СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Улькунды

муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан


Рассмотрено Cогласовано: Утверждаю:

на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МБОУ СОШ

протокол № 1 от _______Л.Д.Валиахметова с.Улькунды

« » августа 2020г. « » августа 2020г. _________Р.Р.Рахимова Руководитель ШМО Приказ № от« » августа 2020г.

________И.М.Резяпова




Рабочая программа

по русскому языку для 6 класса

на 2020-2021 учебный год



Составила учитель русского языка Резяпова Индира Магасумовна


Учебно-методический комплект:

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации


Авторы учебника: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская

Год издания – 2019 год (по учебной линии класс занимается с 2019 г.)

Авторы программы: Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М. Название программы:  Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2019.

Автор методического пособия: Влодавская Е. А.; Г.В.Цветкова


Количество часов:

в год/в неделю 204 часов/ 6 часов, из них:

- контрольных работ - 18

- уроков развития речи -29 , в том числе:

- изложений -7

- сочинений -17




2020-2021 учебный год

Программа основного общего образования по русскому языку

(6 класс)

Базовый уровень

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 –ФЗ;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 29.05.2015г. № 905 «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан»;

- Закон республики Башкортостан «Об образовании в Республики Башкортостан» от 01.07.2013г. (в ред. Закона РБ от 26.12.2014 № 171-а);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";

- «Рекомендуемый региональный базисный учебный план для образовательных организаций республики Башкортостан, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования» утвержденный на заседании Коллегии Министерства образования Республики Башкортостан (протокол № 4 от 04.08.2017);

- Приказ Минобрнауки РФ от 18.05.2020 года № 249 «О утверждении федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; приказ Минобрнауки РФ от 18.05. 2020 года № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- Приказ МБОУ СОШ с.Улькунды от 31 августа 2020 г. № 85 «Об используемых учебниках и учебных пособий, используемых при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования в образовательном процессе в 2020-2021 учебном году»;

- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с.Улькунды на 2016-2021 учебный год (Приказ № 119 «29» августа 2016 г.);

- Учебный план МБОУ СОШ с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан на 2020-2021 учебный год. (Приказ № 76 от 24.08.2020г.)

- Календарный учебный график учебного процесса на 2020-2021 учебный год МБОУ СОШ с.Улькунды (Приказ № 76 от 24.08.2020г.);

- Положение о рабочих программах по учебным предметам Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Улькунды муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан. (Введено в действие: Приказ № 66 от 28 июня 2013 года);

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С.Савинов].- 2-е изд. М.: Просвещение, 2014.- 342с. – (Стандарты второго поколения);


- Примерные программы по учебным предметам. Русский  язык 5-9 кл. /Ладыженская  Т.А.,  Баранов М.Т.,  Шанский Н.М.  - М.: Просвещение, 2011.


- Рабочая программа по русскому языку. 5 класс/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2013;


- Пособие Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Н.В.Ладыженская, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба,; науч.Ред. Н.М.Шанский]. – М.: Просвещение, 2019.


Общая характеристика учебного курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VI классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Для современного образования стало актуальным возрождение у учащихся национального самосознания, патриотизма, гражданственности. Рабочая программа по русскому языку составлена с учетом этнокультурных особенностей Республики Башкортостан при возможности их включения в содержание урока. Параллельно с теоретическим материалом на некоторых уроках раскрываются этнокультурные особенности региона. (Региональный компонент - РК) При изучении предмета «Русский язык» обучающиеся пишут изложения и сочинения, используя местный материал. Тексты диктантов также содержат информацию о родном крае.

Культурологическая компетенция предполагает осознание языка как формывыражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Учитывая многонациональный состав Российской Федерации, одной из задач духовно-нравственного развития и воспитания является формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.


Цели и задачи курса

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

-воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности

-воспитание интереса и любви к русскому языку;

-совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

-развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;

-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;


В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у учащихся патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нём тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у учащихся чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 6классе в количестве 6 часов в неделю. Ввсего – 204 часа (из расчета 6 раз в неделю). Срок реализации программы – 1 год (34 недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся основной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.

Изучение русского языка в основной школе должно обеспечивать появление следующих ценностных ориентиров:

– готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

– формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

– развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки.


Содержание учебного предмета

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).



Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения предмета


РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«Русский язык»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:


1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.


Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:


1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:


1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.


Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.


Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).


Формы организации образовательного процесса

Программа реализует деятельностно-системный под­ход в обучении русскому языку, что предполагает синтез про­цесса совершенствования речевой деятельности учащихся и фор­мирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного язы­кового чутья и речемыслительных способностей школьников, поэтому основной формой организации образовательного процесса является урок. Кроме того, обучение русскому языку осуществляется через практические работы.

Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения, дистанционное обучение


Формы промежуточного контроля

Контрольный диктант, проверочный диктант, словарный диктант, творческий диктант, изложение, сочинение, тестовые работы.


Формы обучения

Устно: устное высказывание на лингвистическую тему, текстоведческий анализ текста, работа с разными словарями, работа по составлению таблиц

Письменно: свободный диктант, объяснительный диктант, предупредительный диктант, творческий диктант, словарный диктант, диктант «Проверяю себя», выборочно-распределительный диктант, графический диктант, работа с тестами и перфокартами, подробное и сжатое изложение, работа с деформированным текстом, комплексный анализ текста, орфографический минимум, сочинения по картине, мини-сочинения на лингвистические темы.


Средства обучения

Школьный учебник, дополнительные учебные материалы (справочные материалы, словари, сборники тренировочных тестов и упражнений), наглядные пособия различных типов, коллекция ЦОРов, Интернет-материалы.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

6 КЛАСС

(204 часа)


Язык. Речь. Общение (2ч + 11ч)

Русский язык – один из развитых языков мира.

Язык, речь, общение. Устное и письменное общения.

Развитие речи (далее Р.Р.). Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.


Повторение изученного в 5 классе (13ч + 2Р/Р+1К/Р)

Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетания. Простое предложение. Знаки препинания. Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений. Прямая речь. Диалог.

Р.Р.Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.

Составление диалога.

Контрольная работа (далее К.Р.). Входной контроль (контрольный тест). Контрольный словарный диктант.


Текст (4ч)

Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.

Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова.

Основные признаки текста.

Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.

Р.Р.Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.

Лексика. Культура речи (10ч + 2Р/Р+1К/Р)

Слово и его лексическое значение. Изобразительно-выразительные средства языка. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Жаргонизмы. Неологизмы. Устаревшие слова. Лексический разбор слова.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Словари русского языка.

Р.Р.Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.

К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием.


Фразеология. Культура речи (3ч + 1К/Р)

Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.

Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Фразеологический словарь.

Р.Р.Конструирование текста с использованием фразеологизмов.

К.Р.Контрольный тест по теме «Лексика. Фразеология»


Словообразование. Орфография. Культура речи (18ч + 5Р/Р+2К/Р)

Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе).

Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка.словообразовательное гнездо.

Этимология слов. Этимологические словари.

Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- -кос-, -гар- -гор-, -зар- -зор-. Правописание букв ы и ипосле приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительныегласные о и е в сложных словах.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

Р.Р.Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.

К.Р.Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест. Контрольный словарный диктант.


Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное (20ч + 2Р/Р+2К/Р)

Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик.Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

Морфологический разбор имени существительного.

Р.Р.Написание письма. Публичное выступление о происхождении имён. Составление текста-описания по личным впечатлениям.

К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя существительное».


Имя прилагательное (19ч +4Р/Р+2К/Р)

Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе).

Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные.словообразование имён прилагательных.

Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.

Морфологический разбор имени прилагательного.

Р.Р.Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.

К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя прилагательное». Контрольный словарный диктант.


Имя числительное (14ч + 2Р/Р+2К/Р)

Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.

Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного.

Р.Р.юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Имя числительное».


Местоимение (21ч + 4Р/Р+2К/Р)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.

Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.

Морфологический разбор местоимения.

Р.Р.Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.

К.Р.Контрольное сочинение по картине. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольный тест по теме «Местоимение».


Глагол (19ч + 4Р/Р+2К/Р)

Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы.

Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и ив глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола.

Морфологический разбор глагола.

Р.Р.Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства. Сообщение о творчестве скульптура.

К.Р.Контрольный диктант с грамматическим заданием. Контрольное изложение. Контрольный тест по теме «Глагол». Контрольный словарный диктант.


Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (21ч + 2К/Р+1Р/Р)

Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.

Р.Р.Сообщение о происхождении фамилии. Сочинение-описание (рассуждение).

