СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Цель начального курса математики – обеспечить пред­метную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения учащимися универсаль­ными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Для достижения этой цели необходимо организовать учеб­ную деятельность учащихся с учётом специфики предмета (математика), направленную на:

  1. формирование познавательного интереса к учебному предмету «Математика», учитывая потребности детей в по­знании окружающего мира и научные данные о центральных психологических новообразованиях младшего школьного воз­раста, формируемых на данной ступени (6,5–11 лет): словесно-­логическое мышление, произвольную смысловую память, про­извольное внимание, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление с опорой на наглядно-образное и предметно-действенное мышление;

  2. развитие пространственного воображения, потребно­сти и способности к интеллектуальной деятельности; на фор­мирование умений строить рассуждения, аргументировать высказывания, различать обоснованные и необоснованные суждения, выявлять закономерности, устанавливать причинно-­следственные связи, осуществлять анализ различных математи­ческих объектов, выделяя их существенные и несущественные признаки;

  3. овладение в процессе усвоения предметного содержания обобщёнными видами деятельности анализировать, сравни­вать, классифицировать математические объекты (числа, ве­личины, числовые выражения), исследовать их структурный состав (многозначные числа, геометрические фигуры), описы­вать ситуации с использованием чисел и величин, моделировать математические отношения и зависимости, прогнозировать результат вычислений, контролировать правильность и полно­ту выполнения алгоритмов арифметических действий, исполь­зовать различные приёмы проверки нахождения значения чис­лового выражения (с опорой на правила, алгоритмы, прикидку результата), планировать решение задачи, объяснять (пояснять, обосновывать) свой способ действия, описывать свойства геометрических фигур, конструировать и изображать их модели и пр.

В основе начального курса математики, нашедшего отра­жение в учебниках математики для 1-4 классов, лежит мето­дическая концепция, которая выражает необходимость целе­направленного и систематического формирования приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, клас­сификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения мате­матического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только са­мостоятельно ориентироваться в различных системах знаний, но и эффективно использовать их для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает преемственность дошкольного и начального образования, учитывает психологические особен­ности младших школьников и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надёжным средством интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обо­снованные и необоснованные суждения.

Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологиче­ских особенностей младших школьников) реализовать в прак­тике обучения системно-деятельностный подход, ориентиро­ванный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, позна­вательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических.

Достижение основной цели начального образования – формирования у детей умения учиться – требует внедрения в школьную практику новых способов (методов, средств, форм организации процесса обучения и современных технологий усвоения математического содержания, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой по­строения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидак­тические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содер­жания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествую­щими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать, какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотива­цию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осо­знанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а впоследствии и сами дети. Такая логика построения содержа­ния курса создаёт условия для совершенствования УУД на раз­личных этапах усвоения предметного содержания и способству­ет развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Например, формирование умения моделировать как универсального учебного действия в курсе математики осуществляется поэтапно, учитывая возраст­ные особенности младших школьников, и связано с изучением программного содержания. Первые представления о взаимосвя­зи предметной, вербальной и символической моделей форми­руются у учащихся при изучении темы «Число и цифра». Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, на­пример, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не толь­ко предметные, но и графические модели при сравнении чисел, а также моделировать отношения чисел и величин с помощью схем, обозначая, например, данные числа и величины отрезка­ми. Соотнесение вербальных (описание ситуации), предметных (изображение ситуации на рисунке), графических (изображе­ние, например, сложения и вычитания на числовом луче) и сим­волических моделей (запись числовых выражений, неравенств, равенств), их выбор, преобразование, конструирование создают дидактические условия для понимания и усвоения всеми учени­ками смысла изучаемых математических понятий (смысл дей­ствий сложения и вычитания, целое и части, отношения «боль­ше на...», «меньше на...»; отношения разностного сравнения «на сколько больше (меньше)?») в их различных интерпретациях.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания («объ­ясни», «проверь», «оцени», «выбери», «сравни», «найди законо­мерность», «верно ли утверждение», «догадайся», «наблюдай», «сделай вывод» и т. д.), которые нацеливают учащихся на выпол­нение различных видов деятельности, формируя тем самым уме­ние действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выде­ления их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классифика­цию по заданным или самостоятельно выделенным призна­кам (основаниям); устанавливать причинно-следственные свя­зи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процессе обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывают положительное влияние на развитие познаватель­ных интересов учащихся и способствуют формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

Эффективным методическим средством для формирования универсальных учебных действий (личностных, познаватель­ных, регулятивных, коммуникативных) является включение в учебник заданий, содержащих диалоги, рассуждения и пояс­нения персонажей – Миши и Маши. Эти задания выполняют различные функции: их можно использовать для самоконтроля; для коррекции ответов Миши и Маши, которые могут быть один – верным, другой – неверным, оба верными, но непол­ными, требующими дополнений; для получения информации; для овладения умением вести диалог, для разъяснения способа решения задачи и пр.

