Аннотация к рабочей программе по истории в 8 классе
Рабочая программа курса истории в 8 классе составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе Примерной программы по истории для 8 класса. Программа предполагает использование следующих учебников: по Всеобщей истории: «Новая история, 1800-1913» 8 класс. А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2013. По Истории России:«История России XIX век»: 8 класс А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2013.Предмет «История» изучается в качестве обязательного предмета в 8 классе в общем объеме 68 часов, по 2 часа в неделю Курсы «История России» и «Всеобщая история» изучаются синхронно - параллельно. Курс «Всеобщая история» изучается в 8 классе в объеме 28 часов, курс «История России» - в объеме 40 часов.
Цели:
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации
-воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
-овладение элементарными методами исторического познания, умения работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
Задачи:
- овладение умениями разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи. Определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
- развитие умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить анализ текста, использовать различные виды чтения, создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости, составлять план, тезисы конспекта, участвовать в диалоге, формулировать выводы, умения использовать различные источники информации;
- развитие умения самостоятельно организовывать свою учебную деятельность оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности;
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира;
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.; - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками;
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность;
Содержание учебного предмета.
Вводная тема. 1 ч. Вопрос о принципиальных отличиях Нового времени. Модернизация – переход от аграрного к индустриальному обществу.
Основные идеи эпохи Просвещения и их реализация в ходе Великой французской революции. Вопрос о целях и средствах в общественном прогрессе.
Раздел 1. Становление индустриального общества (5 ч.)
Возникновение научной картины мира: атомная теория строения вещества, периодическая система химических элементов Д.Менделеева, клеточная теория строения живых организмов, эволюционная теория Ч.Дарвина. Изменение взгляда человека на общество и природу: «мир не храм, а мастерская!» Технический прогресс в Новое время как принципиальное расширение возможностей человечества: паровоз и пароход, телеграф и телефон, система электроосвещения и другие достижения.
Промышленный переворот и его социальные последствия: утверждение капиталистических отношений, развитие фабричного машинного производства и мирового рынка, классы буржуазии и пролетариата и противоречия между ними.
Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма: основные идейные отличия в целях и средствах. Марксизм (К.Маркс, и Ф.Энгельс) – вариант социалистического учения, коммунизм.
Культурное наследие Нового времени: смена основных художественных стилей западной цивилизации XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Их идейные отличия и основные достижения в литературе и искусстве.
Раздел II. Строительство новой Европы (9 ч.)
Наполеон Бонапарт (годы правления 1799–1815 гг.), судьба и особенности личности. Империя Наполеона во Франции (1804 г.), Гражданский кодекс. Наполеоновские войны в Европе: причины, основные события (1805, 1812, 1815 гг.), последствия: утрата национальной независимости и уничтожение преград на пути перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Венский конгресс 1815 г.: противоречия между великими державами, установление новых границ и правил международных отношений Нового времени. Реставрация дореволюционных монархий и Священный Союз.
Варианты перехода от аграрного к индустриальному обществу в Европе: парламентские реформы и рабочее чартистское движение в Англии, революции в континентальной Европе. Восточный вопрос международных европейских отношений.
Европейские революции 1848–1849 гг.: причины, основные события в разных странах, результаты.
Раздел III. Европа: время реформ и колониальных захватов (5 ч.)
Национальные идеи и образование единых государств в Германии (1871 г.) и Италии (1861 г.): причины, основные события и результаты (Итальянское королевство и Германская империя). Роль О. фон Бисмарка (особенности личности и политических взглядов). Роль Д.Гарибальди. Борьба народов Юго-Восточной Европы за независимость от Османской империи и образование национальных государств.
Ускорение модернизации и формирование индустриального общества в ведущих европейских странах. Социальный реформизм во второй половине XIX в.: расширение избирательных прав, появление профсоюзов рабочих и рост их влияния. Рост общественных противоречий: парламентская борьба в Англии, Парижская коммуна, социал-демократическая партия Германии.
Раздел IV. Две Америки (3 ч.)
Превращение США в великую державу. Гражданская война в США (1861–1865 гг.): причины противоречий Севера и Юга, основные события, результаты (отмена рабства и ускорение модернизации Юга). Роль А. Линкольна (особенности личности и политические взгляды).
Индустриальный Запад и аграрный Восток в XIX веке: колонизация и создание колониальных империй. Судьба Тропической Африки. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке (Симон Боливар, полуколониальное положение).
Раздел V. Традиционные общества в XIX в.: особенности развития (3 ч.)
Нарастание кризисных явлений в традиционных аграрных обществах Востока: проникновение европейцев и их порядков в страны исламского мира, превращение Индии в колонию Британской империи (причины и последствия), принудительное «открытие» Китая и Японии для контактов с европейцами. Черты модернизации в странах Востока.
Начало модернизации в Японии: причины и цели, восстановление власти императора (Муцухито), основные реформы Мейдзи (с 1868 г.), первые результаты и особенности японской модернизации.
Раздел VI. Международные отношения: дипломатия или войны? (2 ч.)
Научно-технический прогресс на рубеже XIX–XX веков и рост возможностей человечества (двигатель внутреннего сгорания, революция в естествознании и другие достижения).
Монополистический капитализм: монополии, финансовая олигархия, массовое производство. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX–XX вв.: противоречия между высокой культурой («модерн») и запросами массовой культуры, снижение значения моральных ценностей в условиях монополистического капитализма.
