СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
























































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»


Рабочая программа для 4 класса разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Примерных программ начального общего образования и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы ФГОС, М.: Просвещение, ISBN: 978-5-09-020184-1, 2011.-528с.) без внесения изменений.

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего её природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

  • формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций на основе знакомства с историко-культурным наследием и современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежной Европы;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройстве государств;

  • формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде и социуме;

  • осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы и культуры;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных стан мира;

  • этические чувства и нормы на основе представлений о внутреннем мире человека, его душевных богатствах, а также через освоение норм экологической этики;

  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

  • планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.;

  • моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ).

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.


Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года; способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, гео­графическая карта;

  • что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;

  • некоторые современные экологические проблемы;

  • природные зоны России, Республики Крым;

  • особенности природы своего края: формы земной поверх­ности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;

  • исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;

  • важнейшие события и великих людей отечественной ис­тории;

  • государственную символику и государственные праздни­ки современной России, Республики Крым; что такое Конституция; основные права ребенка;

  • правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);

  • адекватно оценивать ситуацию на проезжей части тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;

  • прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые свое­го края, растения и животных, характерных для леса, луга пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений;

  • в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да­вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи­ческой допустимости; определять возможные причины отри­цательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, ва­рианты личного участия в сохранении природного окруже­ния;

  • приводить примеры животных Красной книги России, Республики Крым и международной Красной книги;

  • соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;

  • приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;

  • приводить примеры народов России, Республики Крым;

  • самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес­кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со­общения, рассказа;

  • владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.


Содержание учебного предмета

4 класс (68 ч )


Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небес­ные тела: звезды,

планеты и спутники планет. Земля – пла­нета Солнечной системы. Луна –

естественный спутник Зем­ли. Движение Земли в космическом пространстве;

причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география.


Практические работы: Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года.

Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта, пояса

Земли. Знакомство с историческими картами.


Природа России (11ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря,

озера и реки нашей страны (в фор­ме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пус­тынь, зона тундры, зона

лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России.,

виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России.


Практические работы: Равнины и горы России. Моря, озера и реки России.

Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У

Черного моря.


Родной край – часть большой страны (13 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение по­верхности края в

результате деятельности человека. Охрана поверхности края (

Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие

растений и животных различных со­обществ. Экологические связи в

сообществах. Охрана при­родных сообществ.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого

рогатого скота, свиноводство, птицевод­ство, рыбоводство, пчеловодство и др.).

Породы домашних животных.


Экскурсия: Формы земной поверхность нашего края. Водоёмы нашей

местности. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с

помощью атласа-определителя. Растения и животные луга. Растения и животные

пресного водоёма.


Практические работы: Знакомство с картой родного края. Рассматривание

образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь

пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.


Страницы всемирной истории (6 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества:

первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства

прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм,

мусульманская мечеть, за­мок феодала, дом крестьянина.


Страницы истории России (19 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные усло­вия жизни восточных

славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Ру­си. Княжеская власть.

Крещение Руси. Русь – страна горо­дов. Киев – столица Древней Руси. Господин

Великий Нов­город. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нра­вы

Древней Руси.

Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда.

Оборона северо-западных рубежей Ру­си. Князь Александр Невский. Московская

Русь. Московс­кие князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и

нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и

Дмитрия Пожарского. Утверждение но­вой царской династии Романовых. Россия

в XX в. Участие России в Первой мировой вой­не. Николай Второй – последний

император России. Рево­люции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР.

Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.

Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов,

поселков, улиц, в памяти народа, семьи.


Современная Россия (8 ч)


Мы – граждане России. Конституция России – наш ос­новной закон. Права

человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права

ребенка.

Государственное устройство России: Президент, Феде­ральное собрание,

Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России.


Повторение (2 ч.)



Учебно – тематический план





Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Земля и человечество

9

2

Природа России

11

3

Родной край – часть большой страны

13

4

Страницы Всемирной истории

6

5

Страницы истории России

19

6

Современная Россия

8


Повторение

2





Итого:

68 часов



























Календарно – тематическое планирование по окружающему миру в 4 классе


п\п

Дата

Тема урока

Кол-во

часов

Домашнее задание


план

факт

Земля и человечество (9 ч)

1



Мир глазами астронома.


1

С.4-8, пересказ

2



Планеты Солнечной системы.

1

С. 9-15, пересказ, модель солнечной системы

3



Звездное небо – великая книга природы.

1

С.16-21,читать. Сообщение о любом созвездии

4



Мир глазами географа.


1

С.22-29,пересказ

5



Мир глазами историка.


1

С.35-41, пересказ, записать иторические термины

6



Когда где?


1

С. 42-46, пересказ, выучить ленту времен, работа с терминами

7



Административная контрольная работа на входе.


1

Повторить изученные термины по разделу

8



Мир глазами эколога.


1

С.47-53, читать. Сообщение об экологических организациях

9



Сокровища Земли под охраной человека.



1

С.54-62, читать, подготовить проект о мировых сокровищах земли


Природа России (11 ч)

10



Равнины и горы России.

1

С.64-71, пересказ, странички для любознательных

11



Моря, озера и реки России.



1

С.72-77, читать, мини-сочинение

«Водные богатства России»

12



Природные зоны России.

