СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 68

Калиниского района Санкт-Петербурга



РАССМОТРЕНО

Решением Педагогического Совета государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 43 Приморского района Санкт-Петербурга


Протокол №1 от «29» августа 2019 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 68 Калининского района Санкт-Петербурга

________________Т.В.Сыч


«29» августа 2019 года





Дополнительная общеобразовательная программа


«ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА»

физкультурно-спортивной направленности

для детей 9-15 лет.


Программа рассчитана на 6 лет.



Составитель:

Северюхина Галина Владимировна










Санкт-Петербург

2019




1. ВВЕДЕНИЕ В ПРОГРАММУ


Лёгкую атлетику не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. История лёгкой атлетики, как самостоятельного вида спорта, берёт своё начало где-то в глубине тысячелетий. Для человека было всегда естественным бегать, прыгать и метать, защищаясь или добывая себе пищу. Ещё много веков до нашей эры некоторые народы Южной Америки, Африки и Азии проводили специальные соревнования в прыжках и беге. Однако, подлинный расцвет лёгкой атлетики, как вида спорта, наступил в Древней Греции. Именно там тренировку и состязания в беге, прыжках и метании назвали лёгкой атлетикой. Этот замечательный вид спорта дает возможность человеку проявить самые разные качества: быстроту, выносливость, силу, гибкость, ловкость. Практически любому мальчишке или девчонке можно подобрать вид лёгкой атлетики, подходящий для него по анатомо-физиологическим способностям. Если вы ростом наголову выше своих сверстников, вы почти точно годитесь для прыжков в высоту или метаний. Для толкания ядра нужно могучее телосложение, а сухому, поджарому и выносливому можно порекомендовать бег на длинные дистанции. Быстрые и ловкие наверняка добьются успеха в спринте, прыжках в длину и барьерном беге, а сильные и координированные - в метании копья и диска. Но хорошее телосложение или выдающиеся физиологические особенности организма еще не сделают из вас чемпионов. Это лишь благоприятные предпосылки, задатки. Успех придет после многих лет напряженного труда. И, конечно, необходимы хорошие условия для занятий и опытные, квалифицированные тренеры. Лёгкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу и бег на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания диска, копья, молота, гранаты (толкание ядра), а также легкоатлетические многоборья - десятиборье, пятиборье и др. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе современных Олимпийских игр лёгкая атлетика представлена 24 номерами для мужчин и 14 - для женщин. Легкоатлетические соревнования входят в программы крупнейших континентальных спортивных состязаний: чемпионатов Европы, Африканских, Азиатских, Балканских, Британских, Панамериканских игр и др.

  Легкая атлетика объединяет большинство общедоступных упражнений, которые сызмальства сопровождают человека в повседневной жизни, и потому является одним из наиболее массовых видов спорта. К тому же, легкоатлетические упражнения составляют основу государственных тестов и нормативов для оценки физической подготовки населения России, начиная с дошкольников и заканчивая лицами зрелого возраста.
Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма (например, прыжки и метания крепят мышцы, опорно-двигательный аппарат). Таким образом, с помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решается задание гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп.
Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь за ее помощью развиваются основные физические качества — выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности — в трудовой деятельности.
Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Люди, которые занимаются легкоатлетическим спортом, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха.
Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).

Легкоатлетические упражнения требуют от спортсмена высоко­го уровня развития физических качеств, специфических антропо­метрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способно­сти в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.


2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа для ШСК « РАКЕТА» по легкой атлетике составле­на в соответствии с нормативно-правовыми основами, регулирующи­ми деятельность спортивных клубов, и методических рекомендаций деятельности спортивных школ в РФ Министерством образования и науки РФ от 06.1979г. от 29.09.2006г.

Программа включает нормативную и методические части и содер­жит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию, организации и осуществлению тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки.

В данной программе отражены основные задачи и построение учебно-тренировочного процесса на эта­пах: начальной подготовки, учебно-тренировочного, спортивного совершенствования. Особенностью представленной программы является сведение основных параметров учебно-тренировочного процесса (нагрузок, средств, методов контроля) в одну принципиальную схему тренировки.


Основной целью данной программы является многолетняя подготовка юных спортсменов, воспитание спортсменов высокой ква­лификации, профессиональное самоопределение учащихся.


Задачи:

1. Образовательные:
  • обучить учащихся техническим и тактическим приемам;

  • дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;

  • дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта;

  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.

2. Развивающие:
  • развить координацию движений и основные физические качества.

