МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Рассмотрено» Руководитель ШМО __________/Е.Н. Байкова/ ФИО Протокол № ___ от «__»___________201___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Средняя школа № 6 _____________/С.Ю. Семенцова/ ФИО «__»____________201___г. | «Утверждено» Директор МБОУ «Средняя школа № 6» _____________/Ю. А. Скопец / ФИО Приказ №___ от «__»____201___г. |
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Мочалова Анастасия Леонидовна
Ф.И.О., категория
Технология 3
Предмет, класс
2017 – 2018 учебный год
Г. АЧИНСК
Пояснительная записка
Цели и задачи
Цели: формирование опыта практической деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструктивного мышления в частности);
Формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов. Энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
Формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;
Использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
Воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам. Умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважение к людям труда и культурному наследию – результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.
Для контроля над освоением программного материала используются самостоятельные практические работы, творческие работы.
Место курса в учебном плане
Учебная программа «Технология» разработана для 3 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю.
Предмет изучается: в 3 классе - 34 ч в год.
Нормативная документация
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А.Лутцева. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 80с. – (Начальная школа XXI века).
Учебно –методический комплект
1.Лутцева Е.А Технология: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Лутцева Е.А - М.: Вентана-Граф, 2013.
2. Лутцева Е.А Технология 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: ./ Лутцева Е.А. – М.: Вентана – Граф, 2017.
Методические пособия
1. Технология: методика обучения/ Лутцева Е.А .- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- (Начальная школа XXI века).
Технические средства обучения.
1. Видеопроектор.
2. Персональный компьютер.
3. Принтер.
4. Интерактивная доска.
Планируемые результаты.
Личностные результаты изучения курса «Технология»
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера.
Уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастера.
Понимать исторические и традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные результаты изучения курса «Технология»
Регулятивные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке;
Учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
Учиться планировать практическую деятельность на уроке;
Под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы;
Учиться предлагать (из числа освоенных) конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
Работать по совместно составленному с учителем плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкции, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
Определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжает формироваться умения:
Наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
Сравнивать конструкционные и декоративные особенности предмета быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, принимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
Понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;
Находить в учебнике необходимую информацию, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);
С помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У третьеклассника продолжат формироваться умения:
Слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
Вести небольшой познавательные диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
Вступать в беседу и обсуждения на уроке и в жизни;
Выполнять предлагаемые задания в паре, в группе.
Предметные результаты освоения курса «Технология»
Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне общеучебных действий) |
1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. | Конструирование и изучение технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Изучение простейшей схемы электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем). Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты. Распределение ролей в проектной группе и их исполнение. Самообслуживание - правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством. |
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. | Разметка разверток с опорой на простейший чертеж. Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов). Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д. |
3.Конструирование и моделирование. | Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, щелевого замка, сшиванием и др.). Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика). Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям. |
4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере). | Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Правила безопасного пользования ПК. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD). |
Учебно-методический план
№ п/п | Содержание программы материала | Количество часов |
1 | Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | 14 |
2 | Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | 10 |
3 | Конструирование и моделирование | 5 |
4 | Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | 5 |
| ИТОГО | 34 |
Поурочное тематическое планирование
Технология
3 класс
Учебник: Лутцева Е.А» Технология»
Количество часов за год-34ч. Количество часов в неделю-1ч.
