Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староалгашинская средняя школа
имени Героя Советского Союза Н.Г.Князькина
МО "Цильнинский район" Ульяновской области
Рассмотрено "Согласовано" "Утверждаю"
на заседании МО заместитель директор
Протокол №___ директора по УВР МОУ Староалгашинская
от "___"_____________2019г. _____ Унерке Е.А. средняя школа
руководитель МО "____" __________2019г. ______ Шахина Н.К.
_____(___________________) приказ № ______
от "____" ________2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: РОДНОЙ ЯЗЫК и РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Класс: 9
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Учитель: ДЕНИСОВА АЛЕСЯ ИВАНОВНА
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год.
Учебник: 9 класс. Чувашский язык. Синтаксис.(учебник для 8-9 классов) издание 2-е
/И.А.Андреев., Чебоксары: Чувашское книжное издательство,2009
Чувашская литература. Учебник-хрестоматия/В.П.Никитин, Чебоксары:
Чувашское книжное издательство,2003
Рабочую программу составила ________ Денисова А.И.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № _____ от
"_____" _______________2019г.
с. Старые Алгаши
2019-2020 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА РОДНОЙ ЯЗЫК
Личностные:
Ученик научится:
осознавать эстетическую ценность родного (чувашского) языка;
уважительно относиться к родному языку, гордится за него;
сохранять чистоту чувашского языка как явления национальной культуры;
стремлению к речевому самосовершенствованию;
усваивать достаточный объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Ученик получит возможность научиться:
понимать родной язык как одной из основных национально-культурных ценностей чувашского народа;
понимать определяющую роль чувашского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
осознавать его значение в процессе получения школьного образования.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Ученик получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Ученик получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты,включаяумение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Ученик получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты:
В результате изучения курса родного языка обучающиеся будут иметь
* представление об основных функциях языка;
* понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
* усвоение основных научных знаний о родном языке;
* освоение базовых понятий лингвистики и ее основных разделов;
* овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами литературного
языка, нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
* опознавание и анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
* проведение различных видов анализа слова;
* понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
*осознание эстетической функции родного языка.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Родной язык - народной мудрости родник.
Словосочетание. Простое предложение.
Понятие о сложном предложении.
Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения
Виды сложных предложений.
Бессоюзное сложное предложение, их грамматические признаки.
Запятая и точка в бессоюзных предложениях.
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
Тире в бессоюзных сложных предложениях.
Средства связи частей сложного предложения.
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения.
Понятие о сложносочиненном предложении.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.
Устная и письменная речь.
Стили речи.
Деловые бумаги
Понятие о сложноподчиненном предложении.
Сложноподчиненные предложения
Средства связи частей сложноподчиненного предложения.
Место придаточного предложения по отношению к главному.
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.
Значение сложноподчиненных предложений
Придаточные подлежащие.
Придаточные сказуемые.
Придаточные определительные.
Придаточные дополнительные.
Придаточные обстоятельственные.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения.
Сложные предложения с разными видами связи.
Этапы развития чувашской письменности.
Новый период в развитии чувашской письменности.
Современная чувашская письменность.
Исследователи чувашского языка.
Иван Яковлевич Яковлев и письменность.
Завещание И.Я.Яковлева «Чувашскому народу»
Текст и виды текста. Средства связи предложений в тексте.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Родной язык)
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов |
1. | Родной язык - народной мудрости родник. 1.Повторение изученного в 8 классе. Словосочетание. Простое предложение. (1ч) 2. Контрольный диктант по теме «Повторение простых предложений». Входная диагностика.(1 ч) | 2 |
2. | Сложное предложение. 1. Понятие о сложном предложении. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Виды сложных предложений (1ч) | 1 |
3. | Бессоюзные сложные предложения. 1. Грамматические признаки бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях. (1 ч) 2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.(1ч) 3. Средства связи частей сложного предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения (1ч) | 3 |
4. | Сложносочиненное предложение. 1. Понятие о сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. (1ч) 2. Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения.(1ч) 3. Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» (1ч) | 3 |
5. | Устная и письменная речь. 1. Речь. Стили речи. Деловые бумаги.(1ч) | 1 |
6 | Сложноподчиненное предложение. 1.Средства связи в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. (1ч) 2.Виды сложноподчиненных предложений. (1ч) 3. Контрольный диктант по теме «Сложные предложения». (1ч) | 3 |
7. | Этапы развития чувашской письменности. 1. Современная чувашская письменность. Исследователи чувашского языка. (1ч) 2. Завещание И.Я.Яковлева«Чувашскому народу» (1ч) | 2 |
8. | Текст и виды текста. 1. Текст и виды текста. Средства связи предложений в тексте. | 1 |
9. | Заключение. 1.Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 1 |
| ИТОГО | 17 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений чувашского фольклора и фольклора других народов, древнечувашской литературы, литературы XVII,XVIII в., чувашских писателей XIX-XXвв;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям чувашской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств родного языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы.
