СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

2. Содержание учебного предмета «Русский язык»

5 класс

(170 ч)

Введение. Язык – важнейшее средство общения (3 ч.)

Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи.

Вспоминаем, повторяем, изучаем (21 ч.)

Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица.

Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление).

Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Сочинение по впечатлениям. Правка текста.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (30 ч.)

Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

Пунктуационный разбор простого предложения.

Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изучения материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение - повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине.

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч.)

Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова.

Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

Типы текстов. Повествование. Описание предмета, картины. Отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием.

Лексика. Культура речи (9 ч.)

Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Сочинение – рассуждение. Создание текста на основе исходного (подробное изложение от третьего лица), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч.)

Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- - -лаг, -рос- - -раст-. Буквы ё и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности. Письмо – повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение.

Морфология. Орфография. Культура речи (61 ч.)

Имя существительное (22 ч)

Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Морфологический разбор слов.

Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение – повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика.

Имя прилагательное (13 ч.)

Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Полные и краткие прилагательные.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

Морфологический разбор имён прилагательных.

Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра. Сочинение с описанием животного в рассказе.

Глагол (26 ч.)

Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Не с глаголом.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-.

Время глагола: прошедшее, настоящее и будущее.

Морфологический разбор глагола.

Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста.



Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (9 ч.)

















































3. Тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»

5 класс




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2 +1)

1

Язык – важнейшее средство общения. Общение устное и письменное.

1

Осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получать представление о языке как знаковой системе; лингвистике как науке, видах речевой деятельности, особенностях устной и письменной речи. Овладевать приемами ознакомительного и изучающего чтения; понятием «текст», определять основные признаки текста. Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения. Определять темы, основную мысль текста, ключевые слова. Устанавливать принадлежность текста к определенному типу текста. Делить текст на смысловые части (микротемы), осуществлять информационную переработку текста, передавая его

содержание в виде простого плана. С опорой на план передавать

содержание текста в устной форме, создавать устное монологиче­ское высказывание, обосновывая свое мнение; в соответствии с коммуникативной задачей создавать текст в письменной форме (мини-сочинение). Овладевать приемами работы со схемой, в соответствии с комму­никативной задачей извлекать информацию из схемы, использовать ее в монологическом высказывании на лингвистическую тему.

На конкретном примере получать представление об истории
русского речевого этикета.

Овладевают сведениями о происхождении слов; фоновыми зна­ниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов.

2

Читаем учебник. Слушаем на уроке.

1

3

Р. Р. Стили речи.

1

ПОВОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1 – 4 КЛАССАХ (18 + 3)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Знать о соотношении произношения и правописания; пользоваться транскрипцией; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук в слове при несовпадении с произношения и правописания.

Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам и по традиции; знать, что орфограмма – «точка» применения правила; усвоить опознавательные признаки орфогнрамм-гласных и орфограмм-согласных букв; знать, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в словах с опорой на опознавательные признаки; находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные буквы в разных морфемах

Знать способы проверки написания безударных гласных в корне слова; знать о непроверяемых гласных в корне слова; правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов); различать одинаково произносимые слова с разным написанием.

Знать способы проверки написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с непроверяемыми и проверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или л, р, м, н); различать одинаково произносимые слова с разным написанием; правильно писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова.

Знать способы проверки написания непроизносимых согласных в корне слова; правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки непроизносимой согласной в корне (изменением формы слова и подбором однокоренных слов, в которых после проверяемой согласной стоит гласная или л, р, м, н); выбирать заголовок из ряда предложенных

Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять предложения и связный текст с указанными словами на заданную тему.

Знать правило употребления разделительных ъ и ь; находить в словах разделительные ъ и ь; разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного; уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь; графически обозначать условия выбора.

Правильно писать словарные слова; усвоить понятие орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог – слово, приставка – часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под; знать падеж, с которым употребляются указанные предлоги; разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму-пробел; писать предлоги отдельно с другими словами; графически обозначать условия выбора правильных написаний; составлять связный текст с опорой на рисунок; озаглавливать текст.

Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложений; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план

5

Орфограмма.

1

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне.

1

7

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

9

Буквы и, у, а после шипящих.

1

10

Разделительные ъ и ь.

