СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Рабочая программа по учебному предмету (курсу) Физика

Рабочая программа по учебному предмету «Физика » составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №30, Учебного плана МБОУ СОШ №31 со спортивным уклоном на 2020-2021 учебный год , авторской учебной программы учебного предмета «Физика» авторов: Г.Я. Мякишев., Б.Б. Буховцев., Н.Н. Сотский. Издательство .-М.: Просвещение, 2020г.



Целями реализации основной образовательной программы по физике являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов освоения курса физики;


Предусматривается решение следующих задач:

  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий по физике;

  • организацию интеллектуальных соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

  • социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.


2. Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету.


Личностные результаты:

        • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

        • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

        • в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты:

      • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

      • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

      • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

      • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

      • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты (на базовом уровне):

        1. в познавательной сфере:

              • давать определения изученным понятиям;

              • называть основные положения изученных теорий и гипотез;

              • описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык физики;

              • классифицировать изученные объекты и явления;

              • делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

              • структурировать изученный материал;

              • интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

              • применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования бытовых технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

        2. в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

        3. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

        4. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.





Календарно-тематическое планирование

10 класс (68 часов –2 часа в неделю)

Введение (1 час)

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)


Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения и опыты.

Что такое научный метод познания? Что и как изучает физика.

Границы применимости физических законов. Современная картина мира. Использование физических знаний

и методов.

Знать смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, взаимодействие; вклад российских и зарубежных учёных в развитие физики.

Уметь отличать гипотезы от научных теорий; уметь приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий.

Формировать умения постановки целей деятельности, планировать собственную деятельность для достижения поставленных целей, развивать способности ясно и точно излагать свои мысли. Производить измерения физических величин. Высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений. Предлагать модели явлений. Указывать границы применимости физических законов.

Разел 1. Механика (25 часа)

Кинематика (9 часов)


Механическое движении. Система отсчета. Способы описания движения. Траектория. Путь. Перемещение.

Основная задача механики. Кинематика. Система отсчёта. Механическое движение, еговиды и относительность.

Знать различные виды механического движения, физический смысл понятия скорости; законы равномерного прямолинейного движения; скорости; средней скорости, мгновенной скорости, уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равнопеременном движении

Уметь строить и читать графики равномерного прямолинейного движения, использовать закон сложения скоростей при решении задач, решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям, применять полученные знания при решении задач

Представлять механическое движение тела уравнениями зависимости координат и проекций скорости от времени. Представлять механическое движение тела графиками зависимости координат и проекций скорости от времени. Определять координаты, пройденный путь, скорость и ускорение тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени. Приобрести опыт работы в группе с выполнением различных социальных ролей.


Равномерное прямолинейное движение. Скорость. Уравнение

движения. Решение задач.

Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного движения. Путь, перемещение, координата при равномерном движении.



Сложение скоростей. . Решение задач.

Графики зависимости скорости, перемещения и координаты от времени при равномерном движении. Связь между кинематическими величинами.


Мгновенная и средняя скорость. Ускорение.

Мгновенная скорость. Средняя скорость. Векторные величины и их проекции. Сложение скоростей.


Движение с постоянным ускорением. Определение кинематических характеристик движения с помощью графиков. Решение задач.

Ускорение, единицы измерения. Скорость при прямолинейном равноускоренном движении.


Движение с постоянным ускорением свободного падения. Решение задач





Равномерное движение точки по окружности.

Центростремительное ускорение


Кинематика абсолютно твердого тела. Решение задач по теме «Кинематика твердого тела».

Вращательное и поступательное движение. Угловая скорость. Частота. Период вращения.


Контрольная работа №1 «Кинематика».





Решение задач




Динамика (8 часов)


Основное утверждение механики. Сила. Масса. Единица массы.

Что изучает динамика. Взаимодействие тел. Мера инерции тел.

Знать/понимать смысл понятий «инерциальная и неинерциальная система отсчета», «взаимодействие», «инертность», «инерция», «сила», «ускорение», смысл законов Ньютона, «гравитационные силы», «всемирное тяготение», «сила тяжести», «упругость», «деформация», «трение»; смысл величин «жесткость», «коэффициент трения»; закон Гука.

