Министерство здравоохранения РД
ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины
БД.6.МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
Специальность
34.02.01. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Квалификация - медицинская сестра / медицинский брат
г. Буйнакск - 2020 г.
Одобрена цикловой методической комиссией общего гуманитарного, социально-экономического, математического и естественнонаучного учебных циклов Протокол № 10 от 28.08. 2019 года | | Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 34.02.01. Сестринское дело и Примерной программы дисциплины, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» / ФУМО (протокол заседания Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» (ФУМО) № 3 от «21» июля 2015года. |
Организация-разработчик:ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище»
Разработчик: Ярбилова З.Х. преподаватель высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации Рабочей программы учебной дисциплины | 8-17 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 18-21 |
паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.6.МАТЕМАТИКА.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины БД.6Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия является частью основной образовательной программы ГБПОУ РД «Буйнакское медицинское училище» в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка).
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Математика» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
− понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
− развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
− овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественнонаучных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
− готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• межпредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
− целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
− сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
− владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
− владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
− сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
− владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
− сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
− владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося - 240 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 160 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 80часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.6.МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 240 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 160 |
в том числе: | |
теоретические занятия | 80 |
практические занятия | 80 |
Самостоятельная работа обучающихся(всего) | 80 |
Формой промежуточной аттестации является экзамен
2.2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БД.6.МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
Наименование разделов и тем | Макс. Учебная нагрузка на студента час. | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Самост работа |
всего | Теоре тич. занятия | Прак тич. занятия |
Раздел 1. Алгебра | 36 | 24 | 12 | 12 | 12 |
Тема 1.1 Введение в математику. Развитие понятия о числе. Действительные числа. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 1.2. Комплексные числа. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 1.3. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональным и действительным показателем и их свойства. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 1.4. Преобразование рациональных и иррациональных алгебраических выражений. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 1.5. Логарифмы и их свойства. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 1.6. Методы решения логарифмических уравнений и неравенств. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 2. Основы тригонометрии | 36 | 24 | 12 | 12 | 12 |
Тема 2.1. Основные понятия тригонометрии. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.2. Радианная мера угла. Вращательное движение. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.3. Основные тригонометрические тождества. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.4. Преобразования простейших тригонометрических выражений. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.5. Простейшие тригонометрические уравнения. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 2.6. Простейшие тригонометрические неравенства. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 3.Функции | 30 | 20 | 10 | 10 | 10 |
Тема 3.1. Функции, их свойства и графики. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3.2. Исследование функций. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3.3. Обратные функции. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3.4. Степенная, показательная, логарифмическая функции их свойства и графики. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 3.5. Тригонометрические и обратные тригонометрические функции и их свойства. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 4. Начала математического анализа | 18 | 12 | 6 | 6 | 6 |
