СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «СОШ с. Урманаево»

____________/Г.Т. Асхапова/ __________/Э.Т.Ихсанова/ ___________/Г.А.Хайбуллина/

протокол № « » 2019 г. « » 2019 г. Приказ № от 2019 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ПО ОДНКНР

(«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»)

ДЛЯ 5 КЛАССА УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО

БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА УРМАНАЕВО»

АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ЛАТЫПОВОЙ АЙГУЛЬ АЛМАСОВНЫ



Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № от « » 08. 2019 г.

Требования к результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Нравственные ценности российского народа


Находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

описывать памятники истории и культуры народов России на основе иллюстраций учебника;

готовить небольшие сообщения о защитниках Отечества, национальных героях;

различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в семье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

приводить примеры беззаветного служения Родине – России.


Сравнивать обычаи и традиции народов России, авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

находить на карте столицы национально-территориальных образований России;

соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

различать нравственные и безнравственные поступки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.


Регулятивные УУД

организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

оценивать правильность выполнения действий, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Коммуникативные УУД

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий,

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Познавательные УУД

осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов;


Осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

зарождение элементов гражданской, патриотической

позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к соблюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Религия и культура

Рассказывать (на основе учебника и дополнительных источников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

готовить небольшие сообщения о национальных праздниках, народных промыслах народов России;

Использовать первоначальные представления о традиционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

использовать дополнительную информацию (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

Регулятивные УУД

организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их;

Коммуникативные УУД

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

Познавательные УУД

осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;


Осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

уважительное и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира


Содержание учебного предмета

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»


Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Нравственные ценности российского народа

Введение. Знакомство с новым учебником. Повторение пройденного в 4 классе.

Гражданин России . Понятия гражданин и гражданство. Конституция — Основной закон РФ. Основные права и обязанности граждан РФ. Выполнение обязанностей — гражданский долг каждого гражданина России. Управление государством. Президент, Председатель Правительства, министр. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации. Уважительное отношение к символам государства. Порядочность. Понятие порядочности. Связь слов порядочность и порядок. Качества порядочного человека: справедливость, внутренняя стойкость, смелость, решительность. Взаимосвязь порядочности, благородства, достоинства, великодушия. Общественная ценность порядочности.

Совесть. Понятие совести. Совесть — важнейшая составная часть порядочности человека. Чувство угрызения совести. Развитие чувства совести. Умение понять и простить. Правдивость и ее цена. Взаимосвязь совести и сострадания, совести и стыда. Совесть - «внутренний голос человека».

Жить по законам совести. Несовместимость совести с эгоизмом и корыстолюбием. Кодекс взаимоотношений одноклассников.

Доверие и доверчивость. Доверие — важнейшее качество личности. Понятие доверия. Признаки личного доверия. Возникновение доверительных отношений. Доверие и доверчивость. Правила установления доверительных отношений. Что значит потерять доверие. Понятие самодоверия. Как следует поступить в экстренных случаях. Телефон доверия. Психологическая помощь.

Милосердие и сострадание. Понятие милосердия. Общественная ценность милосердия. Взаимосвязь сострадания и милосердия, милосердия и жалости. Антиподы милосердия. Обязанности учащихся по отношению к другим людям. Проявление интереса к жизни другого человека, стремление ему помочь. Человеколюбие. Правила милосердия. Воспитание милосердия. Умение понять и простить.

Правда и ложь. Правда и неправда, полуправда, ложь. Правда — то, что соответствует действительности. Ложь — намеренное искажение действительности. Искренность. Честность. Взаимосвязь правдивости и душевного покоя. Святая ложь. Из истории лжи.

Традиции воспитания. Традиция. Сословия: крестьяне, казаки, купцы, дворяне. Традиции воспитания у разных сословий. Дворяне России, их традиции и правила поведения. Требования к воспитанию и домашнему обучению мальчиков и девочек. Дворянский этикет.