1

11

Раздельное написание предлогов с другими словами. Словарный диктант.

1

12

Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому)

1

13

Входной контроль.

1

14

Части речи.

1

15

Глагол.

1

16

-Тся и –ться в глаголах

1

17

Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста.

1

18

Личные окончания глаголов. Не с глаголами.

1

19

Имя существительное.

1

20

Имя прилагательное

1

21

Местоимение.

1

22 - 23

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

24

РР. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)

1

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (26+4)

25

Синтаксис и пунктуация.

1

Овладевать основными понятиями синтаксиса. Анализировать языковой материал, различать словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободные словосочетания и фразеологизмы.

Анализировать, сопоставлять словосочетания и слова с предлогами. Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слова в словосочетании.

Определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; находить нарушения норм сочетания слов

в составе словосочетания; называть виды предложений по цели

высказывания и эмоциональной окраске, группировать и моделировать их по заданным признакам.

. Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые

особенности побудительных, вопросительных, восклицательных

предложений; сопоставлять их структурные и смысловые особенности. Опознавать (нахо­дить) грамматическую основу двусоставного и односоставного

предложений, определять особенности грамматической связи

подлежащего и сказуемого. Описывать ситуацию, изменяя её временной план. Наблюдать за особенностями употребления од­носоставных предложений в художественном тексте.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения. Овладевать сведениями о способах выражения подлежащего («существительное в именительном падеже + существительное (или местоимение) в творительном падеже с предлогом», «числи­тельное в именительном падеже + существительное в родитель­ном падеже») и сказуемого (глагол, существительное, прилага­тельное); определять способы выражения грамматической основы. Анализировать языковой материал, делать выводы об употреблении тире между главными членами предложения. Применять на письме правило постановки тире между подлежа­щим и сказуемым.

Сопоставлять распространённые и нераспространённые предло­жения. Определять виды второстепенных членов предложения и способы их выражения. . Распространять предложе­ния второстепенными членами. Находить определения, дополне­ния, обстоятельства в предложениях и выделять их графически. Анализировать и ха­рактеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. Осознавать (понимать) условия однородности чле­нов предложения. Анализировать, характеризовать, моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, с несколькими рядами однородных членов. Составлять схемы однородных членов предложения . Соблюдать правила расста­новки пунктуационных знаков при однородных членах в практике письма. Производить синонимическую замену простых предложе­ний с однородными членами и сложносочинённых предложений. Опознавать и правильно интонировать предложения с распростра­нёнными и нераспространёнными обращениями. Выполнять синтаксический разбор простого осложнённого предложения.
Опознавать основные способы передачи чужой речи. Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой речью. Правильно интонировать предложения с прямой речью. Модели­ровать предложения с прямой речью и использовать их в письмен­ных высказываниях. Преобразовывать сложные предложения в пред­ложения с прямой речью. Правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью в практике письма.
Опознавать сложные предложения, правильно ставить знаки препи­нания в них. Анализировать предложения, классифицировать их по структуре (простые, сложные). Анализировать рисунки и опре­делять, какими предложениями (простыми или сложными) их можно описать. Составлять предложения из данных фрагментов. Обнаруживать ошибки в строении сложных предложений и ис­правлять их. Выполнять синтаксический разбор сложного пред­ложения.

Знать о том, какими могут быть письма (деловые, дружеские, по­здравительные, письма в газету); стили речи тестов писем. Уметь определять, к какому стилю речи относится текст; исполь­зовать обращения в письме; писать письмо товарищу; описывать изображённое на рисунке

Понятие основной мысли высказывания; рассказ по картине — один из видов повествования; понятие о замысле художника; спо­собы раскрытия основной мысли в сочинении по картине. Уметь составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.

Выполняют тестовые, а также другие практические задания по изученной теме.

Овладевают практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализируют и оценивают собственную учебную деятель­ность.

26

Словосочетание.

1

27

Разбор словосочетаний.

1

28

Предложение.

1

29

Р. Р. Сжатое изложение по тексту В. П. Катаева.

1

30

Виды предложений по цели высказывания.

1

31

Восклицательные предложения.

1

32

РР Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении

1

33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

34

Сказуемое.

1

35

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

36

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1



37

Дополнение.

1

38

Определение.

1

39

Обстоятельство.