В результате чтения, анализа и обсуждения диалогов и вы­сказываний Миши и Маши учащиеся не только усваивают пред­метные знания, но и приобретают опыт построения понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что партнёр знает и видит, а что – нет, учатся задавать вопросы, использовать речь для регуляции своего действия, формулировать собствен­ное мнение и позицию, контролировать действия партнёра, ис­пользовать речь для регуляции своего действия, строить моно­логическую речь, владеть диалоговой формой речи.

В основе составления учебных заданий лежат идеи изме­нения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие пред­ставления, которые являются основой для дальнейшего изуче­ния математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулято­ра как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностя­ми. Калькулятор можно применять для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для про­верки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей, то есть использовать его для формирования УУД. Помимо этого в первом и во втором классах калькулятор можно использовать и для мотивации усвоения младшими школьниками табличных навыков. На­пример, проведение игры «Соревнуюсь с калькулятором», в которой один ученик называет результат табличного случая сложения на память, а другой – только после того, как он по­явится на экране калькулятора, убеждает малышей в том, что знание табличных случаев сложения (умножения) позволит им обыграть калькулятор. Это является определённым стиму­лом для усвоения табличных случаев сложения, вычитания, умножения, деления и активизирует память учащихся.

Формирование универсальных учебных действий (личност­ных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осу­ществляется в учебнике при изучении всех разделов начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометриче­ские величины. 7) Работа с информацией. 8) Уравнения и бук­венные выражения. Содержание разделов 1–7 распределяется в курсе математики по классам и включается в различные темы в соответствии с логикой построения содержания курса, кото­рая учитывает преемственность и взаимосвязь математических понятий, способов действий и психологию их усвоения млад­шими школьниками.

Место предмета «Математика» в учебном плане

В базисном образовательном плане на изуче­ние математики в 3-м классе отводится 4 часа в неделю.

Cодержание учебного предмета «Математика» 3 класс

Тема

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Умножение.

Площадь

фигуры.

Таблица

умножения

(11ч)

Сочетатель­ное свойство умножения (Зч)

Наложение фигур друг на дру­га с целью сравнения их пло­щадей.

Разбиение фигур на квадра­ты. Использование мерки для определения площади фигур. Установление соответствия рисунка и выражения. Предметный смысл сочета­тельного свойства умноже­ния.

Использование сочетатель­ного свойства умножения для удобства вычислений. Сравнение произведений и сумм, содержащих число 10.

Разбивать фигуры на группы по величине их площадей.

Сравнивать площади фигур наложением, с помощью мерки.

Использовать предметный смысл умножения для по­строения таблицы умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2.

Записывать произведение двузначного и однозначного чисел в виде произведения трёх однозначных чисел и на­ходить их значения.

Находить неизвестные значения произведений по дан­ным значениям, используя сочетательное свойство умно­жения.

Использовать зависимость значения суммы и произве­дения от значения их компонентов для упрощения вы­числений.

Планировать свои действия в соответствии с поставлен­ной задачей.


Табличные случаи умножения с числами 7, 6, 5, 4, 3, 2. Сочетательное свойство умно­жения

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве

с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.



Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Деление (6ч)

Предметный смысл деления.

Запись выражений и равенств, содержащих действие деления. Название компонентов

и результата действия деления, их взаимосвязь.

Правило о делении значения произведения на один из множителей. Таблица умножения и соответствующие случаи деления.

Моделировать ситуации, иллюстрирующие действие деления (предметные, вербальные, графические и символические модели).

Иллюстрировать действие деления на графической модели (рисунке).

Выбирать рисунок, на котором изображено данное равенство.

Подбирать равенство к рисунку.

Выполнять рисунок в соответствии с данными выражениями.

Пояснять значение каждого числа в записи частного.

Проверять истинность равенства на предметных и графических моделях.


Правила нахождения неизвестного компонента действия деления по двум известным.

Находить значения частного (с помощью рисунка, используя взаимосвязь умножения и деления).

