СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413), «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312), авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-9 классов средней общеобразовательной школы».

Рабочая программа ориентирована на учебник: учебник для 9 класса: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Информатика и ИКТ изучается в 9 классе основной школы 1 часа в неделю, всего 34 часа.


ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики


Личностные образовательные результаты

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные образовательные результаты

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.


Предметные образовательные результаты:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение (2 ч)

Повторение общих сведений о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.

.Раздел 2. Моделирование и формализация (7 ч)

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и экономических явлений, при хранении и поиске данных.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении практических задач.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Раздел 3. Алгоритмизация и программирование (8 ч)

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.

Раздел 4. Обработка числовой информации (6 ч)

Электронные (динамические) таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

Раздел 5. Коммуникационные технологии (8 ч)

Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.

Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа.

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет.

Раздел 6. Повторение (3ч.)

Содержание учебного предмета 9 класс

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Введение

2

2


2

Моделирование и формализация

7

3

4

3

Алгоритмизация и программирование

8

3

5

4

Обработка числовой информации

6

2

4

5

Коммуникационные технологии

8

5

3

6

Повторение

3

3



Всего:

34

18

16



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата

проведения

по плану

по факту

Введение

ТБ в кабинете информатики. Повторение изученного в 8 классе.

1



Входная контрольная работа по теме «Кодирование информации».

1



Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания.

1



Знаковые модели.ПР № 1 «Задачи, решаемые с помощью математического моделирования»

1



Графические модели.ПР № 2 «Построение дерева»

1



Табличные модели.

1



База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.ПР №3 «Создание базы данных»

1



Контрольная работа № 1 (Тест) «Моделирование и формализация».

1



Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных. ПР № 4 «Поиск и сортировка записей в готовой базе данных»

1



Алгоритмизация и программирование.

Этапы решение задач на компьютере.ПР № 1 «Этапы решения задач на компьютере»

1



Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.ПР № 2 «Заполнение одномерного массива»

1



Вычисление суммы элементов массива. ПР № 3 «Нахождение суммы элементов массива»

1



Последовательный поиск в массиве. ПР № 4 «Нахождение минимального (максимального) элемента массива»

1



Анализ алгоритмов для исполнителей

1



Конструирование алгоритмов. ПР № 5 «Исполнитель Робот»

1



Контрольная работа № 2 (Тест) «Алгоритмы и программирование».

1



Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия

1



Обработка числовой информации.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. ПР № 1 «Работа с фрагментом электронной таблицы»

1



Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР № 2 «Вычисления в электронных таблицах»

1



Встроенные функции. Логические функции.

1



Сортировка и поиск данных. ПР № 3 «Сортировка и поиск данных»

1



Построение диаграмм и графиков. ПР № 4 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»

1



Контрольная работа № 3 (Тест) «Обработка числовой информации в электронных таблицах».

1



Коммуникационные технологии.

Локальные и глобальные компьютерные сети

1



Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1



Доменная система имён. Протоколы передачи данных

1



Всемирная паутина. Файловые архивы. ПР № 1 «Работа с файловым архивом»

1



Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. ПР № 2 «Работа с электронной почтой»

1



Технологии создания, оформления и размещения сайта в Интернете. Содержание и структура сайта.

1



ПР № 3 «Создание и размещение сайта в Интернете».

1



Контрольная работа № 4 (Тест) «Коммуникационные технологии».

1



Повторение изученного в 9 классе.

1



Промежуточная аттестация. (Итоговое тестирование)

1



Обобщение и систематизация основных понятий курса.

1























Тема урока

Кол. часов

Дата

Д.з.

Под-ка к ГИА


ТБ в кабинете информатики. Повторение изученного в 8 классе.



Введение, № 2,4,6,8,10


Входная контрольная работа по теме «Кодирование информации».



№ 12,14,16,18


Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания.



§1.1, №20.


Знаковые модели.ПР № 1 «Задачи, решаемые с помощью математического моделирования»



§1.2, № 28–33


Графические модели.ПР № 2 «Построение дерева»



§1.3, № 34–46


Табличные модели.



§1.4, № 47–54


База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.ПР №3 «Создание базы данных»



§1.5, №55–60


Контрольная работа № 1 (Тест) «Моделирование и формализация».



§1.6, Повт.№61


Система управления базами данных Создание базы данных. Запросы на выборку данных. ПР № 4 «Поиск и сортировка записей в готовой базе данных»



§1.6, №61


Алгоритмизация и программирование.

Этапы решение задач на компьютере.ПР № 1 «Этапы решения задач на компьютере»



§2.1, № 63–67


Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.ПР № 2 «Заполнение одномерного массива»



§2.2, № 68–72


Вычисление суммы элементов массива. ПР № 3 «Нахождение суммы элементов массива»



§2.2, № 73–77


Последовательный поиск в массиве. ПР № 4 «Нахождение минимального (максимального) элемента массива»



§2.2, № 78–83


Анализ алгоритмов для исполнителей



§2.3.1


Конструирование алгоритмов. ПР № 5 «Исполнитель Робот»



§2.3(2, 3), №84–86


Контрольная работа № 2 (Тест) «Алгоритмы и программирование».



Глава 2, № 93–95


Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия



§2.3(4)


Обработка числовой информации.

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы. ПР № 1 «Работа с фрагментом электронной таблицы»



§3.1, №96–109


Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. ПР № 2 «Вычисления в электронных таблицах»



§3.2, №110–113


Встроенные функции. Логические функции.



§3.2, № 114–123


Сортировка и поиск данных. ПР № 3 «Сортировка и поиск данных»



§3.3, №124


Построение диаграмм и графиков. ПР № 4 «Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах»



§3.3, №125–134


Контрольная работа № 3 (Тест) «Обработка числовой информации в электронных таблицах».



Глава 3, № 135


Коммуникационные технологии.

Локальные и глобальные компьютерные сети



§4.1, № 136–145


Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера



§4.2, № 146–149


Доменная система имён. Протоколы передачи данных



§4.2, № 150–155


Всемирная паутина. Файловые архивы. ПР № 1 «Работа с файловым архивом»



§4.3, №156–163


Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет. ПР № 2 «Работа с электронной почтой»



§4.3, №164–167


Технологии создания, оформления и размещения сайта в Интернете. Содержание и структура сайта.



§4.4


ПР № 3 «Создание и размещение сайта в Интернете».





Контрольная работа № 4 (Тест) «Коммуникационные технологии».



Глава 4, № 168


Повторение изученного в 9 классе.





Промежуточная аттестация. (Итоговое тестирование)



№ 169–197


Обобщение и систематизация основных понятий курса.



№ 169–197