1

40

Предложения с однородными членами

1

41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

42

Обобщающие слова при однородных членах

1

43

Предложения с обращениями

1

44

Р. Р. Письмо.

1

45

Синтаксический разбор простого предложения.

1

46

Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки».

1

47

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

48

Простые и сложные предложения.

1

49

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

50

Предложения с прямой речью.

1

51

Диалог.

1

52

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

53-54

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3)

55

Фонетика. Гласные звуки.

1

Овладевать основными понятиями фонетики.

Получать сведения о происхождении терминов, которыми овладевают при изучении фонетики. Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука. Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках.

Распознавать гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; парные и непарные по твёрдости/мягкости, звонкости/глухости звуки. Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава. Анализировать и характеризовать отдельные зву­ки речи, особенности произношения и написания слова (устно и с помощью элементов транскрипции), звуки в речевом потоке, слова с точки зрения их деления на слоги и возможностей пере­носа слова с одной строки на другую. Проводить фонетический анализ слова. Получать представление об орфограмме.

Знать структуру текста типа повествование; роль описания в ху­дожественном повествовании; способы включения описания в по­вествование. Уметь определять ведущий тип речи; находить в повествователь­ном тексте фрагменты описания; составлять план текста, пере­сказывать исходный текст в письменной форме.

Знать об описании как о функционально - смысловом типе речи; знать структуру текста-описания; особенности описания в научном и разговорном стиле. Уметь различать описание предмета в научном и разговорном стиле; уметь редактировать текст (сочинение-описание) ученика; письменно описывать предмет в разговорном стиле.

56

Согласные звуки.

1

57

Изменение звуков в потоке речи.

1

58

Согласные твердые и мягкие.

1

59

Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).

1

60

Согласные звонкие и глухие.

1

61

Графика. Алфавит.

1

62

Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета.

1

63

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

64

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1

65

Орфоэпия.

1

66

Фонетический разбор слова.

1

67

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

1

68

Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).

1

69

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 + 2)

70

Слово и его лексическое значение.

1

Овладевать основными понятиями лексикологии.

Получать сведения о происхождении некоторых терминов.

Понимать роль слова в формировании и выражении мыслей

чувств, эмоций; отличать слова от других единиц языка; основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков).

Понимать общие принципы классификации словарного состава

русского языка.

Объяснять лексическое значение слов различными способами. Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Овладевать сведениями о разговорной, книжной и нейтральной лексике. Анализировать языковой материал, определять принадлежность слов к разговорной, нейтральной и книжной лексике.

Классифицировать слова по их стилистической окраске. Наблюдать за лексическими особенностями текстов различных функциональных разновидностей языка.

• Расширять представления об отличии устной речи от письменной.

Получать представление о структуре словарной статьи в толковом словаре. Использовать толковые словари при выполнении упражнений. Получать представление о творчестве В. Даля.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова. Осваивать сведения об обозначении переносного значения слова в словарной статье. Наблюдать за использованием слов в переносном значении в художественных текстах. Употребляют слова в переносном значении в речи при создании устных и письменных высказываний.

Овладевать сведениями о лексической сочетаемости. Редактировать текст (находить и исправлять нарушения лексической сочетаемости слов). Овладевать сведениями о тематических связях слов. Опознавать, находить основания для распределения (классификации) слов по тематическим группам. Группировать слова по тематическим группам.

Овладевать сведениями о синонимических связях слов. Опознавать синонимы; устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. Использовать синонимы в речи. Наблюдать за исполь­зованием синонимов в учебно-научных и художественных текстах. Извлекать необходимую информацию из толкового словаря и сло­варя синонимов. Использовать синонимы в речи.

• Осваивать сведения о происхождении слова синоним, расширя­ть знания о синонимических парах и синонимических рядах, воз-­
никновении синонимов.

Овладевать сведениями об антонимических связях слов. Опозна­вать антонимы, пользоваться словарём антонимов, составлять антонимические пары слов. Наблюдать за использованием антонимов в художественных текстах, определять текстообразующую роль антонимов. Получать сведения об учёном-лингвисте Н. М. Шан­ском.

Расширять представления об антонимах. Овладевать сведения­ми об омонимах и паронимах. Опознавать омонимы и паронимы. Различать омонимы и многозначные слова. Различать слова-паронимы и подбирать паронимы к словам. Пользоваться сло­варями.

