СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
2. Содержание учебного предмета «Русский язык»
5 класс
(170 ч)
Введение. Язык – важнейшее средство общения (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.
Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Пунктуационный разбор простого предложения.
Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова.
Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.
Лексика. Культура речи (9 ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч.)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.
Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч.)
Имя существительное (22 ч)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Морфологический разбор слов.
Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.
Имя прилагательное (13 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Полные и краткие прилагательные.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.
Глагол (26 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Не с глаголом.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.
Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.
Морфологический разбор глагола.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 ч.)
3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
5 класс
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2 +1) | |||
1 | Язык – важнейшее средство общения. Общение устное и письменное. | 1 | Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получать представление о языке как знаковой системе; лингвистике как науке, видах речевой деятельности, особенностях устной и письменной речи. Овладевать приемами ознакомительного и изучающего чтения; понятием «текст», определять основные признаки текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определять темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу текста. Делить текст на смысловые части (микротемы), осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. С опорой на план передавать содержание текста в устной форме, создавать устное монологическое высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создавать текст в письменной форме (мини-сочинение). Овладевать приемами работы со схемой, в соответствии с коммуникативной задачей извлекать информацию из схемы, использовать ее в монологическом высказывании на лингвистическую тему. На конкретном примере получать представление об истории Овладевают сведениями о происхождении слов; фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов. |
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке. | 1 | |
3 | Р. Р. Стили речи. | 1 | |
ПОВОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1 – 4 КЛАССАХ (18 + 3) | |||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | 1 | Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении с произношения и правописания. Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам и по традиции; знать, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоить опознавательные признаки орфогнрамм-гласных и орфограмм-согласных букв; знать, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в словах с опорой на опознавательные признаки; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах Знать способы проверки написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых гласных в корне слова; правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Знать способы проверки написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или л, р, м, н); различать одинаково произносимые слова с разным написанием; правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова. Знать способы проверки написания непроизносимых согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки непроизносимой согласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или л, р, м, н); выбирать заголовок из ряда предложенных Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять предложения и связный текст с указанными словами на заданную тему. Знать правило употребления разделительных ъ и ь; находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия выбора. Правильно писать словарные слова; усвоить понятие орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под; знать падеж, с которым употребляются указанные предлоги; разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму-пробел; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять связный текст с опорой на рисунок; озаглавливать текст. Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план |
5 | Орфограмма. | 1 | |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне. | 1 | |
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | |
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | |
9 | Буквы и, у, а после шипящих. | 1 | |
10 | Разделительные ъ и ь. | 1 | |
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант. | 1 | |
12 | Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | 1 | |
13 | Входной контроль. | 1 | |
14 | Части речи. | 1 | |
15 | Глагол. | 1 | |
16 | -Тся и –ться в глаголах | 1 | |
17 | Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста. | 1 | |
18 | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 | |
19 | Имя существительное. | 1 | |
20 | Имя прилагательное | 1 | |
21 | Местоимение. | 1 | |
22 - 23 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
24 | РР. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») | 1 | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (26+4) | |||
25 | Синтаксис и пунктуация. | 1 | Овладевать основными понятиями синтаксиса. Анализировать языковой материал, различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы. Анализировать, сопоставлять словосочетания и слова с предлогами. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании. Определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находить нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания; называть виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске, группировать и моделировать их по заданным признакам. . Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Опознавать (находить) грамматическую основу двусоставного и односоставного предложений, определять особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого. Описывать ситуацию, изменяя её временной план. Наблюдать за особенностями употребления односоставных предложений в художественном тексте. Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Овладевать сведениями о способах выражения подлежащего («существительное в именительном падеже + существительное (или местоимение) в творительном падеже с предлогом», «числительное в именительном падеже + существительное в родительном падеже») и сказуемого (глагол, существительное, прилагательное); определять способы выражения грамматической основы. Анализировать языковой материал, делать выводы об употреблении тире между главными членами предложения. Применять на письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. Сопоставлять распространённые и нераспространённые предложения. Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. . Распространять предложения второстепенными членами. Находить определения, дополнения, обстоятельства в предложениях и выделять их графически. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения. Анализировать, характеризовать, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, с несколькими рядами однородных членов. Составлять схемы однородных членов предложения . Соблюдать правила расстановки пунктуационных знаков при однородных членах в практике письма. Производить синонимическую замену простых предложений с однородными членами и сложносочинённых предложений. Опознавать и правильно интонировать предложения с распространёнными и нераспространёнными обращениями. Выполнять синтаксический разбор простого осложнённого предложения. Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, поздравительные, письма в газету); стили речи тестов писем. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; использовать обращения в письме; писать письмо товарищу; описывать изображённое на рисунке Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль. Выполняют тестовые, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятельность. |
26 | Словосочетание. | 1 | |
27 | Разбор словосочетаний. | 1 | |
28 | Предложение. | 1 | |
29 | Р. Р. Сжатое изложение по тексту В. П. Катаева. | 1 | |
30 | Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |
31 | Восклицательные предложения. | 1 | |
32 | РР Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении | 1 | |
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |
34 | Сказуемое. | 1 | |
35 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | |
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | |
|
| ||
37 | Дополнение. | 1 | |
38 | Определение. | 1 | |
39 | Обстоятельство. | 1 | |
40 | Предложения с однородными членами | 1 | |
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | |
42 | Обобщающие слова при однородных членах | 1 | |
43 | Предложения с обращениями | 1 | |
44 | Р. Р. Письмо. | 1 | |
45 | Синтаксический разбор простого предложения. | 1 | |
46 | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | 1 | |
47 | Пунктуационный разбор простого предложения. | 1 | |
48 | Простые и сложные предложения. | 1 | |
49 | Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | |
50 | Предложения с прямой речью. | 1 | |
51 | Диалог. | 1 | |
52 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 | |
53-54 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3) | |||
55 | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | Овладевать основными понятиями фонетики. Получать сведения о происхождении терминов, которыми овладевают при изучении фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках. Распознавать гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости звуки. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Получать представление об орфограмме. Знать структуру текста типа повествование; роль описания в художественном повествовании; способы включения описания в повествование. Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествовательном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пересказывать исходный текст в письменной форме. Знать об описании как о функционально - смысловом типе речи; знать структуру текста-описания; особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле. |
56 | Согласные звуки. | 1 | |
57 | Изменение звуков в потоке речи. | 1 | |
58 | Согласные твердые и мягкие. | 1 | |
59 | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | 1 | |
60 | Согласные звонкие и глухие. | 1 | |
61 | Графика. Алфавит. | 1 | |
62 | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | 1 | |
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | 1 | |
64 | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | |
65 | Орфоэпия. | 1 | |
66 | Фонетический разбор слова. | 1 | |
67 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 | |
68 | Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»). | 1 | |
69 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 + 2) | |||
70 | Слово и его лексическое значение. | 1 | Овладевать основными понятиями лексикологии. Получать сведения о происхождении некоторых терминов. Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей чувств, эмоций; отличать слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Понимать общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объяснять лексическое значение слов различными способами. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Овладевать сведениями о разговорной, книжной и нейтральной лексике. Анализировать языковой материал, определять принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике. Классифицировать слова по их стилистической окраске. Наблюдать за лексическими особенностями текстов различных функциональных разновидностей языка. • Расширять представления об отличии устной речи от письменной. Получать представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Использовать толковые словари при выполнении упражнений. Получать представление о творчестве В. Даля. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Осваивать сведения об обозначении переносного значения слова в словарной статье. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественных текстах. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний. Овладевать сведениями о лексической сочетаемости. Редактировать текст (находить и исправлять нарушения лексической сочетаемости слов). Овладевать сведениями о тематических связях слов. Опознавать, находить основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам. Группировать слова по тематическим группам. Овладевать сведениями о синонимических связях слов. Опознавать синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Использовать синонимы в речи. Наблюдать за использованием синонимов в учебно-научных и художественных текстах. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и словаря синонимов. Использовать синонимы в речи. • Осваивать сведения о происхождении слова синоним, расширять знания о синонимических парах и синонимических рядах, воз- Овладевать сведениями об антонимических связях слов. Опознавать антонимы, пользоваться словарём антонимов, составлять антонимические пары слов. Наблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, определять текстообразующую роль антонимов. Получать сведения об учёном-лингвисте Н. М. Шанском. Расширять представления об антонимах. Овладевать сведениями об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Различать слова-паронимы и подбирать паронимы к словам. Пользоваться словарями. Овладевать практическими умениями нормативного употребления глагольных форм (трудные случаи). Овладевать умениями смыслового и речеведческого анализа текстов (выявлять основную мысль, ключевые слова, коммуникативную задачу, составлять план; определять принадлежность текста к определенному функциональную стилю, типу речи), анализировать тексты с точки зрения взаимосвязи их содержания и языкового выражения. Приводить смысловой анализ поэтического текста, выразительно читать стихотворение. Создавать устные высказывания на заданную тему, в том числе тексты-рассуждения учебно-научного стиля; корректировать собственную разговорную речь. Пересказывать текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Описывать в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста (используя синонимы, антонимы, омонимы). Создавать монологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы. Выступать с небольшим сообщением на заданную тему. Устное и письменное описание изображенного на картине. Описание предмета с использованием синонимов-прилагательных. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов. Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного. Выполнять текстовые задания, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. |
71 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | |
72 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | |
73 | Омонимы. | 1 | |
74 | Синонимы. | 1 | |
75 | Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»). | 1 | |
76 | Антонимы. | 1 | |
77 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 | |
78 | Р. Р. Подробное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег». | 1 | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4) | |||
79 | Морфема - наименьшая значимая часть слова. | 1 | Овладевать основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличать морфемы от других значимых единиц языка; понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивать основные выразительные средства морфемики, наблюдать за использованием выразительных средств морфемики в речи. Использовать морфемный словарь. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получать представление о словах, имеющих несколько приставок. На конкретных примерах получать представление об историческом характере морфемной структуры русского слова. • Решать лингвистические задачи. Анализировать текст с точки зрения его содержания, определять функционально-смысловой тип текста. Создавать устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля (в устной и письменной форме). Овладевать фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов. Выполнять задания тестового характера, а также другие практические задания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность. |
80 | Окончание. | 1 | |
81 | Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | 1 | |
82 | Основа слова. | 1 | |
83 | Корень слова. Контрольный словарный диктант. | 1 | |
84 | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | 1 | |
85 | Суффикс. | 1 | |
86 | Приставка. | 1 | |
87 | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | 1 | |
88 | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | |
89 | Варианты морфем. | 1 | |
90 | Морфемный разбор слова. | 1 | |
91 | Правописание гласных и согласных в приставках. | 1 | |
92 | Буквы З и С на конце приставок. | 1 | |
93 | Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. | 1 | |
94 | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | 1 | |
95 | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | 1 | |
96 | Буквы И – Ы после Ц. | 1 | |
97 | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | 1 | |
98-99 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
100 | Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине П. П. Кончаловского«Сирень в корзине». | 1 | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 5) | |||
101 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Овладевать основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Группировать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль. Распознавать существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевать сведениями о существительных общего рода и опознавать их в разном контекстном окружении; именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Группировать имена существительные по заданным признакам. Выполнять морфологический разбор имён существительных. Наблюдать за употреблением имён существительных в научно-популярных и художественных текстах. Правильно употреблять в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, существительные общего рода; имена существительные, имеющие варианты форм множественного числа. Создавать устные высказывания в соответствии с заданной речевой ситуацией. Преобразовать информацию, представленную в виде схемы, в связный текст. Продуцировать высказывания учебно-научного стиля. Совершенствовать навыки изучающего чтения; анализировать содержание текста, передавать его с помощью плана, определять его тему и принадлежность к определённому функционально-смысловому типу, устно пересказывать текст. Овладевать умениями определять изобразительно-выразительные средства языка. Овладевать навыками поискового/просмотрового чтения, извлечения информации по заданным параметрам, писать выборочное изложение. Определять родовую принадлежность имён существительных (трудные случаи). Анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изучаемыми орфограммами. Осваивать содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования. Классифицировать языковой материал по заданным признакам. Применять орфографические изученные правила в практике письма. Извлекать информацию из таблицы и применяют её при склонении существительных на -ия, -ие, -ий. Анализировать языковой материал, представленный в форме схемы, создавать схемы по заданному образцу. Находить нарушения орфографических норм и исправлять ошибочные написания.
