СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Пояснительная записка к рабочей программе по Истории КБР в 8 классе

Рабочая программа курса истории КБР для 8-х классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и предназначена для учащихся 8-х классов. Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта. Учебник: М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2013г

Цели:

-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному

выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Задачи ;

-дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР , для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;

-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;

-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком материале;

-развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории края;

-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры;

-формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

-расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира

Метапредметные результаты:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении .

Коммуникативные результаты;

-задает вопросы слушает и отвечает на вопросы других;

- формирует собственное мнение, высказывает и обосновывает точку зрения.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

-освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

-понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;

-выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;

-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

Содержание учебного предмета.

Раздел I. Наш край в древности

Тема 1, 2. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии.

Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век. Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшие земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.

Разложение первобытно - общинного строя и развитие патриархального общества. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Высокиий экономический и культурный уровень местных племен. Дольменная культура. «Северокавказкая» культура. Находки Майкопской культуры.

Тема 3. Адыги в древности.

Этногенез адыгов. Образование древнеадыгского государства. Синдика. Связь адыгов с греческими колониями.

Тема 4. Дальнейшее разложение первобытнообщинного строя и возникновение эпохи военной демократии.

Кобанская культура и ее носители . Древние кобанские племена и особенности их хозяйственной жизни. Прикубанская культура и ее носители. Наш край в период освоения железа (VIII век до н.э.). Кочевые племена эпохи железа и военной демократии. Киммерийцы, Скифы, Савраматы и сарматы. Ранние аланы.

Тема 5. Адыги в древности и средневековье.

Современные представления об этногенезе адыгов. Хатты. Каски. Меоты. Памятники меотов. Поселения меотов. Хозяйства меотов. Греческие города-колонии и их связи с меотами. Меоты и Боспорское царство. Формирование адыгской народности. Зихский союз племен. Расселения. Касожский союз племен.Социально-экономическое и политическое развитие аыгов в IV-XIIвв.

Хозяйство. Торговые связи с генуэзскими колониями. Черкеская династия мамлюков в Египте. Взаимоотношения адыгов с другими народами. Адыги и Аланское государство. Этокский памятник 1130г.

Тема 5. Племена центрального Кавказа в IV-XIIвв

Вторжение гуннов и изменение этнической карты. Хазары. Булгары. Половцы. Аланы (Асы). Средневековые автохтонные племена Северного Кавказа. Социально-экономическое и культурное развитие.

Тема 6. Ранняя этническая история балкарцев.

Роль алан в формировании балкарского этноса. Болгары, кипчаки и их влияние на формирование балкарского этноса. Места расселения балкарцев в IV-XIIвв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие.

Раздел II. Наш край в XIII-XV вв.

Тема 7.Походы манголо – татар на Северный Кавказ.

Походы манголо - татар на Северный Кавказ. Начальный этап завоевания нардов Северного Кавказа под властью Золотой Орды

Вытеснение предков балкарцев из равнины и предгорья в горные ущелья.

Тема 8. Нашествие Тимура (1395г.)

Разгром Тохтамыша. Поход Тимура против Северо-Кавказских народов. Карательные отряды Тимура. Разрушение крепости, церкви, города НижнийДжулат. Распад Золотой Орды. Появление Ногайской Орды, Казанского, Астраханского и Крымского ханств.

Тема 9. Черкесские мамлюки и их роль в общественно- политической жизни Египта и Ближнего Востока.

Черкесские мамлюки на военной и государственной службе в Арабских странах.

Тема 10. Хозяйство местных жителей.

Земледелие и скотоводство. Ремесло и тоговля.

Тема 11. Социальное и политическое устройство Кабарды и Балкарии.

Появления названия «Кабарда». Феодально-родовая знать. Особенности развития культурных традиции кабардинцев и балкарцев.

Раздел III. Кабарда и Балкария в XVI-XVIIIвв.

Тема 12. Социально-экономическое развитие.

Территория и население. Хозяйство (скотоводство, земля).

Тема 13. Общественно- политический строй у кабардинцев и балкарцев. Антифеодальные выступления крестьян.

Социальная структура. Антифеодальное движение кабардинских балкарских крестьян в XVI-XVIII вв. Культура и быт кабардинцев и балкарцев.

