Пояснительная записка к рабочей программе по истории в 9 классе
Рабочая программа курса истории в 9 классе составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по истории для 9 класса. Программа предполагает использование следующих учебников: по Всеобщей истории: Всеобщая история. «Новейшая история. XX – начало XXI века» 9 класс. Алексашкина Л.Н. «Просвещение», 2013г.по Истории России: «История России 20 - начало 21 века». 9 класс Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. - М: «Просвещение», 2013г. Предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 9 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю. Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно. Курс «Всеобщая история» изучается в 9 классе в объеме 22 часов, курс «История России» - в объеме 46 часов
Цели:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
- овладение учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути зарубежных стран, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации;
Задачи:
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества;
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, - определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др;
Коммуникативные результаты:
- определять цель, проблему в учебной деятельности;
- работать по плану, сверяясь с целью;
- выдвигать версии, планировать свою деятельность;
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
5.Содержание учебного предмета
ТЕМА: РОССИЯ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА (1900 – 1916 г.г.) (7 часов)
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире.
Территориальная структура Российской империи, ее геостратегическое положение. Особенности процесса модернизации в России начала XX века. Характеристика политической системы Российской империи начала XX в.; необходимость ее реформирования. Личность Николая II, его политические воззрения. Борьба в высших эшелонах власти по вопросу политических преобразований. С. Ю. Витте. В. К. Плеве. П. Д. Святополк-Мирский..
Особенности развития российской экономики начала XX в. Роль государства в экономике России. Финансовый капитал. Государственно-монополистический капитализм.
Иностранный капитал в России: причины его широкого проникновения в страну, роль в развитии российской экономики. Российский монополистический капитализм: его специфика, формы, место и роль в экономике. Аграрное перенаселение. Особенности социальной структуры российского общества начала XX.. Количественная и качественная характеристика российского пролетариата, условия его труда и быта.
Внешняя политика Николая II. Внешнеполитические приоритеты России в начале царствования Николая П. Миротворческая инициатива русского императора. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Втягивание России в дальневосточный конфликт. Русско-японская война 1904—1905 гг. Ход военных действий на суше и на море. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.
Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки формирования и особенности генезиса политических партий в России. Классификация партий.
Российская социал-демократия. II съезд РСДРП. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин. Ю. О. Мартов. Партия социалистов-революционеров. Особенности программных и тактических установок. В. М. Чернов. Деятельность Боевой организации. Е. Ф. Азеф. Радикализация либерального движения. Влияние русско-японской войны внутриполитическую ситуацию.
Первая русская революция. Антиправительственное движение в 1901—1904 гг. «Зубатовский социализм»: суть, перспективы, причины провала. Кровавое воскресенье. Причины революции. Основные события. «Верхи» в условиях революции. Манифест 17 октября 1905 г. Создание первого представительного органа власти — Государственной думы. Формирование либеральных и консервативных партий.
Конституционно-демократическая партия и «Союз 17 октября»: политические доктрины, решение аграрного и национ. вопросов, соц. состав, численность. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. Традиционалистские (монархические) партии и организации: программа, соц. состав, численность. Черносотенцы. Пуришкевич. Итоги революции.
Реформы П. А. Столыпина
Россия в Первой мировой войне. Обострение внутриполитической ситуации. Русская внешняя политика после окончания русско-японской войны. Обострение русско-германских противоречий. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Итоги военной кампании 1914—1916 гг. Психологический перелом в армейских настроениях. Влияние военного фактора на экономическое и социальное положение в стране. Война и психологическое состояние общества. Отношение политических партий к войне. «Верхи» в условиях войны. Дискредитация царизма и государственной власти. «Распутинщина». IV Государственная дума. Прогрессивный блок. Нарастание революционного движения. Угроза национальной катастрофы.
Серебряный век русской культуры. Духовное состояние русского общества в н. XX в. Демократизация культуры. Основные тенденции развития русской культуры начала XX в. Развитие науки. Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов, И.И.Мечников, И.П. Павлов, С.М. Соловьев Русская философия: поиски общественного идеала. Русская идея. Печать и журналистика. Библиотечное дело. Просвещение. Литература: традиции реализма и новые направления. Русская поэзия. Декаданс Символизм. Акмеизм Футуризм. Изобразительное искусство. Русский авангард. «Мир искусства», «Голубая роза», « Бубновый валет».
Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. К.С. Станиславский. Музыка и исполнительское искусство. Русский балет. Русские сезоны С. Дягилева. Кинематограф.
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1час). Россия в ожидании перемен.
ТЕМА: РОССИЯ В 1917-1927 гг. (9 часов
От Февраля к Октябрю. Начало Февральской революции. Объективные и субъективные причины революции. Двоевластие: суть и причины его появления. Отречение Николая II .
Рождение новой власти на местах. Альтернативы развития страны после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. Апрельский кризис Временного правительства. Выступление генерала Корнилова и его последствия. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества. Курс большевистского руководства на вооруженный захват власти. Л. Д. Троцкий. Октябрьский переворот в Петрограде. Крах праволиберальной альтернативы.
Становление советской власти. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти. Создание коалиционного советского правительства. Судьба Учредительного собрания. Крах леводемократической альтернативы. III Всероссийский съезд Советов. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Формирование советской государственности. Отношение большевиков, к продолжающейся мировой войне. Доктрина мировой революции и революционной войны. Борьба в РСДРП(б) по вопросу о сепаратном мире. Выход России из Первой мировой войны. Брест- Литовский мирный договор; его условия, экономические и политические последствия их принятия.
Эволюция экономической политики советской власти. «Военный коммунизм». Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений. Первые мероприятия советской власти в области промышленного производства, транспорта, торговли, банковской системы. Закон о социализации земли. Установление продовольственной диктатуры. Конец правительственной коалиции большевиков и левых эсеров. Переход к продразверстке. Ускоренная национализация. Ликвидация товарно-денежных отношений.
Гражданская война. Причины Гражданской войны и ее этапы. Расстановка противоборствующих сил. Первые вспышки Гражданской войны: поход генерала П. Н. Краснова на Петроград, вооруженное сопротивление в Москве, «мятеж» генерала Н. Я. Духонина, выступления атаманов А. М. Каледина, А. И. Дутова, Г. С. Семенова. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии. С.С. Каменев, М.В. Фрунзе, С.М. Буденный Иностранная интервенция: причины, масштаб, формы, районы оккупации.
Выступление чехословацкого корпуса. Формирование Восточного фронта. Ликвидация советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке
Новая экономическая политика. Экономический и политический кризис начала 20-х гг. Переход к новой экономической политике. Сущность нэпа и его экономические итоги. Социальная структура и социальная психология в 20-е гг. Кризис нэпа, его причины. Альтернативные варианты преодоления кризисных явлений.
Развитие политического процесса в 20-е гг. Отношение к нэпу в различных слоях населения и в партии. Эволюция взглядов В. И. Ленина на НЭП. Главное противоречие нэпа. Формирование однопартийной системы. Превращение РКП(б) в главное звено государственной структуры. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Борьба за власть в политическом руководстве после смерти В. И. Ленина. И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Н.И. Бухарин. Усиление позиций И.В.Сталина.
Внешняя политика в 20-е гг. Международная обстановка во время и после окончания Гражданской войны. Внешнеполитические аспекты причин победы большевиков в Гражданской войне. Идея мировой революции и учреждение Коммунистического Интернационала. II конгресс Коминтерна. Эволюция взглядов В. И.Ленина на идею мировой революции. Перенесение акцента на нормализацию отношений с мировыми державами и широкое привлечение иностранных капиталов в страну. Прорыв мировой изоляции советской страны. Новый курс Коминтерна. Международное признание СССР. Экономическое и политическое сотрудничество СССР и Германии. Американские фирмы на советском рынке. Усиление международной напряженности в конце 20-х гг.: причины, факты, последствия
Духовная жизнь. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Большевистские приоритеты в науке. Положение научно-технической интеллигенции. Творцы Серебряного века в советской России. Первая волна эмиграции. «Философский пароход». Сменовеховство. Большевики и церковь. Начало «нового искусства». Пролеткульт. Российская ассоциация пролетарских писателей. Новые имена и новые тенденции в литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре. «Окна сатиры РОСТА». Кинематограф. Начало партийного наступления на культуру. Жизнь, быт и психология людей в 20-е гг.