1

С.30-31, пересказ, работа с картой

13



Зона арктических пустынь.

1

С. 78-86, пересказ, рисунок «Как я представляю Арктику»

14



Тундра.

1

С.87-97, читать, сообщение о жителях или растениях тундры

15



Леса России.

1

С.98-105, пересказ, страничка для любознательных

16



Лес и человек.

1



17



Зона степей.

1

С.114-122, пересказ, рисунок степи


18



Пустыни.

1

С.122-131, пересказ, макет участка пустыни


19



У Черного моря.

1

С.132-142, пересказ, запись терминов в словарик


20



Обобщающий урок по разделам «Земля и человек», «Природа России».

1




Родной край – часть большой страны (13 ч)


21



Наш край.


1

С. 144-146, составить краткую характеристику нашего края по плану


22



Поверхность нашего края.


1

С.147-153, пересказ, запись терминов в словарик


23



Водные богатства нашего края.

1

С.154-158, читать, составить описание реки по плану


24



Наши подземные богатства.


1

С.159-170, пересказ, составить описание полезного ископаемого по предложенному плану


25



Земля – кормилица.


1

С.171-175, пересказ


26



Жизнь леса.


1

С. 175-182, пересказ, составить рассказ о природном сообществе по плану


27



Жизнь луга.


1

С.182-190, пересказ, составить памятку «Как вести себя на лугу»


28



Жизнь в пресных водах.


1

С.191-200, читать. сообщение о жителях водоемов


29



природные сообщества родного края .

1

Выполнить рисунок


30



Растениеводство в нашем крае.


1

С.201-213, пересказ, запись в словарик названий отраслей растениеводства


31



Животноводство в нашем крае.

1

С. 214–222, читать, запись в словарик названий отраслей животноводства


32



Презентация проектов (по выбору).

1

Повторить изученные термины по разделу


33



Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел «Родной край – часть большой страны»

1

Повторить изученные термины по разделу


Страницы Всемирной истории (6 ч)


34



Начало истории человечества.

1

С.4-7, пересказ, запись в словарик терминов


35



Мир древности: далекий и близкий.

1

С.8-14, запись терминов в словарик , придумать визитную карточку одной из древних стран


36



Средние века: время рыцарей и замков.


1

С.15-21, пересказ, запись терминов в словарик, нарисовать рисунок


37



Новое время: встреча Европы и Америки.

1

С.22-27, пересказ


38



Новейшее время: история продолжается сегодня.


1

С.28-32, читать, сообщение об одном из научных открытий 20 века


39



Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Страницы Всемирной истории».

1




Страницы истории Отечества (19 ч)



40



Жизнь древних славян.


1

С.34-39, пересказ, составить план рассказа по тексту «Жизнь древних славян»


41



Во времена Древней Руси.

1

С.40-45, пересказ, запись терминов в словарик


42



Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

С.46-58, пересказ, составит рассказ «На уроке грамоты в Древнем Новгороде»


43



Трудные времена на Русской земле.


1

С.59-64, пересказ, запись терминов в словарик


44



Русь расправляет крылья.


1

С. 65-69, запись терминов в словарик, сообщение о шапке Мономаха


45



Куликовская битва.

1

С.70-74, пересказ, нарисовать рисунок


46



Иван Третий.


1

С.75-81, читать, сообщение об ИванеIII


47



Мастера печатных дел.


1

С.82-86, пересказ, запись терминов в словарик


48



Патриоты России.


1

С. 87-93, пересказ, запись терминов в словарик


49



Петр Великий.

1

С.94-100, читать , сообщение о Петре Великом


50



Михаил Васильевич Ломоносов.

1



51



Екатерина Великая.


1

С.105-111, пересказ


52



Отечественная война 1812 года.


1

С.112-119, запись терминов в словарик, сообщение об одном из героев войны


53



Страницы истории XIX века.

1

С.122-126, пересказ


54



Россия вступает в ХХ век.

1

С.127-133, пересказ, запись терминов в словарик


55



Страницы истории 20–30-х годов.

1

С. 136-139, пересказ


56



Великая война и великая Победа.

1

С.140-146, читать, запись терминов в словарик, сообщение о героях войны


57



Страна, открывшая путь в космос.


1

С.147-152, пересказ, нарисовать рисунок


58



Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Страницы истории Отечества»

1



Современная Россия (8 ч)


59



Основной закон России и права человека.

1

С.156-163, запись терминов в словарик, проект «Декларация прав»


60



Мы – граждане России.


1

С. 164-167, читать, пересказ


61



Славные символы России .


1

С.168-174, читать, нарисовать символы своей семьи


62



Такие разные праздники.

1

С.175-179, пересказ, сделать поздравительную открытку к одному из праздников


63



Путешествие по России.

1

С.180-195, пересказ


64



Путешествие по России.


1

С.180-205, читать, проект «Путешествие по городам мира»


65



Презентация проектов (по выбору). Обобщающий урок по историко-обществоведческим темам.



1

С.206-210, проверь себя


66



Проверим себя и оценим свои достижения. Раздел « Современная Россия»

1

С.211-219, проверь себя


Повторение (2ч)


67



Административная контрольная работа на выходе.

1

Повторить изученные термины по разделу


68



Урок – конференция. Инструктаж о безопасности жизнедеятельности на летних каникулах.

1