Раздел IV. Политическое положение Кабарды и Балкарии в XVI-XVIIIвв.

Тема 14. Русско-кабардинские отношения в XVII веке.

Политическое положение Кабарды в первой трети XVII в. Князья Черкасские на русской службе. Участие кабардинцев в воинах России в 30 – 80-гг. XVII в. Политика Турции и Крымского хана.

Тема 16. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.

Внутренняя и внешняя обстановка. Борьба с крымско-турецкой агрессией в первой трети XVIII в. Александр Бекович Черкасский и его миссия на Северном Кавказе. Прикаспийский поход Петра I.

Тема 17. Кабарда и русско-турецкая война в XVIII веке.

Белградский мир и его значение в истории Кабарды. Общественно-политическая деятельность Д. Казаноко. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кючук Кайнарджийский мир и признание Кабарды составной частью России. Его значение для Осетии и Балкарии.

Тема 18. Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII века.

Строительство кавказской военной линии. Бегство кабардинских крестьян в Моздок и принятие ими христианства. Начало Кавказской войны, ее причины, характер и этапы.

Тема 19. Русско-балкарские отношения.

Постепенное вовлечение Балкарии во взаимоотношения Кабарды с Россией. Обращения балкарских таубиев с просьбой о принятии их в подданство. Присоединение Балкарии к России.

Тема 20. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами.

Связи с осетинами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана и Грузии. Торгово-экономические связи с русскоязычным населением края. Связи между кабардинцами балкарцами.

Раздел V.Кабарда и Балкария в первой половине XIX века.

Тема 21. Экономическое развитие Кабарды и Балкарии в первой половине XIX века.

Экономическое развитие. Территория и численность населения в Кабарде и Балкарии. Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, меновые дворы. Вывоз и ввоз товаров.

Тема 22. Социальная структура и политическое устройство. Положение возможных социальных групп.

Политическое устройство кабардинского и балкарского общества.

Тема 23. Создание системы административно-колониального управления.

Учреждение в Кабарде родовых судов и расправ в 1793 году. Расширение Кавказской войны и усиление борьбы против горцев, усиление репрессий. Создание Кабардинского временного суда (1822 г.). Образование Кабардинского округа (1858 г.); Терской области (1860 г.)

Тема 24. Борьба против колониального гнета.

Усиление колониального режима и феодальной эксплуатации. Восстание. Карательные экспедиции. Строительство Кабардинской военной линии. Экспедиция на Эльбрус.

Тема 25. Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа.

Связи Шамиля с представителями Кабарды. Поход Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. Балкарцы и карачаевцы в Кавказской войне. Окончание Кавказской войны, последствия.

Тема 26. Деятели русской культуры о нашем крае.

Русские представители, композиторы и художники о Кабарде и Балкарии. (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, Г.Г.Гагарин, Альббьев).

Декабристы на Северном Кавказе и их взгляды о судьбах горцев. Чернышевский и Добролюбов о борьбе горцев.

Тема 27. Развитие исторической науки и литературы в Кабарде и Балкарии в первой половине XIX века.

Измаил-бей, Хан-Гирей, Ш.Б. Ногмов, Казы-Гирей. Зарождение адыгской литературы. Зачатки школьного образования. КаспотКочкаров.

РАЗДЕЛ VI. Кабарда и Балкария в пореформенный период.

Тема 28.Аграрная и административно-судебная реформы в Кабарде и Балкарии в 60-70-х годах XIX века.

Земельная реформа. Образование сословно-поземельной комиссии (1863г.) под председательством Д.С. Кадзокова. Наделение крестьян, князей и дворян землей. Установление территории и землепользование Балкарии.

Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян у кабардинцев и балкарцев.

Административные и судебные преобразования. Значение реформ.

Тема 29. Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенное время.

Характер изменения и особенности развития сельскохозяйственного, ремесленного производства и торговли. Рост значения кукурузы и пшеницы в Кабарде. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий и транспортных средств. Расширение связи земледелие и скотоводства с рынком. Развитие коневодства и рост его товарности.

Террасное земледелие, система орошения.