Составлять равенства из данного, пользуясь правилом о делении значения произведения на один из множителей.

Применять знание таблицы умножения для изучения соответствующих случаев деления.

Выполнять деление двузначных чисел на однозначные, используя таблицу сложения и взаимосвязь компонентов и результатов арифметических действий.

Определять неизвестный компонент деления по двум известным.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве

с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Отношения

«больше

в …»,

«меньше

в …»,

«увеличить

в …»,

«уменьшить

в …»

(4 ч)

Предметный смысл отношений.

Символическая интерпретация данных понятий.

Деление числа на 1, деление числа само на себя. Установка на запоминание правил о делении числа 0 и о невозможности деления на 0

Записывать равенства, соответствующие рисункам, руководствуясь вербальной формулировкой.

Читать данные равенства с использованием математической терминологии.

Описывать (устно и письменно) графические модели, используя изученные отношения.

Анализировать равенства, содержащие действия умножения и соответствующие ему случаи деления, в которых один из компонентов – число 1.

Формулировать высказывания о наблюдаемых закономерностях.

Выводить правила о делении на 1, о делении числа на 0.

Обосновывать невозможность деления на 0.

Находить значения произведений и частных с помощью полученных правил.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве

с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.






Отношения

«Во сколько

раз

больше?»,

«Во сколько

раз

меньше?»

(кратное

сравнение)

(6 ч)

Предметная модель данных отношений.

Символическая интерпретация изменений в предметной совокупности. Диаграмма.

Интерпретация данных на столбчатой диаграмме.

Устно описывать изменения в предметной совокупности с помощью данных отношений.

Фиксировать данные изменения в символической записи.

Выполнять запись выражений и равенств с использованием изученных отношений по данной словесной формулировке.

Читать несложные готовые столбчатые диаграммы.

Сравнивать информацию, представленную в тексте и в столбчатой диаграмме.

Распознавать одну и ту же информацию, представленную вербально и графически.

Пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Порядок

выполнения

действий

в выражениях

(10 ч)

Правила выполнения действий в числовых выражениях. Решение задач.

Находить сходство и различие в числовых выражениях.

Выбирать числовые выражения, соответствующие правилу, и правило, соответствующее числовому выражению.

Вычислять значения числовых выражений.

Расставлять порядок выполнения действий в схеме числового выражения.

Преобразовывать числовые выражения.

Вставлять пропущенные числа в схему числовых выражений.

Пользоваться почерпнутыми из столбчатой диаграммы сведениями для ответа на вопросы задания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Единицы

площади

(3 ч)

Использование мерки при измерении площади.

Знакомство с единицами площади.

Возможность выполнения с площадью операций сравнения, сложения, вычитания,

умножения и деления на число.

Сравнивать площади фигур с использованием мерок.

Записывать числовым равенством ответ на вопрос о том, во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше) площади другой.

Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания или возрастания; осуществлять кратное сравнение).

Выполнять сравнение площадей, арифметические операции с ними.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве

с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Площадь

и периметр

прямоугольника

(4 ч)

Измерение и вычисление площади прямоугольника. Решение задач.

Измерять площадь фигур с помощью палетки.

Соотносить способ измерения площади с помощью мерки и способ её вычисления с использованием длин смежных сторон.

Представлять информацию о длине сторон прямоугольника и его площади в виде таблицы.

Находить периметр и площадь прямоугольника по длине его смежных сторон.

Строить прямоугольник по известной площади и длине одной из смежных сторон.

Сравнивать площади фигур с использованием мерок.

Записывать числовым равенством ответ на вопрос о том, во сколько раз площадь одной фигуры больше (меньше) площади другой.

Сравнивать единицы площади по величине (записывать их в порядке убывания или возрастания; осуществлять кратное сравнение).

Выполнять сравнение площадей, арифметические операции с ними.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Распределительное

свойство

умножения.

Умножение

двузначного

числа на

однозначное.

Решение

задач

(8 ч)

Знакомство с распределительным свойством умножения.

Обоснование вычислительных приёмов с опорой на это свойство.

Сравнение выражений с использованием распределительного свойства умножения, доказательство различных утверждений.

Способ вычисления значения произведения двузначного числа на однозначное

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Записывать выражения, иллюстрирующие распределительное свойство умножения.

Применять изученное свойство для удобства вычислений; для сравнения выражений; для нахождения значений выражений разными способами; для умножения двузначного числа на однозначное.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Деление

суммы

на число

Знакомство с новым способом вычисления значений выражений – делением суммы на число. Применение способа для удобства вычислений.

