СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка состоит из планируемых результатов освоения предмета, содержания, тематического планирования.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Староалгашинская средняя школа

имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина

МО "Цильнинский район" Ульяновской области



Рассмотрено "Согласовано" "Утверждаю"

на заседании МО заместитель директор

Протокол №___ директора по УВР МОУ Староалгашинская

от "___"_____________2019г. _____ Унерке Е.А. средняя школа

руководитель МО "____" __________2019г. ______ Шахина Н.К.

_____(___________________) приказ № ______

от "____" ________2019г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА




Предмет: РОДНОЙ ЯЗЫК и РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Класс: 9

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Учитель: ДЕНИСОВА АЛЕСЯ ИВАНОВНА

Количество часов по учебному плану: 34 часа в год.

Учебник: 9 класс. Чувашский язык. Синтаксис.(учебник для 8-9 классов) издание 2-е

/И.А.Андреев., Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2009

Чувашская литература. Учебник-хрестоматия/В.П.Никитин, Чебоксары:

Чувашское книжное издательство,2003

Рабочую программу составила ________ Денисова А.И.


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол № _____ от

"_____" _______________2019г.




с. Старые Алгаши

2019-2020 учебный год




ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТА РОДНОЙ ЯЗЫК

Личностные:

Ученик научится:

  • осознавать эстетическую ценность родного (чувашского) языка;

  • уважительно относиться к родному языку, гордится за него;

  • сохранять чистоту чувашского языка как явления национальной культуры;

  • стремлению к речевому самосовершенствованию;

  • усваивать достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

  • способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать родной язык как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа;

  • понимать определяющую роль чувашского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

  • осознавать его значение в процессе получения школьного образования.



Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Ученик получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.



Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•  владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Ученик получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.


Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Предметные результаты:

В результате изучения курса родного языка обучающиеся будут иметь

* представление об основных функциях языка;

* понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

* усвоение основных научных знаний о родном языке;

* освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;

* овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами литературного

языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

* опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

* проведение различных видов анализа слова;

* понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

*осознание эстетической функции родного языка.











СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Родной язык - народной мудрости родник.

Словосочетание. Простое предложение.

Понятие о сложном предложении.

Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения

Виды сложных предложений.

Бессоюзное сложное предложение, их грамматические признаки.

Запятая и точка в бессоюзных предложениях.

Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.

Тире в бессоюзных сложных предложениях.

Средства связи частей сложного предложения.

Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.

Понятие о сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.

Устная и письменная речь.

Стили речи.

Деловые бумаги

Понятие о сложноподчиненном предложении.

Сложноподчиненные предложения

Средства связи частей сложноподчиненного предложения.

Место придаточного предложения по отношению к главному.

Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Значение сложноподчиненных предложений

Придаточные подлежащие.

Придаточные сказуемые.

Придаточные определительные.

Придаточные дополнительные.

Придаточные обстоятельственные.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.

Сложные предложения с разными видами связи.

Этапы развития чувашской письменности.

Новый период в развитии чувашской письменности.

Современная чувашская письменность.

Исследователи чувашского языка.

Иван Яковлевич Яковлев и письменность.

Завещание И.Я.Яковлева «Чувашскому народу»

Текст и виды текста. Средства связи предложений в тексте.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Родной язык)


п/п

Название раздела/темы

Количество
часов

1.

Родной язык - народной мудрости родник.

1.Повторение изученного в 8 классе. Словосочетание. Простое

предложение. (1ч)

2. Контрольный диктант по теме «Повторение простых предложений».

Входная диагностика.(1 ч)

2

2.

Сложное предложение.

1. Понятие о сложном предложении. Основные средства синтаксической

связи между частями сложного предложения. Виды сложных

предложений (1ч)

1

3.

Бессоюзные сложные предложения.

1. Грамматические признаки бессоюзного предложения. Знаки препинания

в бессоюзных предложениях. (1 ч)

2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.(1ч)

3. Средства связи частей сложного предложения. Синтаксический и

пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (1ч)

3

4.

Сложносочиненное предложение.

1. Понятие о сложносочиненном предложении. Знаки препинания в

сложносочиненном предложении. (1ч)

2. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного

предложения.(1ч)

3. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» (1ч)

3

5.

Устная и письменная речь.

1. Речь. Стили речи. Деловые бумаги.(1ч)

1



6

Сложноподчиненное предложение.

1.Средства связи в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в

сложноподчиненных предложениях. (1ч)

2.Виды сложноподчиненных предложений. (1ч)

3. Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». (1ч)

3

7.

Этапы развития чувашской письменности.

1. Современная чувашская письменность. Исследователи чувашского языка.

(1ч)

2. Завещание И.Я.Яковлева«Чувашскому народу» (1ч)

2

8.

Текст и виды текста.

1. Текст и виды текста. Средства связи предложений в тексте.

1

9.

Заключение.

1.Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

1


ИТОГО

17












ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской иден­тичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Роди­ну, прошлое и настоящее многонациональ­ного народа России; осознание своей этни­ческой принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности об­учающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, язы­ковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, куль­туре, языку, вере, гражданской позиции, к ис­тории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с дру­гими людьми и достигать в нем взаимопони­мания;

  • освоение социальных норм, правил пове­дения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школь­ном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетент­ности в решении моральных проблем на осно­ве личностного выбора, формирование нрав­ственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетент­ности в общении и сотрудничестве со сверст­никами, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видах деятельности;

  • формирование экологической культуры на ос­нове признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответствен­ного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освое­ние художественного наследия народов Рос­сии и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.



Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели сво­его обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути до­стижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируе­мыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требова­ний, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооцен­ки, принятия решений и осуществления осо­знанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обоб­щения, устанавливать аналогии, классифици­ровать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (ин­дуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразо­вывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; ра­ботать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые сред­ства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и по­требностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-­коммуникационных технологий.


Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений чувашского фольклора и фольк­лора других народов, древнечувашской литера­туры, литературы XVII,XVIII в., чувашских писателей XIX-XXвв;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравствен­ных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное про­изведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нрав­ственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять ге­роев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сю­жета, композиции, изобразительно-вырази­тельных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содер­жания произведения (элементы филологиче­ского анализа); владение элементарной лите­ратуроведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным цен­ностям чувашской литературы и культуры, со­поставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • собственная интерпретации (в отдельных слу­чаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отно­шение к ней;

  • восприятие на слух литературных произве­дений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произве­дения или их отрывки с использованием об­разных средств родного языка и цитат из тек­ста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домаш­ние творческие работы; рефераты на литера­турные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; фор­мирование эстетического вкуса;

  • понимание слова в его эстетиче­ской функции, роли изобразительно-вы­разительных языковых средств в создании художественных образов литературных про­изведений.

























































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА



Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы.

Устное народное творчество и старинная письменность.

Художественные средства: речевые фигуры стихотворных молитв.

Поэтика магического языка. Жанры и признаки.

Письменные памятники предков. Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию».

Жанр, композиция, история, реальность. Юсуп Баласагуни «Хатла пелу».

Развитие литературы XVII века.

Творчество Калай Малля. Тема, проблема в стихотворении «Отцы и матери».

Развитие литературы XVIII века.

Жизнь и творчество ОхатерТомеева.

Публицистическая острота произведений. Виды очерков.

Жизнь и творчество Н.Бичурина. Жанр, вид, пафос, произведения «Байкал».

Развитие литературы XIX века. Ее достоинства и недостатки, темы, лирика, проза.

Жизнь и творчество С.М.Михайлова – Яндуш. Тема, проблема, лирический герой его произведений.

Писатели чувашской литературы XIX века. Ценность их произведений.

Чувашская литература XX века. Тема, проблема стихотворения Н.Шелепи «Россия».

Развитие прозы 1920-1930 годов. Тема, проблема произведений.

20-ые годы 20 века. Жанры и темы лирики, прозы и драматургии. Д.Юман.

Тема, проблема, лирический герой в стихотворении В.Митта.

Тема, проблема, размер стихосложения, художественные средства, речевые фигуры: в стихотворениях В.Митты «Песня», «Родной язык».

Развитие литературы в 30-ые годы. И.Тукташ «Белый голубь».

Чувашская литература середины 20 века.

Тема, проблема произведения А,Алга «22-ое июня».

Тема, проблема, композиция стихотворения А.Алга «Перед воротами Брандербурга».

Тема, проблема в романе П.П. Хузангая «Семья Аптраман».

Лирический жанр. Стихотворения П.Хузангая «Моя звезда»: «Запах бани».

Название, тема, проблема, жанр произведения П.Хузангая «Напротив ветра рысью бежит добрый конь».

Произведения о Великой Отечественной войне.

Тема, проблема произведения Ю.Скворцова «Красные маки».

Сюжет, композиция, художественные средства в произведении Ю. Скворцова «Красные маки».






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Родная литература)


п/п

Название раздела/темы

Количество
часов

1.

Введение.

1. Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры

и литературы. Входная диагностика.(1 ч)

1

2.

Устное народное творчество.

1. Старинная письменность. Стихотворные молитвы. Поэтика магического

жанра. (1 ч)

2. Письменные памятники предков. Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в

Волжскую Булгарию». Юсуп Баласагуни «Хатла пелу». ( 1 ч)

2

3.

Развитие литературы XVII века.

1. Творчество Калай Малля. Тема, проблема в стихотворении «Отцы и

матери».(1ч)

1

4.

Развитие литературы XVIII века.

1. Жизнь и творчество представителей литературы 18 века: Охатер

Томеев, Н.Бичурин.

1

5.

Развитие литературы XIX века.

1. Жизнь и творчество С. Михайлова – Яндуш. Тема, проблема,

лирический герой его произведений.

2. Н.Ашмарин – всемирно известный языковед. Лирическая сказка

«Качи сави». (1ч)

2

6.

Развитие литературы XX века.

1.Н.Шелепи. Жизнь и творчество.Поэзия (1ч)

2. Р.Р.Сочинение «Любовь и клятва».(1ч)

3.Литература 20-х годов XX века. М.Юман. (1ч)

4. Тема, проблема, размер стихосложения, художественные средства,

речевые фигуры: в стихотворениях В.Митты «Родина…», «Песня»,

«Родной язык». (1ч)

5. Литература 30-х годов XX века. Лирика И.Тукташ.

6. Литература 40-50-х годов XX века. А.Алка «22-е июня», «Перед

Бранденбургскими воротами».

7. П.Хузангай – великий чувашский поэт.Поэзия.

8.Литература конца XX века. Лирический герой поэзии Я.Ухсай.

9.Ю.Скворцов – талантливый прозаик, переводчик. Повесть «Красные

маки».

9

7

Заключение.

1.Итоговая контрольная работа за курс 9 класса.

1


ИТОГО

17












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!