Тема 4.1. Последовательности. Понятие о пределе последовательности. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.2. Производная функции ее геометрический и физический смысл. Таблица производных. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.3 Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Итого за 1 семестр | 120 | 80 | 40 | 40 | 40 |
II семестр |
| 24 | 16 | 8 | 8 | 8 |
Тема 4.4. Первообразная функции и неопределенный интеграл. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.5. Методы интегрирования. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.6. Определенный интеграл и его свойства. Формула Ньютона – Лейбница. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 4.7. Применение определенного интеграла для вычисления площадей плоских фигур. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 5. Уравнения и неравенства. | 12 | 8 | 4 | 4 | 4 |
Тема 5.1. Уравнения и неравенства. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 5.2. Системы уравнений. Квадратные уравнения. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 6. Комбинаторика, статистика и теория вероятностей. | 24 | 16 | 8 | 8 | 8 |
Тема 6.1. Элементы комбинаторики. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6.2. Элементы теории вероятностей. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6.3. Основные теоремы теории вероятностей. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 6.3. Элементы математической статистики. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Раздел 7. Прямые и плоскости в пространстве. | 60 | 40 | 20 | 20 | 20 |
Тема 7.1 Геометрия Евклида. Начало стереометрии. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.2. Прямые и плоскости в пространстве. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.2.Перпендикуляр и наклонная. Двугранный угол. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.3. Многогранники. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.4. Правильные многогранники. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.5. Тела и поверхности вращения. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.6. Объем и его измерение. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.7. Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.8. Векторы. Действия над векторами. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
Тема 7.9. Итоговое занятие. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 |
ИТОГ II семестра | 120 | 80 | 40 | 40 | 40 |
ВСЕГО | 240 | 160 | 80 | 80 | 80 |
2.3. Содержание учебной дисциплины БД.6.МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ГЕОМЕТРИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающихся | Объем часов |
| I семестр | 120 |
Раздел 1. Алгебра | 36 |
Тема1.1. Введение в математику. | Содержание учебного материала | 6 |
Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики в учреждениях начального и среднего профессионального образования. |
Теоретическое занятие№1 | 2 |
Введение в математику. Развитие понятия о числе. Действительные числа. |
Практическое занятие №1 | 2 |
Действительные числа. Приближенные вычисления. |
Самостоятельная работа | 2 |
Подготовить доклад на тему «Математика в медицине» |
Тема 1.2. Комплексные числа. | Содержание учебного материала | 6 |
Комплексные числа, операции над комплексными числами. |
Теоретическое занятие №2 | 2 |
Комплексные числа. |
Практическое занятие №2 | 2 |
Комплексные числа. Арифметические действия над комплексными числами |
Самостоятельная работа. | 2 |
Подготовить доклад на тему «История развития комплексных чисел» |
Тема 1.3. Корни и степени. | Содержание учебного материала | 6 |
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. |
Теоретическое занятие №3 | 2 |
Корни и степени. Свойства степеней с натуральным и рациональным показателем. |
Практическое занятие №3 | 2 |
Преобразование степенных выражений. |
Самостоятельная работа | 2 |
Свойства корней с рациональным показателем. |
Тема 1.4. Преобразование рациональных и иррациональных алгебраических выражений. | Содержание учебного материала | 6 |
Преобразование рациональных и иррациональных алгебраических выражений. |
Теоретическое занятие №4 | 2 |
Преобразование рациональных и иррациональных алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения. |
Практическое занятие №4 | 2 |
Преобразование рациональных и иррациональных алгебраических выражений. Упростить выражения. |
Самостоятельная работа. | 2 |
Реферат по теме: Что такое случайная величина. |
Тема 1.5. Логарифмы и их свойства. | Содержание учебного материала | 6 |
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию. |
Теоретическое занятие№5 | 2 |
Логарифмы и их свойства. | |
Практическое занятие №5 | 2 |
Логарифмы и их свойства. Вычисление логарифмов. | |
Самостоятельная работа | 2 |
Составить кроссворд. |
Тема 1.6. Методы решения логарифмических уравнений и неравенств. | Содержание учебного материала. | 6 |
Методы решения логарифмических уравнений и неравенств. |
Теоретическое занятие№6 | 2 |
Методы решения логарифмических уравнений и неравенств. |
Практическое занятие №6 | 2 |
Решение логарифмических уравнений и неравенств. | |
