СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Н.А.Некрасова





Утверждена приказом директора по школе

№ от « ____» __________2019 г.

Директор МБОУ Ежова Е.Н.









Рабочая программа

по русскому языку для 7 класса

на 2019-2020 уч.г.









Составитель:

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория

Чернышева Марина Павловна









д. Грешнево

2019 г.

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана в соответствии с образовательной программой школы на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016 г.

Рабочая программа реализована в учебнике Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2014.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.


Место курса «Русский язык» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации и авторская программа предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 7 классе в объёме 175 часов.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

В результате изучения русского языка учащиеся должны знать определение основных изученных в 7 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.

К концу 7 класса учащиеся должны уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

  • воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

  • понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

  • выделять основную мысль, структурные части исходного текста, составлять простой план;

чтение:

  • осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста

  • разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;

  • самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;

  • прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

  • извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

  • правильно расставлять логические ударения, паузы;

  • выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

  • доказательно отвечать на вопросы учителя;

  • пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста-рассуждения;

  • подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;

  • создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

  • подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

  • сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;

  • создавать письменные высказывания разных типов речи;

  • соблюдать последовательность и связность изложения;

  • собирать материал к сочинению и систематизировать его;

  • составлять сложный план и на его основе создавать текст;

  • использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;

  • пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

  • употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;

  • исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;

текст:

  • определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;

  • составлять простой и сложный план анализируемого текста;

  • определять вид связи предложений в тексте;

  • устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;

фонетика и орфоэпия:

  • проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;

  • использовать транскрипцию для обозначения анализируемого звука объяснения написания слова;

  • находить в художественном тексте явления звукописи;

  • правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

  • работать с орфоэпическим словарем;

графика:

  • правильно произносить названия букв русского алфавита;

  • свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

  • проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика и словообразование:

  • выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова;

  • выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;

  • составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • пользоваться словообразовательным словарем, а также словарём морфемных моделей слов;

лексикология и фразеология:

  • объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

  • пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;

  • толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;

  • подбирать синонимы и антонимы;

  • выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

• находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

• владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

• использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

  • проводить лексический разбор слова;

морфология:

  • аргументировано доказывать принадлежность слова к той или иной части речи и отличать данную часть речи от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

  • правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

  • использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

  • обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;

  • объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарём;

  • владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

  • устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обо­значения;

• самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по за­данной схеме;

  • анализировать разные виды простых и сложных предложений (простые случаи);

  • определять синтаксическую роль изученных частей речи;

  • конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

  • опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;

  • находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

  • владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

• устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский  язык».

Личностные результаты

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты

1) владение всеми видами речевой деятельности:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

• свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.






Содержание программы курса «Русский язык» 7 класс

Русский язык как развивающееся явление (2 ч)

Повторение изученного в 5-6 классах (12 ч +2 ч)

Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль.

Морфология и орфография. Культура речи ( 83 ч)

Причастие (25 ч +6 ч )

Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в полных кратких страдательных причастиях. Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.

Наречие (28 ч +6 ч)

Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнений наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Учебно- научная речь. Отзыв. Учебный доклад.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категорий состояния.

Служебные части речи (1 ч)

Предлог (11 ч + 2 ч)

Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Союз (16 ч + 2 ч)

Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах.

Частица (18 ч +4 ч)

Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частиц не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни.

Междометие (4 ч)

Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (16 ч + 2 ч)

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология.















Календарно – тематическое планирование


№ урока

Название раздела, темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректир. сроки прохождения

Русский язык как развивающееся явление

2 ч. ; 5 часов в неделю по учебному плану

1

Вводный урок.

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий



2

Русский язык как развивающееся явление.

Чтение текста, анализ его структуры, пересказ содержания, используя выделенные слова.



Повторение изученного в 5-6 классах

12 ч. + 2 ч. РР ; 5 часов в неделю по учебному плану

3

Синтаксис. Синтаксический разбор

Отработка навыков в рабочих тетрадях, фронтальная устная работа по учебнику, выписывают из текстов простые и сложные предложения, расставляя знаки препинания; осуществляют устный и письменный синтаксический разбор предложений.; составляют сложные предложения по схемам.



4

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Работа в парах, работа с учебником, выполнение упражнений.

