СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Маловаложикьинская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № .

от « » 2018г.

Утверждено

приказ № .

от « » 2018г.









Рабочая программа

по геометрии в 8 классе





Разработала:

учитель математики

Кутузова С.В.



2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа (автор Кутузова) по геометрии для 8 классов составлена и разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, требований к уровню подготовки выпускников основной школы, программы общеобразовательных учреждений по математике, а также программы по геометрии к учебнику для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева, Э.Г. Позднякова и И.И. Юдиной и направлена на реализацию математического образования школьников в полном объёме.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В ходе освоения содержания курса геометрии учащиеся получают возможность:

  • развить представление о числе и роли вычислений в человеческой практике;

  • сформировать практические навыки выполнения устных, письменных инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

  • овладеть символическим языком геометрии;

  • выработать формально-оперативные геометрические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

  • развить пространственные представления и изобразительные умения;

  • освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

  • получить представления об особенностях выводов и прогнозов;

  • развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения;

  • проводить несложные систематизации;

  • приводить примеры и контрпримеры;

  • использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.


Цели и задачи изучения геометрии в основной школе.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.


В соответствии с целью формируются задачи учебного процесса:

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости,

  • формирование пространственных представлений,

  • развитие логического мышления,

  • подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т.д.) и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приёмами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Место предмета в базисном учебном плане

Данная программа рассчитана 2 часа в неделю в 8 классе (68 часов). Данный курс обеспечивает обязательный общеобразовательный минимум подготовки учащихся по математике.

Годовая учебная нагрузка в 68 часов в 8 классе соответствует санитарным и гигиеническим нормам.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  • традиционная классно-урочная

  • игровые технологии

  • элементы проблемного обучения

  • технологии уровневой дифференциации

  • здоровьесберегающие технологии

  • ИКТ

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы. Адресность

В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса, есть слабые... У большинства учащихся широкий кругозор и разнообразные интересы. Интересы разносторонние. Есть учащиеся, которые увлекаются несколькими предметами, есть – с четко выраженными интересами. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью. В целом, можно сделать вывод: класс работоспособный, активный, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться, очень доброжелательные.



Планируемые результаты.


Обучающийся научится в 8 классе (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования на базовом уровне).

Геометрические фигуры.

Извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах;

изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью компьютерных инструментов.

Измерения и вычисления

выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов;

вычислять площади прямоугольников, квадратов, объемы прямоугольных параллелепипедов, кубов.

В повседневной жизни и при изучении других предметов:

вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади участков прямоугольной формы, объемы комнат;

выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни;

оценивать размеры реальных объектов окружающего мира.

История математики

Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей.


































Содержание учебного предмета 8 классе.

Основная тема

Содержание обучения

Основная цель

Характеристика курса

1

Четырёхуголь-ники.

Многоугольники, выпуклый многоугольник, четырёхугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.

Изучить наиболее важные виды четырёхугольников – параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию. Дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.

Доказательство большинства теорем данной темы и решение многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить в начале изучения темы.

Осевая и центральные симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойство геометрических фигур, в частности, четырёхугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

2

Площадь.

Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

Расширить и углубить полученные в 5 – 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей. Вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Доказать одну из главных теорем геометрии – теорему Пифагора.

Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.

Нетрадиционной для школьного курса является теорем об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади.

Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и треугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

3

Подобные треугольники.

Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Ввести понятие подобных треугольников. Рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения. Сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Определение подобных треугольников даётся не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.

Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.

На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Даётся представление о методе подобия в задачах на построение.

В заключение темы вводятся элементы тригонометрии – синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

4

Окружность.

Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, её свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе. Изучить новые факты, связанные с окружностью. Познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.

Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.

Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырёхугольника и свойство углов вписанного четыр- ника.



























Учебно-тематический план 8 класс



№ п.п

Название раздела

Кол-во часов

1

Уроки вводного повторения

1

2

Четырехугольники

14

3

Площади фигур

14

4

Подобные треугольники

19

5

Окружность

17

6

Повторение курса геометрии

3









Календарно-тематическое планирование по алгебре 8 классе



урока в течение

Наименование раздела, темы

К-во часов отводимых на основании

Виды учебной деятельности обучащихся


Уроки вводного повторения

1


1

Повторение


Повторение, решение задач


Четырехугольники

14


2

Многоугольники

1

Иллюстрирование, сравнение, выводы

3

Выпуклые многоугольники

2

Решение задач

4

Параллелограмм и его свойства

3

Самостоятельная работа, черчение, доказательство

5

Признаки параллелограмма

4

Беседа, составление таблиц

6

Решение задач по теме: "Параллелограмм"

5

Решение задач, самостоятельная работа

7

Трапеция

6

Черчение, составление выводов, доказательство

8

Равнобокая трапеция

7

Решение задач

9

Решение задач по теме:"Трапеция"

8

Решение задач

10

Прямоугольник

9

Беседа, построение, выводы, доказательство

11

Ромб

10

Беседа, наблюдение, доказательство

12

Квадрат

11

Наблюдение, доказательство, решение задач

13

Центральная и осевая симметрия

12

Беседа, построение

14

Решение задач по теме: "Прямоугольник, ромб и квадрат"

13

Решение задач

15

Контрольная работа №1 по теме:"Четырёхугольники"

14

Контрольная работа


Площади фигур

14


16

Площадь многоугольника

1

Слушание, работа с учебником

17

Свойства площадей

2

Решение задач

18

Площадь параллелограмма

3

Беседа, работа с учебником

19

Площадь треугольника

4

Решение задач, самостоятельная работа

20

Решение задач по теме:"Площадь треугольника"

