РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
2 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»
Программа по музыке разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе учебной программы «Музыка 1-4 классы», авторов Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина, М.., «Просвещение» 2011г.Данная программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и РФ».
Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Содержание учебного предмета
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
«Россия — Родина моя» 3 ч
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
«День, полный событий» 6 ч
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные.
«О России петь — что стремиться в храм» 7 ч
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Молитва. С Рождеством Христовым!
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
«В музыкальном театре» 5 ч
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила».
«В концертном зале» 5 ч
Симфоническая сказка. Картинки с выставки. Музыкальные впечатления. Звучит нестареющий Моцарт! Увертюра.
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! Всё в движении. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Природа и музыка. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии.
Учебно – тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | «Россия — Родина моя» | 3 |
2 | «День, полный событий» | 6 |
3 | «О России петь — что стремиться в храм» | 7 |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 |
5 | «В музыкальном театре» | 5 |
6 | «В концертном зале» | 5 |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 |
| Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 2 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата |
план | факт |
«Россия – родина моя» 3ч |
1 | Мелодия. | 1 | Вспомнить что такое мелодия? Где она применяется? | | |
2 | Здравствуй, Родина моя! | 1 | Вспомнить главные отличия любой страны. | | |
3 | Гимн России. | 1 | Дать характеристику главной песне страны. | | |
«День полный событий» 6ч |
4 | Музыкальные инструменты (фортепиано) | 1 | Подготовить сообщение о любом инструменте. | | |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | Иллюстрация детского альбома. | | |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | Ответьте на вопрос, что может изображать музыка? | | |
7 | Эти разные марши | 1 | Ответьте на вопрос, что может изображать музыка? | | |
8 | Расскажи сказку. Колыбельные. Мама. | 1 | Какие чувства испытываете вы, слушая колыбельную музыку? | | |
9 | Обобщение. | 1 | Изобразить музыку в рисунке. | | |
«О России петь, что стремиться в храм» 7ч |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | Ответьте на вопрос, что может изображать музыка? | | |
11 | Русские народные инструменты. | 1 | Иллюстрация детского альбома. | | |
12 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. Сергий Радонежский. | 1 | Какие чувства испытываете вы, слушая музыку зимы? | | |
13 | Утренняя молитва. | 1 | Иллюстрация детского альбома. | | |
14 | С Рождеством Христовым! | 1 | Нарисовать рисунки с этим праздником. | | |
15 | Музыка на новогоднем празднике. | 1 | Научиться двигаться под музыку «К нам приходит Новый год». | | |
16 | Обобщение темы «О России петь, что стремиться в храм» | 1 | Иллюстрация детского альбома. | | |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3ч |
17 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши .Разыграй песню. | 1 | Музыкально – теоретический анализ | | |
18 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | Определить в РНП мотив, напев, наигрыш | | |
19 | Проводы зимы. Встреча весны… | 1 | Нарисовать музыкальные образы к опере «Волк и семеро козлят». | | |
«В музыкальном театре» 5ч |
20 | Детский музыкальный театр. Опера. | 1 | Иллюстрация к любой сказке | | |
21 | Балет. | 1 | В чём отличие оперы от оперетты? | | |
22 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижёра. | 1 | Привести примеры сказок | | |
23 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье. | 1 | Оформить иллюстрацию для выставки «Рисую музыку». | | |
24 | Увертюра. Финал. | 1 | Выучить определения в тетради. | | |
«В концертном зале» 5ч |
25 | Симфоническая сказка. С.Пркофьев «Петя и волк». | 1 | Иллюстрация к сказке | | |
26 | Инструменты симфонического оркестра. | 1 | Изобразите формы произведения. | | |
27 | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | 1 | Научиться исполнять «Песню о пограничнике» с нарастанием громкости звучания. | | |
28 | «Звучит нестареющий Моцарт» | 1 | Иллюстрация к песне «Весёлый путешественник». | | |
29 | Симфония №40. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». | 1 | Изобразите формы произведения. | | |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» 5ч |
30 | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И всё это - Бах. | 1 | Исполнение пьесы «Тень – тень» на шумовых инструментах | | |
31 | Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | Нарисуйте любимого героя из симфонической сказки «Петя и волк». | | |
32 | Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. | 1 | Разучить игру «Эхо». | | |
33 | Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). | 1 | Нарисуйте трёх «китов». | | |
34 | Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок. | 1 | Повторить игру «Эхо». | | |