Измерять массу тела.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил по известным значениям масс взаимодействующих тел и их ускорений. Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Вычислять значения ускорений тел по известным значениям действующих сил и масс тел.

Применять закон всемирного тяготения при расчетах сил и ускорений взаимодействующих тел.

Измерять силы взаимодействия тел.

Вычислять значения сил и ускорений.


Первый закон Ньютона.

Взаимодействие. Сила. Связь силы и ускорения.


Второй закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры решения задач по теме «Второй закон Ньютона»













Зависимость ускорения от действующей силы. Масса тела. II закон Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Примеры применения II закона Ньютона. III закон Ньютона. Свойства тел, связанных третьим законом. Примеры проявления IIIзакона в природе.


Третий закон Ньютона Геоцентрическая система отсчета.





Принцип относительности Галилея. Инвариантные и относительные величины.

Принцип причинности в механике. Принцип относительности.


Силы в природе. Сила тяжести и сила всемирного тяготения.

Силы тяжести на других планетах. Решение задач.

Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения.


Вес. Невесомость.

Вес. Невесомость.


Деформации и силы упругости. Закон Гука.

Электромагнитная природа сил упругости. Сила упругости. Закон Гука.


Силы трения. Лабораторная работа №1 «Измерение коэффициента трения скольжения»

Электромагнитная природа сил трения. Сила трения. Трение покоя, трение движения. Коэффициент трения.

Законы сохранения в механике (8 часов)
  1. 20



Импульс. Закон сохранения импульса.

Передача движения от одного тела другому при взаимодействии. Импульс тела, импульс системы

Знать/понимать смысл понятий «импульс тела», «импульс силы»; закона сохранения импульса, «работа», «механическая энергия», смысл понятия энергии, виды энергий и закона сохранения энергии

Уметь вычислять изменение импульса тела при ударе о поверхность, вычислять работу, потенциальную и кинетическую энергию тела, описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы, применять полученные знания и умения при решении задач.







Применять закон сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.Вычислять работу сил и изменение кинетической энергии тела. Вычислять потенциальную энергию тел в гравитационном поле. Находить потенциальную энергию упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела. Применять закон сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.

  1. 21


Решение задач на закон сохранения импульса.

Решение задач на закон сохранения импульса

  1. 22


Механическая работа и мощность силы.

Механическая работа Мощность. Выражение мощности через силу и скорость.

  1. 23


Энергия. Кинетическая энергия

Кинетическая энергия.

  1. 24


Работа силы тяжести и упругости. Консервативные силы

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Консервативные силы. Связь работы силы и изменения кинетической энергии.

  1. 25


Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

  1. 26


Лабораторная работа №2. «Изучение закона сохранения механической энергии».

Практическое изучение закона сохранения механической энергии



  1. 27


Контрольная работа №2. «Динамика. Законы сохранения в механике»

Контрольная работа



Раздел 2. Основы молекулярно-кинетической теории (10 часов) Основы молекулярно-кинетической теории (8 часов)
  1. 28


Основные положения МКТ.

Основные положения МКТ. Опытные подтверждения МКТ. Размер молекул.Постоянная Авогадро. Число молекул.

Знать/понимать смысл понятий «вещество», «атом», «молекула», «диффузия», «межмолекулярные силы», основные положения МКТ, строение и свойства газов, жидкостей и твердых тел, смысл понятий «температура», «абсолютная температура», связь между абсолютной температурой газа и средней кинетической энергией движения молекул, основное уравнение МКТ,


Различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твердых тел.Решать задачи с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.Определять параметры вещества в газообразном состоянии на основании уравнения идеального газа.

Представлять графиками изопроцессы.

  1. 29


Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Броуновское движение.Взаимодействие молекул. Строение твердых, жидких и газообразных тел.

  1. 30


Основное уравнение МКТ газов

Связь давления со средней квадратичной скоростью движения молекул.

  1. 31


Температура и тепловое равновесие. Определение температуры. Энергия теплового движения молекул.

Теплопередача. Тепловое равновесие. Измерение температуры.Абсолютная температура. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина.