Решение задач.

Записывать делимое в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на данное число.

Выполнять деление с опорой на изученную таблицу умножения.

Находить значение суммы полученных значений частного.

Деление

двузначного

числа

на однозначное.

Решение задач

(5 ч)


Устанавливать взаимосвязь распределительного свойства умножения и деления суммы на число.

Актуализировать знания о взаимосвязи компонентов и результата умножения.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Деление

двузначного

числа на

двузначное.

Решение

задач

(3 ч)

Подготовка к знакомству с приёмом деления двузначного

числа на двузначное.

Повторение распределительного свойства умножения и

свойства деления суммы на число.

Приём деления двузначного числа на двузначное.

Составлять равенства, используя данные числа и изученные способы деления суммы на число.

Выбирать нужные слагаемые и пояснять свой выбор.

Рассуждать при нахождении значений частных, в которых двузначное число делится на двузначное, на основе взаимосвязи компонентов и результатов деления и умножения.

Распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (текста, таблицы), использовать её для ответа на вопросы задачи.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Цена.

Количество.

Стоимость.

Решение

задач

(5 ч)

Уточнение понятий «цена», «количество», «стоимость» и взаимосвязи между ними.

Совершенствование умения решать задачи с данными величинам

Актуализировать житейские представления о цене, количестве, стоимости товара.

Выбирать монеты для набора определённой денежной суммы.

Связывать бытовые представления с изученными свойствами действий умножения и деления.

Применять имеющиеся знания для решения задач и в повседневных ситуациях.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Четырёхзначные

числа

(11ч)

Знакомство с новой счётной единицей – тысячей.

Чтение и запись четырёхзначных чисел.

Правило об умножении любого числа на 100.

Знакомство с единицей длины километр и соотношением

1 км = 1000 м.

Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10 и 100.

Знакомство с единицей массы грамм и соотношением 1 кг = 1000 г; с единицей

массы тонна и соотношением 1 т = 1000 кг; с единицей

массы центнер и соотношением 1 ц = 100 кг.

Разбивать числа на группы по числу цифр.

Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же правилу.

Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.

Записывать четырёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Наблюдать зависимость компонентов и результата при умножении числа на 100.

Формулировать правило, основываясь на результатах наблюдений.

Осуществлять самоконтроль путём проверки вычислений на калькуляторе.

Читать и записывать длину, используя основные единицы её измерения и соотношение между ними (километр – метр).

Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.

Высказывать предположения о делении на 10 и 100 чисел, оканчивающихся нулями.

Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.

Читать и записывать величины массы, применяя для их измерения изученные единицы массы и их соотношение.

Записывать данные величины в порядке их возрастания или убывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Многогранники. Куб.

Параллелепипед

(2 ч)

Знакомство с многогранниками. Названия элементов изучаемых фигур.

Анализировать собственные тактильные ощущения для определения типа поверхности (плоская или кривая).

Осуществлять практическую деятельность (ощупывание, изготовление моделей многогранников и развёртки куба) для усвоения понятий «грань», «ребро», «вершина многогранника», «куб», «прямоугольный параллелепипед».

Выделять в окружающих предметах те, которые имеют заданную форму.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Пятизначные

и шестизначные

числа.

Решение

задач

(7 ч)

Знакомство с новыми разрядами класса тысяч (десятки и сотни тысяч).

Чтение и запись пятизначных и шестизначных чисел, их

Сравнение.

Разбивать числа на группы по числу цифр.

Выявлять правила построения числовых рядов и продолжать их по тому же правилу.

Читать и записывать числа с опорой на их разрядный состав.

Записывать четырёхзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Формулировать правило, основываясь на результатах наблюдений.

Осуществлять самоконтроль путём проверки вычислений на калькуляторе.

Читать и записывать длину, используя основные единицы её измерения и соотношение между ними (километр – метр)



Дополнять величины до данной, используя соотношение километр – метр.

Проверять свои предположения, выполняя действия на калькуляторе.

Записывать данные числа в порядке возрастания и убывания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.



Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.


Сложение и вычитание многозначных чисел.

Решение

задач

(8 ч)


Увеличение многозначных чисел в соответствии с заданием.

Наблюдение за изменением

цифр в разрядах многозначных чисел при их увеличении.

Пояснение готовых записей

сложения и вычитания многозначных чисел «в столбик».

Алгоритм сложения и вычитания.