Устное народное творчество и старинная письменность.
Художественные средства: речевые фигуры стихотворных молитв.
Поэтика магического языка. Жанры и признаки.
Письменные памятники предков. Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию».
Жанр, композиция, история, реальность. Юсуп Баласагуни «Хатла пелу».
Развитие литературы XVII века.
Творчество Калай Малля. Тема, проблема в стихотворении «Отцы и матери».
Развитие литературы XVIII века.
Жизнь и творчество ОхатерТомеева.
Публицистическая острота произведений. Виды очерков.
Жизнь и творчество Н.Бичурина. Жанр, вид, пафос, произведения «Байкал».
Развитие литературы XIX века. Ее достоинства и недостатки, темы, лирика, проза.
Жизнь и творчество С.М.Михайлова – Яндуш. Тема, проблема, лирический герой его произведений.
Писатели чувашской литературы XIX века. Ценность их произведений.
Чувашская литература XX века. Тема, проблема стихотворения Н.Шелепи «Россия».
Развитие прозы 1920-1930 годов. Тема, проблема произведений.
20-ые годы 20 века. Жанры и темы лирики, прозы и драматургии. Д.Юман.
Тема, проблема, лирический герой в стихотворении В.Митта.
Тема, проблема, размер стихосложения, художественные средства, речевые фигуры: в стихотворениях В.Митты «Песня», «Родной язык».
Развитие литературы в 30-ые годы. И.Тукташ «Белый голубь».
Чувашская литература середины 20 века.
Тема, проблема произведения А,Алга «22-ое июня».
Тема, проблема, композиция стихотворения А.Алга «Перед воротами Брандербурга».
Тема, проблема в романе П.П. Хузангая «Семья Аптраман».
Лирический жанр. Стихотворения П.Хузангая «Моя звезда»: «Запах бани».
Название, тема, проблема, жанр произведения П.Хузангая «Напротив ветра рысью бежит добрый конь».
Произведения о Великой Отечественной войне.
Тема, проблема произведения Ю.Скворцова «Красные маки».
Сюжет, композиция, художественные средства в произведении Ю. Скворцова «Красные маки».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Родная литература)
№ п/п | Название раздела/темы | Количество часов |
1. | Введение. 1. Литература как искусство слова. Периоды развития чувашской культуры и литературы. Входная диагностика.(1 ч) | 1 |
2. | Устное народное творчество. 1. Старинная письменность. Стихотворные молитвы. Поэтика магического жанра. (1 ч) 2. Письменные памятники предков. Ахмед Ибн Фадлан «Путешествие в Волжскую Булгарию». Юсуп Баласагуни «Хатла пелу». ( 1 ч) | 2 |
3. | Развитие литературы XVII века. 1. Творчество Калай Малля. Тема, проблема в стихотворении «Отцы и матери».(1ч) | 1 |
4. | Развитие литературы XVIII века. 1. Жизнь и творчество представителей литературы 18 века: Охатер Томеев, Н.Бичурин. | 1 |
5. | Развитие литературы XIX века. 1. Жизнь и творчество С. Михайлова – Яндуш. Тема, проблема, лирический герой его произведений. 2. Н.Ашмарин – всемирно известный языковед. Лирическая сказка «Качи сави». (1ч) | 2 |
6. | Развитие литературы XX века. 1.Н.Шелепи. Жизнь и творчество.Поэзия (1ч) 2. Р.Р.Сочинение «Любовь и клятва».(1ч) 3.Литература 20-х годов XX века. М.Юман. (1ч) 4. Тема, проблема, размер стихосложения, художественные средства, речевые фигуры: в стихотворениях В.Митты «Родина…», «Песня», «Родной язык». (1ч) 5. Литература 30-х годов XX века. Лирика И.Тукташ. 6. Литература 40-50-х годов XX века. А.Алка «22-е июня», «Перед Бранденбургскими воротами». 7. П.Хузангай – великий чувашский поэт.Поэзия. 8.Литература конца XX века. Лирический герой поэзии Я.Ухсай. 9.Ю.Скворцов – талантливый прозаик, переводчик. Повесть «Красные маки». | 9 |
7 | Заключение. 1.Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 1 |
| ИТОГО | 17 |