СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «Косинская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» на заседании ШМО учителей начальных классов. Руководитель ШМО _________/Фадеева Е.Ю./ «___»____________2019 года
| «Согласовано» зам.директора по учебной работе _______/Модина Е.А./
«____»_____________2019 года | «Утверждаю» Директор МБОУ «Косинская СОШ» _________/Караваева Н.Н../ «___»_____________2019 года Приказ № ____ от _____________ |
Рабочая программа
Учебного предмета
Музыка
3 класс
На 2019-2020 учебный год
Составитель:
Морошкина Елена Николаевна
учитель музыки
соответствие занимаемой должности
2019 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 3 класса была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, с основными положениями художественно - педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей учебно-методических систем «Перспектива», «Школа России» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений:
1. Критская Е.Д. Музыка: 3 класс (Текст): учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М. : Просвещение, 2013.
2.Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс,
3. Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования на основе целевой установки:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
КРИТЕРИИ ОТБОРА МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА: заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам
музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем
многообразии ее видов, жанров и форм.
Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации.
Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В программе 2 класса семь разделов: «Россия – родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно базисному (образовательному) плану образовательного учреждения на изучение музыки в 3 классе начальной школы выделяется 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, народ и историю России, укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир;
- формирование личностного смысла постижения искусства;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих задач, уважительное отношение к иному мнению;
- уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
– наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона и др.;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства);
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
– устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как о способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, ассамблей искусств, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Ниже представлено тематическое планирование в соответствии с учебником для общеобразовательных учреждений авторов Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной: «Музыка. 3 класс».
ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
Технология восприятия музыки.
Технология вокально-хоровой работы.
Технология детского музицирования.
Технология ассоциативно-образного мышления.
Технология музыкально-ритмического развития.
Арт-терапевтические технологии.
Иформационно-компьютерные технологии.
Технологии проектно-исследовательской деятельности
Здоровьесберегающие технологии
Технология использования УМК
Технология развития
Технология воспитания
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОКА С ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ: участие в кружках, участие в общешкольных мероприятиях, районных конкурсах, исследовательских проектах и т.д.
Учебно-тематический план (3 класс)
чептверть | № урока |
Тема | Количество часов | Контрольные работы |
I четверть (10 ч.) | Тема раздела | «Россия – Родина моя (5 ч.) |
|
|
1 | Мелодия – душа музыки. | 1 |
| |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 |
| |
3 | «Виват, Россия! Наша слава-русская держава». | 1 |
| |
4 | Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». | 1 |
| |
5 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | 1 |
| |
| «День, полный событий» (4 ч.) |
| ||
6 | Утро. Э.Грига «Утренняя молитва» П.И.Чайковский | 1 |
| |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 |
| |
8 | В детской. Игры в игрушки. На прогулке. | 1 |
| |
9
| Обобщающий урок | 1 | Промежуточный тест
| |
II четверть (7 ч.) | Тема раздела | «О России петь – что стремиться в храм…» (4 ч.) |
| |
10 (1) | «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево радуйся». | 1 |
| |
11 (2) | Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!» | 1 |
| |
12 (3) | Вербное воскресенье. «Вербочки». | 1 |
| |
13(4) | Святые земли Русской. | 1 |
| |
Тема раздела | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.) |
| ||
14 (5) | «Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. | 1 |
| |
15(6) | «Лель, мой Лель…» | 1 |
| |
16 (7) | Обобщающий урок II четверти.
| 1 | Промежуточный тест | |
III четверть (12 ч.) | Тема раздела | «В музыкальном театре» (5 ч.) |
| |
17 (1) | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 |
| |
18(2) | Опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка». | 1 |
| |
19 (3) | Опера Н. Римского – Корсакова « Садко» «Океан – море синее.»
| 1 |
| |
20 (4) | Балет П.Чайковского «Спящая красавица» | 1 |
| |
21 (5) | В современных ритмах (мюзиклы) | 1 |
| |
Тема раздела | В концертном зале (5 ч.) |
|
| |
22 (6) | Музыкальное состязание. | 1 |
| |
23 (7) | Музыкальные инструменты. (флейта,скрипка) Звучащие картины.
| 1 |
| |
24(8) | Сюита «Пер Гюнт». Э.Грига. | 1 |
| |
25 (9) | «Героическая». (симфония) Л.Бетховен
| 1 |
| |
26 (10)
| Обобщающий урок
| 1
| Промежуточный тест | |
IV четверть | 27(1)
| Мир Бетховена. | 1 |
|
Тема раздела | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 ч.) |
| ||
28 (2)
| Чудо-музыка.