Овладевать практическими умениями нормативного употребле­ния глагольных форм (трудные случаи).

Овладевать умениями смыслового и речеведческого анализа тек­стов (выявлять основную мысль, ключевые слова, коммуника­тивную задачу, составлять план; определять принадлежность текста к определенному функциональную стилю, типу речи), анализировать тексты с точки зрения взаимосвязи их содержания и языкового выражения. Приводить смысловой анализ поэтическо­го текста, выразительно читать стихотворение. Создавать устные высказывания на заданную тему, в том числе тексты-рассуждения учебно-научного стиля; корректировать соб­ственную разговорную речь. Пересказывать текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Описывать в устной или письменной форме внешность и характер героя прочитанного текста (используя синонимы, антонимы, омонимы). Создавать мо­нологическое высказывание (рассказ), используя слова заданной тематической группы. Выступать с небольшим сообщением на заданную тему. Устное и письменное описание изображенного на картине. Опи­сание предмета с использованием синонимов-прилагательных. Уметь в устной и письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов.

Знать о роли деталей в художественном описании предмета. Уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структу­ру; определять значение деталей в художественном описании предмета; уметь создавать текст на основе исходного.

Выполнять текстовые задания, а также другие практические за­дания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

71

Однозначные и многозначные слова.

1

72

Прямое и переносное значение слов.

1

73

Омонимы.

1

74

Синонимы.

1

75

Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»).

1

76

Антонимы.

1

77

Повторение изученного в разделе «Лексика».

1

78

Р. Р. Подробное изложение по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег».

1

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4)

79

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1

Овладевать основными понятиями морфемики и словообразования. Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличать мор­фемы от других значимых единиц языка; понимать роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смысло­вого, грамматического и словообразовательного анализа; характе­ризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав, оценивать основные выразительные средства морфемики, наблюдать за использовани­ем выразительных средств морфемики в речи. Использовать морфемный словарь. Применять знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. Получать представление о словах, имеющих несколько приста­вок. На конкретных примерах получать представление об исто­рическом характере морфемной структуры русского слова.

• Решать лингвистические задачи.

Анализировать текст с точки зрения его содержания, определять функционально-смысловой тип текста.

Создавать устные высказывания-рассуждения учебно-научного и публицистического стиля (в устной и письменной форме). Овладевать фоновыми знаниями, важными для общекультурного развития и более точного понимания текстов. Выполнять задания тестового характера, а также другие практи­ческие задания по изученной теме. Овладевать практическими навыками поискового/просмотрового чтения, анализировать и оце­нивать собственную учебную деятельность.

80

Окончание.

1

81

Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

1

82

Основа слова.

1

83

Корень слова. Контрольный словарный диктант.

1

84

Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение.

1

85

Суффикс.

1

86

Приставка.

1

87

Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.

1

88

Чередование звуков. Беглые гласные.

1

89

Варианты морфем.

1

90

Морфемный разбор слова.

1

91

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

92

Буквы З и С на конце приставок.

1

93

Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-.

1

94

Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-.

1

95

Буквы О – Ё после шипящих в корне.

1

96

Буквы И – Ы после Ц.

1

97

Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография».

1

98-99

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

100

Р. Р. Сочинение – описание изображенного по картине П. П. Кончаловского«Сирень в корзине».

1

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 5)

101

Имя существительное как часть речи.

1

Овладевать основными понятиями морфологии. Осознавать (по­нимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения. Распознавать самостоятельные (знамена­тельные) части речи и их формы; служебные части речи. Группи­ровать слова разных частей речи по заданным признакам, находить основания для классификации.

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтак­сическую роль. Распознавать существительные мужского, женского и среднего рода. Овладевать сведениями о существительных общего рода и опознавать их в разном контекстном окружении; именах существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа. Группировать имена существи­тельные по заданным признакам.

Выполнять морфологический разбор имён существительных. Наблюдать за употреблением имён существительных в научно-популярных и художественных текстах. Правильно употреблять в устной и письменной речи одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, существитель­ные общего рода; имена существительные, имеющие варианты форм множественного числа. Создавать устные высказывания в соответствии с заданной речевой ситуацией. Преобразовать ин­формацию, представленную в виде схемы, в связный текст. Про­дуцировать высказывания учебно-научного стиля. Совершенствовать навыки изучающего чтения; анализировать содержание текста, пе­редавать его с помощью плана, определять его тему и принадлеж­ность к определённому функционально-смысловому типу, устно пересказывать текст. Овладевать умениями определять изобра­зительно-выразительные средства языка. Овладевать навыками поискового/просмотрового чтения, извлечения информации по заданным параметрам, писать выборочное изложение.

  • Определять родовую принадлежность имён существительных (трудные случаи).

Анализировать орфографический материал, сопоставлять написа­ния слов с изучаемыми орфограммами. Осваивать содержание изучаемых орфографических правил и алгоритмы их использования. Классифицировать языковой материал по заданным признакам. Применять орфографические изученные правила в практике письма. Извлекать информацию из таблицы и применяют её при склонении существительных на -ия, -ие, -ий. Анализировать языковой материал, представленный в форме схе­мы, создавать схемы по заданному образцу. Находить нарушения орфографических норм и исправлять оши­бочные написания.



102

Р. Р. Доказательства в рассуждении.

1

103

РР Сочинение-рассуждение

1

104

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

105

Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных

Контрольный словарный диктант.

1

106

Род имен существительных.

1

107

Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа.

1

108

Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк. «Перо и чернильница»).

1

109

Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа.

1

110

Три склонения имен существительных.

1

111

Падежи имен существительных.

1

112-113

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

2

114

Р. Р. Подробное изложение с изменением лица.

1

115

Множественное число имен существительных.

1

116

Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

1

117

Морфологический разбор имени существительного.

1

118-119

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

2

120

Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль. Подмосковье»).

1

121-122

Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных»

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 +4)

123

Имя прилагательное как часть речи.

1

Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль. Группировать имена прилагательные по за­данным морфологическим признакам. Различать полную и крат­кую форму прилагательных, определять синтакси­ческую роль прилагательных в полной и краткой форме. Употреблять краткие прилагательные в речи, соблюдая орфоэпи­ческие и грамматические нормы. Выполнять морфологический разбор прилагательного.

• Получить сведения об истории появления кратких прилагатель­ных в языке.

Наблюдать за употреблением прилагательных в художественных текстах, получать представление об эпитете, употреблять эпите­ты в речи. Анализировать содержание и языковое оформление текста. Подробно пересказывать текст в устной и письменной форме. Прогнозировать содержание текста по его названию, ключевым словам, заданному началу и т. п., создавать собственный текст по заданному началу и окончанию.

Анализировать орфографический материал, сопоставлять написа­ния слов с изучаемыми орфограммами, делают выводы. Осваивать содержание орфографических правил (правописание окончаний имён прилагательных; кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящие; не с именами прилагательными) и алгоритмы их ис­пользования. Применять изученные орфографические правила в практике письма.

Писать сочинение по картине.


124-125

Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных.

2

126

Р. Р. Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю»

1

127-128

Прилагательные полные и краткие.

2

129

Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А. Н. Комаров «Наводнение»).

1

130

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

131

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)

1

132

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

133-134

Контрольный диктант с грамматическим заданием. Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

135

РР. Сочинение «Мое любимое животное»

1

ГЛАГОЛ (22+4)

136

Глагол как часть речи.

1

Наблюдать за употреблением глаголов в речи, сопоставлять тек­сты и определять роль глаголов в повествовательных текстах. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксиче­скую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры.

Определять время глагола. Группировать слова по признаку их употребления в рассказе о событиях настоящего, прошедшего, будущего. Определять тип спряжения глаголов. Группировать гла­голы по типу спряжения.

Выполнять морфологический разбор глагола. Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. Анализировать языковой материал по изучаемой орфографической теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делают выводы. Применять изученное орфографическое правило в практике письма.

Анализировать содержание фрагментов художественных и научно-популярных текстов, определять тип речи текстов, делать выво­ды об особенностях употребления временных форм глагола в тек­стах различных функционально-смысловых типов. Создавать уст­ные высказывания по сюжетным картинкам, ключевым словам и словосочетаниям, заданному началу, правильно употребляя изу­чаемые формы глагола, писать небольшое сочинение на заданную тему. Овладевать нормативным произношением глаголов в фор­ме прошедшего времени.

Читать и анализировать содержание текста, передавать его содержа­ние в форме плана, определять ключевые слова, писать сжатое изложение.

137

Не с глаголами.

1

137

Р. Р. Рассказ.

1

139

Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант.

1

140

Правописание -ться и –тся в глаголах.

1

141

Виды глагола.

1

142-143

Правописание букв е – и в корнях с чередованием.

2

144

Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

145

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

146

Анализ контрольного диктанта

1

147

Время глагола. Прошедшее время глагола.

1

148

Настоящее время глагола.

1

149

Будущее время глаголов.

1

150

Спряжение глаголов.

1

151

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1

152

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

153

Обобщение изученного о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Контрольное тестирование

1

154

Морфологический разбор глагола.

1

155

Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф. Савчук. «Шоколадный торт»).

1

156

Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

1

157

Употребление времен.

1

158

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

159-160

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

2

161

Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку

(О. Попович «Не взяли на рыбалку»)/ Спортивный репортаж по серии рисунков

1

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 + 1)

162

Разделы науки о языке.

1

Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком.

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения, строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

Соблюдать в практике письменного общения изученные пунктуационные правила; определять успешность своей работы.

Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

163

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.

1

164

Орфограммы в приставках.

1

165

Орфограммы в корнях слов.


166

Орфограммы в окончаниях слов.

1

167

Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.

1

168

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

169

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

170

Анализ диктанта и работа над ошибками. Подведение итогов года.

1









































Календарно-тематическое планирование

5 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (2 +1)

1

Язык и человек. Общение устное и письменное

1



2

Читаем учебник. Слушаем на уроке

1



3

РР. Стили речи

1



ПОВОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1 – 4 КЛАССАХ (18 + 3)

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание

1



5

Орфограмма

1



6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1



7

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1



8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1



9

Буквы и, у, а после шипящих

1



10

Разделительные Ъ и Ь

1



11

Раздельное написание предлогов с другими словами

1



12

Р/Р Текст. Что мы знаем о тексте?

Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого «Хитрый заяц» ( по упр.70)

1



13

Входной контроль.

1



14

Части речи

1



15

Глагол

1



16

-Тся и -ться в глаголах

1



17

Р. Р. Тема текста. Основная мысль текста.




18

Личные окончания глаголов

1



19

Имя существительное

1



20

Имя прилагательное

1



21

Местоимение.

1



22

Контрольный диктант по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»

1



23

Анализ контрольного диктанта


1



24

РР. Сочинение по картине. Описание картины (А.Пластов. «Летом»)

1



СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (26+4)

25

Синтаксис. Пунктуация

1



26

Словосочетание

1



27

Разбор словосочетания

1



28

Предложение

1



29

РР Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева

1



30

Виды предложений по цели высказывания

1



31

Восклицательные предложения

1



32

РР Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении

1



33

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1



34

Сказуемое

1



35

Тире между подлежащим и сказуемым

1



36

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

1



37

Дополнение

1



38

Определение

1



39

Обстоятельство

1



40

Предложения с однородными членами

1



41

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1



42

Обобщающие слова при однородных членах




43

Предложения с обращениями

1



44

РР Письмо

1



45

Синтаксический разбор сложного предложения




46

РР. Сочинение по картине Ф.Решетникова «Мальчишки»

1



47

Пунктуационный разбор простого предложения

1



48

Простые и сложные предложения

1



49

Синтаксический разбор сложного предложения.




50

Прямая речь

1



51

Диалог

1



51

Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация».

1



53

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1



54

Анализ контрольного диктанта




ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (12 + 3)

55

Фонетика. Гласные звуки

1



56

Согласные звуки

1



57

Изменение звуков в потоке речи

1



58

Согласные твердые и мягкие

1



59

РР. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К.Паустовский. «Шкатулка»)

1



60

Согласные звонкие и глухие

1



61

Графика. Алфавит

1



62

РР .Описание предмета. Сочинение-описание

1



63

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1



64

Двойная роль букв е, ё, ю,я

1



65

Орфоэпия

1



66

Фонетический разбор слова

1



67

Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

1



68

РР. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

1



69

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1



ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (7 + 2)

70

Слово и его лексическое значение

1



71

Однозначные и многозначные слова

1



72

Прямое и переносное значение слов

1



73

Омонимы

1



74

Синонимы

1



75

РР. Сочинение по картине (И.Грабарь. «Февральская лазурь»)

1



76

Антонимы

1



77

Повторение изученного в разделе «Лексика».

