1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по истории России предназначена для 8 класса общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
2.Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт)
3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
4. Рабочей программы по истории России к учебнику для 8 класса авторов И. Л. Андреева, Л. М. Ляшенко и др.
5.Учебного плана МБОУ Царёво-Займищенской ООШ
6. Календарного учебного графика МБОУ Царёво -_Займищенской ООШ на 2020-2021 уч.год.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны, формирование личностной позиции в отношении к основным этапам развития российского государства и общества, а также к современному образу России.
Задачи изучения истории в школе:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Базовые принципы школьного исторического образования:
идея преемственности исторических периодов, в том числе непрерывности процессов становления и развития российской государственности, формирования территории государства и единого многонационального российского народа, а также его основных символов и ценностей;
рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;
ценности гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность, свобода и ответственность;
воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;
общественное согласие и уважение как необходимое условие взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
познавательное значение российской истории;
формирование требований к каждой ступени непрерывного исторического образования на протяжении всей жизни.
Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.
Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:
принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;
многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;
многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;
исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;
антропологический подход, формирующий личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого;
историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся:
российская гражданская идентичность, патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующем:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
умение работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и ресурсов сети Интернет;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к коллективной работе, к сотрудничеству с соучениками, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
умение работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты освоения курса отечественной истории предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития России с древности до настоящего времени;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий российской истории;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого России;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов России; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны.
2. Планируемые предметные результаты обучения
8 класс
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
Выпускник научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных
событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиции автора и др.);
9• сравнивать развитие России и других стран в Новое время; объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
3. Содержание программы
8 класс
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ
( 44 часа)
Россия в эпоху преобразований Петра I
Причины и предпосылки преобразований, дискуссии по этому вопросу. Россия и Европа в конце XVII в. Модернизация как жизненно важная национальная задача.
Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.
Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преоб- ладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.
Социальная политика. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в мест- ном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).
Реформы управления. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица.
Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Положение конфессий.
Оппозиция реформам Петра I. Социальные движения в пер- вой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.
Внешняя политика. Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при деревне Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия.
Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.
Преобразования в области культуры. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет в Петровскую эпоху. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.
Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII– первой половине XVIII века.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований.
Образ Петра I в русской культуре.
После Петра Великого: «эпоха дворцовых переворотов»
Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Кабинет министров. Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны.
Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.
Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов.
Россия в международных конфликтах 1740—1750-х годов. Участие в Семилетней войне.
Петр III. Манифест о вольности дворянства. Переворот 28 июня 1762 г.
Смоленский край в первой половине XVIII века.
Россия в 1760—1790-х годах. Правление Екатерины II и Павла I
Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении.
Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского, Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди. Роль крепостного строя в экономике страны. Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века.
Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских про- мыслов. Рост текстильной промышленности, распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др.).
Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире.
Обеспечение активного внешнеторгового баланса. Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли. Социально- политическое развитие Смоленщины в XVIII веке.
Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н. И. Панин и А. А. Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г. А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г. .«Усерднейший сын Отечества»Г. Потемкин.
Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х годов: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко.
Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Действия эскадры Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море.
Культурное пространство
Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фон- визина. Н. И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А. Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».
Русская культура и культура народов России в XVIII в. Развитие новой, светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и др.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия.
Культура и быт российских сословий. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.
Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско- американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е. Р. Дашкова.
М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования.
Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет — первый российский университет.
Русская архитектура XVIII в. Строительство Санкт-Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архи-тектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков.
Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Санкт-Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.
Культура Смоленщины во второй половине XVIII века.
Народы России в XVIII веке
Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости.
Россия при Павле I
Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о наследии престола и о трехдневной барщине.
Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 г.
Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.
