Пояснительная записка
Программа курса биологии для коррекционной школы (6—9 классов) составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой.
Программа состоит из трех разделов: пояснительной записки, основного содержания, требований к уровню подготовки учащихся каждого класса по биологии.
Содержание программы курса биологии для коррекционной школы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
«Неживая природа» (6 класс)
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В 6 классе («Неживая природа») учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы.
Содержание программы
НЕЖИВАЯ ПРИРОДА
6 класс (2 ч в неделю, 70 ч в год)
Природа. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.
ВОДА
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть; испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
Растворение соли, сахара в воде.
Очистка мутной воды.
Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
Практическая работа. Измерение температуры питьевой холодной воды, горячей и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей.
ВОЗДУХ
Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания, в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине.
Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Демонстрация опытов:
Обнаружение воздуха в какой-либо емкости.
2. Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и холодного — в теплую (циркуляция). Наблюдение за отклонением пламени свечи.
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства.
Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Демонстрация опытов:
Определение растворимости калийной соли.
Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различным изделиям из этих металлов.
Практическая работа. Работа по физической карте России.
ПОЧВА
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
Обнаружение в почве песка и глины.
Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
3. Практическая работа. Различие песчаных и глинистых почв.
Обработка почвы на школьном учебно-опытном участке: боронование лопатой и граблями, вскапывание приствольных кругов деревьев и кустарников, рыхление почвы мотыгами.
Экскурсия в природу.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
*отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
*характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
*некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел , воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие npи охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке;.
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
Методика преподавания естествознания в 5-7 классах общеобразовательных учреждений: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5 – 9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой.- М.: ВЛАДОС, 2001.
А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
Имехенова С.В., Шелкунова О.В. К вопросу о формировании экологической культуры у учащихся с нарушением интеллекта // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Кн. для учителя. – М., 1991.
Рохлов В.С., Теремов А.В., Петросова Р.А. Занимательная ботаника: Кн. для учащихся, учителей и родителей. – М., 1998.
Яковлева О.В., Шелкунова О.В. Использование детской литературы на уроках естествознания в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Ступени: Научный журнал. – 2002. – № 3.
З.А. Клепинина «Биология» Москва «Просвещение» 2005 год
Календарно-тематическое планирование
6 класс (70 ч в год) 2ч в неделю
№ | Тема урока | Примечания | Дата проведения |
По плану | Фактически |
| ВВЕДЕНИЕ | | | |
1 | Живая и неживая природа. | Вводная беседа. | 02.09 | |
2 | Предметы и явления неживой природы. | | 04.09 | |
3 | Для чего нужно изучать неживую природу. | | 08.09 | |
| ВОДА | | | |
4 | Вода в природе. | | 11.09 | |
5 | Вода- жидкость. | Рассказ с демонстрацией опытов. | 15.09 | |
6 | Изменение воды при замерзании. | | 18.09 | |
7 | Лёд- твёрдое тело. | | 22.09 | |
8 | Вода-растворитель. | Урок-эксперимент | 25.09 | |
9 | Нерастворимые в воде вещества. | | 29.09 | |
10 | Прозрачная и мутная вода. | | 2.10 | |
11 | Водные растворы и их использование. Водные растворы в природе. | | 6.10 | |