К.Р.Контрольное сочинение. Итоговый тест


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


В результате изучения русского языкаучащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 6 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.









Учебно-тематический план


п/п



Наименование

разделов и тем

Всего часов


В том числе:

Уроки

Сочи

нение


Изло

жение


Разви

тие речи

Контрольные

работы

1

Язык, речь, общение

3

2



1


2

Повторение изученного в 5 классе

15

12

1



2

3

Текст

4






4

Лексика. Культура речи

14

11

1

1


1

5

Фразеология.

Культура речи

4

3




1

6

Словообразование. Орфография.

Культура речи

24

17

4

1


2


Морфология. Орфография.

Культура речи.















7

Имя существительное

23

17

2

1

1

2

8

Имя прилагательное

25

19

3

2


2

9

Имя числительное

18

14

1


1

2

10

Местоимение

27

21

3


1

2

11

Глагол

25

19

1

2

1

2

12

Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах

22

20

1



2


Всего часов

204

164

17

7

5

18


Календарно-тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Сроки проведения

Этнокуль турные особен

ности региона*

Приме

чания

План

Факт


ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2ч + 1 Р/Р)






1.

Русский язык один из развитых языков мира

1



П.1, стр.5


2.

Литературный язык и его нормы. Культура речи.

1



П.2,стр.5


3.

Р/р. Речевая ситуация.

1



Упр.22



ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (12ч + 1Р/Р+2К/Р)






4.

Фонетика, орфоэпия. Фонетический разбор слова.

1





5.

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях слов.

1



Упр.39,41

стр.20


6.

Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием.

1





7.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1





8.

Части речи. Морфологический разбор слова.

1



Упр.46


9.

Орфограммы в окончаниях слов.

1





10.

Р/р. Сочинение на тему «Интересная встреча».

1





11.

Словосочетание.

1





12.

Простое предложение. Знаки препинания.

1



Упр.59, стр.28


13.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1





14.

Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.

1





15.

Синтаксический разбор предложений.

1





16.

Прямая речь. Диалог.

1



Упр.73, стр.35


17.

Контрольный диктант №2 по теме «Повторение изученного в 5 классе».

1





18.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1






ТЕКСТ (4ч)

1





19.


Текст, его особенности. Тема, основная мысль, заглавие текста.

1





20.

Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

1



Упр.77


21.

Понятие о функциональных разновидностях языка.

1





22.

Официально-деловой стиль.

1






ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (11ч +2Р/Р+1 К/Р)






23.

Повторение изученного по лексике в 5 классе. Слово и его лексическое значение.

1





24.

Р/р.Собирание материалов к сочинению. Сочинение по картине А.М. Герасимова "После дождя".

1



Художники РБ


25.

Изобразительно-выразительные средства языка






26.

Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления. Профессионализмы.

1



Ветераны

Упр.138, стр.66


27.

Диалектизмы.

1





28.

Сжатое изложение по тексту М. Булатова и В. Порудоминского (упр.119).

1





29.

Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова.

1





30.

Исконно русские и заимствованные слова.

1



Упр.161, стр.78


31.

Новые и устаревшие слова.

1




32.

«Словари- наши добрые помощники».





Библио

течный урок

33.

Лексический разбор слова.

1





34.

Повторение и обобщение изученного в разделе "Лексика".

1





35.

Контрольный диктант №3 с лексическим заданием.

1





36.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1






ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (3ч+1К/Р)






37.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

1



Сопоставление, Упр.182, стр.89


38.

Повторение изученного в разделе «Фразеология. Культура речи».

1





39.

Контрольный тест №1 по теме «Лексика. Фразеология».

1





40.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1






СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (17ч + 4Р/Р+2К/Р)






41.

Словообразование. Орфография. Морфемика и словообразование.

1



Упр.210, стр.104


42.

Р/р. Описание помещения. Выборочное изложение (по упр. 212).

1





43.

Основные способы образования слов в русском языке.

1





44.

Диагностическая работа по теме «Словообразование».

1





45.

Этимология слов.

1



Стр.110-112


46.

Р/р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план.

1





47.

Р/р. Написание сочинения (описание помещения).

1



Достопримечательности района


48.

Буквы о и а в корне -кос- -кас-.

1





49.

Буквы о и а в корне -гор- - -гар-.

1





50.

Буквы о и а в корне -зор- - -зар-.