| 1
|
| |
29(3) | Острый ритм – джаза звуки. |
|
| |
30(4) | «Люблю я грусть твоих просторов». Г.Свиридов.
| 1 |
| |
31(5) | Мир Прокофьева |
|
| |
32 (6) | Певцы родной природы (Э.Григ. П.Чайковский) | 1 |
| |
33 (7) | Прославим радость на земле! | 1 |
| |
34(8) |
Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок-концерт. | 1 | Итоговый тест | |
Итого |
| 34 |
|
Тематическое планирование - музыка в 3 классе (34 часа)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Решаемая проблема | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
| ||
|
|
|
|
| Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
«Россия-Родина моя» (5ч). | |||||||
1 |
Мелодия- душа музыки. | 1 | Как появляется музыка? | Симфония романс | Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий). Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. | 1 | В чём сложность и притягательность романса? | романс | Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России. |
3 | Виват, Россия! Наша слава – Русская держава. | 1 | Что такое кант? | Кант Триумфальная арка Виват марш | Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности; |
4 | Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». | 1 | Как музыка рассказывает нам о героях? | кантата; трехчастная форма. | Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола. | Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности; Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произаеденияразличного образного содержания. |
5 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин». | 1 | Как музыка рассказывает нам о героях? | Опера; ария; пролог; хор; бас; финал | Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради; Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности; Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий. | Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир. |
«День,полный событий»(4ч). | |||||||
6 | Утро. Э.Грига «Утренняя молитва» П.И.Чайковский. | 1 | А можешь ли ты увидеть музыку? | Сюита «Пер Гюнт» | Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку. | Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. | Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности. |
7 | Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. | 1 | Как музыка помогает нам понять других? | Балет вальс | Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения. | Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную. | Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки. |
8 | В детской. Игры в игрушки. На прогулке. | 1 | Как музыка помогает нам понять других? | Вокальный цикл; сюита; средства муз.выразительности | Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке | Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: | Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость; |
9 | Обобщающий урок. | 1 | О чем поведала нам музыка? | . | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |
«О России петь-что стремиться в храм»(4ч). | |||||||
10 | «Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся». | 1 | Что такое музыкальная молитва? | Музыкальная молитва, «Аве Мария». | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону). | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери, |
11 | Древнейшая песнь материнства. | 1 | .Может ли музыка рассказать нам о маме? | тропарь | Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины (икону). | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления. |
12 | Вербное воскресенье. «Вербочки». | 1 | Все ли церковные праздники сопровождает музыка? | Вербное воскресение, духовная музыка, Иерусалим., фреска. | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения. Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран. |
13 | Святые земли Русской. | 1 | Кто такие святые? | Величание Святые Баллада | Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону). | Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты; Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании. Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя | Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины. |
«Гори,гори ясно, чтобы не погасло»( 3 ч ). | |||||||
14 | «Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко. | 1 | Была ли в древности музыка? | Былина, певцы-сказители, гусли. | Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях. | Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
15 | «Лель, мой Лель…» | 1 | Может ли композитор сочинить былину? | Былина, певцы-сказители, опера. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования. |
16 | Обобщающий урок . . | 1 | О чём поведала нам музыка? |
| Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств.. |
«В музыкальном театре» ( 5ч ). | |||||||
17 | Звучащие картины. Прощание с Масленицей. | 1 | Почему русские композиторы обращались к народным напевам? | Масленица-мокрохвостка, «заиграй овражки», опера, сцена. | Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации. | Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия. | Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления; |
18 | Опера «Снегурочка». | 1 | Как музыка может рассказать о характере героев? | Опера, ария, каватина, тенор, сопрано, скоморохи | Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании. | Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности. |
19 | Океан – море синее. | 2 | Как музыка рассказывает нам о героях? | Опера, балет, интродукция. | Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. | Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля; рассуждать о смысле и значении вступления к опере. Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий. | Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности. |
20 | Балет «Спящая красавица». | 1 | Как музыка рассказывает нам о героях? | Опера, балет, интродукция. | Научатся: проводить интонационно-образный анализ. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета. Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля. Регулятивные УУД: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в познавательную. | Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля. |
