ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Нормативные документы и программы:
Примерная программа основного общего образования по математике. Математика. Содержание образования. Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. - М.: Вентана-Граф, 2008.
Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. (Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2002; 4-е изд. – 2004г.).
Государственный Стандарт основного общего образования по математике. (Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4)
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Жохов В. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2009.
Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др./ авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Основные развивающие и воспитательные задачи:
Развитие:
ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
математической речи;
сенсорной сферы; двигательной моторики;
внимания; памяти;
навыков само и взаимопроверки.
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов.
Воспитание:
культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры,
понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
волевых качеств;
коммуникабельности;
ответственности.
В ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Место учебного предмета в Базисном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры в 8 классе отводится 102 часа, 3 ч в неделю.
.
Адресность
В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса, есть слабые... У большинства учащихся широкий кругозор и разнообразные интересы. Интересы разносторонние. Есть учащиеся, которые увлекаются несколькими предметами, есть – с четко выраженными интересами. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью.
В целом, можно сделать вывод: класс работоспособный, активный, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться, очень доброжелательные.
Планируемые результаты.
Обучающийся научится в 8 классах (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне).
Числа
Оперировать понятиями: натуральное число, множество натуральных чисел, целое число, множество целых чисел, обыкновенная дробь, десятичная дробь, смешанное число, рациональное число, множество рациональных чисел, геометрическая интерпретация натуральных, целых, рациональных;
понимать и объяснять смысл позиционной записи натурального числа;
выполнять вычисления, в том числе с использованием приемов рациональных вычислений, обосновывать алгоритмы выполнения действий;
.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
применять правила приближенных вычислений при решении практических задач и решении задач других учебных предметов;
выполнять сравнение результатов вычислений при решении практических задач, в том числе приближенных вычислений;
Уравнения и неравенства
Оперировать понятиями: равенство, числовое равенство, уравнение, корень уравнения, решение уравнения, числовое неравенство.
Статистика и теория вероятностей
Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, извлекать, информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
составлять таблицы, строить диаграммы на основе данных.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в
таблицах и на диаграммах, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений.
Текстовые задачи
Решать простые и сложные задачи разных типов, а также задачи повышенной трудности;
использовать разные краткие записи как модели текстов сложных задач для построения поисковой схемы и решения задач;
знать и применять оба способа поиска решения задач (от требования к условию и от условия к требованию);
моделировать рассуждения при поиске решения задач с помощью граф-схемы;
выделять этапы решения задачи и содержание каждого этапа;
интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
анализировать всевозможные ситуации взаимного расположения двух объектов и
изменение их характеристик при совместном движении (скорость, время, расстояние) при решении задач на движение двух объектов как в одном, так и в противоположных направлениях;
исследовать всевозможные ситуации при решении задач на движение по реке, рассматривать разные системы отсчета;
решать разнообразные задачи «на части»,
осознавать и объяснять идентичность задач разных типов, связывающих три величины (на работу, на покупки, на движение); выделять эти величины и отношения между ними, применять их при решении задач, конструировать собственные задачи указанных типов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
выделять при решении задач характеристики рассматриваемой в задаче ситуации, отличные от реальных (те, от которых абстрагировались), конструировать новые ситуации с учетом этих характеристик, в частности, при решении задач на концентрации, учитывать плотность вещества;
решать и конструировать задачи на основе рассмотрения реальных ситуаций, в которых не требуется точный вычислительный результат;
решать задачи на движение по реке, рассматривая разные системы отсчета.
Наглядная геометрия
Геометрические фигуры.
Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;
изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.
Измерения и вычисления
выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;
вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;
выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;
оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.
История математики
Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.
ъ
Содержание учебного предмета
Рациональные дроби
Рациональная дробь. Основное свойство дроби, сокращение дробей.
Тождественные преобразования рациональных выражений. Функция
и ее график.
Квадратные корни
Понятие об иррациональных числах. Общие сведения о действительных числах.
Квадратный корень. Понятие о нахождении приближенного значения квадратного корня.
Свойства квадратных корней. Преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Функция у = √х, ее свойства и график.
