МКОУ «Первоалейская средняя общеобразовательная школа»
Алейского района Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» На педагогическом совете школы Протокол № _____ от «____» ____2019 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы ________Шамрина Н. П. Приказ № _____от «____»____________2019 г. |
Рабочая программа
учебного предмета «Технология» 10 класс
основного общего образования
на 2019–2020 учебный год
Составитель: Л.В.Чернышова
учитель технологии
п. Алейский
2019
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с ООП среднего общего образования МКОУ «Первоалейская СОШ», на основе Примерной программы и Программы среднего общего образования. Технология : 10–11 классы : базовый уровень : методические рекомендации / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. — М. : Вен та на-Граф, 2013
На изучение учебного предмета «Технология» в 10 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы
В результате изучения технологии на базовом уровне выпускник школы должен знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или ус луг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы
организации труда, индивидуальной и коллектив ной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источник и получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства; уметь:
оценивать потребительские качества товаров и ус луг;
изучать потребности устройства потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять план ы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услуг у;
оформлять процесс и результаты проектной деятельности; организовывать рабочее
место; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и ус луг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
применять по лученные знания и умения в выбранной области деятельности:
для проектирования материальных объектов или услуг;
повышения эффективности своей практической деятельности;
организации трудовой деятельности при коллективной форме тру да;
решения практических задач в выбранном направлении технологической под готовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной
деятельности; рационального поведения на рынке труд а, товаров и услуг;
составления резюме и проведения презентации.
II. Содержание тем учебного предмета «Технология»
Раздел 1 «Производство, труд и технологии»
1.Технология как часть общечеловеческой куль туры
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая куль тура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды про мыленных технологий. Технологии не производственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технолгические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка ре конструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
2.Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства
Теоретические сведения. Развитие технологической культур ы в результате научно-технических ких и социально-экономических достижений. Понятия «техносфера», «техник а», «наук а», «производств о». Взаимозависимость наук и и производств а. Потребность в научном знании. Наука как сфер а человеческой деятельности и фактор производства. Наук емкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (из вест ном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
3.Промышленные технологии и глобальные проблемы челвечества
Теоретические сведения: влияние научнотехнической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий. Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радио активных отходов. Промышленность, транс порт и сельское хозяйство в системе природопользования. Материалоёмкость современной промышленности. Потребление во ды и минеральных ресурсов различными производства ми. Коэффициент использования материалов. Промышленная эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра». Интенсивный и экстенсивный пути развития сель ского хозяйства, особенно стиихвоздействия на эко системы. Агро технологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.
Практические работы. Посадка деревьев и кус тар ни ков возле школы. Оценка запылённости воз духа. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах.
4.Способы снижения негативного влияния производсва на окружающую среду,
Теоретические сведения: природоохранные технологии. Основные направления охран ы природной сред ы. Экологически чистые и без отходные производства. Сущность и вид ы безотходных технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по сохранению лесных за па сов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минераль ных и водных ресурсов. Сохранение гидросфер ы. Очистка естественных водоёмов.
Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения энергии волн и течений. Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации.
5.Экологическое сознание и мораль в техногенном мире.
Теоретические сведения. Экологи чески устойчивое развитие человечества. Биосфера и её роль в стабилизации окружающей среды. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания. Необходимость экономии ресурсов и энергии. Охрана окружающей среды.
Практические работы. Уборка мусора около школы или в лесу. Вы явление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии очистки
6.Перспективные на правления раз вития со временных технологий
Теоретические сведения. Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологиии их применение: электронная (арозольная) технология; метод магнит ной; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка. Лу чевые технологии: лазерная и электроннолучевая обработка. Ультразвуковые технологии: ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, рез ка, свар ка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. На но технологии: история открытия. Понятия «на но технологии», «нано частица», «на но материал». На но продукты: технология по атомной (по молекулярной) сборки. Перспективы применения нано технологии.
Практическая работа. Посещение промешенного предприятия (ознакомление с современным и технологиям и в промышленности, сельском хозяйств е, сфере обслуживания).
7. Новые принципы организации современного производства
Теоретические сведения. Пути развития индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
Практическая работа. Подготовка рекомендаций по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте (производственном участке).
8. Автоматизация технологических процессов
Теоретические сведения. Возрастание роли информационных технологий. Автоматизация производства на основе информационных технологий. Автоматизация технологических процессов и изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП) на производстве. Составляющие АСУТП.
Практическая работа. Экскурсия на современное производственное предприятие.
Раздел 2.Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность
9. Понятие творчества
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности. Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности: художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личнсти при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
10. Защита интеллектуальной собственности
Теоретические сведения. Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Публикация. Патент на изобретение. Условия выдачи патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки. Рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и знака обслуживания.
Практические работы. Разработка товарного знака своего (условного) предприятия. Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.
11. Методы решения творческих задач
Теоретические сведения. Методы активизации поиска
решений. Генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Приёмы, способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия. Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов. Синектика.
Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ (морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение.
Практические работы. Конкурс «Генераторы идей». Решение задач методом синектики. Игра «Ассоциативная цепочка шагов». Разработка новой конструкции входной двери с помощью эвристических методов решения задач.
