Планируемые результаты освоения учебного предмета «Биология»
Углубленный уровень
В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;
выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;
обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;
определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
сравнивать разные способы размножения организмов;
характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;
обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
Содержание учебного предмета «Биология»
Углубленный уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.
Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.
Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
Развитие жизни на Земле
Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Тема урока. | Кол-во час | Календ сроки |
| Развитие биологии в додарвиновский период | 1 | |
| Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | 1 | |
| Эволюционное учение Ж.Б. Ламарка | 1 | |
| Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | |
| Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 1 | |
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе | 1 | |
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | |
| Семинар: современные представления о механизмах и закономерностях эволюции. | 1 | |
| Вид, его критерии. | 1 | |
| Л. Р. Изучение морфологического критерия вида | 1 | |
| Популяция – элементарная единица вида. Генофонд популяций | 1 | |
| Идеальные и реальные процессы. Закон Харди-Вайнберга | 1 | |
| Генетический состав популяций. | 1 | |
| Изменения генофонда популяций. | 1 | |
| Резерв наследственной изменчивости в популяции. | 1 | |
| Формы естественного отбора | 1 | |
| Экскурсия: Выявление приспособлений организмов к среде обитания | 1 | |
| Борьба за существование и её формы. | 1 | |
| Естественный отбор и его формы. | 1 | |
| Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора | 1 | |
| Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора | 1 | |
| Изолирующие механизмы. | 1 | |
| Видообразование. | 1 | |
| Современные представления о видообразовании (Четвериков и Шмальгаузен) | 1 | |
| Пути и скорость видообразования. | 1 | |
| Темпы эволюции. Главные направления эволюции. | 1 | |
| Пути достижения биологического прогресса. | 1 | |
р | Результат эволюции: многообразие видов и усложнение организации | 1 | |
| Макроэволюция, её доказательства. | 1 | |
| Арогенез, аллогенез и катогенез, как прогрессивные приспособления | 1 | |
| Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции | 1 | |
| Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 | |
| Главные направления эволюции органического мира. | 1 | |
| Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции | 1 | |
| Зачёт по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | |
| Зачёт по теме «Основы учения об эволюции». | 1 | |
| Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 | |
| Методы селекции растений. | 1 | |
| Методы селекции растений. | 1 | |
| Методы селекции животных. | 1 | |
| Селекция микроорганизмов. | 1 | |
| Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 1 | |
| Зачёт по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | |
| Положение человека в системе органического мира. | 1 | |
| Систематическое положение видаHomo в системе животного мира. | 1 | |
| Основные стадии антропогенеза. | 1 | |
| Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 1 | |
| Развитие членораздельной речи, сознания и общественные отношения в становлении человека | 1 | |
| Движущие стадии антропогенеза. | 1 | |
| Прародина человека. | 1 | |
| Расы и их происхождение. | 1 | |
| Анализ и оценка различных гипотез происхождения расс | 1 | |
| Зачёт по теме «Антропогенез». | 1 | |
| Что изучает экология. | 1 | |
| Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | |
| Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | |
| Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем на отдельных примерах | | |
| Местообитание и экологические ниши. | 1 | |
| Решение экологических задач | 1 | |
| Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | |
| Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | |
| Конкурентные взаимодействия. | 1 | |
| Основные экологические характеристики популяции. | 1 | |
| Динамика популяции. | 1 | |
| Экологические сообщества. | 1 | |
| Экологические сообщества. | 1 | |
| Структура сообщества. | 1 | |
| Взаимосвязь организмов в сообществах. | 1 | |
| Пищевые цепи. | 1 | |
| Экологические пирамиды. | 1 | |
| Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепях и сетях) | 1 | |
| Экологические сукцессии. | 1 | |
| Влияние загрязнений на живые организмы. | 1 | |
| Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере. | 1 | |
| Основы рационального природопользования. | 1 | |
| Зачёт по теме «Основы экологии». | 1 | |
| Зачёт по теме «Основы экологии». | 1 | |
| Гипотезы о происхождении жизни. | 1 | |
| Современные представления о происхождении жизни. | 1 | |
| Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле. | 1 | |
| Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | |
| Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | |
| Эволюция биосферы. | 1 | |
| Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | 1 | |
| Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | |
| Зачёт по теме «Эволюция биосферы и человек». | 1 | |
87-88 | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | 1 | |
89-90 | Повторение темы «Основы цитологии». | 2 | |
91-92 | Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». | 2 | |
93-94 | Повторение темы «Основы генетики». | 2 | |
95-96 | Повторение темы «Генетика человека». | 2 | |
97-98 | Повторение темы « Основы учения об эволюции». | 2 | |
99-100 | Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». | 2 | |
101-102 | Повторение темы «Антропогенез». | 2 | |
103-105 | Подготовка к ЕГЭ. | 3 | |
3