  • способствовать повышению работоспособности учащихся,

  • развивать двигательные способности,

  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время тренировочного процесса;

3. Воспитательные:
  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;

  • воспитывать дисциплинированность;

  • способствовать снятию стрессов и раздражительности;

Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.




Основные задачи:

1. Укрепление здоровья, гармоничное физическое развитие юных спортсменов.

2. Подготовка высококвалифицированных спортсменов для сбор­ных команд.

3. Подготовка инструкторов-общественников и судей по легкой атлетике.

4. Приобретение теоретических знаний по спортивной трениров­ке, основам биомеханики, физиологии, лечебной физической культу­ре, психологии спорта.

Важным условием выполнения поставленных задач является сис­тематическое проведение практических и теоретических занятий, конт­рольных упражнений, восстановительных мероприятий, регулярное участие в соревнованиях.


Образовательная программа рассчитана на шестилетний период обу­чения:

  • Этап начальной подготовки – 2 года;

  • Этап учебно – тренировочный – 4 года;


Ожидаемые результаты: по окончанию срока освоения программы спортсмены школы должны:

  • выполнить нормативы юношеского и взрослого разрядов

  • поступить в ВУЗы, техникумы, профтехучилища физкультурно – спортивной направленности.


Основные принципы образовательной программы:

  • направленности на высшие спортивные достижения;

  • единства общей и специальной подготовки;

  • волнообразности и вариативности нагрузок;

  • единства взаимосвязи структуры соревновательной деятельно­сти и структуры подготовки;

  • возрастной динамики развития юных спортсменов.

Реализация указанных принципов позволяет учитывать как возрастные особенности юных спортсменов, так и требования, которые будут предъявлены к ним в будущем.


3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Разделы подготовки


1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год




1

Теоретический курс

8

8

13

13

21

21

2

ОФП

55

39

60

45

45

45

3

СФП

46

68

60

67

72

72

4

Обучение и совершенствование техники

25

18

54

60

56

56

5

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

-

6

6

6

Психологическая подготовка

-

1

10

12

2

2

7

Соревнования и прикидки

6

6

15

15

10

10

8

Приёмные и переводные испытания

4

4

4

4

4

4


ИТОГО часов:

144

144

216

216

216

216






4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (первого года обучения)


На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.

Задачи на этапах подготовки


  • укрепление здоровья;

  • улучшение физического развития;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;

  • разносторонняя физическая подготовленность;

  • овладение основами техники выполнения упражнений;

  • воспитание устойчивой психики.


Разделы подготовки


ТЕОРИЯ

На этапе начальной подготовки основными методами теоретичес­кой подготовки являются: беседы, демонстрация простейших нагляд­ных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов.

История развития лёгкой атлетики:

- Лёгкая атлетика в «ДЮСШ» России и в мире

Гигиена, врачебный контроль: предупреждение травматизма, оказание первой

медицинской помощи.

Строение и функции организма:

- Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние легкоатлетических упражнений на организм.

- Основы методики обучения и тренировки


Обще – физическая подготовка(ОФП)


Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

  • Упражнения на снарядах и со снарядами

  • Упражнения из других видов спорта

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


Специальная физическая подготовка (СФП)

  • Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых

  • качеств, быстроты, выносливости).

  • Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

  • Специальные упражнения в парах (с партнёром)


Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знаком­ство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции

- барьерный бег

- прыжки в длину

- прыжки в высоту

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.


Соревнования и прикидки (по календарю)

  • Первенства ГБОУ №43

  • Матчевые встречи среди классов

  • Соревнования районные в зачёт Спартакиады школьников Приморского района

  • Участие во всех районных и городских соревнованиях


Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май по программе общей физической подготовки.


Группы начальной подготовки 1 года обучения


содержание

Метание мяча

двумя руками снизу (набивной мяч 1 кг.)м.

Бег 20с с/х

Длина с места

(См.)

Подтягивание в смешанном весе

1.

Тестирование приёмное

5 – 6 м

3.6 – 3.9

150 – 180

8 – 12 раз

2.

Тестирование 1 полугодие

6 – 7 м

3.6 – 3.5

160 - 170

9 – 13 раз

3.

Тестирование переводное

7 - 8 м

3.5 – 3.4

170 – 175

10 – 14 раз



Психологическая подготовка

На этапе начальной подготовки основной упор в занятиях спортив­ных групп делается на формирование интереса к спорту, пра­вильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чув­стве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отно­шений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется си­лами врачей общеобразовательных школ, в тесном контакте с тренерско-преподавательским кол­лективом два раза в год – в сентябре и апреле. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Воспитательная работа

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:

- формированию сознательного, творческого отношения к труду,

- чувства ответственности за порученное дело,

-бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.

