СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс. 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Занимательная математика» составлена учителем начальных классов Савиновой Натальей Владимировной.

Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Актуальность программы «Решай-ка» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. На данных занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Цель: на популярном, практическом уровне знакомить учащихся с новыми математическими понятиями и современными технологиями решения задач.

Задачи:

  1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.

  2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.

  3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.

  4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий.

  5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах.

  6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях.

Курс рассчитан на 1 час в неделю: всего 34 часа. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю продолжитель­ностью 40 мин. Программа предназначена для учащихся 7-8 лет.

Ценностные ориентиры содержания курса

Практическая значимость   обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,

  • проведение математических игр,

  • опросники,

  • анкетирование

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ученик научится:

  1. решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

  2. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

  3. строить логическую цепь рассуждений;

  4. выдвигать гипотезы;

  5. составлять задачи-шутки, магические квадраты;

  6. читать графическую информацию;

  7. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

  8. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

  9. различать существенные и несущественные признаки.

  10. отличать кривые и плоские поверхности;

  11. доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;

  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;

  3. умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

  1. постановке учебных задач занятия;

  2. оценке своих достижений;

  3. действовать по плану.

Предметными результаты учащийся получит возможность научиться:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.



Содержание курса внеурочной деятельности

Как люди научились считать? Математическое занятие «Осень в гости к нам пришла» Что такое логика? Веселые задачки и не только. Логические задачи. Ребусы. Задачи в стихах. Урок-путешествие «Кладоискатели» Математическая викторина. Частное двух чисел. Решение задач. Математический КВН Сказочная математика Решение нестандартных задач Больше или меньше и на сколько. Во сколько раз больше или меньше? Танграм. Логические задания. Математический брейн-ринг Логически -поисковые задания Переменная. Выражения с переменной и его значения. Решение задач, содержащих переменную Конкурс смекалистых по теме «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения» Анализ конкурса смекалистых. Составление числовых выражений. Решение задач. Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр. Практическое решение задач по данной теме. Периметр многоугольника Площадь геометрической фигуры Цена, количество, стоимость. Математические игры. В гостях у Геометрии. Отрезок. Луч. Числовой луч. Многоугольник Круг. Окружность. Логические задачи и упражнения. Решение логических задач. Игра «Мы дружим с математикой»

Формы организации:

Формы работы:

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества учащихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

- индивидуальная работа,

- групповая работа,

- коллективная работа.

Виды деятельности:

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность;

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах. 




Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Наименование раздела

Темы уроков

Количество часов

Примечания

план

факт



Как люди научились считать?

1




Математическое занятие «Осень в гости к нам пришла»

1




Что такое логика?

1




Веселые задачки и не только.

1




Логические задачи.

1




Логические задачи.

1




Ребусы.Задачи в стихах.

1




Урок-путешествие «Кладоискатели»

1




Математическая викторина.

1




Частное двух чисел. Решение задач.

1




Математический КВН

1




Сказочная математика

1




Решение нестандартных задач

1




Больше или меньше и на сколько.

1




Во сколько раз больше или меньше?

1




Танграм.

1




Логические задания.

1




Математический брейн-ринг

1




Логически -поисковые задания

1




Переменная. Выражения с переменной и его значения.

1




Решение задач, содержащих переменную

1




Конкурс смекалистых по теме «Решение задач содержащих переменную. Числовые выражения»

1




Анализ конкурса смекалистых. Составление числовых выражений. Решение задач.

1




Длина и ее единицы - метр, дециметр, сантиметр. Практическое решение задач по данной теме.

1




Периметр многоугольника

1




Площадь геометрической фигуры

1




Цена, количество, стоимость.

1




Математические игры.

1




В гостях у Геометрии.

1




Отрезок. Луч. Числовой луч.

Многоугольник

1




Круг. Окружность.

1




Логические задачи и упражнения.

1




Решение логических задач.





Игра «Мы дружим с математикой»

1





Литература

  1. «Веселые задачки», Остер Г.,М.,2000.

  2. «Веселые задачи», Перельман Я.И.,М.,АСТ*Астрель,2005.

  3. «Занимательные материалы к урокам математики», Лазуренко Л.В.,В., 2005.

  4. «Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать», ВолинаВ.,М.,2002. Волина В.В.Праздник Числа.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-304с.

  5. Рудницкая В.Н. Математика: 2 класс: Методика обучения. М.: Вентана-Граф, 2006,-192с.