  1. 32


Уравнение состояния идеального газа.

Газовые законы

Абсолютная температура, абсолютная температурная шкала. Соотношение между шкалой Цельсия и Кельвина. Средняя кинетическая энергия движения молекул.



  1. 34


Лабораторная работа №3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака»

Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака

  1. 35


Контрольная работа №3 «Основы МКТ»

Контрольная работа

Взаимные превращения жидкостей и газов (2 часа)
  1. 36


Насыщенный пар. Давление насыщенного пара.

Насыщенный и ненасыщенный пар. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления.

Знать/понимать смысл понятий «кипение», «испарение», «парообразование», «насыщенный пар»,«относительная влажность», «парциальное давление», устройство и принцип действия гигрометра и психрометра

Уметь описывать и объяснять процессы испарения, кипения и конденсации, объяснять зависимость температуры кипения от давления,измерять относительную влажность воздуха

Измерять влажность воздуха.

  1. 37


Влажность воздуха

Парциальное давление. Абсолютная и относительная влажность воздуха.

Зависимость влажности от температуры, способы определения влажности.



  1. 38


Свойства жидкости. Поверхностное натяжение. Кристаллические и атмосферные тела






Раздел 3. Основы термодинамики (8 часов)
  1. 39


Внутренняя энергия. Работа в термодинамике


Внутренняя энергия. Способы измерения внутренней энергии. Внутренняя энергия идеального газа.

Знать/понимать смысл понятий «внутренняя энергия»,«количество теплоты», «удельная теплоемкость», формулу для вычисления внутренней энергии, графический способ вычисления работы газа,смысл первого закона термодинамики, формулировку первого закона термодинамики для изопроцессов,смысл второго закона термодинамики,устройство и принцип действия теплового двигателя, формулу для вычисления КПД.

Уметьрешать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа, вычислять КПД тепловых двигателей.


Рассчитывать количество теплоты, необходимой для осуществления заданного процесса с теплопередачей, для осуществления процесса превращения вещества из одного агрегатного состояния в другое. Рассчитывать изменения внутренней энергии тел, работу и переданное количество теплоты на основании первого закона термодинамики. Объяснять принципы действия тепловых машин.Уметь вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссиях, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

  1. 41


Фазовые переходы. Уравнение теплового баланса.

Количество теплоты. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота плавления. Теплоёмкость.

  1. 42


Решение задач на уравнение теплового баланса

Решение задач на уравнение теплового баланса

  1. 43


Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики

Первый закон термодинамики. Понятие необратимого процесса. Второй закон термодинамики.

  1. 44


Принцип действия и КПД тепловых двигателей.

Принцип действия тепловых двигателей. Роль холодильника. КПД теплового двигателя. Максимальное значение КПД тепловых двигателей.

  1. 45


Решение задач по теме «Основы термодинамики»

Решение задач по теме «Основы термодинамики»

  1. 46


Контрольная работа № 4 на тему «Основы термодинамики»

Контрольная работа № 4 на тему «Основы термодинамики»


Раздел 4. Основы электродинамики (24 часа)

Электростатика (10 часов)
  1. 47


Электрический заряд и элементарные частицы. Закон сохранения заряда.

Электрический заряд, два знака зарядов. Элементарный заряд. Электризация тел.

Знать/понимать смысл физических величин: «электрический заряд», «элементарный электрический заряд»; смысл закона сохранения заряда, физический смысл закона Кулона и границы его применимости, смысл понятий «материя», «вещество», «поле», напряжённости силовых линий электрического поля, энергетической характеристики электростатического поля, смысл величины «электрическая емкость», физических величин «потенциал», «работа электрического поля

Уметь объяснять процесс электризации тел, вычислять силу кулоновского взаимодействия, применять при решении задач закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, определять величину и направление напряженности электрического поля точечного заряда, применять принцип суперпозиции электрических полей для расчета напряженности, вычислять работу поля и потенциал поля точечного заряда, вычислять емкость плоского конденсатора,

применять полученные знания и умения при решении экспериментальных, графических, качественных и расчетных задач.