Научиться применять алгоритм проведения изученных видов разбора.



5

Разбор сложного предложения Прямая речь.

Объяснительный диктант, работа в парах, работа с учебником, выполнение упражнений. Выписывают из текстов предложения с прямой речью и составляют их
схемы; оставляют диалоги на заданную тему; подбирают предложения по схемам.



6

Лексика и фразеология.

Работа с текстом, упражнениями учебника, индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом



7

Фонетика и графика. Фонетический разбор.

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, выполнение фонетического разбора, делят лова на группы.



8

Словообразование и орфография.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило, выполняют упражнения, пишут объяснительный диктант.



9

Морфемный и словообразовательный разбор.

Графическое выделение морфем в словах, выборочный диктант, выполнение морфологического разбора, графически обозначают орфограммы.



10

Морфология.

Фронтальная беседа, выделяют, группируют и составляют словосочетания; работа в группах. Научиться применять алгоритм проведения изученных видов разбора.



11

Морфологический разбор.

Списывают тексты, расставляя знаки препинания, составляют таблицу и подбирают примеры из текста; самостоятельная работа с дидактическим материалом, взаимопроверка



12

Р.Р. Текст. Стили лит.языка. Публицистический стиль.

Научиться определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки текстов, строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиционных признаков.



13

Р.Р. Диалог как текст. Виды диалога.

Анализируют текст с точки зрения его темы, основной мысли, смысловой цельности; составление диалога. Работа в группах (сочинение продолжения сказки, моделируя ситуацию диалога).



14

Повторение изученного о глаголе.

Отработка навыков в рабочих тетрадях, выборочный диктант,



15

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение в начале года».

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.



16

Работа над ошибками контрольного диктанта

Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта;



Причастие.

25ч. + 6ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

17

Понятие о причастии.

Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с текстом (поиск причастий), работают над орфографией, пунктуацией.



18

Глагольные признаки причастий.

Выявляют особенности причастия как части речи, составляют предложения с причастиями .



19

Склонение причастий.

Работа с текстом, в парах, составление конспекта, усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях причастий



20

Понятие о причастном обороте.

Составление памяток, конструирование текста с причастными оборотами, анализируют условия обособления причастного оборота



21


Знаки препинания при причастном обороте.

Составление плана лингвистического описания предложений с причастными оборотами, определяют в упражнениях причастные обороты.



22

Р. Р. Подготовка к сочинению публицистического стиля «Люби и охраняй природу»

Сбор и систематизация материала к написанию публицистического сочинения



23

Р. Р. Сочинение публицистического стиля «Люби и охраняй природу»

Написание сочинения, используя составленный план
и собранные материалы.



24

Действительные и страдательные причастия.

Работа с учебником, составление лингвистического описания по теме урока., отрабатывают пунктуацию при причастных оборотах.



25

Р.Р. Описание внешности человека.

знакомятся с основными видами словесного описания внешности человека, читают тексты с описанием внешности



26

Краткие и полные страдательные причастия.

Выполнение упражнений, работа в парах, работают по образцу, пишут свободный диктант.



27

Действительные причастия настоящего времени.

Распознают действительные причастия настоящего времени, работают с таблицей, выполняют упражнения, работают с текстом.



28

Гласные в суффиксах действ прич. наст времени.

Выполнение упражнений на изученные правила, Составление текста с причастиями, работа с учебником.



29

Р.Р. Подготовка к сочинению «Описание внешности человека»

Сбор и систематизация материала к написанию сочинения, составление плана.



30

Р.Р. Сочинение «Описание внешности человека»

Написание сочинения



31

Действительные причастия прошедшего времени.

Работа с учебником, выполнение упражнений, распознают действительные причастия прошедшего времени, образовывают от глаголов причастия.



32

Страдательные причастия настоящего времени.

Работа с учебником, выполнение упражнений с взаимопроверкой, заменяют действительные причастия на страдательные.



33

Страдательные причастия прошедшего времени.

Учатся определять страдательные причастия по их грамматическим признакам, повторяют пунктуацию при причастных оборотах



34

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Причастие».

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.



35

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта;



36

Гласные перед –н- в страдат причастиях.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь правилом, самопроверка упражнений.



37

- Н- и –НН- в суффиксах страдат причастий

Работа с учебником, выполнение упражнений, анализ текста.