Главные воспитательные факторы:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера-препода­вателя;

- четкая творческая организация тренировочной работы;

- формирование и укрепление коллектива;

- правильное моральное стимулирование;


4.2. ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ второго года обучения


На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап.


Задачи на этапах подготовки

  • укрепление здоровья;

  • улучшение физического развития;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;

  • разносторонняя физическая подготовленность;

  • овладение основами техники выполнения упражнений;

  • воспитание устойчивой психики.

Теоретический курс

На этапе начальной подготовки основными методами теоретичес­кой подготовки являются: беседы, демонстрация простейших нагляд­ных пособий (плакатов, стендов), просмотр учебных кинофильмов и видеофильмов.

История развития лёгкой атлетики:

- Лёгкая атлетика в «ДЮСШ» России и в мире. Параолимпийское движение.

Врачебный контроль:

- предупреждение травматизма, оказание первой медицинской помощи, самомассаж.

Строение и функции организма:

- Краткие сведения о строении и функциях организма человека.

- Влияние легкоатлетических упражнений на организм.


Обще – физическая подготовка

Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

  • Упражнения на снарядах и со снарядами

  • Упражнения из других видов спорта

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


Специальная физическая подготовка

  • Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых

  • качеств, быстроты, выносливости).

  • Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

  • Специальные упражнения в парах (с партнёром)


Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знаком­ство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции

- барьерный бег

- прыжки в длину

- прыжки в высоту

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.


Соревнования и прикидки (по календарю)

  • Первенства ГБОУ №43

  • Матчевые встречи среди классов

  • Соревнования районные в зачёт Спартакиады школьников Приморского района

  • Участие во всех районных и городских соревнованиях

Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май по программе общей физической подготовки.


Группы подготовки 2 года обучения (девочки)


содержание

Бег 20м с/х

Бег 30м с/х

Бег 30м в/с

Бег 60м в/с

Длина с/м

(См.)

Длина с/м отталкивания

(См.)

Тройной с/м

(См.)

1.

Приёмное тестирование

3.4 – 3.2

4.6 – 4.8

5.8 – 6.0

-

140 - 180

300 - 320

470 - 500

2.

Контрольное тестирование

1 полугодие

3.2 – 3.0

4.4 – 4.6

5.6 – 5.8

9.8 – 10.0

180 - 190

330 - 350

500 - 530

3.

Контрольное переводное тестирование

3.0 – 2.9

4.3 – 4.5

5.5 – 5.7

9.4 – 9.6

195 - 185

345 - 355

580 - 550


Группы подготовки 2 года обучения (юноши)


содержание

Бег 20м с/х

Бег 30м с/х

Бег 30м в/с

Бег 60м в/с

Длина с/м

(См.)

Длина с/м отталкивания

(См.)

Тройной с/м

(См.)

1.

Приёмное тестирование

3.2 – 3.0

4.7 – 4.5

5.7 – 5.3

-

180 - 190

320 - 340

490 - 520

2.

Контрольное тестирование

1 полугодие

3.0 – 3.1

4.4 – 4.6

5.6 – 5.8

10.0 – 10.2

185 - 195

325 - 345

500 - 530

3.

Контрольное переводное тестирование

3.0 – 2.9

4.3 – 4.5

5.5 – 5.7

9.6 – 9.8

187 - 197

330 - 350

540- 570


Психологическая подготовка

На этапе начальной подготовки второго года обучения основной упор в занятиях спортив­ных групп делается на формирование интереса к спорту, пра­вильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чув­стве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), а также на установление положительных межличностных отно­шений в коллективе, развитие простейших сенсомоторных реакций, внимания, навыков самоконтроля.

Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется си­лами врачей общеобразовательных школ, в тесном контакте с тренерско-преподавательским кол­лективом два раза в год – в сентябре и апреле. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.

Воспитательная работа

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:

- формированию сознательного, творческого отношения к труду,

- чувства ответственности за порученное дело,

-бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям, спортивной форме, инвентарю.

Главные воспитательные факторы:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера-препода­вателя;

- четкая творческая организация тренировочной работы;

- формирование и укрепление коллектива;

- правильное моральное стимулирование;


4.3. УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП


В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (3 года обучения)

В первые 2 года занятий юных легкоатлетов основное внимание уделяется разносторонней физичес­кой подготовке, овладению техникой специальных подготовительных упражнений, повышению уровня развития основных физических ка­честв. Возраст занимающихся от 11 до 14 лет. После каждого года обучения юные спортсмены должны выполнить контрольные норма­тивы разносторонней физической подготовленности.