Региональный компонент
Смоленщина в XVIII в.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
| Введение | 1 |
1 | Рождение Российской империи | 11 |
2 | Россия в 1725—1762 годах | 6 |
3 | Правление Екатерины II и Павла I | 17 |
4 | Итоговое повторение | 2 |
5 | Резерв | 7 |
| ИТОГО | 44 |
4. Календарно-тематическое планирование
по истории России к учебнику И.Л.Андреева, "История России"
(РОССИЯ В КОНЦЕ XVII—XVIII ВЕКЕ: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ) ( 44 часа )
Класс:_____8 класс___________________________________________________
Учитель:____Патюпа Оксана Владимировна__________________________
Кол-во часов за год:
Всего _____44_________________
В неделю ____2__( второе полугодие)______
Плановых контрольных работ:____4______,
№ урока, темы | Содержание урока | Вид деятельности учащегося | Дата проведения | Дата по факту |
Введение. | Хронология и сущность ново- го этапа российской истории. Источники по российской истории XVIII в. | Актуализировать знания по курсу истории России XVI—XVII вв. Планировать деятельность по изучению истории России XVIII в. Характеризовать источники по российской истории XVIII в. | | |
Рождение Российской империи (11 часов) |
2-3.Предпосылки и начало преобразований. | Обучение и воспитание Петра I. Окружение царя. Царские увлечения, их значение для последующего развития страны. Азовские походы. Великое посольство. Начало реформ | Характеризовать геополитическое положение России на рубеже XVII—XVIII вв. (используя историческую карту) Объяснять, в чем заключались предпосылки петровских преобразований Начать составление характеристики (исторического портрета) Петра I Характеризовать окружение юного Петра I Давать оценку Азовских походов и Великого посольства Уметь обосновать выбор варианта ответа на главный вопрос урока1 | | |
4-5. Север- ная война | «Нарвская кон- фузия». Реорганизация армии. Первые победы. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота. Ништадтский мир. Провозгла- шение России империей. Каспийский поход | Рассказывать о причинах, этапах, основных событиях и итогах Северной войны (используя историческую карту) Объяснять причины неудач русской армии в начале войны и причины победы России в войне Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I | | |
6-7. Реформы Петра I | Влияние военного фактора. Идеология ре- форм. Реформы государственно- го управления. Утверждение абсолютизма. Церковная ре- форма. Военная реформа. Нало- говая реформа. Социальные преобразования. Реформы в об- ласти экономики | Объяснять влияние Северной войны на реформы Давать характеристику идеологии реформ Характеризовать важнейшие политические, военные, социальные и экономические преобразования Петра I и систематизировать материал в форме таблицы «Петровские преобразования» Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики социально- экономической политики власти Объяснять сущность царского указа о подушной подати и его последствий | | |
8-9. Власть и общество в годы реформ | Цена реформ. Народные вос- стания в Петров- скую эпоху. Оп- позиция рефор- мам в верхах общества | Показывать на исторической карте районы народных движений Характеризовать причины, участников и итоги восстаний Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в. Продолжать составление характеристики (исторического портрета) Петра I | | |
10-11. Преобразования в культуре. Итоги Реформ. Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII– первой половине XVIII века. | Личность царя. Измене- ния в культуре. Европеизация быта дворянства. Санкт-Петер- бург — новая столица Рос- сии. Петр I как традиционалист и новатор. Культурное развитие Смоленщины во второй половине XVII– первой половине XVIII века. | Завершить систематизацию материала в таблице «Петровские преобразования» Объяснять значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования Оценивать петровские преобразования в сфере культуры и их последствия Составлять описание нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.). Давать определение понятия ассамблея; раскрывать роль ассамблей в реформировании российского быта Завершить составление характеристики (исторического портрета) Петра I и участвовать в ее обсуждении Давать оценку преобразований Петра I и личности царя-реформатора, аргумен тировать ее Оценивать историческое значение преобразований Петра I и их ограниченность Описывать строительство Санкт-Петербурга | | |
12. Повто - рение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 2—11 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду правления Петра I (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Россия в 1725—1762 годах (6 часов) |