38

- Н- и –НН- в суффиксах страдат причастий

Работа с учебником, выполнение упражнений, работают с орфографией.



39

Р.Р. Выборочное изложение (портрет литературного героя)

Написание изложения.



40

-Н- и –НН- в суффиксах кратких страд причастий и прилагательных.

Работа с учебником, выполнение упражнений, выборочный диктант



41

-Н- и –НН- в суффиксах кратких страд причастий и прилагательных.

Работа с учебником, выполнение упражнений, проводят замены глагола на краткие причастия или прилагательные.



42

Обобщение по теме «Суффиксы причастий»

Работа по контрольным вопросам, работа с упражнениями в парах, заполнение таблицы



43

Морфологический разбор причастия.

Характеризуют причастие по его морфологическим признакам и синтаксической роли, выполняют морфологический разбор причастий.



44

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Усваивают правило, выполняют упражнения.



45

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Работа с учебником, выполнение упражнений. Анализ теста. Объяснительный диктант



46

Буквы Е и Ё после шипящих в суф. страд причастий.

Работа с учебником, выполнение упражнений., подбирают примеры из художественной литературы на изученную тему.



47

Зачет по теме «Причастие».

Выполнение проверочной работы.



Деепричастие.

10ч. + 2ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

48

Понятие о деепричастии.

Анализируют и характеризуют значение, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия; корректируют предложения с нарушениями нормы в употреблении деепричастий.



49

Деепричастный оборот.

Усваивают правило, заполняют таблицу, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



50

Знаки препинания при деепричастном обороте.

Определяют деепричастные обороты, отмечают их с помощью графических обозначений.



51

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине «Вратарь»

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



52

Р.Р. Сочинение по репродукции картины «Вратарь»

Написание сочинения



53

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило, объяснительный диктант.



54

Деепричастия несовершенного вида.

Обозначают деепричастия несовершенного вида, анализируют материал таблицы, работают с упражнениями.



55

Деепричастия совершенного вида.

Опознают деепричастия совершенного вида, выполняют тренировочные упражнения, работа в парах.



56

Морфологический разбор деепричастия.

Анализируют таблицу, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; составляют текст, используя предложенные слова



57

Закрепление изученного по теме «Деепричастие»

Активизируют знания о деепричастии как о части речи, характеризуют морфологические признаки и его
синтаксическую роль.



58

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие».

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.



59

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта;



Наречие и слова категории состояния.

28ч. + 6 ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

60

Наречие как часть речи. Употребление наречий в речи.

Определяют значение и признаки наречия, работают с текстом, выписывают словосочетания с наречиями.



61

Разряды наречий.

Распознают наречия разных разрядов, составляют рассказ, используя наречия. Выполняют работу в парах, осуществляют взаимопроверку; анализируют собственные ошибки.



62

Р.Р. Изложение публицистического стиля с элементами сочинения.

Написание изложения



63

Степени сравнения наречий.

Работа с таблицей, образуют разные формы наречий, распознают их в тексте, выборочный диктант.



64

Морфологический разбор наречия.

Характеризуют наречие по его морфологическим и синтаксическим признакам, выполняют его морфологический разбор, работают с орфограммами.



65

Слитное и раздельное написание наречий на –О/Е с частицей НЕ.

Заполняют таблицу. Работа с учебником, выполнение упражнений.



66

Слитное и раздельное написание наречий на –О/Е с частицей НЕ.

Работа с перфокартой, выполнение упражнений с последующей взаимопроверкой.



67

Приставки НЕ/НИ в отрицательных наречиях.

Усваивают изученное правило, выполняют упражнения, анализируют таблицу, подбирают свои примеры.



68

Приставки НЕ/НИ в отрицательных наречиях.


Работа с учебником, выполнение упражнений. Анализ текста



69

Промежуточная аттестация. Тестирование.


Написание контрольного теста по изученным темам.



70

-Н- и –НН- в наречиях на –О/Е.

Выполняют упражнения на изученное правило, работают над разными видами орфограмм.



71

-Н- и –НН- в наречиях на –О/Е.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



72

Р.Р. Описание действий.

Читают текст, находят наречия, корректируют неоправданное повторение слов, собирают материалы наблюдений.



73

Буквы О/Е после шипящих на конце наречий.