Квадратные уравнения
Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных
уравнений. Решение задач, приводящих к квадратным уравнениям и простейшим
рациональным уравнениям.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Почленное сложение и умножение числовых
неравенств. Погрешность и точность приближения. Линейные неравенства с одной
переменной и их системы.
Степень с целым показателем. Элементы статистики
Степень с целым показателем и ее свойства. Стандартный вид числа. Начальные сведения
об организации статистических исследований.
Повторение
Тематическое планирование
Глава | Раздел, тема | Кол-во часов | В том числе |
Количество уроков | Кол-во уроков контроля |
1 | Рациональные дроби и их свойства | 24 | 22 | 2 |
2 | Квадратные корни | 18 | 16 | 2 |
3 | Квадратные уравнения | 24 | 22 | 2 |
4 | Неравенства | 19 | 17 | 2 |
5 | Степень с целым показателем | 7 | 6 | 1 |
6 | Элементы статистики и теории вероятностей | 6 | 5 | 1 |
| Итоговое повторение курса алгебры 8 класса | 4 | 3 | 1 |
| Всего | 102 | 91 | 11 |
Календарно-тематическое планирование по алгебре в 8 классе
№ п/п | Наименование раздела, темы | К-во часов отводимые на основании | Вид учебной деятельности обучающихся |
| Рациональные дроби и их свойства | 24часа | |
1 | Рациональные выражения | 1 | Знакомит с новым понятием, решение примеров |
2 | Рациональные выражения. Решение примеров | 2 | Решение примеров |
3 | Основное свойство дробей. Сокращение дробей | 3 | Слушанием, решением примеров |
4 | Способы разложения на множители | 4 | Решением примеров |
5 | Решение примеров на сокращение дробей | 5 | Тестированием |
6 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 6 | Работа с учебником, решением примеров |
7 | Решение примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 7 | Решение примеров |
8 | Сложение и вычитание дробей с противоположными знаменателями | 8 | Решение примеров, самостоятельная работа |
9 | Сложение дробей с разными знаменателями | 9 | Знакомство с правилом, решение примеров |
10 | Решение примеров на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | 10 | Решение примеров |
11 | Решение примеров с использованием формул сокращенного умножения | 11 | Решение примеров, тестирование |
12 | Решение примеров на упрощение выражений и доказательство тождеств | 12 | Зачет |
13 | Контрольная работа№1 по теме:"Сложение и вычитание дробей" | 13 | Контрольная работа |
14 | Умножение дробей, возведение дробей в степень | 14 | Знакомство с правилом, работа с учебником |
15 | Решение примеров на умножение и возведение дробей в степень | 15 | Решение примеров |
16 | Деление дробей | 16 | Знакомство с правилом, работ ас учебником |
17 | Решение примеров на деление дробей | 17 | Решение примеров, тестирование |
18 | Преобразование рациональных выражений | 18 | Решение примеров |
19 | Порядок действий,решение примеров | 19 | Решение примеров |
20 | Решение примеров на все действия с применением формул сокращенного умноженияР | 20 | Решение примеров |
21 | Решение примеров | 21 | Решение примеров |
22 | Функция у=к/х и ее график | 22 | Знакомство с функцией, построение графиков |
23 | Построение графиков и работа с графиками | 23 | Работа с графиками |
24 | Контрольная работа№2 по теме:"Преобразование рациональных выражений" | 24 | Контрольная работа |
| Квадратные корни | 18часа | |
25 | Рациональные числа | 1 | Знакомство с понятием, решение примеров |
26 | Иррациональные числа | 2 | Знакомство с понятием, решение примеров |
27 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | 3 | Знакомство с новым понятием и их свойствами |
28 | Уравнение х²=а | 4 | Знакомство с алгоритмом, решение примеров |
29 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | 5 | Решение примеров |
30 | Функция у=√х и ее график | 6 | Знакомство с новой функцией и ее свойствами |
31 | Решение примеров на работу с графиком функции у=√х | 7 | Решение примеров |
32 | Квадратный корень из произведения и дроби | 8 | Работа с учебником, решение примеров |
33 | Решение примеров на извлечение корня из произведения и дроби | 9 | Решение примеров, самостоятельная работа |
34 | Квадратный корень из степени. Извлечение квадратного корня из степени | 10 | Решение примеров |
35 | Контрольная работа№3 по теме:"Арифметический квадратный корень" | 11 | Контрольная работа |
36 | Вынесение множителя из-под знака корня. Внесение множителя под знак корня. Решение примеров на внесение | 12 | Работа с учебником, решение примеров |
37 | Решение примеров на внесение и вынесение множителя из-под знака корня | 13 | Решение примеров |
38 | Преобразование выражений, содержащих знак корня | 14 | Решение примеров, самостоятельная работа |
39 | Решение примеров на преобразование произведения и разложения на множители | 15 | Решение примеров |
40 | Решение примеров на сокращение дробей и освобождение от иррациональности в знаменателе | 16 | Работа с учебником, решение примеров |
41 | Решение примеров на освобождение от иррациональности в знаменателе | 17 | Решение примеров |
42 | Контрольная работа№4 по теме:"Квадратные корни" | 18 | Письменная работа |
| Квадратные уравнения | 24часа | |
43 | Определение квадратного уравнения. Неполные квадратные уравнения | 1 | Знакомство с новым понятием и формулами |
44 | Решение неполных квадратных уравнений | 2 | Решение примеров |
45 | Решение квадратных уравнений выделением квадрата двучлена | 3 | Знакомство с формулами, решение уравнений |
46 | Решение квадратного уравнения по формуле | 4 | Решение уравнений |
47 | Решение квадратного уравнения | 5 | Решение уравнений |
48 | Решение уравнений | 6 | Тестирование |
49 | Решение уравнений. Формула приведенного квадратного уравнения с четным В | 7 | Решение уравнений |
50 | Решение задач составлением квадратного уравнения | 8 | Составление алгоритма, решение задач |
51 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 9 | Решение задач |
52 | Решение геометрического содержания задач | 10 | Самостоятельное составление уравнений |
53 | Теорема Виета | 11 | Знакомство с новыми понятиями, решение примеров |
54 | Утверждение, обратное теореме Виета | 12 | Решение примеров |
55 | Решение уравнений по теореме Виета | 13 | Решение примеров, самостоятельная работа |
56 | Контрольная работа №5 по теме:"Квадратные уравнения" | 14 | Контрольная работа |
57 | Схема решения дробных рациональных уравнений | 15 | Работа над ошибками, составление схемы |
58 | Решение дробных рациональных уравнений | 16 | Использование схемы, решение уравнений |
59 | Решение дробных уравнений | 17 | Решение уравнений |
60 | Решение задач с помощью рациональных уравнений на движение по реке | 18 | Решение задач |
61 | Решение задач с помощью рациональных уравнений на движение по реке | 19 | Решение задач |
62 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений на выполнение работы | 20 | Составление уравнений |
63 | Решение задач с помощью дробных рациональных уравнений на выполнение работы | 21 | Решение задач |
64 | Графический способ решения уравнений | 22 | Работа с графиками |
65 | Решение уравнений графическим способом | 23 | Решение уравнений |
66 | Контрольная работа№6"Дробные рациональные уравнения" | 24 | Контрольная работа |
| Неравенства | 19часа | |
67 | Числовые неравенства | 1 | Знакомство с новыми понятиями, обозначениями |
68 | Решение примеров на доказательство неравенств | 2 | Решение примеров |
69 | Свойства числовых неравенств | 3 | Слушание, работа с учебником |
70 | Решение числовых неравенств, используя их свойства | 4 | Решение примеров |
71 | Сложение и умножение числовых неравенств | 5 | Слушание, конспектирование, решение примеров |
72 | Решение примеров на сложение и умножение числовых неравенств | 6 | Решение примеров |
73 | Числовые промежутки. Объединение и пересечение множеств | 7 | Лекция |
74 | Обозначение числовых промежутков, их объединений и пересечений на числовой прямой | 8 | Решение примеров |
75 | Решение неравенств с одной переменной. Свойства, используемые при решении неравенств | 9 | Беседа, решение примеров |
76 | Примеры решения линейных неравенств с одной переменной | 10 | Решение примеров |
