СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска


«Обсуждено» на заседании МО «Рассмотрено» «Утверждено»

Протокол № 1 на заседании МС директор школы

от «____»_____2021г. от «____»_____2021г. О.И. Елозина _____

Корсикова Г.Ф._____ Чмыхова Я.Ю._____ «____»_____2021г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»
















Учитель: Филькова Е.А.

Класс: 6

Учебный год 2021-2022










1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2021-2022 г.

На изучение литературы в 6 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).


Цели и задачи:


* формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

* развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых ля успешной социализации и самореализации личности;

* постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы

* содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

* поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать

* интерпретировать художественный текст;

* овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

* овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);


Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.


Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода (четверти), с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений, ценностных ориентаций. Промежуточная аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением о формах, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

- осознавать эстетическую ценность русской литературы.

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- умению контроля.

- принятию решений в проблемных ситуациях.

-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Ученик получит возможность научиться:

- основам саморегуляции.

- осуществлению познавательной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;

- строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;

- осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

- строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- организовывать деловое сотрудничество.

- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

- оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

- вступать в диалог.

- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий.

Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников в 6 классе.

Личностные результаты:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные  результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

  • Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  • Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

  • Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.


  1. Содержание учебного предмета


ВВЕДЕНИЕ


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представления)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев.Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования. Рассказ «Человек на часах»

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий», «Смерть чиновника»Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная природа в стихотворениях русских поэтов


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Александр Иванович Куприн. Рассказ«Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок».Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.


Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.


Родная природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.


Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Из литературы народов России

Габдулла Тукай.Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта.«Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям,своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев.Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.


ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).


Произведения зарубежных писателей

Мигель де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервнтеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения).

Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).


Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада(начальное представление).

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).







































4. Тематическое планирование уроков литературы 6 «Г» класса


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт



Введение (1 ч)

1

Художественное произведение, автор, герои.

1



Устное народное творчество (4 ч)

2

Обрядовый фольклор.

1



3

Пословицы и поговорки.

1



4

Вн.чт. Загадки.

1



5

Р/р. Урок-посиделки «Русский фольклор».

1



Древнерусская литература (1 ч)

6

Русская летопись.

1



Литература 18 века (1 ч)

7

Русские басни. И.И. Дмитриев «Муха».

1



Литература 19 века (46 ч)

8

И.А.Крылов. «Осёл и Соловей».

1



9

И. А. Крылов. «Листы и Корни».

1



10

И. А. Крылов «Ларчик».

1



11

Р/р. Русские басни.

1



12

А. С. Пушкин. «И. И. Пущину».

1



13

А. С. Пушкин. «Узник».

1



14

А. С. Пушкин. «Зимнее утро».

1



15

Вн.чт. А. С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина.

1



16

Р/р. А. С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.

1



17

А. С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский-старший и Троекуров.

1



18

«Дубровский»: бунт крестьян.

1



19

«Дубровский»: история любви.

1



20

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

1



21

«Дубровский»: композиция романа.

1



22

Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов.

1



23

Написание классного контрольного сочинения. К.р.

1



24

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои.

1



25

«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести.

1



26

Вн.чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои.

1



27

М.Ю.Лермонтов. «Тучи».

1



28

М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»

1



29

М.Ю.Лермонтов «Листок»

1



30

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»

1



31

Р/р. Подготовка к классному сочинению на тему «Как выражается мотив одиночества в стихотворении

М. Ю. Лермонтова (по выбору).

1



32

Р/р. Написание классного сочинения на тему «Как выражается мотив одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова (по выбору).

1



33

И. С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1



34

«Бежин луг»: образы крестьянских детей.

1



35

«Бежин луг»: картины природы.

1



36

Вн.чт. И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».

1



37

Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело…».

1



38

Ф.И.Тютчев «С поляны коршун поднялся…».

1



39

Ф.И.Тютчев «Листья».

1



40

А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила…».

1



41

А.А.Фет «Ещё майская ночь».

1



42

А.А.Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…».

1



43

Р/р. Подготовка к домашнему анализу лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

1



44

Н.А.Некрасов «Железная дорога»: автор и народ.

1



45

Н.А.Некрасов «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.

1



46

Контрольная работа по творчеству И. С. Тургенева,

Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.

1



47

Н.С.Лесков «Левша»: народ и власть.

1



48

Н.С.Лесков «Левша»: язык сказа, понятие об иронии.

1



49

Р/р. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.

1



50

Вн.чт. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

1



51

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»: герои рассказа.

1



52

А.П.Чехов «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.

1



53

Вн.чт. А.П. Чехов. Рассказы.