Самостоятельная работа | 2 |
Сведения из истории. |
Раздел 2. Тригонометрия. | 36 |
Тема 2.1. Основные понятия тригонометрии. Радианная мера угла. Вращательное движение. | Содержание учебного материала | 6 |
Основные понятия тригонометрии. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. |
Теоретическое занятие№7 | 2 |
Основы тригонометрии. |
Практические занятия №7 | 2 |
Основные понятия тригонометрии. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составить презентацию по данной теме. |
Тема 2.2. Радианная мера угла. Вращательное движение. | Содержание учебного материала | 6 |
Радианная мера угла. Вращательное движение. |
Теоретическое занятие№8 | 2 |
Радианная мера угла. Вращательное движение. |
Практические занятия №8 | 2 |
Вычисление радианной меры угла. Вращательное движение. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Вращательное движение и его свойства. |
Тема 2.3. Основные тригонометрические тождества. | Содержание учебного материала | 6 |
Формулы половинного угла. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Основные тригонометрические тождества, формулы приведения. Преобразования простейших тригонометрических выражений. |
Теоретическое занятие№9 | 2 |
Основные тригонометрические тождества. |
Практическое занятие №9 | 2 |
Основные тригонометрические тождества. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Доказать тригонометрические тождества. |
Тема 2.4. Преобразование простейших тригонометрических выражений | Содержание учебного материала | 6 |
Преобразование тригонометрических выражений. Основные формулы тригонометрии. |
Теоретическое занятие№10 | 2 |
Преобразование простейших тригонометрических выражений. |
Практическое занятие №10 | 2 |
Преобразование простейших тригонометрических выражений. |
Самостоятельная работа | 2 |
Упростить выражения. Доказать тождества. |
Тема 2.5. Простейшие тригонометрические уравнения. | Содержание учебного материала Простейшие тригонометрические уравнения. | 6 |
Теоретическое занятие №11 | 2 |
Методы решение простейших тригонометрических уравнений. |
Практическое занятие№11 | 2 |
Решение простейших тригонометрических уравнений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Решение различных видов тригонометрических уравнений. |
Тема 2.6 Простейшие тригонометрические неравенства | Содержание учебного материала Простейшие тригонометрические неравенства. | 6 |
Теоретическое занятие №12 | 2 |
Методы решения простейших тригонометрических неравенств. |
Практическое занятие №12 | 2 |
Решение простейших тригонометрических неравенств. |
Самостоятельная работа | 2 |
Решение различных видов тригонометрических неравенств |
| Раздел 3.Функции. | 30 |
Тема 3.1. Функции их свойства и графики. | Содержание учебного материала Определение функций. Свойства функций. Область определения и множества значений. График функции, построение графиков функции, заданных различными способами. | 6 |
Теоретическое занятие №13 | 2 |
Функции их свойства и графики. |
Практическое занятие №13 | 2 |
Функции и их свойства. Построение графиков элементарных функций. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Точки экстремума функции. |
Тема 3.2. Исследование функций. | Содержание учебного материала Нули функции. Знакопостоянство. Точки экстремума. Монотонность. | 6 |
Теоретическое занятие №14 | 2 |
Исследование функций. |
Практическое занятие №14 | 2 |
Исследование функции. |
Самостоятельная работа | 2 |
Построение графиков. |
Тема 3.2. Обратные функции. | Содержание учебного материала Определение обратной функции, свойства и графики. | 6 |
Теоретическое занятие № 15 | 2 |
Обратные функции. |
Практическое занятие№15 | 2 |
Обратные функции. Построение графиков. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составить презентацию на тему «Обратные функции». |
Тема 3.3. Степенная, показательная, логарифмическая функция и их свойства. | Содержание учебного материала Степенная функции. Определение степенной функций, ее свойства и графики. Показательная функция ее свойства и графики. Логарифмическая функция, ее свойства и графики. | 6 |
Теоретическое занятие №16 | 2 |
Степенная, показательная, логарифмическая функция и их свойства. |
Практическое занятие№16 | 2 |
Степенная, показательная, логарифмическая функция и их свойства. Построение графиков функций. |
Самостоятельная работа | 2 |
Построение графиков функций. |
Тема 3.4. Тригонометрические и обратные тригонометрические функции. | Содержание учебного материала | 6 |
Тригонометрические и обратные тригонометрические функции. Свойства функций и графики функций. |
Теоретическое занятие №17 | 2 |
Тригонометрические и обратные тригонометрические функции. |
Практическое занятие №17 |
Тригонометрические и обратные тригонометрические функции. Построение графиков. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Построение графиков | 2 |
| Раздел 4. Начала математического анализа | 18 |
Тема 4.1. Последовательности. Понятие о пределе последовательности и функций. | Понятие о последовательности. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Предел последовательности. | 6 |
Теоретическое занятие №18 | 2 |