Ремесленное производство. Войлочное производство. Сукноделие, седельное, кузнечное и ювелирное ремесло. Обработка дерева. Рост количества торговцев и ростовщиков. Перекупщики, лавочники и кузнецы.

Тема 30. Расслоение деревни.

Изменение в землевладении и землепользовании Кабарды. Распродажа князьями и дворянами своих земель. Рост пришлого земледельческого населения. Различные формы аренды у балкарцев. Расслоение деревни на бедных и богатых. Охотничество. Формирование сельской буржуазии.

Крестьянские выступления. Недовольство временно-обязанных крестьян. Уклонение от уплаты повинности, неповиновение, крестьянские бунты и волнения. Волнения в Урусбиевском и Балкарском обществах.

Тема 31. Русско-турецкая война в 1877-1878 гг.

Русское население. Участие горцев в войне. Колонизация края. Казачество и иногородние. Их хозяйственное развитие. Экономические, культурные и политические связи между новыми поселенцами и местным населением.

Кабардино-кумыкский полк (поручик КазыАхлов, КарашайСалаков, прапорщик ЖантимирКуденетов, корнеты Мисост Абаев, ТауканШакманов и др.). В.А. Черкасский – заведующий гражданской частью освобожденных городов Болгарии.

Тема 32. Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период.

Народное образование. Нальчикская горская школа. К. Атажукин. Первый сельские начальные школы. Мусульманские школы. Развитие школьного образование в русских населенных пунктах. Роль ставропольской гимназии в развитии культуры Кабарды и Балкарии (Я. М. Неверов)Просветители Кабарды и Балкарии: Султан –бек Абаев, Измаил, Сафар-Али и НаурузУрусбиевы, Л.М. Кодзоков, А.Г. Кешев, К. Атажукин.

Форма организации образовательного процесса: коллективная; групповая; индивидуальная;

Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков

- урок изучения нового; урок закрепления; урок комплексного применения знаний;

- урок повторительно-обобщающий;

- контрольный урок;

- комбинированный урок;

- урок практикум;



Календарно-тематическое планирование по истории КБР ( 8 класс)

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата




по плану

факт.


Раздел 1.Наш край в древности

6



1

Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии

1



2

Разложение первобытно-общинного строя и возникновение

эпохи военной демократии

1



3

Адыги в древности

1



4

Адыги в средневековье. Формирование адыгской народности

1



5

Племена Центрального Кавказа в IV-XII вв.

1



6

Происхождение и ранняя этническая история балкарцев

1




Раздел 2. Наш край в XIII-XV вв.

5



7

Походы монголо-татар на Северный Кавказ. Династии мамлюков

1



8

Нашествие Тимура

1



9

Хозяйство местных жителей

1



10

Социальная структура и политическое устройство Кабарды и Балкарки

1



11

Повторительно-обобщающий урок. Тестирование.

1




Раздел 3. Кабарда и Балкария в XVI-XVIII вв

3



12

Экономическое развитие

1



13

Общественно-политический строй кабардинцев. Выступления крестьян.

1



14

Политический строй и общественный быт балкарцев в XVI-XVIII ев

1




Раздел 4. Политическое положение Кабарды и Балкарии XVI-XVIII вв

8



15

Русско-кабардинские отношения в XVI в. Темрюк Идаров

1



16

Русско-кабардинские отношения в XVII в.

1



17

Кабарда в системе международных отношений XVIII в

1



18

Кабарда и русско-турецкие войны

1



19

Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII в

1



20

Русско-балкарские отношения

1



21

Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами

1



22

Повторительно-обобщающий урок. Тестирование.

1




Раздел 5. Кабарда и Балкария в XIX в.

5



23

Экономика. Социальная структура и политическое устройство в первой половине XIX в

1



24

Создание системы административно-колониального управления. Борьба против колониального гнета

1



25

Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа

1



26

Деятели русской культуры о нашем крае

1



27

Историческая наука, литература. Зачатки школьного образования

1




Раздел 6. Кабарда и Балкария в пореформенный период

7



28

Земельная и административно-судебная реформы 60-70-х гг. XIX в

1



29

Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенный

период

1



30

Расслоение деревни. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1



31

Русское население

1



32

Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период

1



33

Контрольная работа №1

«Кабарда и Балкария с древнейших времен до конца 19 века»

1



34

Итоговое повторение

1



35

Резерв

1







Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

1.Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).

