© 2021, Закирова Рамзия Минсаетовна 129 0
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Утверждаю. Директор БСОШ №1 Марянин Е.А. Приказ № 236 От « 26» августа 2021 г | Согласована На Методическом совете школы Протокол № _1_ От «25» августа 2021 г Руководитель МС __________ Здобнова Г.Н. | Рассмотрена на заседании социаль-гуманитарного направления Протокол №2 от «24 » августа 2021г. Соответствует ФГОС ООО Руководитель кафедры: Ергачева И.В |
МБОУ «Болгарская средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов Спасского муниципального района Республики Татарстан»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по родному (русскому) языку 5Б класс
Год разработки: 2021
Срок реализации программы: 1 год
Составлена на основе: основной образовательной программы
основного общего образования МБОУ БСОШ№1 программы предмета «Русский родной язык» под редакцией О.М. Александровой
Программу составила: Закирова Рамзия Минсаетовна, учитель родного языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку (русскому) ориентирована на учащихся 5-классов и разработана на основе следующих документов:
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании);
-ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
-Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
-Примерная образовательная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования ;(одобрена решением федерально- методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 года № 2/18) ;
5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ БСОШ №1.
Программой отводится на изучение родного (русского) языка, 5 класс – 70 часов (2 часа в неделю),
Содержание учебного предмета
5 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1 | Язык и культура. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры.Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею, всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов. Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно-ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника, голубика, земляника, рыжик). Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и слова-символы, обладающие традиционной метафорической образностью, в поэтической речи. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея – злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских языках и т.п.). Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. | 20 часов |
2 | Культура речи. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). Роль звукописи в художественном тексте. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный) употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино – кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз, импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом, краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить – говорить – сказать – брякнуть). Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике); род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музей-квартира); род имен собственных (географических названий); род аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). Речевой этикет. Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». | 20 часов |
3 | Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. Функциональные разновидности языка. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). | 21 час |
4 | Повторение и закрепление. Язык и культура. Культура речи. Основные орфоэпические нормы. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет. Речь. Речевая деятельность. Текст. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Текст как единица языка и речи. Функциональные разновидности языка. | 9 часов |
Итого | 70 часов |
.
Планируемые результаты учебного предмета
Личностные результаты
У учащихся будут сформированы:
-патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
-формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
-эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
-анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии -оценки своей учебной деятельности;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
-фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
-владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
-наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
-принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
Учащийся научится
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
-выделять явление из общего ряда других явлений;
-определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-резюмировать главную идею текста;
-определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
-соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Учащийся научится
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
-определять возможные роли в совместной деятельности;
-играть определенную роль в совместной деятельности;
-принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
-определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
-устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
-определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
-отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
-представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
-соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
-высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
-принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
Предметные результаты (5 класс).
Раздел / тема | Предметные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |
Язык и культура. | • понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, говорящего на нём; • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; • осознавать роль русского родного языка в жизни человека; • осознавать язык как развивающееся явление, понимать взаимосвязь исторического развития языка с историей общества; • осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского родного языка; • понимать значение слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; • понимать особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; • понимать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением. | • осознавать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавать, характеризовать их. • осознавать изменения в языке как объективный процесс; понимать внешние и внутренние факторы языковых изменений; • иметь общее представление об активных процессах в современном русском языке; • соблюдать нормы русского речевого этикета. |