1





51.

Повторение написания гласных в корнях с чередованием.

1





52.

Контрольный диктант №4 с грамматическим заданием.

1





53.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1





54.

Буквы ы и и после приставок.

1





55.

Гласные в приставках пре- и при-.

1





56.

Гласные в приставках пре- и при-. Трудные случаи написания приставок при- и пре-

1





57.

Гласные в приставках пре- и при-. Выборочное изложение (упр.258).

1





58.

Соединительные О и Е в сложных словах.

1





59.

Сложносокращённые слова.

1





60.

Р/р. Написание плана сочинения-описания по картине Р.Ф.Хузина «У окна».

1



Картины башкирских художников


61.

Р/р. Сочинение-описание по картине Р.Ф.Хузина «У окна».

1





62.

Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1





63.

Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием.

1





64.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1



Упр.283, стр.136



МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (17ч + 4Р/Р+2К/Р)






65.

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

1





66.

Р/р. Составление письма другу.

1





67.

Имя существительное как часть речи. Род имён существительных.

1





68.

Разносклоняемые существительные.

1





69.

Разносклоняемые существительные. Тест

1





70.

Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя.

1



Упр.306, стр.144


71.

Несклоняемые имена существительные.

1





72.

Род несклоняемых имён существительных.

1





73.

Имена существительные общего рода.

1



П.52,стр. 151


74.

Морфологический разбор имени существительного.

1



Упр.327, стр.153


75.

Р/р. Сочинение по личным наблюдениям "Первый раз в музее" (упр. 329).

1



Музеи РБ


76.

Не с существительными.

1





77.

Контрольный диктант №6 с грамматическим заданием.

1





78.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1





79.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик- и -щик-.

1





80.

Буквы ч и щ в суффиксе -чик- и -щик-. Тест.

1





81.

Гласные в суффиксах -ек и -ик имен существительных.

1





82.

Гласные в суффиксах -ек и -ик имен существительных. Тест.

1





83.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных.

1





84.

Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Тест.

1



Упр.349


85.

Повторение по теме " Имя существительное".

1



Школьный музей


86.

Контрольный тест №2 по теме " Имя существительное"

1





87.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1






ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19ч + 5Р/Р+2К/Р)






88.

Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе.

1



Упр.365, стр.5


89.

Описание природы.

1





90.

Р/р. Написание сочинения-описания природы (упр.374)

1



Природа РБ зимой


91.

Степени сравнения имён прилагательных.

1



Уральские горы, упр.380, стр.13


92.

Разряды имен прилагательных по значению.

1





93.

Качественные прилагательные.

1



Упр.387, стр.17


94.

Относительные прилагательные.

1



Упр.388, стр.18


95.

Р/р. Выборочное изложение (по упр. 392).

1





96.

Притяжательные прилагательные.

1




97.

Контрольный тест №3 по теме «Имя прилагательное».

1





98.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1





99.

Морфологический разбор прилагательного.

1





100.

Не с прилагательными

1





101.

Не с прилагательными и существительными.

1





102.

Буквы О - Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1





103.

Р/р. Устное сочинение-описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» (упр. 410).

1



Уральская зима


104.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

1



Упр.419, стр.33


105.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Тест.

1





106.

Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-.

1





107.

Дефисное и слитное написание прилагательных.

1





108.

Дефисное и слитное написание прилагательных. Повторение.

1



Русско-башкирские словари


109.

Повторение по теме " Имя прилагательное".

1





110.

Р/р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла.(упр.438)

1





111.

Контрольный диктант №7 с грамматическим заданием.

1





112.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1



Мастера родного края



ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ(14ч + 2Р/Р+2К/Р)






113.

Имя числительное как часть речи.

1





114.

Простые и составные числительные.

1





115.

Мягкий знак в середине и на конце числительных

1



Упр.402


116.

Мягкий знак в середине и на конце числительных. Повторение.

1





117.

Порядковые числительные.

1



Упр.452,стр.51


118.

Разряды количественных числительных.

1





119.

Числительные, обозначающие целые числа.

1





120.

Дробные числительные.

1





121.

Собирательные числительные.

1





122.

Морфологический разбор имени числительного.

1





123.

Повторение по теме " Имя числительное".

1



Упр.431


124.

Контрольный тест №4 по теме «Имя числительное».

1





125.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1





126.