2. Программа курса «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г.

3. М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2008г

4. Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.

5. В.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.

6. М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.

7. Карданова М.М. «Система поурочного планирования по истории КБР для 8 класса», Нальчик,2007г.

8. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Пастухов А.А. Контрольно-измерительные и тестовые задания по курсам истории». Нальчик,2008г.

9. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Пастухов А.А. Контрольно-измерительные и тестовые задания по курсам истории». Нальчик,2013г.

10. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Ф.В.Этуева Методическое пособие Материалы по курсу «История КБР» 8 класс. Нальчик 2015г.



Пояснительная записка к рабочая программе по истории КБР для 9-х классов

Рабочая программа курса истории КБР для 9-х классов составлена в соответствии с Федеральным государственно образовательным стандартом основного общего образования второго поколения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и предназначена для учащихся 9-х классов.Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта. Учебник: М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2013г

Цели:

-воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному

выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Задачи;

-дать целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР , для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;

-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;

-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком материале;

-развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории края;

-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков известных деятелей культуры;

-формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

-владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

-умение применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

-владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

- формирование умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

-готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

-умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

Коммуникативные результаты:

- вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных

этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования;

- самостоятельной интерпретации информации;

- анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событии и личностей; самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.

Личностные результаты:

-уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

-осознание своей гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

-формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поли- культурном мире;

-формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

-толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

-совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно исследовательской, проектной и других видах деятельности;

-формирование эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, обще-национальных проблем.



Содержание учебного предмета.

РАЗДЕЛ VII. Кабарда и Балкария в начале XX в.

Тема 1. Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.

Мелкая промышленность. Сдвиги в сельском хозяйстве. Развитие торговли. Разнообразие форм эксплуатации трудящихся. Банки, кредитные учреждения. Углубление процесса развития капиталистических отношении и расслоение деревни.

Тема 2. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими революциями. (1907-февраль 1917гг.) Первая мировая война.

Волнение в Терско - Кубанском полку. ЗалимгериКерефов. Вооруженное восстание в Нальчике в декабре1905года. Крестьянские выступления в 1906 году. Итоги и уроки крестьянских выступлении в 1905-1907 гг. в Кабарде и Балкарии. Политическая обстановка в России, в Кабарде и Балкарии. Рост аграрных противоречии в Кабарде и Балкарии. Зольское восстание кабардинских крестьян. Черкасское восстание балкарских крестьян. Кабарда и Балкария в период первой мировой войны. Хозяйственная разруха. Углубление социальных противоречии. Участие кабардинцев и балкарцев в войне.

Тема 3. Кабарда и Балкария в период февральской революции.

Революция в центре. Новые ораны власти. Создание в Нальчике и станице Прохладной первых советов рабочих и солдатских депутатов.

Тема 4. Просвещение, наука и литература в Кабарде и Балкарии в конце XIXв.- начале XXв.

Просвещение. Развитие сети начальных министерских школ в селах Кабарды и Балкарии. Первые учителя: К. Кудашев, И.Камаров, Увжуко и Карачай Блаевы, М.Энеев, АхияДжабоев,Т.Шертлоков и др. деятельность русских учителей Л. М. Кучмасова, А. Губернаторова, л.Н. Воробьевой, М. Варлыгина и др. Реальное училище. Просветители Кабарды и Балкарии.

Культурно-просветительные учреждения. «Общество для распространения образования» среди кабардинцев и балкарцев. Музейное и библиотечное дело. Создание типографии Измаилом Урусбиевым. Любительский театр. Постановки пьесы Шертлокова.

Мусульманские школы. Рост количества медресе. Открытие в 12913 году в Баксане А. Дымовым М.Гуговым духовной семинарии. Создание Дымовым и Цаговымучебных пособии. Деятельность баксанского мусульманского просветительного центра. Создание в 1917 году братьями Дымовыми типографии и газеты «Адыгэмакъ» ( Адыгский голос).

Развитие научно - просветительской мысли в конце XIX-начале XX века.

Исторические труды Э.М. Кудашщева и М.К. Абаева. Фольклорные публикации П. Тамбиева, Т. Кашежева и Урусбиевых. Литература : Б. Пачев К. Мечиев.