|
102 | Р. Р. Доказательства в рассуждении. | 1 | |
103 | РР Сочинение-рассуждение | 1 | |
104 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | |
105 | Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных Контрольный словарный диктант. | 1 | |
106 | Род имен существительных. | 1 | |
107 | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | 1 | |
108 | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»). | 1 | |
109 | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | 1 | |
110 | Три склонения имен существительных. | 1 | |
111 | Падежи имен существительных. | 1 | |
112-113 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | 2 | |
114 | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | 1 | |
115 | Множественное число имен существительных. | 1 | |
116 | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | |
117 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | |
118-119 | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | 2 | |
120 | Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»). | 1 | |
121-122 | Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных» Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 +4) | |||
123 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Различать полную и краткую форму прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных в полной и краткой форме. Употреблять краткие прилагательные в речи, соблюдая орфоэпические и грамматические нормы. Выполнять морфологический разбор прилагательного. • Получить сведения об истории появления кратких прилагательных в языке. Наблюдать за употреблением прилагательных в художественных текстах, получать представление об эпитете, употреблять эпитеты в речи. Анализировать содержание и языковое оформление текста. Подробно пересказывать текст в устной и письменной форме. Прогнозировать содержание текста по его названию, ключевым словам, заданному началу и т. п., создавать собственный текст по заданному началу и окончанию. Анализировать орфографический материал, сопоставлять написания слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы. Осваивать содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их использования. Применять изученные орфографические правила в практике письма. Писать сочинение по картине.
|
124-125 | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | 2 | |
126 | Р. Р. Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю» | 1 | |
127-128 | Прилагательные полные и краткие. | 2 | |
129 | Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»). | 1 | |
130 | Морфологический разбор имени прилагательного. | 1 | |
131 | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 1 | |
132 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | 1 | |
133-134 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
135 | РР. Сочинение «Мое любимое животное» | 1 | |
ГЛАГОЛ (22+4) | |||
136 | Глагол как часть речи. | 1 | Наблюдать за употреблением глаголов в речи, сопоставлять тексты и определять роль глаголов в повествовательных текстах. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры. Определять время глагола. Группировать слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Определять тип спряжения глаголов. Группировать глаголы по типу спряжения. Выполнять морфологический разбор глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Анализировать языковой материал по изучаемой орфографической теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Применять изученное орфографическое правило в практике письма. Анализировать содержание фрагментов художественных и научно-популярных текстов, определять тип речи текстов, делать выводы об особенностях употребления временных форм глагола в текстах различных функционально-смысловых типов. Создавать устные высказывания по сюжетным картинкам, ключевым словам и словосочетаниям, заданному началу, правильно употребляя изучаемые формы глагола, писать небольшое сочинение на заданную тему. Овладевать нормативным произношением глаголов в форме прошедшего времени. Читать и анализировать содержание текста, передавать его содержание в форме плана, определять ключевые слова, писать сжатое изложение. |
137 | Не с глаголами. | 1 | |
137 | Р. Р. Рассказ. | 1 | |
139 | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | 1 | |
140 | Правописание -ться и –тся в глаголах. | 1 | |
141 | Виды глагола. | 1 | |
142-143 | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | 2 | |
144 | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | 1 | |
145 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | |
146 | Анализ контрольного диктанта | 1 | |
147 | Время глагола. Прошедшее время глагола. | 1 | |
148 | Настоящее время глагола. | 1 | |
149 | Будущее время глаголов. | 1 | |
150 | Спряжение глаголов. | 1 | |
151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 | |
152 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | |
153 | Обобщение изученного о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Контрольное тестирование | 1 | |
154 | Морфологический разбор глагола. | 1 | |
155 | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»). | 1 | |
156 | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | 1 | |
157 | Употребление времен. | 1 | |
158 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 | |