13. Россия после Петра I | Дворцовые перевороты: причины и сущность. Роль гвардии. Екатерина I и Петр II | Объяснять, почему период дворцовых переворотов В. О. Ключевский назвал этапом, когда «Россия отдыхала от Петра» Систематизировать материал о дворцовых переворотах (в форме таблицы) Объяснять причины и последствия первых дворцовых переворотов | | |
14. Царство- вание Анны Иоанновны | «Затейка “верховников”» и причины ее неудачи. «Бироновщина». Внутренняя политика. Внешняя полити- ка. Император Иван Антонович | Называть события, определя - емые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников Составлять характеристику (исторический портрет) Анны Иоанновны. Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Анны Иоанновны, давать ей оценку Давать определения понятий: Кондиции, фаворит | | |
15-16. Прав- ление Елизаветы Петровны. Смоленский край в первой половине XVIII века. | Дворцовый пе- реворот 1741 г. Характер новой императрицы. Внутренняя по- литика. Соци- альная политика. Деятельность М. В. Ломоно- Сова. Смоленский край в первой половине XVIII века. | Характеризовать внутреннюю политику Елизаветы Петровны Составлять характеристики (исторические портреты) Елизаветы Петровны, М. В. Ломоносова; объяснять значение деятельности Ломоносова для русской науки и культуры Описывать изменения в положении отдельных сословий в период правления Елизаветы Петровны | | |
17. Внешняя политика Рос- сии в 1741— 1762 гг. | Россия среди европейских государств. Семилетняя война | Характеризовать геополитическое положение России в середине XVIII в. Объяснять причины участия России в Семилетней войне Рассказывать об участии России в Семилетней войне, важнейших сражениях и итогах войны (используя материалы интернет-сайта «Семилетняя война»: http:// syw-cwg.narod.ru/ и другие источники информации) | | |
18.Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 13—17 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Участвовать в дискуссии о значении «эпохи дворцовых переворотов» для российской истории Выполнять контрольные тестовые задания по периоду дворцовых переворотов (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
Правление Екатерины II и Павла I (17 часов) |
19-20. Вос- шествие на престол Екатерины II. Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века. | Происхождение Екатерины II, приезд в Россию. Царствование Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. Опас- ности первых лет царствова- ния. Политика «просвещенного абсолютизма». «Философ на троне». Экономические преобразования. Уложенная ко- миссия. «Наказ» Екатерины II.Экономическое развитие Смоленщины во второй половине XVIII века. | Давать определение понятия «просвещенный абсолютизм», соотносить его с понятиями абсолютизм и Просвеще- нее. Рассказывать об основных мероприятиях и особенностях политики «просвещенного абсолютизма» в России Составлять характеристику (исторический портрет) Петра III Начать составление характери- стики (исторического портрета) Екатерины II Объяснять причины созыва и роспуска Уложенной комиссии | | |
21. Пугачев- ское восстание. Социально- политическое развитие Смоленщины в XVIII веке. | Причины вос- стания и его начало. Личность Е. И. Пугачева. Ход восстания. Поражение вос- стания и причины поражения. Социально- политическое развитие Смоленщины в XVIII веке. | Показывать на исторической карте территорию и ход восстания под предводительством Е. Пугачева Раскрывать причины восстания, его значение и особенности, причины поражения Давать характеристику личности Е. Пугачева (используя учебник, материалы интернет-сайта «Емельян Пугачев»: http://emelyan.ru/ и другие источники информации) | | |
22-23. Рос- сийская импе- рия в 1775— 1796 гг. | Местные рефор- мы. Жалованные грамоты дворян- ству и городам. Распростране- ние прогрес- сивных идей. М. М. Щерба- тов, Н. И. Нови- ков, А. Н. Ради- щев | Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества (в том числе с использованием материалов по истории края) Характеризовать положение крестьян во второй половине XVIII в. Характеризовать внутреннюю политику Екатерины II после Пугачевского восстания Сопоставлять социальную политику при Петре I и Екатерине II Анализировать отрывки из жало- ванных грамот дворянству и горо- дам для оценки прав и привилегий дворянства и высших слоев городского населения Продолжить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II | | |