5

Решение задач

21

Площадь трапеции

6

Беседа, решение задач

22

Решение задач по теме: "Площадь трапеции"

7

Решение задач

23

Решение задач по теме:"Площади"

8

Решение задач

24

Теорема Пифагора

9

Лекция

25

Теорема, обратная теореме Пифагора

10

Сообщение, решение задач

26

Решение задач по теме: " Теорема Пифагора"

11

Работа с карточками

27

Формула Герона

12

Решение задач

28

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

13

Решение задач

29

Контрольная работа №2 по теме:"Площади"

14

Контрольная работа


Подобные треугольники

19


30

Пропорциональные отрезки

1

Слушание, решение задач

31

Определение подобных треугольников

2

Слушание, сравнение, решение задач

32

Первый признак треугольников

3

Слушание, решение задач

33

Решение задач по теме:"Первый признак подобия"

4

Решение задач

34

Второй признак подобия треугольников

5

Слушание, решение задач

35

Третий признак подобия треугольников

6

Слушание, решение задач

36

Решение задач по теме:"Подобие треугольников"

7

Решение задач

37

Контрольная работа№3 по теме:"Признаки подобия треугольников"

8

Контрольная работа

38

Теорема о средней линии треугольника

9

Построение, вывод, доказательство

39

Свойство медиан треугольника

10

Слушание, решение задач

40

Теорема опропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике

11

Слушание, работа с учебником

41

Деление отрезка в заданном отношении

12

Построение

42

Измерительные работы на местности, о подобии произвольных фигур

13

Работа с учебником

43

Решение задач на пропорциональные отрезки

14

Решение задач

44

Решение задач на построение

15

Решение задач

45

Синус острого угла прямоугольного треугольника

16

Знакомство с новым понятием

46

Косинус острого угла прямоугольного треугольника

17

Знакомсвто с новым понятием

47

Тангенс острого угла прямоугольного треугольника

18

Решение задач, тест

48

Контрольная работа№4 по теме:"Применение подобия"

19

Контрольная работа


Окружность

17


49

Взаимное расположение прямой и окружности

1

Иллюстрирование, сравнение

50

Касательная к окружности

2

Слушание

51

Решение задач на свойства касательных

3

Решение задач

52

Градусная мера окружности

4

Слушание, решение задач

53

Теорема о вписанном угле

5

Слушание, доказательство

54

Теорема овписанном угле

6

Решение задач

55

Решение задач на свойства вписанных углов и хорд

7

Решение задач

56

Свойство биссектрисы угла

8

Беседа, решение задач

57

,Теорема о серединном перпендикуляре к отрезку

9

Беседа, решение задач

58

Теорема о точке пересечения высот

10

Построение, решение задач

59

Вписанная окружность

11

Построение, решение задач

60

Центр вписанной окружности

12

Построение, вывод

61

Описанная окружность

13

Беседа, решение задач

62

Центр описанной окружности

14

Решение задач

63

Решение задач по теме:"Четыре замечательные точки окружности"

15

Решение задач, тестирование

64

Решение задач по теме:"Окружность"

16

Решение задач

65

Контрольная работа по теме:"Окружность"

17

Контрольная работа


Повторение курса геометрии

3часа


66

Четырехугольники Площади

1

Решение задач, повторение

67

Подобные треугольники

2

Повторение, решение задач

68

Окружность

3

Повторение, решение задач













































Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательного предмета


  1. Кузнецова Г.М., Миндюк Н.Г. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика 5-11 классы. Дрофа, 2004.

  2. Г.В.Дорофеева, Л.В.Кузнецова, Г.М.Кузнецова, К.А.Краснянская, С.С.Минаева, Т.М.Мищенко, Л.О.Рослова, Е.А.Седова, С.Б.Суворова «Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике», Москва, «Дрофа», 2004.

  3. Т.А.Бурмистрова «Тематическое планирование по математике. 5 – 9 классы», Москва, «Просвещение», 2003.

  4. Федеральный центр тестирования «Тесты. Геометрия. 9 класс. Варианты и ответы централизованного итогового тестирования», Москва, «ФГУ «Федеральный центр тестирования», 2007.

  5. Н.Б.Мельникова «Тематический контроль по геометрии. 7 (8, 9) класс», Москва, «Интеллект Центр», 2000.

  6. А.И.Медянник «Контрольные и проверочные работы по геометрии 7 – 11 классы», Москва, «Дрофа», 1997.

  7. П.И.Алтынов «Геометрия. 7 – 9 классы. Тесты», Москва, «Дрофа», 2002.

  8. И.Л.Гусева, И.Ф.Макарова, А.О.Татур «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 7 (8, 9) класс», Москва, «Интеллект Центр», 2002.

  9. Г.И.Кукарцева «Сборник задач по геометрии в рисунках и тестах», Москва, «ВАКО», 2009.

  10. Л.И.Звавич «Новые контрольные и проверочные работы по геометрии. 7 – 9 классы», Москва, «Дрофа», 2002.

  11. Учебник Геометрия 7-9 Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина М., Просвещение 2017

  12. Поурочные разработки по геометрии 9 класс Н.Ф. Гаврилова М., Вако 2005

  13. Поурочные планы геометрия 8 класс Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина Волгоград «Учитель» 2005



Контрольно-измерительные материалы

КИМы из Поурочных разработок Гаврилова Н.Ф. 8 класс. М., ВАКО, 2009













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!