ТЕМА : СССР В 1928-1938 гг. (5 часов)
Экономическое развитие. Хлебозаготовительный кризис 1927 г.: Причины, проявления, меры к преодолению. Оформление двух точек зрения на причины и пути выхода из кризиса: И. В. Сталин против Н. И. Бухарина. Социально-психологические предпосылки победы сталинской линии. Социально-политическая подготовка «великого перелома». Советская модель модернизации. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Индустриализация: цели, методы, источники. Первые пятилетки, их итоги. Коллективизация. Раскулачивание. Результаты форсирования развития и его цена.
Политическая система. Определение и основные черты политической системы.
Роль и место ВКП(б) в политической системе и жизни общества. Идеология и общественная жизнь. Контроль за средствами массовой информации. «Партийное влияние» на науку и культуру. Перестройка системы образования. Дальнейшее наступление на церковь. Культ вождя. Система массовых организаций. Унификация общественной жизни. Массовые репрессии. Принятие Конституции 1936 г.
Социальная система.
Изменение социальной структуры общества. Конституция 1936 г. о социальной структуре советского общества. Рабочий класс. Источники пополнения. Производственные навыки. Жизнь и быт. Стахановское движение. Социальная дифференциация. Ужесточение трудового законодательства.
Крестьянство. Социальные последствия коллективизации и раскулачивания. Жизнь и быт колхозной деревни. Изменения в социальной психологии крестьян. Ограничение административных и гражданских прав. Интеллигенция. Истребление старых кадров. Формирование пролетарской интеллигенции. «Спецконтингент». ГУЛАГ как структурное подразделение советской экономики. Номенклатура — верхний слой советской социальной системы. Состав. Иерархия. Психология. Система льгот и привилегий.
Духовная жизнь. Идеологическое наступление на культуру. Школа и семья. Ликвидация безграмотности. Развитие системы образования. Советская наука. Достижения советской физической школы. Успехи советских химиков. Достижения в биологии. От свободы творчества к творческим союзам. М. Горький. Социально-психологический феномен социалистического реализма. Советский кинематограф. Музыкальное творчество. Песенное искусство. Живопись. Литература. Культурная революция и ее итоги. Жизнь и быт людей в 30-е гг. Психологическое состояние общества
Повторение и обобщение. Накануне суровых испытаний.
ТЕМА: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (6 часов)
СССР накануне войны. Советско-германские отношения. Развитие политического процесса в Европе после заключения Мюнхенского договора. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германские договоры 1939 г. Реализация СССР секретных протоколов. Война с Финляндией и ее итоги. Укрепление обороноспособности страны: успехи и просчеты. Подготовка Германии к нападению на СССР.
Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия зимой—летом 1942 г. Проблемы внезапности нападения Германии на СССР- Вторжение немецких войск. Первые мероприятия советского правительства по организации отпора врагу. Периодизация военных действий. Оборонительные сражения летом—осенью 1941 г. Героизм советских воинов. Причины неудач Красной Армии. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории, массовое уничтожение людей. Приказ № 270. Битва под Москвой. Разгром немецких войск под Москвой. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги.Неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом. Летнее наступление немецких войск. Приказ № 227. Сталинградская битва. Сражения на Кавказе.
Тыл в годы войны. Морально-психологическое состояние советских людей после вторжения немецких войск. Церковь в период Великой Отечественной войны. Эвакуация. Героический труд в тылу. Жизнь и быт. Наука и образование в годы войны. Художественная культура
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало массового изгнания захватчиков с советской земли. Результаты зимнего наступления Красной Армии. Борьба в тылу врага, партизанское движение.
Битва на Курской дуге, ее итоги и значение. Битва за Днепр. Освобождение Донбасса, Правобережной Украины. Итоги летне-осенней кампании 1943 г.Соотношение сил на Восточном фронте к началу 1944 г. Итоги зимнего наступления Красной Армии. Освобождение Украины и Крыма
Завершающий период Великой Отечественной войны. Наступление советских войск летом 1944 г. Операция «Багратион». Разгром немецких войск в Прибалтике. Победа на Балканах. Завершающие сражения Красной Армии в Европе. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Разгром японских войск в Маньчжурии. Причины победы Советского Союза над фашизмом. Итоги и цена победы. Вклад СССР в освобождение Европы. Советские полководцы. Г.К. Жуков, А.М. Василевский, И.С. Конев, К.К. Рокоссовский.
Повторение и обобщение. Итоги и уроки великой войны.
ТЕМА: СССР В 1945-1952 гг. (2 часа)
Послевоенное восстановление хозяйства. Политическое развитие страны. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. Создание ядерного оружия. «Демократический импульс» войны. Изменения в структурах власти. Система ГУЛАГа в послевоенные годы. Национальная политика. Правящая партия и общественные организации в первые послевоенные годы.