Культура речи. | • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; • приобретать опыт использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремиться к речевому самосовершенствованию, владеть основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; • осознавать важность соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека; • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; • корректировать речь с учётом её соответствия основными нормами литературного языка; • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка и правила речевого этикета; • согласовывать сказуемое с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; • согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода; • строить словосочетания по типу согласования; • стремиться к речевому самосовершенствованию; • осознанно расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского языка, способность оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие; • соблюдать основные орфоэпические и акцентологические нормы современного русского литературного языка: произношение имен существительных‚ прилагательных. • осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; • различать произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи и стилями речи; • употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы; • употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; • понимать активные процессы в области произношения и ударения. | • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления; • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста. |
Речь. Речевая деятельность. Текст | • совершенствованию различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации); • владеть различными видами слушания (детальным, выборочным‚ ознакомительным, критическим‚ интерактивным) монологической речи, учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • владение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи; • умению дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; классифицировать фактический материал по определённому признаку; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между выявленными фактами. | • владеть умениями учебно-делового общения: убеждение собеседника; • умению соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста; • побуждать собеседника к действию; информированию об объекте; объяснению сущности объекта; оценке объекта |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Дата проведения урока | Примеч | |
Планир. | Факт. | ||||
Язык и культура – 20 ч + 2 ч (уроки контроля) | |||||
1 | Введение понятий: русский язык — национальный язык русского народа, государственный язык, язык межнационального общения. Русский язык — язык русской художественной литературы | Беседа | 1.09 | | |
2 | Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Орфографический практикум | Практическая работа | 6.09 | | |
3 | Из истории русской письменности. Краткая история русской письменности. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов: азбука, алфавит. | Беседа | 8.09 | | |
4 | Создание славянского алфавита; общие сведения о кириллице и глаголице. Реформы русского письма. Памятники письменности. Орфографический практикум | Практическая работа | 13.09 | | |
5 | Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | Беседа, работа со словарем | 15.09 | | |
6 | Национальная специфика слов с живой внутренней формой. Национальная специфика терминов родства | Беседа, работа со словарем | 20.09 | | |
7 | Слова с национально-культурным компонентом значения в словарном составе языка. Национально-культурная специфика фразеологизмов. Орфографический практикум | Практическая работа | 22.09 | | |
8 | Слова, обозначающие предмет и явления традиционного русского быта. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. | Беседа, работа со словарем | 27.09 | | |
9 | Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы русского традиционного мужского и женского костюма, обувь, головные уборы. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | 29.09 | | |
10 | Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (пища). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. | Беседа, работа со словарем | 04.10 | | |
11 | Слова и устойчивые сочетания, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (жилище). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | 06.10 | | |
12 | Загадки. Метафоричность русской загадки. Метафоры общеязыковые и художественные, их национально-культурная специфика. Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определенных наименований с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями человека | Беседа, работа с текстом | 11.10 | | |
13 | Метафора, олицетворение, эпитет как изобразительные средства. | Беседа, работа с текстом | 13.10 | | |
14 | Устойчивые обороты в произведениях фольклора, народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов | Беседа, работа с текстом | 18.10 | | |
15 | Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство. Уменьшительно- ласкательные формы как средство выражения задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох | Беседа, работа с текстом | 20.10 | | |
16 | Сравнения, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | 25.10 | | |
17 | Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских народных и литературных сказок (источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения). Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов | Беседа, работа с текстом | 27.10 | | |
18 | Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
19 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
20 | Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определенную стилистическую окраску. Названия общеизвестных старинных русских городов. Их происхождение. Орфографический и пунктуационный практикум. | Практическая работа | | | |
21, 22 | Проверочная работа №1 | Ключевые слова раздела. Обобщение материала Представление проектов, результатов исследовательской работы | | | |
Культура речи – 20 ч + 2 ч (уроки контроля) | |||||
Современный русский литературный язык | |||||
23 | Понятие литературного языка как высшей формы национального языка. Основные показатели культурной речи. Правильность речи — соблюдение норм литературного языка. Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками. Значение родного языка в жизни человека. | Беседа, работа с текстом | | | |
24 | Роль А. С. Пушкина в создании современного русского литературного языка. Структура русского национального языка. Чистота речи. Нарушение чистоты речи: слова-паразиты. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения | |||||
25 | Культура речи и нормы литературного языка. Краткие сведения об истории формирования норм произношения в современном русском языке. Понятие о варианте нормы. | Беседа, работа с текстом | | | |
26 | Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях | Беседа, работа с текстом | | | |
