СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса биологии для коррекционной школы (6 класс) составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.                 

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки  учащихся каждого класса  по биологии.            Содержание программы  курса биологии для коррекционной  школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.

Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.


«Неживая природа» (6 класс)

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.


В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.





Содержание программы

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

6 класс (2 ч в неделю, 70 ч в год)

Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.

ВОДА

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Демонстрация опытов:

  1. Растворение соли, сахара в воде.

  2. Очистка мутной воды.

  3. Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.

  4. Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.


ВОЗДУХ

Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания, в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.

Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.

2. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.

ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые.

Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.

Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.

Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Демонстрация опытов:

    1. Определение растворимости калийной соли.

    2. Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.

    3. Практическая работа. Работа по физической карте России.


ПОЧВА

Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Демонстрация опытов:

  1. Обнаружение в почве песка и глины.

  2. Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.

3. Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв.

Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.

  1. Экскурсия в природу.




Основные требования к знаниям и умениям учащихся


Учащиеся должны знать:

*отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;

*характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;

*некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел , воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие npи охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.


Учащиеся должны уметь:

  • обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;

  • проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;.


Ресурсное обеспечение рабочей программы:

  1. Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.

  2. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.

  3. Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

  4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.

  5. Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.

  6. Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII  вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.

  7. З.А. Клепинина «Биология» Москва «Просвещение» 2005 год


Календарно-тематическое планирование

6 класс (70 ч в год) 2ч в неделю

Тема урока

Примечания

Дата проведения

По плану

Фактически


ВВЕДЕНИЕ




1

Живая и неживая природа.

Вводная беседа.

02.09


2

Предметы и явления неживой природы.


04.09


3

Для чего нужно изучать неживую природу.


08.09



ВОДА




4

Вода в природе.


11.09


5

Вода- жидкость.

Рассказ с демонстрацией опытов.

15.09


6

Изменение воды при замерзании.


18.09


7

Лёд- твёрдое тело.


22.09


8

Вода-растворитель.

Урок-эксперимент

25.09


9

Нерастворимые в воде вещества.


29.09


10

Прозрачная и мутная вода.


2.10


11

Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе.


6.10


12

Питьевая вода.


9.10


13

Температура воды и её измерение.

Практическая работа

13.10


14

Превращение воды в пар.


16.10


15

Кипение воды.

Беседа с практическими заданиями.

20.10


16

Использование воды в промышленности.


23.10


17

Охрана воды.


27.10


18

Что мы узнали о воде?

Проверочная работа

30.10



ВОЗДУХ




19

Воздух вокруг нас.


10.11


20

Свойства воздуха.


13.11


21

Сжимаемость и упругость воздуха


17.11


22

Воздух –плохой проводник тепла.


20.11


23

Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.


24.11


24

Свойства теплого и холодного воздуха.


27.11


25

Состав воздуха. Кислород.



1.12


26

Значение кислорода в жизни растений, животных и человека.


4.12


27

Состав воздуха. Углекислый газ.

Беседа с практическими заданиями.

8.12


28

Применение углекислого газа.


11.12


29

Состав воздуха. Азот.


15.12


30

Значение воздуха.


18.12


31

Чистый и загрязнённый воздух.


22.12


32

Охрана воздуха.


25.12


33

Воздух в нашей жизни.

Проверочная работа

29.12



ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ




34

Разнообразие полезных ископаемых.


13.01


35

Полезные ископаемые, используемые в строительстве.


15.01


36

Определение и сравнение свойств песка и глины.

Лабораторная работа

19.01


37

Горючие полезные ископаемые.


22.01


38

Свойства торфа, его образование, добыча и использование.

Рассказ с демонстрацией образцов.

26.01


39

Свойства каменного угля, его образование, добыча и использование.

Рассказ с демонстрацией образцов.

29.01


40

Свойства нефти, её образование,

добыча и использование.


2.02


41

Свойства природного газа, его образование, добыча и использование.

Рассказ-описание с использованием опорных схем.

5.02


42

Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений.

Беседа с практическими упражнениями.

9.02


43

Свойства калийной соли, её образование, добыча и использование.

Рассказ с демонстрацией образцов.

12.02


44

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.

Рассказ с демонстрацией образцов.

16.02


45

Черные металлы. Их свойства и получение.

Рассказ с демонстрацией образцов.

19.02


46

Цветные металлы. Их свойства и получение.

Рассказ с демонстрацией образцов.

24.02


47

Распознавание цветных и черных металлов по образцам и изделиям.

Практическая работа

26.02


48

Распространение полезных ископаемых на территории России. Работа по физической карте России.

Практическая работа

2.03


49

Полезные ископаемые нашей области.



5.03



50


Полезные ископаемые нашего района.




9.03


51

Полезные ископаемые в нашей жизни.


12.03


52

Полезные ископаемые, их свойства, добыча и использование.

Проверочная работа

16.03


53

Кладовые природы.


19.03



ПОЧВА




54

Почва - верхний плодородный слой, образование почвы.


31.03


55

Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы.


2.04


56

Перегной -органическая часть почвы.


6.04


57

Неорганическая часть почвы – глина, песок, минеральные соли.


9.04


58

Песчаные, глинистые и черноземные почвы

Рассказ-описание с использованием опорных схем.

13.04


59

Различие песчаных и глинистых почв.

Практическая работа

16.04


60

Водные свойства песчаных и глинистых почв.

Лабораторная работа

20.04


61

Почвы родного края.


23.04


62

Зачем нужны удобрения?


27.04


63

Обработка почвы.

Практическая работа

30.04


64

Весенняя обработка почвы на пришкольном участке.

Практическая работа

7.05


65

Значение почвы в народном хозяйстве.


11.05


66

Охрана и рациональное использование почв.


14.05


67

Экскурсия в природу.


18.05


68

Значение неживой природы в жизни человека.


21.05


69

Почва, Воздух и Вода в жизни человека.


25.05


70

«Вода, воздух, почва - основа жизни»

Проверочная работа

28.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!