Последовательности. Понятие о пределе последовательности. |
Практические занятия №18 | 2 |
Вычисление пределов последовательностей и функций. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Первый и второй замечательные пределы и их следствия. |
Тема 4.2. Производная функции ее физический и геометрический смысл. | Содержание учебного материала | 6 |
Производная функции ее физический и геометрический смысл. Таблица производных. Правила вычисления производных. |
Теоретическое занятие №19 | 2 |
Производная функции ее физический и геометрический смысл. |
Практические занятия №19 | 2 |
Правила вычисления производных. Таблица производных. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Производная сложной и обратной функции. |
Тема 4.3. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | Содержание учебного материала | 6 |
Исследование функций с помощью производной и построение графиков. Необходимые и достаточные условия экстремумов. Теорема Ферма. |
Теоретическое занятие №20 |
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 |
Практическое занятие№20 |
Исследование функций с помощью производной. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Схема исследования функций с помощью производной. |
| II семестр | 120 |
Тема 4.4. Первообразная функции и неопределенный интеграл. | Содержание учебного материала | 6 |
Определение первообразной функции. Общий вид первообразной. Неопределенный интеграл. |
Теоретическое занятие №1 | 2 |
Первообразная функции и неопределенный интеграл. Таблица интегралов. | |
Практическое занятие №1 | 2 |
Вычисление неопределенных интегралов. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Таблица неопределенных интегралов. |
Тема 4.5. Методы интегрирования. | Содержание учебного материала | 6 |
Непосредственное интегрирование, интегрирование по частям, замена переменной. |
Теоретическое занятие №2 | 2 |
Методы интегрирования. |
Практическое занятие №2 | 2 |
Вычисление неопределенных интегралов различными методами интегрирования. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составить презентацию по данной теме. |
Тема 4.6. Определенный интеграл и его свойства. | Содержание учебного материала | 6 |
Определённый интеграл и его свойства. |
Теоретическое занятие №3 | 2 |
Определенный интеграл и его свойства. | |
Практическое занятие№3 | 2 |
Вычисление определенных интегралов. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Метод замены переменной. |
Тема 4.7. Применение определенного интеграла для вычисления площадей плоских фигур. | Содержание учебного материала | 6 |
Применение интегралов к вычислению площадей плоских фигур, объемов тел. Криволинейная трапеция. |
Теоретическое занятие №4 | 2 |
Применение определенного интеграла для вычисления площадей плоских фигур. |
Практическое занятие №4 | 2 |
Вычисление площадей плоских фигур и объемов тел с помощью определенного интеграла. |
Самостоятельная работа | 2 |
Реферат на тему: «Интеграл» |
Раздел 5. Уравнения и неравенства | 12 |
Тема 5.1. Уравнения и неравенства. | Содержание учебного материала | 6 |
Уравнения и неравенства. Линейные, квадратные, иррациональные уравнения. |
Теоретическое занятие №5 | 2 |
Уравнения и неравенства. | |
Практическое занятие №5 | 2 |
Решение уравнений, неравенств. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составить кроссворд. |
Тема 5.2. Системы уравнений. | Содержание учебного материала | 6 |
Методы решения системы уравнений. |
Теоретическое занятие №6 | 2 |
Различные методы решения системы линейных уравнений. | |
Практическое занятие №6 | 2 |
Решение систем линейных уравнений. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Решение систем линейных уравнений с помощью определителя второго порядка. |
| Раздел 6. Комбинаторика, статистика и теория вероятности. | 24 |
Тема 6.1. Элементы комбинаторики. | Содержание учебного материала | 6 |
Понятие размещения, сочетания, перестановки. |
Теоретическое занятие №7 |
Основные понятия комбинаторики. | |
Практическое занятие №7 | 2 |
Вычисление размещений, сочетаний и перестановок. Решение комбинаторных задач. |
Самостоятельная работа обучающихся Реферат на тему: Комбинаторика. | 2 |
Тема 6.2 Элементы теории вероятности. | Содержание учебного материала | 6 |
События, вероятность, случайность, распределение вероятностей, аксиомы вероятностей, условная и полная вероятность, классическое определение вероятности. |
Теоретическое занятие №8 | 2 |
Основные понятия теории вероятности. |
Практическое занятие №8 | 2 |
Вычисление вероятности событий. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Числовые характеристики случайной величины |
Тема 6.3 Основные теоремы теории вероятности. | Содержание учебного материала | 6 |
Основные теоремы теории вероятности. |
Теоретическое занятие №9 | 2 |
Основные теоремы теории вероятности. |
Практическое занятие №9 | 2 |
Решение задач по теории вероятности. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Реферат на тему: Основные понятия теории вероятности. |
Тема 6.3. Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | 6 |
Математическая статистика и ее роль в медицине. Задачи статистики. Правила, определения, законы |