Честь и достоинство. Родовая и сословная честь. Представление рыцарей средневековой Европы о чести. Дворянская честь. Дуэль — способ решения вопросов чести. Цена честного слова. Чувство долга. Поступки достойные и недостойные. Достоинство. Благородство — высшее проявление человеческого достоинства. Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и наших дней. Патриоты России. Проявление патриотизма учащихся.

Терпимость и терпение. Отношение к людям иной национальности, религии, культуры, привычек и убеждений. Российское многонациональное государство. Что такое терпимость (толерантность). Уважение свободы другого человека, проявление великодушия и расположенности к другим людям. Роль мигрантов в жизни наших городов. Правила толерантного общения. Различие понятий терпение и терпимость.

Мужество. Понятие мужества. Смелость и решительность, сила духа, продуманность действий, самоконтроль, преодоление чувства страха и неуверенности. Убежденность в необходимости и полезности действий в чрезвычайных обстоятельствах. Повседневное проявление мужества. Взаимосвязь вечных ценностей — чести, достоинства, благородства, доброты, дружбы. Примеры мужества. Умение защитить своих близких и себя. Тренировка мужества. Героизм — высшее проявление мужества. Кавалеры ордена Мужества.

Равнодушие и жестокость. Проявления жестокости детей и их последствия. Умение и желание контролировать свои поступки. Равнодушие и жестокость. Жизнь человека — высшая ценность. Насилие в отношении детей — нарушение прав человека. Вред сквернословия.

Самовоспитание. Соблюдение норм нравственности — важнейшее общественное требование. Дисциплинированность и сознательная дисциплина. Умение контролировать свои дела и поступки. Правила учебной работы в группе. Умение осознать ошибки и больше их не повторять. Воспитание воли. Познание своих положительных и отрицательных качеств. Планирование предполагаемых действий, оценка результатов. Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.

Учись учиться. Цель обучения в школе. Приемы работы учащихся со школьным учебником. Выработка у учеников уверенности в себе и своих делах. Приемы работы учеников на уроке. Рекомендации по развитию воли. Умение распределять внимание. Совершенствование памяти подростка. Правила и приемы запоминания. Сочетание труда умственного и физического.

Речевой этикет. Средства речи и правила их использования в разных жизненных ситуациях. Начало, основная часть и завершение беседы. Употребление личных местоимений ты и вы. Правила знакомства детей и взрослых. Обращения с просьбой к незнакомым людям в магазине, на транспорте. Формы обращения. Правила общения подростков. Что значит быть эрудированным собеседником. Значимость излагаемой информации. Правила беседы. Человека красят не столько слова, сколько дела. Этикет разговора по телефону.

Мои права и обязанности. Права и обязанности учащихся. Соблюдение правил школьного распорядка. Обязанность посещения учащимися школьных занятий, добросовестного учебного труда. Участие в самообслуживающем труде. Единство действий классного руководителя и родителей учащихся. Требования к поведению учащихся в школе. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п


Изучаемая тема

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

Планируемые сроки

Фактические

сроки


1

Введение в предмет. Духовные ценности.

1

9.09



2

Гражданин России. Основные права и обязанности граждан РФ.

1

16.09



3

Гражданин России. Столица, герб, флаг, гимн Российской Федерации.

1

23.09



4

Порядочность. Качества порядочного человека

1

30.09



5

Общественная ценность порядочности

1

7.09



6

Совесть - «внутренний голос человека»

1

14.09



7

Жить по законам совести.

1

21.09



8

Доверие — важнейшее качество личности.

1

28.09



9

Доверие и доверчивость.

1

11.10



10

Милосердие и сострадание.

1

18.10



11

Милосердие. Правила милосердия.

1

25.10



12

Правда и ложь

1

2.12



13

Традиции воспитания

1

9.12



14

Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.

1

16.12



15

Честь всего дороже! Достоинство человеческой личности.

1

23.12



16

Герои Великой Отечественной войны 1941—1945 гг

1

13.01



17

Терпимость и терпение

1

20.01



18

Правила толерантного общения

1

27.01



19

Мужество

1

3.02



20

Героизм — высшее проявление мужества

1

10.02



21

Равнодушие и жестокость

1

17.02



22

Я люблю тебя, жизнь

1

24.02



23

Самовоспитание

1

2.03



24

Этикет посещения массовых мероприятий

1

9.03



25

Пути самообразования и самовоспитания. Воспитание чувства самоуважения.


