Планируемые результаты освоения курса ОБЖ в 8-9 классе
Личностные результаты:
освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными и чрезвычайными ситуациями;
сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;
эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;
наличие способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;
устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные:
использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой информации;
сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;
осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, отдельными природными и техногенными происшествиями.
Регулятивные:
планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
контролировать своё поведение, проявлять желание и способность предвидеть последствия своих действий и поступков;
оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных чрезвычайных ситуациях;
характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями для уточнения их значения и смысла;
характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, пользовании бытовыми электроприборами;
ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного движения;
оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.
Содержание учебного курса
8 класс
Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.
Ядовитые растения нашей местности. О грибах съедобных и ядовитых. Неожиданные встречи в лесу. Гроза в лесу. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Как помочь тонущему человеку? Как спастись, если провалился под лёд?
Современный транспорт и безопасность.
Транспорт в современном мире. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий. Опасные игры на дорогах. Помощь пострадавшим. Метро — транспорт повышенной опасности. Авиакатастрофы. Особенность железнодорожного транспорта.
Безопасный туризм.
Безопасный туризм. Движение по туристскому маршруту. Преодоление естественных препятствий. Обеспечение безопасности при выборе места для бивуака. Если турист отстал от группы… Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Узлы в туристском походе.
9 класс
Когда человек сам себе враг?
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым. Влияние курения на растущий организм. Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика.
Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации. Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана. Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней. Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения. Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и при наводнении. Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида.
Противодействие экстремизму и терроризму.
Что такое экстремизм и терроризм. Как снизить угрозу теракта. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае. Особенности проведения спецопераций. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Что такое национальная безопасность Российской Федерации? Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации.
Результаты изучения предмета «ОБЖ» в 8 классе
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
- систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
- наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
- правила поведения при угрозе террористическою акта;
Ученик должен уметь:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
- оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
- выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
Результаты изучения предмета «ОБЖ» в 9 классе
Учащиеся научатся:
- объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
- характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в рамках изученного материала);
- раскрывать особенности семьи как социального института; характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
- выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
- раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;
- классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций, особенности каждого вида;
- анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
- различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов чрезвычайных ситуаций;
- предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
- проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
- оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях.