Муниципальное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №1 город Унеча
Брянской области
РАССМОТРЕНО на МО СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДАЮ» руководитель МО зам.директора по УВР директор школы
________/Н.И.Лещенко / _______/ Е.В.Васютина/ __/С.В.Швецова/
27 08.2019 г. 30 .08.2019г. 30. 08.2019г.
Приказ № 140
Рабочая программа по русскому языку
7- б класс
(ФГОС)
Составитель программы: Лещенко Наталья Ивановна
Педагогический стаж – 19 лет
Квалификационная категория: 1
2019-2020 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативно-правовые акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования:
ФГОС ООО (Приказ МОН РФ №1897 от 17.12.2010г.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015г. №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г.№ 1897;
- ООП ООО МОУ СОШ №1;
-Примерных программ по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы: проект- М: Просвещение., 2011г. (Стандарты второго поколения);
- Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Л.М.Рыбченковой, О.А.Александровой, О.В.Загоровской и др.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М.Рыбченкова, О.А.Александрова,- М. Просвещение,2012г;
- Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованиюпри реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на 20189-2020 учебный год;
- Положение о рабочей программе по ФГОС МОУ СОШ №1 г.Унеча Брянской области.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по предмету:
1.Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова и др.-6 изд. – М.: Просвещение, 2017г.
(1.2.1.1.6.1 Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. Русский язык -6 изд.Просвещение
www. prosv. ru /umk/ 5-9)
2.Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях/ Л.М.Рыбченкова, Т.Н. Роговик. – М.: Просвещение, 2017г.
2. Планируемые результаты учебного предмета «Русский язык»
Личностные:
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления
национальной культуры, понимание связи развития
языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;
эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ :
Регулятивные:
Учащиеся научатся на доступном уровне:
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приѐмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).
осуществлять самопроверку и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;
вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.
Познавательные .
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения
языковых задачработать с учебником и внешкольной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, оценивать её достоверность.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ставить репродуктивные вопросы к узучаемому материалу,
- определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с попощью учителя выбироть основные;
- логически строить рассуждения;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач4
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
- использовать ИКТ- технологии для обработки информации.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- владеть нормами речевого общения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения;
- оценивать устное и письменное речевое высказывание;
- планировать этапы выполнения работы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задач и контролировать качество выполнения работы,
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общем результате.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Учащиеся научатся:
Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, СП.
Составлять предложения с причастным и деепричастным оборотом,
Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала,
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
правильно писать изученные в 7 классе слова с орфограммами,
выделять запятыми причастные и деепричастные обороты,
находить в тексте, предлоги, союзы ,частицы ,
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
воспринимать и создавать тексты публицистического стиля. Подробно и сжато излагать тексты с элементами описания,
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации
(уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
производить элементарные языковые анализы слов в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение
этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника
(самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения
коммуникативной задачи;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы
действий, помогающих предотвратить еѐ в последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определѐнную тему с использование разных типов речи:
описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочѐтами; производить многоаспектный анализ текста;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении sms-сообщения,
электронная почта, Интернет и другие способы связи)
использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях
3. Содержание учебного предмета «Русский язык»
Введение -10ч (8ч+2р/р)
Речь. Речевое общение. Текст. Литературный язык. Нормы языка, их изменчивость.
Историческая изменчивость норм русского языка. Повторение и систематизация сведений по культуре речи.
Причастие-44ч. (39+5р/р)
Понятие о причастии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки. Признаки прилагательного у причастия. Признаки глагола у причастия. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот. Выделение знаками на письме причастного оборота. Словообразование действительных причастий. Правописание гласных в суффиксах действительных причастий. Страдательные причастия. Правописание суффиксов страдательных причастий. Буквы е-ё в суффиксах страдательных причастий. Н-нн в суф. страдательных причастий прошедшего времени.Не с причастиями.
Деепричастие-21ч.(15+6р/р)
Понятие о деепричастии. Признаки глагола и наречия у деепричастий. Не с деепричастием. Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Наречие-40ч (35+5р/р)
Наречие как часть речи. Разряды наречий. Степени сравнения наречий. Не с наречием.Н-НН в наречиях. О-е на конце наречий. Дефис в наречиях. Написание. Ь на конце наречий.
Служебные части речи. Общее понятие.
Предлог-13ч (11+2р/р)
Понятие о предлоге, назначение в речи. Разряды предлогов по значению. Многозначные предлоги. Группы предлогов по происхождению. Простые и составные предлоги. Переход предлога из других частей речи. Написание производных предлогов.
Союз 24ч (22+2р/р)
Понятие о союзе, назначение в речи. Употребление союзов, роль в предложении. Союзы простые-составные, производные- непроизводные. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в ПП и СП. Разряды подчинительных союзов. Правописание подчинительных союзов.
Частица-17ч (15+2р/р)
Понятие о частице. Разряды по значению и употреблению. Правописание не-ни с разными частями речи. Дефисное написание частиц. Переход частиц из самостоятельных частей речи.
Междометие. Звукоподражательные слова -2ч.
Понятие о междометии. Основные функции. Разряды междометий. Звукоподражательные слова. Знаки препинания при междометии.
Повторение изученного в конце года -2ч
Итого:140 часов.
| Разделы. Темы программы | примерная программа | Изменения в программе |
1 | Введение. Речь. Речевое общение.Текст. | 10ч (8+2р/р) | 10ч(8+2р/р) |
2 | Морфология. Причастие | 32ч (28+4р/р) | 32ч 28+4 р/р) |
3 | Деепричастие | 18ч (14+4р/р) | 18 ч (14+4 р/р) |
4 | Наречие | 29ч (24+5р/р) | 29ч (24+5 р/р) |
5 | Служебные части речи. Междометие | 51ч (45+6р/р) | 51 ч(45+6 р/р) |
| Итого | 140ч | 140ч |
Тематическое планирование
№ п/п | дата | Тема урока | Количество часов |
1 | 2.09 | Введение-10ч. (8ч+2 р/р) Русский язык в современном мире | 1 |
2-3 | 309- 4.09 | Речь. Речевое общение | 2 |
4 | 5.09 | Р.р. Речевой этикет | 1 |
5-6 | 6.09-9.09 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 2 |
7-8 | 10.09-11.09 | Функциональные разновидности языка Входной контрольный диктант | 2 |
9-10 | 12.09-13.09 | Текст. Его основная и дополнительная информация Работа над ошибками | 2 |
| | Морфология Причастие -32ч (28ч+4р/р) | |
11-12 | 16.09-17.09 | Понятие о причастии | 2 |
13-14 | 18.09-20.09 | Признаки глагола и прилагательного в причастии | 2 |
15-16 | 23.09-24.09 | Причастный оборот | 2 |
17-18 | 25.09-27.09 | Действительные и страдательные причастия | 2 |
19-20 | 30.09-1.10 | Р.р.Сжатое изложение | 2 |
21 | 2.10 | Полные и краткие формы причастий | 1 |
22-23 | 4.10-7.10 | Причастия настоящего и прошедшего времени | 2 |
24-25 | 8.10-9.10 | Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени | 2 |
26 | 11.10 | Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени | 1 |
27-28 | 14.10-15.10 | Правописание гласных перед Н-НН в полных и кратких страдательных причастиях | 2 |
29-30 | 16-10-18.10 | Правописание Н-НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 2 |
31-32 | 21.10-22.10 | Правописание Н-НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 2 |
33 | 23.10 | Морфологический разбор причастия | 1 |
33-34 | 25.10-28.1- | Правописание НЕ с причастием | 2 |
35-36 | 29.10-8.11 | Р.р.Изложение | 2 |
37 | 11.11 | Буквы Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 |
38-39 | 12.11-13.11 | Повторение по теме «Причастие» | 2 |
40-41 | 15.11-18.11 | Контрольный диктант по теме «Причастие». Работа над ошибками | 2 |
| | Деепричастие-18ч (14+4 р/р) | |
42 | 19.11 | Понятие о деепричастии | 1 |
43-44-45 | 20.11-22.11-25.11 | Деепричастный оборот | 3 |
46 | 26.11 | Тезисный план текста | 1 |
47-48 | 27.11-28.11 | Правописание НЕ с деепричастиями | 2 |
49-50 | 2.12-3.12 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 2 |
51 | 4.12 | Р.р.Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» | 1 |
52-53 | 6.12-9.12 | Р.р. Рассуждение и его виды | 2 |
54-55 | 10.12-11.12 | Р.р.Сочинение-рассуждение по рассказу Т. Фишера «Коллекционная вещь» | 2 |
56 | 13.11 | Морфологический разбор деепричастия | 1 |
57-58 | 16.12-17.12 | Повторение по теме «Деепричастие» | 2 |
59-60 | 18.12-20.12 | Контрольная работа по теме «Деепричастие». Работа над ошибками | 2 |
| | Наречие-29ч (24+5р/р.) | |
61-62 | | Наречие как часть речи | 2 |
63-64 | | Разряды наречий по значению | 2 |
65-66 | 23.12-24.12 | Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту В.Ю.Постникова «Как растения-иностранцы Россию осваивали» | 2 |
67-68 | 25.12-10.01 | Степени сравнения наречий | 2 |
69-70 | 13.01-14.01 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на о-е | 2 |
71 | 15.01 | Морфологический разбор наречия | 1 |
72-73 | 17.01-20.01 | Одна и две буквы Н в наречиях на о-е | 2 |
74-75 | 21.01-22.01 | Буквы о-е после шипящих на конце наречий | 2 |
76-77 | 23.01-25.01 | Буквы о-а на конце наречий | 2 |
78-79 | 27.01-28.01 | Дефис между частями слова в наречиях | 2 |
80-81 | 29.01-31.01 | Р.р. Подробное изложение | 2 |
82-83 | 3.02-4.02 | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 2 |
84 | 5.02 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 |
85 | 7.02 | Р.р.Речевая характеристика героя по отрывку из рассказа В. Астафьева | 1 |
86-87 | 10.02-11.02 | Повторение по теме «Наречие» | 2 |
88-89 | 12.02-15.02 | Контрольная работа по теме «Наречие». Работа над ошибками | 2 |
| | Предлог-15ч (13+2р/р) | |
90 | 17.02 | Предлог как часть речи | 1 |
91-92-93 | 18.02-19.02 21.02 | Предлоги производные и непроизводные | 3 |
94-95 | 24.02-25.02 | Р.р. Сочинение по заданному жанру | 2 |
96 | 26.02 | Предлоги простые и составные | 1 |
97-98-99 | 28.02-2.03-3.03 | Правописание предлогов | 3 |
100-101 | 4.03-6.03 | Употребление предлогов | 2 |
102 | 9.03 | Морфологический разбор предлога | 1 |
103-104 | 10.03-11.03 | Повторение по теме «Предлог» | 2 |
| | Союз -19ч (17. +2р/р) | |
105 | 13.03 | Союз как часть речи | 1 |
106 | 16.03 | Разряды союзов | 1 |
107-108 | 17.03-18.03 | Сочинительные союзы | 2 |
109-110 | 20.03-1.04 | Подчинительные союзы | 2 |
111-112-113 | 3.04-6.04-7.04 | Правописание союзов | 3 |
114-115 | 8.04-10.04 | Р.р. Сочинение-рассуждение | 2 |
116-117 | 13.04-14.04 | Союзы и союзные слова | 2 |
118-119 | 15.04-17.04 | Союзы в простых и сложных предложениях | 2 |
120 | 20.04 | Морфологический разбор союза | 1 |
121 | 21.04 | Повторение по теме «Союз» | 1 |
122-123 | 22.04-27.04 | Контрольная работа по теме «Союз» Работа над ошибками | 2 |
| | Частица-17ч. (15ч.) | |
124 | 28.04 | Частица как часть речи | 1 |
125-126 | 29.04-11.05 | Разряды частиц | 2 |
127-128 | 12.0513.05 | Правописание частиц | 2 |
129-130 | 15.05-18.05 | Правописание частицы не | 2 |
131-132-133 | 19.05-20.05-22.05 | Разграничение на письме частицы не-ни | 3 |
134-135 | 25.05-26.05 | Повторение по теме «Частица» | 2 |
136-137 | 27.05 | Контрольная работа по теме «Служебные части речи» | 1 |
138-139 | 28.05-29.05 | Междометие. Звукоподражательные слова | 2 |
140 | 30.05 | Повторение изученного. | 2 |
| | Повторение изученного | 1 |