21 | В современных ритмах. | 1 | Что такое мюзикл? | Мюзикл | Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений. | Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер. Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности. | Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; |
« В концертном зале» ( 5ч ). | |||||||
22 | Инструктаж по ТБ от 01.03.2012г. Музыкальное состязание. | 1 | Что такое концерт? | Песня-закличка, концерт, вариация. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). | Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов. |
23 | «Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 1 | Какие возможности имеют музыкальные инструменты? | Флейта, лютня, сюита, опера. | Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения. Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной). | Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления. |
24 | Сюита «Пер Гюнт». | 1 | Можем ли мы понять язык симфонической сюиты? | Симфоническая сюита, тролль. | Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений. | Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради. Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развитие эмоциональной сферы. |
25 | «Героическая». | 1 | Как мы можем понять язык симфонии? | Симфония, марш-шествие, контраданс | Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления. |
26 | Обобщающий урок . | 1 | О чём нам поведала музыка? |
| Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям. | Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств. |
27 | Мир Бетховена. | 1 | Что мы знаем о композиторе Бетховене? |
| Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. ван Бетховена. | Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке. Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. | Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений. |
28 | Чудо-музыка. | 1 | Может ли музыка быть источником вдохновения, надежды и радости жизни? | Й.Гайдн П.Синявский Д.Кабалевский Я.Дубравин вдохновение | Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. | Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. |
29 | Острый ритм – джаза звуки. | 1 | Что такое джаз и можно ли его понять? | Джаз, саксофон, мюзикл, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд. | Научатся: импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша. | Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества. | Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы. |
30 | «Люблю я грусть твоих просторов». | 1 | Как мы можем понять язык музыки? | Хоровая миниатюра, сюита, кантата, Скифы. | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки Г.Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста; находить родство музыкальных и поэтических интонаций. | Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений. | Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека. |
31 | Мир Прокофьева. | 1 | Как мы можем понять язык музыки? | Хоровая миниатюра, сюита, кантата, Скифы. | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. | Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. | Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. |
32 | Певцы родной природы. | 1 | Чем схожа музыка П.Чайковского и Э. Грига? | - | Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа. | Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся. | Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. |
33 | Прославим радость на земле! | 1 | О чём поведала нам музыка? | 9 симфония Бетховена финал | Научатся: оценивать музыкальные сочинения на основе своих мыслей и чувств. | Познавательные УУД: поиск способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради. Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе интонационно-образного, жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений. | Развитие образного, нравственно-эстетического восприятия произведений мировой музыкальной культуры |
34 | Обобщающий урок . | 1 | О чём поведала нам музыка? |
| Научатся: понимать, что все события в жизни человека находят отражение в музыкальных и художественных образах. | Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную речь. Коммуникативные УУД: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в совместной деятельности; участвовать в проведении заключительного урока-концерта. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений. | Наличие эмоционального отношения к искусству. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. |
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Методические пособия для учителя.
Музыка. 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы)/ авт.-сост. Г.В.Стюхина. – Волгоград: Учитель, 2010.
Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1 – 8 классы: метод. пособие с электронным приложением / Л.В.Золина. – М.: Глобус, 2008.
Затямина, Т.А. Современный урок музыки / Т.А.Затямина. – М.: Глобус, 2008.
Курушина, Т.А. Музыка. 1 – 6 классы: творческое развитие учащихся. Конспекты уроков / Т.А.Курушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Осеннева, М.Е. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.Е.Осеннева, Л.А.Безбородова. – М.: Академия, 2001
Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю.Б.Алиев. – М.: Владос, 2002.
2.Дополнительная литература для учащихся.
Владимиров, В.Н. Музыкальная литература /В.Н.Владимиров, А.И.Лагутин. – М.: Музыка, 1984.
Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов / И.Ю.Куберский, Е.В.Минина. – СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Музыка: большой энциклопедический словарь / гл. ред. Г.В.Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я / Э.И. Финкельштейн. – СПб.: Композитор, 1997.
Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся /Ю.С. Булучевский, В.С.Фомин. – Л.: Музыка, 1988.
Агапова, И.А. Лучшие музыкальные игры для детей /И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
3.Информационно-коммуникативные средства.
1. Критская Е.Д. Музыка. 1-4 классы (Электронный ресурс): методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – Режим доступа:
http://www.prosv.ru/metod/mus1-4/index.htm
2.Критская Е.Д. Музыка. Начальные классы. Программа (Электронный ресурс)/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- Режим доступа:
http://www.prosv.ru/ebooks/kritskaya_muzika_1-4kl/index.html
3.Видеофильмы с записью фрагментов оперных и балетных спектаклей.