1



Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (3 ч)

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX ве ка. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри — какая мгла…».

1



55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Е. А. Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

1



56

Романсы на стихи русских поэтов. А. С. Пушкин. «Зимний вечер»; М. Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф. И. Тютчев. «Ещё в полях белеет снег…».

1



Литература 20 века (26 ч)

57

А. И. Куприн. «Чудесный доктор»: герой и прототип.

1



58

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»: как рождественский рассказ.

1



59

А. С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.

1



60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

1



61

А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы-символы в сказке.

1



62

Вн.чт. А. П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле», «Корова» и др.

1



63

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1



64

Д.С.Самойлов «Сороковые».

1



65

В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои.

1



66

«Конь с розовой гривой»: проблематика рассказа, речь героев.

1



67

Р/р. Подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос.

1



68

В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени.

1



69

В.Г.Распутин «Уроки французского»: стойкость главного героя.

1



70

В.Г.Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна.

1



71

В.М. Шукшин «Критики»: образ «странного» героя.

1



72

Вн.чт. В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».

1



73

Ф. И. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики.

1



74

«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе.

1



75

Классное сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В. П. Астафьева, Ф. А. Искандера (по выбору). К.р.

1



76

Родная природа в русской поэзии ХХ века. А. А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

1



77

С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

1



78

А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».

1



79

Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.

1



80

Н. М. Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа.

1



81

Р/р. Урок-праздник. Родная природа в лирике русских поэтов XIX и XX веков.

1



82

Р/р. Классное сочинение по произведениям русских поэтов XIX и XX веков о родине и родной природе. К.р.

1



Из литературы народов России (2 ч)

83

Габдулла Тукай. «Родная деревня», «Книга».

1



84

Кайсын Кулиев. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малый мой народ…».

1



Из зарубежной литературы (17 ч)

85

Мифы народов мира. Мифы Древней Греции.

1



86

Подвиги Геракла: воля богов - ум и отвага героев.

1



87

Вн.чт. Древнегреческие мифы.

1



88

Геродот «Легенда об Арионе».

1



89

Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма.

1



90

Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма.

1



91

Вн.чт. Гомер. «Одиссея».

1



92

М.Сервантес. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире.

1



93

«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы.

1



94

«Дон Кихот»: нравственный смысл романа.

1



95

«Дон Кихот»: вечные образы в искусстве.

1



96

Ф.Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести.

1



97

П.Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация.

1



98

«Маттео Фальконе»: отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства.

1



99

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые.

1



100

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

1



101

Вн.чт. «Маленький принц»: вечные истины в сказке.

1



102

Письменный ответ на проблемный вопрос «Как повлияла на меня литература, изученная в 6 классе?». К.р.

1



103

Итоговый контрольный тест.

1



104

Р/р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса».

1



105

Р/р. Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса». Задания для летнего чтения.

1
















































Аннотация к рабочей программе по литературе 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 года, программы по литературе для 5-9 классов (авторы В.Я.Коровина и др.), основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 28 г. Брянска, учебного плана МБОУ СОШ № 28 г. Брянска 2021-2022 г.

На изучение литературы в 6 классе в учебном плане МБОУ СОШ №28 г. Брянска отводится 105 часа в год из расчета 3 часа в неделю (на 35 учебных недель).

Цель рабочей программы: обеспечение реализации личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов в обучении учащихся 6 класса для формирования интеллектуальной, творческой и духовно развитой личности, обладающей национальным самосознанием.

Задачи:

  • воспитывать отношение к литературе как высшему национальному достоянию,

  • способствовать повышению интереса к предмету и успешному его изучению;

  • способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

  • необходимых для чтения, анализа и интерпретации литературных произведений в единстве их формы и содержания;

  • совершенствовать умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

  • показать возможности использования опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.

Место предмета:

Количество учебных часов по предмету: 105,  

Количество часов по учебному плану - 105.

Общее количество часов в неделю - 3.

• Развитие речи - 12 часов

• Внеклассного чтения - 11часов  

Виды контроля:

 • промежуточный; пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

• итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.  


Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 6 класса

В результате изучения литературы учащиеся должны знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям


Основные разделы (темы) содержания:

  1. Введение – 1 ч.

  2. Устное народное творчество – 4 ч.

  3. Древнерусская литература – 1 ч.

  4. Русская литература 18 века – 1 ч.

  5. Русская литература 19 века – 46 ч.

  6. Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. – 3 ч.

  7. Русская литература 20 века – 26 ч.

  8. Литература народов России – 2 ч.

  9. Зарубежная литература – 17 ч.

  10. Итоговый контроль – 4 ч.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!