СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана на основе авторской программы по литературному чтению для 2 класса Л.Ф. Климановой, В. Г., М.В. Головановой,Л.А. Виноградовой,  М.В. Бойкиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкой, М.В. Голованова, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкина, ООП НОО МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары.

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет влияет на решение следующих задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе

 4. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведения.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения


Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающие научатся:

  • читать правильно выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

  • читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

  • писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

  • называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

  • рассказывать о любимом литературном герое;

  • выявлять авторское отношение к герою;

  • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

  • читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

  • ориентироваться в книге по её элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по её элементам;

  • самостоятельно читать выбранные книги;

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

  • самостоятельно работать со словарями

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки), узнавание литературных приёмов (сравнение, олицетворение, контраст).

Обучающие научатся:

  • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

  • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований: особенности построения и основная целевая установка повествования;

  • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приёмы: сравнение, олицетворение, гипербола (преувеличение), звукопись, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

  • обнаруживать «бродячие» сюжеты в сказках разных народов мира.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающие научатся:

  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

  • эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определённые программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

  • интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного;

  • принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и

коллективной работы получат возможность научиться:

  • читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

  • рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств, переживаний;

  • устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений


Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения


Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Содержание учебного предмета «Литературное чтение», 2 класс


Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (2 ч)

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя. Талант читателя.

Устное народное творчество (11 часов)

Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки.  Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», « У страха глаза велики»,  «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси-лебеди».

Люблю природу русскую. Осень ( 6 ч)

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К.Бальмонта, А.Плещеева, А.Фета, А.Толстого, С.Есенина.

Русские писатели (10ч)

А.С.Пушкин. Лирические стихотворения, «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А.Крылов. Басни. Л.Н.Толстой. Басни. Рассказы.

О братьях наших меньших (9 ч)

Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н.Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Из детских журналов (7 ч)

Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю.Владимиров, А.Введенский.

Люблю природу русскую. Зима (7 ч)

Лирические стихотворения И.Бунина, К.Бальмонта, Я.Акима, Ф.Тютчева, С.Есенина, С.Дрожжина.

Русская народная сказка «Два Мороза». С.Михалков «Новогодняя быль», весёлые стихи о зиме А.Барто, А.Прокофьева.

Писатели детям (15 ч)

К.И.Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Маршак «Кот и лодыри». Стихотворения С.В. Михалкова, А.Л. Барто. Юмористические рассказы Н.Н.Носова.

Я и мои друзья (9 ч)

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н.Булгакова, Ю.Ермолаева, В.Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна (6 ч)

Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и всерьёз (10 ч)

Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмаковой. Герой авторских стихотворений. Ритм стихотворения.

Литература зарубежных стран ( 9 ч)

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина. Ш.Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка».

Г.С.Андерсен. «Принцесса на горошине». Эни Хогарт. «Мафин и паук».




















Учебно-тематический план учебного предмета «Литературное чтение»


№ п/п

Темы раздела

Количество часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

2

3

Устное народное творчество

11

4

Люблю природу русскую. Осень

6

5

Русские писатели

10

6

О братьях наших меньших

9

7

Из детских журналов

7

8

Люблю природу русскую. Зима.

7

9

Писатели - детям

15

10

Я и мои друзья

9

11

Люблю природу русскую.

6

12

И в шутку и всерьёз

10

13

Литература зарубежных стран

9

Итого

102


Тематическое планирование учебного предмета

«Литературное чтение» 2 класс – 102 часа (3 часа в неделю)


урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока


Примечание

по плану

фактически

1

Введение. Знакомство с учебником.

1




2

Самое великое чудо на свете.

1




3

Библиотеки. Книги

1




4

Устное народное творчество

1




5

Русские народные песни, потешки и прибаутки

1




6

Скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки

1




7

Народные сказки Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт …»

1




8

Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»

1




9

Сказка «У страха глаза велики»

1




10

Сказка «Лиса и тетерев»

1




11

Сказка «Лиса и журавль»

1




12

Сказка «Каша из топора»

1




13

Сказка «Гуси-лебеди»

1




14

Сказка «Гуси-лебеди». Закрепление

1




15

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»

1




16

К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А.Плещеев «Осень наступила»

1




17

А.Фет «Ласточки пропали…»

1




18

В.Берестов «Хитрые грибы»

1




19

М.Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом…»

1




20

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень.»