Теоретическое занятие №10 | 2 |
Элементы математической статистики. | |
Практическое занятие №10 | 2 |
Вычисление статистических данных. Выборка, мода и медиана выборки. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Реферат на тему: Медицинская статистика. |
| Раздел 7.Геометрия. Прямые и плоскости в пространстве. | 60 |
Тема 7.1 Геометрия Евклида. Начало стереометрии. | Содержание учебного материала | 6 |
Геометрия Евклида. Начало стереометрии. Аксиомы планиметрии и стереометрии. |
Теоретическое занятие №11 | 2 |
Геометрия Евклида. Начало стереометрии. |
Практическое занятие №11 | 2 |
Решение задач на применение аксиом и их следствий. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составить кроссворд. |
Тема 7.2 Прямые и плоскости в пространстве | Содержание учебного материала | 6 |
Основные понятия стереометрии (плоскость, пространство, прямая). Параллельность прямых и плоскостей. Взаимное расположение прямых в пространстве. Перпендикулярность прямых и плоскостей Угол между прямой и плоскостью. |
Теоретическое занятие №12 | 2 |
Прямые и плоскости в пространстве. |
Практическое занятие №12 | 2 |
Прямые и плоскости в пространстве. Решение задач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Аксиомы стереометрии. |
Тема 7.3. Перпендикуляр и наклонная. Двугранный угол. | Содержание учебного материала | 6 |
Перпендикуляр, наклонная, проекция наклонной. Двугранный угол. |
Теоретическое занятие №12 | 2 |
Перпендикуляр и наклонная. Двугранный угол. | 2 |
Практическое занятие №12 |
Перпендикуляр и наклонная. Двугранный угол. Решение задач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Параллельное проектирование |
Тема 7.3 Многогранники. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | Содержание учебного материала | 6 |
Понятие многогранника. Вершины, ребра, грани многогранника. Призма. Пирамида. |
Теоретическое занятие №14 | 2 |
Многогранники. | |
Практические занятия№14 | 2 |
Решение задач на многогранники. | |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Пирамида. |
Тема 7.4. Правильные многогранники. | Содержание учебного материала | 6 |
Симметрия относительно точки, прямой, плоскости. Примеры правильных многогранников. |
Теоретическое занятие №15 | 2 |
Правильные многогранники. |
Практическое занятие №15 | 2 |
Правильные многогранники. Решение задач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Тетраэдр, октаэдр. |
Тема 7.5 Тела и поверхности вращения. | Содержание учебного материала | 6 |
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основания, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Шар и сфера, их сечение, касательная плоскость к сфере. |
Теоретическое занятие№16 | 2 |
Тела и поверхности вращения. |
Практическое занятие№16 | 2 |
Тела и поверхности вращения. Решение задач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Составление кроссворда на тему: Тела вращения. |
Тема 7.6 Объем и его измерение. | Содержание учебного материала | 6 |
Объем и его измерение. Интегральная формула объема. Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и Конуса. Формулы объема шара и площади сферы. Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. |
Теоретическое занятие №17 | 2 |
Объем и его измерения. |
Практическое занятие№11 | 2 |
Объем и его измерение. Решение задач. |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Способы нахождения элементов круглых тел |
Тема 7.7 Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. | Содержание учебного материала | 6 |
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. |
Теоретическое занятие№17 | 2 |
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. |
Практическое занятие №17 | 2 |
Вычисление расстояния между точками. Прямоугольная система координат в пространстве. Решение задач. |
Самостоятельная работа | 2 |
Уравнение окружности, сферы, плоскости. |
Тема 7.8. Векторы. Действия над векторами. | Содержание учебного материала | 12 |
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. |
Теоретическое занятие №19 | 2 |
Векторы. Действия над векторами. |
Практические занятия№19 | 2 |
Действия над векторами. Решение задач. |
Самостоятельная работа | 2 |
Использование векторов при доказательстве теорем стереометрии |
Тема 7.9. Итоговое занятие | Теоретическое занятие №20 | 2 |
Итоговое занятие. |
Практическое занятие №20 | 2 |
Контрольная работа. |
Самостоятельная работа | 2 |
Проектная работа. |
Итого | 240 |
3.условия реализации программы дисциплины
БД.6.МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
3.1.Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины БД.4. Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия
требует наличия учебного кабинета математики.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-таблица производных
-таблица неопределенных интегралов
-схема исследования и построения графиков функций
- портреты выдающихся ученых и ведущих специалистов в области математики и информатики.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
- мультимедиа проектор с экраном для проекционного аппарата или телевизор
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
Башмаков М.И. 3-е издание 2017год. -256 с.
