Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Волшебный карандаш» составлена учителем начальных классов Савиновой Натальей Владимировной.
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Цель данной программы — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
— репродуктивный (воспроизводящий);
— иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
— проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
— эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок — куклы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. Программа предназначена для учащихся 8-9 лет.
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Волшебный карандаш» - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
Ученик научится:
осознавать роль художественной культуры в жизни людей;
эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)
Учащийся получит возможность научиться:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
Учащийся получит возможность научиться:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Волшебный карандаш»:
Учащийся научится:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
Учащийся получит возможность научиться:
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание курса внеурочной деятельности
Творческие работы на тему «Мои увлечения»
Рисунки на тему «Я и моя семья»
Конкурс на самый красивый фантик.
Портрет Зайчика – огородника.
Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель)
Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель)
Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши)
Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки»
Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя»
Рисунки на тему «Братья наши меньшие»
Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы».
Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья».
Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой.
Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей».
Изготовление новогодних карнавальных масок.
Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок».
Былинные богатыри. Илья Муромец.
Рисование на тему: «Подводное царство»
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конкурс рисунков «Слава армии родной!».
Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!»
Рисование на тему: « Красота вокруг нас».
Рисунок-декорация «Сказочный домик»
Рисунки на тему «Любимые герои»
Рисование на тему: «Люблю природу русскую»
Рисование на тему «Родина моя».
Изготовление праздничной открытки.
Конкурс рисунков: «Слава Победе!»
Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди».
Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Рисование на тему: «Весенние картины»
Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный.
Рисование на тему: «Моя любимая игрушка»
Рисование на тему: «Лето красное»
Формы организации:
Формы работы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Виды деятельности:
- словесные: лекция, рассказ, объяснение, беседа;
- практические: диалоги «учитель – ученик», «ученик – ученик», творческие конкурсы, выставки.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела Темы уроков | Количество часов | Примечания |
план | факт |
1 | | | Творческие работы на тему «Мои увлечения» | 1 | |
2 | | | Рисунки на тему «Я и моя семья» | 1 | |
3 | | | Конкурс на самый красивый фантик. | 1 | |
4 | | | Портрет Зайчика – огородника. | 1 | |
5 | | | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель) | 1 | |
6 | | | Рисунки «Осенние сказки лесной феи» (акварель) | 1 | |
7. | | | Конкурс рисунков на тему: «Правила дорожные знать каждому положено» (цв. карандаши) | 1 | |
8. | | | Конкурс рисунков на тему: «Мои любимые сказки» | 1 | |
9 | | | Конкурс рисунков на тему: «Мамочка любимая моя» | 1 | |
10 | | | Рисунки на тему «Братья наши меньшие» | 1 | |
11 | | | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы». | 1 | |
12 | | | Конкурс рисунков на тему: «Птицы – наши друзья». | 1 | |
13 | | | Праздник русской матрёшки. Знакомство с хохломой. | 1 | |
14 | | | Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей». | 1 | |
15 | | | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 1 | |
16 | | | Иллюстрация к сказке «Петушок – золотой гребешок». | 1 | |
17 | | | Былинные богатыри. Илья Муромец. | 1 | |
18 | | | Рисование на тему: «Подводное царство» | 1 | |
19 | | | Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | |
20 | | | Конкурс рисунков «Слава армии родной!». | 1 | |
21 | | | Конкурс поздравительных открыток «Милой мамочке!» | 1 | |
22 | | | Рисование на тему: « Красота вокруг нас». | 1 | |
23 | | | Рисунок-декорация «Сказочный домик» | 1 | |
24 | | | Рисунки на тему «Любимые герои» | 1 | |
25 | | | Рисование на тему: «Люблю природу русскую» | 1 | |
26 | | | Рисование на тему «Родина моя». | 1 | |
27 | | | Изготовление праздничной открытки. | 1 | |
28 | | | Конкурс рисунков: «Слава Победе!» | 1 | |
29 | | | Иллюстрация к сказке «Гуси-лебеди». | 1 | |
30 | | | Портрет живых персонажей из сказки Дж. Родари «Приключения Чиполлино» | 1 | |
31 | | | Рисование на тему: «Весенние картины» | 1 | |
32 | | | Фантастические персонажи сказок: Баба – Яга, Водяной, Кащей – Бессмертный. | 1 | |
33 | | | Рисование на тему: «Моя любимая игрушка» | 1 | |
34 | | | Рисование на тему: «Лето красное» | 1 | |
Литература
Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? – М.,1998г.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
Межуева Ю.А. Сказочная гжель. – М.,2003г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. – М.,1983г.
Орлова Л.В. Хохломская роспись. – М.,1998г.
Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.– М., 1981г.
Хворостов А.С. Декоративно – прикладное искусство в школе. – М..1988г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.