Вычислять силы взаимодействия точечных электрических зарядов. Вычислять напряженность электрического поля точечного электрического заряда. Вычислять потенциал электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Вычислять энергию электрического поля заряженного конденсатора.

  1. 48


Закон Кулона. Единицы электрического заряда.

Замкнутая система. Закон сохранения электрического заряда. Опыты Кулона. Взаимодействие электрических зарядов. Закон Кулона – основной закон электростатики. Единица электрического заряда.

  1. 49


Электрическое поле. Напряженность Электрического поля. Силовые линии.

Электрическое поле. Основные свойства электрического поля. Напряженность электрического поля. Силовые линии поля

  1. 50


Поле точечного заряда, сферы. Принцип суперпозиции.

Однородное поле. Поле точечного заряда, сферы Принцип суперпозиции полей.

  1. 51


Потенциальная энергия заряженного тела в однородном ЭП




Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальная энергия поля

  1. 52


Потенциал электростатического поля и разность потенциалов.

Потенциал поля. Потенциал. Разность потенциалов.

  1. 53


Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности

Связь между напряженностью и разностью потенциалов. Эквипотенциальная поверхность.

  1. 54


Решение задач по теме «Потенциальная энергия. Разность потенциалов»

Вычисление характеристик электрического поля

  1. 55


Электроемкость. Единицы электроёмкости. Конденсатор.

Электрическая емкость проводника. Конденсатор. Виды конденсаторов. Емкость плоского конденсатора.

  1. 56


Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов.

Законы постоянного тока (8 часов)
  1. 57


Электрический ток. Сила тока

Электрический ток. Условия существования электрического тока. Сила тока. Действие тока.

Знать/понимать смысл понятий «электрический ток», «источник тока», условия существо-вания электрического тока; смысл величин «сила тока», «напряжение». смысл закона Ома для участка цепи, уметь определять сопротивление проводников, формулу зависимости сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества, из которого он изготовлен, закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников, смысл понятий «мощность тока», «работа тока», формулировку закона Ома

Выполнять расчеты сил токов и напряжений на участках электрических цепей. Измерять мощность электрического тока. Измерять ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.

  1. 58


Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

Сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Единица сопротивления, удельное сопротивление.




  1. 59


Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

Последовательное и параллельное соединение проводников. Закономерности в цепях с последовательным и параллельным соединением проводников.

  1. 60


Решение задач на закон Ома и соединение проводников.

Вычисление силы тока, напряжения и сопротивления в цепях

  1. 61


Работа и мощность постоянного тока.

Работа тока. Закон Джоуля – Ленца. Мощность тока.

  1. 62


ЭДС.

Закон Ома для полной цепи.

Источник тока. Сторонние силы. Природа сторонних сил. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

  1. 63


Лабораторная работа №4. «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока».

Практическое измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока

  1. 64


Контрольная работа № 5. «Законы постоянного тока».

Контрольная работа на тему «Законы постоянного тока».

Электрический ток в различных средах (6 часов)



Электрическая проводимость различных веществ. Проводимость металлов.

Проводники электрического тока. Природа электрического тока в металлах.

Знать значение сверхпроводников в современных технологиях,

Уметь объяснять природу электрического тока в металлах, знать/ понимать основы электронной теории, уметь объяснять причину увеличения сопротивления металлов с ростом температуры, описывать и объяснять условия и процесс протекания электрического разряда в полупроводниках, вакууме, жидкости, газах, законы Фарадея, процесс электролиза и его техническое применение.


Использовать знания об электрическом токе в различных средах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами,

для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде.

  1. 66


Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

Зависимость сопротивления металлов от температуры. Сверхпроводимость.

  1. 67


Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимости.

Полупроводники, их строение. Электронная и дырочная проводимость.

  1. 68


Электрический ток в вакууме. Электронно-лучевая трубка.

Термоэлектронная эмиссия. Односторонняя проводимость. Диод. Электронно-лучевая трубка.

  1. 69


Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза.

Растворы и расплавы электролитов. Электролиз. Закон Фарадея.

  1. 70


Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды.

Электрический разряд в газе. Ионизация газа. Проводимость газов. Несамостоятельный разряд. Виды самостоятельного электрического разряда.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!