Обострение противоречий в развитии индустриального общества в условиях монополистического капитализма: экономические кризисы, рост социального недовольства, борьба за демократизацию общества, усиление популярности социалистических идей и разделение социалистов на революционное и реформистское крыло. Социальный реформизм в начале XX века: расширение избирательных прав, деятельности профсоюзов и массовых политических партий, начало создания государственной системы социального обеспечения и регуляции отношений труда и капитала.
Кризис традиционного аграрного общества в странах Азии на рубеже XIX–XX вв. и рост антиколониальных выступлений: революции в Турции и Иране, массовое движение в Индии, революция в Китае (с 1911 г.).
Завершение колониального раздела мира и противоречия между великими державами в колониях и в Европе. Начало борьбы за передел мира: первые войны за передел мира, образование противостоящих блоков Тройственного союза (к 1882 г.) и Антанты (к 1907 г.). Гонка вооружений и усиление военных настроений.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков
урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний; урок повторительно-обобщающий; контрольный урок; комбинированный урок
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1.1 | Европа в эпоху Наполеона Бонапарта | 2 | Определять характерные черты Консульства. Раскрывать сущность мероприятий Наполеона во внутренней политике. Работать с исторической картой. Устанавливать причины крушения наполеоновской империи. |
1.2. | Европа после Венского конгресса | 4 | Давать характеристику направлений общественной мысли XIX в. Различать понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм». Объяснять особенности социально-экономического развития германских государств и Австрийской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между революциями в различных странах. |
1.3. | Европа во второй половине XIX — начале XX в. | 8 | Устанавливать причины восстановления во Франции императорской власти. Определять характерные черты развития Второй империи. |
1.5 | Страны Востока | 3 | Выявлять факты, свидетельствующие о распаде Османской империи в первой половине XIX в. Объяснять сущность политики танзимата и причины её неудачи. |
1.6 | Развитие науки и культуры в XIX — начале XX в. | 2 | Раскрывать характерные черты художественных направлений: романтизма, реализма, импрессионизма. Используя интернет-ресурсы, подготавливать сообщение о деятеле культуры, видеоряд о произведениях живописи |
1.7 | Первая мировая война | 2 | Анализировать процесс формирования военно-политических блоков в Европе в конце XIX — начале XX в. Объяснять причины кризисов в международных отношениях в конце XIX — начале XX в. Составлять хронологическую таблицу. |
Календарно- тематическое планирование по Всеобщей истории (8 класс)
№ | Разделы, темы | Кол-во часов | Дата |
| | | по плану | факт. |
Раздел I. Становление индустриального общества. |
1. | От традиционного общества к обществу индустриальному | 1 | | |
2 | Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности | 1 | | |
3 | Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | 1 | | |
4 | Наука: создание научной картины мира. Литература и искусство. | 1 | | |
5 | Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство. | 1 | | |
Раздел 2. Строительство новой Европы. |
6 | Консульство и образование новой империи | 1 | | |
7 | Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | | |
8 | Англия: сложный путь и величие в процветании. | 1 | | |
9 | Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. | 1 | | |
10 | Франция: революция 1848г и Вторая империя. | 1 | | |
11 | Германия на пути к единству. | 1 | | |
12 | «Нужна ли нам единая и неделимая Италия ?» | 1 | | |
13 | Война, изменившая карту Европы Парижская коммуна. | 1 | | |
14 | Обобщение. От традиционного общества к обществу индустриальному. Тестирование | 1 | | |
Раздел 3. Страны западной Европы на рубеже 19-20 вв. Успехи и проблемы индустриального общества |
15 | Германская империя в конце 19- начале 20 в. Борьба за место под солнцем. | 1 | | |
16 | Великобритания: конец Викторианской эпохи. | 1 | | |
17 | Франция. Третья республика | 1 | | |
18 | Италия: время реформ и колониальных захватов | 1 | | |
19 | От Австрийской империи к Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса. | 1 | | |
Раздел 4. Две Америки. |
20 | США в 19в.модернизация, отмена рабства и сохранение республики | 1 | | |
21 | США: империализм и вступление в мировую политику. | 1 | | |
22 | Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен. | 1 | | |
Раздел 5. Традиционные общества в 19 веке: новый этап колониализма. |
23 | Япония на пути к модернизации: восточная мораль – западная техника. | 1 | | |
24 | Китай: сопротивление реформам | 1 | | |
25 | Индия: насильственное разрушение традиционного общества. | 1 | | |
26 | Африка: континент в эпоху перемен. | 1 | | |
| Раздел 6. Международные отношения в конце 19 – начале 20 века. | | | |
27 | Международные отношения: дипломатия или война? Тестирование | 1 | | |
28 | Резерв | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Программа «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы 5-9 классы – М.: «Просвещение», 2010
2. А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина «Всеобщая история. История Нового времени. 1800 - 1900» учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2010
3. А.Я. Юдовская «Поурочные разработки по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» - М.: «Просвещение», 2008
4. «Оценка качества по истории» - М: «Дрофа», 2008
5. А.Я. Юдовская «Рабочая тетрадь по истории Нового времени 1800-1900 г.г.» (2 части) - М.: «Просвещение», 2010
Список литературы для подготовки я проведение учебных занятий
Цивилизации. Универсальная энциклопедия для юношества. М., 2000.
Новая история. 1871-1917. /под. ред. И.М. Кривогуза. М., 1987.
В.О. Пунский, А.Я. Юдовская. Новая история. 1640-1870. М., 1994.
История стран Азии и Африки в новое время. М. 1991.
Кто есть кто в военной истории. Словарь. М., 2000.