12 | Питьевая вода. | | 9.10 | |
13 | Температура воды и её измерение. | Практическая работа | 13.10 | |
14 | Превращение воды в пар. | | 16.10 | |
15 | Кипение воды. | Беседа с практическими заданиями. | 20.10 | |
16 | Использование воды в промышленности. | | 23.10 | |
17 | Охрана воды. | | 27.10 | |
18 | Что мы узнали о воде? | Проверочная работа | 30.10 | |
| ВОЗДУХ | | | |
19 | Воздух вокруг нас. | | 10.11 | |
20 | Свойства воздуха. | | 13.11 | |
21 | Сжимаемость и упругость воздуха | | 17.11 | |
22 | Воздух –плохой проводник тепла. | | 20.11 | |
23 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. | | 24.11 | |
24 | Свойства теплого и холодного воздуха. | | 27.11 | |
25 | Состав воздуха. Кислород. | | 1.12 | |
26 | Значение кислорода в жизни растений, животных и человека. | | 4.12 | |
27 | Состав воздуха. Углекислый газ. | Беседа с практическими заданиями. | 8.12 | |
28 | Применение углекислого газа. | | 11.12 | |
29 | Состав воздуха. Азот. | | 15.12 | |
30 | Значение воздуха. | | 18.12 | |
31 | Чистый и загрязнённый воздух. | | 22.12 | |
32 | Охрана воздуха. | | 25.12 | |
33 | Воздух в нашей жизни. | Проверочная работа | 29.12 | |
| ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | | | |
34 | Разнообразие полезных ископаемых. | | 13.01 | |
35 | Полезные ископаемые, используемые в строительстве. | | 15.01 | |
36 | Определение и сравнение свойств песка и глины. | Лабораторная работа | 19.01 | |
37 | Горючие полезные ископаемые. | | 22.01 | |
38 | Свойства торфа, его образование, добыча и использование. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 26.01 | |
39 | Свойства каменного угля, его образование, добыча и использование. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 29.01 | |
40 | Свойства нефти, её образование, добыча и использование. | | 2.02 | |
41 | Свойства природного газа, его образование, добыча и использование. | Рассказ-описание с использованием опорных схем. | 5.02 | |
42 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. | Беседа с практическими упражнениями. | 9.02 | |
43 | Свойства калийной соли, её образование, добыча и использование. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 12.02 | |
44 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 16.02 | |
45 | Черные металлы. Их свойства и получение. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 19.02 | |
46 | Цветные металлы. Их свойства и получение. | Рассказ с демонстрацией образцов. | 24.02 | |
47 | Распознавание цветных и черных металлов по образцам и изделиям. | Практическая работа | 26.02 | |
48 | Распространение полезных ископаемых на территории России. Работа по физической карте России. | Практическая работа | 2.03 | |
49 | Полезные ископаемые нашей области. | | 5.03 | |
50 | Полезные ископаемые нашего района. | | 9.03 | |
51 | Полезные ископаемые в нашей жизни. | | 12.03 | |
52 | Полезные ископаемые, их свойства, добыча и использование. | Проверочная работа | 16.03 | |
53 | Кладовые природы. | | 19.03 | |
| ПОЧВА | | | |
54 | Почва - верхний плодородный слой, образование почвы. | | 31.03 | |
55 | Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы. | | 2.04 | |
56 | Перегной -органическая часть почвы. | | 6.04 | |
57 | Неорганическая часть почвы – глина, песок, минеральные соли. | | 9.04 | |
58 | Песчаные, глинистые и черноземные почвы | Рассказ-описание с использованием опорных схем. | 13.04 | |
59 | Различие песчаных и глинистых почв. | Практическая работа | 16.04 | |
60 | Водные свойства песчаных и глинистых почв. | Лабораторная работа | 20.04 | |
61 | Почвы родного края. | | 23.04 | |
62 | Зачем нужны удобрения? | | 27.04 | |
63 | Обработка почвы. | Практическая работа | 30.04 | |
64 | Весенняя обработка почвы на пришкольном участке. | Практическая работа | 7.05 | |
65 | Значение почвы в народном хозяйстве. | | 11.05 | |
66 | Охрана и рациональное использование почв. | | 14.05 | |
67 | Экскурсия в природу. | | 18.05 | |
68 | Значение неживой природы в жизни человека. | | 21.05 | |
69 | Почва, Воздух и Вода в жизни человека. | | 25.05 | |
70 | «Вода, воздух, почва - основа жизни» | Проверочная работа | 28.05 | |