Р/р. Составление текста объявления.

1





127.

Р/р. Публичное выступление на тему «Берегите природу!» (упр.478)

1





128.

Подготовка к контрольному диктанту.

1



Упр.477, стр.64


129.

Контрольный диктант №8 с грамматическим заданием.

1





130.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1






МЕСТОИМЕНИЕ (21ч + 4Р/Р+2К/Р)






131.

Местоимение как часть речи.

1





132.

Разряды местоимений.

1



Упр.488, стр.69


133.

Личные местоимения.

1





134.

Возвратное местоимение СЕБЯ.

1





135.

Р/р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1 лица (упр. 448).

1





136.

Вопросительные местоимения.

1





137.

Вопросительные и относительные местоимения.

1





138.

Неопределённые местоимения.

1





139.

Неопределённые местоимения. Повторение.

1





140.

Отрицательные местоимения.

1





141.

Отрицательные местоимения. Повторение.

1





142.

Контрольный тест №5 по теме «Местоимение».

1





143.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1





144.

Притяжательные местоимения.

1





145.

Притяжательные местоимения. Повторение.

1





146.

Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению.

1





147.

Р/р. Написание сочинения-рассуждения.

1





148.

Указательные местоимения.

1



П.87, стр.534


149.

Указательные местоимения. Повторение.

1





150.

Определительные местоимения.

1





151.

Определительные местоимения. Повторение.

1





152.

Местоимения и другие части речи.

1





153.

Морфологический разбор местоимения.

1





154.

Повторение по теме "Местоимение". Тест.

1





155.

Контрольный диктант №9 с грамматическим заданием.

1





156.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1





157.

Р/р. Сочинение-рассуждение по картине Е.В. Сыромятниковой "Первые зрители"(упр.547)

1






ГЛАГОЛ (19ч + 4Р/Р+2К/Р)

1





158.

Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

1



Упр.555, стр.103


159.

Р/р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам (устно).

1





160.

Разноспрягаемые глаголы.

1





161.

Разноспрягаемые глаголы. Повторение.

1





162.

Глаголы переходные и непереходные.

1





163.

Наклонение глагола.

1





164.

Изъявительное наклонение.

1





165.

Изъявительное наклонение. Повторение.

1





166.

Р/р. Подготовка к сжатому изложению "Витькина гайка".(упр.589)

1





167.

Р/р. Сжатое изложение "Витькина гайка".

1





168.

Условное наклонение.

1





169.

Условное наклонение. Повторение.

1





170.

Повелительное наклонение.

1





171.

Повелительное наклонение. Повторение.

1





172.

Контрольный тест №6 по теме «Глагол».

1





173.

Анализ ошибок, допущенных в тесте.

1





174.

Употребление наклонений.

1



Нац-ные блюда


175.

Безличные глаголы.

1





176.

Морфологический разбор глагола.

1





177.

Р/р. Рассказ на основе услышанного(упр.626)

1



Упр.626, стр.139


178.

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1





179.

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов.

1



Упр.632, стр.142


180.

Повторение по теме "Глагол».

1





181.

Контрольный диктант №10 по теме «Глагол» с грамматическим заданием.

1





182.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1






ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ (20ч+1Р/Р+2К/Р)






183.

Разделы науки о языке.

1





184.

Орфография. Орфографический разбор.

1



Упр.648, стр.148


185.

Орфограммы в приставках.

1





186.

Чередование гласных в корнях.

1





187.

Пунктуация. Знаки препинания в простом предложении.

1





188.

Запятая в сложном предложении.

1





189.

Пунктуационный разбор.

1





190.

Р/р. Сочинение «День Победы, как мы отмечаем его в нашей семье».

1



Ветераны моего села


191.

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1





192.

Лексика. Синонимы. Антонимы. Омонимы.

1





193.

Лексикология и фразеология.

1



Упр.660, стр.151


194.

Урок-КВН по лексике и фразеологии.

1





195.

Словообразование.

1



Прадеды, стр.155


196.

Основные способы образования слов.

1





197.

Морфемный и словообразовательный разбор.

1





198.

Морфология.

1





199.

Морфологический разбор слова.

1





200.

Урок-игра. Галактика «Морфология».

1





201.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1



Упр.670, стр.158


202.

Промежуточная аттестация.

1





203.

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1





204.

Обобщающий урок.

1






1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!