Раздел VIII. Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев.

Материальная культура: поселения, усадьбы, жилища, башни, внутреннее убранство, одежда, головные уборы, пища, транспорт, прикладное искусств, духовная культура, фольклор, песни, танцы, религия. Общественный быт: взаимопомощь, гостеприимство. Форма бытования некровного родства. Семейный быт: большая и малая семья, свадебные обряды, воспитание детей. Адыгский этикет. Балкарский адат.

Раздел IХ.Кабарда и Балкария в 1917-1927 гг.

Тема 1. Кабарда и Балкария в 1917г.

Борьба за власть Советов. Обстановка после февральской буржуазно-демократической революции. Провозглашение в Кабарде и Балкарии Советской власти. Первые преобразования в социально-экономической и культурной сфере. Негативные явления в деятельности Советов.

Тема 2.Кабарда и Балкария в годы гражданской войны и иностранной интервенции.

Гражданская война: противостояние сторон. Действие Шкуро и Серебрякова. Карательные экспедиции отрядов Серебрякова и Чижокова. Выступления Бичерахова в Моздоке. Взятие Нальчика отрядами Серебрякова (7 октября 1918г.). Действия шариатской колонны под командованием Н.А.Катханова и балкарского полка под командованием К. Ульбашева.

Оккупация Кабарды и Балкарии войсками Деникина. Восстановление старых порядков. Действия белогвардейцев. Развитие партизанского движения. Деятельность Т. Ахохова, Д. Шекихачева, Н.Катханова, Б. Калмыкова, М. Энеева, Ю. Настуева, И. Осокина, С.Калабекова и др. Восстановление Советской власти в Кабарде и Балкарии.

Тема 3. Кабардино-Балкария в первые годы НЭПа (1920-1927гг.).

Образование Кабардино- Балкарской автономной области. Трудности и проблемы национально-государственного строительства в нашем крае. Горская республика. Выделение Кабарды в самостоятельную автономную область. Помощь правительства РСФСР Кабарде. Объединение Кабарды и Балкарии в автономную область. Причины и значение .

Восстановление народного хозяйства. Последствия войны. Упадок экономики. Засухи 1921 и 1924 годов. Роль НЭПа в возрождении хозяйства. Укрепление крестьянских хозяйств. Помощь государства. Рост производительности земледелия и скотоводства. Восстановление и развитие промышленности. Вовлечение женщин в Общественно-политическую жизнь.

Раздел Х. Материальное благосостояние и культурный уровень населения.

Политические преобразования 1920-1941гг.

Тема 4. Социально - экономические и политические преобразования в Кабардино-Балкарии в 1928-1941годах.

Становление тоталитарного режима, репрессии против крестьянства и национальной интеллигенции. Развитие промышленности. Особенности индустриализации в Кабардино- Балкарии. Трудности индустриализации в СССР и в Кабардино-Балкарии. Строительство в Нальчике крупных промышленных предприятии (Баксанской ГЭС). Дорожно - мостовое строительство. Подготовка национальных кадров рабочего класса. Трудности и ошибки.

Коллективизация сельского сельского хозяйства. Кабардино- Балкарская деревня в конце 20-х –начале 30-х годов. Чрезвычайные меры в ходе хлебозаготовки. Трудности коллективизации. Начало свертывания НЭПа. Протесты против произвола. Баксанское событие в 1930 году. Репрессивные меры. Нарушение принципа добровольности. Директивное планирование колхозного производства. Завершение коллективизации. Извращения в колхозномстрительстве.

Тема 5. Состояние культуры в 20-е-30-е годы.

Уровень жизни. Ликвидация безработицы. Образование новых населенных пунктов. Жилищное строительство. Развитие здравоохранения. Оплата труда колхозников. Города и рабочие поселки.

Народное образование. Создание социальной письменности. Работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Введение всеобщего обязательного начального (1930-1931гг.) и с 1936- семилетнего образования. Среднее и высшее образование. Подготовка национальных учительских кадров. Помощь ВУЗов Москвы, Ленинграда, Киева в подготовке кадров. Трудности в развитии народного образования. Репрессии против передовых учителей.

