71, пересказ, странички для любознательных |
11 | | | Моря, озера и реки России. | 1 | С.72-77, читать, мини-сочинение «Водные богатства России» |
12 | | | Природные зоны России. | 1 | С.30-31, пересказ, работа с картой |
13 | | | Зона арктических пустынь. | 1 | С. 78-86, пересказ, рисунок «Как я представляю Арктику» |
14 | | | Тундра. | 1 | С.87-97, читать, сообщение о жителях или растениях тундры |
15 | | | Леса России. | 1 | С.98-105, пересказ, страничка для любознательных |
16 | | | Лес и человек. | 1 | |
| 17 | | | Зона степей. | 1 | С.114-122, пересказ, рисунок степи |
| 18 | | | Пустыни. | 1 | С.122-131, пересказ, макет участка пустыни |
| 19 | | | У Черного моря. | 1 | С.132-142, пересказ, запись терминов в словарик |
| 20 | | | Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России». | 1 | |
| Родной край – часть большой страны (13 ч) |
| 21 | | | Наш край. | 1 | С. 144-146, составить краткую характеристику нашего края по плану |
| 22 | | | Поверхность нашего края. | 1 | С.147-153, пересказ, запись терминов в словарик |
| 23 | | | Водные богатства нашего края. | 1 | С.154-158, читать, составить описание реки по плану |
| 24 | | | Наши подземные богатства. | 1 | С.159-170, пересказ, составить описание полезного ископаемого по предложенному плану |
| 25 | | | Земля – кормилица. | 1 | С.171-175, пересказ |
| 26 | | | Жизнь леса. | 1 | С. 175-182, пересказ, составить рассказ о природном сообществе по плану |
| 27 | | | Жизнь луга. | 1 | С.182-190, пересказ, составить памятку «Как вести себя на лугу» |
| 28 | | | Жизнь в пресных водах. | 1 | С.191-200, читать. сообщение о жителях водоемов |
| 29 | | | природные сообщества родного края . | 1 | Выполнить рисунок |
| 30 | | | Растениеводство в нашем крае. | 1 | С.201-213, пересказ, запись в словарик названий отраслей растениеводства |
| 31 | | | Животноводство в нашем крае. | 1 | С. 214–222, читать, запись в словарик названий отраслей животноводства |
| 32 | | | Презентация проектов (по выбору). | 1 | Повторить изученные термины по разделу |
| 33 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел «Родной край – часть большой страны» | 1 | Повторить изученные термины по разделу |
| Страницы Всемирной истории (6 ч) |
| 34 | | | Начало истории человечества. | 1 | С.4-7, пересказ, запись в словарик терминов |
| 35 | | | Мир древности: далекий и близкий. | 1 | С.8-14, запись терминов в словарик , придумать визитную карточку одной из древних стран |
| 36 | | | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | С.15-21, пересказ, запись терминов в словарик, нарисовать рисунок |
| 37 | | | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | С.22-27, пересказ |
| 38 | | | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | С.28-32, читать, сообщение об одном из научных открытий 20 века |
| 39 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Страницы Всемирной истории». | 1 | |
| Страницы истории Отечества (19 ч) |
| 40 | | | Жизнь древних славян. | 1 | С.34-39, пересказ, составить план рассказа по тексту «Жизнь древних славян» |
| 41 | | | Во времена Древней Руси. | 1 | С.40-45, пересказ, запись терминов в словарик |
| 42 | | | Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | С.46-58, пересказ, составит рассказ «На уроке грамоты в Древнем Новгороде» |
| 43 | | | Трудные времена на Русской земле. | 1 | С.59-64, пересказ, запись терминов в словарик |
| 44 | | | Русь расправляет крылья. | 1 | С. 65-69, запись терминов в словарик, сообщение о шапке Мономаха |
| 45 | | | Куликовская битва. | 1 | С.70-74, пересказ, нарисовать рисунок |
| 46 | | | Иван Третий. | 1 | С.75-81, читать, сообщение об ИванеIII |
| 47 | | | Мастера печатных дел. | 1 | С.82-86, пересказ, запись терминов в словарик |
| 48 | | | Патриоты России. | 1 | С. 87-93, пересказ, запись терминов в словарик |
| 49 | | | Петр Великий. | 1 | С.94-100, читать , сообщение о Петре Великом |
| 50 | | | Михаил Васильевич Ломоносов. | 1 | |
| 51 | | | Екатерина Великая. | 1 | С.105-111, пересказ |
| 52 | | | Отечественная война 1812 года. | 1 | С.112-119, запись терминов в словарик, сообщение об одном из героев войны |
| 53 | | | Страницы истории XIX века. | 1 | С.122-126, пересказ |
| 54 | | | Россия вступает в ХХ век. | 1 | С.127-133, пересказ, запись терминов в словарик |
| 55 | | | Страницы истории 20–30-х годов. | 1 | С. 136-139, пересказ |
| 56 | | | Великая война и великая Победа. | 1 | С.140-146, читать, запись терминов в словарик, сообщение о героях войны |
| 57 | | | Страна, открывшая путь в космос. | 1 | С.147-152, пересказ, нарисовать рисунок |
| 58 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Страницы истории Отечества» | 1 | |
| Современная Россия (8 ч) |
| 59 | | | Основной закон России и права человека. | 1 | С.156-163, запись терминов в словарик, проект «Декларация прав» |
| 60 | | | Мы – граждане России. | 1 | С. 164-167, читать, пересказ |
| 61 | | | Славные символы России . | 1 | С.168-174, читать, нарисовать символы своей семьи |
| 62 | | | Такие разные праздники. | 1 | С.175-179, пересказ, сделать поздравительную открытку к одному из праздников |
| 63 | | | Путешествие по России. | 1 | С.180-195, пересказ |
| 64 | | | Путешествие по России. | 1 | С.180-205, читать, проект «Путешествие по городам мира» |
| 65 | | | Презентация проектов (по выбору). Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам. | 1 | С.206-210, проверь себя |
| 66 | | | Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Современная Россия» | 1 | С.211-219, проверь себя |
| Повторение (2ч) |
| 67 | | | Административная контрольная работа на выходе. | 1 | Повторить изученные термины по разделу |
| 68 | | | Урок – конференция. Инструктаж о безопасности жизнедеятельности на летних каникулах. | 1 | |