СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочная деятельность "Волшебный карандаш" 34 часа, 1 час в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» составлена учителем начальных классов Савиновой Натальей Владимировной.

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами художественной деятельности учащихся являются:

- художественное восприятие,

- информационное ознакомление,

- изобразительная деятельность,

- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.

Задачи:

1.  Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.

2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.

3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

6.  Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

—   репродуктивный (воспроизводящий);

—  иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

—   проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.

Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.

Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю продолжитель­ностью 40 мин. Программа предназначена для учащихся 8-9 лет.

Ценностные ориентиры содержания курса

Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения   программы по курсу «Волшебный карандаш»:

Ученик научится:

осознавать роль художественной культуры в жизни людей;

эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)

Учащийся получит возможность научиться:

чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

Учащийся получит возможность научиться:

овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,    который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:

Учащийся научится:

знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

понимание образной природы искусства;

эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

Учащийся получит возможность научиться:

способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.



Содержание курса внеурочной деятельности

Творческие работы на тему «Мои увлечения»

Рисунки на тему «Я и моя семья»

Конкурс на самый красивый фантик.

Портрет Зайчика – огородника.

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

Изготовление новогодних карнавальных масок.

Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

Былинные богатыри. Илья Муромец.

Рисование на тему: «Подводное царство»

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

Рисунок-декорация «Сказочный домик»

Рисунки на тему «Любимые герои»

Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

Рисование на тему «Родина моя».

Изготовление праздничной открытки.

Конкурс рисунков: «Слава Победе!»

Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

Рисование на тему: «Весенние картины»

Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

Рисование на тему: «Лето красное»

Формы организации:

Формы работы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- коллективная работа.

Виды деятельности:

- словесные: лекция, рассказ, объяснение, беседа;

- практические: диалоги «учитель – ученик», «ученик – ученик», творческие конкурсы, выставки.



Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Темы уроков

Количество часов

Примечания

план

факт

1



Творческие работы на тему «Мои увлечения»

1


2



Рисунки на тему «Я и моя семья»

1


3



Конкурс на самый красивый фантик.

1


4



Портрет Зайчика – огородника.

1


5



Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)

1


6



Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)

1


7.



Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)

1


8.



Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»

1


9



Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»

1


10



Рисунки на тему «Братья наши меньшие»

1


11



Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».

1


12



Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».

1


13



Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.

1


14



Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».

1


15



Изготовление новогодних карнавальных масок.

1


16



Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».

1


17



Былинные богатыри. Илья Муромец.

1


18



Рисование на тему: «Подводное царство»

1


19



Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1


20



Конкурс рисунков «Слава армии родной!».

1


21



Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»

1


22



Рисование на тему: « Красота вокруг нас».

1


23



Рисунок-декорация «Сказочный домик»

1


24



Рисунки на тему «Любимые герои»

1


25



Рисование на тему: «Люблю природу русскую»

1


26



Рисование на тему «Родина моя».

1


27



Изготовление праздничной открытки.

1


28



Конкурс рисунков: «Слава Победе!»

1


29



Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».

1


30



Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»

1


31



Рисование на тему: «Весенние картины»

1


32



Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.

1


33



Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»

1


34



Рисование на тему: «Лето красное»

1





Литература

  1. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.

  2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.

  3. Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.

  4. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.

  5. Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.

  6. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.

  7. Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.

  8. Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.