Дата | № урока | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся (на уровне универсальных учебных действий) |
|
по плану | по факту |
Раздел учебника (учебная тема.) Человек – строитель, созидатель, творец. Преобразование сырья и материалов. (17 ч.) Тема. Материалы и их свойства. (3 ч.) |
| | 1 | Вводный урок. Т/б на уроках технологии. | Личностные УУД: - уметь положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства; Регулятивные УУД: - уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - выделять ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные УУД: - выдвигать и обосновывать гипотезы. - самостоятельно создать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цель, функции участников, способ взаимодействия |
| | 2 | Т/б работа ножницами. Зеркало времени. (Модель одежды одной из эпох). Инструктаж по ТБ. |
| | 3 | Т/б работа с ножницами. Зеркало времени. (Модель одежды одной из эпох). Инструктаж по ТБ. |
Тема. Конструкция изделий. (6 ч.) |
| | 4 | Т/б работа с ножницами. Постройки Древней Руси. (Макет крепости). Инструктаж по ТБ. | Регулятивные УУД: - уметь планировать, т.е определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; - уметь составлять план и определять последовательность действий Познавательные УУД: - проводить синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты); - выбирать основания и критерии для сравнения; Коммуникативные УУД: -владеть способами разрешения конфликтов: -владеть способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия; Личностные УУД: - уметь положительно относиться себе, обладает чувством собственного достоинства; |
| | 5 | Т/б работа с ножницами. Крепость из картона и плотной бумаги. Инструктаж по ТБ. |
| | 6 | Т/б работа с ножницами. Плоские и объемные фигуры. Инструктаж по ТБ. |
| | 7 | Т/б работа с ножницами. Работа по чертежам из коробок. Инструктаж по ТБ. |
| | 8 | Т/б работа с ножницами. Русская изба. Работа по чертежу. Инструктаж по ТБ. |
| | 9 | Т/б работа с ножницами. Русская изба. Работа по чертежу. Инструктаж по ТБ. |
Тема: Технология обработки материалов. (8 ч.) |
. | | 10 | Доброе мастерство. Дымковская игрушка. | Регулятивные УУД: - уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - выделять ориентиры действия в новом учебном материале Познавательные УУД: - выдвигать и обосновывать гипотезы. - самостоятельно создать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цель, функции участников, способ взаимодействия Личностные УУД: - уметь принять ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Регулятивные УУД: - уметь выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, - осознавать качество и уровень усвоения; - владеть способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия |
| | 11 |
| | 12 | Т/б работа с ножницами. Разные времена - разная одежда. («Головной убор» - аппликация). Инструктаж по ТБ. |
| | 13 | Т/б работа с иглой и ножницами. «Народный костюм-аппликация» Какие бывают ткани. Инструктаж по ТБ. |
| | 14 | Т/б работа с иглой и ножницами. Застёжки и отделка одежды. Шитьё «косой строчкой». Инструктаж по ТБ. |
| | 15 | Т/б работа с иглой и ножницами. Вышивание салфетки. Инструктаж по ТБ. |
| | 16 | Т/б работа с иглой и ножницами. Шитьё «крестиком», «ёлочкой». Проверь себя. Инструктаж по ТБ. |
| | 17 | От замысла - к результату: семь технологических задач. |
Раздел учебника (учебная тема.) Растения в твоем доме. Секреты агротехнологии. (2 ч.) Тема: От посадки до урожая (агротехника). (2 ч.) |
| | 18 | Растения в твоём доме. Выращивание растений. | Познавательные УУД: - проводить синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать и восполнять недостающие компоненты); - выбирать основания и критерии для сравнения |
| | 19 | Когда растение просит о помощи. Проверь себя. Уход за комнатными растениями. |
Раздел учебника (учебная тема.) Преобразование энергии сил природы. (5 ч.) Тема: Технология использования энергии. (5 ч.) |
| | 20 | Огонь работает на человека. Изразец для печи. | - классифицировать объекты; Коммуникативные УУД: -владеть способами управления поведением партнера: контролировать, корректировать, оценивать его действия; Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно организовывать поиск информации. - уметь сопоставлять полученную информацию с |
| | 21 | Главный металл. Изделие из металлической проволоки. |
| | 22 | Ветер работает на человека. Модель вертушки. |
| | 23 | Работа с конструктором. |
| | 24 | Вода работает на человека |
Раздел учебника (учебная тема.) Информация и её преобразование. Тема: Информационные технологии. (6 ч.) |
| | 25 | Т/б работа с компьютером. Какая бывает информация. Работа с компьютером. | имеющимся жизненным опытом. Познавательные УУД: - устанавливать причинно-следственные связи; - строить логические цепи рассуждений; - выдвигать и обосновывать гипотезы. Коммуникативные УУД: -уметь осуществлять поиск информации, -критически относиться к ней, -сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; -уметь ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации; |
| | 26 |
| | 27 | Т/б работа с конструктором. Конструирование.Машины. |
| | 28 | Книга-источник информации. |
| | 29 | Изобретение бумаги. Основные технологические этапы изготовления бумаги |
| | 30 | Конструкции современных книг. Модель книги. Проверь себя |
Раздел учебника (учебная тема.) Великие изобретения человека. Тема: Из истории технологии. (4 ч.) |
| | 31 | Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала 20 века. | Регулятивные УУД: уметь самостоятельно организовывать поиск информации. - уметь сопоставлять полученную информацию симеющимся жизненным опытом. - Коммуникативные УУД: - уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цель, функции участников, способ взаимодействия |
| | 32 | Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала 20 века. |
| | 33 | Использование энергии сил природы. Проверь себя. |
Итого за год:
По программе – 34часа
Фактически – 34 часа