Павлушков И.В., Разовский Л.В., Наркевич И.А. Математика - М.:ГЭОТАР-Медиа, 2014.-320с.
Омельченко В.П., Демидова А.А. Математика: компьютерные технологии в медицине: учебник – Ростов- на-Дону: Феникс, 2019.–588с.
Дополнительная литература:
1. Балаян Э.Н. Репетитор по математике для старшеклассников и поступающих в вузы-Изд.9-е,перераб.идоп.-Ростов- на-Дону Феникс, 2013.-773с.
2. Ризаханов М.А., Магомедов М.А., Муталипов М.М.. Руководство к практическим и лабораторным занятиям по математике и физике: Махачкала 2014.-235с.
3. Балаян Э.Н., Каспарова З.Н. Справочник по математике для подготовки к ГИА и ЕГЭ/ Изд.4-е.-Ростовн/Д:Феникс,2019.-186с.
Интернет-ресурсы:
Научно-образовательный интернет-ресурс по тематике ИКТ "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"(http://window.edu.ru).
http://www.medсollegelib.ru. ЭБС «Консультант студента» (для СПО)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Математика» осуществляется преподавателем в процессе проведения учебных занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий и т.д., а также по итогам проведения экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результата |
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов |
личностных: - сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики; - понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; - развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования; - овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности; - готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; | - иметь представление о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; -иметь представление о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владеть методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; - умение правильно и рационально использовать математические знания в повседневной жизни. - уметь самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; - уметь самостоятельно заниматься творческой деятельностью, выбирая из различных источников нужную информацию. - уметь проявлять активность в познании учебно-исследовательской, проектной деятельности, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях; -в ходе профессиональной деятельности уметь правильно решать личные, общественные, государственные, общенациональные проблемы. |
метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения; - целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира; | - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении математических задач. - владение терпимостью, взаимоуважением друг к другу, учитывая позиции других участников. -проявление интереса к предмету через поиск необходимой информации, при составлении творческих работ. Умение применять поисковый метод для решении различных ситуационных задач. - владение источниками поиска информации , умение сортировать полученную информацию из вне и выделять необходимое. - знание математической терминологии и умение грамотно применять ее в практической деятельности. Быть уверенным в правильности изложения своего мнения и умение отстаивать его. - способность направлять мыслительный процесс на собственное осознание поведения на совершенные и будущие действия, умение само анализировать деятельность и ее результаты. - умение применять различные методы и способы для достижения подставленных целей, понимать красоту и быть позитивным. |
предметных: - сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке; - сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; - владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; - владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; - сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; - владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; - сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; - сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; - владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. | - иметь представление о значимости науки математики как необходимый источник для развития человеческой цивилизации. - понимать и воспринимать математику как одну из важнейших наук мира. - умения применять алгоритмы решения, умение использовать различные методы для решения задач. - умение применять стандартные приемы решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование ТСО. - иметь представление об основных понятиях математического анализа и их свойствах, умение использовать полученные знания для решения математических задач. - умение различать плоские и пространственных геометрические фигуры по их основным свойствам ; - умение работать с чертежами, моделями и распознавать их в окружающем мире, для решения геометрических задач. - иметь понятие элементарной теории вероятностей, статистических закономерностей и выявлять их. - применение новейших средств информационно инновационных технологий для решения математических задач. |
18