1




21

А.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

1




22

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

1




23

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Закрепление 1

1




24

Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина»

1




25

И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука», «Стрекоза и Муравей»

1




26-28

Л.Толстой «Старый дед и внучек»

3




29

Л.Толстой «Филиппок»

1




30

Л.Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже»

1




31

Весёлые стихи.

1




32

Обобщение.


1




33

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре», И.Пивоварова «Жила-была собака…»

1




34

В.Берестов «Кошкин щенок»

1




35

Домашние животные

1




36

М.Пришвин «Ребята и утята»

1




37

Е.Чарушин «Страшный рассказ»

1




38

Б.Житков «Храбрый утёнок»

1




39

В.Бианки «Музыкант»

4




40

В.Бианки «Сова».

1




41

Обобщение.

1




42

Д.Хармс «Игра». «Вы знаете…»

1




43

Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи»

1




44

Д.Хармс «Что это было?»

1




45

Н.Горнет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1




46

Ю.Владимиров «Чудаки»

1




47

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1




48

Обобщение.

1




49

Люблю природу русскую. Стихи о зиме.

1




50

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»

1




51

С.Есенин «Поёт зима - аукает…», «Берёза»

1




52

Сказка «Два Мороза»

1




53

С.Михалков «Новогодняя быль»

1




54

А.Барто «Дело было в январе…»

1




55

Обобщение.

1




56

К.Чуковский «Путаница»

1




57

К.Чуковский «Радость»

1




58

К.Чуковский «Федорино горе»

1




59

К.Чуковский «Федорино горе». Закрепление

1




60

С.Маршак «Кот и лодыри»

1




61

С.Маршак «Мой секрет», «Сила воли»

1




62

С.Михалков «Мой щенок»

1




63

А.Барто «Верёвочка», «Мы не заметили жука»,

1




64

А.Барто «В школу», «Вовка-добрая душа»

1




65

Н.Носов «Затейники»

1




66

Н.Носов «Живая шляпа»

1




67

Н.Носов «Живая шляпа». Закрепление

1




68

Н.Носов «На горке»

1




69

Н.Носов «На горке». Закрепление

1




70

Обобщение

1




71

Стихи о дружбе и обидах

1




72

Н.Булгаков «Анна не грусти!»

1




73

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1




74

В.Осеева «Волшебное слово»

1




75

В.Осеева «Волшебное слово». Закрепление

1




76

В.Осеева «Хорошее»

1




77

В.Осеева «Почему»

1




78

В.Осеева «Почему».

1




79

Обобщение.

1




80

Ф. Тютчев о весне.

1




81

А.Плещеев о весне. А.Блок « На лугу»

1




82

С.Маршак «Снег теперь уже не тот». А.Бунин «Матери»

1




83

А.Плещеев «В бурю», Е.Благинина «Посидим в тишине»

1




84

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

1




85

Обобщение

1




86

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1




87

Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха»

1




88

Э.Успенский «Чебурашка»

1




89

Э.Успенский «Если был бы я девчонкой»

1




90

Стихи В.Берестова

1




91

Стихи И.Токмаковой.

1




92

Г.Остер «Будем знакомы»

1




93

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1




94

В.Драгунский «Тайное становится явным».Закрепление

1




95

Обобщение

1




96

Американская и английская народные песенки

1




97

Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…»

1




98

Ш.Перро «Кот в сапогах»

1




99

Ш.Перро «Кот в сапогах».

1




100

Г.Х.Андерсен «Красная Шапочка»

1




101

Э.Хогарт «Мафин и паук»

1




102

Э.Хогарт «Мафин и паук».

1




103

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран»

1




104

КВН «Цветик- семицветик»

1








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!