Наблюдать за изменением цифр в разрядах многозначных чисел при их увеличении.

Пояснять алгоритм письменного сложения и вычитания.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.

Единицы

времени.

Решение

задач

(3 ч)

Соотношение единиц времени (1 ч = 60 мин).

Преобразование изученных величин.

Выражать в минутах, секундах величины, заданные в часах, и наоборот.

Решать задачи, содержащие данные величины.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять самоконтроль результата.



Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Выделять существенную информацию из текстов задач, из диалогов Миши и Маши, из формулировок учебных заданий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах, связях.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Устанавливать соответствие предметной и символической модели.

Допускать возможность существования различных точек зрения.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Строить понятные для партнёра высказывания.

Задавать вопросы.

Контролировать действия партнёра.

Использовать речь для регуляции своего действия.





















Тематическое планирование уроков математики. 3 класс

урока

Название темы

Номера

заданий

Кол-во

часов

Дата

I четверть (34 часа)

Учебник «Математика». 3 класс, часть 1




Проверь себя! Чему ты научился в первом и втором классах? (10 ч)

1-81



1

Сравнение и составление числовых выраже­ний. Признаки сходства многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоуголь­ника. Запись равенств. Составление плана

1-8



2

Запись равенств. Сочетательное и перемести­тельное свойства сложения. Решение задач

9-17



3

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Работа с таблицей. Поиск закономер­ностей

18-24



4

Стартовая контрольная работа 1




5

Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры. Классификация объ­ектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства и различия числовых выражений

25-31



6

Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование. Перевод графи­ческой модели в символическую.

32-40



7

Таблица умножения с числом 9. Классифика­ция. Поиск закономерностей. Решение задач

41-48



8

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата из частей. Пе­ревод символической модели в графическую

49-56



9

Линии. Четырёхугольники. Измерение пря­мых углов угольником. Составление задан­ных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых выражений

57-64



10

Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого угла

65-72



11

Трёхзначные числа. Сравнение величин. По­иск правила

73-81




Умножение. Площадь фигуры. Сравнение и измерение площадей (11 ч)

82-158



12

Представление о площади. Пары фигур с одина­ковой площадью. Равносоставленные фигуры

82-85



13

Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным услови­ем. Поиск закономерности числового ряда

86-91



14

Решение задач. Умножение с числами 8, 9, 1, 0

92-99



15

Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения

100-107



16

Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок

108-113



17

Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения с числами 9, 8, 7

114-120



18

Решение задач. Вычислительные навыки и умения

121-128



19

Таблица умножения с числом 5. Выбор ме­рок измерения площади по результату. По­иск правила составления таблицы

129-134



20

Поиск закономерностей. Решение задач. Таблица умножения

135-142



21

Решение задач. Трёхзначные числа. Таблица умножения

143-149



22

Решение задач. Табличные случаи умноже­ния с числами 4, 3, 2

150-158




Сочетательное свойство умножения (3 ч)

159-177



23

Знакомство с сочетательным свойством ум­ножения

159-164



24

Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение любого числа на 10

165-171



25

Применение сочетательного свойства умно­жения при решении задач

172-177



26

Контрольная работа № 2





Деление (6 ч)

178-219



27

Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название компонентов и ре­зультата деления

178-184



28

Предметная и символическая модели деле­ния. Взаимосвязь умножения и деления

185-192



29

Взаимосвязь компонентов и результата умножения. Правило

193-200



30

Решение задач. Смысл деления

201-206



31

Взаимосвязь компонентов и результата деле­ния. Решение задач

207-213



32

Решение задач. Смысл деления

214-219



33,34

Решение задач. Смысл деления. Подготовка к контрольной работе.




34

Контрольная работа по теме «Деление» 3




II четверть (28 часов)




Отношения (больше в меньше в увеличить в уменьшить в ...) (4 ч)

220-253



35

Предметный смысл отношения «меньше в ...»