1

16.03



26

Учись учиться

1

30.03



27

Коллективизм и справедливость

1

6.04



28

Речевой этикет

1

13.04



29

Речевой этикет. Правила общения

1

20.04



30

Мои права и обязанности. Требования к поведению учащихся в школе

1

27.04



31

Мои права и обязанности. Правила морали в школе


1

4.05



32

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

1

11.05



33

Повторительно-обобщающий урок 

1

18.05



34

Повторительно-обобщающий урок 

1

25.05



35

Итоговый урок

1

28.05

































КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Требования к устным ответам

1. Содержательность, т. е. полное, правильное и конкретное освещение заявленной темы, вопроса, проблемы.

2. Логичность, т. е. последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3. Концептуальность изложения: рассмотрение различных точек зрения, концепций, выражение своей точки зрения.

4. Правильность и чистота речи, владение обществоведческой терминологией.

5.Эмоциональное богатство речи, образное, и яркое выражение мыслей. Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса. Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии , что учащийся в процессе беседы с учителем или классом самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения (на зачете – в процессе беседы экзаменатора и экзаменуемого).

Оценка «5» за вопрос теоретического характера ставится при условии, что учащийся:

- логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно соответствовали объему и глубине их раскрытия в учебнике базового или профильного уровня;

- правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;

-верно, в соответствии с вопросом, характеризует на базовом или профильном уровне основные социальные объекты и процессы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- объяснил причинно-следственные и функциональные связи названных социальных объектов;

- обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально-экономических и социальных наук;

- проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- показал умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- на профильном уровне проявил умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;

- на профильном уровне проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.

Оценка «4» ставится, если в ответе допущены малозначительные ошибки или недостаточно полно раскрыто содержание вопроса, а затем, в процессе уточнения ответа, самостоятельно не даны необходимые поправки и дополнения; или не обнаружено какое-либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.

Оценка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или отвечающий не смог показать необходимые умения.

Оценка «2» может связно отвечать на вопросы учителя: дал более двух ошибочных ответов по важным вопросам

Оценка «1». Совсем не знает урока. Не ответил ни на один вопрос


Оценивание решения познавательных и практических задач

В зависимости от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы следующие умения:

- анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и обществоведческими понятиями;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (тест, диаграмма и т. п.);

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;

- различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;

-предвидеть последствия определенных социальных действий.

Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе грамотного применения соответствующих умений и теоретических знаний.

Оценка «4» ставится, если допущены незначительные ошибки.

Оценка «3» ставится, если задание выполняется с помощью наводящих вопросов учителя (на зачете – с помощью наводящих вопросов экзаменатора).

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания.

Оценка выполнения тестовых заданий

Число заданий в тесте

Оценки

«2»

«3»

«4»

«5»

5

2 и менее

3

4

5

6

2 и менее

3

4,5

6

7

3 и менее

4,5

6

7

8

3 и менее

4,5

6,7

8

9

3 и менее

4,5

6,7

8,9

10

4 и менее

5,6

7,8

9,10

11

4 и менее

5,6,7

8,9

10,11

12

5 и менее

6,7,8

9,10

11,12

13

5 и менее

6,7,8,9

10,11

12,13

14

6 и менее

7,8,9,10

11,12

13,14

16

7 и менее

8,9,10,11

12,13,14

15,16

18

8 и менее

9,10,11,12

13,14,15,16

17,18

20

9 и менее

10,11,12,13,14

15,16,17,18

19,20

22

10 и менее

11,12,13,14,15

16,17,18,19

20,21,22

24

11 и менее

12,13,14,15,16,17

18,19,20,21

22,23,24

26

12 и менее

13,14,15,16,17,18

19,20,21,22,23

24,25,26

28

13 и менее

14,15,16,17,18,19,20

21,22,23,24,25

26,27,28

30

14 и менее

15,16,17,18,19,20,21,22

23,24,25,26,27

28,29,30





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!