159-160 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками. | 2 | |
161 | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович «Не взяли на рыбалку»)/ Спортивный репортаж по серии рисунков | 1 | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 + 1) | |||
162 | Разделы науки о языке. | 1 | Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком. Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения, строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы. Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы. Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы. |
163 | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. | 1 | |
164 | Орфограммы в приставках. | 1 | |
165 | Орфограммы в корнях слов. |
| |
166 | Орфограммы в окончаниях слов. | 1 | |
167 | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | 1 | |
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | |
169 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | |
170 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Подведение итогов года. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2 +1) | ||||
1 | Язык и человек. Общение устное и письменное | 1 |
|
|
2 | Читаем учебник. Слушаем на уроке | 1 |
|
|
3 | РР. Стили речи | 1 |
|
|
ПОВОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1 – 4 КЛАССАХ (18 + 3) | ||||
4 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 |
|
|
5 | Орфограмма | 1 |
|
|
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 |
|
|
7 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 |
|
|
8 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 |
|
|
9 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 |
|
|
10 | Разделительные Ъ и Ь | 1 |
|
|
11 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 1 |
|
|
12 | Р/Р Текст. Что мы знаем о тексте? Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого «Хитрый заяц» ( по упр.70) | 1 |
|
|
13 | Входной контроль. | 1 |
|
|
14 | Части речи | 1 |
|
|
15 | Глагол | 1 |
|
|
16 | -Тся и -ться в глаголах | 1 |
|
|
17 | Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста. |
|
|
|
18 | Личные окончания глаголов | 1 |
|
|
19 | Имя существительное | 1 |
|
|
20 | Имя прилагательное | 1 |
|
|
21 | Местоимение. | 1 |
|
|
22 | Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах» | 1 |
|
|
23 | Анализ контрольного диктанта
| 1 |
|
|
24 | РР. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом») | 1 |
|
|
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (26+4) | ||||
25 | Синтаксис. Пунктуация | 1 |
|
|
26 | Словосочетание | 1 |
|
|
27 | Разбор словосочетания | 1 |
|
|
28 | Предложение | 1 |
|
|
29 | РР Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева | 1 |
|
|
30 | Виды предложений по цели высказывания | 1 |
|
|
31 | Восклицательные предложения | 1 |
|
|
32 | РР Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении | 1 |
|
|
33 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 |
|
|
34 | Сказуемое | 1 |
|
|
35 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 |
|
|
36 | Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения | 1 |
|
|
37 | Дополнение | 1 |
|
|
38 | Определение | 1 |
|
|
39 | Обстоятельство | 1 |
|
|
40 | Предложения с однородными членами | 1 |
|
|
41 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 |
|
|
42 | Обобщающие слова при однородных членах |
|
|
|
43 | Предложения с обращениями | 1 |
|
|
44 | РР Письмо | 1 |
|
|
45 | Синтаксический разбор сложного предложения |
|
|
|
46 | РР. Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки» | 1 |
|
|
47 | Пунктуационный разбор простого предложения | 1 |
|
|
48 | Простые и сложные предложения | 1 |
|
|
49 | Синтаксический разбор сложного предложения. |
|
|
|
50 | Прямая речь | 1 |
|
|
51 | Диалог | 1 |
|
|
51 | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | 1 |
|
|
53 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи» | 1 |
|
|
54 | Анализ контрольного диктанта |
|
|
|
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3) | ||||
55 | Фонетика. Гласные звуки | 1 |
|
|
56 | Согласные звуки | 1 |
|
|
57 | Изменение звуков в потоке речи | 1 |
|
|
58 | Согласные твердые и мягкие | 1 |
|
|
59 | РР. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка») | 1 |
|
|
60 | Согласные звонкие и глухие | 1 |
|
|
61 | Графика. Алфавит | 1 |
|
|
62 | РР .Описание предмета. Сочинение-описание | 1 |
|
|
63 | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака | 1 |
|
|
64 | Двойная роль букв е, ё, ю,я | 1 |
|
|
65 | Орфоэпия | 1 |
|
|
66 | Фонетический разбор слова | 1 |
|
|
67 | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | 1 |
|
|
68 | РР. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица») | 1 |
|
|
69 | Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» | 1 |
|
|
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 + 2) | ||||
70 | Слово и его лексическое значение | 1 |
|
|
71 | Однозначные и многозначные слова | 1 |
|
|
72 | Прямое и переносное значение слов | 1 |
|
|
73 | Омонимы | 1 |
|
|
74 | Синонимы | 1 |
|
|
75 | РР. Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь») | 1 |
|
|
76 | Антонимы | 1 |
|
|
77 | Повторение изученного в разделе «Лексика». | 1 |
|
|
78 | РР. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег») | 1 |
|
|