220-226



36

Решение задач. Совершенствование вычис­лительных умений и навыков

227-235



37

Решение задач

236-243



38

Деление любого числа на 1, само на себя. Деле­ние нуля на число. Невозможность деления на 0

244-253




Отношения «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?» (кратное сравнение) (6 ч)

254-288



39

Предметная и символическая модели. Пред­метный смысл кратного сравнения

254-288



40

Решение задач. Выбор схематической модели

254-261



41

Решение задач. Схематическая модель. Зна­комство с диаграммой

262-269



42

Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма

270-274



43

Решение задач. Совершенствование вычис­лительных умений и навыков

275-278



44

Решение задач. Способ действия при делении круглых десятков на 10 и на круглые десятки

279-285



1 45

Контрольная работа № 4

286-288




Порядок выполнения действий в выражениях (10 ч)

289-345



46

Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых выражений

289-345



47

Преобразование числовых выражений. При­менение правил порядка выполнения дей­ствий. Решение задач

289-294



48

Применение правил. Обоснование выпол­ненных действий. Вычислительные умения и навыки

295-303



49

Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. Решение задач

304-309



50

Решение задач. Составление числовых вы­ражений. Вычисление их значений

315-320



51

Решение задач. Сравнение числовых выра­жений

321-326



52

Решение задач. Вычисление значений выра­жений

327-331



53

Вычисление значений выражений. Решение задач

332-336



54

Решение задач

337-341



55

Решение задач

342-345



56

Контрольная работа № 5





Единицы площади (3 ч)

346-361



57

Сравнение площадей с помощью мерок. Ква­дратный сантиметр, квадратный миллиметр

346-349



58

Квадратный дециметр, квадратный метр

350-355



59

Соотношение единиц площади. Действия с величинами. Сравнение величин

356-361



60

Действия с величинами





61

Действия с величинами





III четверть

(40 часов) Учебник «Математика», 3 класс. Часть 2




Площадь и периметр прямоугольника (4 ч)

1-23



62

Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника. По­становка учебной задачи

1-6



63

Вычисление площади и периметра прямо­угольника в процессе решения задач. Реше­ние учебной задачи

7-13



64

Умения вычислять площадь и периметр пря­моугольника. Решение учебной задачи. Са­моконтроль

14-18



65

Вычисление площади и периметра прямо­угольника. Решение учебной задачи. Само­контроль

19-23




Распределительное свойство умножения. Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач (7 ч)

24-73



66

Постановка учебной задачи. Предметная модель распределительного свойства умно­жения. Её анализ. Символическая модель распределительного свойства умножения. Правило умножения суммы на число

24-29



67

Усвоение распределительного свойства ум­ножения

30-35



68

Усвоение распределительного свойства ум­ножения. Сравнение выражений. Вычисле­ние площади и периметра прямоугольника. Вычислительные умения и навыки

36-41



69

Использование распределительного свой­ства умножения для вычислений. Умноже­ние двузначного числа на однозначное. Ре­шение арифметических задач

42-48



70

Решение арифметических задач. Вычисли­тельные умения и навыки

49-55



71

Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приёма умножения двузначного числа на однозначное

56-63



72

Использование свойств умножения при ре­шении задач. Вычислительные умения и на­выки

64-73



73

Контрольная работа № 6





Деление суммы на число. Деление двузначного числа на однозначное. Решение задач (5 ч)

74-108



74

Постановка учебной задачи. Поиск прави­ла записи выражений, выявление сходства и различия выражений. Табличные случаи умножения

74-79



75

Приём устного деления двузначного числа на однозначное. Решение учебной задачи

80-86



76

Решение учебной задачи деления двузнач­ного числа на однозначное. Решение ариф­метических задач

87-93



77

Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач

94-100



78

Решение задач

101-108




Деление двузначного числа на двузначное. Решение задач (3 ч)

109-117



79

Постановка учебной задачи. Поиск приёма деления двузначного числа на двузначное

109, 110



80

Усвоение приёма деления двузначного числа на двузначное. Решение арифметических за­дач

111-114



81

Решение арифметических задач

115-117




Цена. Количество. Стоимость. Решение задач (5 ч)

118-147



82

Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость». Практические ситуации. Реше­ние арифметических задач разными спосо­бами

118-122



83

Решение арифметических задач с ве­личинами цена, количество, стоимость. Работа с таблицей. Вычислительные умения и навыки

123-126



84

Решение арифметических задач с величина­ми цена, количество, стоимость. Вычисли­тельные умения и навыки

127-132



85

Решение арифметических задач с ве­личинами цена, количество, стоимость. Ра­бота с таблицей. Вычислительные умения и навыки

133-140



86

Решение арифметических задач

141-147



87

Контрольная работа № 7





Четырёхзначные числа (11 ч)

148-246



88

Постановка учебной задачи. Нумерация многозначных чисел. Знакомство с новой счётной единицей - тысячей. Анализ струк­туры трёхзначных и четырёхзначных чисел. Классификация многозначных чисел

