СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для 5-6 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 18»





Согласовано:

научно-методическим советом

МБНОУ «Гимназия № 18»

Протокол №_________

от «___»_______2015г.


Утверждаю:

директор МБНОУ «Гимназия № 18»

________________

Стальмакова Т.А.

Приказ № ________

от «___»_________2015г.


«Зеленая страна»

5 - 6 класс

программа по внеурочной деятельности, автор - составитель: Гулимова А.Н.

Количество часов: 68



Рассмотрено

методическим объединением

МБНОУ «Гимназия № 18»

Протокол №________

от «____»___________2015г.

____________



Ленинск-Кузнецкий,

2015


Пояснительная записка


В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Формирование экологической культуры тесно связано с развитием гражданского общества и нацелено на консолидацию всех сил в решении экологических проблем на основе общности интересов в обеспечении благоприятной окружающей среды. Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающим одним из главных направлений в учебном процессе современной школы в условиях введения ФГОС. Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Зеленая страна" разработана для оптимального использования в воспитательно-образовательном процессе с целью обеспечения систематического приобщения детей к заинтересованному познанию природы, прежде всего своего региона, на основе выявления экологических взаимосвязей различных групп живых организмов, а также формирования бережного отношения к природе, воспитания нравственной культуры.

Данная программа вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Отвечая естественным для данного возраста интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, курс обозначает перспективу жизни, дарящей романтику неизведанного, радость познания, счастье открытий.

Цель программы: формирование у обучающихся экологического сознания, основ природоохранного поведения и здорового образа жизни.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  1. Развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи, воображение и эмоциональную сферу.

  2. Способствовать освоению и углублению знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

3. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической культуре, потребности участвовать в творческой деятельности, сохранять и укреплять своё здоровье.

4. Приобщать учащихся к научно-художественной, справочной, нциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.



   Общая характеристика курса

   Программа курса, охватывающая различные области знания, предоставляет для этого большие возможности. При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ экологической ответственности. Формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом, — важнейшая задача этого курса. Тем самым предлагаемый учебный материал позволяет обеспечить новый, более высокий уровень экологической образованности и воспитанности учащихся.      В целом преподавание курса позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественнонаучного образования в последующих классах.
      В содержании курса интегрированы знания из различных областей географии, геологии, биологии, экологии. При этом необычное, загадочное, удивительное дети находят как в далеких «путешествиях», так и в ближайшем природном окружении. Привлечение доступных палеонтологических и исторических сведений позволяет совершать также и своего рода путешествия во времени: рисует картины жизни на Земле на разных этапах ее развития, дает возможность проследить многие драматические события, связанные с теми или иными научными открытиями, судьбами ученых.
Предусмотрена также работа с географическими картами. Это следует делать не только при знакомстве с историей географических открытий, но и при изучении других вопросов курса (история открытия удивительных растений и животных, родина комнатных растений и экзотических фруктов, области распространения интересных насекомых, животный мир океанов и т. д.).      Занятия в классе дополняются экскурсиями в природу, в ботанический сад и зоопарк, в морской аквариум и дельфинарий, в музеи — краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов.

Это позволит освоить основы адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности.

Формы и методы обучения: урок-игра, урок-беседа, викторина, значительное внимание в данной программе уделяется проектной деятельности, что способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.

В результате освоения содержания курса «Зеленая страна» у детей формируются общие учебные умения, навыки и способы деятельности: личностные, коммуникативные, личностные, познавательные и регулятивные.

Описание места курса в учебном плане

Программа социального направления «Зеленая страна». Тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю. Общее количество часов - 68, из них 23ч – экскурсии. Срок реализации программы - 2 года.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.

Личностные результаты:

  • готовность и способность учащихся к саморазвитию;

  • мотивация деятельности;

  • самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

  • навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения экологических проблем, и представлять ее в понятной форме;

  • формирование умения видеть задачу в окружающей жизни;

  • развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  • освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существование различных точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием.

Предметные результаты:

  • Овладение основами адекватного природопользования и поведения в окружающей природной и социальной среде.

  • Освоение и углубление знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе.

  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю -Кемеровской области, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.

  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.

  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Развитие жизненной компетенции:

- Овладение основными знаниями о природе и развитие представлений об окружающем мире.

- Развитие способности использовать знания по природе и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.

Содержание курса

первого года обучения

5 класс

1. «Я и мир вокруг меня».

Природа — то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты, созданные человеком. Примеры явлений природы.

Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

2. Человек и природа.

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения.

3. «Берегите лес - он источник всех чудес»

Правила поведения на природе. Зеленая аптека. Лекарственные растения. Первая помощь при укусах насекомых, ушибах, порезах. «Мы коллекционеры». Проектная деятельность: правила сбора и оформления гербария.

4. Акция: «Берегите лес от пожаров», (изготовление листовок, плакатов, экскурсия в лес. Развешивание плакатов и листовок в лесу)

5. Зеленый наряд моего города. Дизайн приусадебного участка гимназии (проекты, рисунки)

6. Акция: «Цветы для процветания родной гимназии», (посадка кустарников, многолетних цветов на приусадебном участке)

7. Охрана природы.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных, занесенных в Красную книгу. Географическая карта и план.

8. Изготовление кормушек для птиц.

9. Удивительный мир растений.

Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Воздух. Значение воздуха для растений, человека.

10. В мире животных.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Уход за домашними животными. Воздух. Значение воздуха для животных. Просмотр фильмов из версии ВВС.

11. Планета насекомых. Значение насекомых в жизни человека. Чем грозит исчезновение насекомых.

13. Основы здорового образа жизни.

Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Режим дня школьника, личная гигиена. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах в разное время года.

14. Наша Родина- Россия, Российская Федерации.

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Москва – столица России.

Родной край – частица России. Родной город: название, основные достопримечательности. Наша Родина- Россия, Российская Федерации. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Президент Российской Федерации – глава государства. Москва – столица России.


Тематическое планирование 5 класс


№п\п

Наименование тем

Количество часов

общее

на экскурсии

1.

Я и мир вокруг меня

1


2.

Человек и природа.

3

1

3.

«Берегите лес - он источник всех чудес»

1

1

4.

Акция: «Берегите лес от пожаров», (изготовление листовок, плакатов)

2

1

5.

Зеленый наряд моего города. Дизайн приусадебного участка гимназии. (проекты, рисунки)

3

1

6.

Акция: «Цветы для процветания родной гимназии» (посадка кустарников, многолетних цветов на приусадебном участке)

1

1

7.

Охрана природы.

3

1

8.

Изготовление кормушек для птиц.

2

1

9.

Удивительный мир растений.

5

2

10.

В мире животных.

4

1

11.

Планета насекомых.

2


12.

Викторина «Знатоки природы»

1


13.

Основы здорового образа жизни.

3

1

14.

Наша Родина- Россия

2


15.

Брейн-ринг «Что, где, когда?»

1


Итого:

34

12



Содержание

программы второго года обучения

6 класс


1. Что такое экология? Организм и окружающая среда.

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
      Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком.   Разъяснение сущности и значения экологии на основе анализа примера: последствия химической борьбы с малярийными комарами на острове Калимантан.

Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба».
      Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.

      Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.
      Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

      Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.
      Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т. д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)

   2.   Охрана природы.  Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микрозаказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
      Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 3—4 конкретными заповедниками по выбору учащихся)       Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
      Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
      Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменен учителем по его усмотрению.)
      История спасения бобра, соболя, стерха — примеры активных действий человека по охране животного мира. Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде (практическое занятие).
  3. Солнце, воздух и вода как источник жизни для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.
      Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных.
      Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособления животных к жизни в условиях недостатка влаги.

4. Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты — типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.

     5.  Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), а также с хвощами и плаунами.
    6.  Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).

экологические связи в живой природе на примере дубового леса («дуб и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
      Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере дубового леса и других примерах по усмотрению учителя).
      7. Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни дубового леса: желуди дуба — лесные мыши — сова).
      Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
      Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковина улитки, сходство мух-осовидок и ос, иглы ежа, панцирь черепахи и другие примеры по выбору учителя).

        8.  Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
      Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье (очистка воды бытовым фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных без применения опасных веществ, и т. д.).

 Загрязнение моря нефтью при аварии нефтеналивного танкера как пример экологической катастрофы. Влияние нефти на обитателей моря и побережья. Исключение загрязненного района из использования как места отдыха людей. Долговременные последствия аварии нефтеналивного судна.
9. Экологическая катастрофа. Экологическая проблема города и пути решения. 

Представление о радиоактивном загрязнении среды (авария на Чернобыльской АЭС).  Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.  Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.






Тематическое планирование 6 класс

№п\п

Наименование тем

Количество часов

общее

на экскурсии

1.

Что такое экология? Организм и окружающая среда.

6

2

2.

Охрана природы (+ составление памяток, листовок, изготовление стендов, плакатов).

4

1

3.

Солнце, воздух и вода как источник жизни для живых существ.

5

2

4.

Есть ли жизнь в почве? Разнообразие живых обитателей почвы.

3

1

5.

Многообразие растений.

2

1

6.

Многообразие животных.

3

1

7.

Экологическая пирамида.

2

1

8.

Влияет ли загрязнение окружающей среды на здоровье человека?

3

1

9.

Экологическая катастрофа. Экологическая проблема города и пути решения (проект).

4

2

10.

Викторина «Знатоки природы»

1


11.

Экологический КВН

2


Итого:

35

11






Материально – техническое и учебно – методическое обеспечение реализации курса

Оборудование

1. Компьютер, мультимедийный проектор, магнитофон.

2. Подборка дидактического раздаточного материала.

3. Подборка ЦОР.

4. Плакаты с игровыми ситуациями.

5. Атласы, географические карты.

Литература

1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: ЫМКА РК.Е55, 2010.

2. Лесная энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.

3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. -М.: Агропромиздат, 1988.

4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины : кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.

5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М.: Просвещение, 1982.

6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5—7 классов //Биология в школе. - 2010. - № 7; 2009. - № 1, 3, 5, 7.

7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М.: Центр «Экология и образование», 1993.

8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М.: ТЕРРА, 1997.

10. Латынова Н., Синицына Е. Сказки Земли.— М.: Лист, 1999.

11. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.- М.: Просвещение, 2011.

12. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста.-Новосибирск : РПО СО РАСХН, 1994.

13. Учебное пособие «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2012.

14. Программа по экологии 6-9 классы, Глобус, 2011.

15. Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова А.Г.- Волгоград: Учитель, 2009.

16. Рабочая тетрадь «Экология животных» 7 класс (авт. В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин); Вентана-Граф, 2012.


Интернет-ресурсы

1. ru.wikipedia.org›wiki/Биоразнообразие — биологическое разнообразие России.

2. wwf.org — Всемирный фонд дикой природы WWF).

3. edu.seu.ru - интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.

4. forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах

5. zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.

6. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.

7. etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этно-экологических исследований.












Планируемые результаты освоения курса

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

● знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы;

● усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия;

● социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения информации, об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

● развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

● опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности;

● опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому;

● опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

● опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде;

● опыт самоорганизации.















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!