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4) | ||||
79 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. | 1 |
|
|
80 | Окончание | 1 |
|
|
81 | РР. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма | 1 |
|
|
82 | Основа слова | 1 |
|
|
83 | Корень слова | 1 |
|
|
84 | РР.Рассуждение. Сочинение-рассуждение | 1 |
|
|
85 | Суффикс | 1 |
|
|
86 | Приставка | 1 |
|
|
87 | РР. Выборочное изложение с изменением лица | 1 |
|
|
88 | Чередование звуков Беглые гласные | 1 |
|
|
89 | Варианты морфем | 1 |
|
|
90 | Морфемный разбор слова | 1 |
|
|
91 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 |
|
|
92 | Буквы з,с на конце приставок | 1 |
|
|
93 | Буквы а-о в корне –лаг-лож | 1 |
|
|
94 | Буквы а-о в корне -раст-рос- | 1 |
|
|
95 | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 |
|
|
96 | Буквы и-ы после ц | 1 |
|
|
97 | Повторение «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
|
|
98 | Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» | 1 |
|
|
99 | Анализ контрольных работ. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте | 1 |
|
|
100 | РР Сочинение по картине (П. Кончаловский. «Сирень в корзине»),(упр.470) | 1 |
|
|
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 5) | ||||
101 | Имя существительное как часть речи | 1 |
|
|
102 | РР Доказательства в рассуждении | 1 |
|
|
103 | РР Сочинение-рассуждение | 1 |
|
|
104 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
|
|
105 | Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных | 1 |
|
|
106 | Род имен существительных | 1 |
|
|
107 | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 |
|
|
108 | РР Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница») | 1 |
|
|
109 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 |
|
|
110 | Три склонения имен существительных | 1 |
|
|
111 | Падеж имен существительных | 1 |
|
|
112-113 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 2 |
|
|
114 | РР Изложение с изменением лица | 1 |
|
|
115 | Множественное число имен существительных | 1 |
|
|
116 | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 |
|
|
117 | Морфологический разбор имени существительного | 1 |
|
|
118 | РР Сочинение по картине (Ганский. «Февраль. Подмосковье») | 1 |
|
|
119-120 | Повторение по разделу «Имя существительное» | 2 |
|
|
121 | Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных» | 1 |
|
|
122 | Анализ контрольной работы | 1 |
|
|
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 +4) | ||||
123 | Имя прилагательное как часть речи | 1 |
|
|
124 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 |
|
|
125 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 |
|
|
126 | РР. Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю» | 1 |
|
|
127 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
|
|
128 | Прилагательные полные и краткие | 1 |
|
|
129 | РР. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Комарова «Наводнение») | 1 |
|
|
130 | Морфологический разбор имени прилагательного | 1 |
|
|
131 | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | 1 |
|
|
132 | Повторение по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
133 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 |
|
|
134 | Анализ контрольных работ. Работа над ошибками | 1 |
|
|
135 | РР. Сочинение «Мое любимое животное» | 1 |
|
|
ГЛАГОЛ (22+4) | ||||
136 | Глагол как часть речи | 1 |
|
|
137 | Не с глаголами | 1 |
|
|
138 | РР. Рассказ | 1 |
|
|
139 | Неопределенная форма глагола | 1 |
|
|
140 | Правописание –тся и –ться в глаголах | 1 |
|
|
141 | Виды глагола | 1 |
|
|
142 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 |
|
|
143 | Буквы е-и в корнях с чередованием. Тестирование | 1 |
|
|
144 | РР. Невыдуманный рассказ (о себе) | 1 |
|
|
145 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 |
|
|
146 | Анализ контрольных работ | 1 |
|
|
147 | Время глагола. Прошедшее время | 1 |
|
|
148 | Настоящее время | 1 |
|
|
149 | Будущее время | 1 |
|
|
150 | Спряжение глаголов | 1 |
|
|
151 | Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием | 1 |
|
|
152 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 |
|
|
153 | Обобщение изученного о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Контрольное тестирование | 1 |
|
|
154 | Морфологический разбор глагола | 1 |
|
|
155 | РР. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт») | 1 |
|
|
156 | Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа | 1 |
|
|
157 | Употребление времен | 1 |
|
|
158 | Повторение изученного по теме «Глагол». | 1 |
|
|
159 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 |
|
|
160 | Анализ контрольного диктанта. | 1 |
|
|
161 | РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на рыбалку»/ Спортивный репортаж по серии рисунков | 1 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 + 1) | ||||
162 | Разделы науки о языке | 1 |
|
|
163 | Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору. |
|
|
|
164 | Орфограммы в приставках | 1 |
|
|
165 | Орфограммы в корнях слов | 1 |
|
|
166 | Орфограммы в окончаниях | 1 |
|
|
167 | Употребление ъ и ь | 1 |
|
|
168 | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 |
|
|
169 | Контрольный итоговый диктант | 1 |
|
|
170 | Анализ диктанта и работа над ошибками. Подведение итогов года | 1 |
|
|