Идеология и культура. Идеологические кампании 40-х гг. Эволюция официальной идеологии. Образование. Противоречия в развитии литературы, театра, кино, музыки. Научные дискуссии.
ТЕМА: СССР В 1953-СЕРЕДИНЕ 60-х гг. (3 часа)
Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Г. М. Маленков. Л. П. Берия. Н. С. Хрущев. XX съезд КПСС. Критика культа личности и ее пределы. Начало реабилитации жертв политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Разработка новой Конституции СССР.
Экономическое и социальное развитие. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущева. Начало освоения целинных и залежных земель. Реформа управления промышленностью. Создание совнархозов. Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР. Особенности социальной политики. Жилищное строительство. Курс на ускорение научно-технического прогресса. Трудности в снабжении населения продовольствием.
Развитие науки и образования. Духовная жизнь. Внешняя политика. Научно-техническая революция в СССР. Запуск первого искусственного спутника Земли (1957). Первый пилотируемый полет в космос Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 г. Открытия советских ученых в важнейших областях науки. С. П. Королев. М. В. Келдыш, И. В. Курчатов. А. Д. Сахаров. Реформа школы 1958 г. Духовная жизнь
Зарождение обновленческого направления в советской литературе. И. Эренбург. В. Панова. А. Твардовский. Д. Гранин. В. Дудинцев. Р. Рождественский. Е. Евтушенко. Вознесенский. Солженицын. Ослабление идеологического давления в области музыкального искусства, живописи, кинематографии. Выработка новых подходов во внешней политике. Мирное сосуществование государств с различным общественным строем. Возобновление диалога с Западом. Попытки начала разоружения. Берлинский кризис 1961 г. Поиски новых подходов в отношениях со странами социализма. КПСС и международное коммунистическое и рабочее движение. Отношения СССР со странами «третьего мира»
ТЕМА: СССР В СЕРЕДИНЕ 60-х-СЕРЕДИНЕ 80-х гг. (3 часа)
Политическое развитие. Внешняя политика СССР при Брежневе. Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н. С. Хрущева от власти в октябре 1964 г. Л. И. Брежнев. А. Н. Косыгин. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. Курс на «стабильность кадров». XXIII съезд КПСС и проведение «контрреформ» в политической сфере. Укрепление роли армии и органов безопасности. Реформирование КГБ. Конституция СССР 1977 г. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын.
Установление военно-стратегического паритета между СССР и США. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Участие СССР в войне в Афганистане. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. Доктрина Брежнева. Страны «третьего мира» во внешней политике советского руководства.
ТЕМА: ПЕРЕСТРОЙКА В СССР. 1985-1991 гг. (3 ч)
Реформа политической системы. Смерть Л. И. Брежнева. Ю. В. Андропов. М. С. Горбачев. «Кадровая революция». Всесоюзная партийная конференция и реформа политической системы 1988 г. Проведение выборов народных депутатов СССР 1989 г. Съезды народных депутатов. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Возрождение российской многопартийности. Либеральные, социалистические, национальные партии и общественно-политические движения. Национальная политика и межнациональные отношения. Власть и церковь в годы перестройки. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Роспуск КПСС. Обострение межнациональных противоречий. Провозглашение союзными республиками суверенитета. Распад СССР. Образование СНГ.
Экономические реформы 1985—1991 гг. Состояние экономики СССР в середине 80-х гг. Стратегия «ускорения социально-экономического развития». Экономическая реформа 1987 г. и причины ее незавершенности. Программа «500 дней». Экономическая политика союзных республик в условиях «парада суверенитетов» 1990—1991 гг. и ее последствия. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Общественная жизнь. Внешняя политика Пересмотр партийной идеологии. Новая редакция программы КПСС (1986 г.). Политика гласности. Утрата КПСС контроля над средствами массовой информации. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности. Динамика общественных настроений. Кризис социалистической идеологии и политики. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало ядерного разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Вывод советских войск из Афганистана, стран Восточной Европы. Распад мировой социалистической системы. Роспуск СЭВ и Варшавского Договора. Итоги и последствия политики нового мышления.
ТЕМА: НОВАЯ РОССИЯ. 1991-2006 гг. (4 ч)
Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ (октябрь 1991 г.). Либерализация цен. Приватизация. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике. Переходный характер экономики страны в 90-е гг.
Политическая жизнь. Национальная политика и межнациональные отношения Декларация о государственном суверенитете России (12 июня 1990 г.). Выборы Президента России 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин. Разработка новой конституции страны. Политический кризис 1993 г. Демонтаж советской системы власти. Ликвидация Советов. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Итоги политического развития страны в 90-е гг. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 90-е гг.
Духовная жизнь. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Традиционные религии в современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Геополитическое положение и внешняя политика России. Россия на пороге XXI в. Положение России в мире. Россия и Запад. Россия и США. Россия и Восток. Россия—СНГ. Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Страны СНГ и Балтии в 90-е гг. Русское зарубежье в 90-е гг.
Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)
Повторение и обобщение. Место России в современном мире.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков :урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторительно-обобщающий; контрольный урок; комбинированный урок
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1.
Введение
1
Обсуждение задач курса истории России. Планирование самостоятельной деятельности по курсу. Самоанализ необходимых для изучения курса умений и опорных знаний.
2.
Россия в 1917–1921 гг.
9
Раскрывать значение свержения самодержавия в стране; характеризовать основные социально-политические силы в 1917 г.; моделировать возможное отношение различных социальных групп к тем или иным историческим событиям;
3.
Итоговое повторение и обобщение.
1
Давать развёрнутый устный ответ с использованием основной учебной информации и справочного аппарата учебника, дополнительных источников информации (словарь, памятки, интернет-ресурсы,
4.
Советское государство и общество в 1920–1930-х гг.
12
Давать историческую оценку и сравнительную характеристику государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны.
Аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения; анализировать исторические фотографии
5.
Итоговое повторение и обобщение.
1
Определять противоречия и успехи в развитии страны. Высказывать суждения о художественных достоинствах произведений искусства; аргументировать своё мнение, привлекая изученные факты и дополнительные сведения.
6.
Тема 3. СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.
13
Привлекать знания из курса всеобщей истории; осуществлять самоанализ своих знаний по теме. Изучать ход войны на основе комплексного анализа данных тематической карты, картосхемы, изобразительных источников; давать сравнительный анализ документов; привлекать знания, полученные в процессе изучения других предметов; составлять хронологическую таблицу.
7.
Итоговое повторение и обобщение.
1
Привлекать знания из курса «Всеобщая история»; изучать ход войны на основе комплексного анализа данных картосхем, изобразительных и документальных источников; составлять хронологическую таблицу; аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; выявлять причинно-следственные связи.
8.
Тема 4. СССР в 1945 — первой половине 1960-х гг.
8
Привлекать знания из курса всеобщей истории; давать комментарий и анализ фотодокументов, плакатов; давать характеристику политического строя; давать историческую оценку государственных мероприятий и выявлять их последствия для страны; составлять хронологическую таблицу
9.
Итоговое повторение и обобщение.
1
Самостоятельно находить, систематизировать и излагать дополнительную информацию по изучаемой теме; характеризовать политику советского руководства в области культуры и идеологии; выражать своё мнение о процессах, происходивших в стране
10.
Тема 5. СССР в 1964–1991 гг.
7
Определять особенности социально-экономических процессов, в том числе на основе данных таблицы; давать историческую оценку государственных мероприятий, в том числе на примере своего региона, выявлять их последствия для страны. Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; комментировать и анализировать фотодокументы и плакаты;
обобщать материал темы в форме таблицы.
11.
Итоговое повторение и обобщение.
1
Привлекать знания из курса всеобщей истории; раскрывать противоречивый характер международной политики
12.
Тема 6. Российская Федерация в 1991 г. — начале XXI в.
7
Аргументировать своё мнение, систематизируя изученные факты и дополнительные сведения; оценивать последствия проводимых в стране реформ.
13.
Наш регион в XX — начале XXI в.
8
Составлять синхронистическую таблицу «История России — история родного края».Группировать исторические факты по истории родного края по проблемам:
— факты из истории героического прошлого родной земли;
— факты из истории культуры родного края;
— факты из истории развития ремесла и др.
14.
Итоговое повторение и обобщение.