148-156



89

Чтение и запись четырёхзначных чисел. Раз­рядный и десятичный состав четырёхзнач­ного числа. Решение арифметических задач

157-167



90

Чтение и запись четырёхзначных чисел. Умножение однозначных и двузначных чи­сел на 100. Разрядный и десятичный состав четырёхзначного числа. Закономерность в записи ряда чисел

168 - 177



91

Чтение и запись четырёхзначных чисел. За­пись четырёхзначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Решение арифмети­ческих задач

178-187



92

Нумерация четырёхзначных чисел. Разряд­ный состав четырёхзначного числа. Решение арифметических задач

188-196



93

Единица длины километр. Соотношение единиц длины (1 км = 1000 м). Чтение и по­строение диаграмм

197-203



94

Решение задач. Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возраста­ния. Чтение и запись четырёхзначных чисел

204-215



95

Чтение четырёхзначных чисел. Запись чис­ловых равенств по данному условию. Работа с таблицами. Решение арифметических задач

216-223



96

Чтение и запись четырёхзначных чисел, классификация чисел. Поиск правила

224-230



97

Контрольная работа № 8




98

Чтение четырехзначных чисел. Решение арифметических задач




99, 100

Деление многозначных чисел на 10 и 100. Использование свойств сложения для срав­нения числовых выражений. Единица мас­сы грамм. Соотношение 1 кг = 1000 г

231-236



101

Единицы массы тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами. Классификация и сравнение величин

237-246



IV четверть (28 часов)




Многогранники. Куб. Параллелепипед (2 ч)

247-256



102

Классификация геометрических фигур. Многогранник и его элементы. Развёртка куба

247-251



103

Прямоугольный параллелепипед. Его раз­вёртка

252-256




Пятизначные и шестизначные числа. Решение задач (7 ч)

257-306



104

Постановка учебной задачи. Классы и раз­ряды в пятизначном и шестизначном чис­лах. Анализ структуры многозначных чисел. Классификация многозначных чисел. Таб­лица разрядов и классов

257-263



105

Разрядный и десятичный состав многознач­ного числа. Умножение на 1000. Сравнение произведений. Правило порядка выполне­ния действий

264-271



106

Решение арифметических задач. Использо­вание сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях

272-279



107

Сравнение многозначных чисел. Решение арифметических задач. Правило (законо­мерность) в записи числового ряда

280-286



108

Нумерация многозначных чисел. Запись многозначных чисел в порядке возрастания и убывания. Чтение диаграммы

287-293



109

Правило (закономерность) в записи число­вого ряда. Нумерация многозначных чисел. Геометрический материал (куб и его эле­менты)

294-301



110

Решение арифметических задач. Развёртка куба

302-306




Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (8 ч)

307-346



111

Постановка учебной задачи. Подготовитель­ная работа к изучению алгоритма письмен­ного сложения

307-313



112

Алгоритм письменного сложения. Исполь­зование свойств арифметических действий для сравнения числовых выражений

314-316



113

Постановка учебной задачи. Алгоритм пись­менного вычитания

317-322



114

Сложные случаи вычитания многозначных чисел

323-326



115

Сложение и вычитание многозначных чисел

327-331



116

Сложение и вычитание многозначных чисел

332-340



117

Контрольная работа № 9




118

Куб и его элементы. Развёртка куба

341-343



119

Многогранники. Куб. Пирамида

344-346




Единицы времени. Решение задач (3 ч)

347-371



120

Соотношение единиц времени (1 ч = = 60 мин). Перевод из одних единиц вре­мени в другие. Действия с величинами

347-353



121

Арифметические действия с единицами времени

354-362



122

Решение задач. Диаграмма

363-371



123

Контрольная работа по теме «Единицы времени. Решение задач» 10




124

Работа над ошибками.






Проверь себя! Чему ты научился в 1—3 классах?

372-412



125

Решение задач.





126,127

Решение задач повышенной сложности.





128

Арифметические действия с многозначными числами.




129,130

Площадь фигур.




131

Контрольная работа за курс 3 класса 11




132-136

Закрепление изученного





















Планируемые результаты обучения математике на конец 3 класса

Результаты формирования метапредметных умений

Личностные качества: положительное отношение к учению (к урокам математики), наличие элементов познавательного интереса.

Регулятивные УУД:

– понимать и принимать учебную задачу;

– планировать в сотрудничестве с учителем свои действия;

– действовать по намеченному плану, осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией,

устной или письменной (текстовой, знаковой, графической);

– выполнять действия самоконтроля (по ходу и после завершения работы);

– находить допущенные ошибки и корректировать их.