27 | Произносительные варианты орфоэпической нормы (сочетания чн, твердого и мягкого согласного в сочетаниях с [э]), на уровне словосочетаний. Роль звукописи в художественном тексте. | Практическая работа | | | |
28 | Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркер смысла слова. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | |||||
29 | Понятие о лексикологии, лексической норме, основных нарушениях лексической нормы | Беседа, работа с текстом | | | |
30 | Толковый словарь и стилистические пометы в толковом словаре. Наиболее популярные токовые словари С. И. Ожегова, В. И. Даля и Д. Н. Ушакова | Беседа, работа с текстом | | | |
31 | Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Лексическая сочетаемость слов. Речевые ошибки | Практическая работа | | | |
32 | Лексические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Стилистическая окраска слова | |||||
33 | Стилистическая окраска слова и стилистические нормы употребления имен существительных, прилагательных, глаголов в речи | Беседа, работа с текстом | | | |
34 | Стилистические синонимы: книжные и нейтральные | Беседа, работа с текстом | | | |
35 | Стилистические синонимы: разговорные и нейтральные. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
Речь правильная. Основные грамматические нормы | |||||
36 | Категория рода: заимствованные, сложносоставные, имена собственные, аббревиатуры. | Беседа, работа с текстом | | | |
37 | Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающиеся по смыслу. | Беседа, работа с текстом | | | |
38 | Литературные, разговорные, устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода. | Беседа, работа с текстом | | | |
39 | Нормативные и ненормативные формы употребления имен существительных. Ошибки в построении предложений, связанные с нарушениями грамматической нормы Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Речевой этикет: нормы и традиции | |||||
40 | Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке | Беседа, работа с текстом | | | |
41 | Особенности употребления в качестве обращений собственных имен, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
42 | Обращение как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». | Беседа, работа с текстом | | | |
43, 44 | Проверочная работа № 2 | Ключевые слова раздела. Обобщение материала Представление проектов, результатов исследовательской работы |
| | |
Речь. Речевая деятельность. Текст – 21 ч + 5 ч (уроки контроля) | |||||
45 | Язык и речь Понятие о соотношении языка и речи. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Средства выразительности устной речи | |||||
46 | Выразительность речи. Понятие об интонации: громкость, тон, тембр, темп, паузы. Интонация как средство выражения эмоций. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
47 | Средства выразительной устной речи: логическое ударение, движение тона. Скороговорки как средство тренировки четкого произношения. Жесты. | Беседа, работа с текстом | | | |
48 | Формы речи: монолог и диалог Признаки монолога и диалога. Составление монологического высказывания на выбранную тему. Разыгрывание диалогов в разных ситуациях общения. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Текст и его строение | |||||
49 | Текст и его основные признаки. Смысловая часть, микротема, ключевые слова. | Беседа, работа с текстом | | | |
50 | Как строится текст. Композиция текста: вступление, основная часть, заключение. Смысловая часть и абзац. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | |||||
51 | Общая характеристика содержания и композиции основных типов речи. Композиционные особенности описания: описание природы, описание помещения, описание человека, описание животного, описание состояния (природы, человека) | Беседа, работа с текстом | | | |
52 | Рассуждение как тип речи. Виды рассуждения по коммуникативной задаче: рассуждение- объяснение, рассуждение-доказательство, рассуждение-размышление. | Беседа, работа с текстом | | | |
53 | Повествование как тип речи. Средства связи предложений в повествовании. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
Средства связи предложений и частей текста | |||||
54 | Средства связи предложений и частей текста: связь предложений с помощью союзов, местоимений, форм слов, однокоренных слов, языковых и контекстных синонимов, антонимов, лексического повтора | Беседа, работа с текстом | | | |
55 | Последовательный, параллельный и комбинированный способы связи предложений. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
Функциональные разновидности языка | |||||
56 | Сферы и ситуации общения и функциональные разновидности языка. Общая характеристика научного, официально-делового, публицистического стилей, разговорной речи, языка художественной литературы | Беседа, работа с текстом | | | |
57 | Определение стилевой принадлежности текста: стилевые черты и языковые средства. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
58 | Разговорная речь: пословицы, характеризующие устное общение. Правила общения. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Орфографический практикум | Практическая работа | | | |
59 | Официально-деловой стиль. Объявление как жанр официально-делового стиля речи. Устная и письменная формы объявления. Пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
60 | Учебно-научный стиль. План устного ответа на уроке, план прочитанного текста. Виды плана: на основе назывных предложений, вопросный, тезисный. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
61 | Публицистический стиль. Устное выступление. Стилевые черты и языковые средства публицистического стиля. Устное выступление. Девиз, слоган. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
62 | Язык художественной литературы. Литературная сказка как жанр художественной литературы: образная система и сочетание типов речи; тема и главная мысль | Беседа, работа с текстом | | | |
63 | Язык художественной литературы. Рассказ как жанр художественной литературы: завязка, кульминация, развязка. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
64 | Особенности языка фольклорных текстов. Былины. Орфографический и пунктуационный практикум | Практическая работа | | | |
65 | Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами и т. д.). Особенности языка загадок и пословиц. | Работа с текстом | | | |
66, 67 | Проверочная работа №3 | Ключевые слова раздела. Обобщение материала Представление проектов, результатов исследовательской работы | | | |
68, 69 | Промежуточная аттестация | Контрольная работа | | | |
70 | Работа над ошибками | Практическая работа | | | |
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ОЦЕНИВАНИЕ
ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Из истории русских имен.
Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
Словарь одного слова.
Календарь пословиц о временах года.
Карта «Интересные названия городов моего края/России».
Понимаем ли мы язык Пушкина?
Этикетные формы обращения.
Как быть вежливым?
Как назвать новорожденного?
Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
Синонимический ряд: врач — доктор — лекарь — эскулап — целитель — врачеватель. Что общего и в чем различие.
Подготовка сборника «бывальщин», альманаха рассказов.
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
содержательный компонент;
деятельностный компонент;
результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
правильность выбора используемых методов исследования;
глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
доказательность принимаемых решений;
наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
качество формы предъявления и оформления проекта;
презентация проекта;
содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
грамотность изложения хода исследования и его результатов;
новизна представляемого проекта.
Распределение баллов при оценивании каждого компонента:
0 баллов | отсутствие данного компонента в проекте |
1 балл | наличие данного компонента в проекте |
2 балла | высокий уровень представления данного компонента в проекте |
Критерии оценивания проектной и исследовательской деятельности учащихся
Компонент проектной деятельности | Критерии оценивания отдельных характеристик компонента | Баллы |
Содержательный | Значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике | 0—2 |
Правильность выбора используемых методов Исследования | 0—2 | |
Глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей | 0—2 | |
Доказательность принимаемых решений | 0—2 | |
Наличие аргументированных выводов и Заключений | 0—2 | |
Деятельностный | Степень индивидуального участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта | 0—2 |
Характер взаимодействия участников проекта | 0—2 | |
Результативный | Форма предъявления проекта и качество его Оформления | 0—2 |
Презентация проекта | 0—2 | |
Содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов | 0—2 | |
Грамотное изложение самого хода исследования и интерпретация его результатов | 0—2 | |
Новизна представляемого проекта | 0—2 | |
Максимальный балл | 24 |
Шкала перевода баллов в школьную отметку:
0—6 баллов — «неудовлетворительно»; 7—12 баллов — «удовлетворительно»; 13—18 баллов — «хорошо»;
19—24 балла — «отлично».
Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по родному (русскому) языку за курс 5 класса
Цель – выявление уровня освоения предметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ООП и стандарта.
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольной работы для учащихся 5 класса по родному (русскому) языку для оценки достижений учащихся.
Назначение КИМ. Назначение данной работы – осуществить объективную индивидуальную оценку учебных достижений результатов освоения основной образовательной программы по родному (русскому) языку. Основная цель и содержание работы определены с учетом Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку.
Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание и структура контрольной работы по предмету разработаны на основе следующих документов и методических материалов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 мая 2012 года. № 413;
2. Примерная основная общеобразовательная программа основного общего образования по литературе ФГОС; (стандарты второго поколения) от 17.12.2010г.