24-25. Внеш- няя политика Екатерины II. «Усерднейший сын Отечества»Г.Потемкин. | Основные на- правления внеш- ней политики. Русско-турецкие войны и их итоги. Русское воен- ное искусство. А. В. Суворов. Участие России в разделах Речи Посполитой. Борьба с Революционной Францией. «Усерднейший сын Отечества» Г.Потемкин. | Раскрывать цели, задачи и итоги внешней политики России в последней трети XVIII в. Показывать на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в последней трети XVIII в., места сражений в русско-турецких войнах Высказывать суждения о том, что способствовало победам русских войск Оценивать деятельность А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова; составлять их исторические портреты Давать характеристику деятельности А. В. Суворова (используя материалы интернет-сайтов «Адъютант»: http://adjudant.ru/ suvorov/suvorov00.htm и «Алек- сандр Васильевич Суворов»: http://knsuvorov.ru/) Завершить составление характеристики (исторического портрета) Екатерины II | | |
26-27. Вну- тренняя и внешняя политика Павла I | Кончина Екате- рины II. Лич- ность и взгляды Павла I. Вну- тренняя и внеш- няя политика. Участие России в антифранцуз- ской коалиции. Заговор против Павла I. Убийство императора | Характеризовать основные мероприятия внутренней и внешней политики Павла I Составлять характеристику (исторический портрет) Павла I (используя учебник и дополнительные источники) Объяснять причины заговора против Павла I и свержения царя Дополнить исторические портреты А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова новой информацией | | |
28-29. Куль- тура России второй поло- вины XVIII в. | Идеи Просве- щения и рус- ская культура. Образование. Наука и техниче- ские изобрете- ния. Живопись, скульптура, архитектура, их особенности. Развитие литера- туры. Рождение русского театра. | Характеризовать основные тенденции развития образования и науки Проводить поиск информации для подготовки сообщений о деятелях культуры XVIII в. Систематизировать материал о достижениях российской науки Составлять описание отдельных памятников культуры XVIII в. используя иллюстрации в учебнике, художественные альбомы, материалы интернет-сайтов, а также непосредственное наблюдение) Участвовать в подготовке выставки «Культурное наследие родного края в XVIII в.» Систематизировать материал о достижениях культуры (в форме таблицы) Характеризовать вклад народов России в мировую культуру XVIII в. | | |
30.Культура Смоленщины во второй половине XVIII века. | Культура Смоленщины во второй половине XVIII века. | | | |
31-32. Быт россиян в XVIII в. | Особенности жизни россий- ских крестьян в XVIII в. Роль и значение общины в жизни крестьян. Новые традиции в жиз - ни горожан. Образ жизни дворянства, его ценностные установки | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVIII в. Готовить сообщение / презен- тацию о жизни и быте отдельных сословий (используя учебник и дополнительную информацию, в том числе по истории края) Использовать для характеристики жизни отдельных слоев русского общества XVIII в. материалы интернет-сайтов «Российский мемуарий» (http://elcocheingles.com/), «Рус- ские мемуары» (http://memoirs. ru/), Общества изучения русской усадьбы (http://oiru.org/) Приводить примеры западного влияния на быт и нравы населения России в XVIII в. Проводить поиск информации для участия в ролевой игре «Путешествие по русскому городу конца XVIII в.» (вариант: «Путешествие в дворянскую усадьбу XVIII в.») | | |
33.Россия в конце XVIII в. | Территория и население. Мно- гонациональный характер Россий- ской империи. Сословия и клас- сы. Экономиче- ское и политиче- ское развитие | Характеризовать геополитическое положение Российской империи в конце XVIII в. Объяснять особенности Российской империи как многонационального государства Систематизировать и обобщать информацию о социально- экономическом и политическом развитии России в XVIII в. Высказывать суждения о причинах успехов России в XVIII столетии | | |
34.Смоленщина в конце XVIII в. | Смоленщина в конце XVIII в. | | | |
35.Повторение и контроль. Контрольный тест. | Итоги уроков 19—35 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы во второй половине XVIII в. Высказывать суждения о значении исторического наследия второй половины XVIII в. для современного общества Выполнять контрольные тестовые задания по истории России второй половины XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) Подводить итоги проектной деятельности | | |
36-37. Итоговое повторение и обобщение. Итоговая контрольная работа. | Заключение | Систематизировать исторический материал по истории России XVIII в. Выполнять контрольные тестовые задания по истории России XVIII в. (по образцу ОГЭ, в упрощенном варианте) | | |
38-44. | Резерв. | | | |