77 | Решение простейших линейных неравенств | 11 | Тестирование |
78 | Решение более сложных линейных неравенств | 12 | Решение примеров |
79 | Контрольная работа№7"Решение неравенств с одной переменной" | 13 | Письменная работа |
80 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 14 | Слушание, решение примеров |
81 | Примеры решения систем неравенств | 15 | Работа с учебником, решение примеров |
82 | Решение простейших систем неравенств | 16 | Решение примеров |
83 | Решение более сложных систем неравенств | 17 | Решение примеров, самостоятельная работа |
84 | Решение систем дробных и двойных неравенств | 18 | Тестирование |
85 | Контрольная работа №8 "Решение систем неравенств" | 19 | Письменная работа |
| Степень с целым показателем | 7часа | |
86 | Определение степени с целым отрицательным показателем | 1 | Знакомство с новым понятием, работа с учебником |
87 | Свойства степени с целым показателем | 2 | Решение примеров, математический диктант |
88 | Решение примеров на нахождение значений выражений | 3 | Решение примеров |
89 | Решение примеров на упрощение выражений и доказательство тождеств | 4 | Решение примеров |
90 | Стандартный вид числа | 5 | Знакомство с новым понятием, примеры |
91 | Решение примеров на представление чисел в стандартном виде, на умножение и деление | 6 | Работа с карточками |
92 | Контрольная работа №9 "Степень с целым показателем" | 7 | Письменная работа |
| Элементы статистики и теории вероятностей | 6часа | |
93 | Сбор и группировка статистических данных | 1 | Составление таблиц |
94 | Сбор и группировка статистических данных | 2 | Составление таблиц |
95 | Наглядное представление статистической информации | 3 | Составление таблиц |
96 | Построение диаграмм, гистограмм, полигонов | 4 | Построение гистограмм, полигонов |
97 | Построение диаграмм, гистограмм, полигонов | 5 | Построение гистограмм, полигонов |
98 | Контрольная работа № 10 «Элементы статистики и теории вероятностей» | 6 | Письменная работа |
| Итоговое повторение курса алгебры 8 класса | 4часа | |
99 | Решение дробно-рациональных уравнений | 1 | Решение примеров |
100 | Решение задач с использованием дробно-рациональных уравнений | 2 | Решение примеров |
101 | Решение систем неравенств | 3 | Тестирование |
102 | Итоговая контрольная работа | 4 | Тестирование |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного предмета.
Учебник: Алгебра: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Жохов В. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.
Алгебра 8 класс Тематические тесты Ю.П. Дудницын, В.Л. Кронгауз М., Просвещение 2013
Поурочные разрабоки по алгебре 8 класс А.Н. Рурукин М., Вако 2013
Алгебра. 8 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева и др./ авт.-сост. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. – Волгоград: Учитель, 2008.
Жохов В. И. Уроки алгебры в 8 классе: книга для учителя / В. И. Жохов, Г. Д. Карташева. – М.: Просвещение, 2009.
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2010 – 2011 учебный год.
Программы для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Математика. Составители: Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. М.: Дрофа, 2004 г.
Математика в школе. Ежемесячный научно-методический журнал.
Ткачева М. В., Федорова Н. Е. Элементы статистики и вероятность. Учебное пособие
для учащихся 7—9 кл. — М., 2005.
Интернет – ресурсы:
Министерство образования РФ: http://www.ed.gov.ru/ ; http://www.edu.ru
Тестирование online: 5 – 11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo
Сеть творческих учителей: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com ,
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
сайты «Энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/; http://www.encyclopedia.ru
сайт для самообразования и он-лайн тестирования: http://uztest.ru/
досье школьного учителя математики: http://www.mathvaz.ru/
Контрольно-измерительные материалы:
Жохов В. И. Дидактические материалы по алгебре. 8 класс / В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.