12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Проектирование как создание новых объектов действительности. Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Технико-технологические, социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании. Эстетические требования к продукту труда. Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Законы гармо нии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.
13. Потребительские качества товаров.
Экспертиза и оценка изделия
Теоретические сведения. Проектирование в условиях конкуренции на рынке товаров и услуг. Возможные критерии оценки потребительских качеств изделий. Социально-экономические, функциональные, эргономические, эстетические качества объектов проектной деятельности. Экспертиза и оценка изделия.
Практические работы. Оценка объектов на основе их потребительских качеств. Проведение экспертизы ученического рабочего места.
14. Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании, действия по коррекции проекта.
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
15. Источники информации при проектировании
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные проекты. Поиск информации по теме проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка идей и предложений.
16. Создание банка идей продуктов труда
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические работы. Создание банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
17. Дизайн отвечает потребностям.
Рынок потребительских товаров и услуг
Теоретические сведения. Проектирование как отражение обществен ной потребности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
18. Правовые отношения на рынке товаров и услуг
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом). Страхование.
Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию.
19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план
Теоретические сведения. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.
Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Определение целевых рамок продукта и его места на рынке. Оценка издержек на производство. Определение состава маркетинговых мероприятий по рекламе, стимулированию продаж, каналам сбыта. Прогнозирование окупаемости и финансовых рисков. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.
Практическая работа. Составление бизнес-плана на производство проектируемого (или условного) изделия (услуги).
Краткое содержание по темам 10 класс (1 час в неделю)
№ раздела | Название раздела/темы | Количество часов | В том числе | |
Лабораторно- практических | практических |
Раздел 1 | Производство, труд и технологии | 16 | | |
1.1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | 2 | | 2 |
1.2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1 | | 1 |
1.3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4 | | 4 |
1.4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 | | 2 |
1.5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 | | 1 |
1.6 | Перспективные направления развития современных технологий | 4 | | 4 |
1.7 | Новые принципы организации современного производства | 1 | | 1 |
1.8 | Автоматизация технологических процессов | 1 | | 1 |
Раздел 2 | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность | 16 | | |
| Понятие творчества | 2 | | 2 |
| Защита интеллектуальной собственности | 1 | | 1 |
| Методы решения творческих задач | 4 | | 4 |
| Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 | | 1 |
| Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия | 1 | | 1 |
| Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | 1 | | 1 |
| Источники информации при проектировании | 1 | | 1 |
| Создание банка идей продуктов труда | 1 | | 1 |
| Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | 2 | | 2 |
| Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 | | 1 |
| Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. | 1 | | 1 |
| Резерв | 3 | | 32 |
| Итого | 35 | | |
III. Тематическое планирование предмета «Технология» 10 класс
(1 час в неделю)
№ п/п | № в разделе | Тема урока | Количество часов |
| 1 | Производство, труд и технологии | 16 |
1 | 1.1 | Технология как часть общечеловеческой культуры. Пр. р. | 1 |
2 | 1.2 | Технология как часть общечеловеческой культуры Пр. р. | 1 |
3 | 1.3 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства. Пр. р. | 1 |
4 | 1.4 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества Пр. р. | 1 |
5 | 1.5 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Пр. р. | 1 |
6 | 1.6 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества. Пр. р. | 1 |
7 | 1.7 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества Пр. р. | 1 |
8 | 1.8 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду Пр. р. | 1 |
9 | 1.9 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду Пр. р. | 1 |
10 | 1.10 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире Пр. р. | 1 |
11 | 1.11 | Перспективные направления развития современных технологий Пр. р. | 1 |
12 | 1.12 | Перспективные направления развития современных технологий Пр. р. | 1 |
13 | 1.13 | Перспективные направления развития современных технологий Пр. р. | 1 |
14 | 1.14 | Перспективные направления развития современных технологий Пр. р. | 1 |
15 | 1.15 | Новые принципы организации современного производства Пр. р. | 1 |
16 | 1.16 | Автоматизация технологических процессов Пр. р. | 1 |
| 2 | Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность | 16 |
17 | 2.1 | Понятие творчества Пр. р. | 1 |
18 | 2.2 | Понятие творчества Пр. р. | 1 |
19 | 2.3 | Защита интеллектуальной собственности Пр. р. | 1 |
20 | 2.4 | Методы решения творческих задач Пр. р. | 1 |
21 | 2.5 | Методы решения творческих задач Пр. р. | 1 |
22 | 2.6 | Методы решения творческих задач Пр. р. | 1 |
23 | 2.7 | Методы решения творческих задач Пр. р. | 1 |
24 | 2.8 | Понятие об основах проектирования Пр. р. в профессиональной деятельности Пр. р. | 1 |
25 | 2.9 | Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия Пр. р. | 1 |
26 | 2.10 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности Пр. р. | 1 |
27 | 2.11 | Источники информации при проектировании Пр. р. | 1 |
28 | 2.12 | Создание банка идей продуктов труда Пр. р. | 1 |
29 | 2.13 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг Пр. р. | 1 |
30 | 2.14 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг Пр. р. | 1 |
31 | 2.15 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 |
32 | 2.16 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план. Пр. р. | 1 |
33 | 2.17 | Резерв Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | 1 |
34 | 2.18 | Резерв Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план . | 1 |
35 | 2.19 | Резерв Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | 1 |