Познавательные УУД:

– понимать прочитанное;

– находить в учебнике математики нужные сведения;

– выявлять непонятные слова, спрашивать об их значении;

– выполнять действия анализа, сравнения, группировки с учётом указанных критериев, использовать освоенные условные знаки;

– выполнять задание различными способами;

– моделировать способ действия; переходить от одного вида модели к другому виду;

– научиться рассуждать, используя схемы;

– анализировать и сравнивать различные виды учебных моделей; заменять один вид модели другим; использовать различные виды учебных моделей (вербальная, предметная, графическая, схематическая, знаково-символическая) для решения новых учебных задач, для проверки и доказательства своих утверждений;

– понимать учебную задачу и находить способ её решения;

– рассуждать, используя схемы;

– анализировать рисунок, текст, схему, диаграмму для

получения нужной информации.

Коммуникативные УУД:

– участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке;

– комментировать свои действия.

Предметные результаты освоения программы по математике 3

Большинство учащихся научатся:

– сравнивать площади фигур с помощью различных мерок и единиц площади (квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр);

– использовать соотношение единиц площади для вычисления площади прямоугольника и единиц длины для вычисления периметра прямоугольника;

– измерять и вычислять площадь и периметр прямоугольника;

– использовать табличное умножение для вычислений значений произведений;

– использовать предметный смысл деления при анализе практических ситуаций;

– понимать символическую модель деления, взаимосвязь умножения и деления (взаимосвязь компонентов и результата умножения, взаимосвязь компонентов и результата деления);

– пользоваться отношением «меньше в …» и понимать его связь с предметным смыслом деления, сравнивать его с отношениями «больше в …», «меньше на …», «больше на …»;

– отвечать на вопросы: «Во сколько раз больше?», «Во сколько раз меньше?»;

– читать, понимать и сравнивать тексты арифметических задач на сложение, вычитание, умножение и деление; выделять в них условие и вопрос; записывать их решение арифметическим способом (по действиям); выбирать схемы, соответствующие задаче или условию задачи; пояснять выражения, записанные по условию задачи; составлять различные вопросы к данному условию задачи; выбирать из данных вопросов те, на которые можно ответить, пользуясь данным условием;

– устно умножать двузначное число на однозначное;

– устно делить двузначное число на однозначное;

– устно делить двузначное число на двузначное;

– использовать взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость» в практических ситуациях;

– читать, записывать, сравнивать и упорядочивать многозначные числа; записывать их в виде суммы разрядных слагаемых; увеличивать и уменьшать многозначные числа на несколько единиц, или десятков, или сотен без перехода в другой разряд;

– выявлять признак разбиения многозначных чисел на группы;

– выявлять правило (закономерность) в записи чисел ряда и продолжать ряд по тому же правилу;

– строить и читать столбчатые диаграммы;

– вычислять значения числовых выражений, пользуясь правилами порядка выполнения действий в выражениях;

– пользоваться алгоритмами письменного сложения и вычитания;

– соотносить геометрические фигуры с окружающими предметами или их частями.

Ученикам будет предоставлена возможность научиться:

комментировать свои действия, пользуясь математической терминологией (названия компонентов и результатов арифметических действий, названия свойств арифметических действий и т. д.);

классифицировать числовые выражения, используя правила порядка выполнения действий в выражениях;

применять свойства арифметических действий для сравнения выражений и для вычисления их значений;

решать арифметические задачи (на сложение, вычитание, умножение и деление) различными способами; проверять ответ задачи, решая её другим способом; дополнять текст задачи в соответствии с её решением; дополнять текст задачи числами и отношениями в соответствии с решением задачи; анализировать тексты задач с лишними данными и выбирать те данные, которые позволяют ответить на вопрос задачи; анализировать и дополнять тексты задач с недостающими данными; составлять условие по данному вопросу; составлять задачу по данному решению;

самостоятельно строить схему, соответствующую задаче;

приобрести опыт решения логических и комбинаторных задач; использовать знания о соотношениях единиц длины (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр) для анализа практических ситуаций;

использовать знания о соотношениях единиц массы (тонна, центнер, килограмм, грамм) для анализа практических ситуаций;

использовать знания о соотношении единиц времени (год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда) для анализа практических ситуаций;

решать арифметические задачи по данным, записанным в таблице;


























3