Печать и радио. Газета «Красная Кабарда», «Карахалк», «Ленинский путь», «Ленин гъуэгу», «Ленин джол», «Социалистическая Кабардино-Балкария» (с 1927г.). Вступление в строй радиостанции (11927г.). Создание Кабардино-Балкарского книжного издательтсва (1928г.). Наука и литература . Создание Кабардино-Балкарского научно-исследовательского строительства (1926г.), опытной станции (1927г.) и Союза писателей (1926г.). Развитие литературы. Творчество Б. Пачева, К.Мечиева и А.Шогенцукова, А. Кешекова и К. Кулиева, К. Отарова и А. Шортанова, Т. Борукаева, Д. Налоева, А. Будаева и др.

Культурно-просветительные учреждения и искусство. Кино. Клубы горянок. Библиотека. Студия национального искусства (1933г.). Создание Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и танца. Симфонический оркестр. Детские музыкальные школы. Открытие драматического театра (1937г.). Репрессии против работников культуры.

Тема 6. Образование Кабардино-Балкарской АССР.

Принятие Конституции 19036г. Преобразование Кабардино-Балкарской области в Кабардино- Балкарскую Социалистическую республику. Негативные явления в общественно-политической и культурной жизни Кабардино-Балкарии в конце 20-х 30-х годов. Отрицательные последствия комадно - административной системы для народов. Негативные явления и деформация общества.

Раздел ХI. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны.

Начало войны, причины отступления Советской Армии. Все для фронта, все для победы! Трудящиеся республики –на защиту Родины. Формирование национальной 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии. Ее участие в защите Ростовской области и в Сталинградской битве. Перестройка народного хозяйства республики на военный лад. Помощь фронту. Помощь раненым воинам, эвакуированному населению. Забота о семьях фронтовиков. Эвакуация имущества. Кабардино-Балкария в период оборонительных боев. Нальчикская оборонительная операция и причины ее неудачи.

Тема 2. Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.

Оккупационный режим. Ликвидация колхозов и совхозов. Распрва с активистами. Борьба трудящихся в тылу врага. Партизанское движение ( командир отряда Г.М. Царяпин, комиссар Ч.К.Кудаев). Отважные разведчики М.Куликова, М.Васильева, М. Мечукаев, Шаваев, Х.Алтудов, Ш. Козуб идр. Уничтожение войсками НКВД балкарских сел Сауту и Глашево.

Освобождение Кабардино-Балкарии и начало восстановление народного хозяйства. Освобождение республики от немцев в январе 1943 года. Начало восстановления промышленных предприятии (Тырныаузский комбинат, гидротрубинный завод, Баксанская ГЭС и др.). Восстановление культурных учреждений. Восстановление колхозов и совхозов. Помощь Советского правительства в восстановлении народного хозяйства республики.

Тема 3. Сыны Кабардино- Балкарии в боях за Родину.

Участие воинов из Кабарды и Балкарии в оборонительных боях. Защитники Бреста, Украинских городов. Сталинграда, Москвы, Ленинграда. Крупный флотоводец А.Головко. Сыны Кабардино- Балкарии в наступательных боях. Участие воинов из Кабардино-Балкарии в действиях партизанских отрядов Украины, Белоруссии и в Европейском сопротивлении. Герои Отечественной войны из Кабардино-Балкарии.

Просчеты и ошибки .Ставки в руководстве военными действиями. Историческое значение победы Советского народа в Великой Отечественной войне1941-1945гг.

Раздел ХII. Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа.

Тема 4. Нарушение законности. Выселение балкарцев.

Материалы о выселении 70 тыс. карачаевцев, 37713 балкарцев, в бессрочную ссылку. Передача Курпского района КБАССР Северной Осетии, Приэльбрусья – Грузинской ССР. Трудовой вклад балкарцев в районах поселении.

Тема 5. Условия жизнедеятельности балкарцев в Средней Азии и Казахстане.

Режим для спецпереселенцев. Депортация как способ физического истребления этноса, уничтожение культуры народа. Гуманизм и помощь народов Средней Азии и Казахстана выселенным народом народам. Трудовое участие балкарцев в экономическом и социальном развитии Казахстана и Киргизии.



Раздел XIII. Кабардино-Балкария в 40-60-х гг.