План стандартизированной контрольной работы
Раздел работы | Проверяемые умения и навыки | Время выполне ния | Тип задания | Максималь ный балл |
Тестирование | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | 5 | ВО | 5 |
| Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен существительных | 10 | ВО | 8 |
Анализ текста | Определение функциональной разновидности текстов с описанием. | 5 | ВО | 5 |
Письмо | Текст и его основные признаки. Средства связи предложений и частей текста. Типы речи: признаки описания, повествования, рассуждения. Создание собственного текста в соответствии с коммуникативной задачей. | 20 | РО | 2 |
| Логичное построение самостоятельно созданного текста | | | 2 |
| Соблюдение орфографических норм. | | | 2 |
| Соблюдение пунктуационных норм. | | | 2 |
| Соблюдение речевых и грамматических норм. | | | 2 |
Распределение заданий по разделам программы
Раздел работы | Раздел программы (содержательная линия) |
Тестирование | Орфоэпия. |
| Грамматика. |
Анализ текста. | Текст. |
Письмо | Сочинение по предложенной теме. |
Распределение заданий по уровню сложности
№ п/п | Раздел работы | Количество заданий базового уровня сложности | Количество заданий повышенного уровня сложности |
1. | Тестирование | 2 | |
2. | Анализ текста. | 1(5) | |
3. | Письмо | | 1 |
| Всего | 87,5 | 12.5 |
Инструкция по проверке и оценке работ
№ задания | Планируемый результат (проверяемые элементы содержания) | Уровень сложности | Максимальный балл |
1 | Орфоэпия. Определение ударения в слове | базовый | 5 |
7 | Грамматика. Определение рода несклоняемых имен существительных . | базовый | 8 |
8 | Определение функциональной разновидности текстов с описанием. | базовый | 5 |
11 | Создание собственного текста в соответствии с коммуникативной задачей. | повышенный | 2 |
| Логичное построение самостоятельно созданного текста | | 2 |
| Соблюдение орфографических норм. | | 2 |
| Соблюдение пунктуационных норм. | | 2 |
| Соблюдение речевых и грамматических норм. | | 2 |
Критерии оценивания развернутого ответа
Критерии оценивания | Баллы | |
Содержание ответа (сочинение) | ||
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, фактические ошибки отсутствуют. | 2 | |
Работа соответствует теме и заданию, приведены аргументы, но есть фактическая ошибка. | 1 | |
Допущена фактическая ошибка, связанная с пониманием темы и задания | 0 | |
Речевое оформление ответа (сочинения) | ||
Соблюдение смысловой цельности, речевая связность и логика изложения | 2 | |
Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
Допущено более 1 логической ошибки | 0 | |
Грамотность |
| |
Соблюдены орфографические нормы. (не допущено ни одной орфографической ошибки). | 2 | |
Допущены 1-2 орфографические ошибки. | 1 | |
Допущено боле двух ошибок. | 0 | |
Соблюдены пунктуационные нормы. (не допущено ни одной пунктуационной ошибки). | 2 | |
Допущены 1-2 пунктуационные ошибки. | 1 | |
Допущено боле двух ошибок. | 0 | |
Соблюдены речевые и грамматические нормы (не допущено речевых и грамматических ошибок) | 2 | |
Допущены 1-2 ошибки | 1 | |
Допущено более 2 ошибок | 0 | |
Максимальное количество баллов | 10 |
Рекомендуемая шкала выставления школьных отметок
Школьная отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Первичный балл | 25-28 баллов | 19-24 балла | 10-18 баллов | 0-9 баллов |
Уровень обученности | Повышенный | базовый | недостаточный |
Демонстрационный материал
Годовая контрольная работа по родному (русскому) языку.
( 5 класс)
I вариант.
1. Расставить ударения в словах : каталог, позвонишь, квартал, кухонный, поняла, украинский, банты, заржаветь, километр, красивее.
2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, тюль, мелочь, аллергия, киви, манго, йогурт, брифинг, мораль, шампунь, контроль, аура, лимузин, конферансье, жюри, карате.
3. Укажите, к какому стилю относится текст:
А) «Фонетика – это раздел лингвистики, в котором изучаются звуки речи».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Б. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Волов распрягли и пустили пастись на траву. Возы оставили на дороге; а сами сели в кружок впереди куреня и закурили люльки. Но куда уже тут до люлек? За россказнями да за раздобарами вряд ли и по одной досталось. После полдника стал дед потчевать гостей дынями». (Гоголь Н.)
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
В. Укажите, к какому стилю относится текст:
- Привет! Как дела?
- Нормально. А у тебя?
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Г. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №2 г. Усинска».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Д . Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце». (
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
4. Составить текст - описание из 5 -8 предложений на тему «Весенний лес»
2 вариант
1. Расставить ударения в словах : ходатайство, , включим, квартал ,кладовая, свекла, проспала, шарфы, щавель, каталог ,договор.
2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам: мозоль, рояль, плато, шимпанзе, мадам, кашне, фланель, такси, удаль, жалюзи, пламя, невежда, подмастерье, хиппи, марионетка.