4.Наглядные пособия.
1.Портреты композиторов.
2.Альбомы с демонстрационным материалом.
3.Фотографии и репродукции картин художников и крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
5.Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://scool-collection.edu.ru
2.Журнал Искусство. – Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php
Контрольно – измерительные материалы по музыке
для 3 класса
Текущая – письменная работа за 1 четверть
Тема урока: « Обобщающий урок 1 четверти» (9 урок)
Цель: развитие общей музыкальности и эмоциональности, в процессе слушания музыки.
Инструкция к письменной работе: 1 часть - Прослушай музыкальное произведение, отметь, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства, название и композитора.
(музыкальные произведения для прослушивания)
Симфония №4 П.И.Чайковский
Романс «Жаворонок» М.И. Глинки
Кант «Радуйся, Росско земле!»
Хор «Вставайте, люди русские» из кантаты «Александр Невский» С.С.Прокофьева.
Ария Сусанина «Ты взойдёшь моя заря» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
Хор «Славься» из финала оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига
«Болтунья» С.С.Прокофьев.
часть – заполни тест.
1.Кому из композиторов, какие произведения принадлежат?
Впиши нужную букву.
П.И.Чайковский 1) опера а) «Иван Сусанин»
М.И.Глинка 2) Симфония б) «Александр Невский»
С.С.Прокофьев 3)Кантата в) «Симфония №4»
2. Какие жанры музыки можно встретить в музыкальном театре, а какие в концертном зале? Укажи эти соответствия стрелочками.
Музыкальный театр А) Симфония
Б) Опера
Концертный зал В) Балет
Г) Концерт
3. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
1) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют._______________
2) Оркестровое вступление к опере._____________
3) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.____________
4) Музыкальное произведение, в котором участвуют хор, солисты и симфонический оркестр______________
5) Многоголосная бытовая песня ___________
6) Сольная песня с инструментальным сопровождением.______________
7) Произведение, состоящее из четырёх частей для симфонического оркестра.____________
а) Симфония б) Кантата в) Кант г) Увертюра д) Опера е) Романс ё) Балет
Текущая – письменная работа за 2 четверть
Тема урока: « Обобщающий урок 2 четверти» (16 урок)
Цель: развитие общей музыкальности и эмоциональности, в процессе слушания музыки.
Инструкция к письменной работе: 1 часть - Прослушай музыкальное произведение, отметь, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства, название и композитора.
(музыкальные произведения для прослушивания)
«Аве. Мария» Фр. Шуберта.
«Богородице Дево, радуйся» С.В.Рахманинов.
«Осанна» хор из рок - оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Ллойд Уэббер.
«Тропарь Владимирской иконе Божьей Матери.
«Песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила М.И.Глинки.
«Песня Садко» в опере – былине «Садко» Н.В.Римского – Корсакова.
2часть – заполни тест.
Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
Песенное обращение к Богу, святым._______________
Песня, в которой рассказывается о разных исторических событиях, о народной жизни._______________
Молитвенное торжественное песнопение._______________
Церковные песни, которые поются на определённую мелодию, составлены и написаны ко всем иконам Божье матери._________
а) Молитва б) Тропарь в) Величание г) Баллада
2.Кому из композиторов, какие произведения принадлежат?
Впиши нужные цифры и букву.
Ф.Шуберт а) «Осанна»
С.Рахманинов б) «Аве, Мария»
Э.Ллойд Уэббер в) «Богородице Дево, радуйся»
3. Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
1) Один из самых древних жанров русского песенного фольклора._______
2) Народные певцы – сказители исполняли былины под аккомпанемент инструмента ______________
3) Назови имена народных сказителей былин________ и __________
А) гусли б) былины в) Баян в) Садко
4. Дополни ряд названий русских народных инструментов.________________
Текущая – письменная работа за 3 четверть
Тема урока: "Обобщающий урок 3 четверти"( 26урок)
Цель: развитие общей музыкальности и эмоциональности, в процессе слушания музыки.
Инструкция к письменной работе: 1 часть – Прослушай музыкальное произведение, отметь, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства, название и композитора.
(музыкальные произведения для прослушивания)
«Океан – море синее» из оперы – былины «Садко» Н.В. Римского – Корсакова.
Ария Снегурочки «Люблю и таю» из оперы – сказки «Снегурочка» Н.В.Римского – Корсакова.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» В.Глюка.
«Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
Сцена Наины и Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.