Задачи на этапах подготовки

  • укрепление здоровья;

  • улучшение физического развития;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;

  • разносторонняя физическая подготовленность;

  • воспитание устойчивой психики.


Теоретический курс

Введение в дисциплину. Сведения о легкой атлетике как вид спорта. Классификация. Программные установки (содержание, организация работы, требования к учащимся).

Основы спортивной тренировки легкоатлета. Цели и задачи спортивной тренировки. Средства, методы и принципы тренировки легкоатлета. Основные стороны подготовки легкоатлета (техническая, тактическая, физическая и психологическая).

Соревновательная деятельность и система соревнований. Влияние соревновательной деятельности на спортсмена. Роль и место соревнований в подготовке легкоатлета. Особенности условий проведения соревнований. Специфика определения спортивных результатов. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятельности в легкой атлетике. Планирование, организация и проведение соревнований.

Восстановление в легкой атлетике. Определение понятий «утомление» и «восстановление». Особенности проявления утомления в легкой атлетике. Классификация средств восстановления (педагогические, психологические, медико-биологические.


Обще – физическая подготовка


Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

  • Упражнения на снарядах и со снарядами

  • Упражнения из других видов спорта

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

  • Бег скоростных отрезков с отягощениями

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время

  • Повторяющийся бег на длинных отрезках

  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


Специальная физическая подготовка

  • Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых

  • качеств, быстроты, выносливости).

  • Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

  • Специальные упражнения в парах (с партнёром)


Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знаком­ство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции

- барьерный бег

- прыжки в длину

- прыжки в высоту

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.

Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май по программе общей физической подготовки.

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май.

переводные нормативы для зачисления в УТГ -3 года


Контрольные упражнения

девочки

мальчики

Бег 30 м с ходу, с

5,0

4,8

Бег 60 м со старта, с

9,2

9,0

Бег на 300 м, с

-

57,0

Прыжок в длину с места, м

1,80

2,00

Тройной прыжок с места, м

5,40

6,00

Бросок ядра снизу вперед, м

9,0

(3 кг)

9,0

(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м

10,0

(3 кг)

10,0

(4 кг)

Расстояние пробегания за 5 мин, м

1100

1280

Прыжок в длину, м

3,00

3,20

Прыжок в высоту, м

100

105


Соревнования (по календарю)

  • Первенства ГБОУ №43

  • Матчевые встречи среди классов

  • Соревнования районные в зачёт Спартакиады школьников Приморского района

Участие во всех районных и городских соревнованиях


Психологическая подготовка


На этапе этом основной упор в занятиях спортив­ных групп делается на пра­вильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чув­стве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), составления тренировочного процесса, самоконтроля, ведение спортивного дневника.


4.4. В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (4 года обучения)


4.4.1. Задачи на этапах подготовки

  • укрепление здоровья;

  • улучшение физического развития;

  • выявление задатков и способностей, привитие интереса к трени­ровочным занятиям;

  • разносторонняя физическая подготовленность;

  • воспитание устойчивой психики.

Теоретический курс

Введение в дисциплину. Сведения о легкой атлетике как вид спорта. Классификация. Программные установки (содержание, организация работы, требования к учащимся).

Основы спортивной тренировки легкоатлета. Цели и задачи спортивной тренировки. Средства, методы и принципы тренировки легкоатлета. Основные стороны подготовки легкоатлета (техническая, тактическая, физическая и психологическая).

Соревновательная деятельность и система соревнований. Влияние соревновательной деятельности на спортсмена. Роль и место соревнований в подготовке легкоатлета. Особенности условий проведения соревнований. Специфика определения спортивных результатов. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деятельности в легкой атлетике. Планирование, организация и проведение соревнований.

Восстановление в легкой атлетике. Определение понятий «утомление» и «восстановление». Особенности проявления утомления в легкой атлетике. Классификация средств восстановления (педагогические, психологические, медико-биологические).


Обще – физическая подготовка

Развитие силы /силовая подготовка/

  • Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

  • Упражнения на снарядах и со снарядами

  • Упражнения из других видов спорта

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

  • Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

  • Бег скоростных отрезков с отягощениями

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

  • Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

  • Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время

  • Повторяющийся бег на длинных отрезках

  • Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

  • Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

  • Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

  • Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

  • Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


Специальная физическая подготовка

  • Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без

снарядов.

  • Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых

  • качеств, быстроты, выносливости).

  • Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

  • Специальные упражнения в парах (с партнёром)


Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок юные спортсмены начинают знаком­ство с технической

стороной видов лёгкой атлетики:

- бег на короткие, средние и длинные дистанции

- барьерный бег

- прыжки в длину

- прыжки в высоту

На этом этапе необходимо:

- создать общее представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия, не освоенным ранее;

- предупредить или устранить ненужные движения и грубые искажения техники.

Процесс обучение техники строится следующим образом:

- рассказ;

- показ;

- опробование.


Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май по программе общей физической подготовки.

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май.





переводные нормативы для зачисления в УТГ -4 года


Контрольные упражнения

девочки

мальчики

Бег 30 м с ходу, с

5,0

4,8

Бег 60 м со старта, с

9,2

9,0

Бег на 300 м, с

-

57,0

Прыжок в длину с места, м

1,80

2,00

Тройной прыжок с места, м

5,40

6,00

Бросок ядра снизу вперед, м

9,0

(3 кг)

9,0

(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м

10,0

(3 кг)

10,0

(4 кг)

Расстояние пробегания за 5 мин, м

1100

1280

Прыжок в длину, м

3,00

3,20

Прыжок в высоту, м

100

105


Соревнования (по календарю)

  • Первенства ГБОУ №43

  • Матчевые встречи среди классов

  • Соревнования районные в зачёт Спартакиады школьников Приморского района

Участие во всех районных и городских соревнованиях


Психологическая подготовка


На этапе этом основной упор в занятиях спортив­ных групп делается на пра­вильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных морально-психологических чертах характера (особенно трудолюбии в тренировке и дисциплинированности при соблюдении режима, чув­стве ответственности за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважении к тренеру, требовательности к самому себе и др.), составления тренировочного процесса, самоконтроля, ведение спортивного дневника.


4.5. В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ (5-6 годов обучения)

При планировании подготовки юных легкоатлетов в годичном цикле необходимо придерживаться следующей периодизации.

С началом подготовительного периода на обще подготовительном этапе должны решаться задачи:

1) повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности занимающихся;

2) укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечнососудис­той системы в основном средствами ОФП.

Задачи на этапе подготовки:

  • укрепление здоровья;

  • укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечнососудис­той системы средствами общей (ОФП) и специальной (СФП) физи­ческой подготовки;

  • развитие физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости);

  • обучение основам техники видов легкой атлетики;

  • начало участия в соревнованиях по отдельным видам легкоатле­тического многоборья;

  • овладение основами знаний по тренировке в многоборье;

  • начало ведения спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 и 6 годов обучения


1.Теоретический курс

- На этапе углубленной спортивной специализации (учебно-трениро­вочные группы) используются:

- изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки, занимающихся многоборьями

- раз­бор и анализ техники видов легкой атлетики

- методов обучения и тре­нировки

- просмотр видеофильмов, лекции по вопросам тренировки и обучения.


2.Обще – физическая подготовка

Развитие силы /силовая подготовка/

-Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием собственного веса /подтягивание, отжимание, в упоре лежа, поднимание и опускание туловища, поднимание и опускание ног из различных исходных положений

- Упражнения с отягощениями /штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера/

- Упражнения на снарядах и со снарядами

- Упражнения из других видов спорта

- Подвижные и спортивные игры

Развитие быстроты /скоростная подготовка/

- Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в максимальном темпе в определенный отрезок времени

- Подвижные и спортивные игры

Развитие выносливости

- Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время

- Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время /лыжи, коньки, плавание, ходьба/

- Подвижные спортивные игры

Развитие ловкости /координационная подготовка/

- Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений

- Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения

- Подвижные и спортивные игры

Развитие гибкости

- Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды /степени подвижности/ в суставах, упражнение из других видов спорта /гимнастика, акробатика/


3.Специальная физическая подготовка

- Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без снарядов.

- Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами и без снарядов.

- Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно - силовых

качеств, быстроты, выносливости).

- Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.

- Специальные упражнения в парах (с партнёром) на месте и в движении


4.Обучение и совершенствование техники

В процессе тренировок спортсмены на учебно - тренировочном этапе уже знакомы

с техникой видов лёгкой атлетики.

На этом этапе необходимо:

- создать чёткое представление о двигательном действии и установку на овладение им;

- научить частям (фазам или элементам) техники действия;

- предупредить или устранить ненужные движения и искажения техники.

Основной акцент ставится на совершенствовании техники двигательного действия


5.Соревнования и прикидки (по календарю)

  • Первенства ГБОУ №43

  • Матчевые встречи среди классов

  • Соревнования районные в зачёт Спартакиады школьников Приморского района

  • Участие во всех районных и городских соревнованиях


Контрольно – нормативные требования

Сроки сдачи конт­рольно - переводных нормативов декабрь и май.