3. Укажите, к какому стилю относится текст:
А «Ветер – это движение воздушных масс над поверхностью Земли. Движение воздуха от Земли называется восходящим потоком, а движение вниз – нисходящим. Ветер – это один из важнейших элементов природы. Его название зависит от стороны света. Например, ветер, дующий с юга на север, называется южным, а с северо-запада на юго-восток – северо-западный ветер».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Б. «Слушай, сегодня на улице такой ветрище! Мне аж страшно! Дует так сильно, что с ног сбивает!»
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
В. «Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Г. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Д . «Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
4. Составить текст - повествование из 5 -8 предложений на тему «В весеннем лесу
3 вариант
Расставить ударения в словах: начал, облилась, цепочка, отдав; подняв, новости, зажило, создала; черпать, понял;
2.Определить род имен существительных, распределить по столбикам:
шимпанзе, рельс, рояль, кенгуру , картофель, иваси, колибри, мышь, кольраби,драже, такси, конфетти, фойе, пюре, купе, шоссе,.
3.Укажите, к какому стилю относится текст:
А .«Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Усинска».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Б. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, и на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
В. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Существительное- это знаменательная часть речи, которая обозначает предмет».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Г. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Слушай, сегодня на улице такой холод. Мне аж страшно! Аж невозможно дышать!»
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Д. Укажите, к какому стилю относится текст:
«Орфоэпия – раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
4. Составить текст - РАССУЖДЕНИЕ из 5 -8 предложений на тему «Берегите лес »
4 вариант
1.Расставить ударения в словах : эксперт; кухонный; ходатайство; закупорить ,облегчить; донизу; иконопись; кладовая, создала, принял.
2. Определить род имен существительных, распределить по столбикам: кофе, кафе, цеце, какао, какаду, шимпанзе, салями, пюре, Конферансье , фламинго, авеню, интервью, кашне, пенсне, шоссе, кино.
3. Укажите, к какому стилю относится текст:
А. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Б. «Когда однорукий Федор вернулся домой, мать была в живых. Состарилась, отощала, седины прибавилось. Усадила за стол, а угощать-то и нечем. Было у Федора свое, солдатское.».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
В. - Привет! Как дела?
- Нормально. А у тебя?
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Г. «Прошу принять моего ребёнка, Иванова Кирилла, в 5а класс МОУ «СОШ №12 г. Усинска».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
Д. «Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки».
1) художественный
2) научный
3) разговорный
4) публицистический
5) официально-деловой
4. Составить текст - РАССУЖДЕНИЕ из 5 -8 предложений на тему «Зачем нужно беречь природу?» »
Ответы:
Вариант 1
1: катал0г, позвонИшь, квартАл, кУхонный, понялА, украИнский, бАнты, заржАветь, киломЕтр красИвее.,
2
МР : кофе, тюль, контроль, йогурт, брифинг, лимузин, конферансье,
ЖР: мораль, шампунь, мелочь, аллергия, аура,
СР:, жюри, карате,
киви, манго,
3.А2Б1В3Г5Д1
Вариант 2
1. ходАтайство, , включИм, квартАл ,кладовАя, свЁкла, проспалА, шАрфы, щавЕль, каталОг ,договОр.
2
МР рояль, шимпанзе, подмастерье, хиппи, плато,
ЖР мадам, мозоль, фланель, удаль, пламя, марионетка,
СР кашне, такси, жалюзи, рагу, киви, жюри,
3.А2 Б3 В2 Г4 Д3
Вариант 3
1. нАчал, облилАсь, цепОчка, отдАв; поднЯв, красИвее, зАжило, создалА; чЕрпать, пОнял;
2.
МР шимпанзе, рельс, рояль, кенгуру , картофель
ЖР иваси, колибри, мышь, кольраби,
СР драже, такси, конфетти, фойе, пюре, купе, шоссе, жалюзи, алиби, киви, жюри,
3. А5 Б1 В2 Г3 Д2
Вариант 4
1. экспЕрт, кУхонный, ходАтайство, закУпорить ,облегчИть, дОнизу, Иконопись, кладовАя, создалА, прИнял.
2.
МР кофе, какаду, шимпанзе, конферансье , фламинго,
ЖР салями, цеце, авеню, шоссе,
СР кино, кафе, какао, пюре, интервью, кашне, пенсне
3. А4 Б1 В3 Г5 Д1