Усваивают правило, выполняют упражнения.



74

Буквы О/А на конце наречий.

Анализируют и заполняют таблицу, выполняют задания учебника, пишут выборочный диктант.



75

Р.Р. Сочинение художественного стиля, описание внешности и действий человека

Собирают материалы, пишут сочинение.



76

Дефис между частями слова в наречиях.

Усваивают правило написания; выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом,



77

Дефис между частями слова в наречиях.

Образуют наречия разными способами, сопоставляю дефисное написание местоимений и наречий, составляют таблицу.



78

Дефис между частями слова в наречиях.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



79

Слитное и раздельное написание наречий.

Усваивают правило, выполняют упражнения.



80

Слитное и раздельное написание наречий.

Составляют словосочетания и предложения с наречиями, повторяют орфограммы



81

Слитное и раздельное написание наречий.

Анализ текста. Работа с учебником, выполнение упражнений.



82

Повторение орфографии.

Выполняют проверочную работу с последующей самопроверкой.



83

Ь после шипящих на конце наречий.

Выполняют упражнения, руководствуясь изученным правилом, заполняют таблицу.



84

Ь после шипящих на конце наречий.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



85

Р.Р. Учебно – научная речь.

Отбирают материал для выступления, выстраивают монологическое высказывание



86

Р.Р. Учебный доклад.

Определяют структуру доклада, составляют план, анализируют доклады, приведенные в учебнике.



87

Повторение изученного по теме «Наречие».

Усваивают правило, выполняют упражнения разного уровня для отработки правила.



88

Повторение изученного по теме «Наречие».

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм,



89

Повторение изученного по теме «Наречие».

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела, проверочная работа с элементами самоконтроля.



90

Р.Р. Отзыв.

Определяют правила написания отзыва, анализируют отзывы, данные в учебнике и найденные в Интернете, составляют собственные отзывы.



91

Обобщение изученного.

Обобщают изученное, отвечать на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



92

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие».

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



93

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Выполнение работы над ошибками, допущенными при написании диктанта;



Категория состояния.

4 часа + 2 час Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

94

Слова категории состояния.

определяют категорию состояния как часть речи, различают категорию состояния и наречия, работают с предложениями,



95

Слова категории состояния.

Работают с отрывками художественных текстов, анализируют функцию слов категории состояния.



96

Морфологический разбор категории состояния

Характеризуют морфологические признаки слов категории состояния, проводят устные и письменные разборы.



97

Зачет по изученной теме.

Выполняют тестирование, отвечают на контрольные вопросы по изученной теме.



98

Р.Р. Подготовка к сжатому изложению.

Знакомятся со способами сжатия текста, работают с упражнениями.



99

Р.Р. Сжатое изложение художественного стиля.

Написание сжатого изложения.



Служебные части речи

1 ч.; 5 часов в неделю по учебному плану

100

Самостоятельные и служебные части речи.

Различают самостоятельные и служебные части речи, работают с поэтическим текстом, дифференцируют различные части речи.



Предлог.

11 часов + 2 часа Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

101

Предлог как часть речи.

Различают предлоги, проводят морфологический разбор предлогов, группируют словосочетания по значению предлогов.



102

Употребление предлогов в речи.

Составляют словосочетания, тренируясь в употреблении предлогов, работают с текстом.



103

Употребление предлогов в речи.

Корректируют неверное употребление предлогов и падежей существительных, работают с упражнениями.



104

Производные и непроизводные предлоги.

Распознают производные и непроизводные предлоги, анализируют происхождение предлогов.



105

Простые и составные предлоги.

работают с упражнениями с последующей самопроверкой, повторяют различные орфограммы.



106

Морфологический разбор предлога.

Знакомятся с планом морфологического разбора предлога, выполняют разборы, анализируют текст.



107

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Усваивают правило,
выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



108

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Списывают тексты упражнений, обозначая условия выбора орфограмм
и расставляя знаки препинания; групповая работа с последующей взаимопроверкой.



109

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Анализируют текст, находят предлоги, определяют орфограммы; выборочный диктант.



110

Зачет по теме «Предлог»

Знакомятся с заданиями работы, задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с тестовыми заданиями.



111

Повторение орфографии.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.