Контрольно – переводные нормативы для УТ групп 5-6 года (Девушки)


Контрольные упражнения

УТГ - 1

УТГ - 2

УТГ - 3

УТГ - 4

Бег на 30 м со старта, с

5,2

5,0

4,8

4,7

Прыжок в длину с места, м

2,00

2,10

2,15

2,20

Тройной прыжок с места, м

5,80

6,00

6,40

6,80

Бросок ядра снизу вперед, м

9,60

(Зкг)

10,50

(Зкг)

10,80

(4 кг)

11,30

(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м

10,50

(Зкг)

11,50

(Зкг)

11,80

(4 кг)

12,30

(4 кг)

Бег на 200 м, с

-

-

-

26,80

Прыжок в длину, м

-


-

5,10

Бег на 800 м, мин, с

-

-

1,50(600 м)


2,40


Контрольно - переводные нормативы для УТ групп 5-6 года (Юноши)


Контрольные упражнения

УТГ - 1

УТГ - 2

УТГ - 3

УТГ - 4

Бег на 30 м со старта, с

5,0

4,8

4,6

4,4

Бег на 60 м со старта, с

8,6

8,2

7,8

7,6

Прыжок в длину с места, м

2,30

2,40

2,50

2,6

Тройной прыжок с места, м

6,70

7,10

7,60

8,0

Бросок ядра снизу вперед, м

9,50

(4 кг)

10,50

(4 кг)

11,20

(4 кг)

12,00

(4 кг)

Бросок ядра через голову назад, м

10,50

(4 кг)

11,50

(4 кг)

12,30

(4 кг)

13,00

(4 кг)

Бег на 1000 м, мин, с

54,0

(300 м)

49,0

(300 м)

3,40

3,20

Бег на 100 м, с

-

-

12,20

11,80

Прыжок в длину, см

4,50

4,80

5,20

5,80

Бег на 400 м, с

_

-

58,00

57,00


6.Психологическая подготовка

На этапе занятий учебно-тренировочных групп внимание акценти­руется на воспитании спортивного интеллекта, способности к само­регуляции, формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создании общей психической под­готовленности к соревнованиям.



7.Инструкторская и судейская практика

Приобретение навыков судейства и самостоятельной практики про­ведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, про­водится с целью получения учащимися звания инструктора-обществен­ника и судьи по спорту и последующего привлечения их к тренерской и судейской работе, а также имеет большое воспитательное значение у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.

Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобре­таются на всем протяжении многолетней подготовки в процессе теорети­ческих занятий и практической работы в качестве помощника тренера, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного судейства.


Врачебный контроль

Врачебный контроль за юными спортсменами осуществляется си­лами врачей общеобразовательных школ в тесном контакте с тренерско-преподавательским кол­лективом два раза в год – в сентябре и апреле. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного плана подготовки юных спортсменов.


Воспитательная работа

Учебно – тренировочный процесс должен способствовать:

- формированию сознательного, творческого отношения к труду,

- высокой организованности и требовательности к себе,

- чувства ответственности за порученное дело,

- бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям,

- спортивной форме, инвентарю.

Главные воспитательные факторы:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера-препода­вателя;

- четкая творческая организация тренировочной работы;

- формирование и укрепление коллектива;

- правильное моральное стимулирование;

- пример и товарищеская помощь (наставничество) более опыт­ных спортсменов;

- товарищеская взаимопомощь и взаимотребовательность;



5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


Формами организации учебно – тренировочной работы являются:

- на этапе начальной подготовки - групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях;

- на этапе учебно – тренировочном – групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях, работа по индивидуальным планам, учебно – тренировочные сборы.

- на этапе спортивного совершенствования – групповое занятие, групповые занятия, теоретические занятия, участие в соревнованиях, работа по индивидуальным планам, учебно – тренировочные сборы.

Основной формой проведения занятия является тренировочный урок.

Тренировоч­ный урок делится на три части.

Подготовительная часть – сообщение задач урока, организация обучающихся и их функциональная и психологическая подготовка к основной части урока. В ней применяются общеразвиающие, специально – подготовительные и имитационные упражнения.

Главная задача основной части – обучение и совершенствование техники спортивного упражнения, двигательного действия, обеспечение общей и специальной подготовки. Физичес­кие упражнения в виде тренировочных заданий в основ­ной части располагают в следующей последовательности: упражне­ния (комплексы и игры), направленные на воспитание быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости. координации.