2
Формулировать в форме эссе собственное мнение о месте и роли в мире современной России; осуществлять самоанализ результатов изучения курса
Календарно- тематическое планирование по истории России (9 класс)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | по плану | факт. |
Раздел 1. Россия на рубеже XIX – XX веков. (7 часов) |
1 | Введение. Россия в начале XX века. Экономическое развитие страны. | 1 | | |
2 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 1 | | |
3 | Внешняя политика России в начале XX века. | 1 | | |
4 | Первая российская революция. | 1 | | |
5 | Политическая жизнь России в 1907-1914 гг. Реформы П.А.Столыпина | 1 | | |
6 | Серебряный век русской культуры | 1 | | |
7 | Россия в Первой мировой войне | 1 | | |
Раздел 2. Великая российская революция. 1917 -1921 гг. (9 часов) |
8 | Свержение монархии и кризис власти. Февральская революция | 1 | | |
9 | Октябрьская революция. Становление Советской власти | 1 | | |
10 | Гражданская война | 1 | | |
11 | Экономическая политика в годы Гражданской войны | 1 | | |
12 | Обобщение по теме «Россия в 1900-20-х г.г.» Тестирование | 1 | | |
Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества (5 часов) |
13 | Новая экономическая политика | 1 | | |
14 | Образование СССР, его внешняя политика. | 1 | | |
15 | Международное положение и внешняя политика СССР в 20-30-е годы. | 1 | | |
16 | Политическая система СССР в 20- 30-е гг. | 1 | | |
17 | Экономическая политика СССР В 20-30-е годы. | 1 | | |
18 | Духовная жизнь: достижения и потери | 1 | | |
19 | Обобщение по теме : «СССР в 20-30-е гг.» Тестирование | | | |
Раздел 4. Великая отечественная война 1941-1945 гг. |
20 | СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Великой Отечественной войны | 1 | | |
21 | Предпосылки коренного перелома. Советский тыл в годы войны | 1 | | |
22 | Коренной перелом в ходе войны. Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. | 1 | | |
23 | Заключительный этап войны. | 1 | | |
24 | Обобщение по теме «Мир в первой половине 20-го в.» | 1 | | |
25 | Контрольная работа №1 по теме «Великая Отечественная война» | 1 | | |
Раздел 5. СССР в 1945-1953гг. |
27-28 | Внутренняя политика СССР в послевоенный период. | 2 | | |
29 | Начало «холодной войны». Внешняя политика | 1 | | |
Раздел 6. СССР в 1953-середине 60х гг 20 века |
30- | Изменения политической системы. Экономика СССР в 1953-1964гг. | 1 | | |
31 | Оттепель в духовной жизни | 1 | | |
32 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия | 1 | | |
33 | Обобщение по теме «СССР в 1945-1964-х годах» Тестирование | 1 | | |
Раздел 7. СССР в середине 60х- середине 80х гг. 20 века |
34 | Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов. | 1 | | |
35 | Общественная жизнь в середине 60-х - середине 80-х гг. | 1 | | |
36 | Политика разрядки: надежды и результаты. | 1 | | |
Раздел 8. Перестройка в СССР (1985-1991гг) |
37 | Реформа политической системы. Экономические реформы 1985-1991гг. | 1 | | |
38 | Перестройка политической системы. Политика «гласности». | 1 | | |
39 | Внешняя политика СССР (1985-1991) | 1 | | |
40 | Обобщение по теме «СССР с середины 1960-х по 1991 г.» Тестирование | 1 | | |
Раздел 9. Россия и мир в конце XX-начале XXI в. |
41 | Российская экономика на пути к рынку. | 1 | | |
42 | Политическая система современной России. Духовная жизнь России. | 1 | | |
43 | Строительство обновленной Федерации. | 1 | | |
44 | Геополитическое положение и внешняя политика России. | 1 | | |
45 | Контрольная работа №2 «Россия в 20 веке» | 1 | | |
Раздел 10. Россия в начале 21 века. |
46 | Обобщение по теме «Россия в начале 21 в.» | 1 | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Данилов А.А. История России. XX – нач. XXI в.: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений /Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.- 4-е изд. М. Просвещение, 2007
2. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история: XX –нач. XXI век. – 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Алексашкина Л.Н. – 8 изд., исправл. и дополн./ -
М., Мнемозина, 2008, 295 с.
3. Кадневский В.М. Тесты по истории России 20 века :9-11 классы.-2-е изд.-М,:Айрис-пресс,2004.
4. История России. 9-11 классы: тесты/ автор-составитель Л.В.Селянина. - Волгоград: Учитель, 2007.