Тема 1 Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства.

Преодоление последствии войны. Послевоенная пятилетка. Засуха 1946года и ее последствия для развития сельского хозяйства. Эксплуатация колхозников. Промышленность. Трудовой героизм рабочих и крестьян.

Развитие народного хозяйства Кабарды и Балкарии в середине 50-х середине 60-х годов. Особенности развития промышленности. Строительство.

Подготовка рабочих кадров. Изменение структуры промышленности. Положение в сельском хозяйстве. Дальнейшее ограничение самостоятельности колхозов. Трудности и успехи.

Тема 2. XX съезд и первые мероприятия правительства СССР по реабилитации репрессированных народов.

Возвращение балкарского народа в республики. Восстановление автономии балкарского народа. Помощь государства в обустройстве балкарцев. Решение кадровых вопросов. Издание произведений балкарских писателей. Возобновление работы балкарской группы, драмтеатра. Проблемы возрождение культуры народа.

Тема 3. Улучшение материального положения народа.

Введение пенсионного обеспечения колхозников. Рост жилищного строительства и оплаты труда колхозников. Общественная жизнь.

Раздел XIV. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг.

Тема 4. Успехи и трудности социально-экономического развития республики в середине 60-х – середине 80-х.

Развитие отраслей промышленности. Восьмая пятилетка (1966 – 1970 гг.). Научно-технический прогресс в промышленности. Рост численности рабочих. Научно-технические кадры. Пополнение рабочего класса из корреной национальности.

Развитие сельскохозяйственного производства. Передовые колхозы – «Красная Нива», «Красный Кавказ», им. Шогенцукова, «Чегем», «Аргудан». Герои труда К.Торчоков, Х..Хажметов, Ш. Муллаев, Х.Бгажноков, С. Аттоев, А. Кудряшева.

Просчеты и достижения.

Тема 5. Закон ВС РСФСР от 26 апреля 1991г. «О реабилитации репрессированных народов». Постановление Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 10 июня 1993 года №546 «О социально-экономической поддержке балкарского народа».

Тема 1. Апрельский пленум ЦК КПСС 1985г. Общественно-политическая жизнь.

Меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в стране и республике. Проблемы экологии и сохранения рекреационных ресурсов республики. Трудности развития экономик.

Проявления неформальных и общественно-политических организации. Выборы народных депутатов и сессии Верховных Советов СССР, РСФСР и КБАССР. Декларация о государственном суверенитете КБР. Распад СССР. Создание СНГ. Отношения с соседними республиками. Федеративный договор. Успехи и недостатки в демократизации общества.

Тема 2. Кабардино-Балкария в конце XX века. Проблемы развития национальных отношении в Кабардино-Балкарии в 80-90-х годах.

Общественно-политические движения на современном этапе: «Хаса», «Славяне», «Тере», «Товуши», Корейское общество, Конгресс кабардинского народа, Национальный Совет балкарского народа, Национальный Совет балкарского народа, Казачий круг, Конгресс русскоязычного населения. Возобновления деятельности партии коммунистической ориентации. Перспективы экономического, политического и культурного развития народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарской республики.

Раздел XV. Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры.

Тема 1. Здравоохранения, туризм и альпинизм, физкультура и спорт.

Тема 2. Народное образование.

Реформа системы школьного образования. Состояние среднего специального и высшего образования.

Тема 3. Развитие науки.

Достижения в развитии исторической науки. Кабардино-Балкарский госуниверситет. Агромелиоративный, научно-исследовательский и Высокогорный институты, Институты кукурузы, искусства, горного и предгорного садоводства, повышения квалификации, прикладной математики и информатики.

Тема 4. Литература и искусство.

Писатели и поэты А.Кешоков- Герой Социалистического труда, К.Кулиев- лауреат Ленинской премии, народный артист СССР и России – Ю.Темирканов.

Тема 5. Музыкальный и драматический театр.

Ансамбли песни и танца. Развитие интернациональных связей.

Тема 6. Периодическая печать.

Книжно-издательская деятельность. Газеты и журналы. Возникновение независимых издании.