1



78

РР. Подробное изложение (К.Паустовский. «Первый снег»)

1



МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (18 + 4)

79

Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1



80

Окончание

1



81

РР. Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

1



82

Основа слова

1



83

Корень слова

1



84

РР.Рассуждение. Сочинение-рассуждение

1



85

Суффикс

1



86

Приставка

1



87

РР. Выборочное изложение с изменением лица

1



88

Чередование звуков Беглые гласные

1



89

Варианты морфем

1



90

Морфемный разбор слова

1



91

Правописание гласных и согласных в приставках

1



92

Буквы з,с на конце приставок

1



93

Буквы а-о в корне –лаг-лож

1



94

Буквы а-о в корне -раст-рос-

1



95

Буквы ё-о после шипящих в корне

1



96

Буквы и-ы после ц

1



97

Повторение «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1



98

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1



99

Анализ контрольных работ. Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками, допущенными в диктанте

1



100

РР Сочинение по картине (П. Кончаловский. «Сирень в корзине»),(упр.470)

1



МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17+ 5)

101

Имя существительное как часть речи

1



102

РР Доказательства в рассуждении

1



103

РР Сочинение-рассуждение

1



104

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1



105

Имена существительные и нарицательные. Большая буква в именах собственных

1



106

Род имен существительных

1



107

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1



108

РР Сжатое изложение (Е.Пермяк. «Перо и чернильница»)

1



109

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1



110

Три склонения имен существительных

1



111

Падеж имен существительных

1



112-113

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

2



114

РР Изложение с изменением лица

1



115

Множественное число имен существительных

1



116

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1



117

Морфологический разбор имени существительного

1



118

РР Сочинение по картине (Ганский. «Февраль. Подмосковье»)

1



119-120

Повторение по разделу «Имя существительное»

2



121

Контрольный диктант по теме «Правописание имен существительных»

1



122

Анализ контрольной работы

1



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (9 +4)

123

Имя прилагательное как часть речи

1



124

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



125

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1



126

РР. Описание животного. Изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю»

1



127

Прилагательные полные и краткие

1



128

Прилагательные полные и краткие

1



129

РР. Описание животного на основе изображенного. Сочинение по картине (А.Комарова «Наводнение»)

1



130

Морфологический разбор имени прилагательного

1



131

Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму»)

1



132

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1



133

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1



134

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками

1



135

РР. Сочинение «Мое любимое животное»

1



ГЛАГОЛ (22+4)

136

Глагол как часть речи

1



137

Не с глаголами

1



138

РР. Рассказ

1



139

Неопределенная форма глагола

1



140

Правописание –тся и –ться в глаголах

1



141

Виды глагола

1



142

Буквы е-и в корнях с чередованием

1



143

Буквы е-и в корнях с чередованием. Тестирование

1



144

РР. Невыдуманный рассказ (о себе)

1



145

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1



146

Анализ контрольных работ

1



147

Время глагола. Прошедшее время

1



148

Настоящее время

1



149

Будущее время

1



150

Спряжение глаголов

1



151

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

1



152

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1



153

Обобщение изученного о правописании глаголов с безударным личным окончанием. Контрольное тестирование

1



154

Морфологический разбор глагола

1



155

РР. Сжатое изложение с изменением формы лица (А.Савчук. «Шоколадный торт»)

1



156

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1



157

Употребление времен

1



158

Повторение изученного по теме «Глагол».

1



159

Контрольный диктант по теме «Глагол».

1



160

Анализ контрольного диктанта.

1



161

РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Поповича «Не взяли на рыбалку»/ Спортивный репортаж по серии рисунков

1



ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (8 + 1)

162

Разделы науки о языке

1



163

Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.




164

Орфограммы в приставках

1



165

Орфограммы в корнях слов

1



166

Орфограммы в окончаниях

1



167

Употребление ъ и ь

1



168

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1



169

Контрольный итоговый диктант

1



170

Анализ диктанта и работа над ошибками. Подведение итогов года

1