Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
«Обсуждено» «Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО на заседании МС Директор школы:
учителей нач. классов Протокол № 1 от Елозина О.И.
Протокол № 1 от «…….» сентября 2019г. «……» …………….. 2019г.
«…» сентября 2019г. Чмыхова Я.Ю.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Основы религиозных культур
и светской этики».
Учитель: Сафронова Е.Н.
Класс: 4 «Б»
Учебный год: 2019 – 2020
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» А.И. Шемшуриной, учебного плана МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска.
В современном мире особое значение приобретает духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно – нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально – политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светских культур в пространстве культурно – исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимыми для развития современного человечества ценностным содержанием. Основными целями изучения предмета являются:
- развитие у детей самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Программа направлена на достижение обучающимися комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- формирование основ гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивочти, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно – коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия – как основы религиозно – культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- - знание, понимание и принятие личностью ценностей: нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы традиций многонационального народа России;
- - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета.
4 класс. ( 1 час в неделю, 34 часа).
Этика – наука о нравственной жизни человека. Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил – добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрых чувств – творение души. Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие- закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Умение понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действуй с приставкой СО. С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек – чело века. Слово, обращённое к себе
Разделы программы, темы. | Количество часов. |
Введение. Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 |
Этика общения. | 4 |
Этикет. | 4 |
Этика человеческих отношений. | 4 |
Этика отношений в коллективе. | 4 |
Простые нравственные истины. | 4 |
Душа обязана трудиться. | 4 |
Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 |
Судьба и Родина едины. | 4 |
Итоговый урок. | 1 |
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
| | | | |
1. | Введение . Этика – наука о нравственной жизни человека. | 1 | | |
| Этика общения | 4 | | |
2. | Добрым жить на свете веселей. | 1 | | |
3. | Правила общения для всех. | 1 | | |
4. | От добрых правил – добрые слова и поступки. | 1 | | |
5. | Каждый интересен. Обобщение по разделу «Этика общения». | 1 | | |
| Этикет. | 4 | | |
6. | Премудрости этикета. | 1 | | |
7. | Красота этикета. | 1 | | |
8. | Простые школьные и домашние правила. | 1 | | |
9. | Чистый ручеёк нашей речи. Обобщение по разделу «Этикет». | 1 | | |
| Этика человеческих отношений. | 4 | | |
10. | В развитии добрых чувств – творение души. | 1 | | |
11. | Природа – волшебные двери к добру и доверию. | 1 | | |
12. | Чувство Родины. | 1 | | |
13. | Жизнь протекает среди людей. Обобщение по разделу «Этика человеческих отношений» | 1 | | |
| Этика отношений в коллективе. | 4 | | |
14. | Чтобы быть коллективом. | 1 | | |
15. | Коллектив начинается с меня. | 1 | | |
16. | Мой класс – мои друзья. | 1 | | |
17. | Ежели душевны вы и к этике не глухи. Обобщение по разделу «Этика отношений в коллективе». | 1 | | |
| Простые нравственные истины | 4 | | |
18. | Жизнь священна. | 1 | | |
19. | Человек рождён для добра. | 1 | | |
20. | Милосердие- закон жизни. | 1 | | |
21. | Жить во благо себе и другим. Обобщение по разделу «Простые нравственные истины». | 1 | | |
| Душа обязана трудиться. | 4 | | |
22. | Следовать нравственной установке. | 1 | | |
23. | Достойно жить среди людей. | 1 | | |
24. | Умение понять и простить. | 1 | | |
25. | Простая этика поступков. Обобщение по разделу «Душа обязан трудиться». | 1 | | |
| Посеешь поступок – пожнёшь характер. | 4 | | |
26. | Общение и источники преодоления обид. | 1 | | |
27. | Ростки нравственного опыта поведения. | 1 | | |
28. | Доброте сопутствует терпение. | 1 | | |
29. | Действуй с приставкой СО. Обобщение по разделу «Посеешь поступок – пожнёшь характер». | 1 | | |
| Судьба и Родина едины. | 4 | | |
30. | С чего начинается Родина. | 1 | | |
31. | В тебе рождается патриот и гражданин. | 1 | | |
32. | Человек – чело века. | 1 | | |
33. | Слово, обращённое к себе. Обобщение по разделу «Судьба и Родина едины». | 1 | | |
| | | | |
34. | Обобщение полученных знаний по изученным темам. | 1 | | |
| | | | |
Аннотация.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики» А.И. Шемшуриной, учебного плана МБОУ «СОШ № 28» г. Брянска.
В современном мире особое значение приобретает духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Всё это подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, понимание культурологических основ социальных явлений и традиций. Для многоконфессиональной и поликультурной России особенно актуально получение знаний об основах духовно – нравственной культуры, исторических, культурных и религиозных традициях народов, населяющих нашу страну. Общая историческая судьба народов России, единое географическое пространство, социально – политическое единство сформировали общую духовную культуру народов России. Именно поэтому в основе содержания предмета лежит принцип диалога религиозных и светских культур в пространстве культурно – исторической и современной жизни России. В процессе изучения предмета школьниками должны быть усвоены следующие идеи: каждая духовная культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, поскольку обладает значимыми для развития современного человечества ценностным содержанием. Основными целями изучения предмета являются:
- развитие у детей самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Содержание учебного предмета включает темы: « Этика – наука о нравственной жизни человека. Этика человеческих отношений. Этика отношений в коллективе. Простые нравственные истины», «Духовные традиции многонационального народа России. Судьба и Родина едины.»
На изучение предмета в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.