112

Р.Р. Подготовка к сочинению по картине «Конец зимы. Полдень»

Выступают с сообщением о художнике, анализируют содержание картины; отвечают на вопросы, составляют план, анализируют правописание словарных слов, задавать вопросы для уточнения информации.



113

Р.Р. Сочинение по картине «Конец зимы. Полдень»

Написание сочинения по плану



Союз.

16ч. +2ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

114

Союз как часть речи.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом,



115


Простые и составные союзы.

Распознают простые и составные союзы, составляют сложные предложения с составными союзами.



116

Сочинительные и подчинительные союзы.

Усваивают правило, выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом, заполняют таблицу.



117


Сочинительные и подчинительные союзы.

Анализируют изучаемый материал, составляют предложения и схемы к ним, работа с упражнениями.



118

Знаки препинания в сложном союзном предложении.

Усваивают правила постановки запятой в сложном предложении, выполняют упражнения, руководствуясь правилами.



119


Сочинительные союзы.

Знакомятся с классификацией союзов по значению, работают с таблицей постановки запятых между однородными членами,



120

Сочинительные союзы.

Составляют предложения по схемам, подбирают свои примеры их художественных текстов.



121

Подчинительные союзы.

Знакомятся с классификацией союзов по значению, опознают разные по значению подчинительные союзы в упражнениях, составляют сложноподчиненные предложения.



122

Морфологический разбор союза.

Знакомятся с планом разбора союзов, выполняют разборы, работают в парах, повторяют пунктограммы.



123

Р.Р. Особенности устного рассуждения на дискуссионную тему.

Работают с текстом упражнения, озаглавливают его, составляют план, пересказывают текст.



124

Р.Р. Сочинение – рассуждение публицистического стиля по заданию упр.384

Отвечают на вопросы, воспринимают на слух информацию, озаглавливают текст, составлять план работы над сочинением, анализируют правописание словарных слов, написание сочинения



125

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.

Усваивают правила написания предлогов, выполняют упражнения, пишут словарный диктант.



126

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.

Повторяют различные виды орфограмм и пунктограммы, пишут работу с последующей самопроверкой.



127

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы

Работа с учебником, выполнение упражнений.



128

Повторение изученного о союзе.

Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом; обозначают условия выбора орфограмм,



129

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Союз и предлог»

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



130

Работа над ошибками контрольного диктанта

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



131

Повторение изученного о союзе и предлоге.

Отвечают на контрольные вопросы, готовят сообщение о предлогах и союзах по своему сложному плану, придумывают примеры.



Частица.

18 ч. +4ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану.

132

Частица как часть речи.

Производят морфологический анализ частицы, находят в тексте частицы.



133

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

Распознают частицы разных разрядов по значению, употреблению, строению, составляют текст, используя частицы.



134

Смысловые частицы.

Списывают предложения, выделяя смысловые частицы, работают над интонацией, производят замену частиц.



135

Р.Р. Подготовка к подробному изложению художественного текста.

Знакомство с текстом, составление сложного плана, написание черновика работы.



136

Р.Р. Подробное изложение художественного текста.

Написание подробного изложения художественного текста.



137

Смысловые частицы.

Работа с учебником, выполнение упражнений. Работа с текстом.



138

Раздельное и дефисное написание частиц.

Усваивают правила, выполняют упражнения, выполняют распределительный диктант.



139


Морфологический разбор частицы.

Знакомятся с планом разбора частиц, выполняют устные и письменные разборы, группируют частицы по их написанию.



140

Отрицательные частицы.

Дифференцируют НЕ и НИ как частицы и приставки, выполняют тренировочные упражнения.



141

Отрицательные частицы.

Работа с учебником, выполнение упражнений. Словарная работа.



142


Различение отрицательных частиц НЕ и НИ.

Изучают теоретические сведения, выполняют упражнения, составляют словосочетания и предложения с частицами.



143

Различение отрицательных частиц НЕ и НИ.

Составляют таблицу, работают в парах с последующей взаимопроверкой.



144

Различение отрицательных частиц НЕ и НИ.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



145

Приставка НИ и частица НИ с различными частями речи.

Распознают приставку, частицу, союз в упражнениях.



146

Приставка НЕ и частица НЕ с различными частями речи.

Выборочный диктант, повторяют изученные орфограммы.



147

Различение частицы, приставки, союза.

Обозначают условия выбора орфограмм, работа с учебником.