В заключительную часть урока включают упражнения, направленные на развитие быстроты, применяют в основной части урока после разминки. Вслед за ними используют игры и игровые упражнения.

Средства обучения

  • Общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения

  • Подготовительные упражнения

  • Игры

  • Упражнения для обучения техники двигательного действия

  • Упражнения для совершенствования овладения техникой двигательного действия

Методы организации занимающихся

  • Фронтальный метод

  • Поточный метод

  • Метод групповых занятий

  • Круговой метод

  • Метод индивидуальных заданий

Методы развития физических качеств

  • Метод развития силы и скоростно – силовых качеств

    • первая группа – силовые упражнения, выполняемые с большими отягощениями

  • Инвентарь - штанги, гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи.

    • вторая группа – скоростно – силовые упражнения выполняемые с малыми отягощениями, но с возможно большей скоростью движений.

  • Инвентарь – лёгкая штанга, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи.


    • третья группа – прыжковые упражнения с различной степенью отягощения, а также упражнения, применяемые в условиях, затрудняющих их выполнение.

  • Инвентарь – тумбы, беговая дорожка, тренажёры, жгуты, резинки, маты, прыжковая яма.

    • четвёртая группа – прыжковые упражнения, выполняемы без отягощения.

  • Инвентарь – прыжковая яма, маты, барьеры.

    • пятая группа – специальные упражнения и упражнения, в которых специализируется спортсмен.

  • Инвентарь - штанги, гири, гантели, канат, гимнастическая стенка, жгуты, тренажёры, набивные мячи, тумбы, беговая дорожка, тренажёры, резинки, маты, прыжковая яма, барьеры.


  1. Метод развития быстроты и повышения скорости движения

  • выполнение упражнения в затруднённых условиях, стимулирующих последующую мышечную деятельность спортсмена, выполняемую в нормальных условиях

  • выполнение упражнения в облегчённых условиях с более высокой скоростью и в быстром темпе.

  • выполнение упражнения в обычной обстановке при несколько изменяющихся условиях.

Инвентарь – беговая дорожка, барьеры, жгуты, «тачка».

3. Методы развития выносливости

  • равномерный – прохождение дистанции в кроссе

  • равномерно – ускоренный - прохождение дистанции в кроссе, преимущественно с равномерной скоростью, с ускорением бега в конце.

  • смешанныйчередование бега с пониженной скоростью со спортивной ходьбой

  • фартелёкнепрерывное чередование разнообразной тренировочной работы на местности: бег различной интенсивности, специальные упражнения, ходьба.

  • переменный – непрерывное чередование бега со средней и повышенной скоростью с активным отдыхом.

  • повторный – повторное пробегание одинаковых или разных по длине отрезков дистанции с повышенной скоростью с активным отдыхом

  • переменно – повторный – переменный бег с повышенной скоростью сериями с достаточными интервалами отдыха.

  • интервальный – пробегание отдельных частей дистанции с равномерной скоростью через определённые, строго планируемые, интервалом отдыха, при неуклонном их сокращении

  • темповыйповторное прохождение основных отрезков дистанции с заданной скоростью

  • контрольный – прохождение ¾ основной дистанции с соревновательной скоростью или скоростью, несколько превышающей соревновательную

  • соревновательный - прохождение дистанции с целью достичь высокого спортивного результата

Инвентарь – беговая дорожка

4. Методы развития ловкости, координации

  • двустороннего освоения упражнений

  • выполнения действий в новой обстановке

  • новые двигательные ситуации

Инвентарь – мячи, ядра, барьеры, тренажёры, гимнастические стенки, маты, обручи, гимнастические палки.

5. Методы развития гибкости

- развитие эластических свойств мышечно – связочного аппарата

Инвентарь – барьеры, маты, жгуты, гимнастические стенки.


Методы овладения спортивной техникой

1. Метод слова – беседы, лекции, объяснения, образные объяснения.

2. Метод показа – демонстрация в целом, по деталям, в целом.

3. Метод непосредственной помощи тренера – преподавателя – обучение исходным положениям, позам, элементам техники.

Форма подведения итогов:

  • протоколы соревнований

  • контрольно – переводные нормативы

  • тесты

  • освоение объёмов тренировочных нагрузок

  • отсутствие медицинских противопоказаний для занятий

  • систематическое посещение учебно – тренировочных занятий.

Восстановительные мероприятия

Все многочисленнее средства восстановления подразделяются на группы:

психолого – педагогические

1) творческое использование тренировочных и соревновательных на­грузок;

2) применение средств общей физической подготовки с целью переключения форм двигательной активности и создания благопри­ятных условий для протекания процесса восстановления;

3) оптималь­ная продолжительность отдыха между занятиями, варьирование ин­тервалов отдыха между упражнениями;

4) применение средств и ме­тодов психорегулирующей тренировки.

