Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Листопадовская средняя осмбщеобразовательная школа
Грибановского муниципального района Воронежской области
397223, сЛистопадовка, ул. Глотова, 2, тел./факс (47348) 3-11-74, e-mail: [email protected]
Принята решением педагогического совета 28 августа 2019 года ( протокол №1) | «Утверждаю» Директор школы _______Л.А.Чернавина Приказ №89 от 29.08.2019 года. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 10 класс
УМК «Химия». 10 класс. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. , "Просвещение"
Составила: Леонова А.В.
Учитель биологии
высшей квалификационной категории
С. Листопадовка
2020 -2021 учебный год
Рабочая программа по химии для 10 класса составлена на основе:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ (с изменениями);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897(с изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программы школы;
Учебного плана школы;
Годового учебного календарного графика на текущий учебный год;
Рабочей программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. ФГОС. Химия. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, сост. Гара Н. Н., М. «Просвещение», 2011 г.;
Учебника: Рудзитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия. 8 класс. ФГОС.: учебник для общеобразовательных учреждений / Рудзитис Г. Е. - М.: Просвещение, 2020г.
Предметные, личностные и метапредметные результаты освоения конкретного учебного курса
Планируемые предметные результаты
учащиеся должны знать и понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь
называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Планируемые личностные результаты
- в ценностно-ориентационной сфере - осознание российской гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за российскую химическую науку;
- в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории в высшей школе, где химия является профилирующей дисциплиной;
- в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью, готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- в сфере сбережения здоровья – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, неприятие вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков) на основе знаний о свойствах наркологических и наркотических веществ.
Планируемые метапредметные результаты
- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, наблюдение, измерение, проведение эксперимента, моделирование, исследовательская деятельность) для изучения различных сторон окружающей действительности;
- владение основными интеллектуальными операциями: формулировка гипотезы, анализ и синтез, сравнение и систематизация, выявление причинно-следственных связей и поиск аналогов;
- познание объектов окружающего мира от общего через особенное к единичному;
- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- использование различных источников для получения химической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- владение языковыми средствами, в том числе и языком химии, - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, в том числе и символьные (химические знаки, формулы и уравнения).
Содержание учебного курса
№ п/п | Название раздела | Содержание |
1 | Введение | Предмет органической химии. Основные положения теории строения органических соединений. Строение атома углерода. Ковалентная химическая связь. Валентные состояния атома углерода. Вид гибридизации и форма молекул. |
| Углеводороды | Природные источники углеводородов. Природный газ, нефть, каменный уголь, способы переработки. Алканы: строение, изомерия, номенклатура, получение, физические свойства на примере метана. Химические свойства алканов, применение. Алкены: гомологические ряд, изомерия, номенклатура, физические свойства, химические свойства, способы получения. Решение расчётных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов. Алкины. Гомологические ряд, изомерия, номенклатура, физические свойства, химические свойства, способы получения. Алкадиены. Строение молекул. Изомерия, номенклатура, химические свойства. Каучуки.Резина. Циклоалканы. Строение, изомерия, номенклатура, свойства. Ароматические углеводороды (арены). Бензол – строение, физические свойства, способы получения. Химические свойства бензола. Применение бензола и его гомологов. Решение задач на вывод формул веществ по продуктам их сгорания. Генетическая связь между классами углеводородов. |