148

Повторение изученного по теме «Частица».

Отвечают на контрольные вопросы, повторяют орфограммы, заполняют таблицы.



149

Повторение изученного по теме «Частица».

Работа с учебником, выполнение упражнений. Анализ текста



150

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Частица».

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



151

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



152

Р.Р. Подготовка к сочинению на заданную тему.

Анализируют текст, пишут сочинение.



153

Р.Р. Написание сочинения с «обрамлением».

Написание сочинения



Междометия. Звукоподражательные слова.

4 ч.; 5 часов в неделю по учебному плану.

154

Междометие как часть речи

Работают с упражнениями учебника, дифференцируют междометия в текстах.



155

Дефис в междометиях.

Изучают орфографическое и пунктуационное правила, выполняют упражнения.



156

Знаки препинания при междометиях.

Составляют предложения с междометиями, работают с текстами.



157

Обобщение изученного по теме «Междометие».

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.



Итоговое повторение в конце учебного года.

16ч. + 2ч. Р.Р.; 5 часов в неделю по учебному плану

158

Разделы науки о языке. Фонетика. Графика.

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке.



159

Р.Р. Текст и стили речи. Учебно-научная речь.

Систематизация изученного материала, работа с текстами.



160

Р.Р. Итоговое изложение.

Написание итогового изложения.



161

Подготовка к итоговому контрольному диктанту.

Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой.




162

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

Пишут диктант с грамматическим заданием, слушают текст, обсуждая содержание; знакомятся с заданиями диктанта; задают вопросы для уточнения информации, правил выполнения, оформления работы, работают с заданиями.



163

Работа над ошибками контрольного диктанта.

Самостоятельная и групповая работа (анализ ошибок, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте).



164

Лексика. Фразеология.

Систематизируют знания о лексикологии и фразеологии как разделах науки о языке, характеризуют устаревшие слова в отрывке из произведения художественной литературы, определяют стиль и основную мысль текста, выписывают слова с орфограммами.



165

Морфемика. Морфемный разбор.

Выполняют разноуровневые упражнения с взаимопроверкой.




166

Словообразование.

Систематизируют знания о словообразовании как разделе науки о языке, подбирают к словам формы и однокоренные слова, обозначают состав.



167

Словообразовательный разбор.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



168

Морфология.

Систематизируют знания о морфологии как разделе науки о языке, читают текст.



169

Морфологический разбор.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



170

Синтаксический разбор простого предложения.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении, списывают тексты, расставляя знаки препинания, графически выделяют части текста, выполнять устный и письменный синтаксический разбор предложений.



171

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении, списывают тексты, расставляя знаки препинания, графически выделяют части текста, выполнять устный и письменный синтаксический разбор предложений.



172

Итоговое повторение орфографии.

Работа с учебником, выполнение упражнений.



173

Итоговое повторение орфографии.

Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в  предложениях.



174

Итоговое повторение орфографии.

Анализируют тексты с использованием языковой игры, находят, анализирую, исправляют смысловые, лексические, логические и грамматические ошибки в  предложениях.



175

Защита творческих проектов.

Выступления научного стиля.




175 часов












ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Программа под редакцией М. Т. Баранова «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2016г.

Учебно-методический комплект учащихся:

Основной учебник:

2. «Русский язык». 7 кл., авторы Баранов М.Т. и др. – Москва, «Просвещение», 2014г.

Дополнительные пособия:

3. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс.- Москва, «Творческий центр»,2015 г.

4. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 7 класс / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2014г.

Учебно-методический комплект учителя:

5. Методические рекомендации к учебнику: Уроки русского языка в 7 классе.- Москва, «Просвещение», 2014г.

6. Беляева О.В., Даценко О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2014г.- (В помощь школьному учителю).

7. Хаустова Д. А. Русский язык. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 7 класс/ Д. А. Хаустова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012г.

Интернет – ресурсы.

  1. Электронные словари: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovary.ru

  2. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru

  3. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/

  5. Уроки Русского.ru видеоуроки и материалы(видео уроки) по русскому языку [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.urokirusskogo.ru/videouroki









СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания

школьного методического

объединения учителей русского языка и литературы

от .08.2017 г. №




СОГЛАСОВАНО.

Зам. директора по УВР /________________/ С. И. Нарижная

от

16