медико – билогические

1) специализированное питание, фармакологические средства;

2) распорядок дня;

3) спортив­ный массах (ручной и вибрационный);

4) гидропроцедуры (контрастные ванны, разнообразные души: дождевой, циркулярный, шарко, подвод­ный душ-массаж, суховоздушная и парная баня);

5) отдельные виды бальнеопроцедур -хлоридно-натриевые ванны, хвойные ванны;

6) электросветотерапия -диадинамические токи, токи Бернера, электростимуляция, ультрафио­летовое облучение;

7) кислородотерапия.

Массаж и физиотерапевтические средства

Значительную роль в ускорении процессов восстановления, осо­бенно при выраженном общем и локальном утомлении, вызванном проведенными занятиями или соревнованиями, играет массаж, гид­ропроцедуры, бальнеопроцедуры, электросветотерапия, общее ульт­рафиолетовое облучение, кислородные коктейли, местная барокаме­ра, аэромонизация.

Спортивный массаж (ручной, вибромассаж, ультразвуковой):

а) ручной массаж используется в предупредительных и восста­новительных целях, во всех видах спорта; предупредительный - за 15-30 мин до выступления, восстановительный - через 2-30 мин пос­ле работы; при сильном утомлении - через 1-2 часа.

б) вибрационный массаж осуществляется вибраторами и рекомен­дован как эффективное средство борьбы с утомлением, особенно при локальном утомлении мышц.

в) ультразвуковой массаж усиливает химические реакции, ускоря­ет протекание окислительно-восстановительных процессов, повыша­ет работоспособность мышц, снимает утомление, понижает тонус мышц, устраняет неприятные болевые ощущения, связанные с мышеч­ным перенапряжением.

Растирки и спортивные кремы способствуют более быстрому вос­становлению, лечению спортивных травм и используются как сред­ства, повышающие работоспособность. Массаж с растирками эффек­тивнее, так как достигается более глубокая обработка мышц и более длительно сохраняется тепло в мышцах.

К гидротерапии относятся:

1) парные и суховоздушные бани;

2) душ (дождевой, игольчатый, пылевой, струйный, шарко, шот­ландский, веерный, циркулярный);

3) ванны: а) контрастные; б) вибрационная; в) хлоридно-натриевые (соляные);




6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Алабин ВТ. Организационно-методические основы многолетней тренировки юных легкоатлетов. - Учебное пособие. - Челябинск, 1977. -127 с.

2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физ­культура и спорт, 1983. - 129 с.

3. Викторова О.Д. Структура подготовки семиборок высокой квали­фикации в беговых видах программы многоборья. Автореф. дисс. ...канд.-пед. наук. - М., 1990. - 23 с.

4. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных на­грузок. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 136 с.

5. Зеличенок В.Б., Никитушкин В.Г., Губа В.П. Легкая атлетика: критерии отбора. - М.: Терра-спорт, 2000. - 240 с.

б. КалюдаВ.И, ЧеркашинВ.П. Многолетняя подготовка спортсме­нок в легкоатлетическом семиборье. - Волгоград: Изд-во ВТАФК, 1997.-133 с.

7. Комарова А.Д. Теоретико-методические основы системы под­готовки легкоатлетов-многоборцев высшей квалификации. Автореф. дисс.докт. пед. наук. - СПб., 1993. - 48 с.

8. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: Физкуль­тура и спорт, 1977. - 271 с.

9. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995. - 37 с.

10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 285 с.

11. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского ре­зерва (СДЮШОР). Положение о специализированных классах по ви­дам спорта с продленным днем обучения и с углубленным учебно-тренировочным процессом в общеобразовательных школах. - М.: Советский спорт, 1987. - 28 с.

12. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.И. Легкая атлетика для юношества. - М., 1993. - 220 с.

13. Психология: Учебник для институтов физической культуры / Под общ. ред. В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт, 1987. -138 с.

14. Система подготовки спортивного резерва / Под общ. ред. В.Г.Никитушкина - М.: ВНИИФК, 1994. - 320 с.

15. Теория спорта / Под общ. ред. В.Н.Платонова. - К.: Виша шко­ла, 1987. - С 229-231.

16. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физ­культура и спорт, 1980. - 255 с.

Для детей и родителей

17. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсме­нов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.

18. Хрущев СВ., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. - М.: Физкультура и спорт, 1982. -143 с.






4