Вальс из балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского.
«Волк и семеро козлят на новый лад» мюзикл А.Рыбникова.
2часть – заполни тест.
Найди соответствие между определениями и названиями певческих голосов.
Высокий мужской голос а)Баритон
Высокий женский голос б) Бас
Низкий мужской голос в) Тенор
Средний мужской голос г) Сопрано
Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
1) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица поют._______________
2) Оркестровое вступление к опере._____________
3) Музыкальный спектакль, в котором действующие лица танцуют.____________
4) Форма коллективного оперного пения. ______________
5) Сольный номер в опере. _____________
6) Музыкальный спектакль развлекательного характера.______________
а) Мюзикл б) Ария в) Хор г) Опера д) Балет е) Увертюра
3.Кому из композиторов, какие произведения принадлежат?
Впиши нужные цифры и букву.
1.М.Глинка 1) Опера а ) «Спящая красавица»
2.П.Чайковский 2) Балет б ) «Руслан и Людмила»
3.Н.Римский – Корсаков 3) Мюзикл в ) «Снегурочка»
4.А.Рыбников г) «Орфей и Эвридика»
5. К.Глюк д) «Волк и семеро козлят»
1._________2._______ 3._______4.______________ 5._______________
4. Дополни предложение.
1) Автора музыкальных произведений называют _______________
2) Музыканта, поющего или играющего музыкальное произведение, называют __________
3) Человека, который слушает музыкальное произведение, называют __________.
а) Слушатель б) Композитор в) Исполнитель
Итоговая – письменная работа за 4 четверть
Тема урока: « Обобщающий урок 4 четверти » ( 34урок)
Цель: развитие общей музыкальности и эмоциональности, в процессе слушания музыки.
Инструкция к письменной работе: 1 часть – Прослушай музыкальное произведение, отметь, каковы его жанровые особенности, основные выразительные средства, название и композитора.
(музыкальные произведения для прослушивания)
1.Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского.
2. «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И.С.Баха.
3. Каприс №24 для скрипки Н.Паганин.
4. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.
5. «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.
6. Соната №14 «Лунная» для фортепиано Л.В.Бетховена.
7. «К Элизе» Л.в.Бетховена.
2часть – заполни тест.
Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
Музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей для симфонического оркестра.____________
Музыкальное состязание, в котором солист как бы соревнуется с оркестром_____________
Музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, основанных на контрасте.________________
А) Концерт б) Сюита в) Симфония
2. Найди соответствия между названиями музыкальных произведений и их авторами. Впиши нужную букву.
1) П.Чайковский а) «Шутка»
2) И.Бах б) «В пещере горного короля»
3) Н.Пагпнини в) Концерт №1
4) Э.Григ г) «Героическая» симфония
5) Л.Бетховен д) Каприс
1) _____ 2)________ 3)_______ 4)_________ 5)___________
3. Какую музыку пишут композиторы? Укажи соответствия.
1) Музыка для оркестра а) Вокальная
2) Произведения для голоса б) Фортепианная
3) Произведения, исполняемые в) Симфоническая
Клавишными инструментами
4.Найди соответствующее определению понятие и впиши нужное слово.
В песнях обычно есть запев и припев. Такую форму называют _________
Старинная многоголосная бытовая песня .____________
Торжественная песня страны. __________
а) Куплетная форма б) Гимн в) кант
Примечание. Содержание тестовых заданий основано на знании обучающихся произведений, включённых в учебную программу и изученных на уроках, умении определять их на слух, знании точного названия произведения, его жанра и каким композитором оно написано.
В данных контрольных письменных работах, при слушании название музыкальных произведений школьникам не сообщается. Перечень музыкальных произведений и дополнительное прослушивание даётся на предыдущем уроке. Тестовые задания составлены в соответствии с тематикой и содержанию разделов образовательной программы по музыке и итоговый, представленный формой комплексного тестирования проверки знаний и умений учащихся на уроках музыки в 3 классе начальной школе.
Литература:
Музыка. 1-4 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / -М.: Просвещение, 2014.
Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы / Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Учебник «Музыка. 3 класс»,
«Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 3 класс»,
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 3 класс» (МР3)
Комплекс уроков по музыке 3 класс (МР3)
Музыка. 2-4 классы: промежуточный и итоговый контроль / авт.- сост. О. П. Лагунова – Волгоград: Учитель, 2011. На основе требований авторской программы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной ( М.: Просвещение, 2011).