Тема 7. Кабардино-Балкария на пороге XXIвека:тенденции и перспективы развития.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование следующих типов уроков

- урок изучения нового;

- урок закрепления;

- урок комплексного применения знаний;

- урок повторительно-обобщающий;

- контрольный урок;

- комбинированный урок



Календарно тематическое планирование по истории КБР (9 класс)

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата




по плану

факт.

Раздел 1.Кабарда и Балкария в начале 20 века. (4 часа)


1

Проникновение в хозяйство капиталистических отношений.

1



2

Русско-японская война. Кабарда и Балкария в период между двумя буржуазно-демократическими революциями(1907-1917гг.) Первая мировая война.

1



3

Кабарда и Балкария в период Февральской революции.

1



4

Просвещение, наука и литература

1



Раздел 2. Материальная культура и быт кабардинцев и балкарцев. (4 часа)

5

Материальная культура.

1



6

Духовная культура. Общественный быт.

1



7

Духовная культура. Семейный быт

1



8

Контрольно-проверочная работа №1 «Кабарда и Балкария в начале 20 века»

1



Раздел 3. Кабарда и Балкария в1917-1927 гг. (3часа)

9

Кабарда и Балкария в период Октябрьской революции 1917 г.

1



10

Кабарда и Балкария в годы Гражданской войны.

1



11

Кабарда и Балкария в годы нэпа (1920-1927)

1



Раздел 4. Материальное благосостояние и культурный уровень населения. Политические преобразования 1917-1941гг. (6часов)

12

Промышленное строительство.

1

Урок изучения нового материала

Таблица, карта

13

Коллективизация сельского хозяйства.

1

Комбинированный урок

Таблица, карта

14

Уровень жизни. Развитие народного образования.

1

Урок изучения нового материала

Таблица, карта

15

Наука, литература, искусство, печать, радио

1

Урок изучения нового материала с элементами практической работы

Таблица, карта

16

Образование КБАССР.

1



17

Контрольно-проверочная работа.№2 «Развитие Кабарды и Балкарии в 1920 -1941 гг»

1



Раздел 5. Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны. (3часа)

18

Начало войны. Всё для фронта, всё для победы.

1



19

Кабардино-Балкария в период фашистской оккупации.

1



20

Сыны Кабардино-Балкарии в боях за Родину.

1



Раздел 6. Насильственное выселение балкарцев. Восстановление автономии балкарского народа. (3часа)

21

Нарушение законности. Выселение балкарцев.

1



22

Жизнь и труд балкарцев в местах спецпоселения. Восстановление автономии балкарского народа.

1



23

Контрольно-проверочная работа №3 «Кабарда и Балкария в 40-50х гг.»

1



Раздел 7. Кабардино-Балкария в 40-60-х гг. (2часа)

24

Восстановление народного хозяйства республики.

1



25

Развитие народного хозяйства. Улучшение благосостояния народа в середине 50-60-х г.

1



Раздел 8. Развитие народного хозяйства в 60-80-х гг. (3часа)

26

Социально-экономическое развитие с середины 60-х до начала 80-х гг. Промышленность.

1



27

Сельское хозяйство.

1



28

Контрольно-проверочная работа №4 «Кабардино – Балкария в 60-80х гг»

1



Раздел 9. Развитие здравоохранения, туризма, спорта и культуры. (6часов)

29

Здравоохранение, туризм и альпинизм. Физкультура и спорт.

1



30

Народное образование. Развитие науки. Литература и искусство.

1



31

Музыкальное и танцевальное искусство: Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски.

1



32

КБР на современном этапе.

1



33

Контрольно-проверочная работа №5 «КБР в конце 20 -начале 21 века»

1



34

Итоговое повторение

1











Литература

1.Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).

2. Программа курса «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2014г.

3. Бекалдиев М.Д. «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2008г.

4. Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2006г.

5. Аталиков В.М. «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.

6. Бекалдиев М.Д. «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.

7. Карданова М.М. «Система поурочного планирования по истории КБР для 8 класса», Нальчик,2010г.

8. Карданова М.М., Раздайбеда А.А., Пастухов А.А. Контрольно-измерительные и тестовые задания по курсам истории». Нальчик,2013г.

9. Карданова М.М. Раздайбеда А.А. Этуева Ф.В. Материалы к курсу «История КБР» 8 класс, Методическое пособие. Нальчик 2015г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!