Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» составлена учителем начальных классов Савиновой Натальей Владимировной.
Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Актуальность программы «Решай-ка» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Цель: на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.
Задачи:
Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.
Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.
Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.
Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин. Программа предназначена для учащихся 7-8 лет.
Ценностные ориентиры содержания курса
Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
простое наблюдение,
проведение математических игр,
опросники,
анкетирование
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:
решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
читать графическую информацию;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
различать существенные и несущественные признаки.
отличать кривые и плоские поверхности;
доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
постановке учебных задач занятия;
оценке своих достижений;
действовать по плану.
Предметными результаты учащийся получит возможность научиться:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Содержание курса внеурочной деятельности
Как люди научились считать? Математическое занятие «Осень в гости к нам пришла» Что такое логика? Веселые задачки и не только. Логические задачи. Ребусы. Задачи в стихах. Урок-путешествие «Кладоискатели» Математическая викторина. Частное двух чисел. Решение задач. Математический КВН Сказочная математика Решение нестандартных задач Больше или меньше и на сколько. Во сколько раз больше или меньше? Танграм. Логические задания. Математический брейн-ринг Логически -поисковые задания Переменная. Выражения с переменной и его значения. Решение задач, содержащих переменную Конкурс смекалистых по теме «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения» Анализ конкурса смекалистых. Составление числовых выражений. Решение задач. Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр. Практическое решение задач по данной теме. Периметр многоугольника Площадь геометрической фигуры Цена, количество, стоимость. Математические игры. В гостях у Геометрии. Отрезок. Луч. Числовой луч. Многоугольник Круг. Окружность. Логические задачи и упражнения. Решение логических задач. Игра «Мы дружим с математикой»
Формы организации:
Формы работы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- коллективная работа.
Виды деятельности:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование раздела Темы уроков | Количество часов | Примечания |
план | факт |
| | | Как люди научились считать? | 1 | |
| | | Математическое занятие «Осень в гости к нам пришла» | 1 | |
| | | Что такое логика? | 1 | |
| | | Веселые задачки и не только. | 1 | |
| | | Логические задачи. | 1 | |
| | | Логические задачи. | 1 | |
| | | Ребусы.Задачи в стихах. | 1 | |
| | | Урок-путешествие «Кладоискатели» | 1 | |
| | | Математическая викторина. | 1 | |
| | | Частное двух чисел. Решение задач. | 1 | |
| | | Математический КВН | 1 | |
| | | Сказочная математика | 1 | |
| | | Решение нестандартных задач | 1 | |
| | | Больше или меньше и на сколько. | 1 | |
| | | Во сколько раз больше или меньше? | 1 | |
| | | Танграм. | 1 | |
| | | Логические задания. | 1 | |
| | | Математический брейн-ринг | 1 | |
| | | Логически -поисковые задания | 1 | |
| | | Переменная. Выражения с переменной и его значения. | 1 | |
| | | Решение задач, содержащих переменную | 1 | |
| | | Конкурс смекалистых по теме «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения» | 1 | |
| | | Анализ конкурса смекалистых. Составление числовых выражений. Решение задач. | 1 | |
| | | Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр. Практическое решение задач по данной теме. | 1 | |
| | | Периметр многоугольника | 1 | |
| | | Площадь геометрической фигуры | 1 | |
| | | Цена, количество, стоимость. | 1 | |
| | | Математические игры. | 1 | |
| | | В гостях у Геометрии. | 1 | |
| | | Отрезок. Луч. Числовой луч. Многоугольник | 1 | |
| | | Круг. Окружность. | 1 | |
| | | Логические задачи и упражнения. | 1 | |
| | | Решение логических задач. | | |
| | | Игра «Мы дружим с математикой» | 1 | |
Литература
«Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.
«Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.
«Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.
«Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002. Волина В.В.Праздник Числа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-304с.
Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2006,-192с.