3 | Кислородсодержащие органические вещества | Спирты и фенолы Спирты (одноатомные и многоатомные). Состав, классификация, гомологические ряды, изомерия, номенклатура спиртов. Химические свойства предельных спиртов. Этанол, глицерин – строение, свойства. Фенол – строение, физические свойства и получение. Химические свойства фенола и его применение. Альдегиды и кетоны Альдегиды: гомологические ряды, классификация, изомерия, номенклатура, строение и физические свойства альдегидов. Химические свойства альдегидов. Способы получения, применение. Кетоны: номенклатура, свойства, применение. Решение расчётных и экспериментальных задач. Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры. Предельные и непредельные карбоновые кислоты. Гомологический ряд. Строение. Номенклатура и изомерия. Физические свойства. Производные карбоновых кислот. Отдельные представители. Химические свойства карбоновых кислот, их применение. Сложные эфиры: получение, строение номенклатура. Физические и химические свойства сложных эфиров, их применение. Решение расчётных задач на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические свойства жиров: реакция этерификации, гидролиз жиров. Способы получения, применение. Мыла и СМС Углеводы Углеводы: состав, классификация и значение. Моносахариды. Глюкоза как важнейший представитель моносахаридов. Фруктоза как изомер глюкозы. Краткие сведения о строении и свойствах рибозы и дезоксирибозы. Полисахариды. Сахароза, крахмал, целлюлоза. Строение, свойства, применение. |
4 | Азотсодержащие органические вещества | Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства. Аминогруппа, её электронное строение. Амины как органические основания. Анилин, его строение, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина. Значение в развитии органического синтеза. Аминокислоты: состав и строение, свойства, номенклатура, изомерия аминокислот. Получение аминокислот. Белки как биополимеры. Структура белков, свойства. Превращения белков пищи в организме. Значение белков, применение. Практическая работа № 1. «Идентификация органических соединений». Нуклеиновые кислоты. Состав нуклеиновых кислот (ДНК И РНК), строение нуклеотидов Пуриновые и пиримидиновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Принцип комплементарности. Роль НК в жизнедеятельности организмов. |
5 | Химия и жизнь. Биологически активные вещества | Полимеры. Их классификация. Искуственные и синтетические полимеры. Практическая работа2. Распознавание пластмасс и волокон. Понятие о витаминах. Классификация витаминов. Нормы потребления витаминов. Гипер- и гипоавитаминозы. Ферменты. Понятие о ферментах как биологических катализаторах. Классификация ферментов. Специфичность действия. Значение в биологии и медицине, применение в промышленности. Понятие о гормонах. Классификация гормонов. Адреналин. Тестостерон. Инсулин. Понятие о лекарствах. Отдельные фармакологические группы лекарств. Способы применения лекарств. Механизм действия отдельных препаратов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Коррекционная работа | Примечания |
план | факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение (3ч) |
1. | Предмет органической химии. | 1 | | | | |
2. | Основные положения теории строения органических соединений А.М.Бутлерова. | 1 | | | | |
3. | Изомерия и ее виды. | 1 | | | | |
Углеводороды (10ч) |
4. | Предельные углеводороды. Алканы. | 1 | | | | |
5. | Непредельные углеводороды. Алкены. | 1 | | | | |
6. | Алкадиены. Каучуки. | 1 | | | | |
7. | Алкины. Ацетилен. | 1 | | | | |
8. | Ароматические углеводороды. Бензол | 1 | | | | |
9. | Нефть и способы ее переработки. Природный га | 1 | | | | |
10. | Генетическая связь | 1 | | | | |
11. | Решение задач на вывод формул. | 1 | | | | |
12. | Обобщение знаний о строении и классификации органических соединений. | 1 | | | | |
13. | Контрольная работа №1 «Строение и классификация органических соединений». | 1 | | | | |
Кислородсодержащие органические вещества (8ч) |
14. | Спирты. Состав, классификация, свойства. Получение и применение. | 1 | | | | |
15. | Фенолы: строение, физические свойства и получение и применение. | 1 | | | | |
16. | Альдегиды и кетоны. | 1 | | | | |
17. | Карбоновые кислоты. | 1 | | | | |
18. | Сложные эфиры и жиры. | 1 | | | | |
19. | Углеводы. Моносахариды и дисахариды. | 1 | | | | |
20. | Полисахариды. | 1 | | | | |
21. | Решение задач на вывод формул. | 1 | | | | |
Азотсодержащие органические вещества (8 ч) |
22. | Амины: строение, классификация, номенклатура, получение. Химические свойства аминов. | 1 | | | | |
23 | Аминокислоты: состав и строение, свойства, номенклатура, изомерия аминокислот. Получение аминокислот | 1 | | | | |
24. | Белки как биополимеры. Структура белков, химические свойства, значение и применение. | 1 | | | | |
25. | Нуклеиновые кислоты | 1 | | | | |
26. | Генетическая связь. | 1 | | | | |
27. | Практическая работа№1. Идентефикация оргнанических соединений. | 1 | | | | |
28. | Обобщение и систематизация по теме Кислородсодержащие и азотсодержащие органические вещества. | 1 | | | | |
29. | Контрольная работа №2 Азотсодержащие и кислородсодержащие органические вщества. | 1 | | | | |
Химия и жизнь. Биологически активные вещества (6ч) |
30. | Биотехнология. | 1 | | | | |
31. | Классификация полимеров. Искуственные и синтетические полимеры | 1 | | | | |
32. | Практическая работа 2. Распознавание пластмасс и волокон. | 1 | | | | |
33. | Биологические активные вещества. Витамины. Гормоны.. | 1 | | | | |
34. | Ферменты и лекарства. Решение задач. | 1 | | | | |
35. | Контрольная работа | 1 | | | | |